Научная статья на тему 'Комплексный подход к снижению воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду'

Комплексный подход к снижению воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
591
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кущенко С.В., Кущенко Л.Е., Кайдалова Т.Ю.

В связи с ростом автомобилизации увеличивается негативное влияние транспортных средств на окружающую среду. Поэтому необходимо проводить комплекс мероприятий по снижению количества выбросов вредных веществ в окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к снижению воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

7. Кулешов М.И., Губарев А.В. Модернизация конструкции высокотемпературной части конденсационного водогрейного котла, направленная на повышение его ремонтопригодности // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 2. С. 196-198.

© М.И. Кулешов, А.В. Губарев, 2015

УДК 656.1

С.В. Кущенко

К.т.н, старший преподаватель Транспортно-технологический институт Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

г. Белгород, Российская Федерация Л.Е. Кущенко

аспирант кафедры организации и безопасности движения Транспортно-технологический институт Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

г. Белгород, Российская Федерация Т.Ю. Кайдалова

студентка 3 курса кафедры организации и безопасности движения

Транспортно-технологический институт Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

г. Белгород, Российская Федерация

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СНИЖЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Аннотация

В связи с ростом автомобилизации увеличивается негативное влияние транспортных средств на окружающую среду. Поэтому необходимо проводить комплекс мероприятий по снижению количества выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Ключевые слова

Автоматизированная информация, автомобилизация, окружающая среда, транспортные средства,

экологизация.

Автомобильный транспорт является неотъемлемой частью в современной жизни. Промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительная индустрия не могут функционировать без широкого использования автомобилей. Автомобильные перевозки стали важнейшим звеном транспортного процесса. На сегодняшний день транспорт является наиболее мощной энергетической базой.

В Российской Федерации автомобильный парк насчитывал в 2010 году - 225 автомобилей на 1000 жителей, 2011 году - 231, 2012 году - 245, 2013 году - 257, 2014 году - 274.

Структура и состав мирового автомобильного парка существенно различается по странам, данные представлены в таблице.

Структура автомобильного парка России и некоторых стран с развитой промышленностью

Страна Общее количество автомобилей, млн Состав парка, %

легковые грузовые автобусы

Россия 45 80,3 18,0 1,7

США 251 76,5 23,2 0,3

Япония 76-77 75,0 24,0 1,0

Германия 48-50 90,0 9,7 0,3

Франция 29-32 88,0 11,5 0,5

Финляндия 2,5-2,6 87,0 12,5 0,5

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, автомобилизация наряду с положительным влиянием на экономику и социальное развитие государств несет в себе и отрицательные последствия (большое количество дорожно-транспортных происшествий, негативное влияние на экологическую обстановку городской среды)[4, с. 7].

Взаимодействие транспорта и окружающей среды имеет проблему, в которой выделяют два аспекта: потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Рассмотрим подробно второй, наиболее важнейший аспект.

В процессе функционирования транспорта в атмосферу попадает огромное количество пыли, токсических веществ, содержавшихся в отработавших газах силовых установок, создаются высокие уровни шума, загрязняются почва, водоемы в результате слива и пролива горюче-смазочных материалов, образуется много других вредных для человека и окружающей среды веществ[2, с. 149].

Отрицательно воздействует на организм человека шум, который является причиной более 70% нервных расстройств жителей городов, вызывает развитие усталости, раздражительности, бессонницы, сердечнососудистых заболеваний[4, с. 9].

По данным американских исследователей, один легковой автомобиль, проходя в год 15 тыс. км, потребляет около 4 т кислорода, выбрасывает в воздух более 500 кг монооксида углерода, более 3 т диоксид углерода, 10 кг резиновой пыли и т.д.

В итоге получим тот факт, что из-за роста транспортных средств в атмосферу идет все больший выброс загрязняющих веществ. Проведя анализ исследований можно отметить, что на долю автотранспорта в ряде регионов приходится свыше 50% общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу[1, с.54].

В качестве решения проблемы экологической безопасности от автомобильного транспорта можно выделить создание комплекса моделей и алгоритмизации для информационной технологии, которая будет реализовывать принципы гибридного интеллекта, распределенных вычислительных систем с графическими средствами, которые, кстати, очень развиты, ориентированными на оперативное коллективное наблюдение.

Построение автоматизированной информационной системы разделяют на следующие этапы: построение модели (иерархический уровень); проектирование (логический уровень); построение схем и их проверка (физический уровень); учет новейших ситуаций функционирования, развитие программно-технических средств (уровень модернизации)^, с. 139].

Ниже рассмотрим таблицу, в которой будет указано создание и эксплуатация автоматизированных информационных систем экологической безопасности автотранспортного комплекса.

Системные уровни решения проблем экологизации автотранспортного комплекса

1. Проблема экологической безопасности

1.1. Разработка и апробация обобщенных показателей оценки уровня допустимой экологической нагрузки от транспортных средств на территории регионов в условиях устойчивого развития

1.2. Разработка информационных моделей для решения задач снижения техногенной нагрузки от автомобильного транспорта

2. Формирование базы данных по мониторингу выбросов и технологиям переработки отходов автомобильного

комплекса

Совокупность входных и выходных данных автоматизированных информационных систем экологической (АИС) безопасности (ЭБ) автотранспортного комплекса (АТК) может быть представлена в форме достаточно технологических групп: сбора информации, моделирования и хранения, представления результирующей информации (рис. 1).

Исходные параметры АТК и критерии ЭБ (интенсивность и морфология транспортных потоков; параметры выбросов; качество автомагистралей; характеристики отходов ТС)

Система мониторинга

База данных по отходам и выбросам АТК База данных технологических параметров Демографические, климатические и другие условия

ОРИЕНТИРОВАННАЯ БАЗА ДАННЫХ

1 7 Г

База данных по технологиям переработки отходов АТК / Прогностические модели (распространение выбросов, сценарии ЧС и др.)

1 ■ J —— 1 Г

База данных по оценке социально-экономического ущерба Нормативно-правовая база данных

У

Экспертная система принятия решений

АИС ЭБ

Рисунок 1 - Структурно-функциональная схема управления техногенным воздействием АТК на

окружающую среду

На первом системном уровне - уровне сбора и обработки первичной информации - производится сбор и обработка первичных данных; на втором - уровне моделирования и хранения - анализ полученной информации на избыточность, целостность для построения моделей (например, эколого-экономических оценок, цифровых моделей выбросов); на третьем - уровне представления информации - используются визуальные

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

информационные модели (например, модельные карты с визуализацией поражающих факторов при ЧС)[3, с. 140].

В рамках создания данной системы автоматизированной информации предусматривается создание единого «основного центра», где в базе данных будет накапливаться получаемая при техническом контроле и в ходе определенных обследований информация. Список использованной литературы:

1.Болбас М.М. Транспорт и окружающая среда. - Минск, 2003. - с .54.

2.Денисов В.Н., Голощапов С.Д. Негативное влияние загрязненности городской среды от автотранспорта на здоровье населения. - СПБ.: МАНЭБ, 2002. - с. 147.

3.Денисов В.Н., Рогалев В.А. Проблемы экологизации автомобильного транспорта. Изд. 2-ое. - СПБ.: МАНЭБ, 2005. - с. 41, 139.

4.Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: Учеб.для вузов. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Транспорт, 2001. - 247 с.

© С.В. Кущенко, Л.Е. Кущенко, Т.Ю. Кайдалова, 2015

УДК 627.8.09(075)

Х.К. Ташматов

к.т.н., доцент, Энергетический факультет, Ташкентский государственный технический университет, г.

Ташкент, Республика Узбекистан.

Д.А. Маматкулов

ст. преп., Энергетический факультет, Ташкентский государственный технический университет, г.

Ташкент, Республика Узбекистан.

Б.О. Кенжаев

ассистент, Энергетический факультет, Ташкентский государственный технический университет, г.

Ташкент, Республика Узбекистан.

МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАСХОДОВ ВОДЫ ДЛЯ ОТКРЫТЫХ КАНАЛОВ ГИДРОМЕЛИОРАТИВНЫХ СИСТЕМ

Аннотация

В данной статье предложена методика разработки интеллектуальной измерительной системы для контроля и управления расходами воды открытых каналов в гидромелиоративных систем.

Ключевые слова

Гидромелиоративные системы, тепловой поплавковый метод, расход, жидкость, микропроцессор, измерительная система, расходомер, открытый канал.

Внедрение новых измерительных систем, необходимость переработки значительного объема информации для принятия управленческих решений в гидромелиоративных систем (ГМС) требует создания качественно новых поколений аналитических приборов и сложных измерительных систем, построенных современных физико-химических принципах измерения с использованием последних достижений науки и техники.

В этой связи становится несомненно злободневной сложенная научно-техническая задача разработки новых отечественных автоматических расходомеров для определения расхода жидкости.

В связи с проводимыми реформами в области сельского и водного хозяйства, перед водохозяйственниками Республики Узбекистан стоит колоссальная работа по организации и обеспечению коммерческого водоучета

между многочисленными водопользователями и водохозяйственными организациями. Это означает оснащение

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.