Научная статья на тему 'Комплексный критерий оценки инвестиционных проектов в управлении эколого-экономической системой ресурсодобывающего региона'

Комплексный критерий оценки инвестиционных проектов в управлении эколого-экономической системой ресурсодобывающего региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный критерий оценки инвестиционных проектов в управлении эколого-экономической системой ресурсодобывающего региона»

УДК 339.727.22 /.24 : 557.4 : 338.003.1 А.Ю. Гридасов, О.С. Краснов СГГ А, Новосибирск

КОМПЛЕКСНЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ РЕСУРСОДОБЫВАЮЩЕГО РЕГИОНА

Степень антропогенного воздействия на различных территориях не одинакова и зависит от целого ряда факторов. Среди них особое место занимают факторы, характеризующие специфику экономической деятельности региона. Именно на региональном уровне происходит основное взаимодействие хозяйственной системы и окружающей среды, замыкаются основные процессы техногенного характера и именно в рамках ограниченных региональных комплексов формируется дисгармония в развитии хозяйственной системы и окружающей средой. Это прежде всего касается ресурсодобывающих регионов, характеризующихся однообразной отраслевой структурой.

Основным стимулом к реализации инвестиционных проектов в отрасли рыночной специализации региона является их коммерческая эффективность. При этом экологическое воздействие на экосистему региона учитывается в недостаточном объеме. В результате это приводит к возникновении ряда угроз сбалансированному развитию эколого-экономической системы ресурсодобывающего региона.

Среди них:

- Применение экологически опасных технологий, минимизацию затрат на обеспечение экологической безопасности производства;

- Отсутствие учета экологических факторов естественным образом в процессах рыночного саморегулирования;

- Сложившаяся практика сводится в основном к ликвидации последствий негативного антропогенного воздействия, а не к его предотвращению.

Достижение баланса интересов экономической и экологической системы возможно лишь при эффективном региональном управлении, которое ставит своей целью создание оптимальных условий для развития территории [1]. При этом среди возможных альтернатив должны выбираться направления развития, которые бы в максимальной степени способствовали сбалансированному развитию территории. В частности, это требует разработки комплексного критерия, который бы позволял оценивать инвестиционные проекты и целевые программы, составляющие основу развития территории [2].

Большинство инвестиционных проектов в области освоения минерально-ресурсного потенциала имеют высокие отрицательные экстерналии, которые, однако, могут быть снижены за счет финансирования

природоохранных мероприятий как в рамках реализации самих инвестиционных проектов отдельными предприятиями (так называемый ответственный менеджмент) так и в рамках реализации целевых программ. При этом среди возможных вариантов решения хозяйственной задачи освоения минерально-ресурсного потенциала следует выбирать тот, который в максимальной степени соответствует сбалансированному развитию территории. Этот выбор должен выполняться на основе комплексного критерия, позволяющего учесть все многообразие результатов и последствий принимаемого решения. В его структуре выделим: получение прибыли учредителями проекта, получение доходов в региональный бюджет, загрязнение или восстановление окружающей среды, изменения отраслевой структуры, создания новых рабочих мест, увеличение платежеспособного спроса, расширения предложения товаров и услуг, то есть «качества жизни»

[3].

Методика оценки результатов инвестиционного проекта для учредителей в настоящее время достаточно проработаны и сводятся к расчету дисконтированных критериев, в частности чистой приведенной стоимости проекта КРУ и внутренней нормы доходности ШК

Экологический эффект может быть рассчитан в соответствии с существующей методикой оценки экологического ущерба (предотвращенного экологического ущерба) [4]. Согласно этой методике величина ущерба (предотвращенного ущерба) оценивается по каждой из сфер: ущербы водным объектам, негативное воздействие на атмосферу, загрязнение земель, негативное воздействие на объекты животного мира [5]. Ущерб (предотвращенный ущерб) водным объектам оценивается по формуле:

К, =£УУ■ ■(¥Г -МГ)■ К • 3 >

j=l

где Упр - размер предотвращенного ущерба, УУ. - удельный ущерб в

расчете на одну тонну приведенного объема загрязнения для j-го водного объекта в год, Мнач и Мк°н - приведенный объем выбросов для j-го водоема,

К. - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости

состояния водного объекта, J - дефлятор.

Ущерб (предотвращенный ущерб) для атмосферного воздуха определяется по формуле:

у^ = уу ■ Мкон - Мнач) ■ К ■З,

где Упр - размер предотвращенного ущерба, УУ - удельный ущерб в

расчете на одну тонну приведенного объема выброса, Мнач и Мкон -

приведенный объем выбросов, К - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния земель в регионе, J - дефлятор.

Для определения экологического ущерба или предотвращенного экологического ущерба от деградации земель и почв определяется следующим образом:

Упр = Н ■ £■ К ■ З ,

где Упр - размер предотвращенного ущерба, Н - норматив стоимости

земель в расчете на один га., 5 - площадь почв и земель, сохраненная от деградации за отчетный период времени в результате проведенных природоохранных мероприятий, К - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха в регионе, J -дефлятор.

Инфраструктурный эффект состоит в том, что в результате реализации инвестиционного проекта в экономической системе региона появляется дополнительное предложение ресурса или продукции, в результате чего возможно снижение цены на них. При этом экономика региона в целом получает эффект, состоящий в снижении затрат на данный ресурс в рамках всей экономической системы в целом.

Эцнф, _(Ц - Ц2)• О ,

где Ц1 и Ц2 - цена на ресурс или продукцию соответсвенно до и после реализации данного инвестиционного проекта, О - объем потребления ресурса в экономической системе региона.

Инфраструктурный эффект взаимодополняет финансовый эффект от реализации проекта: снижение цены на ресурс уменьшает прямые прибыли учредителей проекта, но в то же время снижает издержки других участников экономической деятельности региона, что увеличивает их доходы и доходы бюджета территории.

Качество жизни представляет собой сложную структуру взаимосвязей её составляющих: качество природной среды, качество и разнообразие

потребительских благ. Одним из составляющих качества жизни являеться уровень оплаты труда, который в рамках всей экономической системы увеличивается на величину оплаты труда по данному инвестиционному проекту. В результате реализации инвестиционного проекта, если не учитывать изменений в политики накоплений домохозяйств, доходы населения могут измениться на величину З Н

Дф _ сРпР П

2СПМН ’

где Зсрпр - средняя зарплата по проекту, Нп - численность персонала

вовлеченного в проект.

Состояние окружающей среды оказывает существенное влияние на другую составляющую качества жизни - здоровье населения, что также вносит свой вклад в изменения качества жизни.

УЗ

ДЗО _ -ЗпрЗО• к,

УЗо

где ДЗО - изменение уровня жизни в виде увеличения затрат на здравоохранение, —Зпр - общий уровень загрязнение окружающей среды

после реализации проекта, —\ - уровень загрязнения окружающей среды до реализации проекта, ЗО - текущий уровень затрат на здравоохранение, к -эмпирически установленный коэффициент.

Кроме увеличения затрат на здравоохранение разрушение окружающей среды приводит к снижению доступности рекреационных ресурсов и соответственно к увеличению затрат населения на доступ к ним. Разрушение рекреационных ресурсов под воздействием негативного антропогенного воздействия должно оцениваться индивидуально для тех видов рекреационных ресурсов, которые были разрушены в результате экологического воздействия. Для оценки общественных потерь в результате снижения рекреационного потенциала предлагается следующая расчетная процедура:

АРП = (КСГ - КСп)■ 5,,

где АРП - изменение уровня рекреационного потенциала, КСр -кадастровая стоимость рекреационных земель, КС - кадастровая стоимость промышленных земель, 5 - площадь загрязнения.

Наличие интегрального критерия позволяет оценить совместно планируемый эффект от проекта, включая финансовый, экологический, социальный и инфраструктурный его составляющие. Реализация эффективного управления развитием ресурсодобывающего региона на практике требуется разработка подхода и создания механизмов, в основу которого автором предлагается положить программно-целевое управление. Положения программы развития региона реализуются через структурную экономическую политику, и, в частности, политику недропользования. Реализация политики осуществляется в виде оценки всех планируемых к реализации инвестиционных проектов и целевых программ и выбор среди них тех, которые имеют наибольшее значение оценки по предложенному комплексному критерию. Это позволит обеспечить достижение цели регионального управления - создания оптимальных условий для развития территории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шалмина, Г.Г. Территориальные системы регулирования экономики (Территория-рынок-территория) / Г.Г. Шалмина .- Новосибирск, 2001.- 378С.

2. Гридасов, А.Ю. Разработка стратегий управления добывающими регионами на основе имитационных моделей / А.Ю. Гридасов // Гео-Сибирь-2005. Т3. Землеустройство, кадастр земель и недвижимости, лесоустройство. Ч.1: Сб. научн. конгресса «ГЕО-сибирь-2005», 25-29 апреля - Новосибирск: СГГА, 2005

3. Гридасов, АЮ. Эколого-экономическая оценка стратегий развития в добывающих регионах / АЮ. Гридасов // Вестник томского госуниверситета. Серия «экология». Приложение «Материалы международных, всероссийских и региональных научных конференций, симпозиумов, школ, проводимых в ТГУ. № 13. Апрель 2005 г. Сборник трудов в . - Томск: ТГУ, 2005

4. Фоменко Г.А., Фоменко М.А., Маркандиа А., Перелет Р.А. Рекомендации по денежной оценке природных ресурсов в регионах России

5. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба, М.: 1999 г.

© А.Ю. Гридасов, О.С. Краснов, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.