Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА'

КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / PERSONALITY / PERSONALITY STRUCTURE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONAL DEVELOPMENT / COMPONENTS OF PROFESSIONALLY DETERMINED STRUCTURE OF THE TEACHER'S PERSONALITY / SKILLS / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

В статье изучается проблема определения компонентов профессионально обусловленной структуры личности педагога. В исследовании обосновывается взаимосвязь профессионального и личностного развития человека, раскрывается сущность понятий «направленность личности», «профессиональная направленность личности», изучены компоненты профессионально обусловленной структуры личности специалиста, сформулирован перечень профессионально значимых личностных качеств современного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF A PROFESSIONAL DUE TO THE STRUCTURE OF THE PERSONALITY OF THE TEACHER

This article examines the problem of determining the components of a professional due to the structure of the personality of the teacher. The study substantiates the relationship between professional and personal development of a person, reveals the essence of the concepts of "orientation of the person", "professional orientation of the person", studied the components of professionally conditioned structure of the personality of a specialist, formulated a list of professionally significant personal qualities of a modern teacher.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА»

7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., Знание, 2009. - 246 с.

8. Новиков Н.И. Санкт-Петербургские ученые ведомости. - М., Правда, 1777. - 348 с.

9. Рамонова, К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. -М., 1961. - 85 с.

10. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - М., СПб, 2002. - 720 с.

11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. - М., Педагогика, 1974. - 528 с.

УДК 370

КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

ПЕДАГОГА

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Профессиональное развитие специалиста тесно связано с личностным развитием. В частности, на единстве личностного и профессионального развитии человека настаивает Л.М. Митина. Среди факторов такого взаимосвязанного развития исследовательница выделяет:

- внутреннюю среду личности;

- активность личности;

- потребность личности в самореализации [5].

Так, обосновав взаимосвязь и взаимовлияние личностного и профессионального развития человека, при реализации профессиональной подготовки будущих специалистов, в частности педагогов, в высшей школе необходим учет компонентов профессионально обусловленной (направленной) структуры личности.

В данном контексте целесообразно обратиться к анализу сущности понятия «направленность». Это обосновывается тем, что именно направленность личности определяет ее структуру в целом, а также обуславливает характеристику ее особенностей. Направленность личности выражает ее субъективные отношения к различным сферам окружающей действительности, способствует развитию устойчивости личности [1].

Изложение основного материала исследования. Профессиональная направленность - устойчивое свойство личности, основанное на доминирующих мотивах, которые побуждают личность к профессиональной деятельности; совокупность мотивов выбора профессии, системы ценностно-оценочных отношений личности к профессии и к себе как к профессионалу, интересов, потребностей, склонностей, стремлений, связанных с профессиональной деятельностью. Профессиональная направленность, основанная на системе отношений, убеждений, мотивов личности, на ее профессиональном самосознании, выступает решающим фактором при выборе человеком будущей профессии и его успешности в ней. Данная личностная направленность выражается в положительном отношении личности к профессии; профессиональной пригодности; профессиональных интересах, ценностях; в готовности к профессиональной деятельности [3].

Учитывая предмет данного исследования, обратимся к изучению компонентов профессионально направленной структуры личности.

Теоретику отечественной педагогической науки Э.Ф. Зееру принадлежит разработка четырехкомпонентной профессионально обусловленной структуры личности специалиста. В качестве ее компонентов автор определил следующие:

- профессиональную направленность, включающую склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы личности;

- профессиональную компетентность, основанную на профессиональных знаниях, умениях и навыках, квалификации;

- профессионально важные качества (внимательность, контактность, наблюдательность, решительность, креативность, самостоятельность, самоконтроль и др.);

- профессионально-значимые психофизиологические личностные свойства (нейротизм, энергетизм, экстравертированность, реактивность, зрительная координация и др.) [4].

Анализируя компоненты профессионально обусловленной структуры личности специалиста, Д.В. Дудко подчеркивает, что «в процессе развития и становления содержания подструктур происходит их взаимодействие, что приводит к образованию интегрированных профессиональных качеств (ключевых квалификаций), в том числе конкурентоспособности, профессиональной мобильности, продуктивности профессиональной деятельности, и способствует профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры» [2, с. 64].

Профессионально обусловленная структура личности, представленная Э.Ф. Зеером, является обобщенной и распространяется на представителей различных профессий. Педагогу свойственны те же компоненты как специалисту. Обратимся к изучению специальных педагогических компонентов профессионально направленной структуры личности.

По нашему мнению, компоненты профессионально направленной структуры личности педагога и их содержание обосновываются требованиями к его личности и к его профессиональной деятельности. Среди данных требований наиболее важными являются те, на основе которых сформулирован перечень профессионально-педагогических умений:

- гносгических;

- дидактических;

- социальных;

- организационно-методических;

- организационно-педагогических;

- коммуникативных;

- прогностических;

- рефлексивных [2].

В структуре личности педагога одним из важнейших компонентов выступают профессионально важные качества. Под данным понятием, вслед за Д.В. Дудко, будем понимать «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность» [2, с. 65].

В контексте профессии педагога к таким профессионально значимым качествам отнесем:

- активность личности;

- целеустремленность, включающую умения направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей;

- уравновешенность, проявляющуюся в способности контролировать свое поведение в различных педагогических ситуациях;

- стремление работать с детьми;

- способность соблюдать самообладание в экстремальных ситуациях,

- обаяние;

- честность;

- справедливость;

- педагогический гуманизм;

- эрудиция;

- педагогический такт и др.

Компоненты профессионально обусловленной структуры личности педагога включают основные составляющие структуры профессионально направленной личности специалиста, сформулированные Э.Ф. Зеером. Кроме того, структуру профессионально обусловленной личности педагога составляют профессионально важные качества и свойства личности. Их перечень продиктован требованиями к профессиональной деятельности педагога, определяющими спектр умений компетентного современного учителя. Развитость умений, в свою очередь, зависит от наличия и уровня сформированности профессионально значимых качеств, необходимых успешной для реализации профессионально-педагогической деятельности.

Выводы. Перечисленные в статье профессионально важные качества личности педагога выступают характеристикой его интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизнедеятельности, фактором воздействия на результат профессиональной педагогической деятельности, а также оказывают влияние на формирование индивидуального стиля педагога.

Аннотация. В статье изучается проблема определения компонентов профессионально обусловленной структуры личности педагога. В исследовании обосновывается взаимосвязь профессионального и личностного развития человека, раскрывается сущность понятий «направленность личности», «профессиональная направленность личности», изучены компоненты профессионально обусловленной структуры личности специалиста, сформулирован перечень профессионально значимых личностных качеств современного учителя.

Ключевые слова: личность, структура личности, профессиональное развитие, личностное развитие, компоненты профессионально обусловленной структуры личности педагога, умения, профессионально значимые качества.

Annotation. This article examines the problem of determining the components of a professional due to the structure of the personality of the teacher. The study substantiates the relationship between professional and personal development of a person, reveals the essence of the concepts of "orientation of the person", "professional orientation of the person", studied the components of professionally conditioned structure of the personality of a specialist, formulated a list of professionally significant personal qualities of a modern teacher.

Keywords: personality, personality structure, professional development, personal development, components of professionally determined structure of the teacher's personality, skills, professionally significant qualities.

Литература:

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

2. Дудко Д.В. Когнитивная компетентность личности будущего педагога и динамика ее формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 28. -С. 63-67

3. Залесская С.Е. Особенности проявления профессиональной направленности старшеклассников в условиях трудового обучения: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Минск, 1990. - 188 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

5. Митина М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. - 1997. - № 4.

УДК 371

АФФИЛИАЦИЯ КАК ФАКТОР, ОКАЗЫВАЮЩИЙ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

магистрант Смирнова Мария Владимировна Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. Степень коммуникабельности индивида и отсутствие у него потребности в общении способны оказать влияние на реализацию его базовых потребностей.

На качество жизни любого человека в большой степени оказывает влияние характер общения и взаимодействия с другими людьми. Достаток в общении ведет к удовлетворяющим, продуктивным отношениям с коллегами, друзьями, близкими людьми и зависит не только от самого индивида, но и от партнера коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.