Научная статья на тему 'Комплексный подход к проблематике первичного спортивного отбора детей'

Комплексный подход к проблематике первичного спортивного отбора детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
786
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / ПЕРВИЧНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КРИТЕРИИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА / МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / SPORTS SELECTION / PRIMARY SPORTS SELECTION / PHYSICAL CONDITION / SPORTS ABILITIES / CRITERIA OF SPORTS SELECTION / MONITORING OF PARAMETERS OF PHYSICAL CONDITION LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Строшкова Нина Тадэушевна

В работе обосновывается использование критериев отбора детей для занятий спортом в первичном спортивном отборе и рассматривается один из механизмов определения пригодности ребенка к избранному виду спорта по уровню подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Строшкова Нина Тадэушевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work justifying the usage of criteria of children's selection for sport practicing in primary sports selection and one of definition techniques for child fitness estimation relating to selected kind of sports by level of readiness is analyzed.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к проблематике первичного спортивного отбора детей»

Контактная информация: panachev@pstu.ru

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАТИКЕ ПЕРВИЧНОГО СПОРТИВНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ

Нина Тадэушевна Строшкова, старший преподаватель,

Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург

Аннотация

В работе обосновывается использование критериев отбора детей для занятий спортом в первичном спортивном отборе и рассматривается один из механизмов определения пригодности ребенка к избранному виду спорта по уровню подготовленности.

Ключевые слова: спортивный отбор, первичный спортивный отбор, физическая подготовленность, спортивные способности, критерии спортивного отбора, мониторинг показателей уровня физической подготовленности.

THE COMPLEX APPROACH TO PROBLEMATICS OF PRIMARY SPORT

SELECTION OF CHILDREN

Nina Tadeushevna Stroshkova, the senior teacher,

Russian State Professionally Pedagogical University,

Yekaterinburg

Annotation

The work justifying the usage of criteria of children’s selection for sport practicing in primary sports selection and one of definition techniques for child fitness estimation relating to selected kind of sports by level of readiness is analyzed.

Key words: sports selection, primary sports selection, physical condition, sports abilities, criteria of sports selection, monitoring of parameters of physical condition level.

Устойчивый интерес к занятиям спортом у детей в большей степени определяется правильностью выбора спортивной специализации, что в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей и требований, предъявляемых к кандидату, занимающемуся данным видом спорта. В этом случае выбор для каждого занимающегося вида спорта - задача спортивной ориентации, отбор же пригодных детей, исходя из требований определенного вида спорта, - задача спортивного отбора.

В отборе спортсменов в процессе многолетней подготовки выделяют четыре этапа: предварительный отбор; проверка соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта; этап спортивной ориентации; отбор в сборные команды обществ, республик, страны [1, 2]. Из всех вышеперечисленных этапов одним из самых важных, на наш взгляд, является предварительный отбор, так как именно он должен выявить способности ребенка к избранному виду спорта на основе учета его морфофункциональных и психических способностей. Одной из существенных причин неудачных выступлений отечественных спортсменов является проблема отбора на начальных этапах спортивной селекции. В настоящее время селективная работа на этапах распределения по склонностям детей к тому либо другому виду спорта ведется тренерами-преподавателями с применением устаревших методик, выявляющих функциональные возможности организма ребенка на момент тестирования. Как показывают исследования, проведенные нами в группах начальной спортивной подготовки детских спортивных школ, выбор ребенком вида спорта, как правило, случаен, практически не учитывается его предрасположенность к избранному им виду спорта [3]. В результате использование даже самых современных методов и средств тренировочного процесса может не дать положительного эффекта у ребенка, чьи способности не отвечают требованиям избранного вида спорта.

Важным показателем, на основе которого прогнозируются способности, являет-

ся физическая работоспособность организма спортсмена. По результатам тестов можно определить, насколько ребенок сейчас готов к занятиям избранным видом спорта, установить начальный уровень развития основных физических качеств, необходимых для совершенствования в избранном виде спорта. Чем выше этот уровень, тем больше возможности у ребенка показывать в дальнейшем высокие спортивные результаты. В то же время, чем ниже уровень развития физических качеств, тем вероятность эффективного совершенствования в избранном виде спорта менее высока, несмотря на достаточный прирост показателей уровня развития физических качеств на начальном этапе тренировок [4, 5].

Первичный спортивный отбор имеет комплексную природу, необходимо учитывать морфофункциональные показатели, прогнозируемый рост ребенка, типы темперамента и т.п. Для того чтобы собирать и обрабатывать многочисленные показатели при тестировании детей, рассматривать их в динамике развития, вовремя вносить коррективы в тренировочный процесс, в помощь детским тренерам и методистам спортивных школ было создано программное обеспечение (ПО) «Учет и анализ спортивных достижений у детей «УББ - спорт»» [6].

Общее назначение программы «УББ - спорт» состоит в анализе результатов спортивного тестирования детей и получении на их основе рекомендаций для выбора вида спорта с целью раннего определения предрасположенности детей к определенному виду спорта и достижения максимальных результатов в нем.

Данная программа позволяет пользователю изменять списки тестов (добавлять новые тесты, удалять не используемые или не значимые); изменять систему оценок тестов (изменять диапазоны значений результатов и их оценки); создавать новые обследования, содержащие произвольные группировки тестов, и получать по ним рекомендации по видам спорта; вводить новые виды спорта и оценивать предрасположенность детей к ним.

Известно, что в основе развития любых физических, психических качеств и координационной способности лежат анатомо-физиологические задатки, обусловленные наследственностью и носящие консервативный характер. Поэтому по ряду показателей, таких как антропометрические данные, основные свойства нервной системы, определяющие психический склад личности, ее темперамент, характер, уровень физической готовности, можно определить степень готовности ребенка к занятиям избранным видом спорта. Тесты, внесенные в ПО «УББ - спорт», отвечают тем нормативным требованиям, которые предложены программами для детско-юношеских спортивных школ, Комплексной программой по физической культуре для общеобразовательных школ и могут быть применены в качестве критериев для выявления предрасположенности ребенка к тому или иному виду спорта. В используемом нами варианте ПО «УББ - спорт» основными рабочими тестами являются (по группам тестов):

Антропометрические данные: длина тела, вес, сила кисти (сильнейшая), длина руки, % от длины тела, длина стопы, % от длины тела.

Физическая подготовленность: бег 30 м, бег 1000 м, прыжок в длину с места, прыжок вверх с места, бросок набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы, подтягивание из виса, (мальчики), упражнение на пресс (девочки), наклон вперед (из положения стоя на скамейке).

Координационная способность: челночный бег 3х10 м, интегральный показатель координации (ИПК) (процент вычисляется как сумма «напрыганного» за затраченное время).

Кроме того, используется ряд других тестов для определения уровня развития специфических координационных качеств-способностей, таких как: теппинг-тест, тест для определения оценки к кинестетическому дифференцированию, тест для определения оценки к комплексной реакции, тест для определения быстроты реакции [7].

Программа опробована при наборе мальчиков в спортивно-оздоровительную группу при детско-юношеской спортивной школе, специализирующейся на виде спор-

та - волейбол. Все мальчики в количестве 80 человек были протестированы для определения начального уровня развития физических качеств, координационной способности, также был измерен рост на момент тестирования и вычислен окончательный рост ребенка по росту его родителей. Показатели были занесены в программу, с помощью которой 20% мальчиков из общего числа протестированных были отобраны в волейбольную секцию.

Таблица 1

Оценки предрасположенности ребенка к видам спорта________________

Тесты, пройденные в возрасте 7 лет

Волейбол 4.5

07.09.2007 Длина стопы 14,83, % от длины тела 5

07.09.2007 Бег 30 метров 5,6, с 5

07.09.2007 Прыжок в длину с места 154, см 4

07.09.2007 Прыжок вверх с места 32, см 5

07.09.2007 Наклон вперед (из положения стоя на скамейке) 15, см 5

07.09.2007 Челночный бег 3х10 метров 8,9, с 5

07.09.2007 Бросок набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы 300, см 4

07.09.2007 Прогнозная длина тела мальчика 176,65 3

Легкая атлетика 4.85

07.09.2007 Длина стопы 14,83, % от длины тела 5

07.09.2007 Бег 30 метров 5,6, с 5

07.09.2007 Прыжок в длину с места 154, см 5

07.09.2007 Наклон вперед (из положения стоя на скамейке) 15, см 5

07.09.2007 Челночный бег 3х10 метров 8,9, с 5

07.09.2007 Бросок набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы 300, см 4

Прогнозная длина тела мальчика 176,65 5

Тесты, пройденные в возрасте "8" лет

Волейбол 4.3

08.09.2008 Сила кисти (сильнейшая) 14, кг. 3

08.09.2008 Длина стопы 15, % от длины тела 5

08.09.2008 Бег 30 метров 5,2, с 5

08.09.2008 Бег 1000 метров 5,5, мин 5

08.09.2008 Прыжок в длину с места 164, см 4

08.09.2008 Прыжок вверх с места 38, см 5

08.09.2008 Наклон вперед (из положения стоя на скамейке) 17, см 5

08.09.2008 Челночный бег 3х10 метров 8,5, с 5

08.09.2008 Бросок набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы 350, см 3

Прогнозная длина тела мальчика 176,65 3

Легкая атлетика 4.5

08.09.2008 Сила кисти (сильнейшая) 14, кг. 3

08.09.2008 Длина стопы 15, % от длины тела 5

08.09.2008 Бег 30 метров 5,2, с 5

08.09.2008 Бег 1000 метров 5,5, мин 5

08.09.2008 Прыжок в длину с места 164, см 5

08.09.2008 Наклон вперед (из положения стоя на скамейке) 17, см 5

08.09.2008 Челночный бег 3х10 метров 8,5, с 5

08.09.2008 Бросок набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы 350, см 3

Прогнозная длина тела мальчика 176,65 5

Некоторые мальчики имели предрасположенность к легкой атлетике (определялась данная предрасположенность по уровню оценки), и после двух лет тренировок эти мальчики по нашей рекомендации перешли в секцию легкой атлетики, где успешно совершенствовались. В таблице 1 представлен отчет по ребенку, в который входит оценочный показатель его предрасположенности.

Динамика развития по показателям уровня подготовленности отражена в таблице 2. Такие таблицы суммируются программой в виде резюме по каждому ребенку с указанием данных ребенка, тренера, специалиста, проводившего тот или иной тест, время проведения исследования и т.п.

Таблица 2

Динамика результатов по пройденным тестам_________________________

Название тестов Годы / Полугодия

2007 г. 2008 г.

1 полугодие, % 2 полугодие, % 1 полугодие, % 2 полугодие, %

Антропометрические данные 3,03 14,37

Длина тела, см. |118|--> 1.6 (120) 3.3 (122) 4.2 (123)

Длина руки, % от длины тела |32.2|--> 3.5 (33.33) 5.8 (34.1) 8.6 (35)

Длина стопы, % от длины тела |14.83|--> 1.1 (15) -2.2 (14.5) 4.5 (15.5)

Прогнозная длина тела (девочки), см. 1157.15|—>

Сила кисти (сильнейшая), кг. |11|--> 18.1 (13) 27.2 (14) 63.6 (18)

Координационная способность 12,3 50,52

Интегральный показатель координации (ИПК), |0.35|—> 45.9 (0.51) 91.3 (0.68) 98.6 (0.7)

Челночный бег 3х10 метров, с |8.9|--> 3.3 (8.6) 4.4 (8.5) 7.8 (8.19)

Физическая подготовленность 3,6 12,36

Наклон вперед (из положения стоя на скамейке), см. |15|--> 13.3 (17) 13.3 (17) -6.6 (14)

Прыжок в длину с места, см > - |- 5 6.4 (164) 6.4 (164) 7.1 (165)

Прыжок вверх с места, см |32|—> 6.2 (34) 18.7 (38) 15.6 (37)

Бег 1000 метров, мин > - |- «О |5. 5.4 (5.2)

Бег 30 метров, с > - |- |5. 3.5 (5.4) 7.1 (5.2) 12.4 (4.9)

Бросок набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы, см 3 О 0 - 1 V 6.6 (320) 16.6 (350) 40 (420)

В таблице 1 в центральной колонке представлены показатели уровня развития физических качеств, прогнозная длина тела ребенка, в правой колонке - результаты, показанные в тестах, в крайней колонке - оценка по каждому тесту в соответствии с требованиями вида спорта и общая оценка, среднее арифметическое всех оценок. Динамика прироста показателей (табл. 2) показывает результаты тестирования по полугодиям, а также процент прироста по каждому качеству в отдельности и общий по показателям (антропометрические данные, координационная способность, физическая подготовленность). Через год проценты темпа прироста показателей суммируются по отношению к начальному уровню. Все это необходимо тренерам для своевременного внесения коррективов в программу подготовки юных спортсменов, кроме того, ребенку можно вовремя рекомендовать реализовать свои спортивные способности в другом, более подходящем для него виде спорта. В результате данная программа на этапе предварительного спортивного отбора помогает выявить наиболее моторно-одаренных детей, рассматривать в динамике показатели уровня физической подготовленности и вовремя вносить коррективы в тренировочный процесс, а также помогает ребенку определиться в выборе наиболее подходящего для него вида спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А. Гу-жаловский. - Минск : Народная асвета, 1978. - 98 с.

2. Гужаловский, А.А. Проблемы теории спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 8. - С. 24-25.

3. Строшкова, Н.Т. Влияние стабильности групп начальной спортивной подготовки на эффективность системы отбора юных спортсменов // IX Всероссийский форум молодых учёных и студентов «Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире» : сборник тезисов. - Екатеринбург, 2006. - С. 271-273.

4. Семёнов, Л.А. Основы определения спортивной пригодности детей : учеб. пособие / Л.А. Семенов. - Екатеринбург : Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2002. -145 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Баландин, В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.

6. Строшкова, Н.Т. Учет и анализ спортивных достижений у детей. ПО «VDB-спорт». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2009615530 от 05.10.09 г.

7. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272 с. : ил.

Контактная информация: elform-64@mail.ru

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ К УСЛОВИЯМ ВОЕННОГО ТРУДА С ПОЗИЦИЙ ВОСТОЧНОЙ

ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ

Николай Алексеевич Сюрис, кандидат медицинских наук, декан,

Самарский институт медико-социальнойреабилитологии (ННОУ ВПО «СИМСР»), Ольга Юрьевна Дукальская, психолог войсковой части ГО МЧС РФ,

г. Самара

Аннотация

В данной статье описаны варианты оценки динамики психофизиологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям военного труда с позиций восточной философии и медицины с целью оптимизации мероприятий психофизиологического сопровождения военной службы.

Ключевые слова: психофизиологическая адаптация, военная служба по призыву, восточная медицина и философия, электропунктурная диагностика по Накатани.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION OF SOLDIERS ON THE CALL TO THE CONDITIONS OF MILITARY LABOR FROM THE POSITION OF EASTERN

PHILOSOPHY AND MEDICINE

Nikolai Alekseyevich Syuris, the candidate of medical sciences, dean,

Samara Institute of Medical and Social Rehabilitalogic,

Olga Jurevna Dukalsky, the psychologist of a body of Civil defense of the Ministry of Emergency Measures of the Russian Federation,

Samara

Annotation

In this article the variants of estimation of psycho physiological adaptation dynamics of the soldiers on the call to the conditions of military labor from the positions of eastern philosophy and medicine have been described, with the purpose of optimization of psycho physiological support of military service.

Keywords: psycho physiological adaptation, military service on the call, eastern medicine and philosophy, Nakatani elektropuncture diagnostics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.