Научная статья на тему 'Композиция сочинений Г. А. Канчели как проявление монтажности в музыке'

Композиция сочинений Г. А. Канчели как проявление монтажности в музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
297
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.А. КАНЧЕЛИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / ТЕМАТИЗМ / "КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЭЛЛИПСИС" / МОНТАЖНОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / МОЗАИЧНОСТЬ / G.A. KANCHELI / MUSICAL WORK / COMPOSITION / THEMATISM / "COMPOSITIONAL ELLIPSIS" / ARRANGEMENT FORM / MOSAIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Денисова Зарина Мухриддиновна

Статья обращена к проблеме осмысления особенностей композиционного решения в сочинениях великого композитора нашего времени Гии Александровича Канчели. Автором выявлены принципы одночастности, «композиционного эллипсиса», раскрыты особенности развития тематического материала и доказано, что специфика построения композиции в сочинениях мастера связана с монтажностью как одной из характерных черт современного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Composition of G.A. Kancheli''s works as manifestation of arrangement in music

The article discusses understanding of the specific features of compositional solutions in the works of the great composer of our time Giya Kancheli. The author considers the principles of single-movement and "compositional ellipsis". The peculiarities of the thematic progress are described. It is proven that the specifics of composition in Kancheli's works is associated with the arrangement as one of the characteristic features of the modern art.

Текст научной работы на тему «Композиция сочинений Г. А. Канчели как проявление монтажности в музыке»

УДК 78.021

Денисова Зарина Мухриддиновна

кандидат искусствоведения, доцент Екатеринбургской академии современного искусства, заместитель директора

Екатеринбургской детской школы искусств № 2

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЙ Г.А. КАНЧЕЛИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МОНТАЖНОСТИ В МУЗЫКЕ

Denisova Zarina Muhriddinovna

PhD in Art History, Assistant Professor, Yekaterinburg Academy of Contemporary Art,

Deputy Director at Yekaterinburg Children's School of Arts № 2

COMPOSITION OF G.A. KANCHELI'S WORKS AS MANIFESTATION OF ARRANGEMENT IN MUSIC

Аннотация:

Статья обращена к проблеме осмысления особенностей композиционного решения в сочинениях великого композитора нашего времени - Гии Александровича Канчели. Автором выявлены принципы одночастности, «композиционного эллипсиса», раскрыты особенности развития тематического материала и доказано, что специфика по-строения композиции в сочинениях мастера связана с монтажностью как одной из характерных черт современного искусства.

Ключевые слова:

Г.А. Канчели, музыкальное сочинение, композиция, тематизм, «композиционный эллипсис», монтажное формообразование, мозаичность.

Summary:

The article discusses understanding of the specific features of compositional solutions in the works of the great composer of our time Giya Kancheli. The author considers the principles of single-movement and "compositional ellipsis". The peculiarities of the thematic progress are described. It is proven that the specifics of composition in Kancheli's works is associated with the arrangement as one of the characteristic features of the modern art.

Keywords:

G.A. Kancheli, musical work, composition, thematism, "compositional ellipsis", arrangement form, mosaic.

Современное музыкальное искусство демонстрирует смелый отход художников от сложившихся канонов. Их творчество становится свободнее, не теряя при этом глубины содержания и оригинальности решения. В данном контексте разворачивается и творчество Г.А. Канчели.

Георгий Александрович Канчели - один из выдающихся отечественных композиторов. Творчество композитора представляет собой неповторимое, самобытное явление рубежа XX-XXI вв. На сегодняшний день композитором создано значительное количество произведений в различных жанрах: симфонии, опера «Музыка для живых», литургия «Оплаканный ветром», реквием «Стикс», музыка для театра и кино и многие другие. Неповторимый музыкальный мир, созданный великим композитором нашего времени, представляет собой своеобразную тайнопись, скрывающую сакральные смысловые глубины и неразгаданную вплоть до сегодняшнего дня. В связи с этим одной из важных проблем, касающихся творчества композитора, представляется выявление специфики композиционного решения сочинений Г.А. Канчели. Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы.

Анализируя сочинения композитора, обнаруживаем, что привычная терминология не совсем подходит для определения тематизма (имеется в виду такая терминология, как «главная партия», «побочная партия» и т. д.). При попытке придумать всем тематическим элементам симфонии определенные названия остро ощущается справедливость слов поэта о том, что «мысль изреченная есть ложь». Несмотря на предельную конкретность средств выражения (ясно определяемые жанровые и интонационные истоки тематизма), каждый образ несет в себе сложность и многозначность, возникающие на уровне контекста и не допускающие конкретных вербальных определений. Исследователь творчества Канчели Н. Зейфас также отмечает данную особенность художественного мышления композитора: «Сопоставление различных объемов, плотности, интенсивности звучания рождает в сознании потоки, казалось бы, таких наглядных, почти материальных образов - но они растворяются в воздухе при первой попытке определить их словами. Остаются лишь самые общие представления: возвращение к первоистокам, идея вечности, неразрывная связь с родной землей...» [1, с. 53].

Произведения мастера содержат большое число тематических элементов различного характера, одну часть которых лучше именовать собственно темами, другую - интонационными комплексами. Также при анализе музыки композитора для маркировки тех или иных тематических построений следует использовать тембровые характеристики (например «тематический комплекс трех флейт», «флейтовая тема», «тематическое построение арфы» и т. д.).

В построении композиции музыкальных полотен композитор стремится к одночастности, однако принципы ее организации весьма оригинальны.

Так, например, И. Барсова в статье «Музыкальная драматургия Четвертой симфонии Г. Канчели» кроме признаков сонатно-симфонического цикла обнаруживает в произведении черты формы рондо, которая складывается благодаря повторению темы вступления, выступающей в роли рефрена. В результате композиция симфонии, по мнению исследователя, выглядит следующим образом: вступление, экспозиция (ц. 2), первый эпизод (ц. 10), реприза варьированная (ц. 14), второй эпизод (ц. 21), реприза варьированная (ц. 29), кода (ц. 38).

Предложенная схема представляется вполне убедительной, однако если исходить из содержательно-образной специфики симфонии, то разделы 3, 4, 5 правильнее будет отнести к большому центральному разработочному разделу, в котором развиваются темы, представляющие полярные образы симфонии, изложенные во вступлении и экспозиции. Тогда окажется, что при всей новизне драматургии композиционно Четвертая симфония и другие сочинения Канчели имеют три традиционных для всякого временного искусства раздела, а именно: экспозицию, разработку и репризу, обрамленных вступлением - прологом и кодой - эпилогом.

Однако на уровне целого эта логика постоянно вуалируется введением нового материала. В результате подобной тематической многослойности, формирующей образно-смысловую и пространственно-временную полифонию, основным композиционнообразующим фактором становится принцип внезапных переключений планов, жанрово-стилистических тематических линий и их контрапунктических наложений. Переключения осуществляются на основе действия принципа «композиционного эллипсиса» [2, с. 181]. Напомним, что впервые этим термином воспользовался В. Бобровский, он же разъясняет механизм этого формообразующего приема. В книге «Функциональные основы музыкальной формы» исследователь, опираясь на асафьевское понимание процесса музыкального формообразования как переключения функций сочленов формулы ¡-т^ (I - импульс, т - движение, t - завершение,) [3], выделяет два вида тематического сопоставления: на основе переключения и временного отключения функций. Последнее осуществляется на обрыве развития тематизма, «пропуске необходимых звеньев и переходе посредством отключения функций к вновь возникающему процессу становления формы на новом тематизме» [4, с. 181].

Проведенное исследование позволило выявить, что композиционный эллипсис становится основным формообразующим средством в сочинениях Г.А. Канчели, на основе которого осуществляются многочисленные жанрово-тематические смешения, прерванное «пунктирное» развитие образно-тематических линий [5, с. 30]. Подобное формообразование можно определить как монтажное.

В процессе становления тематического материала в сочинениях Канчели значительную роль приобретает не фактор интонационного развития по принципу «ядро - прорастание - трансформация», не нарождение нового из прежнего путем его переработки, но создание новых самостоятельных тем. Каждая образно-тематическая линия представляется как совокупность ряда тем, относящихся к одному жанру. В результате именно жанр выступает носителем определенного содержательного уровня в том или ином сочинении.

Так образуется многозвеньевой собирательный монтажный образ, складывающийся в процессе накопления его различных элементов, суммирования его отдельных черт. Подобный тип тематического развития исследователи называют «семантически односложным», «моносмысловым», так как каждая отдельная тема, входящая в эту многозвеньевую образно-тематическую цепь, выражает единое для нее содержание.

Подобный экстенсивный, или синтезирующий, метод мышления делает своеобразными архитектонические возможности формы: в ней преобладают построения контрастно-составного типа. Действительно, каждая музыкальная партитура Г.А. Канчели представляет собой композицию, отличающуюся «калейдоскопичностью», мозаикой контрастных эпизодов. При этом необходимо сказать, что их чередование осуществляется по принципу контраста извне, который предполагает несвязность последования и образно-тематическую независимость.

Действие вышеуказанного принципа в сочинениях композитора приводит к высокой степени расчлененности, дробности материала, внутренней самостоятельности, автономности каждого эпизода. Между ними обычно отсутствуют какие бы то ни было связующие, переходные разделы. Чаще всего они отграничены друг от друга гармонической замкнутостью и завершенностью. Последнее усиливается и ритмическим фактором: наличием фермат, пауз, выдержанных созвучий и оркестровых педалей.

Итак, анализ творчества Канчели показал, что монтажность реализуется в нем не только на уровне композиции, а шире - предстает как основополагающий принцип его художественного мышления и проявляется в следующем:

- высокая степень расчлененности, дробности материала;

- внезапные переключения жанрово-тематических линий на основе последовательно проводимого принципа композиционного эллипсиса и их контрапунктические вертикальные совмещения;

- прерванное, «пунктирное» развитие жанрово-тематических линий;

- особый «экстенсивный», «синтезирующий» метод тематической работы, в результате чего образуется многосоставной «собирательный» (монтажный) образ, как следствие - господство экспозиционных функций в форме;

- «мозаичность», «политематичность» структур, в организации которых участвует множество композиционных единиц, сцепляемых по принципу контраста и в целом тяготеющих к контрастно-составным формам.

Ссылки:

1. Зейфас Н. Симфонии Г. Канчели // Композиторы союзных республик. М., 1980.

2. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы: исследование. М., 1978. 332 с.

3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс : в 2 кн. 2-е изд. Л., 1971. Кн. 1 и 2. 376 с.

4. Бобровский В.П. Указ. соч. С. 181.

5. Зейфас Н. Указ. соч. С. 30.

References:

1. Zeyfas, N 1980, 'Symphony of G. Kancheli', Composers Union republics, Moscow.

2. Bobrovskiy, VP 1978, Functional basics of musical form: the study, Moscow, 332 p.

3. Asafiev, BV 1971, Musical form as a process: in 2 bk., 2nd ed., Leningrad, bk. 1 and 2, 376 p.

4. Bobrovskiy, VP 1978, Functional basics of musical form: the study, Moscow, 332 p.

5. Zeyfas, N 1980, 'Symphony of G. Kancheli', Composers Union republics, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.