Научная статья на тему 'Комплексный контроль и управление физическим статусом студентов вуза'

Комплексный контроль и управление физическим статусом студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соколов А. С.

Complex application of system of the automated dynamic control and management of the physical status of students with modular development of the curriculum and application of a rating gain score.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соколов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex control and management of the physical status of students of high school

Complex application of system of the automated dynamic control and management of the physical status of students with modular development of the curriculum and application of a rating gain score.

Текст научной работы на тему «Комплексный контроль и управление физическим статусом студентов вуза»

КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ СТАТУСОМ СТУДЕНТОВ ВУЗА

А. С. Соколов, ст. преп., зав. каф. Физической культуры и методики преподавания Тел. 8(246)3-16-44; E-mail: [email protected] Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт

http://www.sgpi.ru

Complex application of system of the automated dynamic control and management of the physical status of students with modular development of the curriculum and application

of a rating gain score.

Введение

Аналитический обзор специальной литературы указывает на обострение проблемы физической подготовленности учащейся молодежи. Значительное ее снижение обусловливает то, что более 50% учащейся молодежи имеют отклонения в состоянии здоровья [3,4,5,6,13].

Ухудшение уровня физического статуса студентов обусловлено несоответствием организации и эффективности структуры управления, контроля и технологических процессов физического воспитания в вузах. Необеспеченность преподавателей физической культуры программами по экспресс-оценке и прогнозу состояния физической подготовленности и здоровья студентов не дает возможности эффективно управлять процессом физического воспитания, определять необходимые меры по предупреждению и устранению неблагоприятных воздействий. Отсутствуют также данные о проведении мониторинга студентов вузов [10].

В условиях реформирования образования ведется поиск рациональных и эффективных методов исследования состояния физической подготовленности и здоровья. В качестве одного из перспективных направлений решения вышеобозначенных педагогических задач отмечается использование компьютерной диагностики. Специальные компьютерные программы позволяют оперативно получать данные о результатах учебного процесса [3,4,5,6,8,10].

Целью работы являлось методико-технологическое обоснование путей повы-

шения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию на основе системы комплексного применения автоматизированного контроля и управления физической подготовленностью и здоровьем, модульного освоения учебного материала и рейтинговой оценки успеваемости студентов.

Методика и организация исследования

В настоящее время для решения вопросов, связанных с контролем и управлением физическим статусом населения, используются компьютерные программы «ОФИС», «КОНТРЭКС», «ДАСИ», «Фитнес», «Программный комплекс СПОРТ: Университет», «Студент-Здоровье», БКЮ1ТТБ-Те81 [7,8,11, 14]. Указанные программы принадлежат к классу комбинированных объективно-диалоговых автоматизированных систем и базируются на использовании большого разнообразия общепринятых тестов.

Но в них не предусмотрено взаимосвязанное сочетание групповой и индивидуальной экспресс-оценки уровней физической подготовленности и здоровья с определением рейтинговой оценки в баллах. Отсутствует статистика данных по слабо развитым физическим качествам. Программы не определяют перспективную модель деятельности -«зону ближайшего развития» по каждому тесту и «индивидуальную модель соматического здоровья».

Для реализации стоящих перед исследованием задач использовали систему автоматизированного динамического контроля и управления, разработанную специалистами Кубанского государственного университета Г.И.Барышевым и О.В. Гаркушей («Система-371») [4,5,12]. Преимущество данной программы состоит в обоснование понятия и определении «зоны ближайшего развития» и «индивидуальной модели соматического здоровья». Таким образом, про-

грамма: ставит ближайшие посильные цели и индивидуальные задачи по совершенствованию функциональной и двигательной сферы как режима деятельности; расставляя исследуемых в порядке рейтинговой последовательности, определяет уровни состояния физического развития.

Для выявления эффективности предложенной методики к исследованию привлекались студенты 1-3 курсов (17-20 лет: девушки п=119; юноши п=132) Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. После вводного занятия проводилось тестирование по соматическому здоровью. Измерялись в указанной последовательности: длина тела, объем грудной клетки, масса тела, динамометрия сильнейшей кисти рук, артериальное давление по методу Короткова, пульс пробой Летунова по 1-й нагрузке, время восстановления пульса. На 3-4-м занятии проводилось тестирование физической подготовленности: на сгибание рук в висе на высокой перекладине (юноши) или сгибание рук в упоре лежа на скамейке (девушки); поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги согнутые и закреплены (2 мин); прыжок двумя с места; тест Купера.

Для практического применения была разработана Модульная система освоения материала учебной программы, согласно недельным циклам семестра и Положение о рейтинговой оценке выполнения программ-мных требований и результатов контрольных упражнений в баллах (очках).

На первых занятиях учебного года студентам доводили информацию по использованию комплексной системы учета успеваемости по освоению курса «Физическая культура». Объясняли принцип прохождения учебного материала с акцентом на общую физическую подготовку с разделением его на три модуля (части) и технологию контроля физической подготовленности студентов в комплексе с системой рейтинг-оценки в течение семестра (18 недель). Назначены контрольные занятия в конце 6-й, 12-й и 18-й учебной недели каждого семестра.

Воздействие на слаборазвитые физические качества проводили в режиме использования основных и подготовительных физических упражнений в начале в конце основной части с затратами 15-20 минут от общего времени.

В рамках намеченной «зоны ближайшего развития» по тестам физической подго-

товленности проводился контроль первого модуля на 6-й учебной неделе семестра, затем второго модуля на 12-й учебной неделе семестра. На 18-й учебной неделе третьего модуля семестра проводили контроль 1 семестра. Одновременно определяли рейтинг-оценку успеваемости за каждый модуль в набранных баллах (очках) и выставляли итоговую оценку («зачет»).

Организация занятий во 2 семестре была скорректирована с учетом итогового контроля 1 семестра. В конце 2 семестра проводили итоговое тестирование физической подготовленности и уровня соматического здоровья студентов, выставлялась оценка за курс обучения («зачет»), определялась рейтинг-оценка успеваемости.

Создание банка данных обследования позволяло эффективнее использовать педагогический контроль и управлять физическим статусом студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ динамики полученных результатов указывает на достоверное их изменение в конце исследования в экспериментальных группах отдельно у девушек и юношей (табл. 1).

Наибольший рост результатов отмечается у девушек в сгибании рук в упоре лежа, который составляет - 84,2%, а у юношей в поднимании туловища - 46,7%. При этом показатели в сгибании рук в упоре лежа юношей также очень высоки и составляют 43,6%. Наименьший прирост отмечается в прыжках в длину с места - соответственно 13,5 и 12,1%.

Анализ физической подготовленности в различные периоды исследования свидетельствует о поэтапном снижении процентного соотношения студентов «низкого» уровня подготовленности с 63 до 40% (Р<0,05). Это подтверждает переход физической подготовленности студентов на новый уровень морфо-функциональных возможностей организма (рис.1) [4,5,10,12]. При этом наивысший прирост студентов с «хорошим» уровнем физической подготовленности составил 24% (Р<0,05), а с «посредственным» 34% (Р<0,05).

Снижение показателей, очевидно, обусловлено началом контрольно-зачетных недель, повышением нервно-эмоционального напряжения и как вследствие нарушением двигательных способностей и специфических функциональных процессов. Это под-

Таблица 1

Измерение исследуемых показателей в ходе эксперимента

Показатель, единица измерения Исходное тестирование Итоговое тестиров ание Рост Рост в% Р

М±т М±т

Д евушки(п =119')

Сгибание рук в упоре лежа (кол-во) 3,9±0,8 17,9 ±1,7 14,0 84,2 <0,001

Прыжок (см) 144,3±5,0 173,3±í,7 29,0 13,5 <0,001

Поднимание туловища (кол-во) 42,7 ±2,7 64,8 ±1,8 22,1 19,9 <0,001

Бег 12 мин (м) 1667,7±6Í 2251,3±11 583,6 32,2 <0,001

Юноши (п = 132)

Сгибание рук в упоре лежа (кол-во) 26 ±2,2 43,3 ±5,9 17,3 43,6 <0,01

Прыжок (см) 180,8±13,7 240,8±3,9 60,0 12,1 <0,001

Поднимание туловища (кол-во) 31,6±0,4 67,8 ±6,3 36,2 46,7 <0,001

Бег 12 мин (м) 2074±101,4 2897±104,9 823 21,8 <0,001

Рис. 1. Динамика уровня физической подготовленности студентов

тверждается в наших исследованиях динамикой физической подготовленности в сентябре 2003 - мае 2004 года, а также результатами других исследований [5]. Обращает на себя внимание ухудшение показателей в сентябре 2003 и 2004 годов. Но показатели за период с сентября 2004 по май 2005 года характеризуются более высокими величина-

ми. Последнее, очевидно, обусловлено растренированностью исследуемых за время летнего отдыха [12].

Динамика показателей соматического здоровья в течение срока исследования имеет выраженную позитивную направленность (рис.2).

Д1 на ми ha уровней физической подютовле нности студентов sa период iOOi-lOOírr

проце нт

rW

iS

53 51

■De нт Де кав Май ■Эент Де ка С Май ■Эент

2002 JOOS JOOS S00S S00S ¡004 20 0 4

Уровни

• Ниакий% 1Посред% □КорошийЧЬ СЮтличныйЧЬ

Рис.2. Динамика уровня соматического здоровья студентов СГПИ

дил изменения с доверительной вероятностью по большинству показателей. Эффективность использования компьютерной технологии как метода исследования доказывается материалами эксперимента. Систематизация данных позволяет наблюдать динамику параметров в относительном сопоставлении с предыдущими результатами уровней физической подготовленности и соматического здоровья студентов, а также позволяет сравнивать их с результатами аналогичных исследований в других вузах [4,5,10].

Комплексное применение автоматизированного динамического контроля и рейтинговой оценки выявило значительные преимущества в сравнении с традиционным подходами. Предлагаемые посильные целевые результаты «зоны ближайшего развития» мотивированно ориентируют студентов и преподавателей к корректировкам содержания основных и дополнительных средств физического воспитания и создают возможность целенаправленно воздействовать на физическую подготовленность студентов.

В начале исследования здоровья количество студентов с «низким» уровнем составляло 52% от числа обследованных студентов. Уровень здоровья «ниже среднего» имели 43%, «средний» уровень - 4%. Уровни соматического здоровья студентов «выше среднего» и «высокий» не были выявлены. В конце исследования количество студентов имеющих «высокий» уровень здоровья снизился на 2,2 раза.

Обоснованность мониторинга физической подготовки студентов в процессе управления физическим воспитанием в вузе на основе комплексного применения системы автоматизированного динамического контроля и рейтинг-оценки модульного прохождения учебной программы подтверждается результатами экспериментальных исследований. Полученные результаты существенно превышают среднестатистические данные, приводимые в специальной литературе [2,8,9,12].

Заключение

Анализ показателей динамики физической подготовленности студентов подтвер-

Литература

1. Апанасенко Г.Л. Валеология на рубеже веков // Валеология. - 2000. - № 1. - С. 4-11.

2. Андрющенко Л.Б. Управление процессом интеграции спортивных и оздоровительных технологий в учебный процесс физкультурного образования студентов //Теория и практика физической культуры. - 2004. -№ 11. - С. 44-48.

3. Бальсевич В.К. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта //Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 12. - С. 18-19.

4. Барышев Г.И. Автоматизированные средства донозологической экспресс диагностики, профилактики и реабилитации в оздоровлении населения Кубани: Метод. рекомен. / Г.И. Барышев., О.В. Гаркуша -. Краснодар, 1993. - С.17.

5. Барышев Г.И. Инновационные системы в физическом воспитании Тез. докл. научно-практ. конф.- Ростов, 1997. - 116 с.

6. Вайнер Э.Н. Образовательная сфера и здоровье учащихся //Теория и практика физической культуры. -№ 2. - 2003. - С.35-38.

7. Волков В.Ю., Волкова Л.М., Наумова Н.И., Малафеик И.В. Диагностика физического состояния с использованием компьютерной программы «Студент-Здоровье» //Вестник Балтийской Академии. -Вып. 25. -1999. - С. 84-89.

8. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2-3. - С.56-61.

9. Зобков В.В. Новое в оценке динамики функционального состояния студентов //Теория и практика физической культуры.- 2004 - № 10. - С.55-57.

10. Миронова С.П. Педагогический мониторинг как условие повышения эффективности управления процессом физического воспитания студентов: Автореф. дисс. ... к. пед. н.: защищена 27.11.2004: утв. 26.10.2004. - Тюмень: Изд-во Тюм.ГУ, 2004. - 24 с.

11. Самсонова А.В. От ЭВМ - к информационным технологиям //Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 11 - С.9-15.

12. Соколов А.С. Использование компьютерных технологий в процессе физического воспитания в образовательных учреждениях //Всеросс. семинар-совещание. «О деятельности вузов по организации и осуществлению воспитательного процесса в современных условиях». г. Ростов н/Д: РГУ, 2001. - С.89-91.

13. Щербаков В.Г., Бальсевич В.К., Филиппов В., Шевченко Ю., Рожков П. Материалы заседания коллегии Министерства образования, Минздрава, Госкомспорта и Российской академии образования от 23 мая 2002г. Физическое воспитание в системе образования //Вузовские вести. - 2002. - № 11. - С.2.

14. BRIGITTE-Test «Wie jung ist Ihr Körper?» Prof. Petra Platen, Sportmedizinerin an der Ruhr-Universität Boc.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.