УДК 821.111
DOI: 10.31249/hoc/2024.02.05
Сайфуллина М.К.Коровина И.В. *2
КОМПОНЕНТЫ КОНЦЕПТА «АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА»: ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ®
Аннотация. Целью статьи является попытка выявить основные компоненты концепта «американская мечта» в хронологии их появления в массовом сознании американцев. В ходе проведения исследования применялась комбинация следующих методов: метод синтеза, метод диахронического анализа и метод схематизации. В ходе проведения научного исследования были выявлены пять основных компонентов анализируемого концепта и разработана схема, представляющая диахронию возникновения данных компонентов.
Ключевые слова: американская мечта; компонент; схема концепта; диахронический анализ; равенство; материальные блага.
Поступила: 05.02.2024 Принята к печати: 18.03.2024
*' Сайфуллина Марьям Камилевна - студентка факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск, Россия; maryam.sayfullina.2015@mail.ru
Saifullina Mariam Kamilema - Student at the Foreign Languages Department of the OgarevMordovia State University, Saransk, Russia; maryam.sayfullina.2015@mail.ru
*2 Коровина Ирина Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», Саранск, Россия; kori-rfox@gmail. com
Korovina Irina Valerievna - PhD in Philology, Associate Professor at the English Philology Chair of the Foreign Languages Department of the Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia; korirfox@gmail.com
® Сайфуллина М.К., Коровина И.В., 2024
Для цитирования: Сайфуллина М.К., Коровина И.В. Компоненты концепта «американская мечта»: диахронический анализ // Вестник культурологии. - 2024. - № 2(109). - С. 112-126. -БОТ: 10.31249^ос/2024.02.05
Saifullina M.K., Korovina I.V.
Components of the "American Dream" concept: diachronic analysis
Abstract. The goal of the article is to try to define the main components of the "American Dream" concept in the chronological order of their appearance in the American mass consciousness. In the research, the combination of the following methods was applied: the syntactical method, the diachronic analysis and the method of schematization. The research allowed defining five main components of the concept under analysis and designing the scheme illustrating the chronological order of these components appearing.
Keywords: American dream; component; concept scheme; diachronic analysis; equality; material goods.
Received: 05.02.2024 Accepted: 18.03.2024
For quoting: Saifullina M.K., Korovina I.V. Components of the "American Dream" concept: diachronic analysis // Herald of Culturology. -2024. - N 2(109). - P. 112-126. DOI: 10.31249/hoc/2024.02.05
Введение
Соединенные Штаты Америки, быстро развивающиеся в экономическом плане и играющие важную роль на мировой арене, достаточно активно популяризируют свои идеалы и ценности в других культурах. Основная часть этих ценностей лежит в основе концепта «американская мечта». Именно активным распространением американских ценностей в мире в конце ХХ - начале XXI в. обусловлена актуальность проведенного исследования. Целью данной статьи является выявление основных компонентов концепта «американская мечта» в их диахроническом аспекте. В результате диахронического ана-
113
лиза данного концепта нами создана уникальная в своем роде схема его компонентов, что свидетельствует о научной новизне и теоретической значимости проведенного исследования.
Указанная выше цель исследования определила выбор методов, среди которых основными являются метод синтеза, метод диахронического анализа и метод схематизации. В ходе выявления основных компонентов концепта «американская мечта» было проанализировано большое количество источников, содержащих тексты различной жанровой принадлежности: научные статьи, монографии, публицистические статьи, тексты публичных выступлений, официальные документы (декларации и др.), данные социологических опросов, словарные статьи и т.д. На основе выявленных в изученном материале идей нами были сформулированы основные компоненты концепта «американская мечта». При этом были установлены ориентировочные исторические периоды постепенного возникновения и популяризации тех или иных компонентов в массовом сознании американского народа. В результате проведенного исследования методом схематизации была создана схема концепта «американская мечта», в которую вошли все обнаруженные нами компоненты концепта в хронологическом порядке их возникновения.
Структурные компоненты концепта «американская мечта» в диахроническом аспекте
Для того чтобы осуществить диахронический анализ развития и трансформации концепта «американская мечта», необходимо начать с современных словарных дефиниций данного понятия. «The American Dream is the idea that the US is a place where everyone has the chance of becoming rich and successful» («Американская мечта - это идея, заключающаяся в том, что США являются тем местом, где каждый имеет шанс стать богатым и успешным») (перевод авторов) [Longman Dictionary ... , 2001, p. 125]. Согласно данному определению, ключевым компонентом американской мечты является право любого человека на успех в делах и, как следствие, на обладание большими деньгами. Аналогичное определение находим в англоязычном словаре издательства Macmillan, в котором, однако, присутствует уточнение касаемо усердного труда: «anyone can become successful if they work hard
enough» («каждый может стать успешным, если он работает достаточно усердно») (перевод авторов) [Macmillan English Dictionary ... , 2007, p. 138].
Вышеприведенные дефиниции взяты из британских англоязычных словарей. Сравним приведенные выше дефиниции, представленные в словарях британских издательств, с дефиницией в словаре Mer-riam-Webster Dictionary (американское издательство): «The American dream is an American social ideal that stresses egalitarianism and especially material prosperity» («Американская мечта - это идеал американского общества, который делает акцент на эгалитаризме и в особенности на материальном благополучии») (перевод авторов) [Merriam-Webster Dictionary]. В данном определении, как и в предыдущих двух, в центр понятия ставится равенство людей и их возможностей для достижения материального благосостояния.
Считаем целесообразным привести идею Эндрю Росс Соркина, финансового обозревателя The New York Times, о трех типах «американской мечты». Первый тип был распространен в 40-60-х годах XX в. и заключался «в том, что, если ты ходил в школу, повзрослел и ведешь себя хорошо, тебе даже не обязательно идти в колледж, ты все равно найдешь работу, купишь дом, родишь детей, заведешь собаку, поставишь забор, уйдешь на пенсию в начале седьмого десятка, и жизнь сложится» [Соркин, 2012, с. 87]. Второй тип «американской мечты» заключается в том, что любой человек вне зависимости от его происхождения может достичь многого в своей жизни и карьере при условии, что он «горит» тем делом, которым занимается. Данный тип условно можно назвать «мечтой Стива Джобса или Марка Цукерберга» [там же, с. 88]. Третий тип американской мечты представляет собой свободу самореализации: любой человек «может сюда приехать, преодолеть классовые барьеры, которые не являются сдерживающим фактором в американском обществе. И он может выбрать то, кем он хочет быть» [там же, с. 88].
В ходе нашего исследования было выявлено, что кроме идей, представленных в словарных статьях, концепт «американская мечта» включает в себя несколько более конкретных компонентов, которые, в свою очередь, нашли отражение в трех типах «американской мечты» Э Р. Соркина. Перейдем к диахроническому анализу концепта «американская мечта» и рассмотрим, как исторически менялось представление о нем в американском обществе.
Первое упоминание идей, составляющих основу концепта «американская мечта», можно обнаружить в различных источниках XVI-XVII вв., притом что сам термин «американская мечта» был введен лишь в ХХ в. Европейские переселенцы на территории Северной Америки получали возможность сформировать идеальное, по их мнению, общество, которое было бы освобождено от устоявшихся в Европе законов и предрассудков. Декларация независимости США в 1776 г. зафиксировала следующие основные жизненные принципы иммигрантов: «... права человека на жизнь, свободу и стремление к счастью вне зависимости от происхождения человека, иными словами, американскими идеалами в то время выступали равенство людей и возможностей» [Сайфуллина, 2021, с. 376-377].
Изначально эта концепция американской мечты распространялась на белых владельцев собственности, однако первоначальные идеи равенства так стойко закрепились в общественном сознании, что постепенно в ходе развития государства стали приниматься законы, распространяющие неотъемлемые права человека на ранее порабощенный слой общества, женщин и другие слои населения. Так, 16-й президент США Авраам Линкольн «подарил» американскую мечту ранее порабощенным людям, приняв Прокламацию об освобождении рабов (1862-1863), а 28-й президент США Вудро Вильсон способствовал принятию 19-й поправки к Конституции (1920), предоставившей женщинам избирательное право [Murdock, 1965, р. 296]. Таким образом, американская мечта в определенной степени задала дальнейший курс развития США.
Вследствие проведения государством политики по обеспечению равноправия в XIX в. началась массовая эмиграция в США. Так, например, многие высокообразованные жители Германии бежали в США после не увенчавшейся успехом немецкой революции 1848 г. и попытки сломать иерархические стандарты. Их манили политические и экономические свободы, принятые в Новом Свете, и тот факт, что Америка не помещает своих граждан в строгие классовые рамки, вследствие чего человек может добиться своих целей вне зависимости от класса, к которому он принадлежит [Corporate Finance Institute ...].
Концепт «американская мечта» также тесно связан с «золотой лихорадкой» XIX в. Обнаружение золота в 1849 г. в Калифорнии привлекло в этот регион сотни тысяч людей, верящих, что они могут сде-
лать себе состояние в одночасье. К 1856 г. население Калифорнии увеличилось практически в два раза (с 160 000 до 300 000) [Петречук, 2017]. Хотя большинство из искателей золота так и не добились успеха, вера в то, что личный успех возможен для любого, стала еще одним компонентом американской мечты.
Впервые сам термин «американская мечта» упоминается в книге Drift and Mastery («Пассивность и господство») журналиста Уолтера Липмана (1914) в значении «общий коллективный американский идеал» [Петречук, 2017]. С развитием американского общества данное понятие расширялось, вбирая в себя новые идеи, отражающие стремления и потребности общества в соответствии с определенным историческим периодом.
В 20-е годы XX в. политическая элита США «пропагандировала идею «святости» бизнеса, придавая бизнесу статус «американской религии» [Сайфуллина, 2021, с. 378]. Предпосылкой господства данной идеологии стало стремительное экономическое развитие США после окончания Гражданской войны в 1865 г. Считается, что именно в конце XIX в. сформировалась современная американская экономика, значительный вклад в которую внесли представители первого поколения предпринимателей, построивших крупные корпорации с нуля. Например, Корнелиус Вандербильт (1794-1877), родившийся в бедной семье лодочника, сделал свое состояние в 100 миллионов долларов на судоходных и железнодорожных перевозках [Cole, 1954]. Джон Д. Рокфеллер (1839-1937) основал Standard Oil Company, которая доминировала в нефтяной отрасли и была первой крупной монополией США [ibid]. Эндрю Карнеги (1835-1919), выходец из семьи шотландских эмигрантов, построил к 1889 г. Carnegie Steel Corporation, крупнейшую в мире корпорацию такого типа и ставшую форвардом сталелитейной промышленности в США [ibid]. Генри Форд (1863-1947), прославившийся как создатель автомобиля Ford модели T и разработчик производственного конвейера, произвел революцию в автомобильной промышленности [ibid]. Выше приведен список лишь нескольких из огромного списка успешных предпринимателей, которые стали примером для подражания для десятков тысяч людей и установили новые стандарты американской мечты, заключающиеся в ориентире на достижение материальных благ путем усердного труда.
В 1931 г. выходит в свет книга Джеймса Траслоу Адамса «Эпос Америки», в которой он описывает весь исторический путь развития США. Дж.Т. Адамс в данном труде возвращается к основным идеям американской мечты и говорит об Америке как стране, дающей каждому человеку шанс на лучшую жизнь, которую он, несомненно, заслуживает. Данный посыл Дж. Т. Адамса в те годы имел целью подбодрить американский народ на пике Великой депрессии, после падения Уолл-стрит в 1929 г. [Ильинский, Сметанников С.М., Хван Н.С., 2017, с. 136]. Таким образом, «в 1930-е годы понимание "американской мечты" возвращается к идеям, которые легли в основу Декларации независимости 1976 года» [Сайфуллина, 2021, с. 378].
Идеи американской мечты, упомянутые в книге Дж.Т. Адамса, подпитывались действиями органов власти. В 1944 г. 32-й президент США Франклин Рузвельт выступил перед Конгрессом с посланием, получившим название Экономический «Билль о правах». В послании Рузвельт провозглашает, что «подлинная свобода отдельной личности невозможна без экономической безопасности и независимости» [Ла-тов, Попов, 2015, с. 265]. Под экономической безопасностью и независимостью подразумеваются равные возможности для трудоустройства на работу, на получение достойного заработка, покрывающего потребности, достойное жилье, доступ к качественному медицинскому обслуживанию и образованию, а также социальная поддержка в старости.
В 50-е годы ХХ в. идеи «американской мечты» начинают использоваться с целью продвижения культуры потребления. В концепции «американской мечты» доминирующую роль начинают играть богатство и материальное благосостояние. Данные элементы концепта в те годы активно популяризируются с помощью средств массовой культуры, в частности с помощью кинематографа. Американские фильмы и сериалы 50-х годов ХХ в. представляли идеал жизни следующим образом: крепкая семья, проживающая в небольшом уютном доме и имеющая одну недорогую машину и один телевизор. Именно такую картину «американской мечты» первого типа можно увидеть в книге Э.Р. Соркина [Соркин, 2012, с. 87].
Параллельно с идеей о спокойной размеренной жизни в 60-е годы возродилась идея о равенстве прав и свобод, отчасти благодаря деятельности Мартина Лютера Кинга, который с 1957 г. возглавлял Кон-
ференцию Южного Христианского Руководства - организацию, занимающуюся защитой прав темнокожих в США. В 1964 г. он выступил со своей всемирно известной речью «У меня есть мечта» (I have a dream), где он ссылается на концепцию американской мечты: «У меня есть мечта, что однажды эта нация восстанет и воплотит в жизнь истинный смысл своего вероучения. ... Мы придерживаемся этих истин. Само собой разумеется, что все люди созданы равными» [Davidson, 1991, р. 16]. Кроме того, в том же году 36-й президент США Линдон Джонсон добился принятия Закона о гражданских правах, положившего конец сегрегации в школах и защищающего рабочих от дискриминации по признаку расы, цвета кожи, религии, пола или национального происхождения [Геворкян, 2016, с. 142]. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что политическая и общественная деятельность в 60-е годы была направлена на обеспечение равных прав вне зависимости от расовой принадлежности, в то время как массовая культура занималась популяризацией идеи о наращивании материальных благ.
В 70-е годы ХХ в. в кинематографе США успешные семьи всё чаще характеризуются такими маркерами, как наличие двух автомобилей в семье, возможность провести отпуск на Гавайях или других островах, характерная «открытая планировка» дома и «открытая лестница» на второй этаж. Таким образом, планка материального благосостояния повышается. Помимо телесериалов, термин «американская мечта» стал широко использоваться в рекламе недвижимости, чтобы вызвать у покупателей ассоциативную связь между потреблением и патриотизмом.
В 80-е годы в сознание американцев всё прочнее внедрялись ценности общества потребления и, как следствие, возрастали жизненные потребности, пропорционально которым сильно вырос и банковский кредит американских семей. В 1986 г. США вышли на первое место в мире по размеру национального долга [Corporate Finance Institute ... ].
Таким образом, в течение второй половины ХХ в. можно наблюдать трансформацию «американской мечты» от спокойной и счастливой жизни с балансом работы и семьи к преумножению материальных благ. «Американцы поверили, что каждое последующее поколение будет жить лучше, чем предыдущее» [Сайфуллина, 2021, с. 378].
В начале XXI в. в киноиндустрии США на смену семейной идиллии приходят в качестве главных героев подростки из обеспеченных семей, не работающие, наслаждающиеся жизнью и тратящие деньги своих родителей. Предыдущие поколения обеспечили им достойную жизнь. Для старшего поколения американская мечта продолжает выражаться в «вере в лучшее будущее», в то время как молодое поколение живет по принципу «здесь и сейчас», и их мечта предполагает безграничную свободу и удовольствие. Необходимо также отметить, что внутренняя политика в первые годы XXI в. поддерживала материальную сторону американской мечты. Об этом свидетельствует инициированный президентом Джорджем Бушем закон о субсидировании покупок жилья в 2003 г.
Схема концепта «американская мечта»
Опираясь на вышеприведенные данные, мы определили основные структурные компоненты концепта «американская мечта» в порядке их «укоренения» в массовом сознании американцев (т.е. в диахронии) и составили схему концепта, представляющую собой треугольник, разделенный на 5 ярусов. Нижний ярус содержит самый ранний компонент, тогда как верхний - самый поздний. Все остальные ярусы расположены в диахронической очередности возникновения компонентов анализируемого нами концепта.
В основе данной схемы лежит понимание «американской мечты» как равенства людей, их прав и свобод (1-й ярус). На 2-м ярусе располагается более узкий компонент равенства возможностей, который обусловлен компонентом на 1-м ярусе. Равенство возможностей, в свою очередь, предоставляет возможность для улучшения материального благосостояния (3-й ярус). Позднее приходит осознание того, что кроме богатства и карьерного роста, в жизни каждого человека важно личное счастье, что делает ценным баланс между работой и личной жизнью и, следовательно, гармоничное развитие всех сфер жизни (4-й ярус). В вершине треугольника расположен самый «молодой» компонент концепта - вера в лучшее будущее (5-й ярус).
Хотя ранее мы упоминали появившийся в 2000-е годы такой компонент концепта «американская мечта», как свобода действий и жизнь в удовольствие, мы решили не выводить этот компонент в отдельный ярус. Если проанализировать данный аспект, то мы увидим, что жизнь в удовольствие может выражаться в самореализации через любимое дело (2-й ярус) и в возможности ни в чем себе не отказывать, что синонимично обладанию материальными благами (3-й ярус). Иными словами, компонент «жизнь в удовольствие» представляет собой достаточно расплывчатое понятие, которое может присутствовать в других компонентах. Таким образом, нами было выявлено 5 базовых компонентов концепта «американская мечта» в их диахроническом аспекте (рис. 1). Данный концепт видоизменялся и обрастал новыми идеями под влиянием экономической, политической и культурной обстановки в США в конкретный исторический период.
Современное состояние концепта «американская мечта»
Далее рассмотрим современное состояние концепта «американская мечта» на основе соцопросов и мнений социологов. Современные американцы часто приводят в качестве примера реализации американской мечты наличие в собственности дома или квартиры, поскольку собственное жилье ассоциируется с финансовым успехом и независимостью. Данный факт подтверждает увеличение доли домовладельцев в 2020 г. (на 0,7% выше, чем в 2019 г.) [Barone, 2023]. Также воплощением американской мечты считается наличие собственного бизнеса и вытекающее из этого отсутствие необходимости быть в подчинении
у босса, иными словами, свобода действий. Владение собственностью, собственный бизнес и жизнь, созданная своими руками, - все это проявления американской мечты в значении обладания материальными благами (3-й ярус) и равенства свобод (1-й ярус) (рис. 1).
Однако на настоящий момент многие социологи и эксперты в сфере экономики и инвестиций высказывают свои опасения касательно жизнеспособности идей, включенных в концепт «американская мечта». Так, бизнес-аналитик и эксперт в сфере экономики Кимберли Амадео приводит ряд факторов, развенчивающих американскую мечту [Amadeo, 2021]. Во-первых, в США уровень мобильности доходов ниже, чем в некоторых других развитых странах (например, в Норвегии, Франции, Германии, Канаде и Финляндии). Во-вторых, федеральный долг США составляет 28 трлн долларов, а потребительский долг - 4,2 трлн долларов, что в совокупности превышает валовой внутренний продукт США в 22 трлн долларов. В-третьих, некоторые предполагают, что действия властей в соответствии с «Глобальным новым зеленым курсом» (принятый в США план мероприятий по предотвращению глобального потепления и сокращению парникового эффекта) могут представлять угрозу американской мечте [ibid]. С одной стороны, в период с 2007 по 2017 г. изменяющиеся погодные условия, проблемы в области здравоохранения, повышение уровня моря и инфляция обошлись правительству США в 350 млрд долларов. С другой - перестройка инфраструктуры и предприятий в скором будущем увеличит размер федерального долга США и может привести к великой рецессии. В-четвертых, современные социальные проблемы, такие как ожирение, наркомания и огромное количество бездомных, ставят под сомнение жизнеспособность концепта американской мечты [ibid.].
Обратившись к данным социологических опросов американцев на предмет их веры в американскую мечту, мы получили следующую картину. В статье журнала Forbes «77% Of Americans Don't Believe The Iconic Rags-To-Riches American Dream» журналист Эрик Шерман приводит следующую статистику, опубликованную благотворительным фондом The Pew Charitable Trusts в 2014 г.: только 33% американцев верят в то, что через упорный труд можно достичь успеха и «выбиться в люди» [Sherman]. Возможно, причина ослабевания веры в американскую мечту лежит в кризисе 2007 г., в результате которого многие жи-
тели США потеряли работу или остались без жилья. Кроме того, согласно данному исследованию, только 56% респондентов довольны своим финансовым благосостоянием и только 45% имеют стабильный доход [Sherman].
Совершенно иная картина представлена в исследовании Американского Института Предпринимательства [Barone, 2023] совместно с исследовательским центром NORC при Чикагском университете 2018 г. Данный опрос был направлен не только на выявление жизнеспособности американской мечты, но на само понимание данного концепта. На вопрос «Что для Вас важно для достижения американской мечты?» 85 % респондентов отметили «свободу выбора», а 83% -«счастливую семейную жизнь». При этом ответ «стать богатым», который мог бы быть более ожидаемым, выбрали лишь 16% опрошенных. Стоит также отметить, что 45% респондентов отметили, что важно «иметь лучшее качество жизни, чем имело предыдущее поколение», а 49% процентов обратили внимание на продвижение по карьерной лестнице [ibid.].
Кроме того, в данном исследовании наблюдается сокращение количества людей, считающих американскую мечту недосягаемой (всего 18% респондентов). Однако большой процент (82%) респондентов смотрят на будущее с позитивной стороны. Причем выборка для исследования включала в себя группу людей довольно неоднородную по месту проживания, возрасту, расе и национальности. Часто в подобных исследованиях раса и национальность выступают в качестве ключевых факторов, обусловливающих различия в статистике. Аналитики увидели разницу лишь между поколениями: в то время как представители поколений беби-бумеров, поколения X и миллениалов воспринимают американскую мечту с оптимизмом (от 80% до 83%), представители поколения Z оказались менее оптимистичными (73%) [ibid.].
Исходя из приведенных выше данных, можно утверждать, что все компоненты концепта американской мечты, которые входят в составленную нами схему данного концепта, продолжают сосуществовать в коллективном сознании американского общества. Однако несмотря на то, что американская мечта стала деградировать и активно стала пропагандироваться культура потребления, большинство американцев тем не менее ценят свободу выбора и семейное счастье.
Заключение
Проанализировав историю многогранного понятия «американская мечта», мы выявили пять основных компонентов исследуемого концепта: равенство прав и свобод, равенство возможностей для самореализации через труд, обладание материальными благами, гармоничное развитие всех сфер жизни и вера в лучшее будущее. Ознакомившись со статистическими данными, мы пришли к выводу, что все перечисленные компоненты остаются актуальными и по сей день. Несмотря на то что в начале XXI в. наблюдалась тенденция развенчивания американской мечты, в настоящий момент американская мечта не «сдает позиций», остается ярким феноменом американской культуры и активно экспортируется в другие страны через массовую культуру и Интернет-ресурсы.
Список литературы
Геворкян Г.Н. Влияние массовых движений в США на принятие закона о гражданских правах 1964 г. // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2016. - № 8-1. - С. 140-143. - URL: https://cyberleninka.m/article/n/vliyanie-massovyh-dvizheniy-v-ssha-na-prinyatie-zakona-o-grazhdanskih-pravah-1964-g
Ильинский Д.В., Сметанников С.М., Хван Н.С. Американская мечта // Инновационная наука. - Уфа, 2017. - № 1/2. - С. 135-137. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/amerikanskaya-mechta
Латов Ю.В., Попов Г.Г. «Хэппи энд» Франклина Делано Рузвельта // Историко-экономические исследования. - Иркутск, 2015. - № 2. - C. 265-266. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/heppi-end-franklina-delano-ruzvelta
Петречук А.И. Американская мечта и американская исключительность. От истоков до современности // Электронный научный журнал «Архонт». - Москва, 2017. -№ 3. - С. 51. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-mechta-i-amerikanskaya-isklyuchitelnost-ot-istokov-do-sovremennosti/viewer
Сайфуллина М.К. Концепт «американская мечта» и его вербализация в кинематографе США // XLIX Огарёвские чтения : материалы научной конференции : в 3 частях, Саранск, 07-13 декабря 2020 года. Часть 3. - Саранск, 2021. - С. 375-380.
Соркин Э.Р. Слишком большие, чтобы рухнуть. Инсайдерская история о том, как Уолл-стрит и Вашингтон боролись, чтобы спасти финансовую систему от кризиса и от самих себя. - Москва : Астрель, 2012. - 576 с.
Amadeo K. Democratic Presidents and Their Impact on the U.S. Economy. - 2021. -URL: https://www.thebalance.com/democratic-presidents-impact-on-economy-4129132
Barone A. What is the American dream? Examples and How to Measure It // In-vestopedia. - 2023. - URL: https://www.investopedia.com/terms/a/american-dream.asp#citation-5
Cole A.H. Twentieth-Century Entrepreneurship in the United States and Economic Growth // The American Economic Review. - 1954. - Vol. 44, N 2. - Р. 35-50.
Corporate Finance Institute: образовательная платформа. - URL: https://corporatefinanceinstitute.com/resources/knowledge/other/american-dream/.
Davidson M. I Have a Dream: The Story of Martin Luther King in Text and Pictures: biography. - New York : Time Life Books, 1991. - 16 p.
Longman Dictionary of Contemporary English: Third Edition with New Words Supplement. - 2001. - 1668 p.
Macmillan English Dictionary for Advanced Learners (New Edition). - 2007. -1759 p.
Merriam-Webster Dictionary. - URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/American%20dream
Murdock E. Mr. Lincoln's Proclamation: The Story of the Emancipation Proclamation (review) // Civil War History. - 1965. - Vol. 11. - P. 296.
Sherman E. 77% Of Americans Don't Believe The Iconic Rags-To-Riches American Dream. - URL: https://www.forbes.com/sites/eriksherman/2017/10/01/77-of-americans-dont-believe-the-iconic-rags-to-riches-american-dream/?sh=7c08a8d62b56
References
Gevorkyan, G.N. Vliyanie massovyh dvizhenij v SShA na prinyatie zakona o gra-zhdanskih pravah 1964 g. [The influence of mass movements in the USA on the passage of civil rights legislation]. InMezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. Ekaterinburg, no 8-1, 2016. pp. 140-143. (In Russ.)
Il'inskij, D.V., Smetannikov, S.M., Hvan, N.S. Amerikanskaya mechta [American dream]. In Innovacionnaya nauka. Ufa, no 1-2, 2017. pp. 135-137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-mechta (In Russ.)
Latov, Yu.V., Popov, G.G. "Heppi end" Franklina Delano Ruzvel'ta ["Happy End" of Franklin Delano Roosevelt]. In Istoriko-ekonomicheskie issledovaniya. Irkutsk, no 2, 2015. pp. 265-266. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/heppi-end-franklina-delano-ruzvelta (In Russ.)
Petrechuk, A.I. Amerikanskaya mechta i amerikanskaya isklyuchitel'nost'. Ot istokov do sovremennosti [American dream and American exclusivity. From the origin to the modern times]. In Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Arhont». Moscow, no 3, 2017. pp. 51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-mechta-i-amerikanskaya-isklyuchitelnost-ot-istokov-do-sovremennosti/viewer. (In Russ.)
Sajfullina, M.K. Koncept «amerikanskaya mechta» i ego verbalizaciya v kinemato-grafe SShA. In XLIX Ogaryovskie chteniya : materialy nauchnoj konferencii: v 3 chastyah, 07-13 December 2020. Saransk, Vol. 3, 2021. pp. 375-380. (In Russ.)
Sorkin, E.R. Slishkom bol'shie, chtoby ruhnut'. Insajderskaya istoriya o tom, kak Uoll-strit i Vashington borolis', chtoby spasti finansovuyu sistemu ot krizisa i ot samih sebya
[Too big to fail. The inside story of how Wall Street and Washington fought to save the financial system and themselves]. Moscow, Astrel' Publ., 2012. 576 p. (In Russ.)
Amadeo, K. Democratic Presidents and Their Impact on the U.S. Economy. 2021. URL: https://www.thebalance.com/democratic-presidents-impact-on-economy-4129132
Barone, A. What is the American dream? Examples and How to Measure It. In In-vestopedia, 2023. URL: https://www.investopedia.com/terms/a/american-dream.asp#citation-5
Cole, A.H. Twentieth-Century Entrepreneurship in the United States and Economic Growth. In The American Economic Review, vol. 44, no 2, 1954, pp. 35-50.
Corporate Finance Institute. URL: https://corporatefinanceinstitute.com/resources/knowledge/other/american-dream/
Davidson, M. I Have a Dream: The Story of Martin Luther King in Text and Pictures: biography. New York, Time Life Books Publ., 1991. 16 p.
Longman Dictionary of Contemporary English: Third Edition with New Words Supplement. 2001. 1668 p.
Macmillan English Dictionary for Advanced Learners (New Edition). 2007. 1759 p. Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-
webster.com/dictionary/American%20dream
Murdock, E. Mr. Lincoln's Proclamation: The Story of the Emancipation Proclamation (review). In Civil War History, vol. 11, 1965, pp. 296.
Sherman, E. 77% Of Americans Don't Believe The Iconic Rags-To-Riches American Dream. URL: https: //www.forbes. com/ sites/eriksherman/2017/10/01/77-of-americans-dont-believe-the-iconic-rags-to-riches-american-dream/?sh=7c08a8d62b56