7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., Знание, 2009. - 246 с.
8. Новиков Н.И. Санкт-Петербургские ученые ведомости. - М., Правда, 1777. - 348 с.
9. Рамонова, К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. -М., 1961. - 85 с.
10. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - М., СПб, 2002. - 720 с.
11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. - М., Педагогика, 1974. - 528 с.
УДК 370
КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ
ПЕДАГОГА
кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. Профессиональное развитие специалиста тесно связано с личностным развитием. В частности, на единстве личностного и профессионального развитии человека настаивает Л.М. Митина. Среди факторов такого взаимосвязанного развития исследовательница выделяет:
- внутреннюю среду личности;
- активность личности;
- потребность личности в самореализации [5].
Так, обосновав взаимосвязь и взаимовлияние личностного и профессионального развития человека, при реализации профессиональной подготовки будущих специалистов, в частности педагогов, в высшей школе необходим учет компонентов профессионально обусловленной (направленной) структуры личности.
В данном контексте целесообразно обратиться к анализу сущности понятия «направленность». Это обосновывается тем, что именно направленность личности определяет ее структуру в целом, а также обуславливает характеристику ее особенностей. Направленность личности выражает ее субъективные отношения к различным сферам окружающей действительности, способствует развитию устойчивости личности [1].
Изложение основного материала исследования. Профессиональная направленность - устойчивое свойство личности, основанное на доминирующих мотивах, которые побуждают личность к профессиональной деятельности; совокупность мотивов выбора профессии, системы ценностно-оценочных отношений личности к профессии и к себе как к профессионалу, интересов, потребностей, склонностей, стремлений, связанных с профессиональной деятельностью. Профессиональная направленность, основанная на системе отношений, убеждений, мотивов личности, на ее профессиональном самосознании, выступает решающим фактором при выборе человеком будущей профессии и его успешности в ней. Данная личностная направленность выражается в положительном отношении личности к профессии; профессиональной пригодности; профессиональных интересах, ценностях; в готовности к профессиональной деятельности [3].
Учитывая предмет данного исследования, обратимся к изучению компонентов профессионально направленной структуры личности.
Теоретику отечественной педагогической науки Э.Ф. Зееру принадлежит разработка четырехкомпонентной профессионально обусловленной структуры личности специалиста. В качестве ее компонентов автор определил следующие:
- профессиональную направленность, включающую склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы личности;
- профессиональную компетентность, основанную на профессиональных знаниях, умениях и навыках, квалификации;
- профессионально важные качества (внимательность, контактность, наблюдательность, решительность, креативность, самостоятельность, самоконтроль и др.);
- профессионально-значимые психофизиологические личностные свойства (нейротизм, энергетизм, экстравертированность, реактивность, зрительная координация и др.) [4].
Анализируя компоненты профессионально обусловленной структуры личности специалиста, Д.В. Дудко подчеркивает, что «в процессе развития и становления содержания подструктур происходит их взаимодействие, что приводит к образованию интегрированных профессиональных качеств (ключевых квалификаций), в том числе конкурентоспособности, профессиональной мобильности, продуктивности профессиональной деятельности, и способствует профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры» [2, с. 64].
Профессионально обусловленная структура личности, представленная Э.Ф. Зеером, является обобщенной и распространяется на представителей различных профессий. Педагогу свойственны те же компоненты как специалисту. Обратимся к изучению специальных педагогических компонентов профессионально направленной структуры личности.
По нашему мнению, компоненты профессионально направленной структуры личности педагога и их содержание обосновываются требованиями к его личности и к его профессиональной деятельности. Среди данных требований наиболее важными являются те, на основе которых сформулирован перечень профессионально-педагогических умений:
- гносгических;
- дидактических;
- социальных;
- организационно-методических;
- организационно-педагогических;
- коммуникативных;
- прогностических;
- рефлексивных [2].
В структуре личности педагога одним из важнейших компонентов выступают профессионально важные качества. Под данным понятием, вслед за Д.В. Дудко, будем понимать «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность» [2, с. 65].
В контексте профессии педагога к таким профессионально значимым качествам отнесем:
- активность личности;
- целеустремленность, включающую умения направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей;
- уравновешенность, проявляющуюся в способности контролировать свое поведение в различных педагогических ситуациях;
- стремление работать с детьми;
- способность соблюдать самообладание в экстремальных ситуациях,
- обаяние;
- честность;
- справедливость;
- педагогический гуманизм;
- эрудиция;
- педагогический такт и др.
Компоненты профессионально обусловленной структуры личности педагога включают основные составляющие структуры профессионально направленной личности специалиста, сформулированные Э.Ф. Зеером. Кроме того, структуру профессионально обусловленной личности педагога составляют профессионально важные качества и свойства личности. Их перечень продиктован требованиями к профессиональной деятельности педагога, определяющими спектр умений компетентного современного учителя. Развитость умений, в свою очередь, зависит от наличия и уровня сформированности профессионально значимых качеств, необходимых успешной для реализации профессионально-педагогической деятельности.
Выводы. Перечисленные в статье профессионально важные качества личности педагога выступают характеристикой его интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизнедеятельности, фактором воздействия на результат профессиональной педагогической деятельности, а также оказывают влияние на формирование индивидуального стиля педагога.
Аннотация. В статье изучается проблема определения компонентов профессионально обусловленной структуры личности педагога. В исследовании обосновывается взаимосвязь профессионального и личностного развития человека, раскрывается сущность понятий «направленность личности», «профессиональная направленность личности», изучены компоненты профессионально обусловленной структуры личности специалиста, сформулирован перечень профессионально значимых личностных качеств современного учителя.
Ключевые слова: личность, структура личности, профессиональное развитие, личностное развитие, компоненты профессионально обусловленной структуры личности педагога, умения, профессионально значимые качества.
Annotation. This article examines the problem of determining the components of a professional due to the structure of the personality of the teacher. The study substantiates the relationship between professional and personal development of a person, reveals the essence of the concepts of "orientation of the person", "professional orientation of the person", studied the components of professionally conditioned structure of the personality of a specialist, formulated a list of professionally significant personal qualities of a modern teacher.
Keywords: personality, personality structure, professional development, personal development, components of professionally determined structure of the teacher's personality, skills, professionally significant qualities.
Литература:
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
2. Дудко Д.В. Когнитивная компетентность личности будущего педагога и динамика ее формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 28. -С. 63-67
3. Залесская С.Е. Особенности проявления профессиональной направленности старшеклассников в условиях трудового обучения: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Минск, 1990. - 188 с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
5. Митина М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. - 1997. - № 4.
УДК 371
АФФИЛИАЦИЯ КАК ФАКТОР, ОКАЗЫВАЮЩИЙ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
магистрант Смирнова Мария Владимировна Таврическая академия Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
Постановка проблемы. Степень коммуникабельности индивида и отсутствие у него потребности в общении способны оказать влияние на реализацию его базовых потребностей.
На качество жизни любого человека в большой степени оказывает влияние характер общения и взаимодействия с другими людьми. Достаток в общении ведет к удовлетворяющим, продуктивным отношениям с коллегами, друзьями, близкими людьми и зависит не только от самого индивида, но и от партнера коммуникации.