Научная статья на тему 'Социальное партнерство как условие социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска'

Социальное партнерство как условие социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
433
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МЕДИАЦИЯ / ФАСИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Столбова Елена Александровна

В статье представлен опыт сотрудничества детского оздоровительного лагеря с социальными учреждениями и государственными ведомствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Столбова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social partnership as a pedagogical condition of socio-pedagogical support of value orientations of children at risk

In the article presents the experience of social cooperation between the children's camp and the Department social relations, educational institutions, Police Department, City Children's Hospital.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как условие социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска»

УДК 373.04

еЛ. Сголбова СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Аннотация. В статье представлен опыт сотрудничества детского оздоровительного лагеря с социальными учреждениями и государственными ведомствами.

Ключевые слова: социальное партнерство, дети группы риска, ценностные ориентации, медиация, фасилитация.

Elena Sto№ova SOCIAL PARTNERSHIP AS A PEDAGOGICAL CONDITION

OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF VALUE ORIENTATIONS OF CHILDREN AT RISK

Annotation. In the article presents the experience of social cooperation between the children's camp and the Department social relations, educational institutions, Police Department, City Children's Hospital.

Keywords: social partnership, children at risk, values, mediation, facilitation.

Постоянные поиски и апробация инновационных социальных технологий играет важнейшую роль в процессе развития социальной политики государства. Идеи социального партнерства актуализировались в нашей стране в 90-х гг. XX в. Этому способствовали принятые государством важные нормативно-правовые акты, позволившие определить статус партнерских отношений в образовании, основу которых составляют взаимодействия государственных и общественных институтов. В Национальной доктрине образования «становление социального партнерства развития системы образования объявлено приоритетным направлением» [3]. В настоящее время система социального партнерства находится в стадии активного формирования, но все еще носит незавершенный характер: его организационная структура, механизм регулирования далеки от целостного вида.

Под социальным партнерством мы понимаем систему взаимоотношений между образовательными организациями, государственными и неправительственными организациями, обеспечивающую возможность привлечения их образовательных ресурсов для освоения дополнительных образовательных программ [5]. Институт социального партнерства является одним из эффективных педагогических способов социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского оздоровительного лагеря.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 3 обозначены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, которые основаны на свободе выбора, интересах человека [7]. Проблемы педагогической поддержки личности ребенка приобретают в этом смысле особую актуальность.

Слово «поддержка» в русском языке интерпретируется как оказание помощи, содействие [6]. Ряд авторов в качестве условия эффективности процесса социально-педагогической поддержки указывают на потенциал детского оздоровительного лагеря, который рассматривается как пространство развития ребенка (Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаева, Л.Я. Олиференко, Н.А. Соколова и др.). Отмечается, что на основе нравственных образов, образцов духовной культуры выработка собственных ценностей, норм и законов жизни происходит лучше в сотрудничестве, когда преодолен разрыв между ребенком и взрослым, когда учитываются индивидуальные потребности ребенка [4]. Детский оздоровительный лагерь обладает рядом компонентов, которые повышают эффективность формирования ценностных ориентаций детей.

© Столбова Е.А., 2014

Социальное партнерство представляет собой сопряжение действий различных социальных институтов, которое выражается в системе мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку жизненно важных ценностей. При этом степень и процесс формирования ценностных ориентаций у различных социальных институтов могут быть различными. У образовательных институтов они носят более целенаправленный, осмысленный характер, для других присущи элементы стихийности, непредсказуемости и в то же время нестандартных подходов и решений. Чем в большей степени удается согласовать цели социальных партнеров, тем более эффективными становятся их практические действия по решению образовательно-воспитательных задач.

Таким образом, организация социального партнерства между детским оздоровительным лагерем и другими субъектами может выступать условием социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей, увеличивая образовательное и воспитательное пространство, в котором воспитанники могут осуществлять поиск и принятие нравственных и моральных ценностей. Социальное партнерство, с одной стороны, способствует формированию единых нравственных ценностей у детей группы риска, с другой стороны, оказывает влияние на ценностные ориентации отдельных социальных учреждений, которые все более приближаются к пониманию и осмыслению проблем образования, проявляют готовность к сотрудничеству. Рассмотрим организацию социального партнерства между детским оздоровительным лагерем ДОК «Уральская березка», г. Челябинск, и другими субъектами, в число которых входят Министерство социальных отношений Челябинской области, отдел организации деятельности участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних, образовательные организации и лечебные учреждения. На наш взгляд, такое сотрудничество будет содействовать:

- сближению местной власти, учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения, правоохранительных органов;

- преодолению их изолированности, разобщенности, установлению взаимосвязей и взаимодополнения как механизма реального разделения воспитательного труда и одновременно его интеграции;

- социально-педагогической поддержке ценностных ориентаций всех участников социального партнерства.

Таким образом, социальное партнерство мы будем понимать как добровольное и равноправное взаимодействие и взаимную поддержку различных субъектов совместной социальной, культурно-образовательной, иных видов деятельности, осуществляемые в целях реализации социально значимых проектов, инициатив и создающие возможности для социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей.

Участники социального партнерства представлены на рис.

Министерство социальных отношений Челябинской области выступает как представитель государства и выполняет роль заказчика. Функциями министерства являются выработка и реализация единой государственной социальной политики, оказание различных видов государственной социальной помощи населению, организация социального обслуживания граждан, обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в детских санаториях, санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия [2].

На конкурсной основе заключается договор для организации отдыха в детском оздоровительном лагере (ДОЛ). Путевки распределяются в зависимости от потребности регионов (числа детей). Распределение мест в ДОЛ, подготовка документов, обеспечение пребывания и содержания детей в лагере, меры по укреплению их здоровья, повышение эффективности программы и др. - направления работы министерства. По окончании смены органы социальной защиты получают сведения о включенности ребенка в программу, информацию, при наличии таковой, о неблагоприятном взаимодейст-

вии родителей с ребенком. Таким образом, социальное партнерство между ДОЛ и министерством обеспечивает доступность дополнительного образования, отдыха и оздоровления детям, нуждающимся в помощи. Социальное партнерство ДОЛ и образовательных учреждений (школы, учреждения дополнительного образования, высшие учебные заведения и др.) проявляется в трудовой занятости педагогов и прочего персонала, организации летней педагогической практики в вузе, реализации программ дополнительного образования и совместных проектов.

Детская городская больница Министерство социальных отношений

Детский оздоровительный лагерь Челябинской области ДОК «Уральская березка»

Отдел организации дея-

тельности участковых уполномоченных полиции по делам несовершенно -летних Образовательные учреждения

Рис. Участники социального партнерства

Проблема подготовки педагогических кадров является наиболее значимой и рассматривается в работах А.А. Данилкова, Ю.М. Малащенко, Е.Н. Сепиашвили и др. Существуют общественные организации, которые проводят конференции и семинары по проблемам детского отдыха, подготовки педагогического персонала (Межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху», International Camping Fellowship и др.). Организация подготовки вожатых определяется детским оздоровительным лагерем. В нашем случае этим вопросом занимается социальный партнер ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», который совместно с ДОК «Уральская березка» разработал программу подготовки педагогического персонала для работы с детьми с учетом специфики ДОЛ. В программу входят теоретическая часть, учебные сборы, а также тестирование и работа в ДОЛ. По итогам успешного прохождения курсов студенты получают документ, подтверждающий их квалификацию. Таким образом, социальное партнерство с вузом позволяет качественно подготовить педагогический персонал и обеспечить студентам прохождение практики. В работе с детьми группы риска ключевыми моментами являются медиация и фасилитация, в связи с этим мы видим необходимость подготовки педагогических кадров по данным направлениям.

Социальное партнерство ДОЛ и отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних может осуществляться в течение смены как плановое (осмотр территории, групповая профилактическая беседа и др.), так и неплановое (розыск детей, ценных вещей и др.). Плановая работа может проводиться в таких направлениях, как обеспечение безопасности детей (при перевозках, осмотр территории, охрана и др.), воспитательные мероприятия (профилактические беседы о противоправном и преступном поведении, занятия по правилам дорожного движения, предупреждение вредных привычек (алкоголь, курение и др.)) и др. Внеплановая работа осуществляется в случае самовольного покидания территории ДОЛ ребенком (при поступлении заявления и ориентировки на ребенка), пропажи материальных ценностей, иных чрезвычайных про-

исшествий. Таким образом, социальное партнерство ДОЛ и правоохранительных органов позволяет повысить безопасность детей во время отдыха.

Социальное партнерство между ДОЛ и учреждением здравоохранения - детской городской больницей - ориентировано на сохранение жизни и укрепление здоровья детей. Сотрудники детской городской больницы следят за самочувствием детей и способствуют его улучшению, проводят медицинский осмотр, контрольные измерения, проверяют санитарное состояние детских комнат и территории лагеря, контролируют качество питания, осуществляют оздоровительные процедуры (купание и пр.), оказывают первую медицинскую помощь, проводят лечение или госпитализацию. Таким образом, социальное партнерство между учреждением здравоохранения и ДОЛ заключается в сохранении и улучшении здоровья детей.

Социальное партнерство между учреждениями и организациями, рассмотренное нами, выполняет ряд функций: информационную (предоставление информации о ребенке и его родителях), диагностическую (систематический сбор и анализ информации), медиативную (решение возникших конфликтных ситуаций), профилактическую (профилактические или разъяснительные беседы, решение проблем, связанных с нарушением правил и порядка), административную (управление и контроль при организации детского отдыха), методическую (подготовка образовательной программы, подготовка персонала). Тем не менее социальное партнерство более развито на административном уровне, в то время как воспитательные и педагогические направления отстают, поэтому мы видим необходимость дальнейшего их развития.

Таким образом, социальное партнерство ДОЛ и образовательных учреждений, органов социальной защиты и отдела полиции по делам несовершеннолетних, которое заключается в использовании управленческих, правовых, воспитательных и образовательных возможностей, создает условия для комплексного подхода и позволяет повысить эффективность социально-педагогической поддержки детей группы риска. Социальное партнерство реализуется посредством апробации и внедрения представленной в данной статье модели социально-педагогической поддержки ценностных ори-ентаций детей группы риска в педагогическую деятельность ДОК «Уральская березка» г. Челябинска.

Библиографический список

1. Димухаметов Р.С. Центр детской дипломатии как фактор управления социализацией гражданина в условиях поликультурного общества // Вестник Челябинской академии культуры и искусств. Серия: Теория и практика формирования культуры детей и подростков. - 2004. - № 1. - С. 29-32.

2. Министерство социальных отношений Челябинской области: Положение о Министерстве социальных отношений Челябинской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minsoc74.ru/obshchie-svedeniya/polozhenie (дата обращения: 10.10.2014).

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) // Народное образование. - 2000. -№ 2. - С. 14-18.

4. Петровский А.В. Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. -280 с.

5. Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке, проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.profile-edu.ru (дата обращения: 10.10.2014).

6. Соколова Н.А. К вопросу о сущности понятия «социально-педагогическая поддержка ребенка в дополнительном образовании» // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 10. - С. 110115.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 10.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.