Научная статья на тему 'Компоненты экономической культуры будущих специалистов'

Компоненты экономической культуры будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1087
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капитонова Н. В.

В статье рассматриваются сущность и основные компоненты экономической культуры будущих специалистов когнитивный, аксиологический и организационно-деятельностный. Взаимосвязь этих компонентов обеспечивает эффективное формирование экономической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты экономической культуры будущих специалистов»

4. Bondarevskaya E.V. Educating as the rebirth of human culture // The main provisions of the concept of education in a changing environment. Rostov n / D., 1993. 32 pp.

5. Deryabo S.D., Yasvin V.A. Environmental psychodiagnostics. Daugavpils, 1984.

Голышева Светлана Павловна, преподаватель, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия Golysheva Svetlana Pavlovna, teacher, Irkutsk State Agricultural Academy

664038, Иркутская обл., Иркутский р-он пос. Молодежный, ИрГСХА, e-male: [email protected]

УДК 378

ББК 74.58 Н.В. Капитонова

Компоненты экономической культуры будущих специалистов

В статье рассматриваются сущность и основные компоненты экономической культуры будущих специалистов - когнитивный, аксиологический и организационно-деятельностный. Взаимосвязь этих компонентов обеспечивает эффективное формирование экономической культуры личности.

Ключевые слова: культура, экономическая культура, компонент экономической культуры.

N. V. Kapitonova

Components of economic culture of the future specialists

In the article the essence and main components of economic culture of future specialists - cognitive, axiological, organizational and active. Interconnection of these components provides an effective formation of the economic culture of a person.

Key words: culture, economic culture, component of economic culture.

Переход к рыночной экономике поставил перед российской системой образования проблему -сформировать экономическую культуру специалиста, способствующую эффективной экономической деятельности и позволяющую оценивать данную деятельность с позиции не только экономической целесообразности, но и нравственной ценности.

Ни один феномен не удостоился стольких определений, как культура. Она, как известно, принадлежит к числу наиболее сложных, многогранных, многоликих социальных явлений. В немецком языке слово «kultur» означало высокий уровень цивилизации. Во второй половине XVII в. в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффен-дорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: природном, или естественном (status naturalis), и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об основном способе и форме человеческого существования (3).

Успехи в учении о культуре были достигнуты в трудах немецкого философа и просветителя И.Г. Гердера (начало XIX в.). Он разработал понимание культуры в историческом аспекте. По мнению Гердера, развитие культуры составляет содержание, направление и смысл исторического процесса. В соответствии с этим учением составились представления о высших и низших стадиях культуры, о культурных эпохах и культурных народах.

Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества. Первыми авторами, которые стали исследовать экономическую культуру личности, были Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина. По их мнению, экономическая культура - «совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития...». В работах этих авторов также исследуются особенности экономической культуры и функции, выполняемые ею в обществе. Они определили три основных функции:

1) трансляционную: передача из прошлого в настоящее и будущее социальных ценностей, норм, эталонов поведения;

2) селекционную - выбраковывание морально устаревших ценностей, норм, эталонов поведения;

3) инновационную - формирующую новые ценности, нормы, потребности, предпочтения и т.п.

Экономическая культура в узком смысле слова - «это совокупность ценностей, норм, стереотипов как личностного, так и институционального характера, являющихся регуляторами поведения субъектов экономической деятельности, их стратегий и взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, а также совокупность способов взаимосвязей экономических институтов и индивидов в процессе функционирования хозяйства. В широком же смысле экономическая культура предполагает также опредмеченные материальные результаты труда, а в отношении субъектов экономической

деятельности - результаты воспроизводства и совершенствования самих себя как реальных и потенциальных работников» (2, с.38).

Таким образом, экономическая культура представляет собой динамический процесс, в котором личность не только создает и потребляет ценности культуры, но и творчески преобразует действительность. Экономическая культура личности является сквозной характеристикой других видов культур, их составным элементом, в то же время включая их в себя, поскольку экономическое, правовое, экологическое, нравственное, трудовое, эстетическое и другие виды сознания личности - неотъемле-мя часть единого сознания личности. Экономическое образование и формирование экономической культуры образуют основы гражданского самосознания, глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, а также формируют нравственно-ценностные мотивы экономической деятельности (мотивы социальной ответственности, творческого сотрудничества в деятельности, достижение прочного социально-профессионального статуса).

Формирование экономической культуры будущих специалистов происходит под влиянием различных институтов: семьи, системы образования, средств массовой информации и т.д. Но целенаправленное формирование экономической культуры студентов непрерывно связано с образовательной деятельностью вузов.

Экономическая культура личности студента - система, которая начинается с выявления и формирования конечных целей. Эту систему можно рассматривать как процесс формирования готовности студента к рациональной экономической деятельности, направленный на:

1) формирование знаний экономических категорий и законов экономического развития;

2) создание условий для развития творчества и опыта самостоятельной экономической деятельности;

3) формирование экономически значимых качеств личности, отражающих существенные личностные качества (социальная активность, честность, порядочность и другие).

Эффективность достижения этих целей во многом определяется содержанием экономической культуры студентов. Можно выделить следующие компоненты экономической культуры:

1) когнитивный;

2) аксиологический;

3) организационно-деятельностный.

Когнитивный компонент характеризует экономические знания личности. Экономические знания -это результат процесса познания экономических категорий и законов экономического развития, их адекватное отражение в сознании человека в виде понятий, представлений, суждений и умозаключений.

Аксиологический компонент определяется экономической направленностью личности и включает разные стороны взаимодействующих экономических потребностей, интересов, ценностей и социальных установок. Данная система предполагает совокупность мотивов, связанных с содержанием учения (познавательные мотивы); с формированием профессионально значимых качеств личности, а также мотивов, связанных с потребностью в максимальной реализации личностно-значимых целей в жизни (потребность в саморазвитии, самореализации личности).

Организационно-деятельностный компонент показывает включенность личности в процесс экономической деятельности, где человек реализует экономические интересы, обеспечивает удовлетворение отдельных потребностей. В свою очередь содержание экономической деятельности требует определенной экономической подготовки, которая предполагает воспитание у членов общества заинтересованности в эффективности экономической деятельности.

Таким образом, экономической культура рассматривается как целостное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения экономическими знаниями и умениями, сформированным социальноцелостным отношением к экономике, к ее предметам, свойствам, результатам, развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовывать себя в познавательной и социально ориентированной экономической деятельности. Выявлено три структурных компонента экономической культуры личности: когнитивный, аксиологический, организационнодеятельностный. Взаимосвязь указанных компонентов экономической культуры обеспечивает более эффективное формирование экономической культуры личности, когда студенты активно вовлечены в экономическую деятельность.

Литература

1. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. 288с.

2. Боенко Н.И. Экономическая культура: проблемы и тенденции развития. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 182с.

3. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007. 566с.

Literature

1. Bachinin V.A. Cultural Science. Encyclopedic Dictionary. SPb., 2005. 288 p.

2. Boenko N.I. Economic Culture: problems and tendencies of development. SPb., 2005. 182 p.

3. Cultural Science / ed. by Y.N. Solonin, M.S. Kagan. M., 2007. 566 p.

Е.Н. Качуровская. Формирование мотивационного компонента когнитивной компетентности школьников

посредством нестандартных задач

Капитонова Наталья Владимировна, старший преподаватель, Читинский государственный университет Kapitonova Natal'ya Vladimirovna, teacher, Chita State University

Чита, ул. Александрово-3аводская,30, Чита, 672039, факс (3022)261459, e-mail: [email protected]

УДК 371.2

бБк 22.1я72 Е.Н. Качуровская

Формирование мотивационного компонента когнитивной компетентности школьников

посредством нестандартных задач

В статье раскрыто содержание понятия «когнитивная компетентность», выделены ее основные компоненты, подробно описан мотивационной компонент и способы его формирования.

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, когнитивная компетентность, мотивация учебной деятельности, нестандартная задача.

E.N. Kachurovskaya

Forming of cognitive competency motivational component by non-standard tasks

«Cognitive competence» are revealed in this article, its main components are specified, motivational component and ways of it’s forming are described in detail.

Key words: competencе approach, key competencе, cognitive competent, motivation of educational activity, non-standard problem.

Современные тенденции обновления российского образования направлены на преодоление кризиса знаниевой парадигмы обучения, который, по мнению исследователей, заключается в недостаточности триады «знания-умения-навыки» для достижения актуальных результатов образования, отвечающих требованиям общества. На современном этапе развития образования пути перехода от знаниевой парадигмы обучения к компетентностной зафиксированы в документах «Стратегия модернизации содержания общего образования» и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», в которых в качестве главной цели образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие (успешность в профессиональной сфере и в процессах социализации, самоидентификации и самореализации), так и за благополучие общества. Таким образом, перед образованием поставлены задачи обеспечения результата, значимого за пределами учебного процесса, следовательно, качество образования следует определять не суммой полученных знаний, а умением учащихся их использовать в различных затруднительных ситуациях, возникающих в социальной, общественной, учебной, трудовой и других видах деятельностях.

В этих документах указан компетентностный подход к модернизации образования, направленный на достижение поставленных целей. Согласно О.Е. Лебедеву, «компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организация образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [1, с. 5].

Основными категориями компетентностного подхода являются «компетентность» и «компетенция». На сегодняшний день в вопросе соотношения этих понятий нет единой точки зрения. И.А. Зимняя [2] отмечает, что исследователи рассматривают два варианта толкования соотношений этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Мнения о тождественности понятий придерживаются Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, М.В. Рыжаков и большинство зарубежных исследователей.

Мы придерживаемся мнения, высказанного несколькими исследователями, в том числе Е.В. Вязововой, М.В. Алексеевым, что компетентность есть мера освоения компетенции, способность и готовность учащегося эффективно реализовывать соответствующие компетенции. Под компетенцией будем понимать совокупность способов деятельности учащегося.

Так, основной задачей школы можно считать формирование универсальных способов деятельности, то есть ключевых компетенций, освоение которых позволяет человеку понимать ситуацию и достигать желаемых результатов как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими людьми. Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества. Они представляют собой различные универсальные средства, инструменты (способы, методы, приемы), применяемые для достижения человеком поставленных целей. Важной особенностью ключевых компетентностей является то, что они обладают интегративной природой, объединяют знания, умения, навыки и интеллектуальную составляющую образования. «Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем» [1, с. 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.