Научная статья на тему 'Композитор как авторологическая фигура творческих стратегий самопрезентации: методологические основания'

Композитор как авторологическая фигура творческих стратегий самопрезентации: методологические основания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРОЛОГИЧЕСКАЯ ФИГУРА / ТВОРЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / АВТОПРЕЗЕНТАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / AUTHOROLOGICAL FIGURE / CREATIVE STRATEGIES / AUTO-PRESENTATION / METHODOLOGICAL FOUNDATIONS / COMMUNICATIVE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чепеленко Ксения Олеговна

Проблема автора весьма актуальна в сфере гуманитарных наук и музыковедения в частности. Для анализа феномена автопрезентации в рамках данной работы привлекается междисциплинарная методология. Автор-композитор актуализирует коммуникативные и автокоммуникативные стратегии самопрезентации. Отличительные свойства стратегии автопрезентации реализуются благодаря возможности автора музыкального представлять собственное музыкальное творчество, а также систему взглядов, представлений, самоописаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSER AS AN AUTHOROLOGICAL FIGURE OF CREATIVE STRATEGIES OF SELF-REPRESENTATION: METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

The author's problem is very relevant in the humanities and musicology in particular. To analyze the phenomenon of auto-presentation in this work interdisciplinary methodology is involved. The author-composer actualizes communicative and auto-communicative strategies of self-presentation. Distinctive features of the strategy of auto-presentation are realized due to the ability of the musical author to represent his/her own musical creativity, as well as a system of views, ideas, self-descriptions.

Текст научной работы на тему «Композитор как авторологическая фигура творческих стратегий самопрезентации: методологические основания»

Чепеленко Ксения Олеговна

КОМПОЗИТОР КАК АВТОРОЛОГИЧЕСКАЯ ФИГУРА ТВОРЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Проблема автора весьма актуальна в сфере гуманитарных наук и музыковедения в частности. Для анализа феномена автопрезентации в рамках данной работы привлекается междисциплинарная методология. Автор-композитор актуализирует коммуникативные и автокоммуникативные стратегии самопрезентации. Отличительные свойства стратегии автопрезентации реализуются благодаря возможности автора музыкального представлять собственное музыкальное творчество, а также систему взглядов, представлений, самоописаний. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/4/64.1'|1т1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 4(78) C. 216-218. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

NUMBER SYMBOLISM OF ANCIENT MYTHOLOGY BY THE EXAMPLE OF HESIOD'S AND HOMER'S EPIC POEMS

Chelyshev Pavel Valentinovich, Doctor in Philosophy, Professor National University of Science and Technology MISiS in Moscow Simeon5@rambler. ru

The article deals with number symbolism of ancient mythology by the example of Homer's and Hesiod's epic poems. Numbers-symbols are regarded as models, which generate an endless series of events and indicate extent of their "completeness" and embodiment in mythological time and space. It is shown that number as a symbol is a bridge between visible quantitative characteristic of the event and its inner cultural content that is intuitively implied in the semantic code of culture.

Key words and phrases: antiquity; Hesiod; Homer; culture; mathematics; mythology; Pythagoras; Plato; symbol; number.

УДК 7; 78 Искусствоведение

Проблема автора весьма актуальна в сфере гуманитарных наук и музыковедения в частности. Для анализа феномена автопрезентации в рамках данной работы привлекается междисциплинарная методология. Автор-композитор актуализирует коммуникативные и автокоммуникативные стратегии самопрезентации. Отличительные свойства стратегии автопрезентации реализуются благодаря возможности автора музыкального представлять собственное музыкальное творчество, а также систему взглядов, представлений, самоописаний.

Ключевые слова и фразы: авторологическая фигура; творческие стратегии; автопрезентация; методологические основания; коммуникативные стратегии.

Чепеленко Ксения Олеговна, к. соц. н., доцент

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. [email protected]

КОМПОЗИТОР КАК АВТОРОЛОГИЧЕСКАЯ ФИГУРА ТВОРЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Доминантный вектор рефлексии, акцентирующий возрастающее внимание науки к антропологической составляющей современной картины мира, человеку как ее центру и главной духовной ценности, интерес к осмыслению феномена творческой профессии в рамках антропологии профессий как условию и возможности самореализации личности диктуют необходимость исследования предлагаемой к обсуждению темы.

Основное внимание здесь сосредоточено на дескрипции фигуры композитора в интерактивном пространстве его самопрезентативной практики в русле разработки теории автора. Междисциплинарная методология работы синтезирует концептуальные положения филологии, социологии, культурологии, психологии, искусствознания, создавая, таким образом, полипарадигмальное пространство теоретической рефлексии. В качестве определяющего методологического инструментария выступает авторепрезентативный подход, оснащенный соответствующей терминосистемой. Идея автопрезентации - далеко не новая, постулирует мысль о том, что любой вид творческой деятельности всегда есть «художественное выражение, или самовыражение, автопрезентация» [2].

Тематизация понятия самопрезентация позволяет определиться с содержанием творческих субстратегий автора-композитора. В самом общем смысле слова автопрезентация - это поведенческий акт самовыражения, служащий коммуникативным целям. Как понятие социальной коммуникации, приобретшее в наше время междисциплинарный статус, самопрезентация интерпретируется каждой областью научного знания, исходя из специфики собственного предмета и категориального аппарата. Основным источником музыкальной автопрезентации служит Я-концепция композитора, его возможность представлять и свое творчество, и систему взглядов, самоописаний в аспекте словесно-вербального выражения, актуализируя музыкальный и лингвистический каналы коммуникации. Этим обусловлена специфика вербально-невербальных субстратегий творчества автора-композитора.

Авторская проблематика филологических исследований адаптирована музыковедением. Приоритетные позиции здесь занимает профессор Астраханской консерватории Л. П. Казанцева. Философско-эстетическая концепция автора художественного развернута в монографии композитора, музыковеда-философа В. Мартынова («Конец времени композиторов»), из числа посвященных этой теме работ выделяются публикации Г. И. Ганзбурга («Образ автора в музыкальном произведении: Бах, Шуман, Рахманинов») и О. А. Губанова («Образ другого автора в музыке»). Избранный нами ракурс позволяет исследовать поведенческие паттерны

ISSN 1997-292X

№ 4 (78) 2017

217

творческой личности в свете социально-когнитивной теории, которая «придерживается взгляда на человека как активное существо, использующее когнитивные процессы, чтобы представлять события, предвосхищать будущее, выбирать направление действия и взаимодействовать с другими людьми» [6].

Исследование специфики творческих стратегий самопрезентации композитора - тема, позволяющая осмыслить содержание деятельности композитора как нацеленный на конечный результат, когнитивно-организованный творческий акт. Стихийно--интуитивный характер художественного процесса опосредуется сегодня прагматически взвешенным началом, не исключающим логико-математическую рефлексию и изобретательскую интенцию.

Выбор стратегий самопрезентации, стратегий самообоснования Homo Musicus в мире искусства детерминирован вызовами времени, необходимостью противостоять изменчиво-«текучим» реалиям бытия, складывающимся непредсказуемым ситуациям, негативно сказывающимся на потенциале самоактуализации, самореализации творческой личности. Открыто выраженный и порой подчеркнуто манифестированный коммуникативный характер творческих стратегий автора-творца постмодернистского искусства осмысляется как одно из действенных стратегических средств осуществления его художественных намерений.

Социальный аспект самопрезентативных стратегий композиторского творчества обусловлен природой художественно-коммуникативной деятельности. Художественная коммуникация отражает ситуацию интеллектуально-творческого взаимодействия автора и реципиента, она связана с циркуляцией художественной информации в обществе, в конечном счете отвечает за бытие искусства в социальном мире. Жизнь художественного произведения можно представить как ряд коммуникативно обусловленных процессов, коммуникативно заряжены творческие стратегии автора.

Два коммуникативных модуса «участвуют» в процессе моделирования фигуры автора-композитора. Речь идет о коммуникативном и автокоммуникативном виде художественной практики. Последний номинируется еще и как аутопоэзис. Понятие «аутопоэзис» отражает характеристику системного целого, «производство системы посредством нее самой» [5]. Аутопоэзис характеризует атрибутивное качество, свойство системной целостности, акцентирующее интенцию ее самопостроения, самоорганизации, не разрушая при этом структурной организации.

В формировании методологического вектора данного исследования большое значение приобретает широкий спектр литературоведческих теорий: от теорий референции, авторской предикации, авторской модальности до авторологической концепции. Каждая из них интерпретирует категорию автор, раскрывая собственную специфику; их аналитическая рецепция позволяет обнаружить элементы общности с формируемой автопрезентативной системой композиторского творчества.

В построении классификационной модели творческих стратегий, показательных для творчества современных композиторов, приоритетна междисциплинарная теория референции, получившая свое развитие в филологии, в социально-философской науке, психологии. Референция в широком смысле слова - это указание на объект. Референция, будучи включенной «в сферу, центром которой является автор речи... интерпретирована как одно из проявлений интенции» [1], интенции автора в нашем случае.

Стратегия референции актуализирует Vis a' Vis автора, конкретизирует ситуацию творческого диалога, обозначая фигуры его участников. Предлагаемая классификация построена таким образом, что тип стратегии определяется вектором творческой интенции автора-композитора, субъектом референтных отношений, или иначе - фигурой «оптанта» [4, с. 37-45]. Самопрезентация, развертываемая в системе Я - Я (автор -автор) может быть определена как автореферентная стратегия, внешне ориентированная стратегия Я - не Я (автор - Другой) - как инореферентная стратегия. Несложно заметить: теория референции корреспондирует с коммуникативной теорией.

Согласно другому методологическому слагаемому автопрезентативной системы - теории авторской предикации, творческая практика основывается на предикативных способностях автора, которые проецируются на произведение искусства. Единственным и уникальным субъектом предикативной стратегии является непосредственно сам автор, который не иначе как «только из себя, из своего мировидения, мирочувствования и миропонимания» [3, с. 61-68] может создать свой художественный мир, отражающий степень его художественной впечатлительности, эмоциональности, воображения, интуиции, интеллектуально-когнитивный и эстетический уровни. Механизм предикации по природе своей амбивалентен: он сочетает внутреннюю («предикативную») интенцию автора и импульс внешнего свойства, знаменующий материальную реализацию в художественном произведении, его образной структуре, стилистическом строе.

Принципиально важным является то, что автореферентная стратегия выражает склонность творца к авторефлексии, потребность в самоатрибуции, самоаналитике, самопрезентации, что очерчивает соответствующий круг проблем, требующих своей научной экспликации.

Авторологическая теория представляет методологический каркас исследования. Возникнув в аналитической филологии, авторология (И. Карпов) активно транспонируется на почву музыковедения, осуществляя, таким образом, эвристическую интенцию автора статьи. Термин «.музыкальная Авторология» [7, с. 98-106] называет своим предметом фигуру автора музыкального, т.е. композитора. Музыкальная авторология исследует проявления авторской интенции в музыкальном произведении и в контексте авторских высказываний, предметом которых является он сам и его творчество.

Полипарадигмальная методология исследования проблем Homo Musicus представляет собой не микст разрозненных методологических единиц, но синтез разнодисциплинарных аналитических инструментов.

Интеграционная парадигма способствует моделированию интенционального, модального, предикативного авторологического, коммуникативного пространства как единого пространства творческой активности композитора в «режиме» самореферентности и автопрезентации.

Список источников

1. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл [Электронный ресурс]. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/arutynova/ text.pdf (дата обращения: 21.10.2016).

2. Бычков В. В. Проблемы и «болевые точки» современной эстетики [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/ page51475021.htm (дата обращения: 18.11.2016).

3. Карпов И. П. Авторологическая парадигма (к методологии анализа литературно-художественного произведения) // Науковий вюник Миколагвського державного ушверситету iменi В. О. Сухомлинського. Фшолопчш науки: зб. наук. пр. / за ред. В. Д. Будака, М. I. Майстренко. Микола!в, 2012. Т. 4. Вип. 9. С. 61-68.

4. Крушельницкая О. El Информационно-психологический подход к исследованию проблемы референтности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии: научно-практический журнал. М., 2014. № 1 (30). С. 37-45.

5. Луман Н. Л. Общество как социальная система [Электронный ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/luman-ob_kak_soc-sistema-8l.pdf (дата обращения: 21.10.2016).

6. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/ blog/psy_lich (дата обращения: 07.12.2016).

7. Чепеленко К. О. Апология авторологии в перспективе музыковедения // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (33): в 2-х ч. Ч. 2. С. 98-106.

COMPOSER AS AN AUTHOROLOGICAL FIGURE OF CREATIVE STRATEGIES OF SELF-REPRESENTATION: METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

Chepelenko Kseniya Olegovna, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Yuri Gagarin State Technical University of Saratov [email protected]

The author's problem is very relevant in the humanities and musicology in particular. To analyze the phenomenon of autopresentation in this work interdisciplinary methodology is involved. The author-composer actualizes communicative and auto-communicative strategies of self-presentation. Distinctive features of the strategy of auto-presentation are realized due to the ability of the musical author to represent his/her own musical creativity, as well as a system of views, ideas, self-descriptions.

Key words and phrases: authorological figure; creative strategies; auto-presentation; methodological foundations; communicative strategies.

УДК 93/94

Исторические науки и археология

Статья посвящена проблеме церковно-приходского летописания, учрежденного Св. Синодом в 1866 г., истории его основания и развития на Дону. Ранее не исследовавшийся комплекс летописей Донской и Новочеркасской епархии анализируется на предмет состава, подлинности, выявляются причины создания копий, связанные с работой Донского отделения Предварительного комитета по устройству XII Археологического съезда, определяются характерные черты источников.

Ключевые слова и фразы: церковно-приходские летописи; Донская и Новочеркасская епархия; А. В. Крылов; Ф. К. Траилин; XII Археологический съезд 1905 г. в Харькове; Донское отделение Предварительного комитета по устройству XII Археологического съезда.

Шадрина Алла Валерьевна, к.и.н.

Южный научный центр Российской академии наук, г. Ростов-на-Дону Ь ergson@yandex. ги

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ ДОНСКОЙ И НОВОЧЕРКАССКОЙ ЕПАРХИИ:

ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ

Статья подготовлена в рамках базовой темы бюджетного финансирования ЮНЦ РАН № 01-16-09 (ФАНО 0256-2014-0012) «Изучение межкультурных взаимодействий населения Нижнего Дона с древнейших времен до Нового времени».

Церковно-приходское летописание - регламентированное Св. Синодом обязательное ведение летописей приходской жизни в каждом приходе Русской православной церкви - исключительное явление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.