ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ИСТОРИИ РОССИИ И ОСНОВАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ *
В.М. Козьменко
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10-2, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются образовательные стратегии по истории России, русскому языку и основам российского законодательства, реализуемые среди трудовых мигрантов на предмет положительной сдачи ими комплексного экзамена. Проведенный анализ показал, что эта важная работа активно проводится в Российском университете дружбы народов, который является одним из разработчиков модулей по всем вышеназванным дисциплинам и создателем тестовых заданий, уникальных методик обучения иностранцев и т.д., которые начнут реализовываться в полном объеме с января 2015 г.
Ключевые слова: трудовые мигранты, Федеральная миграционная служба, русский язык, история России, основы законодательства РФ, традиции русского народа, российское общество, граждане стран СНГ.
Введение
Обоснование темы. В настоящее время Российская Федерация и, в частности, Московский регион, переживают трудности в области миграционной политики. Эти проблемы начались с первых дней образования СНГ и
* Научная публикация подготовлена при поддержке Министерства образования и науки РФ
в рамках выполнения научно-методических работ в 2014 г. № 10.9063.2014.
сегодня они получили широкий размах. Поэтому в Российском университете дружбы народов начался эффективный поиск работы с трудовыми мигрантами, подготовка их к сдаче экзамена по модулям русского языка, истории России, основам законодательства РФ. Обращение к теме дает возможность осмыслить эту важную работу, выявить позитивные ее стороны и имеющиеся недостатки с тем, чтобы лучше понять перспективы подготовки мигрантов к их адаптации в процессе трудовой деятельности.
Обзор литературы. В настоящее время литературы по проблемам трудовой миграции в Российскую Федерацию и, в частности, в Московский регион, сравнительно мало. Можно назвать небольшой ряд работ, которые связаны с данной проблематикой и вызывают у исследователей определенный интерес (1). Все это свидетельствует о том, что проблемы трудовой миграции в Российской Федерации не получили должного освещения, что делает обращение к теме весьма актуальным.
Цель и задачи. В статье предполагается осветить процесс реализации основных направлений подготовки трудовых мигрантов к сдаче экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ в целях адаптации их к трудовой деятельности и российским условиям жизни.
Исследование проблемы
В настоящее время страны Содружества Независимых Государств, имевшие многовековой опыт решения многих экономических, социальных, демографических и других проблем, переживают одинаковые трудности в области миграционной политики. Прежде всего необходимо отметить, что эти проблемы начались и получили широкий размах в 1990-е гг., практически сразу же после распада СССР. Они явились следствием нестабильной обстановки на постсоветском пространстве, внутренних и межгосударственных конфликтов, бытового национализма и нетерпимости к титульному населению некоторых стран СНГ и т.д. Все эти и другие причины стали главными стимулирующими факторами вынужденной миграции, в основном, в регионы Российской Федерации. Не остались в стороне от этих проблем такие республики, как Украина, Беларусь, Казахстан и др., которые явились непроизвольными регионами поставки для многих тысяч вынужденных мигрантов в Российскую Федерацию.
В 1990-е гг. мощные миграционные потоки шли из зон военных конфликтов. В результате в отдельные годы миграционный прирост в некоторые российские регионы составлял около 700 тыс. человек, а по числу вынужденных переселенцев, нашедших приют в городах и селах России, лидировали Краснодарский и Ставропольский края, Воронежская, Липецкая, Орловская, Курская, Рязанская, Тульская, Калужская, Ярославская и др. российские области. Это сопровождалось неизбежным обострением социаль-
ных, экономических проблем не только у мигрантов, но и у всех жителей этих регионов.
В этой ситуации органы государственной власти старались оказывать возможную помощь людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. В частности, мигрантам выделялись помещения для постоянного и временного проживания, участки под строительство жилья, оказывалась медицинская помощь, велось обучение и воспитание детей в школах и детских садах, для пожилых и малообеспеченных решались вопросы по выплате пенсий и пособий и т.д. Но при этом финансовые возможности российских регионов для решения всех проблем мигрантов практически не увеличивались. Подобные проблемы стояли пред властями практически всех субъектов Российской Федерации.
В настоящее время Россия ведет, по нашему мнению, разумную миграционную политику, обращая при этом внимание на сохранение традиций, особенности национальной самобытности и этнической идентичности представителей многих трудовых мигрантов.
В результате Российская Федерация занимает в настоящее время второе место в мире по числу прибывающих мигрантов, поэтому миграция для нее является общенациональной проблемой, требующей ряда комплексных решений, и прежде всего в области законодательства, обучения и тестирования их. Кроме этого, до сих пор остаются до конца нерешенными такие проблемы, как неурегулированность миграционных потоков, определение социальных гарантий для иностранных граждан, доведение до логического завершения механизма квотирования рабочей силы из числа трудовых мигрантов и т.д. И это несмотря на то, что еще в январе 2007 г. были приняты поправки к законам «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Одновременно с этого времени начали действовать два важных документа: «Концепция миграционной политики РФ» и «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года».
Все это и многое другое свидетельствует о том, что проблема миграции в Российской Федерации стоит наиболее остро по сравнению с другими странами Содружества Независимых Государств. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) в 2013 г. на территорию Российской Федерации въехало 17342369 иностранных граждан. Это и трудовые мигранты, и лица, вынужденные искать в России политическое убежище в силу опасений стать жертвой преследований в их родных государствах (2). Их увеличение за последние 5 лет почти в два раза произошло во многом за счет упрощенной процедуры регистрации по сравнению с той, которая существовала раньше.
Однако несмотря на это, механизм привлечения иностранных рабочих в Российскую Федерацию нельзя назвать совершенным, как и в других стра-
нах мира. Хотя в России разработка условий для привлечения рабочих и высококвалифицированных кадров сможет осуществляться по примеру Евросоюза, где существует так называемая Синяя карта для работников третьих стран, возможно, это будет предоставление каких-то преференций для крупных работодателей, которые вносят весомый вклад в экономику и создают рабочие места. Конечно, реализация такого плана потребует много времени, сил и финансовых возможностей.
В этой связи встает вопрос о легальности пребывания мигрантов на территории Российской Федерации.
Среди мигрантских потоков граждане СНГ составляют 80%. В основном они въезжают в Россию легально, так как процедура для въезда предельно проста. Она требует наличия действующего внутреннего или, для некоторых стран Содружества, заграничного паспорта. Виза здесь не нужна, поэтому любой гражданин СНГ въезжает в Российскую Федерацию совершенно легально, после чего он должен соблюсти ряд российских требований, необходимых для дальнейшего пребывания его в стране. В частности, объединенный комитет по национальной политике при Совете Федерации разработал законопроект об обучении и тестировании мигрантов по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ.
В плане его реализации в Российском университете дружбы народов разработаны тесты по этим трем важным для мигрантов предметам. При этом, учитывая слабый уровень знаний, особенно по русскому языку, здесь были разработаны и утверждены учебные пособия, а также три модуля по этим дисциплинам.
Согласно их содержательной части преподаватели, прежде чем допустить мигрантов к тестированию, проводят с ними практические занятия по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ. Собеседование со слушателями курсов при Российском университете дружбы народов показало, что ключевым вопросом мотивации изучения ими, например, русского языка, является желание получить хорошую работу, регистрацию, а впоследствии и российское гражданство.
В целом ввести обязательный для мигрантов экзамен по русскому языку, истории России и основам российского законодательства планируется с января 2015 г. Российский университет дружбы народов в тесном сотрудничестве с другими ведущими московскими и санкт-петербургскими вузами назначен Министерством образования и науки РФ головным разработчиком моделей и тестовых заданий по всем вышеназванным обязательным предметам. В университете для этого создана необходимая материально-техническая база, разработаны тестовые задания, проведена апробация экзменацион-ных тестовых заданий с выездом преподавателей университета в регионы России и ряд республик СНГ. В настоящее время эта работа проводится с целью улучшения в перспективе качества подготовки мигрантов к осуществ-
лению ими трудовой деятельности в Российской Федерации и получения в дальнейшем ее гражданства. Значимость этой работы возрастает в связи с тем обстоятельством, что еще многое предстоит сделать с чистого листа, так как нет подобного опыта, а имеющиеся наработки нуждаются в совершенствовании.
Большая, целенаправленная эффективная работа с иностранными студентами в Российском университете дружбы народов проводится с 1960 г., так как он с самого начала своей деятельности предназначался для учебы студентов из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Это обстоятельство обязывало уделять пристальное внимание учебно-методической работе с иностранцами, овладению ими русского языка и истории России. С целью реализации этих важных задач профессорско-преподавательский коллектив создал уникальные методики обучения иностранных студентов в нашем университете. Естественно, что накопленный опыт будет эффективно и плодотворно использован в предстоящей работе с трудовыми мигрантами как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Кроме русского языка, особое внимание уделяется преподаванию для мигрантов истории России. Мы считаем, что знание истории государства, в которое они прибыли для работы, а, возможно, и для постоянного проживания, будет способствовать решению многих социальных и бытовых проблем, созданию культурных и духовных предпосылок их адаптации не только по месту жительства, но и трудовой деятельности, а также дальнейшей интеграции.
Профессор Арсланов Р. А. в своей глубокой статье «Преподавание истории как инструмент интеграции иностранных граждан, проживающих в России» особо отмечает, что «изучение основ курса истории России призвано сформировать уважительное отношение к российским национальным ценностям, традициям и законам, к государственному языку и государственной символике Российской Федерации, культуре народов России» (3). И с этим мнением уважаемого профессора нельзя не согласиться.
Говоря об основах законодательства РФ, которое мигранты должны не только изучить, но и показать глубокие знания на практике, необходимо, по нашему мнению, развивать правовое регулирование трудовой миграции между странами СНГ на основе двусторонних и многосторонних соглашений и обеспечить имплементацию принятых законов, так как кооперация на рынке труда происходит, прежде всего, на региональном уровне, и отсутствие правовой базы сдерживает потенциальное сотрудничество Российской Федерации с государствами Средней Азии, которые в основном и поставляют нам иммигрантские потоки.
Поэтому не случайно в проекте Федерального закона РФ «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан» особо подчеркивается необходимость уважения со стороны иностранных граждан к госу-
дарственному языку РФ, культуре народов России, соблюдение основ законодательства РФ, правил поведения, принятых в российском обществе.
Как отметила известный специалист по проблемам миграции, доктор исторических наук, профессор М.Н. Мосейкина, «данное направление в Концепции миграционной политики современной России имеет важное значение, поскольку наличие в обществе значительного количества иностранцев, которые не имеют возможности полноценно адаптироваться к культурным и социальным условиям страны пребывания, провоцирует напряженность в обществе и создает потенциальную угрозу межнациональному согласию. Это, в свою очередь, может оказать влияние и на состояние национальной безопасности страны пребывания» (4).
Реализация этих задач является в настоящее время важным фактором развития социально-культурной и общественно-политической адаптации, без чего мигрантам в любой стране выжить довольно сложно.
Эта законодательная инициатива, по нашему мнению, весьма полезна и просто необходима. Знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ является обязательным не только при приеме на работу мигрантов, но и при принятии гражданства Российской Федерации в перспективе.
Анализ потоков трудовых мигрантов показал, что в основном они работают в Центральной части России. Наибольшая миграционная нагрузка идет на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Южный Федеральный округ. Больше всего с целью осуществления трудовой деятельности в Россию приезжают граждане Узбекистана, на втором месте - Таджикистан, далее идут Молдова, Украина, Беларусь. Эти страны - основные поставщики трудовой миграции в Россию. Традиционные сферы, в которых заняты мигранты - это строительство, услуги и различные отрасли промышленности.
Безусловно, деятельность трудовой миграции в любой стране связана с ее экономическим благополучием. В то же время практика свидетельствует, что для Российской Федерации увеличение притока граждан с низким уровнем образования, а, соответственно, с низким уровнем культуры становится серьезной социальной проблемой. И именно такого уровня мигранты наводняют российское города, шокируют своим поведением местное население, снижают культурный уровень региона, провоцируют беспорядки, порождая нестабильность. С учетом этих факторов в августе 2013 г. вступили в силу поправки в ст. 18.8 и ст. 18.10 КОАП, согласно которым теперь за любое нарушение мигрантского законодательства, а это и правовое положение иностранных граждан, и трудовая миграция, и легализация, и регистрация, и мигрантский учет, и еще много чего, к иностранным гражданам, допустившим нарушения в Москве, Московской и Ленинградской областях и Санкт-Петербурге, возможно применять только выдворение. Раньше был штраф с возможностью административного выдворения, а теперь только
выдворения. Конечно, с такой мерой наказания можно соглашаться или не соглашаться, но она уже вызрела на основе большого числа правонарушений в этих регионах за последние годы.
Вся деятельность мигрантов в России стала фиксироваться недавно созданной «Государственной информационной системой миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства». За ее работу отвечает Федеральная миграционная служба. В основном в ней аккумулируются все данные, связанные с деятельностью иностранных рабочих. В результате в данной системе содержатся около 20 млн записей. Это ресурс, который доступен различным ведомствам, при условии соблюдения защиты персональных данных.
Система помогает получать сведения из всех российских регионов, из всех территориальных органов. Наличие этой системы, ее функциональные возможности являются большим подспорьем в деятельности не только Федеральной миграционной службы, но и пограничных органов, других органов власти, которые в той или иной степени работают с иностранными гражданами на территории Российской Федерации.
Анализ подготовки мигрантов к сдаче комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ показал важность этой необходимой на сегодняшний день работы, что было подчеркнуто исполнительным секретарем Российского тестового консорциума, проректором Российского университета дружбы народов Должиковой А.В.: «Совсем недавно мы трудились над созданием лингводидактического тестирования по русскому языку как иностранному, над его системностью и соответствием международным стандартам. Удалось сделать уровень владения русским языком, определяемым в системе измерения иностранных языков, создать центры проведения тестирования по всему миру, обеспечить методическую полноценность тестирования. На практике перемены касаются огромного круга не только иностранных граждан, но и специалистов в области государственного тестирования, на чьих плечах лежит разработка нормативно-правовой и методической базы для столь важного проекта, а также его успешное практическое воплощение» (5). И с этим мнением проректора РУДН нельзя не согласиться.
Данная работа, проводимая Российским университетом дружбы народов, вносит большой вклад в реализацию Концепции миграционной политики России и служит важным фактором социально-культурной и общественно-политической адаптации мигрантов.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Подробнее см.: Должикова А.В. Образовательные инструменты миграционной политики Российской Федерации / Материалы международной конференции «Та-
моженная политика и национальная безопасность». - Алматы, 2014; Арсланов Р.А. Преподавание истории как инструмент интеграции иностранных граждан, проживающих в России / Материалы международной конференции «Таможенная политика и национальная безопасность». - Алматы, 2014; Мосейкина М.Н. Концепция комплексного экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства для трудовых мигрантов в РФ как фактор миграционной безопасности России / Материалы международной конференции «Таможенная политика и национальная безопасность». - Алматы, 2014 и др.
(2) Михайлов А. С. Некоторые аспекты деятельности ФМС РФ. - СПб., 2014. - С. 9.
(3) Арсланов Р.А. Преподавание истории как инструмент интеграции иностранных граждан, проживающих в России. В сб. материалов международной конференции «Таможенная политика и национальная безопасность». - Алматы, 2014. - С. 32.
(4) Мосейкина М. Н. Концепция комплексного экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства для трудовых мигрантов в РФ как фактор миграционной безопасности России / В сб. материалов международной конференции «Таможенная политика и национальная безопасность». - Алматы, 2014. - С. 345.
(5) Должикова А.В. Поле для профессиональных споров, инструмент согласования позиций // Русский тест: теория и практика. Журнал Российского тестового консорциума. - 2014. - № 1.- С. 4.
REFERENCES
(1) Dolzhikova A.V. Obrazovatel'nye instrumenty migracionnoj politiki Rossijskoj Federa-cii, Materialy mezhdunarodnoj konferencii "Tamozhennaja politika i nacional'naja bezopasnost'" [Proceedings of the international conference "Customs policy and national security"]. Almaty, 2014; Arslanov R.A. Prepodavanie istorii kak instrument integracii inostrannyh grazhdan, prozhivajushhih v Rossii, Materialy mezhdunarodnoj konferencii "Tamozhennaja politika i nacional'naja bezopasnost[Proceedings of the international conference "Customs policy and national security"]. Almaty, 2014; Mosejkina M.N. Koncepcija kompleksnogo jekzamena po russkomu jazyku, istorii i osnovam zakono-datel'stva dlja trudovyh migrantov v RF kak faktor migracionnoj bezopasnosti Rossii, Materialy mezhdunarodnoj konferencii "Tamozhennaja politika i nacional'naja bezopasnost'" [Proceedings of the international conference "Customs policy and national security"]. Almaty, 2014.
(2) Mihajlov A.S. Nekotorye aspekty dejatel'nosti FMS RF [Some aspects of the Federal Migration Service of the Russian Federation]. St. Petersburg, 2014, p. 9.
(3) Arslanov R.A. Materialy mezhdunarodnoj konferencii "Tamozhennaja politika i nacional'naja bezopasnost"', p. 32.
(4) Mosejkina M.N. Materialy mezhdunarodnoj konferencii "Tamozhennaja politika i nacional'naja bezopasnost"', p. 345.
COMPLEX EXAMINATION FOR FOREIGN CITIZENS IN RUSSIAN LANGUAGE AND HISTORY AND FUNDAMENTALS OF RF LEGISLATION AS AN IMPORTANT FACTOR OF THEIR SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION
V.M. Kozmenko
Department of Russian History Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 10-2, Moscow, Russia, 117198
The article considers the educational strategy of Russian history, Russian language and basics of the Russian legislation, implemented among labour migrants in terms of their work permit, citizenship of the Russian Federation after the positive exams. The analysis showed that this important work is conducted in the Russian University of friendship of peoples, which is one of the developers of modules for all the above disciplines and Creator of test tasks, unique methods of teaching foreigners, etc. that will start to be implemented in full since January 2015, This work is connected with the fact that currently the Russian Federation and, in particular, the Moscow region are experiencing difficulties in the field of migration policy. In this situation the state authorities tried to provide possible assistance to people in difficult life situation. In particular, migrants were allocated premises for permanent and temporary residence, land for construction of housing, provided medical care, conducted training and education of children in schools and kindergartens, for seniors and low-income issues were resolved on payment of pensions and allowances, etc. But at the same time, financial opportunities of the Russian regions for solution of all problems of migrants did not increase. Such problems are standing before the authorities practically all subjects of the Russian Federation. With this in mind, the article suggests ways of solving these problems.
Key words: migrant workers, the Federal Migration Service of the Russian language, Russian history, the basics of labor law, the traditions of the Russian people, the Russian society, citizens of CIS countries.