Научная статья на тему 'Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму'

Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / TRAINING / FUTURE SPECIALIST / PEDAGOGIC ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заречнова К. В.

В данной статье рассматриваются компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и операционнодеятельностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF PEDAGOGICAL THRUST IN THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS ON THE SERVICE AND TOURISM

In given article components of a pedagogical orientation in vocational training of the future experts in service and tourism are considered: motivational-valuable, cognitive, communicative also it is operational-active.

Текст научной работы на тему «Компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму»

акмеологической диагностики по рейтинговой системе, необходимая для повышения профессионализма кадров и планирования профессионально-личностного развития и карьерного роста; акмеологический мониторинг личностно-профессионального развития.

© Жежелев В.В., 2011

К.В. Заречнова

КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СЕРВИСУ И ТУРИЗМУ

K.V. Zarechnova

COMPONENTS OF PEDAGOGICAL THRUST IN THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS ON THE SERVICE AND TOURISM

В данной статье рассматриваются компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и операционно-деятельностный.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий специалист, педагогическая направленность

In given article components of a pedagogical orientation in vocational training of the future experts in service and tourism are considered: motivational-valuable, cognitive, communicative also it is operational-active.

Key words: training, future specialist, pedagogic orientation

В связи с переходом на новый этап развития основной целью профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника..., компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, .готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности» [3].

Определяя основные тенденции модернизации высшего профессионального образования, В.А. Сластенин отмечает: «В этой системе координат главную цель высшего образования составляют профессионально-личностное развитие и саморазвитие специалиста. На личностном уровне он уже не может быть истолкован

как персонификация нормативной деятельности. Он становится активным субъектом, реализующим в избранной профессии свой способ жизнедеятельности, готовность доопределить задачи, принимать на себя ответственность за их решение, раздвигать рамки деятельности» [4, с. 43].

Современная личность должна ориентироваться в расширяющемся социальном пространстве, проявляя внутреннюю гибкость, разнообразие интересов, стремление к самосовершенствованию. Зрелость личности должна определяться целостностью, устойчивостью сформированных ценностей, выражающих перспективные жизненные стратегические цели и мотивы деятельности.

Анализируя и актуализируя основные тенденции модернизации высшего образования, В.А. Сластенин отмечает, что содержание высшего профессионального образования должно отражать важнейшие измерения «бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре, в том числе в сфере образования» [4, с. 44].

Социализация личности как процесс и результат овладения индивидом социальным опытом в общении, деятельности, взаимодействии с другими людьми связана, с одной стороны, с социальной проблематикой всей жизнедеятельности человека, с другой - с его личностным и профессиональным образованием.

Комплексные явления и процессы, непосредственно связанные с человеком и его деятельностью выносят на первый план необходимость развития социального и педагогического образования личности.

Социально-педагогическое образование направлено на то, чтобы помочь каждому человеку определить свое место в жизни общества, осознать, создать и освоить себя как социокультурную реальность. Исходя из этого, правомерно рассматривать его как особую систему, исследующую фундаментальный образ жизни личности, его социальный, природный и деятельный потенциалы, его жизненный мир [1].

Социально-педагогическое образование отражает как в зеркале наш собственный духовный облик, облик человека и облик мира. Оно стремится ответить на фундаментальные вопросы современности: что значит быть человеком? В чем человеческое предназначение? Как стать социально активной личностью? Тем самым, в меру своих возможностей, оно помогает человеку понять самого себя, обогатить свою жизнь, усилить свой личностный интеллектуальный потенциал.

Успешное вхождение будущего специалиста в социум и профессию мы связываем с формированием педагогической направленности в его профессиональной подготовке. Сложным и длительным процессом в социально-педагогическом образовании является формирование педагогической направленности у будущих специалистов.

В процессе исследования педагогическая направленность в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму рассматривается в двух аспектах: как личностное качество и как система профессиональной подготовки. Оба эти аспекта важны, так как без первого не может состояться второй.

Анализ многочисленных дефиниций понятия направленности в к контексте качества личности, указывает на то, что данная характеристика трактуется по разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили), «совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений» (К.К. Платонов).

Одни признают направленность как традиционное свойство человека (И.Ф. Гербарт), другие устанавливают его биологическое происхождение

(У. Джемс), третьи признают его свойством возраста, инстинктом желания, которое требует удовлетворения (Э. Клапарад).

Таким образом, направленность можно определить как совокупность взглядов, идей, убеждений личности, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение цели и определяющих ее отношение к действительности.

Формирование педагогической направленности личности продолжается в педагогической направленности ее профессиональной подготовки.

Ю.В. Сенько рассматривает педагогическую направленность в профессиональной подготовке как интегральную, динамическую образовательную систему, способствующая развитию будущего специалиста как компетентной личности и профессионала, готового и способного решать проблемно-педагогические задачи своей профессиональной деятельности [6].

В основу своего исследования мы положили данное определение педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов и конкретизировали его, вводя комплекс профессионально значимых качеств: ценностных, организационно-деятельностных, социально-перцептивных, когнитивных, коммуникативных и креативных, которые в дальнейшем составят содержание выделенных нами образовательных компетенций, входящих в структуру педагогической направленности.

1) Ценностные качества: стремление к творческой активности; отношение к деятельности (упорство, усидчивость, ответственность, добросовестность, работоспособность, дисциплинированность, исполнительность, увлеченность и удовлетворенность собственной деятельностью).

2) Оргдеятельностные качества - способность поставить цель и организовать её достижение; способность к самоанализу, самосовершенствованию, к рефлексии.

3) Социально-перцептивные качества - восприятие будущей специальности, способность понять другого человека, способность к эмпатии, к психологической проницательности, к наблюдательности, эстетичности.

4) Когнитивные (познавательные) качества: постоянная направленность на совершенствование педагогических знаний; умение экстраполировать теоретико-педагогические знания в практику решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

5) Коммуникативные качества: умение и способность работать с людьми (коммуникабельность, умение общаться с клиентами, способность управлять собой, гибкость поведения, умение оценить внутреннее состояние человека); деликатность, выдержка; доброжелательность, вежливость; экстравертированность; организаторские способности (умение убеждать, уверенность, активность, склонность к лидерству); эмпатия.

5) Креативные качества: познавательная активность, способность к быстрому восприятию информации и ее обработке; мобильность; гибкость ума, чуткость к противоречиям; прогностичность; способность прогнозировать исход событий с учетом их вероятности; самостоятельность в принятии решения; инициативность; альтернативность принимаемых решений.

Таким образом, педагогическая направленность в профессиональной подготовке как система формирует избирательное отношение к деятельности, формируемое на основе выше перечисленных качеств. Данная система является открытой и поддается управлению.

Анализ основных аспектов исследования формирования педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов по сервису и туризму позволяет сформулировать основные компоненты.

Первым компонентом педагогической направленности является мотивационно-ценностный раскрывающийся через личностно-развивающую компетенцию. Обеспечивает личностную направленность деятельности будущего специалиста на успешное овладение и обогащение педагогическими знаниями, посредствам активных технологий обучения, применение этих знаний и способностей в будущей профессиональной деятельности, проявление инициативы, готовности к самореализации и самосовершенствованию профессионально значимых личностных качеств в процессе будущей профессиональной деятельности, стремления к творческой активности, способности к самоанализу, к рефлексии.

Для того чтобы повысить уровень мотивации, необходимо строить занятия по дисциплинам психолого-педагогического цикла с целью развития познавательных и профессиональных мотивов и применение полученных педагогических знаний в дальнейшей профессиональной деятельности, повышения общекультурного развития и привития нравственных ценностей.

Следующим компонентом педагогической направленности является когнитивный, раскрывающийся через учебно-познавательную компетенцию. Когнитивный компонент представляет собой следствие познавательной (учебной и самообразовательной) деятельности будущего специалиста. Содержание когнитивной сферы открывает для студента свободный и вариативный выбор системы новых, необходимых теоретических, педагогических, технологических знаний, сформированность которых отражает теоретическую готовность студента к профессиональной деятельности. Будущий специалист должен владеть не отдельными разрозненными знаниями в области педагогики, а их системой, которая целостно отражает структуру работы и организуется на основе современных научных теорий, идей, принципов.

Составляющей когнитивного компонента педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов, является следующая система знаний:

1. Теоретические знания включают в себя педагогические термины и понятия, обыденные и научные факты; педагогические закономерности и принципы (подходы), позволяющие получить объективные педагогические знания; теории и концепции педагогических идей, разрабатываемых различными учеными и научными школами в русле многообразных философских воззрений, формирующихся в контексте мировой цивилизации. В этом случае каждый студент, развиваясь как субъект познавательного процесса, определяет для себя наиболее приемлемые идеи и теории, которые в будущем станут фундаментом его личного кредо и технологии профессиональной деятельности.

2. Педагогические знания, это те знания, где акцент делается на развитии личности и целенаправленном формировании ее потребностей. Включают в себя изучение: социальных факторов развития личности; формирования личности в коллективе; знаний закономерностей возрастного и индивидуального развития человека; формирования основ нравственной культуры, эстетической; личностных факторов влияния; способов влияния группы на личность; стратегий взаимодействия; сущности и логики коммуникативного процесса; закономерности общения и речевого поведения; профессиональной адаптации; межличностных отношений. Педагогические знания позволяют будущим специалистам сформировать понятия о социально-психологических качествах личности и о роли человека в современном обществе.

3. Технологические знания - это знания позволяющие удовлетворить практические потребности человека. Практическое применение педагогических знаний осуществляется в беседе, где положены факты, раскрывающие социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, могут выступать деятельность определенной личности или

отдельное ее свойство. Форма подачи отдельных эпизодов, фактов должна наводить будущих специалистов на размышления, результатом которых является распознавание определенного качества личности, стоящего за тем или иным поступком. Распознание и правильная оценка качества личности требуют умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного педагогического понятия. Для стимулирования познавательной и социальной активности будущих специалистов применяется диалог, дискуссии, диспуты.

Ситуации познавательного спора привлекают внимание будущих специалистов к научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Назначение диспутов, дискуссий - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.

Технологические знания - это знания, приобретающие личностный смысл, они становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия [5, с. 227].

Таким образом, основная роль системы знаний заключается в том, что, во-первых, на их основании у будущих специалистов формируется педагогическая направленность; во-вторых, будущие специалисты по сервису и туризму осуществляют поиск решений возникающих задач, с учетом имеющихся у них педагогических знаний; в-третьих, знания являются основанием и опорой для выбора методов и средств, используемых в профессиональной деятельности.

Коммуникативный компонент педагогической направленности раскрывается через коммуникативную компетенцию. Определяет направленность на конструктивное взаимодействие и коммуникативные способности. Коммуникация -это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию [2]. Это целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегия поведения. Основу составляют потребности будущих специалистов в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуальных задач, достижении общих и индивидуально-личностных целей [5, с. 354].

Коммуникация в переводе с латыни «соттишсо» обозначает «делаю общим, связываю, общаюсь». В профессиональной деятельности выполняет три основные функции:

- коммуникативную, включающую обмен информацией;

- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Компонент включает в себя: коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности с окружающими людьми, устанавливать межличностные связи, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения); способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение, находить продуктивные способы реагирования в конфликтных ситуациях); культуру вербального и невербального взаимодействия

(владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и ведения спора).

Операционно-деятельностный компонент педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов является следующим структурным компонентом, раскрывающийся через организационно-деятельностную компетенцию и содержащий в себе активные технологии обучения.

Особое внимание в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов по сервису и туризму необходимо уделять таким технологиям обучения, которые бы позволили студентам активно включаться в самостоятельный поиск и открытие нового, профессионально необходимого. В этих условиях становится очевидной необходимость принципиального обновления процесса профессиональной подготовки будущих специалистов, что должно обеспечить высокий уровень его компетентности, мобильности, максимально благоприятные условия для развития личности. Поэтому формирование педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов в рамках нашего исследования наиболее рационален и эффективен, в сочетании таких активных технологий обучения как: тестовые, технологии анализа конкретных ситуаций и игрового моделирования.

Активные технологии обучения - это совокупность педагогических действий, направленных на организацию образовательного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Организация образовательного процесса должна базироваться на усилении практической направленности с согласованным использованием традиционных и новых педагогических технологий.

Основным условием успешного формирования педагогической направленности, является взаимосвязь теоретико-педагогических знаний с ситуациями их практического применения, нацеленность образовательного процесса на погружение будущих специалистов в практико-ориентированную деятельность.

Таким образом, развитие педагогической направленности обеспечивается совершенствованием содержательно-операциональной сферы деятельности будущих специалистов по сервису и туризму посредством развития профессиональных способностей и формирования системы соответствующих умений (прогнозировать, планировать, организовывать, контролировать и др.).

Рассмотренные компоненты педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере специальности социально-культурный сервис и туризм) тесно связаны между собой и определяют проявления друг друга. Так, вооружение обучающихся комплексом педагогических знаний (когнитивный компонент), способствует осознанному овладению и использованию профессиональных умений будущими специалистами. На основе педагогических знаний формируются умения и навыки профессионально ориентированного общения (коммуникативный компонент). Кроме того, в результате усвоения определенной суммы педагогических знаний происходит пересмотр целей и развитие ценностей профессиональной деятельности, т.е. трансформация в целом ценностной сферы личности будущего специалиста. Мотивационно-ценностный компонент стимулирует освоение и дальнейшее развитие полученных педагогических знаний, а также побуждает к реализации соответствующих педагогических умений. Вместе с тем на основе потребностей и интересов происходит актуализация и формирование педагогической направленности. В свою очередь операционно-деятельностный компонент обеспечивает личностное осознание будущими специалистами, полученных педагогических знаний и умение их использовать в практической деятельности, развитие профессионально-личностных качеств специалистов по сервису и туризму. Вместе с тем данный компонент способствует

дальнейшему развитию стремления к профессиональной деятельности, саморазвитию, стимулированию познавательного интереса, формированию мотивов.

Таким образом, интеграция выделенных структурных компонентов выступает одним из ведущих факторов формирования педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Литература

1.Амельченко, Т.В. Социально-педагогическое образование: содержание и стратегические ориентиры развития [Текст] / Т.В. Амельченко// Педагогическое образование и наука. -2009. - №4.- С. 50-55.

2.Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] http://www.hpc.щ/soft/software.phtml?id=5178/

3.Горденко, Н.В. Формирование академических компетенций у студентов вуза дис. .....канд.. пед. наук [Текст]: / Н.В. Горденко. - Ставрополь, 2006.

4.Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М. - 2003.

5.Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. -4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

6.Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю.В. Сенько/ Издательский центр «Академия», 2000.

© Заречнова К В. 2011

В.С. Кабанова

МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

V.S. Kabanova

THE MODEL OF COMPETITIVE TEACHER IN SYSTEM OF INNOVATE DEVELOPING EDUCATION

В данной статье поднимается проблема конкурентоспособности учителя в системе инновационного развития образования. Автор выявляет комплекс условий конкурентоспособности современного учителя. Разработана модель педагога нового типа. Автор видит свою задачу во внедрении данной модели в общеобразовательную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.