Научная статья на тему 'Компонентное исследование военного положения'

Компонентное исследование военного положения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
481
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВОЕННОЕ ВРЕМЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КОМПОНЕНТ / ЭЛЕМЕНТЫ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиборов О. В.

В статье исследуются элементы, характеризующие сущность административно-правового режима военного положения. Анализируются подходы различных специалистов к структуре отраслевых правовых режимов. Рассматривается административно-правовой режим как правовая категория, нуждающаяся в должном правовом и организационном упорядочении. Приводится авторский подход к исследованию данного института административного права путем выделения нескольких базовых компонентов военного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компонентное исследование военного положения»

УДК 342.951:355.24

КОМПОНЕНТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Зиборов О.В.

Краснодарский университет Министерства Внутренних дел РФ, начальник кафедры административной деятельности и организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения, подполковник полиции, кандидат юридических наук, доцент,

Российская Федерация, г. Краснодар E-mail: adm-gai-kru@mail.ru

В статье исследуются элементы, характеризующие сущность административно-правового режима военного положения. Анализируются подходы различных специалистов к структуре отраслевых правовых режимов. Рассматривается административно-правовой режим как правовая категория, нуждающаяся в должном правовом и организационном упорядочении. Приводится авторский подход к исследованию данного института административного права путем выделения нескольких базовых компонентов военного положения.

Ключевые слова: военное положение, военное время, исследование, компонент, элементы, правовой режим, административное право.

Интерес к данной теме обусловлен имеющимися в науке административного права различными подходами к содержанию и внутренним характеристикам административно-правовых режимов. Целью данной статьи является анализ предложенных специалистами мнений по данной проблематике, а также предложение авторской концепции исследования и понимания сущности военного положения с использованием компонентного подхода.

В структуре режима традиционно выделяются три элемента, наиболее полно характеризующие его сущность.

Объект-носитель режима, в качестве которого могут выступать:1 субъекты права (режим иностранных граждан), социальные институты (режимы образования, транспортного обслуживания), социальные процессы (режим экономии, труда и отдыха),

предметы (режим радиоактивных материалов, документов ограниченного пользования), территорий (режим государственной границы, чрезвычайного положения, военного положения), законодательство (режим административного права)1. Перечень объектов - носителей режимов не носит исчерпывающего характера и развивается в двух направлениях: в сторону формирования новых режимов либо дальнейшей конкретизации существующих.

Среда, в которой существует объект-носитель режима и в отношении которой устанавливается этот режим.

Содержание, т.е., с одной стороны, предпосылки функционирования, условия, которые создает среда носителю режима, с другой - требования к носителю режима, мера его активности, уровень ответственности за осуществление своей функции2.

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 1 (37) 2015 г.

Данная структурная концепция, в целом поддерживаемая автором, имеет, однако, отдельные позиции, нуждающиеся в уточнении и конкретизации. В частности, в юридической литературе встречаем мнение относительно необходимости ограничения круга носителей режимов только лишь субъектами, способными осуществлять осознанную волевую деятельность и нести за нее ответственность (граждане, организации и т.п.)3. Автор обосновывает свою позицию тем, что относить к числу носителей режима неодушевленные предметы,явления, социальные институты бессмысленно. Не в полной мере соглашаясь с указанным суждением, отметим, что, имея свое специфическое предназначение - упорядочить те или иные общественные отношения, правовые режимы могут осуществлять регулятивную функцию в различных областях и отраслях, в том числе и на уровне отдельных социальных институтов.

Не лишен дискуссионности и второй элемент структуры режимов - среда. Понимая под средой режима определенную совокупность внешних факторов, в структуре которых существует объект-носитель режима и в отношении которой устанавливается этот режим, в ряде случаев необходимо исследовать вопрос о разграничении среды режима с объектом-носителем режима. Чаще всего это необходимо при реализации режимов, объектом-носителем которых выступают те или иные социальные институты.

Содержание режима включает в себя совокупность использованных для этого средств, методов, форм и особый порядок их применения для достижения установленных целей, а также принципы и правила осуществления этой деятельности.

Заслуживает внимания структура отраслевого правового режима, предложенная С.С. Алексеевым, которая в полной мере применима и к административно-правовым режимам. К элементам структуры автор относит:

1. Метод правового регулирования, т.е. специфический способ юридического воздействия, характерный для отрасли.

2. Особые юридические средства регулирования - установления и формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.п.

3. Принципы, общие положения, т.е. специфические для данной отрасли идеи, общие моменты, которые характеризуют ее с точки зрения содержания.

4. Особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом. Самое существенное в данном пункте, по мнению С.С. Алексеева - наличие содержательной общей части, в которой нормативно закреплены отраслевые принципы, общие положения, основные правовые средства. Наличие общей части хотя и внешний, но достаточно четкий показатель того, что совокупность норм образует отрасль, ее своеобразие и место в системе права4.

Ряд авторов, в частности О.С. Родионов, как один из элементов структуры правового режима конкретизируют цель, для реализации которой вводится «особый порядок правового регулирования», а именно: цель правового режима состоит в беспрепятственной реализации субъектами права своих интересов5. В целом указание цели правового режима характерно для многих современных трактовок данного понятия6.

При всем многообразии подходов к структуре административно-правовых режимов, нельзя не отметить некую схожесть в определении их элементов. За отдельными исключениями, перечень структурных элементов административно-правовых режимов включает в себя общепринятый ряд правовых, процедурных и организационно-технических мероприятий. Так, А.А. Долгополов к элементам структуры административно-правовых режимов относит:

1. Правовые средства, которыми достигается режимная цель.

2. Правовой статус субъектов правоотношений.

3. Систему организационных, технических, материальных гарантий, обеспечивающих реализацию правовых установлений.

CENTRAL RUSSiAN JOURNAL OF SOCiAL SCiENCES

4. Внутрисистемную информационную обеспеченность.

5. Правовые гарантии реализации режима7.

Наличие широкого и узкого подходов

к определению понятия «административно-правовой режим», определяет такой же способ определения и его структурных элементов. Мы рассматриваем различные подходы к содержанию административно-правовых режимов и в качестве узкого подхода приведем позицию Д.Н. Бахраха, который в качестве элементов административно-правовых режимов предлагает рассматривать, по сути, отдельные виды таких режимов, в частности режим законности деятельности государственной администрации, паспортный режим, режим государственной службы и др.8 Согласимся с А.Н. Жеребцовым в том, что подобный подход не раскрывает содержания административно-правовых режимов, не позволяет определить, из каких составляющих его компонентов (элементов) он складывается, а является всего лишь способом классификации видового многообразия существующих правовых режимов9.

Рассматривая административно-правовой режим как правовую категорию, нуждающуюся в должном правовом и организационном упорядочении, на наш взгляд, целесообразно представить весь комплекс структурных элементов административно-правового режима в виде следующей системы:

1. Организационный компонент административно-правового режима. В данном компоненте целесообразно исследовать понятие административно-правового режима, цель его введения и временные рамки действия режимных мер.

2. Нормативный компонент (правовая основа административно-правового режима). Следует согласиться со сторонниками той точки зрения, что нормативно-правовая основа режимного регулирования всегда зависит от характера и вида правового режима10. Режимы, предусматривающие ограничения правосубъектности граждан и организаций, могут устанавливаться только федеральными законами. Указы Президента РФ, правительственные акты,

акты иных органов исполнительной власти применительно к таким режимам реализуют правоприменительную функцию, вводя предусмотренный законом режим на определенной территории, закрепляя конкретные режимные правила. Для региональных режимов, регулирующих состояние объектов, подведомственных субъектам РФ, нормативно-правовой основой выступают законы и иные акты субъектов РФ. Местные режимы, действующие на территории муниципальных образований, могут вводиться актами органов местного самоуправления.

3. Причинный компонент (основания использования административно-правового режима). В рамках данного компонента исследуются основания введения того или иного административно-правового режима. Именно подробное регламентирование причинного компонента административно-правового режима будет служить гарантом соблюдения прав и свобод объектов режимного регулирования и оградит их от использования государством принудительных режимных мер в случаях, когда такие меры не являются необходимыми.

4. Процедурный компонент. В рамках данного компонента должны быть строго регламентированы все процессуальные аспекты введения, функционирования и отмены административно-правовых режимов. Данный блок включает в себя комплекс организационно-правовых и процессуальных вопросов, связанных прежде всего с правотворческими и правоприменительными формами государственной управленческой деятельности.

5. Обеспечительный компонент. Это своеобразный комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для реализации целей и задач того или иного административно-правового режима.

6. Содержательный компонент. Один из основных компонентов административно-правового режима. Именно в рамках содержательного компонента предусматривается исчерпывающий перечень режимных мер, а также гарантии соблюдения прав и свобод объектов режимного воздействия.

среднерусский вестник общественных наук № 1 (37) 2015 г.

7. Компетентностный компонент. В процессе реализации административно-правового режима происходит компетентностное перераспределение полномочий органов государственной власти. Исходя из этого, огромную роль играет заблаговременное формирование компетентностного компонента административно-правового режима, который включал бы в себя новый круг полномочий государственных органов на данный период, а также особенности их функционирования в период действия административно-правового режима.

8. Статусный компонент. Адресатом статусного компонента являются физические и юридические лица, связанные с носителем режима (проживающие на режимной тер-

ритории, работающие с режимными документами или на режимном объекте) и обязанные соблюдать установленные правила. В период действия административно-правового режима граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина. Вместе с тем многие административно-правовые режимы ограничивают отдельные их права, а также возлагают дополнительные обязанности. Таким образом, статусный компонент административно-правового режима включает в себя перечень обязанностей, возлагаемых на граждан и организации в условиях административно-правового режима, а также ответственность за нарушение режимных требований.

1 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. - М.: Норма, 2004. - С. 423.

2 Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права. - М.: Юрид. лит., 1987. - С. 259.

3 Космынина П. В. Правовой режим предупреждения преступлений: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2005. - С. 12.

4 Алексеев С.С. Отрасли права // Проблемы теории государства и права. - М.: Юрид. лит., 1987. -С. 208, 209.

5 Родионов О. С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: Авто-реф. дис... канд. юрид. наук. - Саратов, 2002. - С. 8.

6 Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы. - М., 2000. - С. 13-14; Горленко В. А. Режим правового регулирования (теоретико-прикладной аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - СПб., 2002. - С. 9.

7 Долгополов А.А. Теоретические аспекты формирования и реализации административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ // Очерки новейшей камералистики. - 2007. - № 2. - С. 6.

8 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. - С. 412.

9 Жеребцов А.А. Миграционно-правовые режимы: теория и практика административно-правового регулирования: Монография. - Волгоград, 2009. - С. 24.

10 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. - М.: Норма, 2004. - С. 481.

Ziborov o.V. - Candidate of Juridical Sciences, Docent, Police Lieutenant Colonel, Head of the Department of Administration and Organization of State Traffic Safety Inspectorate, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Russian Federation, Krasnodar, e-mail: adm-gai-kru@mail.ru

component research of martial law

In the article the elements characterizing essence of the administrative legal regime of martial law are investigated. Approaches of various experts to structure of branch legal regimes are analyzed. The administrative legal regime as the legal category which need legal and organizational streamlining is considered. Author's approach to research of this institute of administrative law by allocation of several basic components of martial law is given.

Keywords: martial law, military time, research, component elements of the legal regime of administrative law.

References

1. Bahrah D.N., Rossinskij B.V., Starilov Ju.N. Administrativnoe pravo [Administrative law], M.: Norma, 2004, p. 423. (In Russ.)

CENTRAL RUSSiAN JOURNAL OF SOCiAL SCiENCES

2. Isakov V.B. Mehanizm pravovogo regulirovanija i pravovye rezhimy [Mechanism of legal regulation and legal regimes], Problemyteoriigosudarstvaiprava, M.: Jurid. lit., 1987, p. 259. (In Russ.)

3. Kosmynina P. V. Pravovoj rezhim preduprezhdenija prestuplenij [Legal regime of crime prevention], Monografija, M.: VNII MVDRossii, 2005, p. 12. (In Russ.)

4. Alekseev S.S. Otrasli prava [Branches of Law], Problemy teorii gosudarstva i prava, M.: Jurid. lit., 1987, p.p. 208- 209. (In Russ.)

5. Rodionov O. S. Mehanizm ustanovlenija pravovyh rezhimov rossijskim zakonodatel'stvom [Mechanism of establishment of legal regimes in Russian legislation], Avtoref. dis... kand. jurid. Nauk, Saratov, 2002, p. 8. (In Russ.)

6. Rushajlo V. B. Administrativno-pravovye rezhimy [Administrative legal regimes], M., 2000, p.p. 13-14. (In Russ.)

7. Gorlenko V. A. Rezhim pravovogo regulirovanija (teoretiko-prikladnoj aspekt) [The legal framework (theoretical and applied aspects], Avtoref. dis. kand. jurid. nauk. SPb., 2002, p. 9. (In Russ.)

8. Dolgopolov A.A. Teoreticheskie aspekty formirovanija i realizacii administrativno-pravovyh rezhimov oborota oruzhija i vzryvchatyh veshhestv [Theoretical aspects of the formation and realization of legal and administrative regimes trafficking in arms and explosives], Ocherki novejshej kameralistiki, 2007, №2, p.6. (In Russ.)

9. Bahrah D.N. Administrativnoe pravo Rossii [Administrative Law of Russia], Uchebnik, p. 412. (In Russ.)

10. Zherebcov A.A. Migracionno-pravovye rezhimy: teorija i praktika administrativno-pravovogo regulirovanija [Migration legal regimes: the theory and practice of administrative and legal regulation], Monografija, Volgograd, 2009, p. 24. (In Russ.)

11. BahrahD.N., Rossinskij B.V., Starilov Ju.N. Administrativnoe pravo [Administrative law], M.: Norma, 2004, p. 481. (In Russ.)

среднерусский вестник общественных наук № 1 (37) 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.