Научная статья на тему 'Комплексные занятия физическими упражнениями для студентов технического вуза'

Комплексные занятия физическими упражнениями для студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексные занятия физическими упражнениями для студентов технического вуза»

с учетом решаемых задач.

Коммуникативный компонент включает в себя действия по регламентации и регулированию отношений между субъектами и объектами учебной деятельности как по вертикали, так и горизонтали.

Организаторский компонент обеспечивает практическую деятельность по реализации принятых решений и достижению целей профессионального развития и саморазвития специалистов.

Анализ структуры и основных направлений профессионального развития и саморазвития специалистов спортивных единоборств свидетельствует, что эффективность процесса ее совершенствования зависит от выбора наиболее оптимального способа решения образовательных задач. Данный выбор обусловлен спецификой и характером функционирования профессиональной деятельности специалистов спортивных и боевых единоборств, которые предполагают создание оптимальных для самостоятельного поиска необходимой информации, исходя из потребностей профессиональной деятельности и наличия исходного уровня специальных знаний.

Наиболее эффективным способом решения образовательных задач, отвечающим данному требованию, является использование обучающих систем, основанных на современных телекоммуникационных и информационно-педагогических технологиях. При этом в качестве оптимального средства конструирования дидактического материала можно использовать блочно-модульные технологии, для активизации восприятия учебной информации -организационно-игровые, а для оптимальной передачи дидактической информации - технологии дистанционного обучения (В.Ю.Волков, Л.М.Волкова. 2001)

По нашему мнению перечисленные технологии относятся к инновационным средствам дидактики и могут продуктивно применяться не только в условиях стационарного обучения, но и при саморазвития специалистов спортивных и боевых единоборств.

Гарцуев А.В.

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Институт международных образовательных программ, Россия,

natalyavengerova@yandex.ru

Одними из неотъемлемых средств общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов технического вуза являются подвижные и спортивные игры. Эти средства в сочетании с неигровыми заданиями в виде разнообразных легкоатлетических и гимнастических упражнений, могут ис-

пользоваться не только для повышения уровня развития физических кондиций, но и, главным образом для развития психических качеств и мыслительных способностей студентов, которые необходимы будущим специалистам для осуществления успешной профессиональной деятельности. Однако, опыт работы в современном вузе показывает, что преподаватели, проводящие практические занятия со студентами, стараются либо сократить до минимума, либо избежать использования игровых заданий вообще. Такое положение обусловлено целым рядом взаимосвязанных друг с другом причин:

- большая наполняемость учебных групп студентов;

- определённая методическая сложность организации игровой деятельности в условиях нехватки площадей для занятий двигательной деятельностью;

- повышенная двигательная активность занимающихся во время выполнения игровых заданий, особенно заданий с мячом, которая может привести к получению ими мелких травм (ушибов и растяжений);

- повышенный эмоциональный фон самого занятия с использованием игровых заданий, требующий от преподавателей дополнительных усилий по поддержанию дисциплины;

- неготовность студентов к участию в игровой деятельности любого вида, из-за низкого уровня освоения ими подвижных и спортивных игр на этапе обучения в школе; а также недостаточный уровень владения педагогами вузов теорией и методикой спортивных игр.

Поэтому, для совершенствования методики игровой деятельности во время физкультурных занятий со студентами вуза, была разработана комплексная программа занятий, в которой упражнения из неигровых видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика), служат средствами подготовки к выполнению игровых заданий, а также элементов подвижных и спортивных игр.

Классическое комплексное занятие имеет трёхчастную структуру. В подготовительной его части, продолжительностью 15-20 минут, предлагается проводить легкоатлетические упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков. В зависимости от наполняемости учебных групп, выполнение легкоатлетических упражнений организуется либо поточным, либо фронтальным способом. В конце подготовительной части, проводить комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), направленный на развитие и совершенствование основных физических качеств.

Продолжительность основной части комплексного занятия составляет 4550 минут. В её содержание включаются упражнения, направленные на развитие физических, двигательных и психических кондиций студентов. Средства, используемые для формирования, совершенствования и развития различных проявлений таких качеств как сила, выносливость и гибкость имеют, как правило, характер неигровой двигательной деятельности.

Средствами же формирования, совершенствования и развития различных проявлений ловкости (особенно предметной ловкости), быстроты (быстроты

реакции на сигналы; на изменяющуюся обстановку), а также умений и навыков разноплановой и многоуровневой двигательной деятельности, особенно в ситуативной обстановке, являются, как правило, игровые упражнения, включающие в себя элементы подвижных и спортивных игр. Эти же упражнения применяются в основной части занятия и для дальнейшего развития у студентов морально-волевых качеств, совершенствования процессов высшей нервной деятельности, формирования и развития способностей к оперативному мышлению и т.д. Среди физических упражнений, направленных на развитие физических, двигательных и психических кондиций студентов, особое место занимают упражнения с мячом.

Практический опыт работы в вузе свидетельствует о том, что наиболее целесообразным из всего многообразия упражнений, в осенних семестрах (1-й и 111-й семестры), является использование упражнений в различных способах ловли и передачи мяча, передвижений и перемещений игрока владеющего мячом (ведение), различных способах броска мяча в цель (ворота, баскетбольная корзина).

В весенних семестрах (11-й и 1У-й семестры), наиболее целесообразно использовать упражнения, предполагающие непродолжительный (ударный) контакт с мячом. К ним, в частности, относятся верхняя и нижняя передачи мяча в волейболе, приём мяча в волейболе, подача и нападающий удар, а также блокирование нападающего удара.

Усиление нагрузочного, либо рекреативного воздействия указанных упражнений на организм студентов, а также формирования и поддержания устойчивого положительного эмоционального фона занятий, возможно при различных сочетаниях и комбинациях как друг с другом, так и со средствами, имеющими неигровой характер.

Таким образом, планирование результативности отдельных занятий физическими упражнениями студентов технического вуза возможно при сочетании в основной части гимнастических упражнений с элементами подвижных и спортивных игр. В свою очередь, гимнастические упражнения могут также выполняться и в игровой форме.

Симбиоз гимнастических упражнений с игровыми средствами позволяет добиться следующих результатов:

- оказывать нагрузочное воздействие практически на все мышечные группы организма физическими упражнениями, предлагаемыми студентам для последовательного выполнения в процессе физкультурного занятия;

- приблизить общую и моторную плотность комплексных занятий физическими упражнениями к абсолютным величинам за счёт сокращения пауз между выполнением различных двигательных действий и последовательного перехода от одних упражнений к другим;

- придать физической нагрузке воздействующей на организм студентов во время занятий оздоровительный характер (общий показатель ЧСС - 110-130

уд./мин.), за счёт подбора физических упражнений таким образом, чтобы при их выполнении часть мышечных групп не была задействована и получала бы период отдыха

- существенно повысить эмоциональный фон занятия, обеспечивая взаимное сочетание многоуровневых и разноплановых упражнений в двигательных действиях, носящих оздоровительную направленность, и положительно влияя на развитие у студентов стойкого интереса к двигательной деятельности.

К.В. Гобузева

ЗНАЧИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА

ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

ИМОП, Россия, karen83@yandex.ru

Эстетическое воспитание призвано формировать у людей предельно широкие эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой представляют исключительно широкие возможности для этого. Речь идет о развитии эстетической активности личности прежде всего в практической деятельности, жизни. Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями.

К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся, прежде всего, разнообразные виды самого физического воспитания. В каждом из них преподаватель может указать своим ученикам на моменты прекрасного. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также обстановка занятий, специальные средства художественного воспитания в процессе занятий (использование музыки и произведений искусства) и т.п.

С древнейших времён известно, что музыкальное искусство обладает огромным потенциалом воздействия на духовное, эстетическое развитие человека, формирование его ценностных ориентиров, воспитание чувства прекрасного, что происходит за счёт сильного эмоционального влияния художественного образа музыкального произведения, выраженного средствами музыки на психологическое состояние слушателя.

Музыкальное сопровождение на современном этапе развития физкультурного образования может иметь большое значение для решения многих за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.