Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей
33
Комплексный подход в реабилитации детей-инвалидов с заболеваниями и повреждениями нервной системы
Булекбаева Ш.А., Байсеркина Ф.Д., Абдрахманова А.О., Айткулова М.Б.,
Медетбекова Ж.А., Ташетова А.К, Шалбарбаева Г.А., Жусупова Г.Б. Республиканский детский реабилитационный центр, Астана, Казахстан
Проблема детской инвалидности является актуальной для всех стран мира [1-3].
Дети-инвалиды в среднем в период с 2001 по 2007гг. в Республике Казахстан 7 тысяч детей впервые получили категорию инвалидов. Интенсивный показатель впервые установленной инвалидности среди детского населения по данным официальной статистики на 2005г. составил 18,5 на 10 000 населения [4].
Изучению детской инвалидности в РК, к сожалению, до недавнего времени уделялось недостаточное внимание (Каримов Р.Б., Думбаев А., 2000; Булекбаева Ш.А.,2002, 2008) [4-6].
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда, культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей (по стат. данным в Казахстане до 90% беременных женщин страдают анемией, у каждой шестой - заболевания почек) [7].
70 процентов инвалидности с детства связано с патологиями, возникающими в самые первые дни жизни. Главные из них: недоношенность, асфиксия, врожденные пороки развития. По статистическим данным причинами детской инвалидности являются врожденные аномалии, на долю которых приходится 33%, болезни нервной системы (22%), и психические расстройства (13%) [7].
По данным А.А. Исабековой (2008) [8] к 2015г ожидается увеличение перинатальных повреждений ЦНС на 11%, сегодня они составляют 60-80% среди всех неврологических заболеваний детей раннего возраста; в 1,6 раза увеличение патологии физического развития, на долю которой сегодня приходится 56% всех отклонений в здоровье.
Согласно статистическим данным, в Казахстане в 2006г на учете по инвалидности состояло 45 622 детей, в 2007г. - 43 472, 2008г. - 44 574, что в среднем составляет 1,2% детского населения республики [9]. Детей-инвалидов до 3-х лет насчитывается 4 515 (10,12% от общего числа детей-инвалидов).
Число детей-инвалидов, впервые взятых на учет в период с 2008 по 2009гг. по республике, составило 9 615, в т.ч. до 3-х лет - 2 154.
Анализ структуры детской инвалидности показывает, что лидирующее положение занимают болезни нервной системы (34%), на втором месте врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (25%), на третьем - психические расстройства и расстройства поведения (13%). То есть, основную долю инвалидов составляют дети с патологией нервной системы, из них 20% - с детским церебральным параличом (ДЦП).
Дети-инвалиды, которые особенно остро ощущают проявления неравенства вследствие нарушений, приводящих к ограничениям жизнедеятельности. Поскольку каждый пациент является особенным, универсального метода реабилитации не существует. Необходимо гибко объединять разные формы и методики медицинской реабилитации традиционными и нетрадиционными методами с коррекционной психолого-педагогической работой. При этом терапия не должна быть однонаправленной.
Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями нервной системы должна быть комплексной и включать три компонента: методы медицинской реабилитации, социальной адаптации и педагогической коррекции.
Важными элементами медицинской реабилитации являются лечебная физическая культура, массаж и физиотерапевтические процедуры.
Полное или относительное восстановление двигательной функции в наилучшей степени достигается лишь при постоянной тренировке нервно-мышечного аппарата.
Лечебная физическая культура (ЛФК) как метод восстановительной терапии, способствует более быстрому восстановлению нарушенной, возникших в результате патологического процесса двигательной функции, а также оздоровлению и укреплению всего организма.
Методика лечебной гимнастики во многом зависит от характера поражения, стадии заболевания, а также от интенсивности и скорости восстановления мышечного тонуса. Для восстановления мышечного тонуса и двигательной активности в качестве стимуляторов нервно-мышечной системы используются активные движения, а с целью растяжения укороченных мышц-антагонистов - пассивные.
Все многообразие методических приемов по активизации и восстановлению функции ослабленных мышц, поврежденных патологическим процессом, можно разделить на два основных направления:
1. Группа упражнений, направленных на снижение мышечного тонуса и увеличение объема произвольных движений в отдельных суставах.
2. Развитие навыков, направленных на овладение комплексом движений.
Для восстановления двигательной активности мышц необходимо, прежде всего, добиться оптимально нормального положения как в пораженной, так и здоровой конечности. С целью профилактики развития атипичных и побочных положений используют специальные шины, валики, ортезы, стельки, специальную обувь и костюмы.
В течение длительного времени для поддержания мышечного тонуса дополнительно назначается массаж.
Успех реабилитации во многом зависит от правильного подбора комплексных возможностей организма и их направленной и адекватной стимуляции. Более быстрому восстановлению двигательной активности мышц способствует лечебная физкультура в воде - гидрокинезотерапия.
Весьма обширны и разнообразны сегодня методы физиотерапии по механизму воздействия и физическим свойствам. Физиотерапевтические методы активизируют или уравновешивают возбудительные и тормозные процессы, увеличивают их подвижность, благоприятно влияют на психику и мотивации пациента, способствуют снятию утомления, повышают общий тонус организма.
Одним из важных принципов реабилитации является комплексное сочетание различных средств и методов. В этом смысле физические факторы не только сочетаются с различными реабилитационными методами, но способствуют пролонгированию их действия, ослабляя нежелательные побочные эффекты. С этих позиций правильно подобранные лечебные физические факторы, в сочетании с психотерапией и педагогикотерапией будут способствовать более быстрому восстановлению нервно-
34
Вестник АГИУВ
мышечного аппарата, а также нервно-психического статуса и вхождению детей в социум.
Для успешной медицинской реабилитации имеет значение воздействие не только на нервно-мышечный аппарат, но и нервно-психический статус, волевые качества, деятельность ЦНС.
Параллельно с медицинской реабилитацией решаются задачи психологической, моторной и социальной активности. Одним из немаловажных элементов восстановительной терапии является повышение общей активности пациента, стремление преодолеть общую слабость, скованность, овладеть простыми бытовыми навыками, самообслуживания. В этом смысле в социальной реабилитации большая роль отводится кабинетам Монтессори, а также работе психологов, музыкотерапевтов, игротерапевтов, трудоте-рапевтов и т.д.
Чем тяжелее травмы и заболевания нервной системы и, связанные с ними дефекты развития, тем больше внимания нужно уделять методам обучения навыкам и умениям, а также овладению приемами культурного поведения и мышления.
Методы медицинской и педагогической реабилитации необходимо умело сочетать с психотерапевтической реабилитацией. В последние годы имеются данные об использовании биологического управления с обратной связью (БОС) при лечении и профилактике функциональных, органических нарушений центральной нервной системы и высшей нервной деятельности. Исследования, проводимые в этой области, подтверждают прогностическую ценность БОС-навыков, как критерия адаптации организма человека к постоянно меняющимся условиям внешней среды, а также целесообразность БОС-обучения с целью стабилизации физиологических параметров состояния человека путем их коррекции [10]. Эффективность данного метода также состоит в том, что при проведении БОС-терапии повышается надежность физиологических параметров.
По экспериментально-клиническим данным кора головного мозга не только интегрирует сигналы внешней и внутренней среды, поступающие в организм, но и осуществляет высший синтез и анализ полученной информации. Процессы, протекающие в коре головного мозга, окрашенные эмоционально посредством области межуточного мозга, сопровождаются висцеральными рефлексами (изменением тонуса сосудов, сердечной деятельности, диурезом, расширением зрачков, слезотечением, повышением мышечного тонуса).
В БОСе намечаются новые подходы к терапии неко-
торых нарушений и заболеваний с изменением физиологических функций. Комбинированное сочетание БОСа с другими методами лечения и реабилитации дает особенно выраженный эффект при заболеваниях и повреждениях нервной системы [11].
Таким образом, комплексный подход в реабилитации поможет детям-инвалидам с заболеваниями и повреждениями нервной системы развить и восстановить способности к бытовой, общественной, а в дальнейшем и к профессиональной деятельности, что ускорит их интеграцию в обществе.
Литература
1. Науменко Л.Л., Аджаматов М.Г. Некоторые аспекты реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2008. - №4. - С.3-6.
2. Основные показатели инвалидности детского населения в РФ в 2006 году: Стат. сборник. - М., 2007. - Ч. 2.
3. Kau F.S., Reider E.E., Payne L. Early behavior signs of psychiatric phenotypes in fragile X Syndrome // J Autism Dev Disord. - 1998.
- V.28 (6). - p. 499-508.
4. Каримов Р.Б., Думбаев А. Роль социального партнерства в системе медико-социальной реабилитации детей-инвалидов //Педиатрия и детская хирургия Казахстана. - 2000. - №4. - С 32-34.
5. Булекбаева Ш.А. Новые подходы в комплексной реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом // Педиатрия. - 2002. - «2. - С. 95-98.
6. Булекбаева Ш.А. Организация реабилитационной помощи детям с детским церебральным параличом в Республике Казахстан // Нейрохирургия и неврология Казахстана. - 2008.
- «2 (11). - С.14-18.
7. Центр исследований САНДЖ. Оценка потребности детей и их семей в социальных службах и услугах. Отчет от 19.06.2008г. подготовлено для ЮНИСЕФ и Министерства труда и социальной защиты населения РК. Астана, 2008.
8. Исабекова А.А. Особенности нервно-психического и физического развития детей, перенесших перинатальные повреждения центральной нервной системы. Автореф. дисс... к.м.н. Алматы, 2008. - 28с.
9. Статистический сборник. Здоровье населения Республики Казахстан и деятельность организаций здравоохранения в 2008 году. Астана, 2009.
10. Гондарева Л.Н. Прогнозирование и коррекция состояния человека по биоритмологическим характеристикам физиологи-ческихпроцессов при различных видах деятельности//Автореф. дисс. докт. биол. наук. - Санкт-Петербург, 1997. - 37 с.
11. Василевский Н.Н., Алексанян З.А. Адаптивное биоуправление вегетативными процессами // Физиол. Журн. СССР. 1982. Т. 68. Вып. 7. С. 948-952.
Информационные технологии в улучшении качества комплексной реабилитации в республиканском детском
реабилитационном центре
ДарибаевЖ.Р., Байсеркина Ф.Д., Абдрахманова А.О., Сейсембеков Т.А., Оспанова Ш.К., Садыбаева Г.К., Тайтубаева Г.К., СисенгалиеваГ.А. Республиканский детский реабилитационный центр, Астана, Казахстан
ВОЗ определила основные требования к качеству медицинской услуги: «Каждый пациент должен получить такой комплекс диагностической и терапевтической помощи, который бы привел к оптимальным для здоровья этого пациента результатам....; при этом, для достижения такого результата, должны быть привлечены минимальные средства., пациент должен получить максимальное удовлетворение от процесса оказываемой медицинской помощи.» (1).
Управление качеством медицинской помощи - комплек-
сная многоаспектная проблема, включающая как обучение и повышение квалификации персонала, укрепление материально-технической базы, так и внедрение современных технологий, проведение комплексной информатизации медицинских учреждений, поскольку в основе любой системы управления лежат информационные системы и технологии [1-3].
Информационные технологии давно и прочно заняли важное место в нашей повседневной жизни. В настоящее время информационные технологии как научно-приклад-