Научная статья на тему 'Композиционные особенности вариационного цикла “Basso ostinato” Чары Нурымова'

Композиционные особенности вариационного цикла “Basso ostinato” Чары Нурымова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
современная туркменская музыка / Чары Нурымов / вариаций на неизменный бас / стилевые черты произведений туркменской народной классической музыки. / modern Turkmen music / Chary Nurymov / variations on the constant bass / stylistic features of the works of Turkmen folk classical music.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нурыева Э.Г.

В статье впервые рассматривается малоизвестное произведение выдающегося туркменского композитора Чары Нурымова — вариационный цикл «Basso ostinato», восходящий к практике старинных полифонических вариаций на неизменный бас. Творческое решение композитора отличается оригинальностью. Рассматриваемое сочинение Чары Нурымова до сих пор остается единственным обращением национальных авторов к остинатным вариациям как к форме отдельного, самостоятельного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Composition features of the variation cycle “Basso ostinato” of Chary Nurymov

The article is the first to consider a little-known work of the outstanding Turkmen composer Chary Nurymov — the variation cycle “Basso ostinato”, which goes back to the practice of old polyphonic variations on a constant bass. The composer’s creative decision is original. The considered work of Chary Nurymov still remains the only appeal of national authors to the ostinato variations as a form of a separate, independent work.

Текст научной работы на тему «Композиционные особенности вариационного цикла “Basso ostinato” Чары Нурымова»

УДК 78

Нуриева Э.Г. аспирант,

Туркменская национальная консерватория имени Майи Кулиевой,

Ашхабад, Туркменистан Nuryeva E. G.

Post-Graduate Student, Turkmen National Conservatory named Maya Kulieva,

Ashgabad, Turkmenistan E-mail: enejan-gj@mail.ru

Композиционные особенности вариационного цикла "Basso ostinato" Чары Нурымова

Composition features of the variation cycle "Basso ostinato" of Chary Nurymov

Аннотация: В статье впервые рассматривается малоизвестное произведение выдающегося туркменского композитора Чары Нурымова — вариационный цикл «Basso ostinato», восходящий к практике старинных полифонических вариаций на неизменный бас. Творческое решение композитора отличается оригинальностью. Рассматриваемое сочинение Чары Нурымова до сих пор остается единственным обращением национальных авторов к остинатным вариациям как к форме отдельного, самостоятельного произведения.

Abstract: The article is the first to consider a little-known work of the outstanding Turkmen composer Chary Nurymov — the variation cycle "Basso ostinato", which goes back to the practice of old polyphonic variations on a constant bass. The composer's creative decision is original. The considered work of Chary Nurymov still remains the only appeal of national authors to the ostinato variations as a form of a separate, independent work.

Ключевые слова: современная туркменская музыка; Чары Нурымов; вариаций на неизменный бас; стилевые черты произведений туркменской народной классической музыки.

Keywords: modern Turkmen music; Chary Nurymov; variations on the constant bass; stylistic features of the works of Turkmen folk classical music.

Чары Нурымов — один из немногих туркменских композиторов, в творчестве которого отразились разнообразные течения и направления музыки ХХ века, в числе которых необарокко, неофольклоризм, неоклассицизм, додекафония, неоромантизм.

Обратившись к жанру старинных полифонических вариаций, композитор словно отдает дань великим мастерам полифонического искусства эпохи позднего Ренессанса и Барокко.

Как показывает название, эта пьеса восходит к практике полифонических вариаций на неизменный бас. Однако решение Ч. Нурымова замечательно тем, что он нарушает характерный для данной формы принцип неизменной повтор -ности басового оборота, внедряя в средней части достаточно яркий контраст -ный материал. Но эта «вольность» компенсируется возвращением первоначальной басовой темы. Так образуется цельная трехчастная композиция.

Стоит отметить еще одну оригинальную особенность композиционного замысла произведения. В нем сопоставляются два разных вида остинатных вариаций. Если первая и третья задуманы как вариации на basso ostinato, то центральная часть представляет цикл на неизменную мелодию:

I часть

Basso ostinato 1-я тема - 4 вариации

П часть

Soprano ostinato 2-я тема - 3 вариации

Ш чясть (реприза)

Basso ostinato 3 вариации- 1-я тема

Рисунок 1 — Схема 1

Тема-тезис занимает четыре такта. В основе ее лежит широкий интонационный оборот вверх от тоники до VII ступени и обратно - до II ступени лада: Пример 1 Первая тема

Тема индивидуализирована, она несет в себе настроение глубокой сосредоточенности, раздумья. Присущий теме ярко выраженный национальный колорит создается ладовой окраской («g» кырклар), метроритмом (излюбленный в туркменской народной музыке размер 5/8) и характерными интонационными обработками.

При повторениях тема остается неизменной. Во всех четырех вариациях тональность темы, как и ее гармонический остов не меняется.

Одно проведение темы в басу не отделяется от другого, и вариации расположены друг за другом без определенного завершения предыдущей и начала последующей. Еще большей слитности первого цикла вариаций способствует разомкнутость темы: II низкая ступень лада, напряженно звучащая в конце темы, получает разрешение только в момент начала следующего тематического проведения.

В качестве основного средства варьирования избран принцип постепенного введения новых контрапунктов к неизменной басовой мелодии. От вариации к вариации число сопровождающих голосов увеличивается: в первой вариации к теме-остинато подключается контрапункт в теноре, во второй — в альтовом голосе, в третьей — в сопрано.

В полифоническом сплетении мелодий каждый голос выразителен и равно представляет движение осмысленных, тщательно пропеваемых интонаций. Начало каждого нового контрапункта отмечено метроритмическим выделением начального звука (в первой и второй вариациях — это «соль»; в третьей и четвертой — «ре»), от которого отталкивается и берет начало дальнейшее развёртывание мелодии.

Все варианты контрапунктов имеют интонационное сходство с темой-тезисом. Это дает основание определить структуру первой части «Basso ostinato» как фугированную, в которой имитирующие голоса вступают по диагонали и повторяют тему свободно. При этом имитирование наслаивается на остинатный бас (тему):

Рисунок 2 — Схема 2

В третьей вариации, в плотной фактуре, достигается первая кульминация произведения. В четвертой продолжают звучать все голоса, однако динамическое напряжение идёт на убыль. Завершается первый вариационный

цикл звучанием тонического трезвучия. Существенный сдвиг наступает во втором разделе «Basso ostinato» - вступает новая тема, более импульсивная, динамически активная:

Пример 2 Вторая тема

На ее развитии строится интенсивное нагнетание, приводящее к главной кульминации.

Тема второй части имеет интонационное сходство с мелодией basso ostinato (тот же начальный квинтовый скачок, краткое восхождение к вершине, тут же сменяющееся спуском к тонике). Это позволяет определить ее как вариант, правда, отдаленный, басовой темы. С другой стороны, тема soprano ostinato, несомненно, ведет свое происхождение от туркменских народных мелодий, в первую очередь, попевок, характерных для начала кульминационных разделов народно-инструментальных пьес - ширванов.

Примечательно, что темы первой и второй частей дают интересный случай параллельных тональностей в ладу кырклар: в Ti лад имеет минорную, в Т2 — мажорную окраску.

Второй цикл вариаций вбирает в себя три вариации, разделяемые краткими связками. Повторяющаяся мелодия передается из одного голоса в другой,

активно перемещается по тональностям:

Тема 1-я вариация 2-я вариация 3-я вариация

т,

Тг

Т

В cf F

Рисунок 3 — Схема 3

Как и предполагает данный тип вариаций, мелодическое начало выходит на первый план.

Способ варьирования сохраняется прежний: после одноголосного изложения темы количество контрапунктирующих голосов в каждой новой вариации увеличивается. Третья вариация - динамическая вершина всего произведения. В ней варьируется и сама тема.

Завершение второй части и начало третьей не разграничены.

Реприза представляет своего рода обратный вариант первого цикла на basso ostinato. С каждой новой вариацией полифоническая фактура все более разрежается, число голосов постепенно убывает. В последнем проведении тема звучит одноголосно. Завершается произведение тихой кодой на тоническом кварто-квинтовом созвучии.

Выразительные возможности, эффект вариаций на выдержанный бас, к

которым обратился Ч. Нурымов, удивительным образом совпали с

существенными стилевыми чертами произведений туркменской народной

классической музыки. Общность этих, на первый взгляд, столь далеких друг от

друга музыкально-художественных явлений выражается в следующем:

строгость, сдержанность эмоционального высказывания; возвышенность

содержания; длительная и глубокая погруженность в одно эмоциональное

состояние; отсутствие ярко выраженных контрастов, резких изменений в

развитии; неоднократные отходы от темы и неуклонное возвращение к ней;

воплощение мысли, а не действия; связь музыкальных образов «значительно

5

больше с длящимися состояниями, чем с активно развертывающимися процессами» [1, 114].

В вариациях на остинатный бас Ч. Нурымов проявил себя как блестящий мастер полифонического письма. Необходимо отметить, что полифония, полифонические жанры и приемы всегда были близки туркменскому автору, особенно в последний период творчества. "Basso ostinato" Чары Нурымова до сих пор остается единственным обращением национальных авторов к остинатным вариациям как к форме отдельного, самостоятельного произведения.

Список литературы

1. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. — М.: Музыка, — 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.