Научная статья на тему 'Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса'

Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5517
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ГРУППЫ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: МАТЕРИАЛЬНАЯ / GROUPS OF COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT: MATERIAL / ОБЩЕСТВЕННАЯ / PUBLIC / ДУХОВНАЯ / SPIRITUAL / ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / TYPES OF THE PEDAGOGICAL PROCESS / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТИП / A SUBJECT FOCUSED TYPE / ОПОРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / BASIC COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ СРЕДЫ / INSTRUMENTS OF ASSESSING THE STATE OF THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головлева Светлана Михайловна

Статья рассматривает понятие образовательной среды и ее компонентный состав. Особенности образовательной среды разных типов педагогического процесса раскрываются с учетом оригинального решения ее структурных компонентов. На основе результатов экспертной оценки сделаны выводы о роли средового окружения и его компонентов в достижении образовательных результатов различного уровня. Обоснованы со ссылкой на интерпретацию результатов экспертной оценки опорные компоненты для субъектно-ориентированного типа педагогического процесса. Приведен инструментарий оценки реального состояния среды с позиций соответствия требованиям субъектно-ориентированного типа педагогического процесса. Представлено проблемное поле исследования образовательной среды, определяющее его актуальные задачи. В частности поставлена задача проектирования образовательной среды, способствующей развертыванию педагогического процесса субъектного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Environment Components of the Subject Focused Type of the Pedagogical Process

The article considers the concept of the educational environment and its component structure. Peculiarities of the educational environment of different types of the pedagogical process are considered taking into consideration the original solution of its structural components. Conclusions are made on the role of the environmental circumstance and its components in achievement of educational results of the various levels on the basis of the results of the expert review. Basic components for the subject focused type of the pedagogical process are proved with reference to interpretation of results of the expert review. The assessment instruments of the real state of the environment from positions of correspondence to requirements of the subject focused type of the pedagogical process are given. The problem field of the research of the educational environment defining its urgent goals is presented. In particular, the goal of designing the educational environment is set, which is promoting development of the pedagogical process of the subject type.

Текст научной работы на тему «Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса»

УДК 37.022

С. М. Головлева

Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа

педагогического процесса

Статья рассматривает понятие образовательной среды и ее компонентный состав. Особенности образовательной среды разных типов педагогического процесса раскрываются с учетом оригинального решения ее структурных компонентов. На основе результатов экспертной оценки сделаны выводы о роли средового окружения и его компонентов в достижении образовательных результатов различного уровня. Обоснованы со ссылкой на интерпретацию результатов экспертной оценки опорные компоненты для субъектно-ориентированного типа педагогического процесса. Приведен инструментарий оценки реального состояния среды с позиций соответствия требованиям субъектно-ориентированного типа педагогического процесса. Представлено проблемное поле исследования образовательной среды, определяющее его актуальные задачи. В частности поставлена задача проектирования образовательной среды, способствующей развертыванию педагогического процесса субъектного типа.

Ключевые слова: образовательная среда; группы компонентов образовательной среды: материальная, общественная, духовная; типы педагогического процесса; субъектно-ориентированный тип; опорные составляющие компонентов образовательной среды; инструментарий оценки состояния среды.

S. M. Golovliova

Educational Environment Components of the Subject Focused Type of the Pedagogical Process

The article considers the concept of the educational environment and its component structure. Peculiarities of the educational environment of different types of the pedagogical process are considered taking into consideration the original solution of its structural components. Conclusions are made on the role of the environmental circumstance and its components in achievement of educational results of the various levels on the basis of the results of the expert review. Basic components for the subject focused type of the pedagogical process are proved with reference to interpretation of results of the expert review. The assessment instruments of the real state of the environment from positions of correspondence to requirements of the subject focused type of the pedagogical process are given. The problem field of the research of the educational environment defining its urgent goals is presented. In particular, the goal of designing the educational environment is set, which is promoting development of the pedagogical process of the subject type.

Keywords: educational environment; groups of components of the educational environment: material, public, spiritual; types of the pedagogical process; a subject focused type; basic components of the educational environment; instruments of assessing the state of the environment.

Современные требования к образовательному результату, представленные в федеральных государственных образовательных стандартах, - вызов системе образования. Впервые сделана попытка в нормативном документе отразить интересы заказчиков образования (семьи, общества, правительства и государства) к его результату и трансформировать образовательный процесс в соответствии с запросом.

Важно отметить, что заявленный ФГОС образовательный результат качественно отличается от традиционного и, как следствие, требует качественно иного подхода к организации образовательного процесса. Согласно теории общих педагогических технологий [4], это означает переход к другому типу педагогического процесса - субъ-ектно-ориентированному. Сформированный у

ребенка опыт, являющийся результатом образования на субъектно-ориентированном уровне, представляет собой освоенную полноценную деятельность, развертываемую как реализация личностных смыслов.

Поскольку необходимо самоорганизовать деятельность ученика, меняются и условия, в которых эта деятельность реализуется.

Совокупность внешних по отношению к субъектам педагогического процесса условий осуществления их деятельности представляет собой образовательную среду, роль которой при реализации субъектно-ориентированного типа педагогического процесса многократно возрастает.

Образовательная среда, организованная в соответствии с требованиями к результату образования, является посредником между учителем и

© Головлева С. М., 2015

учеником в движении к образовательному результату. При организации субъектно-ориентированного типа педагогического процесса она может способствовать вариативности образовательного процесса, его индивидуализации, соответствию выявленному социальному заказу.

Учитывая особенную роль образовательной среды в достижении образовательного результата, соответствующего современным требованиям, интересно рассмотреть ее структуру и степень влияния на образовательный результат.

Создание информационно-образовательной среды стало предметом целого ряда исследований (М. И. Башмаков, С. Г. Григорьев, А. А. Кузнецов, С. В. Панюкова, С. Н. Поздняков, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. П. Тряпицына и др.). Авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры среды. Тем не менее во всех исследованиях компоненты среды обучения разделяются на две категории: субъекты и объекты [2].

Эколого-личностная модель образовательной среды разработана В. А. Ясвиным [6]. По его утверждению, термином «образовательная среда» следует обозначать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов). Этот комплекс, по мнению В. А. Ясвина, включает три структурных компонента:

— пространственно-предметный - помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория;

— социальный - характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);

— психодидактический - содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды разработана В. В. Рубцовым. Образовательная среда понимается им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходное основание такого подхода к образовательной среде - пони-

мание того, что необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса.

Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В. И. Слободчико-вым. В качестве базового понятия у Слободчико-ва, как и у Рубцова, выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, ее изначальную незаданность. В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации) [3].

Большинство представленных концепций структуры образовательной среды сходится во мнении о необходимости выделения в структуре образовательной среды (ОС) пространственно-предметного и социального компонентов.

В настоящее время в психологии сложилась цельная концепция образовательной среды, предложенная В. А. Ясвиным.

В. А. Ясвин пишет о том, что среда человека -это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий. Таким образом, под образовательной средой В. А. Ясвин понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [6].

Учитывая необходимость развития мышления и личностных качеств ученика через приобретение им опыта полноценной деятельности с лич-ностно значимым результатом, с опорой на свободу выбора, нам представляется важным, помимо материальной (помещения, обстановка, в которой реализуется деятельность, носители содержания образования и внутренняя инфраструктура образовательной организации) и общественной (стиль взаимоотношений, социальные ожидания, система управления образовательным процессом и отношения с внешней средой) групп компонентов, выделить в структуре образовательной среды духовную (традиции и ценности) группу компонентов. Каждый компонент включает несколько составляющих и характеризуется определенным набором показателей.

Структура образовательной среды представляется нам следующим образом (см. рис. 1).

Рисунок 1. Структура образовательной среды

Структура образовательной среды независимо инвариантна. Компонентный состав и составля-от реализуемого типа педагогического процесса ющие компонентов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты образовательной среды и их составляющие

Материальные Общественные Духовные

Помеще- Обста- Носители Инфра- Стиль Социаль- Управление Отноше- Тра- Ценно-

ния новка содержания структура ПП отношений ный заказ ния с внешней средой диции сти

Составляющие компонентов

Кабине- Плани- ИОС Библиотека Уче- Запросы Методиче- Програм- Тра- Поле

ты ровка ник-ученик родителей ская работа мы развития образования диции учеников ценностей в школе

Рекреа- Визу- Библио- Спортком- Учи- Стандар- Организация Использо- Тра- Ценно-

ции альный течный плекс тель- ты и ти- деятельности вание диции сти в

образ фонд ученик повые ООП в ОУ (стиль управления) внешкольных ресурсов учителей семьях школьников

Приш- Форма Представ- Столовая Учи- Социаль- Система Об- Ценно-

кольная одежды ление тель- ные за- профессио- щие сти в

террито- учебного учитель просы нального тради- обще-

рия содержания роста сотрудников ции стве

Внешколь- Запросы

ные обра- последу-

зователь- ющих

ные ресурсы ступеней образования

Копиро- Запросы

вальные партне-

услуги ров

В ходе нашего исследования педагогам и руководителям ОУ предлагалось оценить степень влияния на результат составляющих компонентов среды по пятизначной шкале от не влияющих на результат (1б) до полностью определяющих его

(5б)._

Анализ показал, что некоторым составляющим уверенно присваивались высокие баллы вне зависимости от типа педагогического процесса, в котором работали респонденты. Другими словами, были найдены те составляющие среды, без которых не мог состояться результат, а наличие

фактически определяло его получение. Остальные играли второстепенную роль, создавая дополнительные условия. Эти необходимые и достаточные составляющие были названы опорными для соответствующего уровня ОС. Поскольку опрашивались представители педагогических коллективов, работающие в педагогических процессах разных типов, мы учитывали это при оценивании ответов. Выявились составляющие, опорные для всех типов процесса: представление учебного содержания, стиль отношений учитель-ученик, характер методической работы и ценностное поле в школе (выделено фоном в табл. 1). Кроме того, для каждого типа назывались свои характерные опоры, например, для продуктивного типа указывались «внешкольные образовательные ресурсы» и «система профессиональ-

ного роста сотрудников». Опорные составляющие среды, специфические для субъектно-ориентированного типа педагогического процесса: «запросы родителей» и «использование возможностей внешкольных ресурсов» (выделены в табл. 1 полужирным шрифтом). Также были установлены взаимосвязи между составляющими образовательной среды.

Особое внимание уделено желаемому образу опорных компонентов ОС субъектно-ориентированного типа, представленному в табл. 2. Таблица является срезом для данного типа большой матрицы проявлений составляющих для всех встречающихся в общеобразовательных школах типов педагогических процессов, включая репродуктивный и продуктивный.

Таблица 2

Характеристика составляющих опорных компонентов образовательной среды в субъектно-ориентированном типе педагогического процесса

Составляющая Показатель Желаемое состояние

Представление содержания Разнообразие средств Наличествуют максимально разнообразные средства обучения (по форме подачи, носителю, преимущественным каналам восприятия и его особенностям)

Возможности для самостоятельного оперирования При выборе способа подачи одним из основных критериев является посильность для самостоятельного освоения учащимся (максимально свободный доступ к средствам обучения, дружественный интерфейс, надежность, безопасность)

Способы комплектования Комплектование средствами обучения происходит с учетом потребностей участников образовательных отношений, при активном участии партнеров ОУ. Показательны школьные музеи, выставки порт-фолио, самостоятельное изготовление средств обучения в процессе реализации проектов

Стиль отношений «учитель - ученик» Нормы общения Уважительные, партнерские, субъект-субъектные отношения, сотрудничество

Соотношение формальной и неформальной составляющих взаимоотношений Неформальная составляющая общения необходима и гармонично дополняет формальную, поскольку в неформальном общении раскрывается сущность личности учителя и он может являться примером поведения и принятия решений на основе субъектного выбора, а также примером человека, способного на полноценную деятельность

Социальный заказ родителей Механизмы выявления Родители - всегда желанные гости в школе, существуют многообразные, с позиций удобства для родителей, формы обратной связи (личный прием, электронная почта, связь через сайт школы, служба школьной медиации)

Механизмы влияния на образовательный процесс Родители активно вовлекаются в образовательный процесс и совместные проекты, активность родителей поощряется признанием их заслуг, отмечается наряду с успехами детей (например, на ежегодном итоговом мероприятии)

Организация методической работы Организация и стиль руководства Стиль определяется общей целью методической работы - удовлетворение запросов участников процесса. Созданы условия для активного обмена опытом, как по вертикали, так и по горизонтали

Существующие механизмы осуществления Предусмотрены взаимопосещения занятий, как для обмена опытом, так и для поддержки молодых педагогов и педагогов, внедряющих новые методы, активно работают методические объединения

Доминирующие способы мотивации педагогов Главным критерием успешности является достижение образовательных результатов, положительные практики широко транслируются, как в школе, так и за ее пределами

Открытость к использованию внешкольных Наличие реальных партнеров Широкий круг партнерских взаимоотношений с различными учреждениями, формируемый исходя из потребностей участников образо-

Составляющая Показатель Желаемое состояние

образовательных ресурсов вательного процесса

Механизмы включения партнеров в деятельность ОУ Возможны самые разные способы взаимодействия как реципиент-ные - приглашение педагогов других школ для занятий с детьми и информирования о новых ресурсах; безопасная доставка детей для занятий вне школы; согласование расписания основного и дополнительного образования; предоставление своих возможностей по запросам других (спортзала, возможность другим детям посещать кружки в школе); вовлечение организаций-партнеров в совместные проекты и пр.

Поле ценностей ОУ Сущность ценностей Свободная самореализация каждого участника образовательных отношений в совместной деятельности, направленной на преобразование школьной жизни

Выявленные опорные составляющие - то, на чем должны быть сфокусированы усилия при решении сложной управленческой задачи проектирования образовательной среды, без которой нельзя достичь качественного образовательного результата, особенно субъектно-

ориентированного уровня.

Планомерное изменение опорных составляющих образовательной среды составит «критическую массу изменений» и создаст условия для осуществления соответствующего педагогического процесса, который в свою очередь затребует изменения и остальных, менее связанных с педагогическим процессом, компонентов.

Библиографический список

1. Головлева, С. М. Юдин В. В. Структура и компонентный состав образовательной среды [Текст] / С. М. Головлева, В. В. Юдин // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского : материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» (4-5 марта 2014 г.) Ч. 1. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - 438 с. - С. 166-171.

2. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования [Электронный ресурс] : материалы конференции. - Режим доступа: http://pandia.org/text/78/025/5849.php

3. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования [Текст] / В. И. Слободчиков // 2-я Российская конференция по экологической психологии : материалы. -М. ; Самара, 2001. - С. 172-176.

4. Юдин, В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса [Текст] : монография / В. В. Юдин. - М. : Университетская книга, 2008. - 302 с.

5. Юдин, В. В. Субъектно-ориентированный тип педагогического процесса - ключевое направление реализации ФГОС [Текст] / В. В. Юдин // Образовательная панорама: научно-методический журнал. ГОАУ ЯО «Институт развития образования». 2015. -№ 1(3) г. - г. Ярославль - 134 с. - С. 56-62.

6. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М. : Смысл, 2001. -365 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Golovleva, S. M. Judin V. V. Strukture i komponentnyj sostav obrazovatel'noj sredy [Tekst] / S. M. Golovleva, V V Judin // Pedagogicheskoe nasledie K. D. Ushinskogo : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Chtenija Ushinskogo» (4-5 marta 2014 g.) Ch. 1. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - 438 s. -S. 166-171.

2. Informacionno-obrazovatel'naja sreda kak faktor povyshenija kachestva obrazovanija [Jelektronnyj resurs] : materialy konferencii. - Rezhim dostupa: http://pandia.org/text/78/025/5849.php

3. Slobodchikov, V. I. O ponjatii obrazovatel'noj sredy v koncepcii razvivajushhego obrazovanija [Tekst] / V. I. Slobodchikov // 2-ja Rossijskaja konferencija po jekologicheskoj psihologii : materialy. - M. ; Samara, 2001. - S. 172-176.

4. Judin, V V. Tehnologicheskoe proektirovanie peda-gogicheskogo processa [Tekst] : monografja /V. V Judin. - M. : Universitetskaja kniga, 2008. - 302 s.

5. Judin, V V. Sub#ektno-orientirovannyj tip peda-gogicheskogo processa - kljuchevoe napravlenie realiza-cii FGOS [Tekst] / V. V. Judin // Obrazovatel'naja panorama: nauchno-metodicheskij zhurnal. GOAU JaO «Institut razvitija obrazovanija». 2015. - № 1(3) g. -g. Jaroslavl' - 134 s. - S. 56-62.

6. Jasvin, V A. Obrazovatel'naja sreda: ot modeliro-vanija k proektirovaniju. - M. : Smysl, 2001. - 365 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.