DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.034 Попова Н.В.
ORCID: 0000-0002-3516-4940, аспирант филологического факультета, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена "АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА": ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПТА И ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ В РОМАНЕ Т. ДРАЙЗЕРА «АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ»
Аннотация
В статье описывается концепт «американская мечта», указаны источники возникновения данного понятия, анализируется дальнейшее его развитие в условиях меняющегося культурно-исторического контекста. Так же приводятся толкования концепта выдающимися российскими и зарубежными исследователями. В качестве примера интерпретации «американской мечты» в литературе рассматривается роман Теодора Драйзера «Американская трагедия».
Ключевые слова: концепт, интерпретация, американская мечта.
Popova N.V.
ORCID: 0000-0002-3516-4940, postgraduate student of philological faculty, The Herzen State Pedagogical University of Russia "AMERICAN DREAM": THE HISTORY OF THE CONCEPT AND ITS INTERPRETATION IN THEODORE
DREISER'S NOVEL «AN AMERICAN TRAGEDY»
Abstract
This article is devoted to the concept of the American dream. The article touches upon the issue of the sources of the concept and its modification in a changing cultural and historical context. Also the article presents the interpretation of the concept by outstanding Russian and foreign researchers. As an example of interpretation of The American Dream in literature, the novel "An American tragedy " by Theodore Dreiser was taken.
Keywords: concept, interpretation, the American Dream.
Термин «концепт» был введен в философию Абеляром еще в средние века, современное его понимание во многом повторяет определение средневекового философа и теолога, однако следует отметить, что только в XX веке «концепт» становится объектом изучения лингвистики и смежных наук. Сейчас существует множество интерпретаций термина; такие ученые, как Е.С. Кубрякова, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов занимались этим вопросом.
Ю.С. Степанов дает следующее определение: «Концепт- это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [11, C. 37]. Структура концепта многослойна, он формируется под воздействием лингвистических, социокультурных, когнитивных факторов.
По мнению американского профессора Лоуренса Рида [19], концепт «американская мечта» берет своё начало в 1600-х годах, когда новый материк, где люди могут быть свободны и не подвергнутся правительственному гонению, начал привлекать внимание европейцев. В первых хрониках Америку описывают как Эльдорадо, как рай на земле. Позже, в XVIII веке, была подписана «Декларации о независимости США от 4 июля 1776 года», в которой находит отражение идея, впоследствии воплощенная в культурном концепте: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью» [11, C. 25].
Сторонники более позднего возникновения «американской идеи» Д. Миллер [21], Х. Хьюген [18] и Х. Браун [16] считают, что понятие связано с иммигрантами, прибывшими в США в конце XIX века в поисках лучшей жизни. Европейская эмиграция наиболее активно происходила в 1820-1975 годах.
Голенпольский Т.Г. и Шестаков В.П. в своей книге «Американская мечта» и американская действительность» приводят мнение С. Холбука: «Первая зафиксированная «Американская мечта»,- пишет американский исследователь, - это была мечта о небольшом корабле, пересекающем бушующий океан с пассажирами на борту, которые вряд ли могли поверить, что настанет день, когда их будут вспоминать как пионеров, а «Мэйфлауэр» будет символизировать собой «свидетельство о рождении» американской демократии» [4, C. 71]
Америка с начала своего основания старалась показать свои преимущества перед Европой, быть более привлекательной для жизни. Для иммигрантов это переселение было бегством из «Старого мира» в «Новый».
Большинство американских литературоведов и социологов полагают, что «американская мечта» существовала задолго до того, как ее открыли. Христфор Колумб намеревался найти новое государство господа, рай на земле. Это представление и положено в основу концепции «мечты» [14].
Артур Экирч говорит о том, что у индейцев-ацтеков существовало особое божество - бородатый бог с белой кожей, возвращения которого они ожидали. По его мнению, к этой примитивной мечте восходит "американская мечта", а появление Колумба в 1492 году на североамериканской земле - это ее первая реализация. [17, C. 3-4]
Впервые это понятие, как установили исследователи, встречается на страницах книги «История Соединенных Штатов», опубликованной писателем и историком Генри Адамсом в 1884 г.
Первое же определение «американской мечты» сформулировал Джеймс Адамс в 1931 в своем историческом трактате «Эпос Америки»: «Американская мечта» - мечта о земле, где жизнь будет лучше, богаче и полнее для каждого человека, с возможностями для каждого, согласно его умениям и достижениям» [10, C. 214-215]. С тех пор, как определение было сформулировано, притом в тяжелое время Великой Депрессии, американская идея приобрела четкую форму, на которую можно было опереться.
В 1963 году Мартин Лютер Кинг, борец за права афроамериканцев, повторяет мысль о свободе и равенстве граждан США в своем «Письме из Бирмингемской тюрьмы» [11], что в очередной раз заставляет людей вспомнить, о чем говорили отцы-основатели.
Концепт «the American dream» привлек внимание российских ученых в 80-х гг. XX века. Э.Я. Баталов, Т.А. Иванова и другие обратили внимание на данный концепт в связи с «холодной войной» (1945-1991 гг.). Тогда понятие «американской мечты» рассматривали в сравнении с «русской идеей». Во вступлении к своей монографии Баталов Э.Я. пишет: «Теперь часто цитируют строки Тютчева: «Умом - Россию не понять, / Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать - / В Россию можно только верить». По сути, это художественная характеристика феномена Русской идеи. Что значит не понять Россию «умом»? Это значит, что в ее душу невозможно проникнуть, опираясь только на методы рационального познания. А что же нужно для постижения этой души? «Вера», - отвечает Тютчев. Россия, ее «особенность» постигаются не только разумом, но и верой. Или, как скажет уже в середине XX века один из крупнейших отечественных философов минувшего столетия, Иван Ильин, - «сердцем». Русская идея как раз и раскрывает «особенную стать» России, постигаемую верой, «сердцем». А взять Американскую мечту. Прагматичнейшую из наций, страну трезвого расчета, холодной деловитости и жесткой пригнанности друг к другу всех «колесиков» и «винтиков», из которых «собраны» Соединенные Штаты Америки, - ее, эту страну, тоже, оказывается, не «раскусить», не постигнув романтического мифа об «этой стране». Мифа, который вот уже на протяжении нескольких сотен лет гонит в Америку миллионы людей со всего света...» [10, C. 3]
Исследователи сходятся во мнении, что «американская мечта» - прежде всего национальный феномен, хотя существует и альтернативная точка зрения. Неоднократно предпринимались попытки представить мечту как общечеловеческое явление. «Американская мечта» включает в себя и миф об Атлантиде, платоновскую концепцию республики, христианскую концепцию Града Божьего. Шестаков В.П. в своей статье «Судьбы «американской мечты» в художественной культуре США: политический кинематограф США: итоги десятилетия» приводит слова известного американского философа, социолога и футуролога, Э. Тоффлера, который в своей книге «Шок будущего», пишет: «американская мечта- мечта каждого отдельного человека, создающего своё независимое будущее, продукт эпохи Просвещения, французской революции, философии Декарта и Локка» [12, C. 71]
«Американская мечта» по своей сути не претерпевает коренных изменений с течением времени, несмотря на исторические, социокультурные, экономические события, сохраняет основную идею, тот идеал, в который верили иммигранты и отцы-основатели. Многие исследователи делали попытки выявить основные компоненты «американской мечты».
Так, например, Зверев писал о «трех китах американской мечты»:
• вера в то, что ресурсы американской земли необозримы, и материальное изобилие суждено здесь всем без исключения.
• убеждение, что лишь в Америке человек становится свободным от сословных, социальных, идеологических, образовательных и прочих ограничений.
• уверенность в том, что в Америке права на счастье предоставлены всем, а шансы добиться счастья абсолютно для всех равны [8, С. 171]
А согласно зарубежным исследователям, Брэггу и Дрэйтону, понятие «американской мечты» включает в себя:
• веру в устойчивое развитие индивидуальных, коллективных, социальных условий существования, веру в прогресс;
• убежденность в том, что каждый может реализовать свои амбиции собственными усилиями;
• уверенность в том, что Америка - Богом избранная страна, чье назначение - призвать весь мир к американскому стилю демократии;
• осознание того, что американская форма власти «для людей» - единственная гарантия свободы и равенства;
• идею, связанную с представителями различных культур: люди могут жить мирно, принимая особенности и культуру других людей. Это вера в многонациональность, в культурный и этнический плюрализм [15, P. 4-5].
Обобщая приведенные данные, можно выделить три плана концепта «американская мечта»: религиозный, этический и политический.
На всем протяжении истории американской литературы писателей интересовала тема «американской мечты» и, раскрывая ее, писатели и драматурги по-разному оценивали это явление. Концепт нашел свое отражение в следующих произведениях: «Американский претендент» (1891) М. Твена, «Долгий день уходить в ночь» (1941), «Император Джонс» (1920) Юджина О' Нила, «Американская трагедия» (1925) Т. Драйзера, «Великий Гэтсби» (1925) Ф. Фицджеральда, «Американская земля» (1931) Э. Колдуэлла, «Сын Америки» (1940) Р. Райта, «Американская мечта» (1960) Э. Олби, «Американская мечта» (1965) Н. Мейлера, «Страх и отвращение в Лас-Вегасе: Дикое путешествие в сердце американской мечты» (1971) Х. Томпсона, «Реквием по мечте» (1978) Х. Сэлби, «Форрест Гамп» (1986) Уинстона Грума.
Одним из выразительных примеров интерпретации «Американской мечты» является творчество Теодора Драйзера. В своих произведениях он разоблачает духовную пустоту американского буржуазного общества, что находит отражение в таких сборниках рассказов, как «Освобождение», «Двенадцать мужчин», «Краски большого города». В своих рассказах, Драйзер, с одной стороны, обличает худшие черты «среднего американца», с другой же -предпринимает попытки найти положительного героя. Характеризуя персонажа одной из своих новелл из сборника «Двенадцать мужчин», Драйзер пишет: «Среди безмерной скудости американской умственной жизни он был словно оазис, настоящий родник в пустыне» [6, С. 153].
Особенность произведений Драйзера 20-х годов в том, что он уделяет особое внимание судьбе человека, искалеченного обществом. В середине 20-х годов, после экономического кризиса, буржуазная пресса Америки и других стран воспевала процветание США, именно в тот момент появилась книга, рассказывающая об обратной стороне внешнего благополучия - роман «Американская трагедия».
Непосредственно созданию романа Драйзер посвятил пять лет. Прочитав о реальном убийстве девушки, совершенном в 1906 году, Драйзер написал пятнадцать небольших рассказов на основе этого нашумевшего дела,
назвав рукопись «Американские трагедии». В каждом из рассказов американский юноша хочет разбогатеть за счет богатой невесты, и каждый раз идет на преступление.
В письме Джеку Уилгусу Драйзер пишет: «Я долго раздумывал над этим происшествием, ибо мне казалось, что оно не только отражает каждую сторону нашей национальной жизни-политику, общество, религию, бизнес, секс, - это была история столь обычная для каждого парня, выросшего в небольших городах Америки. Это была особенно правдивая история о том, что жизнь делает с личностью и как бессильна личность против нее. Моей целью было не морализовать - да простит бог, - а дать, если возможно, фон и психологию действительности, которые, если не оправдывают, то как-то объясняют как случаются такие убийства, а они случаются в Америке с поразительной частотой и так давно, как я только могу помнить» [5, С. 485].
Драйзер спорит с популярным в то время сюжетом: главный герой, бедный юноша, преуспевает, женившись на девушке из состоятельной семьи. Такого рода романы внушали надежду на возможность для каждого американца легко изменить судьбу и прославляли стремление к материальным благам. Это и есть воплощение «американской мечты»: равные возможности, самореализация, богатство.
В «Американской трагедии» Драйзер, придерживаясь сюжета о стремлениях бедного юноши, не только развенчал эту идею погони за легким счастьем, но и выявил порочность общества, порождающего стремление разбогатеть любым путем.
Центральный образ романа - Клайд Гриффитс- «средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь» [6, С. 18] - как описывает его Драйзер. Клайд - совершенно обычный, заурядный человек, он податлив и неустойчив. Этот человек не наделен талантами, но и не порочен изначально. Все его достоинства и недостатки присущи не только ему, они типичны для Америки.
Драйзер обличает «американскую мечту», критикуя и этический, и политический, и религиозный планы концепта. Мечтая о красивой жизни, желая вырваться из нищеты и оторваться от семьи, Клайд не выдерживает испытания призрачным светом роскоши и идет на преступление. Здесь Драйзер винит не только Клайда, ведь он слаб и незрел, но и окружение, которое толкает его на этот поступок, поскольку в буржуазном обществе Америки культивируется финансовый успех, внешний лоск. Материальное благо становится мерилом счастья.
Драйзер отмечает, что «первая часть книги была намеренно и специально посвящена изображению таких социальных невзгод, какие могут естественно подавить, сдержать и расстроить, а следовательно, и преувеличить эмоции и желания очень чувствительного и почти плотски экзотического парня, плохо приспособленного для великой жизненной борьбы, с которой сталкивается любая юность» [5, С. 528]
Во второй части Клайд сталкивается с гораздо более удачливым миром, чем тот, к которому он привык. Это обостряет его желания, он не способен противостоять им, поскольку морально очень слаб и неустойчив, что и доводит его до преступления.
В третьей части Драйзер демонстрирует, как «такой подавленный, слабый характер сначала в плену своих мечтаний, а потом закона, может быть легко раздавлен неграмотными, полными условностей и мстительными в своей основе сельскими дурнями, которые в свою очередь по причине своих недостатков, социальных и религиозных запретов т поверий будут последними из тех, кто поймет и воспримет те смягчающие обстоятельства, которые могли бы повлиять, но не повлияли на жизнь такого парня, и поэтому судят его куда более жестоко, чем личности с более глубокой проницательностью и лучшими умственными данными» [5, С. 529].
Здесь Клайд снова сталкивается с враждебным ему обществом. Читатель снова сталкивается с обстоятельствами, при которых совершено преступление. Устанавливается виновность капиталистической Америки, но американское правосудие выносит приговор Клайду, вину которого трудно установить и доказать. То общество, которое толкнуло героя на преступление, еще раз показало свою жестокость, посадив его на электрический стул.
Драйзер-гуманист выступает против капиталистической Америки, порождающей американские трагедии, губящие человеческое в человеке. Трагедия Клайда не только в том, что он совершил преступление, но и в том, как его судят. Буржуазные партии решают его судьбу. Продажность американского правосудия, его пристрастность, приверженность узко групповым интересам ярко иллюстрируют образы прокурора Мейсона, следователя Хейта, многочисленных адвокатов. Еще не зная о роли Клайда в преступлении, не будучи уверенным в самом факте преступления, следователь Хейт предрешает исход дела, намереваясь использовать его, чтобы поднять престиж своего друга-прокурора Мейсона, который добивается выдвижения на пост судьи от своей партии на приближающихся выборах.
Драйзер обличает политическое устройство, коррупцию, классовое неравенство, развенчивая американские идеалы и внешнее благополучие.
Что касается религиозного мотива «американской мечты», Драйзер не принимает и этого. Он осуждает иллюзорность и нежизненность представлений, которые пытались внушать Клайду его родители-проповедники. Рисуя жизнь Клайда в камере смертников, Драйзер показывает смятение юноши, он готов подчиниться священнику, даже здесь, на пороге смерти, он подвержен чужому влиянию, что снова говорит о его слабости. Но ведь и сам он решил, что действительно обрел веру. В таком состоянии, по просьбе матери и преподобного Макмиллана, который непосредственно помогал ему, давал указания и тут же, при нем и с его согласия изменил некоторые его выражения, Клайд составил... письмо, обращенное ко всему миру и в особенности к молодым людям его возраста...» [6, С. 455].
В период Великой депрессии «американская мечта» окончательно превратилась в иллюзию и трагедию. Герои-американцы, в отличие от героев европейских романов, как «Новые Адамы» демонстрировали ущербность и крах национального идеала. Это и драйзеровский магнат Каупервуд, и Клайд Гриффитс, и фицджеральдовский Гэтсби, и фолкнеровский Сатпен [10, С. 33].
Это герои, строившие свою судьбу по законам окружающего их общества, до конца не смогли понять, в чем состояла их ошибка, так как не заметили, что в погоне за материальным благосостоянием, они забыли о духовном развитии личности, что противоречит общечеловеческим моральным нормам и ведет к нравственной деградации.
Человек или полностью зависит от среды, или не может найти своё место в обществе, или подавляется им и деградирует. Активные люди терпят нравственный крах, те же, кто не сумел адаптироваться к новой действительности, прозябают в одиночестве и отчуждении.
Список литературы/ References
1. Баталов Э.Я. Русская идея и Американская мечта. М.: Прогресс-Традиция, 2009.- 384 с.
2. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США / Э.Я. Баталов. - М.: Изд-во «Наука», 1982.- 337 с.
3. Гачев Г. И. Национальные образы мира: курс лекций. - М.: Академия, 1998.- 432 с.
4. Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П. «Американская мечта» и американская действительность.- М.: Искусство, 1981. - 208 с.
5. Драйзер Т. Письма: в 3 Т. М., - 1959
6. Драйзер Т. Собрание сочинений в 12 томах М., Гослитиздат, 1953
7. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980.- 249 с.
8. Зверев А.М. «Американская трагедия» и «американская мечта» (К проблеме национального идейно-художественного своеобразия литературы США) // Литература США XX века. Опыт типологического исследования. -М.: Наука, 1978. - С. 134-208.
9. История литературы США, т. IV, книга 1. Литература между двумя мировыми войнами.- М.: ИМЛИ РАН, 2013.- 856 с.
10. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты: Перевод с английского/ Сост.: Лафитский В.И.; Под ред. и со вступ. ст.: Жидков О.А. - М.: Прогресс - Универс, 1993. - 766 с.
11. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. - М.: Просвещение, 1975.- 271 с.
12. Шестаков В.П. Судьбы «американской мечты» в художественной культуре США: политический кинематограф США: итоги десятилетия // Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х гг. XX в. - М., 1982. - С. 43-77.
13. Adams J. The Epic of America. - New York. : Little, Brown, 1959. - 405 p.
14. BAAS Pamphlet No. 6 (First Published 1981) [Электронный ресурс] https://goo.gl/h9a9Qd (дата обращения: 15. 03. 2016)
15. Bragg J., Drayton M. The American Dream. - London.: Longman, 2004.- 64 p.
16. Brown H. The Age of Gold. - N. Dakota: Powell's Books, 2000. - 147 p.
17. Ekirch Jr. Arthur [Электронный ресурс] - URL: https://goo.gl/ImirC1 (дата обращения: 15. 03.2016)
18. Hugen H. The American Dream. - New York: Vintage Books, 1968. - 290 p.
19. Lawrence R. Striking the Root: Essays on Liberty. New York: Vintage Books, 1995. - 110 p.
20. Martin Luther King. Letter from Birmingham City Jail.1963. [Электронный ресурс] http://mlkkpp01.stanford.edu:5801/transcription/document_images/undecided/630416-019.pdf (дата обращения 30. 03. 2015)
21. Miller D. City of the Century. - New York: Simon & Schuster, 1996. - 263 p.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Batalov Je.Ja. Russkaja ideja i Amerikanskaja mechta [The Russian idea and the American dream].- M.: Progress-Tradicija, 2009.-384 p. [in Russian]
2. Batalov Je.Ja. Social'naja utopija i utopicheskoe soznanie v SShA / Je.Ja. Batalov [The Social Utopia and the utopian consciousness in the United States].- M.: Izd-vo «Nauka» , 1982.-337 p. [in Russian]
3. Gachev G. I. Nacional'nye obrazy mira: kurs lekcij [The National images of the world: lectures].- M.: Akademija, 1998. - 432 p. [in Russian]
4. Golenpol'skij T.G., Shestakov V.P. «Amerikanskaja mechta» i amerikanskaja dejstvitel'nost' ["The American Dream" and the American reality]. - M.: Iskusstvo, 1981. - 208 p. [in Russian]
5. Drajzer T. Pis'ma: v 3 T. [Dreiser T. Letters: 3 vol.].-M., - 1959 [in Russian]
6. Drajzer T. Sobranie sochinenij v 12 tomah [Theodore Dreiser: collected works in 12 volumes.].-M., Goslitizdat, 1953 [in Russian]
7. Zamoshkin Ju.A. Lichnost' v sovremennoj Amerike: Opyt analiza cennostnyh i politicheskih orientacij [A person in modern America: the experience in analysis of values and political orientations]. - M.: Mysl', 1980; M.: Nauka, 1991. - 249 p. [in Russian]
8. Zverev A.M. «Amerikanskaja tragedija» i «amerikanskaja mechta» (K probleme nacional'nogo idejno-hudozhestvennogo svoeobrazija literatury SShA) // Literatura SShA XX veka. Opyt tipologicheskogo issledovanija ["An American Tragedy" and "American Dream" (On the problem of the national ideological and artistic originality of the American literature) // USA Literature XX century. Experience of typological studies]. - M.: Nauka, 1978. - P. 134-208. [in Russian]
9. Istorija literatury SShA, t. IV, kniga 1. Literatura mezhdu dvumja mirovymi vojnami [The History of American literature, vol. IV, book 1. Literature between the two World Wars]. - M.: IMLI RAN, 2013. - 856 p. [in Russian]
10. Soedinennye Shtaty Ameriki. Konstitucija i zakonodatel'nye akty: Perevod s anglijskogo/ Sost.: Lafitskij V.I.; Pod red. i so vstup. st.: Zhidkov O.A. [United States of America. The Constitution and laws: translation from English / Ed .: Lafitsky VI .; Ed. and with introd.: Zhidkov] - M.: Progress - Univers, 1993. - 766 p. [in Russian]
11. Stepanov Ju.S. Osnovy obshhego jazykoznanija [The Fundamentals of General Linguistics]. - M.: Prosveshhenie, 1975.- 271 p. [in Russian]
12. Shestakov V.P. Sud'by «amerikanskoj mechty» v hudozhestvennoj kul'ture SShA: politicheskij kinematograf SShA: itogi desjatiletija // Amerikanskaja hudozhestvennaja kul'tura v social'no-politicheskom kontekste 70-h gg. XX v. [The fate of the "American Dream" in the culture of the United States: political cinematograph of the USA: results of a decade // American culture in the socio-political context of the 70-ies of the XX century. - M., 1982. - P. 43-77.]- M., 1982. - P. 43-77. [in Russian]
13. Adams J. The Epic of America. - New York. : Little, Brown, 1959. - 405 p.
14. BAAS Pamphlet No. 6 (First Published 1981) [Электронный ресурс] https://goo.gl/h9a9Qd (дата обращения: 15. 03. 2016)
15. Bragg J., Drayton M. The American Dream. - London.: Longman, 2004.- 64 p.
16. Brown H. The Age of Gold. - N. Dakota: Powell's Books, 2000. - 147 p.
17. Ekirch Jr. Arthur [Электронный ресурс] - URL: https://goo.gl/ImirC1 (дата обращения: 15. 03.2016)
18. Hugen H. The American Dream. - New York: Vintage Books, 1968. - 290 p.
19. Lawrence R. Striking the Root: Essays on Liberty. New York: Vintage Books, 1995. - 110 p.
20. Martin Luther King. Letter from Birmingham City Jail.1963. [Электронный ресурс] http://mlkkpp01.stanford.edu:5801/transcription/document_images/undecided/630416-019.pdf (дата обращения 30. 03. 2015)
21. Miller D. City of the Century. - New York: Simon & Schuster, 1996. - 263 p.
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.103 Ратникова Е.И.
Кандидат филологических наук, Московский Государственный университет имени М.В.Ломоносова РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ФОНАЦИОННЫХ ОТРЕЗКОВ В УСТНОПОРОЖДАЕМОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ: ЛОГНОРМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментального исследования распределения длительности фонационных отрезков в устнопорождаемом высказывании на материале французского, русского и английского языков в трех ситуациях общения: 1) интервью, 2) устной беседы, 3) устного ответа на экзамене по иностранному языку. В ходе анализа статистически репрезентативного корпуса устных текстов было установлено, что такая темпоральная характеристика устнопорождаемого высказывания как длительность фонационного отрезка подчиняется логнормальному статистическому распределению вне зависимости от типа изучаемой ситуации, индивидуальных особенностей говорящих, тематики и общей длительности высказывания, а также от того, на каком языке осуществляется порождение (родном или иностранном). Подчинение логнормальному распределению количественных характеристик проявлений какого-либо процесса свидетельствует об устойчивости базового механизма, отвечающего за их реализацию. Результаты настоящей работы могут быть использованы при разработке методики анализа устнопорождаемого высказывания, а также компьютерных алгоритмов автоматического распознавания речи.
Ключевые слова: акустическая фонетика, устнопорождаемая речь, логнормальное распределение, фонационный отрезок, пауза.
Ratnikova E.I.
PhD in Philology, Lomonosov Moscow State University TOWARDS A LOG-NORMAL MODEL OF PHONATION UNITS LENGTHS DISTRIBUTION
IN THE ORAL UTTERANCES
Abstract
The present article is concerned with the issue of developing workable approaches to establishing a more robust parametrization of the phonetic and prosodic characteristics of a speech utterance. The article presents the results of an experimental study analyzing the distribution of phonation units within speech utterances produced in the French, Russian and English languages in three communicative situations: 1) interview; 2) general oral discussion and 3) student's spoken answer in a foreign language test. The analysis of an extensive corpus of recorded speech data showed that such fundamental intrinsic characteristic of speech utterance as the length of its constituent phonation units distinctly follows a log-normal distribution irrespective of the communicative situation, the language spoken (mother or foreign), the thematic subject and overall duration of the utterance, and the individual manner of the speakers. The findings of the conducted study presented in the article can be a valuable resource for developing a practicable methodology of speech-utterance analysis, as well as for fine-tuning and improving the existing speech-recognition algorithms and approaches.
Keywords: acoustic phonetics, oral speech, speech utterance, log-normal distribution, phonation unit, pause.
Introduction
One of the principal temporal-acoustic characteristics of a speech signal is the length of its constituent segments. A number of studies conducted in this field have demonstrated that such phenomena as the distribution of the lengths of filled-in pauses in oral French speech [2], the distribution of the lengths of non-filled-in pauses in the speech of sufferers from ataxic dysarthria articulatory disorders [4], and of the lengths of vowels and consonants in oral English speech [3] follow a lognormal model. Besides that, the length-related characteristics of certain specific instances of the written speech have also been found to be log-normally distributed, for example, the length of postings on internet forums dedicated to various subjects [5]. It is also well-known that in many languages the length of speech segments plays a key role in the formation of the rhythmic structure of an utterance, therefore further and more thorough analysis of the observed distribution patterns undoubtedly presents a matter of exceptional scientific interest bound to deepen our knowledge about the speech-production process.
As it is impossible to explore the whole multitude of speech-production forms within a single study, this article narrows down the research subject to three communicative situations: 1) interview, 2) general oral discussion and 3) a student's spoken answer in a foreign language test. Therefore, the subject of the conducted analysis is monologue spontaneous oral utterance, its spontaneous nature being determined by the absence of any visual (textual) support for the speaker and by the unpredictability