Научная статья на тему 'Компоненты полисубъектной среды социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря'

Компоненты полисубъектной среды социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / CHILDREN''S CAMP / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / CHILDREN AT RISK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столбова Елена Александровна

В статье раскрыты такие понятия, как дети группы риска, социально-педагогическая поддержка, детский лагерь, ценности, ценностные ориентации. Определены условия эффективности деятельности в детском лагере. Выделен ряд компонентов полисубъектной среды детского лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столбова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components polysubject medium socio-pedagogical support of value orientations of children at risk in a children''s camp

The article disclosed concepts such as children at risk, socio-pedagogical support, children's camp, values, value orientations. The conditions for the effectiveness of the children's camp. Identified a number of components polysubject protection of children's camp.

Текст научной работы на тему «Компоненты полисубъектной среды социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря»

УДК 373.04: 371 ББК 74.200.58:74.66

Столбова Елена Александровна

аспирант

кафедра социальной работы, педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Stolbova Elena Aleksandrovna Post-graduate

Department of Social Work, Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Stolbovaea@cspu.ru

Компоненты полисубъектной среды социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря Components polysubject medium socio-pedagogical support of value orientations of children at risk in a children's camp

В статье раскрыты такие понятия, как дети группы риска, социально-педагогическая поддержка, детский лагерь, ценности, ценностные ориентации. Определены условия эффективности деятельности в детском лагере. Выделен ряд компонентов полисубъектной среды детского лагеря.

The article disclosed concepts such as children at risk, socio-pedagogical support, children's camp, values, value orientations. The conditions for the effectiveness of the children's camp. Identified a number of components polysubject protection of children's camp.

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, детский лагерь, ценности, ценностные ориентации, дети группы риска.

Key words: socio-pedagogical support, children's camp, values, value orientations, children at risk.

Актуальность проблемы обоснована возрастанием числа детей группы

риска. Так, по данным Росстата, число несовершеннолетних, обратившихся в учреждения социального обслуживания семьи и детей, за последние годы значительно возросло: 2008 г. - 5040561 обращений, 2013 г. - 6441771, что приводит к необходимости интенсификации педагогической, психологической и социальной работы с детьми данной категории и их семьями [5].

Анализ научной литературы показал, что существует широкий круг исследований по проблемам социально-педагогической деятельности с детьми группы риска, формирования ценностей и ценностных ориентаций детей, а также педагогической работы в образовательных организациях разного типа,

однако практически отсутствуют исследования по социально-педагогической поддержке формирования ценностных ориентаций детей группы риска в условиях летнего лагеря.

Проблема ценностей и их происхождения представлена в работах Ю.Г. Волкова, П.С. Гуревича, А.А. Ивина, О. Крокинской, В.В. Крюкова, Н.И. Наместникова и др.; структура ценностей - в работах А.В. Кирьяковой, А.В. Леонтьева, К.К. Платонова, М. Рокича, В.А. Ядова и др. Вопросами социально-педагогической поддержки детей (в том числе, группы риска) занимались такие авторы, как О.С. Газман, Л.В. Мардахаев, О.С. Никольская, Д.Я. Олиференко, Н.А. Соколова и др. Опыт работы в детском лагере, который рассматривается как пространство для развития ребенка, представлен в работах И.Ф. Бережной, В.А. Волгунова, Г.В. Заярской, Л.С. Ладнева, Ю.М. Малащенко, Н.С. Чагина и др. Однако проблема социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря в научной литературе недостаточно освещено. В нашем понимании социально-педагогическая поддержка ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря это вид педагогической деятельности по формированию ценностных ориентаций детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и обусловленный педагогической спецификой детского лагеря. Различные виды поддержки (социальная, педагогическая, психолого-педагогическая, социально-педагогическая) следует рассматривать как деятельность по оказанию помощи. При организации социально-педагогической поддержки детей определено важное условие - полисубъект-ность, компоненты которого влияют на эффективность взаимодействия с детьми группы риска.

Прежде всего, следует определить категориально-понятийный аппарат исследования. В современной научной литературе мы встречаемся с разными определениями и классификацией детей, которых можно отнести к «группе риска». В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется до-

вольно часто в педагогике и психологии. В исследовании придерживаемся понятия, которое дает Л.Я. Олиференко: «Дети группы риска - это та категория, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних» [3, с. 53].

В исследованиях отечественных авторов выделяется ряд причин попадания детей в группу риска, к которым относят различные формы асоциального поведения, отдельные типы семьи и семейного воспитания, микросоциальную среду, уровень физического и психического здоровья, низкую самооценку, агрессивность, низкий уровень нравственного и интеллектуального развития, бедную эмоциональную сферу, уровень развития навыков саморегуляции, а также проблемы формирования ценностных ориентаций.

Понятие «ценность» введено в XIX в. немецким философом и естествоиспытателем Р.Г. Лотце. Проблемой ценностей и ценностных ориентаций занимались ученые в различных областях науки, таких как философия, аксиология, социология, психология. Обобщив различные подходы к понятиям «ценность» и «ценностные ориентации», мы в своей работе придерживаемся точки зрения М. Рокича и за основу берем следующие определения:

ценность - общественный идеал группы или общества, который в рамках их культуры является желательным и предпочтительным, служит эталоном и не подвергается сомнению; объективированная форма в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов;

ценностные ориентации - это совокупность знаний и убеждений индивида, определяющая его направленность, мировоззрение, способ дифференциации объектов в зависимости от их значимости, а также систему ценностей и нравственных норм; внутренняя основа отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка (идео-

логические, политические, моральные, эстетические, и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней).

Если выстраивать иерархию ценностей на основе опросника М. Рокича в отношении детей группы риска, можем отметить, что наиболее приемлемыми являются такие, как: группы терминальных ценностей - конкретные ценности (здоровье, активная деятельная жизнь), абстрактные (уверенность в себе), профессиональная самореализация (общественное признание, развитие, активная деятельная жизнь), личная жизнь (наличие хороших и верных друзей).

К группе инструментальных ценностей относятся также этические ценности (широта взглядов), ценности общения, индивидуалистические ценности (независимость), ценности самоутверждения (смелость в отстаивании своего мнения), ценности принятия других людей (самоконтроль).

В настоящее время наблюдается серьезное изменение вековых ценностных ориентаций. Социально-экономические изменения в мире зачастую негативно влияют на формирование ценностных ориентаций подростков, что обуславливает необходимость пристального внимания общества и системы образования к этой проблеме. Одной из наиболее эффективных педагогических технологий формирования позитивной системы ценностных ориентаций может стать социально-педагогическая поддержка. Причем ее эффективность в условиях детского оздоровительного лагеря возрастает, что обусловлено его сущностными характеристиками.

Под детским оздоровительным лагерем мы понимаем учреждения дополнительного образования, являющиеся формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. Эффективность воспитательной, образовательной и развивающей деятельности в детских лагерях выше, чем в более постоянных коллективах, поскольку лагерь обладает полисубъектной средой, подразумевающей взаимодействие «педагог-ребенок», основанного на субъект-субъектных отношениях. По-

лисубъектность среды детского лагеря основана на совокупности субъектов образовательного процесса, каждый из которых относительно своей специфики инициирует, проектирует, организует и осуществляет различные виды деятельности. В рамках детского отдыха поолисубъектом выступают «администрация-педагог-ребенок-родитель», в результате взаимодействия которых складываются многоуровневые субъект-субъектные отношения.

В исследовании выделяется ряд компонентов полисубъектной среды детского лагеря, благодаря которым многие вопросы решаются эффективнее, чем в иной образовательной среде.

Основным участником смены является отряд - временный детский коллектив (ВДО), который обладает рядом специфических признаков, оказывающих значительное влияние на организацию и ведение педагогической деятельности (О.С. Газман, В.Д. Иванов, А.Г. Кирпичник и др), такие как кратковременность функционирования (от 18 до 40 дней), сборный состав (в отряде могут быть ребята из разных мест жительства), автономность существования (ослабляется влияние семьи, класса, компании друзей и т.д.), публичный (коллективный) характер деятельности, завершенность деятельности и развития.

Смена видов деятельности при четком распорядке дня. В течение дня происходит постоянная смена видов деятельности: физическая активность, расслабление, групповые и индивидуальные занятия, отдых и др.

Вариативность программы. Различные направленности образовательных программ, в том числе профильные, позволяют выбрать ребенку интересную для него деятельность; возможность работы в группах по интересам.

Цикличность деятельности и развития. Смена имеет законченный цикл: организационный, основной, итоговый периоды.

Возможность постоянного педагогического воздействия. Ребенок взаимодействует с педагогом 24 часа в сутки.

Субъект-субъектное взаимодействие в процессе общения по модели: «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок» признается индивидуальность дру-

гого человека, его автономность и право на собственный голос; взаимоотношение носит доверительных характер, оно строится на позитивном принятии личности, на уважении индивидуальности другого, принятии другого «каким он есть», готовности увидеть мир и события его глазами, эмпатии; при таком взаимодействии личность значительно углубляется в своем самопонимании и стремится «быть самим собой» и «быть понятым другим».

Снижение негативного влияния социальных факторов постоянной среды. Ослабляется влияние постоянных, в том числе и негативных сред, в которых находится ребенок, таких как семья, класс, компании друзей, сокращается доступность удовлетворения вредных привычек (алкоголь, табак, токсичные вещества и др.).

Педагогическая поддержка рефлексии ребенка: педагог осуществляет поддержку анализа психологического состояния, обращает внимание на собственные знания, направляя внимание ребенка на осмысление собственных действий и поведения в группе, помогает сделать выбор приемлемого поведения в решении конфликтных ситуаций.

Педагогическая поддержка мотивации успеха ребенка (соревнования, конкурсы, праздники и т.п.).

Создание особой духовно-нравственной атмосферы оказывает большое влияние на формирование полисубъектной среды детского лагеря. Ценности, лежащие в ее основе ориентированы на приоритет общечеловеческих ценностей, что позволяет осуществлять гармоничное взаимодействие ребенка со средой и характеризуется взаимопомощью, поддержкой, формированием активной жизненной позиции, максимальным раскрытием потенциала ребенка.

Таким образом, компоненты полисубъектной среды детского лагеря: временный детский коллектив, смена видов деятельности при четком распорядке дня, вариативность программы, цикличность деятельности и развития, возможность постоянного педагогического воздействия, субъект-субъектное взаимодействие, снижение негативного влияния социальных факторов постоянной

среды, педагогическая поддержка рефлексии, педагогическая поддержка мотивации успеха ребенка, создание духовно-нравственной атмосферы позволяют повысить эффективность реализации социально-педагогической поддержки детей группы риска.

Библиографический список

1. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст] / Педагогическое образование и наука №6 // Изд-во: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», Москва, 2010. - С. 4 - 10.

2. Министерство образования и науки РФ (официальный сайт) [интернет ресурс] / режим доступа: http://www. Mon.gov.ru

3. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] /Л.Я. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.

4. Соколова, Н.А. Проблемы подготовки кадров для системы социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Вестник Челябинского государственного педагогического университета № 12.2. // Изд-во: Челябинский государственный педагогический университет(Челябинск), 2013. - С. 153-161.

5. Соколова, Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: моногр. [Текст] / Н.А. Соколова. -Челябинск: изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2007. - 306 с.

6. Федеральная служба государственной статистики [интернет ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru

Bibliography

1. Mardahaev, LV Socio-pedagogical support and the support of human life situation [Text] / Teacher Education and Science №6 // Publisher: Nonprofit Partnership "International Academy of Science Teacher Education." - Moscow .: p. 4 - 10.

2. The Ministry of Education and Science (official site) [Internet resource] / access mode: http://www. Mon.gov.ru

3. Oliferenko, L.Y. Socio-pedagogical support of children at risk: Textbook for students of higher educational institutions [Text] / L.Y. Oliferenko, T.I. Shulga, I.F. Dementeva. - 2nd publishing. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2004. - 256.

4. Sokolova, NA Problems of training for social protection and support for orphans and children left without parental care [Text] / Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University, № 12.2. // Publ: Chelyabinsk State Pedagogical University (Chelyabinsk), 2013 - S. 153-161.

5. Sokolova, N.A. Socio-pedagogical support self seniors in institutions of further education: monograph [Text] / N.A. Sokolova . - Publishing Chelyabinsk State Pedagogical University, 2007. - 306 p.

6. The Federal State Statistics Service [Internet resource] / Access mode: http://www.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.