Научная статья на тему 'Компоненты социальной активности личности в ситуациях неопределенности и риска'

Компоненты социальной активности личности в ситуациях неопределенности и риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
345
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СИТУАЦИИ / РИСК / НАПРАВЛЕНИЕ / ШИРОТА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / SOCIAL ACTIVITY OF PERSONALITY / COMPONENTS OF SOCIAL ACTIVITY / THE UNCERTAINTY OF THE SITUATION / RISK / DIRECTION / BREADTH AND CONTENT OF SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Марина Владимировна

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов социальной активности личности и характеристик неопределенных ситуаций и связанных с ними рисков. Использовались авторские методики с доказанной теоретической валидностью, измеряющие выраженность когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого компонентов социальной активности личности, а также показатели неопределенности ситуаций социальной активности. Приведены статистические доказательства внутренней согласованности и конструктной валидности шкал методик. На выборке 160 человек, средний возраст 22,7±4,2, мужского пола 47 %, показано, что все компоненты социальной активности личности (когнитивный, эмоциональный, мотивационный, поведенческий) связаны со стремлением личности снизить неопределенность ситуации и нивелировать риски, связанные с ней, молодежь в ситуациях неопределенности ориентирована на снижение энтропийных характеристик ситуации, разрешение трудностей, связанных с неопределенностью, посредством взаимодействия с другими людьми, изменения социального окружения и самоизменения, чем на избегание трудностей. Высокая неопределенность жизни молодежи способствует переживанию молодыми людьми негативных эмоций, снижает мотивацию социальной активности, негативно отражается на активности поведения. Выявлено, что при высоком риске взаимодействия с незнакомыми людьми, социальная активность в ситуациях взаимодействия с ними не проявляется. Показано, что уровень социальной активности личности в ситуациях неопределенности значительно ограничен уровнем взаимодействия с близкими людьми, родственниками, коллегами и внутренними рефлексивными процессами. Основное содержание социальной активности молодежи в ситуациях неопределенности связано как с позитивными помощью окружающим, учебной и профессиональной (деловой) активностью, так и с негативными моментами -протестной активностью молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components of a person’s social activity in situations of uncertainty and risk

The article presents the results of an empirical study of the relationship between the components of a person’s social activity and the characteristics of uncertain situations and associated risks. We used proprietary techniques with proven theoretical validity that measure the severity of cognitive, emotional, motivational and behavioral components of a person’s social activity, as well as indicators of the uncertainty of situations of social activity. Statistical evidence of the internal consistency and construct validity of the method scales is given. In the sample of 160 people, the average age is 22.7±4.2, males 47 % show that all components of the person’s social activity (cognitive, emotional, motivational, behavioral) are associated with the individual’s desire to reduce the uncertainty of the situation and mitigate the risks associated with it, youth in situations of uncertainty is focused on reducing entropy the characteristics of the situation, the resolution of difficulties associated with uncertainty through interaction with other people, changes in the social environment and self-change than to avoid difficulties. High uncertainty in the life of young people contributes to the experience of young people with negative emotions, reduces the motivation for social activity, negatively affects the activity of behavior. It was revealed that at a high risk of interaction with strangers, social activity in situations of interaction with them does not occur. It is shown that the level of a person’s social activity in situations of uncertainty is significantly limited by the level of interaction with close people, relatives, colleagues, and internal reflexive processes. The main content of the youth’s social activity in situations of uncertainty is connected both with positive ones helping others, educational and professional (business) activity, and with negative aspects youth protest activity.

Текст научной работы на тему «Компоненты социальной активности личности в ситуациях неопределенности и риска»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/52PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Григорьева М.В. Компоненты социальной активности личности в ситуациях неопределенности и риска // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Grigoryeva M.V. (2019). Components of a person's social activity in situations of uncertainty and risk. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN419.pdf (in Russian)

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00298) The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (project No. 18-18-00298)

УДК 159.922 ГРНТИ 15.21.51

Григорьева Марина Владимировна

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени

Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия Заведующий кафедрой «Педагогической психологии и психодиагностики»

Доктор психологических наук, профессор E-mail: grigoryevamv@mail.ru ORCID: http://orcid. org/0000-0003 -2541-2186 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id= 179217 Researcher ID: http://www.researcherid. com/rid/D-8593-2013

Компоненты социальной активности личности в ситуациях неопределенности и риска

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи компонентов социальной активности личности и характеристик неопределенных ситуаций и связанных с ними рисков. Использовались авторские методики с доказанной теоретической валидностью, измеряющие выраженность когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого компонентов социальной активности личности, а также показатели неопределенности ситуаций социальной активности. Приведены статистические доказательства внутренней согласованности и конструктной валидности шкал методик. На выборке 160 человек, средний возраст 22,7±4,2, мужского пола 47 %, показано, что все компоненты социальной активности личности (когнитивный, эмоциональный, мотивационный, поведенческий) связаны со стремлением личности снизить неопределенность ситуации и нивелировать риски, связанные с ней, молодежь в ситуациях неопределенности ориентирована на снижение энтропийных характеристик ситуации, разрешение трудностей, связанных с неопределенностью, посредством взаимодействия с другими людьми, изменения социального окружения и самоизменения, чем на избегание трудностей. Высокая неопределенность жизни молодежи способствует переживанию молодыми людьми негативных эмоций, снижает мотивацию социальной активности, негативно отражается на активности поведения. Выявлено, что при высоком риске взаимодействия с незнакомыми людьми, социальная активность в ситуациях взаимодействия с ними не проявляется. Показано, что уровень социальной активности личности в ситуациях неопределенности значительно ограничен уровнем взаимодействия с близкими людьми, родственниками, коллегами и внутренними рефлексивными процессами. Основное содержание социальной активности

https:// mir-nauki. com

молодежи в ситуациях неопределенности связано как с позитивными - помощью окружающим, учебной и профессиональной (деловой) активностью, так и с негативными моментами -протестной активностью молодежи.

Ключевые слова: социальная активность личности; компоненты социальной активности; неопределенность ситуации; риск; направление; широта и содержание социальной активности

В условиях динамичного и интенсивного развития общества человек постоянно сталкивается с новыми ситуациями, которые требуют проявления активности при недостаточности информации о содержании и динамике этих ситуаций, в связи с чем возрастает риск неуспеха. Пытаясь нивелировать этот риск, субъект деятельности старается понять специфику неопределенной ситуации, снизить ее энтропию, собрать как можно больше и за более короткий срок необходимую информацию, соотнести с новыми условиями свои действия.

В научной литературе проблема неопределенности и активности человека в неопределенных условиях теоретически описана достаточно хорошо. Ситуации неопределенности рассматриваются с точки зрения их развивающего и ограничивающего потенциала [1]; неопределенность связывают с риском неуспеха, который можно снизить за счет способности личности к анализу ситуации [2], социально-политической и социально-экономической активности [3], альтруистической активности [4]; анализируется толерантность к неопределенности как личностная черта, ситуационная установка и метакогнитивное свойство личности [5]; рассматриваются гендерные особенности толерантности к неопределенности [6] описываются методы изменения отношения к возможным негативным последствиям неопределенной ситуации [7]; раскрывается социально-психологическое содержание понятий неопределенности и риска [8]; ситуации неопределенности связывают с социальной изолированностью [9]; точность решений в ситуациях неопределенности связывают с определенными качествами личности, такими, как персональность, уровень осмысленности жизни, сверхбдительность [10]; совладание в ситуациях неопределенности связывают с волевыми качествами личности [11].

Несмотря на внимание исследователей к феномену неопределенности и психологическим аспектам проблемы функционирования личности в неопределенных ситуациях, в литературе крайне мало обращений к проблеме социальной активности личности в таких ситуациях. Но социальная активность личности играет важную роль в этом процессе, поскольку именно общество задает некоторые характеристики субъективно неопределенным ситуациям, а социальное окружение способно оказать личности информационную, организационную, психологическую и др. поддержку в затрудненных по причине неясности условий ситуациях. Исходя из вышесказанного, необходимо выявить компоненты социальной активности личности в ситуациях неопределенности и связанного с ней риска, раскрыть содержание этих компонентов во взаимосвязи с характеристиками неопределенной ситуации.

Целью проведенного исследования было выявить взаимосвязь компонентов социальной активности личности и характеристик неопределенности ситуации. В исследовании приняли участие 160 человек, средний возраст 22,7±4,2 позволяет отнести респондентов к группе молодежи, мужского пола 47 %. Для определения характеристик неопределенности и связанного с ней риска была разработана авторская методика анализа характеристик социальной активности личности и группы в адаптационных и неопределенных ситуациях. Методом контент-анализа свободных высказываний респондентов на вопрос «Дайте характеристику своей активности в неопределенных ситуациях» были определены

содержательные области и манифестации по ним: направление социальной активности (на изменение социального окружения, на познание и изменение себя, на организацию взаимодействия); широта социальной активности (уровень общества, социального института, межличностный уровень); содержание социальной активности (помощь окружающим, развлечение, физическая активность, учебная активность, профессиональная деятельность, межличностное общение). Теоретически обоснована валидность методики. На выборке 70 человек (возраст 21,8±3,1, мужского пола 39 %) доказана внутренняя согласованность (а Кронбаха от 0,8 до 0,86 по разным шкалам, что является значимым при р < 0,01). Проведено экспертное оценивание по 5-бальной системе, подтверждающее валидность методики. В экспертном оценивании принимали участие 7 психологов, имеющих ученую степень и опыт психодиагностической деятельности. В окончательный вариант методики вошли вопросы, получившие средние экспертные оценки не ниже 4,5. Всего в методике 48 вопросов. На каждый вопрос надо было дать ответ, оценив, насколько часто проявляется описываемое действие или поведение: 0 баллов - никогда; 1 балл - иногда; 2 балла - часто; 3 балла - всегда.

Для измерения компонентов социальной активности была применена методика, разработанная и апробированная коллективом исследователей [12-14 и др.]. Для вычисления статистических показателей использовался пакет SPSS версия 22.

Проверка на нормальность распределения показала характеристики нормального распределения по всем шкалам на уровне p < 0,001. В таблице 1 представлены результаты проверки на нормальность распределения по всей методике.

Таблица 1

Одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова

Описательные статистики

N 160

Параметры нормального распределения3 Среднее 70,0375

Среднекв. отклонение 13,44539

Наибольшие экстремальные расхождения Абсолютная 0,061

Положительные 0,059

Отрицательные -0,061

Статистика критерия 0,061

Асимптотическая значимость (2-сторонняя) 0,200

a - Проверяемое распределение является нормальным

Из таблицы 2 видно, что все компоненты социальной активности личности значимо связаны со стремлением личности снизить неопределенность ситуации за счет сбора информации о ней и ее участниках, из чего можно заключить, что социальная активность личности играет значительную роль в неопределенных ситуациях и снижении рисков, связанных с ней.

Таблица 2

Взаимосвязь компонентов социальной активности молодежи и самооценки показателей неопределенности

Когнитивный компонент социальной активности Эмоциональный компонент социальной активности Мотивационный компонент социальной активности Поведенческий компонент социальной активности

Самооценка чувства неопределенности на данном этапе жизни -0,103 -0,242** -0,175** -0,133*

Напряжение в неопределенных ситуациях 0,003 -0,032 0,118* 0,087

Когнитивный Эмоциональный Мотивационный Поведенческий

компонент компонент компонент компонент

социальной социальной социальной социальной

активности активности активности активности

В ситуациях неопределенности эффективного взаимодействия с 0,113* 0,053 0,169** 0,077

другими людьми не получится

Риск взаимодействия с незнакомыми людьми 0,045 -0,102 0,004 -0,055

Прежде, чем взаимодействовать

с людьми, надо узнать их точку 0,242** 0,132* 0,098 0,220**

зрения

Сбор информации, снижение неопределенности 0,265** 0,213** 0,225** 0,326**

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01

Из таблицы 2 видно также, что высокая самооценка чувства неопределенности в жизни связана обратными значимыми связями почти со всеми компонентами социальной активности молодежи. Выраженное чувство неопределенности способствует переживанию молодыми людьми негативных эмоций, снижает мотивацию социальной активности, негативно отражается на активности поведения. Отсутствует взаимосвязь чувства неопределенности у молодежи с когнитивным компонентом ее социальной активности, что может объясняться сохранностью познавательной активности в ситуациях неопределенности.

Общее напряжение личности в неопределенных ситуациях способствует повышению мотивации ее социальной активности (см. табл. 2). Формирующаяся за счет повышения напряжения потребность, оформляется в мотивацию социальных контактов и взаимодействий. Остальные компоненты социальной активности с общим напряжением субъекта активности значимо не связаны, из чего можно заключить, что повышение напряжения человека от неопределенности ситуации не способствует стремлению к изучению и пониманию этой ситуации, не вызывает дифференцированных и четко переживаемых аффективных состояний. Способствуя формированию мотивации социальной активности, общее напряжение личности от неопределенной ситуации не проявляется в поведении, что возможно связано с недостаточностью непосредственного влияния общего напряжения на внешнюю активность личности. Очевидно, для четкости целей, способствующих внешним деятельностным и поведенческим выражениям социальной активности, недостаточно лишь общего напряжения, необходима актуализация других внутренних резервов личности, соотнесение мотивации социальной активности с аксиологическими основаниями поведения и деятельности, а также с социальными нормами и правилами.

Из таблицы 2 видно, что стремление прояснить ситуацию взаимодействия с окружающими людьми значимо связана практически со всеми компонентами социальной активности. Если молодые люди убеждены, что эффективного взаимодействия с незнакомыми людьми не получится, или не ясны точка зрения и цели партнеров по взаимодействию, то возрастает когнитивный и мотивационный компоненты социальной активности, способствующие прояснению позиции и мнения окружающих людей, а также формированию мотивации к более активному взаимодействию с ними. Стремление к прояснению позиции и мнения партнеров по взаимодействию способствует активным внешним действиям, выраженным в поведении или деятельности, а также определенному аффективному фону взаимодействий. Однако при высоком риске взаимодействия с незнакомыми людьми, социальная активность в ситуациях взаимодействия с ними не проявляется. Это может быть связано с ограничением своей активности в целях самозащиты от возможных негативных последствий этого взаимодействия, отсутствием стремления к прояснению ситуации,

возможно, по причине существования социальных стереотипов, характеризующих определенные социальные группы и причислением незнакомых людей к этим группам.

Таблица 3

Среднее значение выраженности направлений социальной активности молодежи в неопределенных ситуациях (баллы, max = 3)

Направление социальной активности в неопределенных ситуациях

На изменение социального окружения На познание и изменение себя На организацию взаимодействия На переход в другую социальную среду

1,85 1,63 1,74 1,24

Из таблицы 3 видно, что у молодежи наиболее выражено направление социальной активности, связанное с изменением социального окружения. В неопределенной ситуации, которая для них важна, респонденты стараются выяснить у окружающих людей как можно больше информации и понять их мнение по этой ситуации; предпринимаются также попытки изменить мнение окружающих людей в соответствии с тем, как они сами понимают неопределенную ситуацию.

На втором месте по значимости, как видно из таблицы 3, в неопределенных ситуациях наблюдается организация взаимодействия с окружающими людьми. Взаимодействие посредством инициированных и ответных действий помогает субъекту социальной активности понять цели окружающих людей, соотнести их со своими целями. Тем самым, снижается неопределенность, ситуация проясняется, возникают условия, в которых возможно применение знакомых способов общения или деятельности.

Довольно часто молодежь направляет активность в социальных ситуациях с высокой долей неопределенности на познание себя и изменение своих привычных способов действий (см. табл. 3). Поиск внутренних резервов в неопределенных ситуациях снижает риск неуспеха и становится психологической основой самосовершенствования.

Стоит отметить, что описанные выше направления социальной активности в неопределенных ситуациях не имеют значимых различий. Значительно менее у молодежи по сравнению с другими направлениями активности выражено направление, связанное в ситуациях неопределенности с переходом в другую социальную среду (см. табл. 3) (1Стьюдента = 2,11; 2,07; 2,03 соответственно, при р < 0,05). Это может свидетельствовать об ориентации молодежи в большей степени на понимание текущей неопределенной ситуации, снижение ее энтропийных характеристик, разрешение трудностей, связанных с неопределенностью, чем на уход из нее и избегание трудностей. Невыраженный эскапизм в процессе реализации социальной активности в неопределенных ситуациях может свидетельствовать, с одной стороны, о некоторой рискованности молодежи при оценке вероятности успеха в ситуациях отсутствия ясной и полной информации, с другой стороны, об установках снизить энтропию ситуации за счет взаимодействия с другими людьми, гибкости и готовности к познанию и изменениям, как социального окружения, так и себя.

Рассмотрим, на каких уровня реализуется социальная активность молодежи в ситуациях неопределенности и связанного с ней риска неуспеха. Из таблицы 4 видно, что наиболее часто молодежь активна в неопределенных ситуациях с близкими людьми. Обсуждение неопределенной ситуации, сбор информации о ней, предположения по поводу ее содержания и способов действия в ней происходит у молодых людей чаще всего на межличностном уровне, в процессе общения с близкими людьми. Скорее всего, это связано со схожестью основных базовых убеждений с ними, доверием и доступностью социальных контактов на этом уровне.

Таблица 4

Среднее значение характеристики широты социальной активности молодежи в неопределенных ситуациях (баллы, max = 3)

Широта социальной активности в неопределенных ситуациях

Уровень общества Социальные институты Уровень малой группы Межличностный уровень Внутриличностный уровень

1,2 1,31 1,73 2,02 1,66

Несколько меньше (но не значимо, р > 0,05) для снижения неопределенности ситуации и реализации социальной активности используется уровень малой группы (учебной, трудовой, неформальной и т. п.). Социальная активность на этом уровне также доступна и связана с общими ценностями, схожими убеждениями и возможностью снизить неопределенность за счет сопоставления разных мнений.

Внутриличностный уровень активности, связанный, прежде всего, с рефлексией своих действий в неопределенной ситуации, используется молодежью довольно часто (различия по сравнению с предыдущими уровнями не значимы, р > 0,05).

Значительно реже в ситуациях неопределенности молодежь реализует социальную активность на уровне социальных институтов (школа, организация высшего образования, трудовая организация, специализированная организация и т. п.) Остьюдента = 1,97; 2,14; 1,95 соответственно, при р < 0,05). В еще меньшей степени используется более широкий уровень общественных организаций и общества в целом О^стьюдента = 1,99; 2,2; 2,12 соответственно, при р < 0,05). Несмотря на то, что социальные институты и общественные организации обладают потенциалом снижения неопределенности некоторых ситуаций за счет информационных и организационных ресурсов, реализация социальной активности на этих уровнях, возможно, затруднительна для молодежи в силу недоверия или отсутствия положительного опыта социального взаимодействия с представителями этих социальных институтов и организаций.

Обратимся к анализу содержания социальной активности молодежи в ситуациях неопределенности и связанного с ней риска неуспеха. Как видно из таблицы 5, основное содержание социальной активности молодежи в ситуациях неопределенности связано с помощью окружающим, учебной и профессиональной (деловой) активностью. Учебная и профессиональная активность, очевидно, помогает снизить неопределенность ситуации, применить полученные в процессе учебы знания, использовать профессиональные умения и навыки для совершения действий в условиях отсутствия информации о происходящем. Помощь окружающим в неопределенных ситуациях, возможно, связана с альтруистическими установками молодежи и принятием на себя ответственности.

Таблица 5

Среднее значение показателей содержания социальной активности молодежи в неопределенных ситуациях (баллы, max = 3)

Содержание социальной активности в неопределенных ситуациях

Помощь окружающим Развлечение, творчество, активность в другой сфере Физическая активность, спорт Учебная активность Профессиональная активность, деловое взаимодействие Субкультурная активность Протестная активность

1,56 1,08 1,26 1,51 1,51 1,14 1,52

Обращает на себя внимание достаточно сильно выраженная протестная активность в ситуациях неопределенности. Молодежь протестует против любой неопределенности, старается не попадать в ситуации с неясными условиями, из чего можно заключить, что ситуации неопределенности связаны с негативными аффективными состояниями.

В значительно меньшей степени содержание социальной активности в ситуациях неопределенности связано с физической активностью (1Стьюдента = от 1,99 до 2,12, при р < 0,05), субкультурной активность (1;стьюдента = от 2,2 до 2,62, при р < 0,01) и развлечением и творчеством Остьюдента = от 2,58 до 2,72, при р < 0,01), что характеризует эти виды активности как недостаточно способствующие достижению цели в ситуациях неопределенности по сравнению с учебной, трудовой и альтруистической активностью.

Проведенное исследование и анализ результатов позволяет сделать следующие выводы.

1. Все компоненты социальной активности личности (когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий) связаны со стремлением личности снизить неопределенность ситуации и нивелировать риски, связанные с ней. Высокая неопределенность жизни молодежи способствует переживанию молодыми людьми негативных эмоций, снижает мотивацию социальной активности, негативно отражается на активности поведения. Сохранным остается когнитивный компонент социальной активности, свидетельствующий о стремлении к познанию неопределенных жизненных ситуаций.

2. При высоком риске взаимодействия с незнакомыми людьми, социальная активность в ситуациях взаимодействия с ними не проявляется, что может быть связано с ограничением своей активности в целях самозащиты от возможных негативных последствий этого взаимодействия, отсутствием стремления к прояснению ситуации по причине существования социальных стереотипов, характеризующих определенные социальные группы и причислением незнакомых людей к этим группам.

3. Молодежь в ситуациях неопределенности и связанного с ней риска в большей степени ориентирована на снижение энтропийных характеристик ситуации, разрешение трудностей, связанных с неопределенностью, посредством взаимодействия с другими людьми, изменения социального окружения и самоизменения, чем на избегание трудностей.

4. Уровень социальной активности личности в ситуациях неопределенности и связанного с ней риска значительно ограничен уровнем взаимодействия с близкими людьми, родственниками, коллегами и внутренними рефлексивными процессами. Несмотря на то, что социальные институты и общественные организации обладают потенциалом снижения неопределенности некоторых ситуаций за счет информационных и организационных ресурсов, реализация социальной активности на этих уровнях затруднительна для молодежи.

5. Основное содержание социальной активности молодежи в ситуациях неопределенности связано как с позитивными - помощью окружающим, учебной и профессиональной (деловой) активностью, так и с негативными моментами - значительно выражена в ситуациях неопределенности протестная активность молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кригер Е.Э. Типы ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности педагога [Текст] / Е.Э. Кригер // Вестник ТГПУ, 2014. Вып. 1 (142). С. 9-12.

2. Мартюшов В.Ф. Адаптационная деятельность в условиях рискогенных ситуаций современного общества [Текст] / В.Ф. Мартюшов // Вестник ТвГТУ. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки», 2014. Вып. 1. С. 7-12.

3. Shamionov, R.M. (2019). Socio-psychological factors of preferences regarding socioeconomic and sociopolitical activity of the Russian provincial youth. Helix Vol. 9 (1): 4813-4817. DOI: 10.29042/2019-4813-4817.

4. Grigoryeva M., Zagranichny A. (2018). Situational factors of altruistic social activity of the youth. ICERI2018. Proceedings, 11th International Conference of Education, Research and Innovation November 12th-14th. Seville, Spain; 2018, р. 7496-7499. DOI: 10.21125/iceri.2018.0338.

5. Леонов И.Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта [Текст] / И.Н. Леонов // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 4. С. 4352.

6. Бергис Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности на этапе ранней взрослости [Текст] / Т.А. Бергис // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 4 (23). С. 38-42.

7. Пересецкая И.А. Установки по предотвращению стресса или травмы в ситуациях ожидания и неопределенности [Текст] / И.А. Пересецкая // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. С. 42.

8. Донцов А.И. Социально-психологическая трактовка неопределенности и риска [Текст] / А.И. Донцов, Е.Б. Перелыгина // Риск и безопасность: социально-психологический аспект: VI международный симпозиум. Екатеринбург, Гуманитарный университет, 15-16 июля 2015. С. 21-26.

9. Изотова В.И. Социальное развитие современных подростков в ситуации неопределенности [Текст] / В.И. Изотова // Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса: сборник материалов международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ. 2016. С. 118-122.

10. Яновский М.И. Факторы эффективности ориентировки в ситуации неопределенности [Текст] / М.И. Яновский, В.А. Монастырская // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. №1. Том 1. С. 219230.

11. Гутник Е.П. Волевые копинг-ресурсы личности в ситуации неопределенности [Текст] / Е.П. Гутник // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 4. С. 31-34.

12. Шамионов Р.М. Социальная активность личности и группы: определение, структура и механизмы [Текст] / Р.М. Шамионов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 4. С. 379-394.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Григорьева М.В. Потребностно-мотивационные факторы социальной активности личности в разных условиях социализации [Текст] / М.В. Григорьева // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 11. С. 35-41.

14. Арендачук И.В. Ценностно-смысловые характеристики социальной активности молодежи в зависимости от форм ее проявления [Текст] / И.В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. № 4. С. 425-432.

https:// mir-nauki. com

Grigoryeva Marina Vladimirovna

Saratov state university, Saratov, Russia E-mail: grigoryevamv@mail.ru

Components of a person's social activity in situations of uncertainty and risk

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the relationship between the components of a person's social activity and the characteristics of uncertain situations and associated risks. We used proprietary techniques with proven theoretical validity that measure the severity of cognitive, emotional, motivational and behavioral components of a person's social activity, as well as indicators of the uncertainty of situations of social activity. Statistical evidence of the internal consistency and construct validity of the method scales is given. In the sample of 160 people, the average age is 22.7±4.2, males 47 % show that all components of the person's social activity (cognitive, emotional, motivational, behavioral) are associated with the individual's desire to reduce the uncertainty of the situation and mitigate the risks associated with it, youth in situations of uncertainty is focused on reducing entropy the characteristics of the situation, the resolution of difficulties associated with uncertainty through interaction with other people, changes in the social environment and self-change than to avoid difficulties. High uncertainty in the life of young people contributes to the experience of young people with negative emotions, reduces the motivation for social activity, negatively affects the activity of behavior. It was revealed that at a high risk of interaction with strangers, social activity in situations of interaction with them does not occur. It is shown that the level of a person's social activity in situations of uncertainty is significantly limited by the level of interaction with close people, relatives, colleagues, and internal reflexive processes. The main content of the youth's social activity in situations of uncertainty is connected both with positive ones - helping others, educational and professional (business) activity, and with negative aspects - youth protest activity.

Keywords: social activity of personality; components of social activity; the uncertainty of the situation; risk; direction; breadth and content of social activity

52PSMN419

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.