Научная статья на тему 'КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРТЕПИАННЫХ МИНИАТЮР ФАРРУХА АКРАМОВА'

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРТЕПИАННЫХ МИНИАТЮР ФАРРУХА АКРАМОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современное искусство / композиторское творчество / мелодика / национальная почвенность / композиторская техника / традиции / contemporary art / compositional creativity / melody / national origin / compositional technique / traditions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махмудов Мирхалил

музыкальное творчество XXI века можно охарактеризовать с различных сторон: инновационное усложнение композиционной системы, бесконечное расширение ее возможностей, креативность мышления. Фортепианное творчество Фарруха Акрамова до сих пор ещё не стало объектом специального изучения в Узбекистане. В данном исследовании хотелось бы представить фортепианную музыку молодого композитора и способствовать внедрению в концертную жизнь и учебно-воспитательный процесс его фортепианных сочинений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION PRINCIPLES OF PIANO MINIATURES BY FARRUKH AKRAMOV

musical creativity of the 21st century can be characterized from various aspects: innovative complication of the compositional system, endless expansion of its capabilities, creative thinking. The piano work of Farrukh Akramov has not yet become the object of special study in Uzbekistan. In this study, I would like to present the piano music of the young composer and promote the introduction of his piano works into concert life and the educational process.

Текст научной работы на тему «КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРТЕПИАННЫХ МИНИАТЮР ФАРРУХА АКРАМОВА»

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРТЕПИАННЫХ МИНИАТЮР ФАРРУХА

АКРАМОВА Махмудов М.

Махмудов Мирхалил профессор, кафедра "Композиции и инструментовки ", Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: музыкальное творчество XXI века можно охарактеризовать с различных сторон: инновационное усложнение композиционной системы, бесконечное расширение ее возможностей, креативность мышления.

Фортепианное творчество Фарруха Акрамова до сих пор ещё не стало объектом специального изучения в Узбекистане. В данном исследовании хотелось бы представить фортепианную музыку молодого композитора и способствовать внедрению в концертную жизнь и учебно-воспитательный процесс его фортепианных сочинений.

Ключевые слова: современное искусство, композиторское творчество, мелодика, национальная почвенность, композиторская техника, традиции.

COMPOSITION PRINCIPLES OF PIANO MINIATURES BY FARRUKH AKRAMOV

Makhmudov M.

Makhmudov Mirkhalil professor, DEPARTMENT OF COMPOSITION AND INSTRUMENTATION, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: musical creativity of the 21st century can be characterized from various aspects: innovative complication of the compositional system, endless expansion of its capabilities, creative thinking.

The piano work of Farrukh Akramov has not yet become the object of special study in Uzbekistan. In this study, I would like to present the piano music of the young composer and promote the introduction of his piano works into concert life and the educational process.

Keywords: contemporary art, compositional creativity, melody, national origin, compositional technique, traditions.

Композиторская музыка на современном этапе развития существенно обновилась в этом отношении. Она стала более рефлексивной, в ней ярко выделяется выразительная мелодия, гармоничное сочетание различных компонентов, опора на классические традиции. Ведущая роль стала принадлежать колористике, тембрике и сонорике, красочности гармонии, интонационному своеобразию, ладовой специфике мелодики.

Одним из ярких представителей творческой молодёжи, плодотворно работающим в разнообразных сферах деятельности музыкального творчества, является композитор и педагог Фаррух Акрамов, сильными сторонами которого являются гибкий экспериментальный подход к сочинению музыки и сильное академическое образование.

В фортепианных миниатюрах Фарруха Акрамова прослеживается влияние не только эстетических идей, но и различных видов национального искусства - скульптуры, поэзии, живописи, каллиграфии. Его сочинения отличает стремление к лаконизму, миниатюризации форм - внутри его произведений проявляются совершенно определённые намерения обеспечить целостность на уровне связи музыкального материала, а также на уровне проведения сквозных идей.

Интересен творческий путь молодого композитора. Уже в самом раннем детстве у Фарруха Акрамова обнаружились разносторонние творческие способности и тонкий музыкальный слух. Его вхождение в мир музыки весьма интересно в плане многоаспектности художественного развития. Однако, будучи учеником музыкальной школы по классу аккордеона, на втором году обучения Фаррух Акрамов хотел бросить обучение, но мама композитора убедила его закончить музыкальное образование. Уже в третьем классе у юного композитора появилось желание сочинять, и он написал своё первое произведение для аккордеона. Следует отметить, что после этого его всегда влекло желание сочинять музыку.

В 2008 года композитор закончил бакалавриат Государственной консерватории Узбекистана в классе Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Феликса Янов-Яновского, позднее - в 2019 году магистратуру в классе Анатолия Вареласа. Сегодня Фарруха Акрамова именуют «новой генерацией в узбекском музыкальном искусстве». Главная идея, которая мотивирует его переоценить современное композиторское творчество - это не просто объединить элементы национальной мелодики и ритмики с новыми техниками письма, а найти оригинальные и самобытные способы их воплощения через тембровое богатство, инструментовку, народно-национальные принципы формообразования, метроритмические варианты, интонационно-тематические элементы.

Яркая одаренность и высокий уровень мастерства позволяют Фарруху Акрамову с равным успехом выступать в различных видах, формах и жанрах его музыкального творчества. Композитор в своих сочинениях мыслит многоаспектно: линеарно, полифонически, использует оригинальные диссонантности, складывающиеся по вертикали в сложные звуко-комплексы. Постижение смысла национальной традиций позволяет ему понять сущность современного музыкального языка. В области инструментальной музыки композитор тяготеет к жанрово-картинной, изобразительной звукописи.

Фортепианная музыка представляет одну из интересных сфер творчества композитора. В данной стези стиль композитора направлен на выявление типичных для его музыки соотношений лада, ритма, фортепианной фактуры. Все это находит отражение в построении, метроритмике, интонационной, ладо-гармонической сферах и влияет на фразировку, агогику, туше, педализацию, интонирование многоголосной фактуры. Несомненные успехи молодого композитора вызывают большой интерес к его творчеству. Из множества уже созданных произведений Фарруха Акрамова можно выделить пьесы «Ручеёк», «Узбек кизи», «Рондо», «Прелюдия» и другие. В них выявляется поразительное мастерство композитора в области колорита и «инструментовки» фортепианной музыки, которая во многом ориентирована на живописную красочность, чуткое вслушивание в природу.

Так, в миниатюре «Ручеёк» композитор придаёт удивительную красоту звучанию инструмента, создавая звуковую картину чистой глади воды. Бадалбейли сумел наполнить духом романтизма и импрессионизма, создать яркие образы посредством напевной мелодии с льющимися оборотами и красочной гармонией, распределённой по всей фактуре в виде арпеджио, разложенных аккордов, диатонических glissando, мелкомоторной ажурной техники.

Образ реки воплощается импрессионистическими музыкально -выразительными средствами. Эффект игры воды передают тончайшие пассажи, которые, сливаясь на педали, образуют повисающие гармонии, сверкающие каскадом красок. Музыкальная фраза обладает у композитора своей внутренней пульсацией, отражающей импровизационную манеру произнесения, фактически подчинённую некоему упорядоченному rubato, которое можно зафиксировать как сдержанное начало фразы, разбег, замедление и подчёркнуто отрывистое её окончание.

В пьесе «Узбек кизи» композитор также применяет множество колористических приемов. Слияние обертонов образует интересные свежие гармонии. Сложнейшие технические приёмы аккордовой техники при искусном расцвечивании фактуры необходимыми тембрами могут дать эффект колорита узбекской народной музыки с чрезвычайно изысканными тембровыми красками. Очертания восточного мелоса, восточного колорита, использование увеличенной секунды и многое другое в этой фортепианной миниатюре позволяет сделать вывод о том, что большое внимание композитор уделяет показу преобразований мотивов, тематических связей.

Миниатюра «Рондо» отличается национальной самобытностью, мелодической выразительностью средней части, подчеркивается интонационно-ритмическими особенностями тематизма. Композитор в каждом своем сочинении создавает яркий и запоминающийся сценический образ, насыщенный драматургической действенностью и полнотой человеческого бытия. Средствами имитационной полифонии в миниатюрах под названием «Прелюдия» и «Прелюдия in fis» Фаррух Акрамов раскрыл многогранность их содержания, образно трансформировал народно-песенные мотивы.

Фаррух Акрамов активно работающий, успешный, очень продуктивный композитор. Кроме этого, с этого года он является свободным соискателем базовой докторантуры (PhD) Государственной консерватории Узбекистана и плодотворно занимается научной деятельностью, связанной с изучением современных композиторских техник в творчестве композиторов Узбекистана. Изучение в рамках диссертационного исследования вопросов композиторского творчества позволяет композитору четко представлять целостную картину видения музыкальной реальности. Его научные приоритеты характеризуют многочисленные публикации, посвященные узбекской музыкальной культуре, проблемам композиторского творчества и тематике исследования.

Следуя выражению А. Алексеева: «Необходимо помнить, что каждое искусство воссоздаёт явления жизни в индивидуальной, одному ему присущей художественной форме и что в музыке эта форма обладает своими особенностями» [1]. Итак, значение творческой деятельности Фарруха Акрамова - композиторской, педагогической, музыкально-просветительской, общественной - необычайно высоко. Непререкаемыми для композитора были и остаются законы музыкального и педагогического профессионализма.

Фаррух Акрамов - оригинальный и талантливый композитор, каждое произведение которого емко по содержанию, имеет свою четкую образную форму. Фортепианные сочинения молодого композитора ярко национальны и высокопрофессиональны. Устойчивый характер связей с традицией, свойственной узбекской фортепианной музыке, не повлиял на активность восприятия достижений культур иных национальных систем. Композитор прекрасно владеет оркестровым колоритом, оригинально претворяет сольное звучание различных инструментов, всегда находит своеобразные ансамблевые сочетания для раскрытия содержания своих сочинений. Познание фортепианного стиля композитора открывает оптимальный, практически целесообразный путь к художественной интерпретации его сочинений, давая возможность увидеть связи отдельных элементов в конкретном произведении.

Музыка композитора обретает эстетическую ценность, когда оно художественно убедительно и глубоко волнует слушателя. Именно в силе эмоционального воздействия, искренности и подлинности творчества

композитора проявляются достоинства его музыки, а его мышление характеризуется осознанием ценности и равенства культур всех стран и континентов. Благодаря живучести традиций, восточные страны смогли сохранить в своем интонационном фонде следы отдельных исторических этапов становления мировой музыкальной цивилизации [2, 127]. Фортепианные сочинения Фарруха Акрамова естественно связаны с национальной культурой. Новизна творческой мысли и инновационный подход к современной музыкальной композиции, богатый потенциал художественно -выразительных средств характеризуют творческий стиль молодого композитора.

Список литературы/ References

1. Алексеев А. Музыкант-исполнитель и его время // Современные проблемы советского музыкально -исполнительского искусства: сб. ст. - М.: Сов. композитор, 1985.

2. Музыкальная трибуна Азии - М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.