Научная статья на тему 'Композиционное своеобразие «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина (на примере «Скупого рыцаря»)'

Композиционное своеобразие «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина (на примере «Скупого рыцаря») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1515
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хаткова И. Н.

В статье рассматривается композиционное своеобразие «Скупого рыцаря» в общем контексте построения «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиционное своеобразие «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина (на примере «Скупого рыцаря»)»

2. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. - Нальчик, 1991.

3. Шаззо Ш.Е. Художественное своеобразие адыгейской поэзии. -Майкоп, 2003.

КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ» А.С. ПУШКИНА (НА ПРИМЕРЕ «СКУПОГО РЫЦАРЯ»)

© Хаткова И.Н.*

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

В статье рассматривается композиционное своеобразие «Скупого рыцаря» в общем контексте построения «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина.

В литературном отношении новый и важный этап в творчестве Пушкина знаменуют его «Маленькие трагедии». В 1826-1827 годах А.С. Пушкин задумывает ряд небольших пьес на сюжеты из древней, западной и русской истории (число их он предполагает довести до десяти). Осенью 1830 года в Болдине воплотились замыслы четырех из них, они-то и составили цикл маленьких трагедий. По авторскому замыслу «сцены» представляли собой тесное единство, предполагалось их предварить октавами (вступлением). Каждая из пьес переносила читателя в определенную эпоху западной страны: «Скупой рыцарь» - в средневековую Францию; «Моцарт и Сальери» - в Австрию XVIII века; «Каменный гость» - в Испанию XVII века; «Пир во время чумы» - в средневековую Англию.

В литературоведении не раз предпринимались попытки выявить организующие целое цикла межтекстовые связи. Так, например, А.М. Гаркави увидел в расположении пушкинских пьес градацию страстей [1], а наблюдения Е.М. Таборисской привели её к выводу о том, что пушкинский драматургический цикл «оказывается построенным подобно катрену, где равно важны и гармонично уравновешены связи между всеми четырьмя стихами» [3, с. 140].

Лотман Ю.М. полагал, что «смысловой центр» всех четырёх текстов образуется мотивом, который можно было бы определить как «гибельный пир» [2, с. 132]. В «Скупом рыцаре» пир Барона состоялся, но другой пир, на котором Альбер должен был отравить отца, лишь упомянут. Это произойдёт уже в «Моцарте и Сальери» [2, с. 136]. Пир Моцарта в «Золотом льве», его последний пир, совершается не в обществе друга-музыканта, как

* Доцент кафедры Литературы и журналистики, кандидат филологических наук.

думает Моцарт, а «каменного гостя» [2, с. 139], чьё появление уже предсказано в новом музыкальном опусе гения.

«Пир в присутствии смерти проходит в «Каменном госте» дважды: он как бы репетируется у Лауры, где Дон Альвар замещён его угрюмым братом»; наконец, «цикл маленьких трагедий завершается пьесой, в которой образ пира становится смыслоорганизующим центром» [2, с. 142].

Главная цель «Маленьких трагедий» не подробное, всестороннее изображение персонажей, а художественно концентрированное воплощение проблем и идей. Поэтому характеры здесь воссоздаются в предельно лаконичной, чеканной форме и даются они в решительных, кульминационных ситуациях. «Маленькие трагедии» сосредоточены не на постепенно развертывающихся событиях, а на уже завершающихся конфликтах, на «эпилогах».

Называя свои позднейшие маленькие трагедии «сценами» и «опытом драматических изучений», Пушкин стремился определить их жанр, внутреннее единство и назначение. Это вовсе не значит, что он считал эти короткие пьесы камерными или незначительными по своим темам, характерам и проблемам.

Пушкин не сразу нашел слова, точно определяющие форму его творения - «маленькие трагедии». Традиционная трагедия - грандиозное сценическое произведение, обычно в пяти актах, на исторический или мифологический сюжет, с большим количеством героев.

А здесь от одной до четырех небольших сцен, число действующих лиц также ограничено - обычно два главных героя противопоставлены друг другу, однако это трагедии, и не только потому, что в финале один из героев, как правило, гибнет.

Как известно, Пушкин различал в трагедии два плана: судьбу человеческую, то есть историю личности, ее побуждений и поступков, субъективное начало, и находящуюся в сложном контрапункте с ней «судьбу народную», объективный, внеличностный план, дающий и конфликту, и личности крупную, бытийную меру.

Обдумывая, в чем же состоит главная задача драматурга, Пушкин писал: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя».

«Маленькие трагедии» являются очень наглядными, легко обозримыми образцами мастерства композиции.

Непревзойденной в своем роде по стройности, почти абсолютной симметричности, можно сказать прямо-таки геометрической простоте своего построения, вместе с тем замечательно соответствующего всему идейному содержанию произведения, помогающего его художественному раскрытию, является, например, композиция первой же из числа «маленьких трагедий» - «Скупой рыцарь».

Как и в средневековой драматургии, главным формообразующим началом «Скупого рыцаря» является не фабула, не сюжет, а композиция. Драма

построена как строго симметричный триптих: сцена - монолог - сцена. Три действующих лица - одно - снова три. В первой сцене - Альбер, его слуга Иван и еврей-ростовщик; в третьей сцене также три действующих лица: Альбер, герцог и барон Филипп. Развертываются обе сцены совершенно симметрично. Обе они начинаются словами Альбера; в обеих сперва по двое участников (Альбер и Иван; Альбер и Герцог), затем и там и тут появляется третий: в первой - «входит жид», еврей-ростовщик; в третьей «входит» тоже ростовщик, хотя иного социального положения и отсюда душевного склада -барон Филипп. В конце первой сцены возникает резкое столкновение между Альбером и евреем-ростовщиком; в конце третьей - еще более резкое и драматическое столкновение между Альбером и бароном Филиппом. Причем оба эти столкновения взаимосвязаны [4, с. 69]. Ведь обвинение в третьей сцене отцом сына в том, что тот хотел его убить, обокрасть, поскольку в перекликающейся с этим - не только по существу, но и композиционно - первой сцене сын с негодованием отверг предложение еврея отравить отца, было явно несправедливо. Понятно, что эта незаслуженная обида должна была особенно броситься в голову Альберу, вызвать его безрассудный и неудержимый порыв.

Наряду с этим симметричное расположение в первой и третьей сценах прихода «жида» и отца Альбера, их композиционная перекличка тем резче подчеркивает, контрастно оттеняет всю несхожесть между приниженной фигурой банального еврея-ростовщика и своеобразным трагическим обликом «скупого рыцаря» - феодала барона Филиппа.

Но тождественность построения непосредственно связанных между собой первой, начальной, и третьей сцен несет еще одну, притом едва ли не важнейшую композиционную функцию. Совершенно симметричное построение первой, начальной, и третьей, конечной, сцен тем рельефнее выделяет центральное положение и значение второй сцены, которая в них как бы оправлена, которую они собою обрамляют.

Сцена эта по своей структуре представляет собой нечто своеобразное: в ней участвует всего лишь одно лицо - сам скупой рыцарь, и вся она состоит только из его монолога.

Между тем именно такое построение той центральной сцены наиболее отвечает цели произведения, его идейному замыслу: показывает главного героя в тех типических для данной ситуации обстоятельствах, в которые он себя поставил, и наряду с этим дает поэту возможность развернуть перед читателями и зрителями гениальный психологический этюд о страсти накопления. Через монолог полностью раскрывается весь странный мрачный характер исступленного фанатика, маньяка своей страсти - накопления «злата», готового ради утоления ее на все лишения, способного на все жертвы, не останавливающегося ни перед чем, даже перед преступлением. Монологичность второй сцены тоже тонко оттенена, композиционно подчеркнута: в первой и третьей сценах, ее обрамляющих, нет ни одного монолога, они сплошь ведутся в диалогической форме.

Обращают на себя внимание и необычные размеры монолога барона Филиппа. В нем целых сто восемнадцать стихов, то есть, поскольку во всей «маленькой трагедии» Пушкина всего триста восемнадцать стихов, она составляет почти третью часть пьесы. Подобные пропорции мы едва ли встретим в каком-либо другом драматическом произведении.

Первая и третья сцены происходят на поверхности земли, то есть в обычных условиях человеческого существования: первая, согласно данной ремарке, - «в башне» замка барона Филиппа, третья - «во дворце герцога». Вторая происходит в условиях совершенно необычных - под землей: в подземельях замка, куда прячет свои сокровища скупой барон, - ремарка: «подвал».

Естественно, что в таком месте действия, самое существование которого барон заботливо от всех скрывает («Сойду в подвал мой тайный»), он только и может быть совершенно один. В то же время зримо, в ярком пластическом образе предстающая перед нами одинокость барона полностью соответствует и тому положению, в которое он не только поставлен своей страстью, но которого и сам для себя всячески добивается.

Таким образом, назревание и неизбежность конфликта совершенно очевидны благодаря композиционному приему обратной симметрии, который применяет Пушкин. В первой сцене - сын и то, как он представляет себе отца; во второй - отец и то, как он представляет себе сына. В третьей и последней сцене, где оба антагониста, появлявшиеся до сих пор порознь, сталкиваются вместе, лицом к лицу, накопленный горючий материал глубоко драматического конфликта вспыхивает и, поскольку оба его участника действуют в полном соответствии с намеченными ранее их характерами, стремительно достигает своего апогея и неминуемой трагической развязки.

В частности, последний трагический жест - восклицание умирающего барона Филиппа: «Где ключи? Ключи, ключи мои!..» непосредственно перекликается с концовкой второй сцены - исступленно-страстным желанием барона Филиппа и после своей смерти не допустить никого до своих сокровищ:

О, если б мог от взоров недостойных Я скрыть подвал! О, если б из могилы Придти я мог, сторожевою тенью Сидеть на сундуке и от живых Сокровища мои хранить как ныне!..

Совершенно одинокий, уединившийся от всего и всех в свой подвал со златом, барон Филипп на родного сына - единственного человека, кровно близкого ему на земле, смотрит как на своего злейшего врага, потенциального убийцу (сын в самом деле ждет не дождется его смерти) и вора: расточит, пустит по ветру после его смерти все самоотверженно накопленные им богатства. Кульминации это достигает в сцене вызова отцом сына на

дуэль и радостной готовности, с какой «поспешно подымает» последний брошенную ему перчатку.

Пушкин в своей трагедии использует и чисто театральные средства художественного воздействия. Во второй картине «Скупого рыцаря» на помощь тексту монолога барона Пушкин приводит изумительное театральное зрелище. Сцена начинается почти в темноте: барон спускается в глухой подвал, вероятно, с зажжённым фонарем в руках. В этом полумраке, осве-щённом одним фонарем, и происходит большая часть сцены. Барон всыпает деньги в сундук. Это зрелище открывания одного за другим шести сундуков, полных золота, зажигания перед каждым из них свечи, словно совершение какого-то обряда, и, наконец, самый освещённый шестью свечами подвал, блеск золота в сундуках - и страшный маньяк, одиноко пирующий среди них, - замечательный театральный эффект.

Таким образом, «Скупой рыцарь» - это особого вида драма без напряженной, захватывающей интриги, без упорной борьбы героя с препятствиями, но полная страстей, показанных в их крайнем выражении, с блестящими поэтическими монологами, с диалогом исключительной остроты и «взрывчатости»; широкое и всегда глубоко оправданное художественными и идеологическими заданиями применение чисто театральных, зрелищных моментов, вовлечение музыки в драму, вплетение её в самую ткань пьесы с исключительной тонкостью и силой художественной выразительности.

«Маленькие трагедии» построены на крайнем обострении психологической или даже сюжетной ситуации. Резкая контрастность, внутренняя и внешняя противоречивость лежат в основе почти каждого образа, каждого сценического положения. Это и составляет своеобразие внутренней и внешней композиции «маленьких трагедий». Обострение всех ситуаций дает возможность Пушкину раскрыть характер действующих лиц с небывалой глубиной, проникая в самые сокровенные тайники человеческой души.

Список литературы:

1. Гаркави А.М. «Маленькие трагедии» Пушкина как драматургический цикл: Композиция в связи с жанром и художественным методом / А.М. Гаркави // Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений. - Воронеж, 1981.

2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю.М. Лотман. - М., 1988.

3. Таборисская Е.М. «Маленькие трагедии» Пушкина как цикл / Е.М. Та-борисская // Пушкинский сборник. - Л., 1977.

4. Томашевский Б.В. «Маленькие трагедии» Пушкина и Мольер / Б.В. То-машевский. - Л., 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.