Научная статья на тему 'Компоненты ритма на фонологическом уровне в сакральных текстах финно-угров'

Компоненты ритма на фонологическом уровне в сакральных текстах финно-угров Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
247
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЛИТЕРАЦИЯ / АССОНАНС / РИФМА / СУПЕРСЕГМЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ РИТМА / ALLITERATION / ASSONANCE / RHYME / SUPERSEGMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Семенова Марианна Юрьевна

Ритм на фонологическом уровне в сакральных текстах финно-угров представлен вариациями фонетических повторов. Можно предположить, что основным ритмообразующим элементом и фонологическим экспрессивным средством является в данном случае аллитерация. Ритм в любом своем проявлении действует как структурообразующее начало, объединяет отдельные периодически повторяющиеся моменты в единую, целостную форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components of the phonological level of rhythm in Finno-Ugric sacred texts

The rhythm of Finno-Ugric texts on the phonological level is defined by the presence of consonances of various phonetic repetition simultaneously. It should be expected that the main rhythm building phonological expressive device is alliteration. The existing kinds of rhythmic symmetry are united into inwardly organized unity. It is the given structure that influenced the creation of the style of the old texts of the FinnoUgric languages.

Текст научной работы на тему «Компоненты ритма на фонологическом уровне в сакральных текстах финно-угров»

ной и определяющей следует признать диаду «бить, ударять» / «рвать, гнуть», непосредственно соотносимую с т. н. основным мифом, согласно которому мироздание первоначально представляло собой хаос, олицетворявший зло; божество, появившееся из пустоты, разорвало хаос и соединило все разрушенное, создав космическую гармонию, порядок. Именно эта семантическая диада, как показывают специальные исследования, легла в основу большинства табуирующих метафор и в процессе развития индоевропейских языков явилась отправной точкой для образования индоевропейской семантической системы.

1. Абаев В. И. К семантике глаголов с основным значением «делать» // Вопр. языкознания. 1988. № 3.

2. Маковский М.М. Феномен табу в традициях и языке индоевропейцев. Сущность - формы -развитие. М., 2006.

3. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: образ мира и миры образов. М., 1996.

4. Монич Ю.В. Прототипическая семантика в праиндоевропейских реконструкциях: дис. ... канд. филол. наук. М., 1999 .

Поступила в редакцию 16.06.2008 г.

Merkulova O.A. Semantic laws and image of the world. This article is devoted to a problem of development of new methods of the etymological analysis based both on phonetic laws, and on semantics of words. The purpose of modern linguistic researches is discovery of semantic laws by use of the newest techniques, such as rejection of tabooing negations, development of problems of prefix, and also consideration of these phenomena with the cultural point of view.

Key words: semantic laws, mythological symbols, etymological researches, prefix, comparative-historical linguistics, a semantic diad.

КОМПОНЕНТЫ РИТМА НА ФОНОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ В САКРАЛЬНЫХ ТЕКСТАХ ФИННО-УГРОВ

М.Ю. Семенова

Ритм на фонологическом уровне в сакральных текстах финно-угров представлен вариациями фонетических повторов. Можно предположить, что основным ритмообразующим элементом и фонологическим экспрессивным средством является в данном случае аллитерация. Ритм в любом своем проявлении действует как структурообразующее начало, объединяет отдельные периодически повторяющиеся моменты в единую, целостную форму.

Ключевые слова: аллитерация, ассонанс, рифма, суперсегментный уровень ритма.

Сакральные тексты финно-угров, также как и другие жанры фольклора, характеризуются наличием всевозможных повторов, что является отличительным их стилистическим приемом. В данной работе нас интересует ритм на сегментном уровне, т. е. фонологический уровень ритма.

Ритм в любом своем проявлении действует как структурообразующее начало, объединяет отдельные, периодически повторяющиеся моменты в единую, целостную форму. Спектр окружающих человека ритмов чрезвычайно широк и богат. При всем многообразии ритмов - пространственных и времен-

ных, природных и социальных - в них есть нечто большее. Специфика ритмической структуры заключается в том, что само ее возникновение обусловлено особым взаимодействием противоположных начал: устойчивости и изменчивости, равномерности и неравномерности, тождества и различия. Своеобразие ритма определяется взаимоотношением этих тенденций, и поэтому его нельзя свести ни к строгой периодичности, ни к абсолютно свободному движению.

Уже не подлежит сомнению тот факт, что в формировании ритма участвуют разнообразные языковые средства: звуковые, интона-

ционные, синтаксические, лексико-семантические. К ним можно отнести, например, разного рода повторы, синтаксический параллелизм, регулярность воспроизведения интонационных модификаций. Ритмические явления происходят на фоне аритмических.

Проблема структуры текста, его ритмической организации и тесно связанная с ней общая проблема целостности произведения в течение ряда лет служат предметом исследования в различных областях филологии, как в литературоведении [1, 2], так и в языкознании [3].

Ритмическая организация финно-угорских сакральных текстов, являющихся одним из фольклорных жанров поэтического произведения, имеет свои особенности. Известно, что ритмическую основу поэтического произведения называют «конструктивным фактором стиха» [1, с. 44; 4, с. 24]. В стихотворном тексте ритм выступает как «первоначальная материализация авторского замысла, в котором заложен источник последующего развития художественной целостности» [5].

Пионерами в исследовании ритма как объекта лингвистической стилистики по праву можно считать исследователей германских языков [6, 7].

Под ритмом в фонетике традиционно понимают периодическую повторяемость ударных слогов через более или менее равные, на уровне восприятия, промежутки времени [6, р. 41].

Природа ритма еще недостаточно разработана в лингвистике вообще и, в частности, в фонетике и в фонологии. Трактовка ритма как периодичности сходных и соизмеримых явлений позволяет выявить два уровня ее исследования - сегментный и суперсегментный.

Суперсегментный лингвистический уровень анализа ритма позволяет выделить несколько ступеней ритмических единиц, образующих своего рода их иерархию. К ним относятся: ритмическая группа, синтагма, фраза, сверхфразовое единство. Такое членение ритмических единиц является, на наш взгляд, недостаточно полным, поскольку не позволяет исследовать ритм текста на ее мельчайшем структурообразующем уровне - фонемном. Мы считаем, что на ритмичность текста (особенно поэтического) влияет также и частота периодичности повтора отдельных фо-

нем, что обусловливается сегментным уровнем анализа ритма.

Сакральные тексты финно-угров наделены многими основными и второстепенными признаками стиха, такими как: стопа, строфа, рифма, аллитерация, высокая степень благозвучия и т. д. Они ритмически организованы, а наличие рифмы позволяет определить границы стиха. Следует также отметить, что их метр и размер до сих пор не обозначен. В некоторых текстах встречаются такие отрывки, в которых затруднено выявление границ стихотворных строк. Строки сакральных текстов финно-угорских и самодийских народов насчитывают от трех (в коми народном эпосе «Биармия») до семнадцати (в мордовских текстах) слогов. Следует заметить, что фундаментальным метрическим принципом нганасанского песенного стихосложения является использование шестисложных стихотворных строк либо более многосложных строк, редуцируемых при произношении до шестисложных. Встречаются и строки, которые посредством частичного повтора превращаются в две или более шестисложные строки [8]. В мордовской поэзии встречаются строки, насчитывающие 7-17 слогов. Все сказанное выше показывает, что стихотворные строки в финно-угорской и самодийской поэзии насчитывают разное количество слогов. Между тем, близость метрических структур стихов, столь отдаленных друг от друга родственных по языку народов (прибалтийско-финских и нганасанского), позволяют предположить, что архаичные строки стихов уральских народов были метрически оформлены цельно и насчитывали не более 17 слогов.

Таким образом, являясь произведением не прозаическим, но и не абсолютно стихотворным, сакральные тексты финно-угров, на наш взгляд, могут быть определены как верлибр. Будучи одним из архаичных памятников устного народного творчества, они исполняются по своим правилам. Их устное воспроизведение очень близко к пению. Этот напевно-речитативный вид пения имеет очень древние сакральные корни. Давность их происхождения косвенно объясняется сходством исполнения с античными стихами, которые, как известно, или пелись, или произносились музыкальным речитативом, до-

пускавшим сопровождение музыкальными инструментами.

Чтение сакральных текстов требует от исполнителя особого настроя и выражения душевного состояния. Ритм сакральных текстов финно-угров сложен по своей природе. Он имеет не только лингвистическую, психологическую, эстетическую, но и физиологическую основу. Исполнение таких текстов требует полного сосредоточения мысли и некой отрешенности.

По наблюдениям психологов, достичь состояния максимальной сосредоточенности помогает особая система дыхания, поскольку «дыхание держит сосредоточение, ритмически возвращает».

Ритм в сакральных текстах финно-угров передает такие эмоциональные состояния, как волнение, тревогу, радость, умиление, что ведет к большой дробности сегментов, резкой крутизне и вариативности диапазонов темпоральных тонов, значительным модификациям высотных и тональных характеристик, громкости и темпе произнесения. Все это, на наш взгляд, должно быть объектом детального и конструктивного фонетикоэкспериментального исследования.

Те научные данные языка и стиля сакральных текстов, которыми мы на сегодняшний день располагаем, позволяют выделить такие структурообразующие ритма на его фонологическом уровне, как начальная и внутренняя аллитерация, рифма, ассонанс (созвучие гласных), консонанс (созвучие согласных) и, возможно, ономатопея. Все они объединены тем, что являются всякого рода звуковыми повторами, связанными с эвфонией текста. Каждый из перечисленных выше способов звуковой организации имеет полное право быть объектом комплексного лингвистического исследования. Мы не будем описывать их всех, поскольку рамки одной статьи не позволят раскрыть их сущности и полной значимости. Остановимся на роли рифмы и аллитерации. Их связывает и в то же время отличает то, что одна из них участвует в созвучии концов слов, а другая - их начал:

1) рифма на примере хантыйских сакральных текстов:

Ма н’омщием ешпие картаца ай неХ,

Ма н’омщием курие веяца ай неХ,

ТакХа ХоХиХумэм ийе.

АрХа йис хэ арХа пухэм

МощаХ(э) йис хэ арХа(йэ) пухэм...

(«Лэв кутуп ики» исп. П.И. Юхлымов).

Я с гибкими руками (1) железная маленькая стрела (2),

Я с гибкими ногами (З) деревко (имеющая) Маленькая стрела,

Твердо стою я.

Песенной поры (4) мужчин многие сыновья Сказочной поры (5) мужчин многие сыновья...

2) аллитерация на примере карелофинских рун:

iso illalla tulevi [9]

Kutamaisen kulmaluista,

Otamaisen olkapailta!

Siella neitonen makasi,

Tinarinta tiutteli;

Siin oli heina kolme kanta... [10]

Великий отец пришел вечером

Над бровями месяца,

Над плечом Медведицы!

Там, где девушка заспалась,

Дева с грудью оловянной,

Там трава с тремя листками. [10, c. З7]

3) сплетение аллитерации и рифмы на примере марийских языческих молитв:

Яра атым темен,

Шере муйым подылдалын,

Шерак-шопак муйым шукталын,

Поро таным, лишыл пошкудым ужылден, Пырля-пырля йуын-кочкын илаш пуйыро, Шулыкым да перкем пуэн шого [11].

Наполнив пустую посуду,

Испив сладкий мед,

Поставив сладко-кислый Медовый напиток,

Пригласив доброго друга, близкого соседа,

Дай нам вместе кушать и кушать и пить,

Не переставай наделять

нас здоровьем и достатком [11].

Действительно, для звуковой организации сакральных текстов характерно то, что созвучия тут возникают постоянно, создавая разные периодичности. Изучение же роли звуковых повторов тесно связано с вопросами их локализации в тексте, которая носит неслучайный характер и определяется прежде всего ритмом.

На основании исследования 150 текстов карело-финских рун, 150 текстов марийских языческих молитв, 35 хантыйских сакральных текстов, коми народного эпоса «Биармия», мордовского «Масторава» мы пришли к следующим выводам.

1. Сегментный уровень ритма сакральных текстов финно-угров включает в себя такие фонологические типы повторов, как аллитерация, ассонанс, консонанс, рифма.

2. Архаичные строки сакральных стихов уральских народов были метрически оформлены цельно и насчитывали не более 17 слогов.

3. Являясь произведением не прозаическим, но и не абсолютно стихотворным, сакральные тексты финно-угров, на наш взгляд, могут быть определены как верлибр.

1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.

2. Полиевский П.В. О границе между прозой и поэзией у Пушкина // Пушкинист: сб. Пушкинской комиссии Института мировой литературы им. А.М. Горького. М., 1989. Вып. 1.

3. Salikova A. On Rhythm in English // Phonetica Pragentsia. Prah, 1970.

4. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. М., 1975.

5. Зоз Е.А. Роль ритма в создании целостности поэтического произведения // Пространственно-временная и ритмическая организация текста: сб. науч. тр. М., 1986. С. 124.

6. Jones D. An Outline of English Phonetics. Leipzig, 1932.

7. Crystal D. Davy D. Investigating English Style. L., 1969.

8. Хелимский Е.А. Компаративистика. М., 2000. С. 100.

9. Suomen kansan vanhat runot I // Vienan Laanin Runot 3. Lyriilliset, opettavaiset, miete-, iva-, leikki- y. s. runot. Helsinki SKS, 1919. № 3. Р. 54.

10. Евсеев В.Я. Карело-финский народный эпос // Карело-финский народный эпос / сост., вст. ст., перевод, примеч. В.Я. Евсеева. М., 1994. Т. 1. С. 61.

11. Новиков ЭрВел С. Семон. Юмо дене пырля. Йошкар-Ола, 1999. С. 37.

Поступила в редакцию 14.09.2008 г.

Semenova M.Yu. Components of the phonological level of rhythm in Finno-Ugric sacred texts. The rhythm of Finno-Ugric texts on the phonological level is defined by the presence of consonances of various phonetic repetition simultaneously. It should be expected that the main rhythm -building phonological expressive device is alliteration. The existing kinds of rhythmic symmetry are united into inwardly organized unity. It is the given structure that influenced the creation of the style of the old texts of the Finno-Ugric languages.

Key words: alliteration, assonance, rhyme, supersegment rhythm level.

ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГЛАГОЛА SCHEINEN1

Р.Д. Шакирова

В статье рассматриваются особенности актуализации семантики субъективного эпистемического статуса высказывания немецким глаголом зекеіпеп. Эпистемическая функция глагола зекеіпеп связана, с одной стороны, с передачей неполных знаний, сформированных в результате чувственного познания объективной действительности, а с другой - с экспликацией предположительной семантики, на которую наслаивается семантический признак «первоначальной гипотезы», а также прагматический компонент «вежливости, осторожности».

Ключевые слова: эпистемическая функция, глагол зекеіпеп.

Острая дискуссия, развернутая в прошлом столетии в рамках аналитического движения философии, в первую очередь, между Дж.Э. Муром [1, 2] и Л. Витгенштейном

1 Работа написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 08-04-00047а.

[3], о корректности употребления выражения «Я знаю» позволила систематизировать высказывания, по отношению к которым оно не уместно в силу избыточности и абсолютной полноты лежащей в их основе информации. В отечественной лингвистике такие высказывания были впоследствии обобщены в ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.