оценки влияния совокупности рисков (5) с учетом нелинейности целевой функции.
Итак, предложенная модель позволяет корректно оценивать влияние как отдельных рисков, так и их совокупности в условиях, когда нелинейностью целевой функции пренебречь нельзя. Приведенные соотношения показали, что нелинейная модель существенно сложнее линейной, особенно в случаях, когда требуется учитывать
много рисков. Рассмотренный алгоритм построения нелинейной модели второго порядка для расчета функций чувствительности следует использовать лишь тогда, когда погрешность в расчете отклонений целевой функции на основе линейной модели существенно превосходит точность исходных данных к проекту (точность оценки риск-параметров). В противном случае можно ограничиться линейной моделью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корн, Г. Справочник по математике для научных работников [Текст] : пер с англ. / Г. Корн, Т. Корн; под ред. И.Г. Абрамовича. - М.: Наука, 1968. - 720 с.
2. Котов, В.И. Анализ рисков инвестиционных проектов на основе чувствительности и теории нечетких множеств [Текст] / В.И. Котов. - СПб.: Судостроение, 2007. - 128 с.
3. Ермаков, А.В. Многокритериальный подход к выбору сценария инвестиционного проекта [Текст] /
А.В. Ермаков, В.И. Котов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Информатика. Телекоммуникации. Управление. - 2009. - № 3(72).
4. Риск-анализ инвестиционного проекта [Текст] : учебник для вузов / под ред. М.В.Грачевой. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 351 с.
5. Kuruc, A. Financial Geometry [Text] / A. Kuruc // A geometric approach to hedging and risk management. -Pearson Education Limited, 2003. - 381 p.
УДК 332.133.6
Н.Е. Егоров, Г.С. Ковров, С.Н. Павлова, А.В. Бабкин
Комплексный подход к управлению
инновационной деятельностью предприятия
Инновационная деятельность - сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, а также организаций, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планированием, финансированием и координацией научно-технического прогресса; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития предприятий. Безусловно, инновационная деятельность неизбежно сталкивается с некоторыми проблемами. К примеру, инновационный проект, эффективный для одного пред-
приятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала по основным направлениям проекта, состояние основных фондов и т. п. Многие из этих факторов количественно оценить трудно, в некоторых случаях и невозможно, но именно они оказывают решающее влияние на конечную эффективность инновационной деятельности [1].
Поскольку критерии оценки различаются в зависимости от конкретных особенностей каждого предприятия, его отраслевой принадлежности и стратегической направленности, универсальную систему критериев для оценки инновационной деятельности региона в целом составить невозможно, во всяком случае в настоящее время. Следовательно, возникает необходимость в системе критериев, методике определения инноваци-
онных возможностей предприятий в какой-либо конкретной области. Понятно, что при составлении перечня критериев надо использовать те из них, которые вытекают непосредственно из целей, стратегии и задач предприятия, его ориентации, долгосрочных планов. Инновационные возможности предприятия, получающие высокую оценку с позиций одних целей, стратегии и задач, могут не получить ее с точки зрения других. Основными аспектами исследования инновационных возможностей предприятия являются научно-технический, кадровый, производственный, маркетинговый, финансовый, организационный и интеллектуальный.
В настоящее время основными источниками информации для анализа инновационной деятельности служат данные по статистике науки и формам статистической отчетности инновационной деятельности предприятий № 4-Инновация «Сведения об инновационной деятельности организации». Данные формы отражают основные моменты инновационной деятельности предприятий и служат базовыми источниками информации об инновационных процессах, протекающих в Российской Федерации. Недостатком таких форм является небольшой объем информации, получаемый по формам № 4-Инновация и 2-МП (при громоздкости формы № 4-Инновация некоторые существенные моменты, характеризующие инновационную деятельность предприятия, в ней не освещены). Кроме того, выборочные данные не дают представления о реальных процессах, протекающих на предприятиях, существенно искажая картину:
- несопоставимость данных по инновационной деятельности малых, средних, крупных предприятий по указанным формам и по периодичности сбора информации;
- неточность отражения реального состояния инновационной активности предприятия, так как основной объем запрашиваемой информации представляет собой самооценку, трудность интерпретации и сложность проверки достоверности полученной информации.
В связи с этим предлагается выделить этапы инновационной деятельности по объектам бухгалтерского учета на каждом предприятии независимо от его отраслевой принадлежности. После сбора первичной информации соответствующими ведомствами и министерствами необходимо создать централизованную базу данных для последующей оценки инновационной деятельности и инновационного потенциала региона - Республики Саха (Якутия) - по предлагаемой структуре (рис. 1).
Такая группировка отраслей экономики продиктована необходимостью более корректного сравнения и более точного расчета показателей эффективности деятельности предприятий и организаций.
Известно, что предприятие как система является частью систем более высокого уровня: микросреды бизнеса и макроэкономической среды. Микросреда, с которой предприятие непосредственно взаимодействует, как правило, представлена поставщиками ресурсов (рынок ресурсов), покупателями продукции (рынок сбыта), конкурентами, финансовыми организациями (финансовый рынок), наемными работниками и профсоюзами (рынок труда), а также информационной, правовой, административной и налоговой инфраструктурой. Особую роль в инновационной деятельности играют поставщики информационных ресурсов: маркетинговые компании, научно-исследовательские и проектно-изыскательские организации, отдельные изобретатели и исследователи,
Блок-схема группировки отраслей экономики региона
Региональная инфраструктура (транспорт, связь, ЖКХ и пр.)
Научно-инновационная система (НИИ, КБ, инновационная инфраструктура, объекты ИС и пр.)
Производственные кластеры (промышленный комплекс, строительный комплекс, АПК и пр.)
Финансово-экономическая система (бюджет, банки, налоги, инвестиции, имущество)
Социальная сфера
(образование, здравоохранение, культура, экология, социальное обеспечение)
Управленческая сфера (законодательные органы, администрации, органы государственного контроля и пр.)
Оценка инновационного потенциала и инновационной деятельности региона
Рис. 1. Структурная схема сбора информации для оценки инновационной деятельности предприятий
^НаучнО-ТехническиеведомостцСПбГПу^^
организации информационной инфраструктуры (патентные бюро, информационные центры и т. п.). Информационные ресурсы могут поступать на предприятие и вместе с наемными работниками как составляющая их профессиональной квалификации, приобретенного опыта и т. д. Выделение информации как самостоятельного ресурса при исследовании инновационной деятельности совершенно необходимо, поскольку именно здесь новые знания становятся базовым фактором производственного, сбытового или управленческого процесса. Таким образом, предприятие как открытая система, обменивающаяся ресурсами с микросредой, получает извне информационные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы, использует их в своей деятельности и возвращает внешней среде конечный продукт в виде товаров, работ, услуг, а также оплаты за использованные ресурсы (в том числе доходов на вложенный капитал). Поступление и расходование ресурсов, направление их преобразования и прочие пути производственно-финансовых взаимоотношений с внешней средой регулируются системой управления предприятием. В соответствии с общими корпоративными целями система управления ставит и решает задачи по оптимизации взаимодействия с динамически меняющейся внешней средой и улучшению использования ресурсов. Решение этих задач зачастую требует изменения сложившихся процессов производства, сбыта и управления, т. е. инноваций. Соответственно можно выделить внешнюю (на улучшение взаимоотношений с внешней средой) и внутреннюю (на улучшение использования ресурсов) направленность инноваций, внешние и внутренние причины нововведений.
К внешним факторам (стимулам) инноваций относятся развитие технологий, действия конкурентов, предпочтения потребителей и инвесторов. Собственники предприятия и потенциальные инвесторы на фондовом рынке требуют увеличения доходности на вложенный капитал, которая определяется не только сложившимся среднерыночным уровнем премии за риск и отраслевыми особенностями предпринимательской деятельности, но и действиями конкурентов, инновации которых повышают доходность их акций и норму прибыли в отрасли в целом. В конкурентных отраслях успешные нововведения, осуществленные хотя бы одной фирмой,
ведут в долгосрочном плане к инновациям со стороны конкурентов либо к их вынужденному уходу с рынка за счет комплексного действия факторов спроса и законов финансового рынка.
К внутренним факторам, стимулирующим инновационное развитие, можно отнести предпочтения собственников и менеджеров предприятия относительно доходности инвестированного капитала и роста стоимости фирмы, выражающиеся в стремлении максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, как материальные, так и нематериальные (профессиональные качества работников, возможности совершенствования продуктов и технологий и т. д.).
С точки зрения стратегического управления инновации служат инструментом адаптивного приспособления к меняющимся условиям внешней среды, средством постоянного совершенствования процессов, направленного на рост эффективности деятельности предприятия. Решение стратегических задач возможно двумя способами: на основе уже освоенных, традиционных процессов или на основе изменения существующих и создания новых процессов. Таким образом, в системе принятия стратегических решений инновации являются одним из двух вариантов реагирования на вероятные будущие изменения ситуации, и от выбора этого варианта зависит успех деятельности предприятия и достижение целей в долгосрочном периоде.
Кроме указания на важность информационных ресурсов и стратегическое значение инноваций комплексный подход позволяет решить важную задачу привязки учета, анализа и аудита инноваций к структурным элементам систем управления, бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятий. В связи со сложным комплексным характером инновационной деятельности выделение элемента для учета инноваций в системе бухгалтерского учета не представляется возможным и целесообразным. Действительно, инновации (например, проектная деятельность) охватывают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, и выделить учет инновационной деятельности в отдельную подсистему возможно только вместе с организационным выделением инновационных подразделений (например, инжиниринговые и венчурные подразделения, дочерние компании). Однако выделение инновационных
продуктов и процессов в аналитическом учете, и даже ведение отдельных регистров в системе управленческого учета, в которых отражаются доходы и расходы по данным видам деятельности, не только возможная, но и достаточно широко распространенная практика. Согласно действующему плану счетов учет продаж должен вестись в разрезе продукции, не представляет сложности и организация учета по рынкам сбыта. Учет затрат и калькуляция себестоимости по производственным процессам и подразделениям также широко распространенный элемент системы бухгалтерского учета. Обобщение информации, проводимое для целей текущего управления в формах внутренней отчетности, позволяет с достаточной точностью оценивать реальный экономический эффект инноваций.
В отличие от учета анализ инноваций может и должен быть выделен в качестве самостоятельно -го элемента в системе комплексного экономического анализа, поскольку нововведения планируются как единый комплекс мероприятий; предварительный и последующий анализ их эффективности являются неотъемлемыми этапами принятия, исполнения и контроля управленческих решений. При этом, хотя предварительный, текущий и последующий анализ инновационной деятельности разделены между соответствующими этапами принятия и реализации управленческих решений, собственно подсистема анализа инноваций занимает определенное место по отношению к системам стратегического анализа и планирования, поскольку именно стратегический анализ выявляет потребность в нововведениях для решения как долгосрочных, так и текущих задач.
Системность и комплексность экономического анализа предполагают рассмотрение долгосрочных, стратегических аспектов как определяющих моментов для оценки экономического состояния и перспектив развития предприятия. Анализ инноваций наряду с инвестиционным анализом входит в подсистему, конкретизирующую и корректирующую выводы стратегического анализа, облекающую их в количественную форму. На рис. 2 подсистема управленческого анализа представлена блоками 2-7, блоки 7-10 входят в подсистему внутреннего финансового анализа. Блоки 2-9 системы комплексного экономического анализа обеспечивают формирование обобщающей оценки текущей деятельности предприятия (блок 10 «Рейтинговая (обобщающая)
оценка») и предоставляют стратегическому анализу (блок 13) данные о внутренней среде предприятия. Результаты анализа внутренней среды предприятия интегрируются с данными о внешней среде (блоки 10-12). На основе этих данных стратегический анализ определяет потребность в инновациях и формирует исходные задачи анализа инноваций (блок 14) и инвестиционного анализа (блок 15). Эти два блока тесно взаимосвязаны, поскольку анализ инноваций использует инструментарий инвестиционного анализа для количественной оценки привлекательности возможных альтернатив. Таким образом, стратегическое управление решает стоящие перед ним задачи с помощью рутинных, уже освоенных данным предприятием, и инновационных процессов. Обратная связь в системе комплексного экономического анализа обеспечивается ретроспективным анализом достижения целей инновационной и инвестиционной деятельности (блок 16), результаты которого используются для корректировки данных инвестиционного анализа и анализа инноваций, а также в качестве входных данных стратегического анализа и предварительной оценки экономического положения предприятия (блок 1).
Для уточнения функций и содержания анализа инноваций необходима структуризация его как самостоятельной системы. Учитывая многосторонний, комплексный характер инноваций, а также присутствие анализа на всех этапах принятия и реализации управленческих решений, необходимо построить систему комплексного экономического анализа инноваций, охватывающую все его разделы и направления.
Структурное единство данной системы следует из определенности места анализа инноваций в процессе стратегического управления и в системе комплексного экономического анализа. Система комплексного анализа инноваций тесно интегрирована с системой стратегического анализа и управления, поскольку все существенные инновационные решения прямо или косвенно служат достижению стратегических целей предприятия. На рис. 3 представлена система комплексного экономического анализа инновационной деятельности. Блоки 1 и 2 системы охватывают процесс формирования стратегии на основе предварительного анализа факторов внешней и внутренней среды. На данном этапе проводится оценка инновационного потенциала предприятия, его продуктов и технологической базы.
^НаучнО-ТехническиеведомостцСПбГПу^^
Рис. 2. Место анализа инновационной деятельности в системе комплексного экономического анализа
В блоках 3-5 представлен перспективный анализ инноваций, складывающийся из оценки текущих производственных, сбытовых и финансовых возможностей, прогноза будущей ситуации, выработки вариантов поведения предприятия в рамках принятой стратегии и формирования инвестиционной программы, включающей необходимые инновации.
В подсистему текущего анализа входит анализ затрат на приобретение и создание активов, доходов и расходов на всех этапах цикла инновационной деятельности от вложений в разработки и первоначальных инвестиций до ликвидации объектов капвложений (блоки 6-9, частично блок 10). Главным количественным критерием, который оценивается в ходе текущего и ретроспективного анализа инноваций, является стоимость фирмы (уровень благосостояния собственников), определяемая как рыночная стоимость или как фактическая чистая текущая стоимость фирмы (блок 10).
Помимо достижения количественных параметров рассматривается также выполнение каче-
ственных ориентиров инновационной политики (блок 11). Результаты текущего и ретроспективного анализа используются для корректировки маркетинговой, инвестиционной, финансовой политики и стратегии предприятия (обратная связь блоков 10-5 и 11-2).
В представленной системе комплексного анализа охвачены все стороны и этапы инновационной деятельности, показаны интеграция количественных и качественных методов анализа, ориентация на выявление достижения основных целей деятельности предприятия, тесная связь с системой стратегического управления и принятия долгосрочных управленческих решений. В систему комплексного анализа инноваций входят методы принятия и последующего контроля стратегических решений, что связано с экономической сущностью инноваций и отражает реальное содержание практической инновационной деятельности предприятий. Для обеспечения эффективной инновационной деятель ности в регионе вследствие высокой динамичности инновационных процессов, многоальтер-
Рис. 3. Система комплексного экономического анализа инновационной деятельности предприятий
нативности и высокой степени неопределенности принимаемых решений должна быть разработана система управления инновациями, предусматривающая конкретные стратегию и тактику, обеспечивающие максимальное использование потенциала предприятий [2]. При этом необходима не просто рациональная научно-техническая политика, а долгосрочная научно обоснованная инновационная политика, опирающаяся на инновационную стратегию [3]. Такая инновационная стратегия материализуется в программу, учитывающую
перспективную цель, выбор путей и средств, ведущих к ее достижению. Обоснованный выбор инновационной стратегии определяет правильность выбора других стратегий предприятий: маркетинговой, финансовой, технической, производственной, кадровой, а ее эффективность - эффективность деятельности региона в целом.
Наличие кадрового потенциала, соответствующего по численности и квалификации перспективам дальнейшего развития, - самая главная инновационная возможность региона. Современ-
ные условия экономики требуют формирования мобильной рабочей силы, способной быстро адаптироваться к новым условиям производства, что позволяет маневрировать расстановкой кадров на различных участках. Переориентация производства на выпуск новой продукции может по-разному сказаться на профессионально-квалификационной структуре кадров. Чем значительнее конструктивно-технологические различия старой и новой продукции, тем больше расхождения между имеющейся и требуемой структурой кадров рабочих. Эти различия могут быть столь существенными, что иногда требуется замена рабочих по профессиональному признаку. При незначительных различиях можно обойтись переподготовкой имеющихся работников. Чем шире базовая профессиональная подготовка работников, тем больше возможностей использовать их трудовой потенциал на предприятии. Таким образом, гибкость производства при обновлении ассортимента выпускаемой продукции и других нововведениях в значительной степени зависит от формирования на предприятиях региона достаточно эластичной политики в использовании рабочей силы. Последнее достигается не только за счет организационно-технических мероприятий, но и за счет мероприятий, повышающих устойчивость работников к меняющимся условиям, мобилизующих их резервные возможности, что чаще всего связано с уровнем образовательной и фундаментальной специальной подготовки.
Другая проблема - готовность работников приспосабливаться к новым условиям производства и труда. Кадровая политика, нацеленная на формирование эластичности в использовании рабочей силы, должна учитывать, что составляющими этого качества являются физическая и умственная возможности удовлетворять требованиям развивающегося производства, способность и, главное, желание учиться, принимать все новое, прогрессивное, постоянно обновлять профессиональные знания и даже менять профессию
и занятие. Восприимчивость предприятий к новому, к достижениям научно-технической мысли зависит во многом от инновационного климата, который в наибольшей степени благоприятствует инициативному поиску нетрадиционных, новаторских решений широкого круга производственных задач. Иными словами, инновационный климат предприятий - это сформированная определенным образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе. Такой климат можно создать, используя принципы инновационного менеджмента: стимулирование ответственности, обеспечение условий для творческого труда и т. д.
Организационные отношения, которые позволяют наиболее полно использовать творческий потенциал трудового коллектива:
- безоговорочная поддержка инновационной деятельности со стороны руководства;
- всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях предприятий;
- высокий уровень и постоянное совершенствование коммуникаций;
- использование комплексных мотивационных систем;
- применение стиля, называемого участием в управлении, что предупреждает сопротивление персонала технологическим и организационным нововведениям;
- непрерывность обогащения сотрудниками своих знаний.
Система мотивации должна быть основана на удовлетворенности трудом, его соответствии личным интересам, престиже, материальном стимулировании, зависящем во многих случаях от конечных результатов, т. е. необходимо формировать инновационную культуру региона в целом, основанную на создании такой атмосферы на каждом предприятии, главной ценностью которой становится возможность творчески работать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бекетов, Н.В. Оценка инновационного потенциала региона [Текст] / Н.В. Бекетов, Г.С. Ковров, С.Н. Павлова. - М.: ИНИОН РАН, 2004. - 468 с.
2. Бекетов, Н.В. Проблемы развития инновационной деятельности: региональный аспект [Текст] /
Н.В. Бекетов, Н.Е. Егоров, Г.С. Ковров, С.Н. Павлова. -М.: ИНИОН РАН, 2007. - 95 с.
3. Егоров, Н.Е. Основные направления государственной инновационной политики Республики Саха [Текст] / Н.Е. Егоров // Инновации. - 2002. - № 9-10. -С.68-69.