Научная статья на тему 'Комплексный контроль студентов в процессе физического воспитания'

Комплексный контроль студентов в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / PHYSIOLOGICAL INDICATORS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) / VOCATIONAL AND APPLIED TRAINING (PPFP)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рютина Лариса Николаевна, Рютина Анна Евгеньевна

Актуальность выбранной темы обусловлена особенностью физической подготовки студентов с учетом физиологических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рютина Лариса Николаевна, Рютина Анна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный контроль студентов в процессе физического воспитания»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Комплексный контроль студентов в процессе физического

воспитания

1 2 Рютина Л. Н. , Рютина А. Е.

1Рютина Лариса Николаевна /Ryutina Larisa Nikolaevna - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра физической культуры и спорта;

2Рютина Анна Евгеньевна /Ryutina Anna Evgenyevna - студент, факультет экономики и финансов, Иркутский государственный университет путей и сообщения, г. Иркутск

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена особенностью физической подготовки студентов с учетом физиологических показателей.

Abstract: the relevance of the topic chosen due to the peculiarities of physical fitness of students, taking into account the physiological characteristics.

Ключевые слова: студент, мотивация, физиологические показатели, учебный процесс, профессионально-прикладная подготовка (ППФП).

Keywords: student, motivation, physiological indicators, educational process, vocational and applied training (PPFP).

От состояния железнодорожного транспорта и качества его работы зависит обеспечение потребностей населения и экономики в перевозках.

Рост в перспективе масштабов развития и усложнение структуры экономики повышают значимость определения национальных путей развития транспорта. И хотя задачи, которые предстоит решать по своему характеру сходны с уже возникавшими в прошлом и многие вопросы принципиально не являются новыми, изменение целей и условий развития приводят к необходимости поиска новых подходов к рассматриваемой проблеме. Поэтому специалисты должны быть востребованными, инженер обязан развиваться и совершенствоваться [3].

Повышенные требования к уровню развития отдельных физических и психологических качеств, способствуют более эффективному выполнению профессиональной деятельности и составляющих комплекс профессионально важных качеств самообразовании. Осознание студентами роли физической культуры и спорта, разработанных средств и методов, контрольных тестов и аппаратных средств, способствует эффективной физической подготовки и в будущей профессиональной деятельности и сохранению здоровья.

Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок, обычно осуществляется по трем параметрам: а) величина сдвигов физиологических констант и, прежде всего, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления, потребление кислорода и легочная вентиляция; б) биоэнергетические затраты организма; в) интенсивность физических упражнений (сила, скорость передвижения).

Считается, что нагрузка ППФП должна обеспечить не только нужную величину и направленность срочного эффекта, но и его взаимодействие с тренировочными эффектами предшествующего и последующего занятий. Исходя из этого, отмечают три типа взаимодействий: а) положительное взаимодействие (сдвиги функций увеличиваются); отрицательное (сдвиги уменьшаются); нейтральное (изменения функций не существенны) [1].

Одна из задач физиологически обоснованного нормирования нагрузок на занятиях по ППФП состоит в том, чтобы затраты энергии и число повторений упражнений и

продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Для того чтобы определить переносимость организмом нагрузок, необходим адекватный метод контроля за нагрузками и оценки тренировочного эффекта. «Индикатором» эффективности физических нагрузок является оценка вариабельности сердечного ритма (ВСР) [2]. С помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард» (реализующего метод компьютерной кардиоинтервалометрии) оценивалось состояние сердечно сосудистой системы студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (К) групп (таблица 1).

Таблица 1. Статические показатели состояния сердечно-сосудистой системы

№ п/п Показатель Экспер. n=200 Контр. n=200 А tp Р

1 СКО, мс До 58,07 ± 20,04 60,55 ± 21,65 -2,48 0,28 >0.05

После 53,81 ± 19,08 65,9 ± 19,92 12,15 2,1 <0.05

2 V, % До 7,66 ± 2,06 7,94 ± 1,98 -0,28 0,32 >0.05

После 7,3 ± 2,09 8,37 ± 2,13 1,07 1,76 >0.05

3 Дисперсия, 2 мс2 До 3791,07 ± 2752 4027,5 ± 3601,62 -236,43 0,17 >0.05

После 4001,45 ± 2580,46 4720,13 ± 2755,2 1581 2,17 <0.05

4 Мода, мс До 735,71 ± 99,93 1156,1 ± 19008,62 -420,39 0,71 >0.05

После 721,63 ± 94,93 788,43 ± 150,2 67 1,58 >0.05

5 АМо, %/мс До 36,44 ± 2,59 36,95 ± 2,48 -0,51 0,52 >0.05

После 36,63 ± 2,5 37,21 ± 3,3 0,58 5,39 <0.05

6 ИН, у.е. До 117,78 ± 89,18 83,3 ± 52,18 34,48 1,27 >0.05

После 147,09 ± 49,33 86,03 ± 67,46 61,06 2,31 <0.05

7 ТР, мс2 До 3205,5 ± 2084,7 3698,35 ± 2809,29 492,85 0,3 >0.05

После 2730,85 ± 2356,8 3800,51 ± 2328,12 1070 2,72 <0.05

8 HF, мс2 До 1426,6 ± 1244,09 1612,51 ± 1856,77 -185,91 0,31 >0.05

После 723,58 ± 804,38 1507,72 ± 1183,49 784 1,19 >0.05

9 LF, мс2 До 1040,88 ± 763,02 1409,04 ± 827,12 -368,16 1,53 >0.05

После 1008,43 ± 572,69 1209,65 ± 754,39 201 1,22 >0,05

10 VLF, мс2 До 360,66 ± 252 474,77 ± 423,07 -114,11 0,90 >0.05

После 369,43 ± 316,97 593,91 ± 665,07 224,48 1,22 >0,05

11 ULF, мс2 До 384,46 ± 298,06 496,32 ± 592,88 -111,86 0,64 >0.05

После 529,34 ± 830,92 489,18 ± 364,32 40 0,13 >0.05

12 ПАРС, у.е. До 4,42 ± 1,29 4,2 ± 1,6 0,22 0,19 >0.05

После 3,72 ± 0,63 4,2 ± 1,34 0,54 2,08 <0,05

Полученные результаты по большинству показателей указывают на положительное воздействие предлагаемых средств и методов ППФП на улучшение функциональных показателей студентов ЭГ. Следует отметить, что педагогическое обеспечение учебного процесса по формированию профессионально-значимых физических качеств у студентов, также способствует коррекции их физических и функциональных показателей в желаемом направлении.

Литература

1. Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека. М.: «Советский спорт», 2009. 220 с.

2. Дубровский В. И. Экогигиена физической культуры и спорта: рук. для спортивных врачей и тренеров. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. 551 с.

3. Никифоров К. К. Квалификационные характеристики должностей, руководителей, специалистов и служащих по отраслевой сетке / К. К. Никифоров. М.: «Транспорт», 2002. 283 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.