Научная статья на тему 'Композитор А. А. Касьянов и Советская действительность'

Композитор А. А. Касьянов и Советская действительность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
467
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / ВЛАСТЬ / РЕПРЕССИИ / ГИМН / ТЕАТР / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колесников В. С.

Рассматриваются новые факты жизни и творческой деятельности композитора А.А. Касьянова, противоречащие его облику любимца фортуны, живущего в согласии со временем и властями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSER A. KASIANOV AND SOVIET REALITY

The article spotlights some new facts from Kasianovs life which contradict the commonly held view that he was a minion of fortune and lived in peace with the realities of the Soviet times and the authorities.

Текст научной работы на тему «Композитор А. А. Касьянов и Советская действительность»

Филология. Искусствоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 6, с. 303-308

УДК 82

КОМПОЗИТОР А.А. КАСЬЯНОВ И СОВЕТСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

© 2008 г. В.С. Колесников

Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки

anfort@mail.ru

Поступила в редакцию 11.08.2008

Рассматриваются новые факты жизни и творческой деятельности композитора А.А. Касьянова, противоречащие его облику любимца фортуны, живущего в согласии со временем и властями.

Ключевые слова: композитор, власть, репрессии,

Творческая деятельность А.А. Касьянова, известного композитора, народного артиста СССР, автора репертуарных опер «Степан Разин», «Фома Гордеев» «Ермак» и многих других произведений, широко освещалась в печати советского времени. О нем писались книги [1— 4], снимались фильмы1, печатались многочисленные статьи в газетах, журналах, таких как «Советский Союз», «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Огонек». Его называли «старейшиной» русских советских композиторов, его любили, уважали, ценили коллеги. И внешне этот отлично воспитанный, владеющий иностранными языками, всегда доброжелательный, рослый старик производил величественное впечатление. Доживший до девяноста с лишним лет, он олицетворял собой достижения в культуре советского государства. Однако новые архивные материалы, позволившие заглянуть в неизвестные прежде страницы жизни и творчества композитора, показывают другую сторону его существования, противоречащую внешнему впечатлению.

Пережив все «прелести» революции, Гражданской войны и последующих репрессий, Касьянов жил во внутреннем разладе с советским строем. В публикациях, естественно, не упоминалось о фактах преследования семьи Касьяновых. Сам же композитор, потерявший ближайших родственников, перенесший арест, также не имел желания говорить о прошлом. В настоящей статье мы рассмотрим лишь некоторые эпизоды его контактов с властью, а именно: участие в конкурсе на создание гимна РСФСР, постановка в Большом театре оперы «Степан Разин», в Новосибирском театре оперы «Ермак» и другие, показательные не только для творческого пути композитора, но и для времени, в котором он жил.

гимн, театр, традиции.

В советскую действительность Касьянов вошел человеком с убеждениями, почти не затрону-

2

тыми «левыми» взглядами на жизнь и искусство . В то же время композитор не был чужд в известной степени и демократическому настрою своей семьи3, где каждый добивался успеха трудом. Поэтому, думается, до начала арестов, уничтожения и национализации собственности4 композитор придерживался по отношению к новой власти скорее нейтралитета. Несомненно, что интенсивное музыкальное строительство новой власти увлекло композитора, и он «со всей энергией молодости отдался музыкальной деятельности в родном городе, где к 1-й годовщине Октября открылась Народная консерватория» [5]. В дальнейшем не могло не радовать композитора и признание его творчества, работа по заказам центральных организаций (Комитета по делам искусств, Рос-искусства, Большого театра и др.)5. И хотя

А.И. Хачатурян, поздравляя его с большим успехом «Фомы Гордеева» на сцене Кремлевского театра в Москве, утверждал: «Нет сейчас периферии. Нет, потому, что большие дела делаются и в столице, и не в столицах» [6], - Касьянов чувствовал, что периферия есть, как есть понятие «горьковский композитор Касьянов». Тем не менее в 1948 г. провинциал Касьянов, заслуживший творческий авторитет в среде музыкантов страны и доверие власти, был избран в Правление Союза

композиторов СССР, где он числился до 1962 го-~ 6 да, уйдя с поста из-за потери слуха .

Очевидны были как внешнее благополучие композитора, так и его сотрудничество с властью. Однако эта гармония с обществом была чисто внешняя. Ведь параллельно с успехами композитора на творческом поприще развивалась семейная драма Касьяновых7. Двойственность положения композитора, его переживания и разногласие с окружающим миром стали причиной ухода в

себя, в свой внутренний мир, недоступный для окружающих: «И ни полслова мне, несмотря на доверительность наших отношений», - удивлялся Кухарский [4, с. 214], узнав о репрессиях в отношении семьи Касьяновых. Осторожен был композитор и с окружающими его музыкантами, памятуя о музыканте-провокаторе Андронове, ставшем причиной многих бед в семье8. Даже автор книг о Касьянове музыковед И.В. Елисеев, связанный с композитором более чем тридцатилетней дружбой, ничего не знал ни о дворянском происхождении Касьянова, ни об арестах в его семье.

В 1946 году Касьянову было предложено участвовать в конкурсе на сочинение гимна РСФСР. В конкурсе среди прочих приняли участие Прокофьев, Шостакович, Кабалевский и др. Автором текста гимна стал поэт Степан Щипачев. Участник этого события инструментатор гимнов Д.Р. Рогаль-Левицкий отметил: «При первом же прослушивании стало ясно, что из всех четырех гимнов наиболее добротным мог оказаться гимн Касьянова» [7, с. 200]. Касьянов в апреле сообщал домой в Горький: «21/ГУ закончились все записи гимнов. Эта звукопись идет в Кремль, может быть самому Сталину <.. .> Щипачев (да и не он один) говорит, что, в сущности, соревнуются не 6 оставшихся на 3-м туре, - а двое: Шостакович и я. <.> У Шостаковича гимн очень торжественный, но в нем нет ничего русского. Мой же самый русский. Вот, если это учтут» [8].

В 1946 году решения о гимне не было принято. Однако через два года обсуждение было продолжено. Касьянов писал сестре Марии: «30^Г 48 г. в Комитете было прослушивание моих 32-х тактов. Был Власов, товарищи из ЦК, Шапорин, Хренников и другие [9]». Племянница композитора художница Маргарита Касьянова помнила разговоры о том, что «Хренников, сидя в номере у дяди Саши, наигрывал на рояле, говоря: “Вот, слушайте, Александр Александрович, позывные” То есть говорил о гимне как о решенном вопросе» [4, с. 278]. Гимн был записан на пластинку. Тем не менее решение вновь не было принято.

Спустя десять лет Касьянов принял участие в создании нового гимна СССР. Автор либретто к «Фоме Гордееву» Г.А. Санников писал ему: «Не тряхнуть ли нам стариной, да не включиться ли в конкурс на гимн СССР? Ведь у тебя великолепная музыка русского гимна» [10]. И на этот раз все ограничилось разговорами. «”Г им-нюки” остались ни с чем», - иронизировал Касьянов.

Переговоры о постановке оперы по заказу Большого театра начались уже весной - в начале лета 1949 года. Через год опера была показа-

на и принята к постановке. Заведующий литературной частью Большого театра С.М. Орешников, который сразу полюбил и оперу, и ее автора, уведомлял: «Концертмейстеры хвалят, хористы и солисты тоже <.> Наш театральный художник <...> Лужецкий по собственной инициативе написал эскизы к “Разину” <.> Работа обещает быть интересной» [ 11 ]. О масштабе работы над «Разиным» Касьянов писал директору Большого театра: «За исключением очень немногих нетронутых мест, клавир “Степана Разина” написан заново. Совершенно заново сделана партитура оперы» [12]. Работа в театре шла полным ходом, когда случилось непоправимое. В газете «Правда» в редакционных статьях осудили оперу Г.Л. Жуковского «От всего сердца», а затем и оперу К.Ф. Данькевича «Богдан Хмельницкий»9. И сразу же был снят с постановок ряд советских опер, в том числе и «Степан Разин». Вновь Касьянова постиг тяжелый удар.

Новые материалы освещают с новой стороны и судьбу «Фомы Гордеева». Уже при заказе оперы композитору пришлось изрядно поволноваться. «Его вызвал в Москву заведующий творческой мастерской Большого театра

В.К. Владимиров, - вспоминала сестра композитора. - Сашу предупредили, что речь идет о заказе на оперу. Он очень боялся, что его заставят писать что-нибудь о Гражданской войне - о Чапаеве, Щорсе и т.п. Оказался “Фома Гордеев”. Саша вдохновенно работал» [4, с. 272]. Высокую оценку музыке оперы дала Творческая комиссия СК СССР (М. Коваль, Н. Мясковский, Ю. Шапорин и др.): «У горьковчанина Касьянова, - писал М. Коваль, выражая мнение членов комиссии, - есть богатейший мелодический дар и чувство оперной формы. Это прирожденный оперный композитор» [13].

В 1946 году опера была поставлена в Горьком. Не слишком хорошая режиссура (коллективная: А. Ерофеев, А. Мазанов, И. Струков), несмотря на высокую оценку музыки, портила впечатление, и опера была быстро снята с репертуара. После выхода в 1948 году постановления ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели «Великая дружба» неудачной постановкой в Горьком воспользовались власти и в поисках «козла отпущения» обвинили Касьянова в формализме. Первым сделал это не кто иной, как дирижер театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Л. Любимов, высказав свое суждение в «Горьковской коммуне»: «Композитор в своем творчестве, к сожалению, также не избежал влияния формалистического направления и в погоне за ложным новаторством создал музыку чуждую

реалистическому произведению великого русского писателя. “Фома Г ордеев” изобилует диссонансами. Опера почти совсем не наполнена прекрасной волжской напевностью <...> Мы уверены, что отеческая забота нашей партии о советской музыке поможет и нашему земляку

А.А. Касьянову - представителю школы Балакирева - освободиться от чуждых ему элементов формализма» [14]. Несмотря на высокую оценку именно «богатейшего мелодического дара» композитора Творческой комиссией и постоянный успех Ансамбля советской оперы ВТО в выступлениях с этой оперой, Любимов в статье ставит в упрек композитору то, что опера почти «не наполнена прекрасной волжской напевностью». Композитор, конечно, понимал, что такие статьи сочиняли не по своей воле.

Опера «Фома Гордеев» была возобновлена в Горьком через двадцать лет. В новой редакции она была с огромным успехом показана на сцене московского Кремлевского театра, став крупным явлением современной театральной жизни. «Очень талантливое произведение, -писал о «Фоме» А.И. Хачатурян. - Это истинно русская опера. Прекрасна вокальная партия, характеристика образов, драматургия музыки, интересная и скромная фактура» [15].

В свете новых документов по-другому выглядит и постановка «Ермака». Опера была поставлена в Новосибирске. В письме к дочери Касьянов сообщает: «В Новосибирске прекрасный оперный театр <...> По качеству много выше Горьковского» [16]. Высокопрофессиональный коллектив театра быстро разучил новую оперу, и в феврале 1957 года должна была состояться премьера. Здесь вновь мелькнула тень партийного руководства. Едва композитор приехал в город, как ему сообщили, что на репетиции побывал Л.М. Каганович. Касьянов был весьма озадачен этим обстоятельством, но оказалось, что Каганович лишь дал «кое-какие советы относительно постановки и трактовки образа Ермака». Премьера прошла прекрасно. Как известно, для новосибирцев долгое время это был любимый спектакль. Во время гастролей в Москве они показывали «Ермака» на сцене Большого театра.

Таким образом, внешние успехи и одновременно серьезные препятствия властей, сопровождали Касьянова на протяжении жизни. Вместе с тем, чувствуя влияние композитора, его авторитет и признание в стране, власти заигрывали с ним, привлекая к «строительству социализма» на своих условиях. Так, Касьянову неоднократно намекали на необходимость вступления в партию. Он отказался, остроумно со-

славшись на то, что «разрушится “блок коммунистов и беспартийных”, если все будут поступать в партию». Вряд ли Касьянов в достаточной степени ощущал себя гражданином новой России, «советским человеком». Если нельзя назвать Касьянова «внутренним эмигрантом», то только потому, что слишком много он пережил вместе с новым строем, слишком вжился в него.

Как же вписывалось творчество Касьянова в советскую действительность? Композитор, вступая на творческую стезю в новое время, не ставил своей задачей создание «нового» искусства, как это делали многие авторы послереволюционного времени. «Касьянов Александр Александрович (1891—1982) - композитор традиционно-классического направления, автор пяти опер и т.д.», -указывает М.П. Рахманова [8, с. 199]10. Но что вкладывать в понятие «традиционное направление»? Так, М. Арановский отметил: «Официальная эстетика, провозглашая незыблемость традиций, способствовала <...> консервации традиционного музыкального языка, всячески противодействуя новациям <...> Музыка, служившая тоталитарному режиму, лишена эволюции, консервативна, проявления индивидуального в ней минимальны, поиски почти отсутствуют» [17]. Это суждение, характеризующее общую тенденцию, во многом справедливо. Подразумевается, что композиторы «традиционного» направления как раз и выполняли «социальный заказ» тоталитарного режима писать музыку, лишенную новаций.

На наш взгляд, следует с осторожностью утверждать, что кто-то, например Касьянов, выполнял социальный заказ, т.е. приспосабливался к режиму, «наступая на горло собственной песне». Для Касьянова, как и для реальных эмигрантов, «национальная музыкальная классика, как и в целом наследие дореволюционной культуры значили бесконечно много, основу основ, родную почву» [18]. Традиционная культура была ему необходима как воздух, как пуповина, которая связывала его с прошлым. Касьянов не мог жить, не сохраняя преданность музыкальным традициям, ценность которых он ощутил в молодости. Это была форма его существования, способ сохранения себя не только как художника, но и как личности - гражданина дореволюционной России, о которой с глубокой грустью написал И.А. Бунин: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то <.> жили, которую мы не ценили, не понимали, - всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...» [19]. Дворянское воспитание в имениях, Нижний Новгород, где прошло счастливое музыкальное детство, общение в Петербурге с послед-

ними «кучкистами» (Балакиревым, Кюи), с кругом Дмитрия Васильевича Стасова (Репин, Шаляпин и др.), консерваторскими педагогами (все ученики Римского-Корсакова), Глазуновым -композитором-«традиционалистом», перед которым он преклонялся, - все взывало к сохранению горячо любимого наследия прошлого11. И как Касьяновы-братья остались верными принятой присяге, так Александр остался верен своим принципам, сформировавшимся в кругу людей высокого жизненного «полета», с которыми ему посчастливилось общаться.

Касьянову просто повезло, что собственные творческие стимулы совпадали с некоторыми идеологическими мотивами советской эпохи. Упоминалось, что композитор боялся заказов на темы, связанные с революцией. Поэтому, когда зашел разговор о создании оперы, связанной с Волгой, он без колебаний назвал «Степана Разина». Так же радостно он откликнулся на предложенные сюжеты «Фомы Гордеева» и «Ермака». При этом идеологические мотивы Касьянов преломлял по-своему, индивидуально, выдвигая на первый план, например, в «Степане Разине» -размышления о смысле жизни, в «Фоме» - лирическую линию, любовь. И в той, и другой опере большое место занимают Волга, ее красота, ее песни, ее особый, неторопливый вечный ритм. Лучшие страницы творчества композитора находятся вне каких бы то ни было идеологических мотивов - это высокопоэтическая лирика, созерцание природы в хорах и романсах, в таких шедеврах, как «Море», «Водопад», «Восточный романс», «А если он возвратится» и др. К этой же духовно чистой, «внеидеологической» области можно отнести 24 прелюдии и некоторые другие произведения для фортепиано.

Он шел своим путем, продолжая развивать ценнейшие перспективные достижения «кучкистов». Постоянство позиций на протяжении всей жизни роднит Касьянова с такими авторами ХХ века, как Глазунов, Рахманинов. А.К. Глазунов был как бы камертоном, по которому Касьянов сверял свое творчество и судьбу. Не удивительно, что и в самом последнем в жизни письме он говорит о Глазунове: «И, наконец-то, на коде жизни <...> испытываю какую-то долю ощущения и надежды, что любимый директор мой в итоге, если бы знал, мог бы, наконец, быть довольным мной и моими устремлениями» (А.К. Глазунов был директором Петербургской консерватории с 1905 по 1928 гг.) [20].

Касьянов не считал свою позицию устаревшей. Напротив: «Сказать про меня, что поскольку я стар, то и музыкант “отсталый”, очень легко, так как для этого, по выражению фило-

софа, “не требуется напрягать мозги”. Но, право же, я не считаю себя (не как композитора, а как мыслящего музыканта) отсталым, а может быть, даже передовым в наше время» [21]. Думается, что Касьянов был бы удовлетворен, прочитав строки Е. Долинской, написанные двадцать пять лет спустя: «Освященные еще со времен Г линки опора на национальные традиции вкупе с открытостью новациям (собственной композиторской школы и мирового художественного процесса) ныне снова оказались базовой платформой русской национальной культуры» [22]. За десять лет до кончины о своих приоритетах в искусстве Касьянов весьма определенно высказался в письме к В.Г. Блиновой: «Но расцвет, размах русского искусства вообще, современного кучкизму, остается для меня навек священным» [23]. Характерен ответ Касьянова по поводу того, что он более всего ценит в современной музыке: «Этот вопрос мне задавали неоднократно. И я вновь хочу сослаться на досто-примечательнейшее место из биографии <...> Прокофьева, который рассказывает, как однажды он поделился с <...> Горьким своей мыслью

о требовании времени - писать музыку самого героического накала. ”Но также нежную и сердечную”, - добавил Алексей Максимович. По-моему, оба эти завета драгоценны и на сегодняшний день» [24]12. Эти заветы, конечно, лишь отчасти характеризуют credo Касьянова, которое, сформировавшись до 1917 года, в главном осталось неизменным: он любил Россию и служил ей до конца.

Примечания

1. Фильм Горьковского телевидения «Жизнь моя - музыка» (1975 г.), Центрального телевидения «Композитор Александр Касьянов» (творческое объединение «Экран», 1977). В 1976 году вышел подготовленный на Центральном телевидении фильм «Романсы Балакирева» с участием Касьянова (композитор рассказывал о М.А. Балакиреве и его романсах).

2. А.А. Касьянов родился в 1891 г. Отец Касьянова - Александр Егорович - сделал удивительнейшую карьеру от сына крестьянина-однодворца Орловской губернии до зам. министра земледелия, действительного статского советника, получил потомственное дворянство. Мать композитора - Надежда Васильевна - приходилась родной сестрой матери знаменитых братьев Ляпуновых (математика, композитора и филолога). Родственниками Касьяновых были и семьи физиолога И.М. Сеченова, кораблестроителя Крылова, врача Филатова. Все они жили в одной местности в своих имениях - на границе Симбирской и Нижегородской губернии и часто общались между собой. Там в селе Болобоново, принадлежащем матери композитора и одновременно Ляпуновым, и родился будущий композитор Касьянов.

В гимназии и музыкальной школе Касьянов учился в Нижнем Новгороде, а в консерваторию поступил в Петербурге. Еще до переезда в столицу Касьянов познакомился с главой «Могучей кучки» М.А. Балакиревым, который произвел на него огромное впечатление. В Петербурге С.М.Ляпунов ввел его в дом друга М.И.Глинки Дмитрия Васильевича Стасова (брата знаменитого критика), на «четвергах» которого Касьянов неоднократно встречался с Репиным, Шаляпиным, Кони, Гинцбургом, Матэ, Чуковским и другими выдающимися людьми русской культуры и искусства. Закончив Петроградскую консерваторию, директором которой в это время был А.К. Глазунов, Касьянов летом 1918 года из голодного Петрограда приехал в Нижний Новгород «до нового хлеба», но остался здесь навсегда.

3. В семье знали о поступке отца, спрятавшего от полиции списки организации, которую представлял эсер В.В. Морковин (домашний учитель братьев Касьяновых), при его аресте в 1905 г. Вспомним, что и дочь Д.В. Стасова Елена, которую лично знал Александр, была связана с революционерами ленинского толка.

4. Детство Касьянова прошло в родовых поместьях матери в условиях традиционного дворянского быта. Во время революции барский дом в Болобоно-ве был сожжен. В Лебедеве, несмотря на то что мать организовала школу для крестьянских детей, дом также отобрали. Для Александра потеря родных усадеб была огромной утратой. Впрочем, это была драма целого дворянского сословия: «В русском искусстве есть особое пространство, семантика которого целиком связана с поэтикой усадебного миросозерцания, - отметил М. Арановский. - Это Тургенев <...>, Чехов <..>, Куприн, конечно, Бунин, отчасти Набоков. Лирика русской усадебности звучала у Пушкина, Вяземского, Тютчева, Фета и многих других русских поэтов вплоть до Блока. Она пронизывала своей светлой интонацией романсы Глинки, Чайковского, особенно высокой нотой в музыке Рахманинова <..> Это было само мировосприятие, сам modus vivendi (не случайно гибель родных усадеб для многих русских художников явилась подлинным крушением всей жизни)» (Арановский М. Мелодические кульминации века // Русское искусство и ХХ век / Редактор-составитель М.Арановский М.: Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ, 1997. Гл.15. С. 532).

5. Одним из противоречий советского времени было разделение членов Союза композиторов (может быть, неофициальное) на столичных и периферийных.

6. Как известно, А.А. Касьянов, будучи в Новосибирске на премьере своей оперы «Ермак» в 1956 году, простудился и получил осложнение на уши. Практически сразу он потерял слух, который так и не восстановился до конца жизни (умер в 1982 г.).

7. Во время Гражданской войны погибли три сына С.М. Ляпунова - двоюродные братья Касьянова, близкие ему по духу; в 1929 г. был во второй раз арестован и расстрелян герой Первой мировой войны брат Василий, арестован во второй раз в 1938 г. и

умер в тюрьме брат Юрий, эмигрировал старший брат Сергей (полковник Деникинской армии). В 1924 году был арестован и сам Александр Касьянов, отбывавший срок в Бутырке. В 1929 г. был арестован муж сестры Марии - известный литературовед

В.Л. Комарович. Погибли или бесследно исчезли и другие родственники и друзья Касьянова (Хвощин-ские, Аничковы и др.)

8. Речь идет о В.В. Андронове. В семье ему доверяли как дворянину, интеллигентному человеку. Потом выяснилось, что он был осведомителем Лубянки.

9. Соответственно 19 апреля и 20 июня 1951 г.

10. Касьяновым написано шесть опер.

11. Несомненно и то, что Касьяновы чувствовали свое родство с историческим и культурным прошлым России. В частности, большое значение для воспитания Касьянова и его братьев имела близость к местам, связанным с именем Пушкина. Так, недалеко от Лебедева располагалась усадьба Ланских. Братья помнили графиню, которая, как говорили, блистала когда-то в свете. Некоторых потомков соседей Пушкина по Болдину — Зыбиных, Астафьевых и Беклемишевых — братья знали лично. В воспоминаниях детства Сергея сохранился и «разговор старших о проживавшем в одном из уездов нашей губернии Льве Львовиче. Его шутя называли Тигр Тигрович. Был ли это сын брата поэта?» (Письмо С.А. Касьянова к А.А. Касьянову от

14 февраля 1975 г. // Архив Балакиревского общества, фонд А.А Касьянова.) По семейным преданиям, и «московская бабушка» Касьяновых Ю. М. Мессинг была знакома с Пушкиным (Сергей острословил: «как и полагается всем древним старушкам, в молодости была писаной красавицей. Будто бы не раз танцевала с Пушкиным»).

12. Касьянов цитировал по памяти фрагмент выступления С.С. Прокофьева на Всесоюзном радио 19 июня 1936 года.

Список литературы

1. Угрюмов Н.П. Александр Касьянов: Очерк жизненного и творческого пути композитора. М.: Сов. композитор, 1957. 31 с.

2. Елисеев И.В. А.А. Касьянов. М.: Сов. композитор, 1973. 160 с.

3. Елисеев И.В. Александр Касьянов. 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1989. 176 с.

4. Александр Александрович Касьянов: Материалы, письма, воспоминания / Ред.-сост. В.С. Колесников. Н. Новгород: Издатель Гладкова, 2001. 343 с.

5. Автобиография на представление на звание народного артиста РСФСР (10 мая 1957 г.) // Рукопись. Архив Балакиревского общества г. Н. Новгорода, ф. А.А. Касьянова (не разобран).

6. Письмо А.И. Хачатуряна к А.А. Касьянову от 13 февраля 1967 г. // Там же.

7. Рогаль-Левицкий Д.Р. Мимолетные связи. К 70-летию со дня рождения Сергея Прокофьева // Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения. Письма, воспоминания, статьи: Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки / Ред.-сост. М.П. Рахманова. М., 2001.

8. Письмо А.А. Касьянова к М.А. Касьяновой от 27 апреля 1946 г. // Архив Балакиревского общества Н. Новгорода, ф. А.А. Касьянова.

9. Письмо А.А. Касьянова к М.А. Касьяновой от

1 июля 1948 г. // Там же.

10. Письмо Г. А. Санникова к А.А.Касьянову от 9 апреля 1959 г. // Там же.

11. Письмо С. М. Орешникова к А.А. Касьянову [весна 1951 г.] // Там же.

12. Письмо А.А.Касьянова к А.В.Солодовникову от 17 октября 1950 г. // Там же.

13. Коваль М. Театр и композитор // Советское искусство. 1945. 9 апр.

14. Любимов Л. За расцвет советской музыкальной культуры // Горьковская коммуна. 1948. 29 февр.

15. Письмо А. И. Хачатуряна к А.А. Касьянову от 13 февраля 1967 г. // Архив Балакиревского общества, ф. А.А. Касьянова.

16. Письмо А. А. Касьянова к И.А. Скрябиной от 21 февраля 1956 г. // Личный архив И. А. Скрябиной.

17. Арановский М. Расколотая целостность // Русское искусство и XX век / Ред.-сост. М. Аранов-ский. М.: Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ, 1997. С. 822.

18. Корабельникова Л. Судьбы русского музыкального зарубежья // Там же. С. 807.

19. Бунин И.А. Окаянные дни // Тула: Приокское книжное изд-во, 1992. С. 45.

20. Письмо А.А.Касьянова к В.Ф.Кухарскому от 19 января - 26 января 1982 г. // Личный архив В. Ф. Кухарского.

21. Письмо А.А. Касьянова к В.Ф. Кухарскому от

15 декабря 1978 г. // Там же.

22. Долинская Е. О русской музыке ХХ века. (6090-е годы): Учеб. пособ. по курсу «История современной отечественной музыки). / М.: Композитор, 2004. С. 57.

23. Письмо А.А. Касьянова к В.Г. Блиновой от 13 октября 1971 года // Личный архив В.Г. Блиновой.

24. Интервью с А.А. Касьяновым // Ленинская смена, 1977. 9 февр.

COMPOSER A. KASIANOV AND SOVIET REALITY

V.S. Kolesnikov

The article spotlights some new facts from Kasianov’s life which contradict the commonly held view that he was a minion of fortune and lived in peace with the realities of the Soviet times and the authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.