Теория инновационной деятельности
УДК 316.74
J
П.А. Стариков
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ О ТВОРЧЕСТВЕ
л____________________________________________г
Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования представлений современной учащейся молодежи о творчестве. Исследование, основными методами которого стали анкетный опрос и тестирование, проводилось в течение нескольких лет (2007-2011 гг.) в Сибирском федеральном университете и в целом охватило 1200 студентов, получающих высшее образование по различным (естественнонаучному, гуманитарному, техническому) направлениям.
С целью выявления латентных групп значений, вкладываемых в понятие «творчество», применялся метод комплексного анализа смысловых ассоциаций. Спектр общих для всех студентов мнений демонстрирует очевидную тенденцию гуманизации представлений о творчестве - т. е. формирование взгляда на творчество как на совершенный модус человеческого бытия, что в общем виде совпадает с выводами многих ученых, в частности К. Роджерса, А. Маслоу и др. У студенческой молодежи творчество ассоциируется прежде всего с удовольствием, саморазвитием, самовыражением, вдохновением, импровизацией, спонтанностью и образует в понимании учащихся определенный смысловой комплекс, центром которого являются такие характеристики, как добро, обилие энергии, целостность, здоровье, свобода и независимость, саморазвитие и духовность.
Полученные данные показывают особую важность опыта вдохновения в педагогике творческой деятельности. Результаты исследования и продолжение регулярного мониторинга реальных потребностей студентов в развитии навыков креативности помогут оптимизировать процесс обучения творчеству. Автор убежден в необходимости разработки на основе широкого интегрального подхода (учитывающего социальные, философские, психологические, психо- и социотехнические аспекты) и внедрения в образовательный процесс специальных курсов, формирующих творческую компетентность учащихся.
Ключевые слова: студенты, творчество, ассоциации, вдохновение.
Abstract. The paper demonstrates the sociological research findings concerning the students’ ideas of creativity based on the questionnaires and testing of the students of the natural science, humanities and technical profiles at Siberian Federal University over the period of 2007-2011.
The author suggests a new method of semantic association analysis in order to identify the latent groups of notions related to the concept of creativity. The range of students’ common opinions demonstrate the obvious trend for humanizing the idea of creativity, considering it as the perfect mode of human existence, which coincide with the ideas of K. Rogers, A. Maslow and other scholars. Today’s students associate creativity primarily with pleasure, self-development, selfexpression, inspiration, improvisation, spontaneity; and the resulting semantic complex incorporates such characteristics of creative work as goodness, abundance of energy, integrity, health, freedom and independence, self-development and spirituality.
The obtained data prove the importance of the inspiration experience in creative pedagogy; the research outcomes along with the continuing monitoring of students attitude to creativity development can optimize the learning process. The author emphasizes the necessity of introducing some special courses, based on the integral approach (including social, philosophical, psychological, psycho-social and technical aspects), and aimed at developing students’ creative competence.
Keywords: students, creativity, associations, inspiration.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
13
Теория инновационной деятельности
Ускоряющиеся темпы перемен, становление информационного общества, усложнение экономической, социальной, культурной сфер деятельности и среды обитания людей выводят на первый план проблему формирования креативного отношения индивида к окружающей действительности. Сегодня способность к творческой деятельности становится своеобразным индикатором успешности человека, показателем развитости его внутреннего мира, социальным капиталом личности и общества. Появление креативной социальной прослойки, «креативного этоса» (так известный американский социолог Р Флорида назвал смысловое поле сопряженных с творческим процессом значений, практик, представлений, формирующихся в современном общественном сознании [7]) - одна из наиболее заметных социокультурных трансформаций конца второго и начала третьего тысячелетия.
Понятия «креативный этос», «креативный класс», «креативная экономика и география» активно входят в научный, да и не только научный, обиход и акцентируют внимание на качественно новых проявлениях человеческого бытия. Как пишет Р Флорида, исследующий проблему проявлений креативности в современном обществе, «у человеческой креативности много измерений и аспектов. Соответственно, креативный этос проникает повсюду, от профессиональной культуры до общечеловеческих ценностей и сообществ, изменяя наше представление о себе как об экономических и социальных объектах, т.е. саму идентичность. Новая креативная экономическая система сложилась далеко не окончательно и продолжает развиваться, опосредуя становление новых стилей труда, стилей жизни, форм общения между людьми и сообществами, которые, в свою очередь, способствуют творческой деятельности» [7, с.36].
Ключевую роль в формировании креативного этоса играют университеты, которые превращаются во все более значимый компонент инфраструктуры экономики на уровне регионов. Обретение умений творчески подходить к планированию своей деятельности и реализации профессиональных обязанностей становится важной целью вузовского гуманитарного образования. Целенаправленное формирование творческой компетентности, т.е. необходимых знаний об организации творческого процесса, является первоочередной задачей как в контексте удовлетворения индивидуальных потребностей студентов, так и в смысле необходимости адаптации ценностей и возможностей гуманитарного образования к рыночным условиям постиндустриального, информационного общества [5,9].
Очевидно, что в решении этой проблемы одним из начальных шагов должно быть проведение комплексного мониторинга отношения учащейся молодежи к развитию творческих качеств, получению знаний о творческом процессе. В методологическом плане изучение и интерпретация представлений о креативности и мотивации творчества связаны с определен-
ными трудностями,поскольку оперировать приходится такими сложными и многоаспектными категориями, как ресурсы развития человеческих способностей, смысл созидательной деятельности, сознательное и бессознательное, свобода и спонтанность, системное мышление и интегративность, мировоззрение и место творческой личности в обществе, возможность и необходимость формирования навыков творчества.
Трудности глубинной рефлексии «культурно-генетических кодов», норм и представлений о творческом процессе задают, таким образом, эмпирический характер современных исследований [3,6,8,11,12].
Предварительно поясним, что в данной работе мы не будем разделять понятия «креативность» и «творчество», бытующее у ряда авторов в русскоязычной литературе.
В 2007-2011 гг. в Сибирском федеральном университете нами проводилось поэтапное мониторинговое исследование, результаты которого позволяют, с нашей точки зрения, составить общую картину суждений современной молодежи о творчестве, творческой компетентности, наметить новые гипотезы и перспективные области их изучения. В целом исследованием было охвачено 1200 студентов, получающих высшее образование по различным направлениям -по естественнонаучному, гуманитарному, техническому профилям. 63% опрошенных - представители женского пола, 37% - мужского. Студентам были предложены проективные тесты, где использовались как «открытые», так и «закрытые» вопросы. Распределение ответов респондентов в анкетных опросах разных лет в достаточной степени совпадает, поэтому далее приводятся усредненные результаты исследований по всему объему выборки [5].
Прежде всего, отметим, что подавляющее большинство студентов считает творчество и творческие способности важной характеристикой современного человека, влияющей на его успешность, карьеру:
• 83% респондентов согласны с утверждением, что «способность к творчеству помогает добиться успеха в жизни»;
• 73% - полагают, что «творчество - это источник подлинного удовольствия»;
• 55% - убеждены в том, что «на современном рынке труда востребованы творческие люди».
Студенты также позитивно оценивают возможности развития творческого потенциала личности - 77% полностью или частично уверены в «существовании эффективных методик развития творческого потенциала личности».
С целью выявления латентных групп значений, вкладываемых в понятие «творчество», в исследовании был применен метод комплексного анализа смысловых ассоциаций. Респондентам предлагалось оценить по семибалльной шкале степень ассоциирования каждого предложенного смыслового значения с творчеством (1 балл - никоим образом не связаны между собой, 7 баллов - характеристика абсолютно подходит).
14
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
Теория инновационной деятельности
Ассоциативные тесты давно и широко используются в психологических, социологических исследованиях, начиная с пионерских работ З. Фрейда и К. Юнга. В нашем случае предполагалось, что испытуемый, опираясь на свои ощущения степени близости понятий, спроецирует внутренние представления о творчестве на предлагаемый стимульный материал (набор из тридцати четырех отобранных категорий).
Сравнение результатов тестирования за пять лет показало устойчивость шкалы, ее чувствительность к различным психологическим, социальным и культурным факторам, оказывающим влияние на ассоциативные структуры, связанные с понятием «творчество».
Выведение средних значений по группам и их обобщение дают представление о структуре ассоциативного поля, сопряженного с творчеством. Использование корреляционного анализа позволяет уточнить взаимодействие компонентов этого поля.
Основу ассоциативной структуры составили следующие смысловые категории (в скобках здесь и далее указаны средние значения по выборке):
• Воображение (6,4);
• Саморазвитие (5,8);
• Самовыражение (6,3);
• Импровизация, спонтанность (5,7);
• Талант (6,2);
• Свобода, независимость (5,4);
• Вдохновение (6,1);
• Интересные люди (5,4);
• Удовольствие (5,9);
• Интеллект (5,3).
По всей видимости, спектр общих для всех студентов смысловых ассоциаций отражает современную тенденцию гуманизации представлений о творчестве - т.е. формирование взгляда на творчество как на совершенный модус человеческого бытия (становления, целостности, свободы действий и самовыражения), что в общем совпадает с выводами многих исследователей. Так, К. Роджерс, один из известных представителей гуманистической психологии, определяет творчество как «усиление себя», считая, что главный побудительный мотив творчества - стремление человека реализовать, проявить свои возможности. Под этим стремлением ученый подразумевает «направляющее начало, проявляющееся во всех формах органической и человеческой жизни,- стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденцию к выражению и проявлению всех способностей организма и «Я”» [4, с.413]. Близкую концепцию творчества развивал А. Маслоу и другие авторы, сопоставлявшие проблематику здоровья, самореализации и творчества.
Показательно, что творчество у современных студентов ассоциируется, прежде всего, с удовольствием, саморазвитием, самовыражением, вдохновением, импровизацией, спонтанностью и соотносится больше с талантом, воображением, вдохновением (личностным началом), нежели с интеллектом, системным (рациональным и логическим) подходом.
Существенно неоднородны по выборке смысловые ассоциации студентов в отношении таких категорий, как:
• Обилие энергии (4,9);
• Природное естество, инстинкт жизни (3,9);
• Интуиция (4,8);
• Риск, неопределенность (3,9);
• Добро (4,8);
• Здоровье (3,7);
• Подсознание (4,6);
• Чудеса, волшебство (3,7);
• Игра (4,6);
• Престиж (3,2);
• Успешность (4,4);
• Муки творчества (3,1);
• Духовность (4,4);
• Конфликт (3,1);
• Глубинное ядро человека; Сущность (4,3);
• Проявление божественного начала (2,9);
• Системный подход (2,9);
• Целостность (4,1);
• Ощущение незримой поддержки Вселенной, Бога (2,8).
• Тайна (4,1);
На протяжении истории представления о творчестве менялись весьма существенным образом, диалектически проявляя все новые его грани. Анализ приведенной группы ассоциаций позволяет соотнести данные представления с трансформационными процессами в современном мировоззрении. Формирующееся здесь и сейчас видение новым поколением творчества, креативного акта отражает важнейшие особенности наступившей эпохи. Среди них отметим несколько, как нам представляется, наиболее значительных тенденций: во-первых, формирование новой картины мира, нового мировоззрения на принципах системности, холизма, синергетичности; во-вторых, актуализацию значимости интегративных процессов для решения глобальных проблем, вставших перед человечеством.
В различных научных направлениях (гуманистических, экзистенциальных, трансперсональных) мы видим оформление нового, адекватного для современного периода видения творческого процесса, в центре которого рождается понимание фундаментальной целостности мироздания: обнаруживается, что мы не можем разложить мир на отдельные «строительные кирпичики» -все связано со всем. В контексте формирующейся холистической парадигмы творчество предполагает не «манипулирование» информацией с целью получения решения - оно включает человека в многомерность универсумного креативного процесса, в котором преобразуется и сам субъект творчества.
Вместе с тем происходит активный поиск новых социальных паттернов системного развития, структурно-функциональных моделей организации сложных, уникальных, саморазвивающихся систем. Творчество в таких моделях определяется в качестве центра, источника развития человеческой индивидуальности, необходимым элементом и ресурсом целостности социальных, личностных, природных систем.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
15
Теория инновационной деятельности
Общим «узким местом» системогенеза является, в частности, решение универсальной для развития всех сложных систем проблемы -согласования процессов дифференциации и интеграции; автономизации частей и эволюции целостности. В современных условиях, когда нелинейность, сложность, динамичность среды требует дифференциации подсистем целого и их автономизации, указанная проблема решается демократизацией отношений «часть - целое» на основании ресурсов обучения, творчества, коммуникации (необходимо связанных сегодня с развитием человека и общества с опорой на феномены культуры).
Спектр ассоциаций с творчеством отражает эти тенденции. Факт, что значительная часть студентов соотносит творчество с «обилием энергии» (61% респондентов), «добром» (57%), «духовностью» (51%), «глубинным ядром человека, сущностью» (49%), «целостностью» (44%), «тайной» (48%), позволяет утверждать актуальность для современного молодого человека обретения творческих способностей в широком контексте новой картины мира, нового мировоззрения и мироощущения, формирующихся на принципах целостности, холизма, синергичности.
Анализ корреляционной матрицы этого блока переменных показал, что креативность образует в представлении студентов взаимосвязанный смысловой комплекс, центром которого являются такие характеристики творчества, как добро; обилие энергии; целостность; здоровье; свобода и независимость; саморазвитие; духовность (табл.1).
Выявленные ассоциативные связи еще раз подтверждают: творчество становится одним из центральных понятий формирующегося синкретичного мировоззрения и мироощущения современной студенческой молодежи.
Известно, что типичной чертой и составным элементом творчества является состояние вдохновения. Это демонстрируют и общие тенденции развития современных психотехнических образовательных систем, то же зафиксировано и в структуре ассоциаций студенческой молодежи.
По материалам исследований феноменологии вдохновения (работы А. Маслоу, М. Чиксентмихайи,
Р М. Грановской [1,2,10]) в нашей работе был создан и апробирован комплексный показатель, измеряющий степень выраженности опыта вдохновения у студентов и строившийся по методу шкалы Лайкерта. Респондентам предлагалось ответить на вопрос «Насколько Вы согласны, что в момент вдохновенного творчества у Вас возникали следующие чувства, переживания?» с предложенным перечнем утверждений: «Чувство полного вовлечения, растворенности в том, что я делаю»; «Ощущение реальности возникающих образов»; «Ощущение согласия с людьми, природой, всем миром»; «Лучшее понимание себя и других»; «Возникает синестезия - краски могут звучать, звуки ощущаться»; «После выхода из состояния творчества чувствую себя как бы заново рожденным». Степень согласия с каждым из утверждений оценивалась респондентами по пятибалльной шкале. Оценка качества показателя по критерию Альфа Кронбаха подтвердила его надежность. Распределение значений показателя соответствует нормальному.
Анализ корреляций между выраженностью опыта вдохновения и ответами респондентов на другие вопросы анкеты помогает лучше понять комплексную структуру ассоциаций с творчеством и роль опыта вдохновения в развитии студенческой молодежи.
Как показал корреляционный анализ, опыт вдохновения соответствует более глубокому, сущностному, радостному представлению о природе творчества. Вдохновение оказалось тесно связано с такими ассоциациями, как (в скобках указаны коэффициенты корреляции):
• Обилие энергии (0,32)
• Добро (0,30)
• Глубинное ядро (0,31)
• Игра (0,31)
• Целостность (0,31)
• Свобода (0,21)
• Тайна (0,41)
• Саморазвитие (0,23)
Серьезной проблемой в современном социуме и угрозой для его дальнейшего развития является упрощение, искажение представлений о творчестве, которые закрепляются в сознании многих людей
Таблица 1
Матрица интеркорреляций различных ассоциаций с творчеством (указаны коэффициенты корреляции по Пирсону)
Ассоциативный ряд Целостность Здоровье Духовность Добро Само- развитие Свобода Обилие энергии
Целостность 1,00 0,27 0,23 0,33 0,36 0,38 0,34
Здоровье 0,27 1,00 0,37 0,55 0,24 0,21 0,14
Духовность 0,23 0,37 1,00 0,42 0,34 0,31 0,09
Добро 0,33 0,55 0,42 1,00 0,43 0,47 0,23
Саморазвитие 0,36 0,24 0,34 0,43 1,00 0,48 0,30
Свобода 0,25 0,38 0,21 0,31 0,47 1,00 0,33
Обилие энергии 0,34 0,14 0,09 0,23 0,30 0,33 1,00
16
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
Теория инновационной деятельности
вследствие насаждения идеологии общества потребления и массовой культуры. Возникает опасная альтернатива: что есть искомое райское блаженство - это безделье, удовлетворение прихотей, любых желаний либо это опыт вдохновения, пробуждение творческой Самости? С этой точки зрения массовое пробуждение креативности, инициированное вызовами экономики знаний, формирование социальных представлений о смысле творчества как источнике свободы, человеческого достоинства, глубинной внутренней правды, подлинного удовольствия и вдохновения становятся задачами выживания цивилизации, личности и культуры.
В ходе нашего исследования установлена значимая связь между общим эмоциональным фоном жизни студентов и проявлением опыта вдохновения. Студентам предлагалось по семибалльной шкале ответить на вопрос «Как часто Вы переживаете следующие ощущения?» (1 балл - практически никогда, ..., 7 баллов - это мое обычное состояние). Наиболее сильные взаимосвязи обнаружились со следующими переживаниями:
• «ощущение легкости, парения» (среднее по выборке значение выраженности данного чувства - 4,1; коэффициент корреляции с проявлением опыта вдохновения составляет 0,43);
• «обостренное восприятие красоты мира, природы» (среднее значение - 4,9; коэффициент корреляции -0,31);
• «ощущение близости ко всему, единства со всем миром» (среднее значение - 3,6; коэффициент корреляции - 0,3);
• «чувство полного вовлечения, растворения в том, что делаю» (среднее значение - 4,0; коэффициент корреляции - 0, 27).
• Достаточно ярко оказалась выражена связь опыта вдохновения с такими важными для личности эмоциональными проявлениями, как:
• «глубокое чувство собственной значимости, ощущение одобрения окружающих» (среднее по выборке значение - 4,2; коэффициент корреляции - 0,2);
• «чувство своей потенциальности, наполненности идеями, планами» (среднее значение - 5,0; коэффициент корреляции - 0,2);
• «ощущение сосредоточенности, совершенной ясности цели, полного контроля над ситуацией» (среднее значение - 4,6; коэффициент корреляции - 0,2).
Наличие указанных переживаний, согласно результатам корреляционного анализа, образует взаимосвязанный комплекс. Найденные взаимосвязи показывают актуальность для развития современной педагогики творчества создания условий для комплексного формирования сопряженных между собой переживаний легкости, единства, гармонии, красоты, «поглощенности» делом, чувства собственной значимости и потенциальности. Особо отметим значение чувства единства мира и красоты, которое часто недооценивается в существующей системе образования.
Для того чтобы определить отношение студентов к развитию своих творческих способностей и творческой компетентности, им был предложен вопрос: «Насколько для Вас важно развитие определенных способностей и качеств?». Ответы также ранжировались по семибалльной шкале (1 балл - абсолютно неважно, ..., 7 -очень важно, абсолютно необходимо).
Выяснилось, что студенты явно заинтересованы в приобретении конкретных творческих навыков:
• «умений генерировать множество разнообразных подходов, идей для решения задач» (среднее значение - 5,9);
• «способности к импровизации» (5,9);
• «умения посмотреть на мир с иной точки зрения» (5,9);
• «умений вызывать и использовать мысленные образы для саморазвития, творчества» (5,5);
• «готовности выявлять структуру и потенциал своей личности, обнаруживать защитные механизмы, новые возможности самосовершенствования» (5,4).
Проявили респонденты и желание овладеть «знанием техник творчества, психологических закономерностей творчества» (4,4).
В целом использование методики изучения смысловых ассоциаций показало многозначность и поли-контекстность понятия «творчество», его значимое положение в мировоззрении и мироощущении молодого поколения. Результаты проведенного исследования доказывают актуальность его продолжения. Для творческого развития студенческой молодежи, удовлетворения ее потребностей в получении систематизированных знаний о феномене творчества необходимы на основе широкого интегрального подхода (учитывающего социальные, философские, психологические, психо- и социотехнические аспекты) разработка и внедрение в образовательный процесс курсов, формирующих творческую компетентность учащихся. Особое внимание при создании методик и введении таких курсов следует уделять обретению опыта вдохновения, который способствует более глубокому, сущностному, радостному пониманию природы творчества.
Не менее важной задачей представляется организация системы регулярного мониторинга уровня творческой компетентности, изучение реальных потребностей студентов в развитии навыков творчества, продолжение исследования значимых социокультурных представлений, сопряженных с опытом творчества и вдохновения.
Литература
1. Гоановская Р М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб.: Речь. 2006. 416 с.
2. Маслоу А. Психология бытия. М.: Ваклер, 1997. 300 с.
3. Панова В. М. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.61-63.
4. Роджерс К. Р Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. М.: Прогресс; Универс, 1994. 480 с.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
17
Теория инновационной деятельности
5. Стариков П. А. Методика комплексного анализа смысловых ассоциаций в изучении «креативного этоса» современной студенческой молодежи // Образование и наука. 2013. № 7. С.114—126.
6. Фельдшерова Е. Г Развитие творческих способностей учащихся в издательской деятельности // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.72-74.
7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007. 421 с.
8. Франц А. С., Зыбина О. О. Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С.37-42.
9. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Образование и наука. 2011. № 10. С.3-12.
10. Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность. М.: Альпина нон-фикшн, 2012. 194 с.
11. Энтальцева О. В. Музыкальное творчество как средство актуализации личностного потенциала обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.37-41.
12. Яковлев С. В. Ценностная детерминация жизненного и познавательного опыта личности // Образование и наука. 2011. № 4. С.28-37.
УДК 372.831:37.013.78
А. В. Швецова
J ^
РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Л_________________________________________г
Аннотация. В статье актуализируется проблема развития гендерной культуры как культуры социального взаимодействия, дается ее историко-генетический анализ и определяется роль образования в данном процессе. Показано, что развитие гендерной культуры включает в себя формирование общечеловеческих, гуманных ценностей, аналитического восприятия действительности, нестереотипности мышления. Причем, только определив эти качества как гендерно-универсальные и приоритетные в образовании, можно надеяться на признание нашего общества культурным, а его ценностей - носящими практический, а не только декларативный характер.
Ключевые слова: гендерная культура, культура взаимодействия, система образования.
Abstract. Article updated issue of the development of gender culture as a culture of social interaction, given its historical-genetic analysis and is determined by the role of education in this process. It is shown that the development of gender culture includes the formation of the universal, humane values, analytical perception of reality, estereotipos thinking. Moreover, only by identifying these qualities as gender-universal and priority in education, one can expect that the recognition of our cultural society and its values - wearing practical and not just declarative.
Keywords: gender culture, culture of interaction, the system of education.
Гендерная культура - один из основных элементов культуры как социального феномена. В свою очередь, это понятие само по себе является сложносоставным, включающим политико-правовой, образовательный, бытовой, экономический, исторический и многие другие аспекты. Очевидно, что основным субъектом развития гендерной культуры является система образования как институт, в котором процесс гендерной социализации может носить целенаправленный характер [6,8,11].
Сегодня возможность всеобщего образования для многих выглядит само собой разумеющейся, а статья из Конституции Российской Федерации, где утверждается, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности... а также других обстоятельств.» и «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [10],- кажется формальностью. На самом деле эти простые истины - результат многовековых, сложных социальных процессов.
18
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5