Научная статья на тему 'Компоновка перспективной структуры организационных связей и поддержки взаимодействия научных, образовательных, производственных структур в рамках образовательно-научно-производственной сети с использованием различных форм ГЧП'

Компоновка перспективной структуры организационных связей и поддержки взаимодействия научных, образовательных, производственных структур в рамках образовательно-научно-производственной сети с использованием различных форм ГЧП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВО / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕТЬ / ECONOMY / INDUSTRY / SCIENCE / EDUCATION / EDUCATIONAL / RESEARCH AND PRODUCTION NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич, Логинов Евгений Леонидович, Райков Александр Николаевич, Ефремов Дионисий Николаевич

Рассматриваются проблемы построения организационного механизма управления развитием наукоемких производств на основе создания распределенной образовательно-научно-производственной сети путем интеграции производственных, научных и образовательных структур на сетевых принципах и организации процессов взаимодействия органов госуправления и бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич, Логинов Евгений Леонидович, Райков Александр Николаевич, Ефремов Дионисий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The layout of the perspective structure of institutional links and support the interaction of scientific, educational, industrial structures within the educational, scientific and industrial networks using different forms of PPP

The problems of building the institutional mechanism for management of development of high-tech industries by creating a distributed educational, scientific and industrial networks by integrating production, scientific and educational institutions in the network and the principles of organization of the processes of interaction of government and business structures.

Текст научной работы на тему «Компоновка перспективной структуры организационных связей и поддержки взаимодействия научных, образовательных, производственных структур в рамках образовательно-научно-производственной сети с использованием различных форм ГЧП»

КОМПОНОВКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ СТРУКТУРЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ И ПОДДЕРЖКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНЫХ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ГЧП

НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,

доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор E-mail: [email protected]; ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЛОГИНОВ, доктор экономических наук Заместитель генерального директора Института экономических стратегий

E-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАЙКОВ, доктор технических наук, профессор, Ведущий научный сотрудник

Института проблем управления РАН E-mail: [email protected]; ДИОНИСИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЕФРЕМОВ, эксперт, Министерство образования и науки Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются проблемы построения организационного механизма управления развитием наукоемких производств на основе создания распределенной образовательно-научно-производственной сети путем интеграции производственных, научных и образовательных структур на сетевых принципах и организации процессов взаимодействия органов госуправления и бизнес-структур.

Ключевые слова: экономика, производство, наука, образование, образовательно-научно-производственная сеть.

Annotation. The problems of building the institutional mechanism for management of development of high-tech industries by creating a distributed educational, scientific and industrial networks by integrating production, scientific and educational institutions in the network and the principles of organization of the processes of interaction of government and business structures.

Keywords: economy, industry, science, education, educational, research and production network.

Качественный скачок в развитии информационно-телекоммуникационных технологий и информационно-вычислительных сервисов, наложившись на многократно ускорившиеся процессы смены поколений высокотехнологичной наукоемкой продукции (с соответствующей сменой оборудования, технологических решений и инженерных подходов, опирающихся на фундаментальные и прикладные научные исследования), определили необходимость упреждающего развития ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере.

При этом наблюдается ярко выраженная конвергенция процессов научных исследований, процес-

сов формирования и внедрения новых технологий и производственных процессов [1]. Это одновременно требует перманентного упреждающего обновления теоретических знаний и практических навыков специалистов в различных сферах деятельности как функционального, так и организационно-управленческого характера, что определяет успешность формирования национальной технологической базы и наукоемких производств в промышленности России [2].

В основе развития новой индустриальной базы лежат новые стратегические тренды НТП, которые определяются усилением взаимосвязей между различными отраслями науки, которые затем через НИ-ОКР и инновации транслируются в производственную сферу [9].

Фокусировка пула наук позволяет структурировать организационное ядро научных (инновационных) объединений [11]. Такая структуризация позволяет поставить вопрос о компоновке перспективной структуры организационных связей и поддержки ведущих научных (а также образовательных, проектных, производственных и т.п.) структур, позволяющих реализовать политику занятия лидирующих позиций в определенных областях НТП [7]. Этим программируется занятие ключевых рынков высокоприбыльной, наукоемкой продукции, обладающих наибольшей прибыльностью и добавленной стоимостью [6].

В сложившихся условиях для успешности процессов формирования новой технологической базы требуется создание принципиально новой структуры - распределенной образовательно-научно-производственной сети применительно к различным уровням иерархии управления хозяйственными образованиями в промышленности России для реализации процессов кластерной интеграции образовательных, научных и производственных структур в рамках технологических платформ и иных форм государственной структуризации приоритетов научно-технического развития.

Такая сеть должна решать задачи сбора, обобщения и анализа информации из любых возможных источников для выработки управляющих воздействий в отношении проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации опытно-конструкторских разработок, внедрения новых технологий и организации индивидуальных и массовых производств с параллельным обучением, переподготовкой, повышением квалификации соответствующих кадров на уровне мировых стандартов [5].

Структуризация в общей массе хозяйствующих субъектов «функционального ядра» предприятий и организаций определяет необходимость формирования матричных образовательных, научных, производственных структур как своего рода объединений в рамках образовательно-научно-производственной сети с организацией процессов взаимодействия органов госуправления и хозяйствующих субъектов, входящих в такое «функциональное ядро» на основе использования различных форм ГЧП.

Можно привести примеры сетевых проектов, реализованных в России:

• Российская сеть трансфера технологий (RTTN) - объединяет 75 российских инновационных центров (из 27 регионов РФ и стран СНГ), специализирующихся в сфере трансфера технологий. Это - составная часть национальной инновационной инфраструктуры, позволяющая эффективно распространять технологическую информацию, оказывать услуги по трансферу технологий, включая поиск национальных и международных партнеров для реализации инновационных проектов, а также их сопровождение.

Сеть RTTN - это проект, который был инициирован Региональным Инновационным Технологическим Центром (РИТЦ) наукограда Обнинска и Инновационным Центром наукограда Кольцово (ИЦК) в рамках реализации проекта TACIS FINRUS 9804 «Инновационные центры и наукограды Российской Федерации». Работа сети RTTN основывается наи-спользовании адаптированных методологий Европейской сети IRC [8];

• Национальная нанотехнологическая сеть Российской Федерации. Наиболее близким проектом, к предлагаемой идеологии сетевой организационной интеграции образовательных, научных, производственных структур является Концепция формирования национальной нанотехнологической сети Российской Федерации, разработанная в развитие президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии» (утверждена 24 апреля 2007 г. № Пр-688) и Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 1188-р. Однако, данный проект пока не завершен и, в связи идущей кардинальной реорганизаций «Российской корпорации нанотехнологий», перспективы его завершения предсказать сложно.

При этом, вышеперечисленные, а также иные проекты формирования организационных сетей за рубежом и в России не решают комплексной проблемы сетевой интеграции образовательных, научных, производственных структур [12]. Нужна новая организационная модель.

Такая организационная модель должна быть сформирована с использованием следующих понятий:

• «распределенная образовательно-научно-производственная сеть» - сетевым образом взаимосвязанная совокупность разнопрофильных хозяйствующих субъектов всех форм собственности, обеспечивающая выполнение образовательных, научных, производственных и т.п. функций в общих интересах для обеспечения необходимых условий для смены или модернизации оборудования, внедрения новых технологических решений и инженерных подходов на базе упреждающего развития ключевых областей знания с динамичной сменой пакета базовых навыков и компетенций специалистов в научно-образовательной и научно-производственной сфере;

• «сетевая интеграция управленческих и функциональных компетенций в образовательной, научной, производственной сфере» - комплексное объединение совокупности управленческих и функциональных компетенций как системно структурированной групповой матрицы компетенций (методов, процессов, процедур и пр.) при осуществлении образовательной, научной, производственной деятельности как элементов достижения единой групповой цели оптимизации образовательно-научно-производ-

ственной цепочки с выходом на расширение общих организационных и финансовых возможностей.

При этом экономическая активность и динамика развития национальной технологической базы и наукоемких производств обусловлены различными видами выработки управленческих компетенций, необходимых для формирования комплекса научных программ, призванных обеспечить создание требуемых технологий и оборудования, основанных на фундаментальных разработках и обладающих максимальным потенциалом наращивания добавленной стоимости и прибыли, посредством которых создаются и используются инновации и повышается конкурентоспособность национальных товаропроизводителей.

Сегодня требуется создание мощных образовательно-научно-производственных объединений, построенных по кластерному типу и тесно связанных с ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами на основе объединения организационных ресурсов и функциональных возможностей образовательных, научных, производственных структур в рамках образовательно-научно-производственной сети с использованием различных форм ГЧП.

Для успешного внедрения ГЧП, в первую очередь, необходимо осуществить изменения в законодательстве.

При условии утверждении законопроекта № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (далее - Законопроект) значительных изменений в законодательстве не требуется.

Данный Законопроект является рамочным документом, например, в ст. 7 Законопроекта указывается, что ГЧП может осуществляться в иных формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации [10].

Частный и публичный партнеры вправе принимать на себя иные обязательства, необходимые для реализации соглашения о ГЧП, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Кроме того, в ст. 8 Законопроекта указано, что федеральными законами могут устанавливаться особенности реализации отдельных форм ГЧП, а также видов соглашений о ГЧП.

Подобный рамочный характер Законопроекта предоставляет значительные возможности для внедрения новых форм ГЧП.

С целью использования ГЧП в предлагаемых организационных механизмах целесообразно утвердить нормативно-правовой акт Правительства Российской Федерации в рамках следующего тематического блока: «О мерах государственной поддержки механизма государственно-частного партнерства в целях интеграции российских научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и предприятий в рамках образовательно-научно-производственной сети» (далее - НПА Правительства РФ).

Предполагаемый НПА Правительства РФ должен предписывать:

• заинтересованным органам исполнительной власти Российской Федерации создать Межведомственную рабочую группу по интеграции российских научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и предприятий в рамках образовательно-научно-производственной сети (ответственный исполнитель Минобрнауки России);

• межведомственной рабочей группе разработать методику формирования образовательно-научно-производственной сети (или рассмотреть возможность сетевой интеграции российских научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и предприятий в рамках инновационных территориальных кластеров), выявить наиболее значимые кластеры;

• заинтересованным органам исполнительной власти Российской Федерации (ответственный исполнитель Минобрнауки России) утвердить методику сетевого взаимодействия инновационных и производственных кластеров, разработанную Межведомственной рабочей группой и утвердить типовое положение об Образовательно-научно-производственной сети, показатели оценки эффективности сетевой организационной интеграции научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и предприятий в рамках образовательно-научно-производственной сети с целью принятия решения о необходимости разработки и определения содержания соглашения о ГЧП.

Кроме того, НПА Правительства РФ должно утвердить Типовое соглашение о ГЧП при сетевой организационной интеграции научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и предприятий в рамках образовательно-научно-производственной сети и Типовую дорожную карту по его реализации [3].

Особенно отметим, что основным условием для эффективного внедрения разработанной формы ГЧП является включение в ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации формулировки «система налогообложения при выполнении соглашения о государственно-частном партнерстве» [4].

Таким образом, в налоговом законодательстве будет закреплена возможность для частного партнера возврата вложенных средств.

Активизация институциональных, организационных и коммуникативных инноваций в сфере научно-технического развития должна сопровождаться разработкой новых организационных инструментов на основе упорядоченной последовательности действий, что на уровне региона может быть реализовано в рамках формирования матричных образовательных, научных, производственных структур в рамках образовательно-научно-производственной сети с использованием различных форм ГЧП (рис.1).

Саморегулируемая организация ОНП-сети

Да /

Ч

Саморегулируемая организация ОНП-сети —> Разработка соглашения N о ГЧП и дорожной карты

Органы исполнительной власти Российской Федерации \ Включение соглашения N о ГЧП в портфель проектов соглашений

?

Независимые эксперты

Экспертная оценка приоритетности соглашений о ГЧП

Да

Уровень приоритета соглашения позволяет утвердить его?

Нет

Рис. 1. Алгоритм внедрения многообъектной формы ГЧП в рамках «функционального ядра» предприятий и организаций как своего рода сетевых организационных объединений в рамках образовательно-научно-производственной сети (ОНП-сети)

Реализацию мер построения интегрированного комплекса образовательных, научных, производственных структур на сетевых принципах для перехода высокотехнологичных производств в промышленности России на инновационную модель развития с опорой на формирование новой технологической балы для выхода на новый уровень кон-

курентоспособности целесообразно осуществлять в три укрупненных этапа с соответствующей детализацией:

• первый этап: сетизация имеющихся хозяйствующих субъектов в образовательной, научной и производственной сферах, формирование телекоммуникационной и информационно-вычислительной

базы для сетевого взаимодействия хозяйствующих субъектов (2014-2015 гг.).

• второй этап: реализация различных форм ГЧП, в том числе с участием зарубежных образовательных, научных организаций и производственных компаний, а также иностранных инвесторов (20162017 гг.)

• третий этап: формирование на основе образовательно-научно-производственной сети единой информационно-организационной среды научно-технического развития в промышленности России с отрывом по комплексным факторам конкурентоспособности от зарубежных инновационных и производственных объединений (2018-2020 гг.)

Мероприятия должны быть скоординированы на межведомственном уровне, прежде всего, с учетом «Стратегии развития наукоемких производств Российской Федерации на период до 2020 года»», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», а также с учетом реализации «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства».

Литература

1. Агеев А., Логинов Е. Нооэкономика: определенная экономика в неопределенном будущем // Экономические стратегии, 2011, №11. С. 24-31.

2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Анализ рисков и управление безопасности: в 4-х ч. Ч. 3. Прикладные вопросы анализа рисков критически важных объектов / Науч. руковод. К.В. Фролов. М.: МГФ «Знание», 2007. 816 с.

3. Ефремов Д.Н. Проблемы развития новой технологической базы в индустриальном секторе российской экономики с

опорой на ГЧП // Вестник экономической интеграции, 2013, № 8. С. 22-26.

4. Ефремов Д.Н. Типология форм государственно-частного партнерства в сфере образования России // Экономический журнал, 2012, № 25. С. 120-128.

5. Логинов Е.Л. Атомный энергопромышленный комплекс в мировой энергетике: стратегические тренды в посткризисный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012. № 28. С. 2-10.

6. ЛогиновЕ.Л., ЛогиновА.Е. Глобальный кризис как новый формат борьбы за мировое экономическое лидерство // Финансы и кредит, 2010, № 18. С. 22-27.

7. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Новые тренды силового форматирования экономической реальности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, № 13. С.11-18.

6. Лукша О., Пильнов Г., Тарасова О., Яновский А. Российская Сеть Трансфера Технологий, как составная часть национальной инновационной системы: методология, практика, перспективы // http://www.rttn.ru/_files/fileslibrary/9939b80df8_213.pdf

9. Макаров В.Л., Агеев А.И., Зеленский В.А., Логинов Е.Л. Системные основы решения управленческих задач взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с производственным сектором как основной фактор новой индустриализации России // Экономические стратегии, 2013. № 2. С. 108-117.

10. «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» / Проект // Сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс] / http:// asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent& RN=238827-6&02

11. Проблемы управления национальной экономикой на основе стратегического оперирования инвестиционными факторами. Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2004. 251 с.

12. Шевченко И.В. Электронно-финансовая гиперматрица как среда банковских операций в условиях глобализации // Финансы и кредит, 2010, № 8. С. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.