КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ СТАТУСОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА
А. С. Соколов, ст. преп., зав. каф. Физической культуры и методики преподавания Тел. 8(246)3-16-44; E-mail: [email protected] Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт
http://www.sgpi.ru
Complex application of system of the automated dynamic control and management of the physical status of students with modular development of the curriculum and application
of a rating gain score.
Введение
Аналитический обзор специальной литературы указывает на обострение проблемы физической подготовленности учащейся молодежи. Значительное ее снижение обусловливает то, что более 50% учащейся молодежи имеют отклонения в состоянии здоровья [3,4,5,6,13].
Ухудшение уровня физического статуса студентов обусловлено несоответствием организации и эффективности структуры управления, контроля и технологических процессов физического воспитания в вузах. Необеспеченность преподавателей физической культуры программами по экспресс-оценке и прогнозу состояния физической подготовленности и здоровья студентов не дает возможности эффективно управлять процессом физического воспитания, определять необходимые меры по предупреждению и устранению неблагоприятных воздействий. Отсутствуют также данные о проведении мониторинга студентов вузов [10].
В условиях реформирования образования ведется поиск рациональных и эффективных методов исследования состояния физической подготовленности и здоровья. В качестве одного из перспективных направлений решения вышеобозначенных педагогических задач отмечается использование компьютерной диагностики. Специальные компьютерные программы позволяют оперативно получать данные о результатах учебного процесса [3,4,5,6,8,10].
Целью работы являлось методико-технологическое обоснование путей повы-
шения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию на основе системы комплексного применения автоматизированного контроля и управления физической подготовленностью и здоровьем, модульного освоения учебного материала и рейтинговой оценки успеваемости студентов.
Методика и организация исследования
В настоящее время для решения вопросов, связанных с контролем и управлением физическим статусом населения, используются компьютерные программы «ОФИС», «КОНТРЭКС», «ДАСИ», «Фитнес», «Программный комплекс СПОРТ: Университет», «Студент-Здоровье», БКЮ1ТТБ-Те81 [7,8,11, 14]. Указанные программы принадлежат к классу комбинированных объективно-диалоговых автоматизированных систем и базируются на использовании большого разнообразия общепринятых тестов.
Но в них не предусмотрено взаимосвязанное сочетание групповой и индивидуальной экспресс-оценки уровней физической подготовленности и здоровья с определением рейтинговой оценки в баллах. Отсутствует статистика данных по слабо развитым физическим качествам. Программы не определяют перспективную модель деятельности -«зону ближайшего развития» по каждому тесту и «индивидуальную модель соматического здоровья».
Для реализации стоящих перед исследованием задач использовали систему автоматизированного динамического контроля и управления, разработанную специалистами Кубанского государственного университета Г.И.Барышевым и О.В. Гаркушей («Система-371») [4,5,12]. Преимущество данной программы состоит в обоснование понятия и определении «зоны ближайшего развития» и «индивидуальной модели соматического здоровья». Таким образом, про-
грамма: ставит ближайшие посильные цели и индивидуальные задачи по совершенствованию функциональной и двигательной сферы как режима деятельности; расставляя исследуемых в порядке рейтинговой последовательности, определяет уровни состояния физического развития.
Для выявления эффективности предложенной методики к исследованию привлекались студенты 1-3 курсов (17-20 лет: девушки п=119; юноши п=132) Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. После вводного занятия проводилось тестирование по соматическому здоровью. Измерялись в указанной последовательности: длина тела, объем грудной клетки, масса тела, динамометрия сильнейшей кисти рук, артериальное давление по методу Короткова, пульс пробой Летунова по 1-й нагрузке, время восстановления пульса. На 3-4-м занятии проводилось тестирование физической подготовленности: на сгибание рук в висе на высокой перекладине (юноши) или сгибание рук в упоре лежа на скамейке (девушки); поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнутые и закреплены (2 мин); прыжок двумя с места; тест Купера.
Для практического применения была разработана Модульная система освоения материала учебной программы, согласно недельным циклам семестра и Положение о рейтинговой оценке выполнения программ-мных требований и результатов контрольных упражнений в баллах (очках).
На первых занятиях учебного года студентам доводили информацию по использованию комплексной системы учета успеваемости по освоению курса «Физическая культура». Объясняли принцип прохождения учебного материала с акцентом на общую физическую подготовку с разделением его на три модуля (части) и технологию контроля физической подготовленности студентов в комплексе с системой рейтинг-оценки в течение семестра (18 недель). Назначены контрольные занятия в конце 6-й, 12-й и 18-й учебной недели каждого семестра.
Воздействие на слаборазвитые физические качества проводили в режиме использования основных и подготовительных физических упражнений в начале в конце основной части с затратами 15-20 минут от общего времени.
В рамках намеченной «зоны ближайшего развития» по тестам физической подго-
товленности проводился контроль первого модуля на 6-й учебной неделе семестра, затем второго модуля на 12-й учебной неделе семестра. На 18-й учебной неделе третьего модуля семестра проводили контроль 1 семестра. Одновременно определяли рейтинг-оценку успеваемости за каждый модуль в набранных баллах (очках) и выставляли итоговую оценку («зачет»).
Организация занятий во 2 семестре была скорректирована с учетом итогового контроля 1 семестра. В конце 2 семестра проводили итоговое тестирование физической подготовленности и уровня соматического здоровья студентов, выставлялась оценка за курс обучения («зачет»), определялась рейтинг-оценка успеваемости.
Создание банка данных обследования позволяло эффективнее использовать педагогический контроль и управлять физическим статусом студентов.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ динамики полученных результатов указывает на достоверное их изменение в конце исследования в экспериментальных группах отдельно у девушек и юношей (табл. 1).
Наибольший рост результатов отмечается у девушек в сгибании рук в упоре лежа, который составляет - 84,2%, а у юношей в поднимании туловища - 46,7%. При этом показатели в сгибании рук в упоре лежа юношей также очень высоки и составляют 43,6%. Наименьший прирост отмечается в прыжках в длину с места - соответственно 13,5 и 12,1%.
Анализ физической подготовленности в различные периоды исследования свидетельствует о поэтапном снижении процентного соотношения студентов «низкого» уровня подготовленности с 63 до 40% (Р<0,05). Это подтверждает переход физической подготовленности студентов на новый уровень морфо-функциональных возможностей организма (рис.1) [4,5,10,12]. При этом наивысший прирост студентов с «хорошим» уровнем физической подготовленности составил 24% (Р<0,05), а с «посредственным» 34% (Р<0,05).
Снижение показателей, очевидно, обусловлено началом контрольно-зачетных недель, повышением нервно-эмоционального напряжения и как вследствие нарушением двигательных способностей и специфических функциональных процессов. Это под-
Таблица 1
Измерение исследуемых показателей в ходе эксперимента
Показатель, единица измерения Исходное тестирование Итоговое тестиров ание Рост Рост в% Р
М±т М±т
Д евушки(п =119')
Сгибание рук в упоре лежа (кол-во) 3,9±0,8 17,9 ±1,7 14,0 84,2 <0,001
Прыжок (см) 144,3±5,0 173,3±í,7 29,0 13,5 <0,001
Поднимание туловища (кол-во) 42,7 ±2,7 64,8 ±1,8 22,1 19,9 <0,001
Бег 12 мин (м) 1667,7±6Í 2251,3±11 583,6 32,2 <0,001
Юноши (п = 132)
Сгибание рук в упоре лежа (кол-во) 26 ±2,2 43,3 ±5,9 17,3 43,6 <0,01
Прыжок (см) 180,8±13,7 240,8±3,9 60,0 12,1 <0,001
Поднимание туловища (кол-во) 31,6±0,4 67,8 ±6,3 36,2 46,7 <0,001
Бег 12 мин (м) 2074±101,4 2897±104,9 823 21,8 <0,001
Рис. 1. Динамика уровня физической подготовленности студентов
тверждается в наших исследованиях динамикой физической подготовленности в сентябре 2003 - мае 2004 года, а также результатами других исследований [5]. Обращает на себя внимание ухудшение показателей в сентябре 2003 и 2004 годов. Но показатели за период с сентября 2004 по май 2005 года характеризуются более высокими величина-
ми. Последнее, очевидно, обусловлено растренированностью исследуемых за время летнего отдыха [12].
Динамика показателей соматического здоровья в течение срока исследования имеет выраженную позитивную направленность (рис.2).
Д1 на ми ha уровней физической подютовле нности студентов sa период iOOi-lOOírr
проце нт
rW
iS
53 51
■De нт Де кав Май ■Эент Де ка С Май ■Эент
2002 JOOS JOOS S00S S00S ¡004 20 0 4
Уровни
• Ниакий% 1Посред% □КорошийЧЬ СЮтличныйЧЬ
Рис.2. Динамика уровня соматического здоровья студентов СГПИ
дил изменения с доверительной вероятностью по большинству показателей. Эффективность использования компьютерной технологии как метода исследования доказывается материалами эксперимента. Систематизация данных позволяет наблюдать динамику параметров в относительном сопоставлении с предыдущими результатами уровней физической подготовленности и соматического здоровья студентов, а также позволяет сравнивать их с результатами аналогичных исследований в других вузах [4,5,10].
Комплексное применение автоматизированного динамического контроля и рейтинговой оценки выявило значительные преимущества в сравнении с традиционным подходами. Предлагаемые посильные целевые результаты «зоны ближайшего развития» мотивированно ориентируют студентов и преподавателей к корректировкам содержания основных и дополнительных средств физического воспитания и создают возможность целенаправленно воздействовать на физическую подготовленность студентов.
В начале исследования здоровья количество студентов с «низким» уровнем составляло 52% от числа обследованных студентов. Уровень здоровья «ниже среднего» имели 43%, «средний» уровень - 4%. Уровни соматического здоровья студентов «выше среднего» и «высокий» не были выявлены. В конце исследования количество студентов имеющих «высокий» уровень здоровья снизился на 2,2 раза.
Обоснованность мониторинга физической подготовки студентов в процессе управления физическим воспитанием в вузе на основе комплексного применения системы автоматизированного динамического контроля и рейтинг-оценки модульного прохождения учебной программы подтверждается результатами экспериментальных исследований. Полученные результаты существенно превышают среднестатистические данные, приводимые в специальной литературе [2,8,9,12].
Заключение
Анализ показателей динамики физической подготовленности студентов подтвер-
Литература
1. Апанасенко Г.Л. Валеология на рубеже веков // Валеология. - 2000. - № 1. - С. 4-11.
2. Андрющенко Л.Б. Управление процессом интеграции спортивных и оздоровительных технологий в учебный процесс физкультурного образования студентов //Теория и практика физической культуры. - 2004. -№ 11. - С. 44-48.
3. Бальсевич В.К. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта //Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12. - С. 18-19.
4. Барышев Г.И. Автоматизированные средства донозологической экспресс диагностики, профилактики и реабилитации в оздоровлении населения Кубани: Метод. рекомен. / Г.И. Барышев., О.В. Гаркуша -. Краснодар, 1993. - С.17.
5. Барышев Г.И. Инновационные системы в физическом воспитании Тез. докл. научно-практ. конф.- Ростов, 1997. - 116 с.
6. Вайнер Э.Н. Образовательная сфера и здоровье учащихся //Теория и практика физической культуры. -№ 2. - 2003. - С.35-38.
7. Волков В.Ю., Волкова Л.М., Наумова Н.И., Малафеик И.В. Диагностика физического состояния с использованием компьютерной программы «Студент-Здоровье» //Вестник Балтийской Академии. -Вып. 25. -1999. - С. 84-89.
8. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2-3. - С.56-61.
9. Зобков В.В. Новое в оценке динамики функционального состояния студентов //Теория и практика физической культуры.- 2004 - № 10. - С.55-57.
10. Миронова С.П. Педагогический мониторинг как условие повышения эффективности управления процессом физического воспитания студентов: Автореф. дисс. ... к. пед. н.: защищена 27.11.2004: утв. 26.10.2004. - Тюмень: Изд-во Тюм.ГУ, 2004. - 24 с.
11. Самсонова А.В. От ЭВМ - к информационным технологиям //Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 11 - С.9-15.
12. Соколов А.С. Использование компьютерных технологий в процессе физического воспитания в образовательных учреждениях //Всеросс. семинар-совещание. «О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях». г. Ростов н/Д: РГУ, 2001. - С.89-91.
13. Щербаков В.Г., Бальсевич В.К., Филиппов В., Шевченко Ю., Рожков П. Материалы заседания коллегии Министерства образования, Минздрава, Госкомспорта и Российской академии образования от 23 мая 2002г. Физическое воспитание в системе образования //Вузовские вести. - 2002. - № 11. - С.2.
14. BRIGITTE-Test «Wie jung ist Ihr Körper?» Prof. Petra Platen, Sportmedizinerin an der Ruhr-Universität Boc.2006.