Научная статья на тему 'Компоненты системы патриотического воспитания курсантов и их характеристика'

Компоненты системы патриотического воспитания курсантов и их характеристика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Финский Игорь Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты системы патриотического воспитания курсантов и их характеристика»

холого-педагогической поддержки руководителя, а также создания организационно-методических, социально-экономических, индивидуально-психологических условий, карьерного планирования. Чем выше уровень профессионального самоопределения, тем отчетливее проявляется стремление педагога к повышению профессионального мастерства. Поэтому управление процессом профессионального самоопределения педагога в условиях образовательного учреждения, включающее все выше перечисленные компоненты технологии может обеспечить стимулирование деятельности педагога по повышению профессионального уровня, что, в свою очередь, окажет позитивное воздействие на качество образованности и воспитанности учеников.

Библиографический список

1. Шалаев, И. К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика [Текст] / И. К. Шалаев - Барнаул: Издательство БГПУ, 2000. - 271 с.

2. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова -М.: Академия, 2005 . - 384 с.

УДК 378+37.0

И. П. Финский

КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Патриотизм является естественным стержневым качеством человека, одним из самых глубоких чувств, выработанных в обществе многовековой социальной практикой. В демократическом обществе выбор личностью патриотической или антипатриотической (космополитической) линии отношения к стране проживания является делом совести.

Для военных кадров Российской армии дело обстоит иначе. Требования военного законодательства и Приказов МО РФ предписывают формирование у них качеств гражданина и воина-патриота [1, с. 160]. Патриотизм офицерского состава в них отнесен к его профессиональным качествам.

Очевидно, это справедливо. Учитывая особый характер воинского труда армии ведущих стран мира, в том числе тех, кого подчеркнуто относят сегодня к «демократическим» и «цивилизованным» (США, ФРГ, Англия, Франция, Израиль) воспитывают военнослужащих в духе патриотизма [2; 3].

Историей военного дела неопровержимо доказано, что значимость связанного с патриотизмом морального фактора в любой войне является пре-

обладающей. В обстановке всенародной угрозы, когда ясно видно «лицо внешнего врага» патриотизм может самогенерироваться (народное ополчение Минина и Пожарского в 1612 г., Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война).

Иным образом дело обстоит при ведении конфликтов малой интенсивности. Положение воюющей армии, испытывающей лишения военного времени, противоположно коренным образом укладу жизни остального населения страны. Опыт русско-японской войны 1905 г., советско-финской войны 1939-1940 гг., афганской войны 1979-1989 гг., первой и второй чеченских кампаний свидетельствует о том, что в ходе их патриотизм войск и населения снижается. Следовательно, рассчитывать на устойчивую само-генерацию патриотизма военных кадров как основную форму его воспитания нельзя. К тому же зарубежный опыт формирования положительной оценки общественностью даже несправедливых войн и высокого патриотизма военных кадров существует. К нему можно отнести информационноидеологическое обеспечение операции НАТО в Персидском заливе, агрессии этого блока в Югославии, захвата США Панамы, операций ВС США на Ближнем Востоке, захвата ВС Великобритании Фолклендских островов и их деятельности в Ольстере, контртеррористической операции, проводимой в 2001 г. после террористических актов в Америке.

Мир сегодня нестабилен, современные масштабные сокращения ВС РФ, вызванные низкими военно-экономическими возможностями государства, предъявляют особые требования к военным кадрам, остающимся в строю.

Для успешного анализа системы воспитания патриотизма военных кадров необходимо определить ее сущность, разработать теоретическую модель, отнести к конкретному классу систем, изучить возможность формализации.

Поскольку объектом нашего исследования является система воспитания патриотизма военных кадров, мы должны начать с определения основных понятий, лежащих в русле исследуемой проблемы.

В большинстве источников система рассматривается как единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то новое в уникальные характеристики целого [4, с. 161].

Элементом системы является иерархически организованный набор, неделимый на данном уровне анализа системы, являющейся «материалом» для ее создания.

В качестве элементов системы толковый словарь «Социальные технологии» под редакцией Л. Я. Дятченко и В. П. Иванова трактует объекты (материальные и идеальные) и явления (например, система управленческих воздействий) [4, с. 161]. Данные элементы соединяются в систему посредством связей, и структура, таким образом, представляет собой совокупность определенным образом упорядоченных устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающие ее

стабильность и целостность при меняющихся внешних и внутренних условиях.

Поскольку элементным составом являются люди и отношения между ними, уместно отнести ее к социальным системам. Она органично связана с системами более широкого масштаба, обществом в целом как макросистемой, его системой воспитания, системой воспитания личного состава Вооруженных Сил РФ, детерминируется ими, сохраняя при этом некоторый уровень самостоятельности в пределах возможности выбора имеющихся средств для решения функциональных задач.

Под функциями необходимо понимать способность системы исполнять определенную роль в системе общественных отношений, объединять определенные виды человеческой деятельности и влиять соответствующим образом на общественные процессы, содействуя их развитию и стабилизации.

Все типы взаимодействий между структурными единицами, совокупность процессов, приводящих к совершенствованию старых связей и установлению новых, представляют собой организацию. В организации отражается динамика системы. В более узком смысле организация представляет собой устойчивую систему совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда для достижения общих целей [4, с. 104].

Рассмотрим теоретическую модель системы воспитания курсантов. По своему составу она состоит из материальных и идеальных компонентов.

К материальным компонентам системы воспитания патриотизма относятся:

1. Организационные компоненты системы. Включают организационные структуры (организации), профессионально занимающиеся патриотическим воспитанием военных кадров; систему подготовки кадров для них; материально-техническую базу, обеспечивающую функционирование и др.

2. Средства коммуникации и массовой информации. Составляют технические и аппаратные средства, информационные и программные средства, каналы связи, носители информации.

3. Практическая воспитательная деятельность субъектов воспитания. Деятельность по воспитанию патриотизма представляет собой воспитательную работу, оказывающую педагогическое воздействие на объект воспитания, обладающей субъектностью.

4. Материальные компоненты механизма защиты объекта воспитания от непрограммируемых влияний среды. Включает структуры и материальные средства минимизации негативных влияний.

5. Практическая деятельность объекта патриотического воспитания по самовоспитанию. В ходе самовоспитания обучаемый выступает в качестве субъекта воспитательного процесса.

Идеальные компоненты системы включают в себя:

1. Патриотическая идеология и ценности. Отражают классовую (эт-

ническую, профессиональную) направленность воспитания. На основании общественной идеологии государство формулирует идеологический «заказ» на подготовку воина-патриота.

2. Теория патриотического воспитания как система научных понятий. На основании государственно-патриотического подхода формулируется методологическая основа воспитания патриотизма, включающая научные теории и концепции патриотического воспитания.

3. Методика патриотического воспитания военных кадров. Представляет собой такое явление как разработанную на научной основе методику патриотического воспитания (теоретические, методические и процедурные аспекты деятельности субъектов патриотического воспитания).

4. Система норм патриотического поведения. Система норм патриотического поведения для военных кадров нормативно закреплена в законах и иных нормативно-правовых актах.

5. Идеальные компоненты механизма защиты от непрограммируемых влияний среды. К ним можно отнести методики организации этой деятельности и практическую деятельность по защите сознания воспитуемых от негативных информационно-культурных и идеологических влияний.

6. Система управленческих воздействий. Управление системой осуществляется различными методами, среди которых особенно значимыми являются целевой, мотивационный, информационно-идеологический, нормативный, мотивационный программно-целевой и другие.

Совокупность определенно упорядоченных связей между указанными элементами оформляет систему структурно, обеспечивает ее стабильность и целостность при меняющихся внешних воздействиях и внутренних условиях.

В различных социально-исторических условиях количество и состав элементов данной системы может меняться (например, как в ХП-ХУП вв. отсутствовали средства массовой информации и коммуникации, в 20-30-е г.г. прошлого столетия в России отсутствовали патриотические идеология и ценности на государственном уровне и т. п.).

Особенности функционирования системы воспитания патриотизма военных кадров Российской армии заключаются в том, что она испытывает воздействия подобных систем другого уровня.

Реально национальный, социально-групповой и групповой уровни организации российского общества также генерируют патриотизм, порой в таких его экстремальных проявлениях, как идеи национального превосходства, сепаратизм, ура-патриотизм и т. д., но сам факт подобного воздействия объективно вызывает потребность в формировании общегосударственной системы воспитания патриотизма, служащей определяющим вектором его воспитания у всех категорий граждан, во всех социальных и этнических группах.

Попытки умалить патриотическую идеологию, ценности и искусственно навязать обществу космополитическую модель развития приводят к стихийной генерации патриотизма в экстремальных формах, как в современных Афганистане, Ираке, Пакистане и т. д.

Патриотическую идеологию генерируют этносы, конфессии, социальные группы, общины, корпорации. Можно выделить среди них системы как минимум пяти уровней:

а) общегосударственный. Данная система основывается на общегосударственной патриотической идеологии и ценностях, функционирует в структурах государства и гражданского общества;

б) национальный. На основании этнической самоидентификации люди относят себя к определенному этносу и вместе с ним разрешают свои проблемы. Сегодня соответствующие системы Татарстана, Башкирии, Тывы, Якутии эффективнее общероссийской;

в) конфессиональный. Мы сегодня уже хорошо видим, что зачастую подъем этнического самосознания и генерация этнопатриотизма на постсоветском пространстве осуществляется на базовых религиозных ценностях и в рамках конфессиональных структур;

г) социально-групповой. На нем патриотизм получает классовую, либо социально групповую «окраску». Издавна отмечалось, что патриотизм имущего человека в России отличался от патриотизма бедняка, патриотизм простолюдина от патриотизма интеллигента;

д) групповой. На данном уровне патриотизм, как правило, с профессиональной окраской или оттенком землячества генерируют кланы, группы, общины, «касты» и корпорации.

Очевидно, что система воспитания патриотизма военных кадров испытывает в такой среде напряженность. Не имея в качестве ценностного основания государственной идеологии и ценностей, значимых в обществе, она испытывает давление систем воспитания этнического и социально-груп-пового патриотизма и вынуждена формулировать собственные суррогатные цели и ценности. Эффективность функционирования системы при этом закономерно снижается.

Таким образом, исходя из сказанного, можно определить систему воспитания патриотизма как совокупность логически, организационно и функционально связанных элементов, в рамках которых протекает целенаправленный процесс воспитания.

Реальный характер отношений, в которые курсант вступает будучи исполнителем определенной роли, позволяет ему четко развести два плана своего поведения и отношений и, при соответствующей помощи преподавателя, командира, увидеть, каким образом логика военно-профессиональной деятельности, в которой он участвует на занятиях, определяет межличностные взаимоотношения. Отрефлексированный и адекватно проанали-

зированный опыт взаимоотношений в процессе мероприятий, проводимых в рамках системы, дает курсантам ключ к пониманию сущности и особенностей патриотически-ориентированной военно-профессиональной деятельности и той социальной среды, в которой она осуществляется.

Участвуя в процессе воспитания пагриотизма и желая проявить себя, укрепить свой авторитет в группе, что особенно характерно для курсантских учебных групп начальных курсов, курсанты начинают активно действовать в коллективе, принимают решения, стараются влиять на события, происходящие в ходе воспитания, и тем самым втягиваются в логику деятельности системы. В результате на первый план постепенно выходят собственно патриотические деятельностные мотивы. Несомненным преимуществом системы является не только то, что она расширяет круг мотивов курсантов, но и то, чго она содержит в себе возможности изменения их иерархии: формирования и выдвижения на первый план патриотического мотива деятельности (то есть собственно познавательного мотива) и снижение места меркантильных мотиваций обучения.

Выявленные в ходе психолого-педагогического анализа практики патриотического воспитания преимущества и особенности обусловлены в военном училище (в сравнении с гражданскими вузами) целым комплексом условий. Во-первых, спецификой назначения, целями, задачами и характером деятельности военных вузов как органической части военного организма. Во-вторых, особенностями профессорско-преподавательского состава кафедральных коллективов и структур, обслуживающих и организующих учебно-воспитательный процесс. В-третьих, особенностями штатно-организационных формирований учебных (курсантских) коллективов. В-четвертых, особенностями и структурой учебного взаимодействия между участниками процесса воспитания и др.

Перечисленные группы условий не только обеспечивают эффективность системы патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе военных вузов, но и обуславливают и даже обеспечивают развитие определенных качеств у курсантов (как объектов и субъектов этого процесса). При этом надо учитывать возрастные особенности воспи-туемых, их небогатый жизненный опыт, умозрительные представления о специфике будущей специальности, социальное и национальное происхождение и другие особенности.

Так, относительно равные по возрастным показателям, по умственным и физическим возможностям, курсанты в общечеловеческом отношении чувствуют себя равными партнерами взаимодействия в процессе воспитания, что благоприятно сказывается на психологическом и нравственном сопровождении основных форм воспитания, повышает уровень гуманизации и демократизации воспитательной среды.

Учет жизненного опыта и несущественных различий в знаниях и представлениях курсантов о предстоящей службе, позволяют организаторам во-

енного вузовского воспитания и преподавателям осуществлять его на практически одинаковом уровне сложности. Это облегчает подготовительную работу по разработке и конструированию имитационных моделей, составлению игровых замыслов, написанию сценариев, определению правил и распределению ролей, что влияет на воспитание патриотизма курсантов.

Социальная и национальная разнородность курсантов, характерная в -большой мере для любого воинского коллектива, дает возможность в ходе воспитательного взаимодействия не только обогащать друг друга информацией, но и передавать друг другу духовные ценности, присущие представителям различных социальных групп, наций, народностей. Таким образом, в процессе патриотического воспитания происходит развитие курсанта как будущего военного специалиста, формируется личность офицера-патриота.

Система воспитания патриотизма курсантов как подсистема реально существующей системы военного образования, имеет вполне определенные педагогические характеристики, проявляющиеся в процессе совместного взаимодействия субъекта и объекта (преподавателя и курсанта) воспитания.

Основное содержание патриотического воспитания в рамках предложенной модели представляет собой деятельность преподавателя по воссозданию в процессе воспитания реальных военно-профессиональных и воспитательных задач, проблем и ситуаций в учебно-познавательной деятельности курсанта по усвоению содержания учебных моделей, переводу их во внутренний план как основы личностных патриотических качеств, профессионального мышления и будущей военно-профессиональной деятельности.

Изучение опыта использования моделирования в практической деятельности преподавателей высшей военной школы при организации и проведении воспитания в рамках нашей модели, анализ научно-исследовательской литературы и использование положений о психологической структуре педагогической деятельности позволили нам выделить ряд этапов осуществления преподавателем воспитательной деятельности с использованием элементов моделирования воспитательных ситуаций.

Первым, предварительным этапом является изучение объекта (явления, процесса) и анализ проблемы, трудно разрешимой обычными (непосредственными) методами. Он включает действия преподавателя по изучению основного содержания той части военно-профессиональных качеств офицера, которая должна быть сформирована в процессе изучения курсантом того или иного предмета и в ходе воспитательных мероприятий.

Пока же в военном вузе подготовка будущего офицера построена в традиционном ключе, разработана не в соответствии с логикой предстоящей профессиональной деятельности, а в соответствии с логикой той науки, которая представлена в учебном процессе тем или иным учебным предметом.

Второй этап — выбор модели изучаемого объекта в соответствии с воз-

никшей проблемой. Его содержание составляет действия преподавателя по выбору и конструированию моделей воспитательных ситуаций, способных отразить содержание наиболее сложных фрагментов, тем воспитания.

В военных вузах нет устойчивого канала получения такой «профессиог-рафической информации», нет механизмов ее перевода в содержание и методику преподаваемых предметов. После распада СССР канал работы с отзывами на выпускников разрушен и в полной мере не восстановлен.

Третий этап, организационный, включает деятельность преподавателя по разработке мероприятий, на которых моделируются те или иные фрагменты предстоящей военно-профессиональной деятельности.

До настоящего времени целевой и плановой подготовки или переподготовки преподавателей к таким видам педагогических действий ни в военных училищах, ни в военных вузах, где происходит подготовка преподавательского состава, не осуществляют.

Четвертый - коммуникативный. Он включает: действия преподавателя по воссозданию (имитации) в процессе воспитания обстановки осуществления квазипрофессиональной деятельности; способы, приемы и методы создания психолого-педагогических условий по обеспечению игрового (или имитационного) взаимо- и самовоспитания курсантов.

На данном этапе успех обеспечивается, кроме уже отмеченных выше условий, высоким уровнем мотивации и эмоциональным раскрепощением курсантов и преподавателя.

Пятый этап - аналитический. Содержанием этого этапа является деятельность педагога по изучению морально-психологического состояния вос-питуемых накануне, во время и после мероприятий, анализ результатов игровой (имитационной) учебно-воспитательной деятельности, прогнозирование приемлемых организационных форм занятий, методических приемов, обеспечивающих логическое воссоздание последующих фрагментов будущей службы и необходимых для формирования патриотических качеств.

Эффективность этого этапа обеспечивается созданием служб психологической разгрузки и методологического консультирования.

Патриотическое воспитание, как элемент существующей системы образования, реализует свои задачи и содержание посредством определенных методов и средств. Именно в силу этого патриотическое воспитание начинает выделяться как самостоятельный и эффективный способ организации и осуществления воспитания курсантов.

Библиографический список

1. Общевоинские уставы ВС РФ. - М. : Воениздат, 1994. - 526 с.

2. Краткий справочник по ОВС НАТО в Европе и Вооруженным Силам Японии. - Новосибирск : Краснознаменный Сибирский округ, 1994. - 199 с.

3. Волкогонов, Д. А. Психологическая война (подрывные действия импери-

ализма в области общественного сознания). / Д. А. Волкогонов - М.: Воениздат, 1983.-288 с.

4. Социальные технологии. Толковый словарь / под ред. В. Н. Иванова. -Белгород: Луч-Центр социальных технологий, 1995. - 309 с.

УДК 378

Л. А. Никитина

ФОРМИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная ситуация в образовании характеризуется его реформированием: изменение целей и направлений, сроков обучения в школе (12 лет), содержания образования, создание новых форм образования, появление стандартов для разных ступеней образования, различных технологий обучения и пр. Современный учитель поставлен в условия постоянного выбора: типа школы, системы обучения, средств обучения (учебник), технологии обучения. Появление инноваций в образовании заставляют учителя постоянно осуществлять собственный выбор, изменять собственную позицию.

Изменение ситуации в школьном образовании повлекло за собой изменения самой подготовки учителей в системе среднего профессионального и высшего образования, когда от учителя требуется овладение не только и не столько основами педагогической деятельности (как профессиональной деятельности), как особым видением, отношением, участием в новом образовательном пространстве.

Реформа образования давно и бесповоротно лихорадит высшее образование: переход на новые стандарты двух поколений (1995, 2000), ожидание нового стандарта в соответствии с вхождением в Болонское соглашение, пересмотр уровней подготовки в вузе (бакалавры, магистры, специалисты), изменение акцентов в подготовке выпускников (прагматическая направленность), включение в качестве обязательной - выпускной квалификационной работы (дипломной).

Программа модернизации педагогического образования 2003 года выдвинула ряд направлений: поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования; создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования; усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.