Научная статья на тему 'Комплексный подход к реализации задач дополнительного образования'

Комплексный подход к реализации задач дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / COMPLEX APPROACH / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / STATE STANDARD OF ADDITIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / КОМПОНЕНТ ПО ВЫБОРУ / COMPONENT AT THE CHOICE / ЛИДЕРСТВО / LEADERSHIP / КЕШЕНДі ТәСіЛ / ҚАЗАқСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫң МЕМЛЕКЕТТіК қОСЫМША БіЛіМ БЕРУ СТАНДАРТЫ / ТАңДАУ КОМПОНЕНТі / КөШБАСШЫЛЫқ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башбаева М.А., Жамалиева Л.М., Шайхимов Е.Ш., Замэ Ю.А.

Образование это не только результативное обучение, но и формирование и развитие общественно и личностно значимых качеств и обучаемого, и обучающего. Быть преподавателем значит занимать должность, предполагающую исключительную власть, но власть, которая предполагает помощь другому стать личностью, лидером. Чтобы сформировать и воспитать лидера, преподаватель сам в той или иной степени должен быть лидером, что предопределило разработку и внедрение в учебный процесс Центра непрерывного профессионального развития ЗКГМУ им. Марата Оспанова компонента по выбору «Лидерство в образовании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башбаева М.А., Жамалиева Л.М., Шайхимов Е.Ш., Замэ Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX APPROACH TO IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL EDUCATION TASKS

In realization of the state additional education standard of the RK the Developing professional center of the West Kazakhstan state medical university named after Marat Ospanov has a complex approach and raising of practical importance of education. Being a teacher it means is a leader who helps other to be an individual. The teacher himself should be a leader who can work out and implement to the teaching situation of the continuous professional development Center of WKSMU named after Marat Ospanov the component at the choice «Leadership in education».

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к реализации задач дополнительного образования»

^ -

УДК: 378.147

М.А. БАШБАЕВА, Л.М. ЖАМАЛИЕВА, Е.Ш. ШАЙХИМОВ, Ю.А. ЗАМЭ

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

Аннотация. Образование - это не только результативное обучение, но и формирование и развитие общественно и личностно значимых качеств и обучаемого, и обучающего. Быть преподавателем значит занимать должность, предполагающую исключительную власть, но власть, которая предполагает помощь другому стать личностью, лидером. Чтобы сформировать и воспитать лидера, преподаватель сам в той или иной степени должен быть лидером, что предопределило разработку и внедрение в учебный процесс Центра непрерывного профессионального развития ЗКГМУ им. Марата Оспанова компонента по выбору «Лидерство в образовании».

Ключевые слова: комплексный подход, Государственный стандарт дополнительного образования Республики Казахстан, компонент по выбору, лидерство.

Актуальность. Чтобы войти в мировое экономическое пространство нужен мощный прорыв, осуществить который могут люди особой энергетики, особого понимания проблемы, со своеобразным набором свойств и качеств. Таких людей принято называть лидерами, способными взять на себя инициативу и ответственность за принимаемые решения, умело преодолевать преграды и достигающие успеха. Особая роль в формировании таких качеств отводится образованию, отражающему не только общенациональные интересы, но и связь роли человеческого фактора с раскрытием потенциальных возможностей личности. Решение этой проблемы связано с технологией организации образовательного процесса. Внедрение инновационных технологий всё более обусловливает повышенный спрос на квалифицированные медицинские ресурсы. В докладе ЮНЕСКО отмечается: «предпринимателям нужна компетентность, своего рода коктейль навыков, в котором сочетаются социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» [1]. Поэтому реализуя Государственный стандарт дополнительного образования Республики Казахстан Центр непрерывного профессионального развития ЗКГМУ им. Марата Оспанова подходит к своей деятельности с позиций практической значимости [2]. Это во многом определяет задачи образовательной деятельности Центра: создать условия для развития качеств и свойств тех видов деятельности преподавателя, которые необходимы для успеха студента, что побудило сотрудников Центра разработать компонент по выбору «Лидерство в образовании» и «Работа в команде».

Цель исследования. Принимая во внимание жизненные реалии, жизненные позиции субъектов образовательной деятельности способствовать дальнейшему развитию общественно и личностно значимых качеств и обучаемого, и обучающего.

Быть преподавателем значит занимать должность, предполагающую исключительную власть, которую и преподаватель, и студент могут найти соблазнительной. Самоустранение и сопротивление желанию произвести впечатление дается преподавателю - блестящему лицедею, не просто, особенно если речь идет о лидерстве. В Древней Греции «педагогом» был не тот, кто учил, а скорее тот, кто вел учеников к мастерству. Поэтому, чтобы помочь другому стать лидером, преподаватель сам в той или иной степени должен быть лидером. Образование - это не только результативное обучение, но и формирование и развитие общественно и личностно значимых качеств у обучаемого, так и у обучающего. Поэтому содержание разработанного нами модуля «Лидерство в образовании» предполагает комплексный подход в реализации этих задач, использование всех возможностей в обучении и предоставлении информации. Тем самым мы попытались реализовать один из принципов образовательной деятельности - принцип ориентации на слушателя.

Результаты исследований (М.Вебер [3], К.Левин [4], Р.М.Стогдилл [5], Г. Хоуманс [6], Белякова Н. В. [7] и др.) и опыт показывают, что лидерские качества развиваются в группе, коллективе, когда преподаватель реально приближает ситуацию обучения к деятельности будущего специалиста. Каждый этап занятия предусматривает включение творческих задач и заданий, создание ситуаций, обеспечивающих каждому слушателю пребывание в роли лидера в определенной ситуации, использование современных методов тестирования и самооценки, командное взаимодействие и ситуационный анализ. Например, предлагается выполнить следующее упражнение:

1. Назовите не менее трех лидеров, с которыми вас сталкивала судьба.

2. Выставьте им оценку как лидерам: «хорошо», «удовлетворительно» или «плохо».

Медицинский журнал Западного Казахстана №3 (43) 2014 г.

19

3. Теперь укажите три основные характеристики каждого из них.

4. Из получившихся девяти характеристик выберите три, которые повлияли на ваши собственные взгляды.

После обсуждения данного задания предлагается описание себя в качестве лидера. Слушатели должны написать

о себе в третьем лице, используя другое имя, что позволяет им отстраниться. Описание должно быть коротким (1000 слов), что вынуждает слушателей устремиться к сути вопроса. Эти два типа «анализа ситуаций» могут служить материалом, вокруг которого строится занятие. Подобные занятия могут стать плодотворными и поучительными событиями как для того, кто описал одну из этих «ситуаций» и добровольно предоставил ее для использования в группе, так и для присутствующих. Таким образом, на занятиях отрабатываются механизмы решения ситуационных задач, осмысливаются приобретенные навыки, также обеспечивается свобода личного выбора, то есть соблюдение принципа толерантности. Технология реализации модуля создаёт атмосферу взаимопонимания, терпимости и уважения индивидуальной позиции каждого. Далее слушателям предлагаются следующие вопросы:

1) Каковы мои цели с точки зрения продвижения по службе?

2) Какой жизненной цели они служат?

3) Какое значение я придаю достижению этих целей?

4) Когда они будут достигнуты? Какова моя программа действий?

5) На каком этапе я нахожусь сейчас? Куда я буду двигаться дальше?

6) Как я могу улучшить эффективность своей работы?

7) Кого можно отнести к самым ценным моим советчикам и критикам?

Отвечая на эти нехитрые вопросы, слушатель постепенно начинает понимать, насколько он соответствует уровню личного развития, что надо менять в себе, если это возможно, и развивать. Содержание программы обеспечивает высокую индивидуальность обучения, учитывает уровень подготовленности, социальный опыт. Каждый слушатель имеет возможность постоянного общения с преподавателем и с группой, получения необходимых консультаций, обсуждения интересующих тем, проблем, вовлекается в реальную творческую деятельность, которая не только привлекает их новизной, но и развивает потребность обнаруживать проблемы и разрешать противоречия, которые возникают в процессе работы.

Развитие лидерских качеств - неравномерный процесс и развитие отдельных качеств не гарантирует высокий уровень формирования целостной структуры обучаемого и обучающего. Каждый возрастной период отличается акцентуацией определённых стержневых качеств, а также группированием соответствующих социально и профессионально значимых качеств. Например, первоначально решающую роль играют коммуникативные качества, но далее актуальными могут быть личностно-мотивационные и деятельностно-волевые и т.д. Также следует отметить, что положительная динамика развития лидерских качеств обеспечивается, если учебный процесс поддерживается информационным обеспечением, реализуется научная организация содержания обучения, учитываются психологические компоненты профессиональной деятельности, научно-исследовательская деятельность студентов и т.п.

Заключение. Хотелось бы еще раз обратить внимание, что систематическое вовлечение обучаемых в специально организованную деятельность, т.е. применение творческих задач и заданий, создание ситуаций, обеспечивающих пребывание в роли лидера в определенной ситуации, использование командного взаимодействия, может способствовать формированию и приобретению лидерского опыта. Мы полагаем, что это реально, если преподаватели кафедр рассмотрят возможность включения в программы дисциплин 1 - 2 занятия по лидерству и управлению, либо смогут предусмотреть применение тех методов обучения, которые формировали бы этот опыт.

Список литературы:

1. Делор Ж. и др. Международная комиссия по образованию для XXI века. Образование: сокрытое сокровище. -Москва: ЮНЕСКО, 1997. - 295с.

2. Государственный стандарт дополнительного образования Республики Казахстан. Преподаватель медицинских организаций образования и науки: изд. официальное / МЗ РК: Астана, 2011.

3. Вебер М. Харизматическое господство//Социологические исследования. - 1988. - № 5. - С.139-147.

4. Левин К. Динамическая психология // Избранные труды / Под ред. Д.А.Леонтьева и Е.Ю.Патяевой. - М.: Смысл, 2001. - 567с.

5. Стогдилл Р.М. Лидерство и структура управления персоналом. - М.: 2000.

6. Homans G. The Human Group. N.Y., 1950.

7. Белякова Н. В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. - М.: 2002. - 197 с. РГБ ОД, 61:03-19/212-5

20

Батыс Цазацстан медицина журналы №3 (44) 2014 ж.

^ -

ТУЙ1Н

М.А. БАШБАЕВА, Л.М. ЖАМАЛИЕВА, Е.Ш. ШАЙХИМОВ, Ю.А. ЗАМЭ КОСЫМША Б1Л1М БЕРУ М1НДЕТТЕР1Н ЖУЗЕГЕ АСЫРУДЬЩ КЕШЕНД1 ТЭС1Л1

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университету А^тебе, Казахстан

Казахстан Республикасы ^осымша бiлiм беру Мемлекеттiк стандартын жYзеге асыру жолында Марат Оспанов атындагы БКММУ Yздiксiз кэсiби дамыту орталыгы ез жумысыныц тэжiрибелiк мацызын кYшейтуде кешендi ^арастыруга тырысады. О^ытушыльщ ^ызмет адамга билiк артады, сол билкт бiлiм алушы бойында тулгальщ, кешбасшы ^асиеттерЫщ ^алыптасуына жэрдем ету Yшiн ^олданылу ^ажет. Ал ол Yшiн о^ытушы бойында да осы ^асиеттер болуы тиiс. ТYптеп келгенде осыныц барлыгы Орталыщ ^ызметкерлерЫе «Бомдеп кешбасшылыщ» атты тацдау компонентiн ^урып енгiзуге себеп болды.

Нег/'зг/ свздер: кешендi тэал, ^азацстан Республикасыныц мемлекетт1к цосымша б1л1м беру стандарты, тацдау компонентi, квшбасшылыи;.

SUMMARY

М.А. BASHBAYEVA, L.M. ZHAMALIYEVA, YE.SH. SHAIKHIMOV, YU.A. ZAME COMPLEX APPROACH TO IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL EDUCATION TASKS

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan

In realization of the state additional education standard of the RK the Developing professional center of the West Kazakhstan state medical university named after Marat Ospanov has a complex approach and raising of practical importance of education. Being a teacher it means is a leader who helps other to be an individual. The teacher himself should be a leader who can work out and implement to the teaching situation of the continuous professional development Center of WKSMU named after Marat Ospanov the component at the choice «Leadership in education».

Key words: complex approach, State standard of additional education of the Republic of Kazakhstan, component at the choice, leadership.

УДК: 614.21. 616-083.88

А.А. БЕКМУХАМЕТОВА

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА ВЫСОКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ УРОВНЕ

АО «Национальный научный центр материнства и детства», Астана, Казахстан

Аннотация. Поиск эффективных путей функционирования учреждений здравоохранения продолжает оставаться одним из приоритетных направлений медицинских и социальных исследований. Значительное ухудшение состояния здоровья детей, наступившее в последние годы в Республике Казахстан, во многом происходит за счёт отсутствия социальных программ по профилактике и коррекции нарушений здоровья и развития, оздоровления и реабилитации. Организация специализированной помощи требует большого внимания, поскольку анализ и оценка деятельности поликлиники позволяет объективно оценить уровень эффективности деятельности системы здравоохранения в направлении профилактической работы с населением на индивидуальном, групповом и семейном уровнях.

Ключевые слова: медицинская помощь, медицинский осмотр, кадр, профилактика.

Совершенствование системы оказания специализированной медицинской помощи населению крупных городов всегда находилось в центре внимания организаторов здравоохранения всех уровней. Вместе с тем, результатом неблагоприятных тенденций в социально-экономической жизни общества в последние два десятилетия явилось стойкое ухудшение показателей здоровья населения.

В этой связи, поиск эффективных путей функционирования учреждений здравоохранения продолжает оставаться одним из приоритетных направлений медицинских и социальных исследований.

Новый этап рыночных отношений в здравоохранении позволил снять коммуникационные и технологические барьеры, открыл административные возможности для развития дополнительных источников финансирования [1,2].

Медицинский журнал Западного Казахстана №3 (43) 2014 г.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.