Научная статья на тему 'Комплексное воздействие на физическое и психическое состояние женщин-преподавателей, имеющих заболевания позвоночника'

Комплексное воздействие на физическое и психическое состояние женщин-преподавателей, имеющих заболевания позвоночника Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА / ЖЕНЩИНЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ И КОРРИГИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / STRUCTURE-FUNCTIONAL DISORDERS OF SPINE / WOMEN-TEACHERS OF TECHNICAL UNIVERSITIES / HEALTH PROMOTING AND CORRECTING INFLUENCE / PHYSICAL DEVELOPMENT / FUNCTIONAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермукашева Евгения Тулевгалиевна

В статье отражены результаты экспериментального исследования комплексного оздоровительного воздействия на психофизическое состояние женщин-преподавателей технического вуза и коррекции имеющихся структурно-функциональных нарушений позвоночника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ермукашева Евгения Тулевгалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex Influence on Physical and Psychological CONDITIONS of Women-Teachers with Spine Problems

The results of experimental explanation of beneficial influence on psycho-physical conditions of women-teachers of technical universities as well as correction of structural-functional disorders of spine are shown considered.

Текст научной работы на тему «Комплексное воздействие на физическое и психическое состояние женщин-преподавателей, имеющих заболевания позвоночника»

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, Г.П. Теоретические и методические основы физической рекреации (на примере занятий с отягощениями) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Виноградов Г.П. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. -51 с.

2. Виноградов, Г.П. Атлетизм как национальная идея формирования здорового образа жизни [Текст] / Г.П.Виноградов // Теория и практика физической культуры. -2006.-№ 10.-С. 55-57.

3. Виноградов, Г.П. Мотивы спортивной деятельности занимающихся атлетизмом [Текст] / Г.П.Виноградов, И.Н.Савельева // Учёные записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. -№ 11. - С. 17-21.

4. Виноградов, И.Г. Структура рекреационных атлетических занятий [Текст] / И.Г. Виноградов // Учёные записки Университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2007. - № 4. - С. 19-22.

5. Виноградов, И.Г. Влияние силовых нагрузок различной направленности на свойства кратковременной памяти у студентов [Текст] / И.Г. Виноградов // Учёные записки Университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2007. - № 7. - С. 14-17.

6. Виноградов, И.Г. Содержание рекреационных занятий атлетизмом со студентами вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Виноградов И.Г. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. - 25 с.

7. Гужаловский, А. А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека [Текст] / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. - 1987. -№.12. - С. 31-34.

КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ПОЗВОНОЧНИКА

Евгения Тулевгалиевна Ермукашева, старший преподаватель,

Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС)

Аннотация

В статье отражены результаты экспериментального исследования комплексного оздоровительного воздействия на психофизическое состояние женщин-преподавателей технического вуза и коррекции имеющихся структурно-функциональных нарушений позвоночника.

Ключевые слова: структурно-функциональные нарушения позвоночника, женщины-преподаватели технического вуза, оздоровительное и корригирующие воздействие, физическое развитие, функциональное состояние.

COMPLEX INFLUENCE ON PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF WOMEN-TEACHERS WITH SPINE PROBLEMS

Eugenia Tulevgalievna Ermukasheva, senior teacher,

St-Petersburg State University of Railway Communications

Abstract

The results of experimental explanation of beneficial influence on psycho-physical conditions of women-teachers of technical universities as well as correction of structural-functional disorders of spine are shown considered.

Key words: structure-functional disorders of spine, women-teachers of technical universities, health promoting and correcting influence, physical development, functional conditions.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы значительно увеличилось число заболеваний опорнодвигательного аппарата. По данным Ю.Ф. Каменева (2004), структурнофункциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают до 60%

населения нашей страны. Причины распространения болезней опорно-двигательного аппарата (сколиозы, кифозы, остеохондрозы и др.) различны и противоречивы: низкая двигательная активность, нарушения режима питания, труда и отдыха, нервно-психические напряжения и т.д.

Несмотря на значительную распространенность нарушений опорнодвигательного аппарата среди взрослого населения, систематические исследования этой проблемы крайне редки и касаются частных вопросов (А.И. Суханов, 2002; И.С. Власов, 2003; Т.Н. Суханова, 2005 и др.). Практически нерешенной является проблема создания системы оздоровления и коррекции структурных и функциональных нарушений в области позвоночника у женщин-преподавателей технического вуза, составляющих значительный интеллектуальный потенциал России. Следовательно, разработка принципов, средств и методов профилактики и коррекции структурнофункциональных нарушений в области позвоночника у женщин-преподавателей средствами оздоровительной физической культуры является приоритетной задачей и входит в ранг государственной необходимости.

Для обоснования возможности использования различных гимнастических и специальных плавательных упражнений в целях профилактики и коррекции функциональных нарушений в области позвоночного столба у женщин-преподавателей требует экспериментального обоснования влияния этих средств на физическое развитие, функциональное и психическое состояние, динамику развития двигательных качеств и навыков человека.

С этой целью нами был изучен физиологический механизм функциональных нарушений в области позвоночника и определены основные условия их возникновения, коррекции и профилактики; определены основные особенности проведения физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами разного возраста; проведен анализ состояния здоровья женщин-преподавателей технического вуза и установлены группы заболеваемости, основными из которых являются остеохондроз, гипертония, вегето-сосудиетная дистония, варикозное расширение вен и ожирение. Определена структура потребностей и мотивов занятий оздоровительной физической культурой женщин-преподавателей, имеющих остеохондроз и избыточный вес. Установлены параметры двигательной активности женщин-преподавателей в процессе проведения учебных занятий, рабочего дня и недели; теоретически обоснованы и опробованы средства оздоровительного и корригирующего воздействия на организм женщин-преподавателей в зависимости от их физической подготовленности; определена ведущая роль укрепления мышц спины и брюшного пресса в профилактике и восстановлении нарушенных функций позвоночника; выявлены основные направления и принципы применения комплексных физкультурно-оздоровительных воздействий; экспериментально обосновано содержание оздоровительных комплексов на суше и специальных плавательных упражнений в воде для профилактики структурно-функциональных нарушений в области позвоночника у женщин-преподавателей.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

При разработке средств и методов оздоровительного воздействия и профилактики структурно-функциональных нарушений в области позвоночника у женщин-преподавателей мы выявили особенности их профессиональной деятельности, двигательную активность, физическое и функциональное состояние организма.

В результате установлено, что женщин в профессорско-преподавательском составе университета всего 318 человек - 32,25%, возраст - от 25 до 70 лет. Из них 11 или 3,46% - доктора наук и 88 или 27,67% - кандидаты наук. По результатам медицинского обследования из 148 женщин практически здоровыми признаны: в первой возрастной группе (25-35 лет) - 36,1%, во второй (36-45 лет) - 23,3%, в третьей (46-55 лет) - 16%, в четвертой (56 лет и старше) - всего 5,5%. Набольшее количество женщин имеют заболевания позвоночника (остеохондроз) и ожирение.

При анализе двигательной активности установлено, что за рабочий день женщины делают порядка 2200 шагов, что говорит о недостаточной двигательной активности, так как нормой является 10-12 тысяч шагов в день.

Исследования физического развития женщин-преподавателей свидетельствуют об увеличении с возрастом избыточного веса. Росто-весовой индекс во всех возрастных группах значительно выше нормы. Жизненная емкость легких близка к норме только в первой возрастной группе (3080±56 мл). Жизненный индекс (ЖЕЛ, мл/вес, кг), а также силовой индекс у женщин всех групп ниже нормы.

Результаты исследований функционального состояния дали следующие показатели: ЧСС в покое в норме только в первой возрастной группе (25-35 лет) - 72,4±1,2 уд/мин. После стандартной физической нагрузки (20 приседаний за 30 с) время восстановления ЧСС превышает норму в два раза. Систолическое давление в покое с возрастом становится гипертоническим. Показатели устойчивости организма к недостатку кислорода (проба Штанге и проба Генчи) уменьшаются с увеличением возраста. При оценке физической работоспособности (степ-тест) достаточной оказалась работоспособность в первой и второй возрастной группах.

Из всего этого можно сделать заключение, что при больших интеллектуальных и психических нагрузках женщины-преподаватели испытывают недостаток двигательной активности, вследствие чего постепенно ухудшается здоровье, физическое развитие и снижается функциональное состояние организма в целом. Особенно четко отрицательные показатели проявляются с возрастом.

Так как все женщины-преподаватели, участвующие в эксперименте, прошли диспансерное обследование и имели заболевания позвоночника (остеохондроз) и избыточный вес, нами были разработаны комплексы общеразвивающих и специальных упражнений на суше и в воде.

В процессе педагогического эксперимента проверялась эффективность разработанных средств и методов, применяемых на занятиях, их влияние на состояние здоровья, уровень расширения функциональных возможностей, физическое и психическое состояние.

Настоящий эксперимент проводился в течение 2006-07 учебного года на базе спортивного комплекса кафедры физической культуры Петербургского государственного университета путей сообщения. Всего в эксперименте на добровольной основе приняли участие 54 женщины разного возраста. По данным анкетного опроса, была изучена мотивация женщин-преподавателей разных возрастных групп. В первой возрастной группе (25-35 лет) к занятиям приступили 14 женщин. Главным мотивом в этой группе явилось снижение веса и коррекция телосложения (32%). Во второй (36-45 лет) - 15 женщин, на первое место 36% поставили улучшение самочувствия и укрепление здоровья. Третья группа (46-55 лет) - 17 женщин и четвертая (56 лет и старше) -8 женщин приоритетным считают улучшение самочувствия и укрепление здоровья (49% и 52%, соответственно).

Занятия проводились три раза в неделю по 45-50 минут, два занятия в бассейне и одно в гимнастическом зале с тренажерами. На начальном этапе женщины прошли 8-часовой курс обучения технике плавания брассом на груди, на спине, ознакомились с техникой плавания на боку. Эти способы в дальнейшем использовались как основа специальных упражнений для коррекции функциональных нарушений в области позвоночника.

После начального обучения плаванию занятия проводились с целью коррекции остеохондроза посредством развития силы глубоких и поверхностных мышц спины. Плавательные упражнения, выполняемые в воде, были подобраны по принципу постепенного усложнения с учетом вовлечения мышц грудного отдела позвоночного столба и мышц поясничного отдела.

На занятиях решались задачи: развития силы мышц разгибателей позвоночного столба с целью удержания его в вертикальном положении; снятия нагрузки на позво-

ночник и межпозвонковые диски; развития подвижности позвоночного столба во всех плоскостях и осях. Обязательным условием для всех женщин был самоконтроль за осанкой на занятиях и в повседневной жизни.

Занятия в зале проводились раз в неделю по 50 минут. Для борьбы со структурно-функциональными нарушениями в области позвоночника и расширения функциональных резервов организма применялись общеразвивающие, специальные оздоровительные и лечебные комплексы физических упражнений. В подготовительной части (15-20 мин) выполнялись простые общеразвивающие упражнения для всех групп мышц в виде ритмической гимнастики. Для повышения эмоционального тонуса включались танцевальные движения, которые затем соединялись в танцевальные комбинации. В основную часть (15-20 мин) включались комплексы специальных упражнений по укреплению мышц спины и брюшного пресса, участвующих в удержании позвоночника в вертикальном положении и развивающих его подвижность во всех отделах. В заключительной части (5 мин) выполнялась ходьба, упражнения на расслабление мышц и глубокое дыхание. Все упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, что создавало благоприятный эмоциональный фон на занятиях.

В целях обеспечения решения поставленных задач мы руководствовались следующими методическими принципами: целенаправленного и комплексного использования педагогических и психологических средств; систематичности и последовательности в решении оздоровительных задач; рациональной продуктивности оздоровительных коррекций; системно-избирательного воздействия на организм; оптимального соотношения средств комплексного физкультурно-оздоровительного воздействия с учетом имеющихся заболеваний позвоночника.

Физическая нагрузка для женщин каждой возрастной группы регулировалась за счет количества повторений каждого упражнения, времени отдыха между упражнениями и интенсивности их выполнения.

Всего было проведено 72 занятия в воде и 36 занятий в зале.

Перед началом педагогического эксперимента и в конце его было проведено контрольное тестирование по основным упражнениям, выполняемым в воде и на суше, а также оценено физическое, функциональное и психическое состояние женщин всех возрастных групп.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследуя проблему изменения показателей физического развития женщин разного возраста под влиянием комплексных физических нагрузок в зале и в водной среде, мы определили следующее:

Занятия оздоровительной гимнастикой и плаванием значительно повлияли на снижение массы тела женщин во всех возрастных группах. Наибольшее снижение массы тела зарегистрировано у женщин первой возрастной группы (4,2 кг), наименьшее - у женщин третьей группы - 3,1 кг. Жизненная емкость легких несколько увеличилась у женщин всех возрастных групп, в среднем, на 65±31,5 мл. Наибольшее увеличение зарегистрировано у женщин первой возрастной группы (90 ± 30 мл), а наименьшее - в четвертой (20±32 мл).

Обхват талии у женщин всех возрастных групп уменьшился в среднем на 2,6 см. Весоростовой индекс к концу педагогического эксперимента находился в пределах нормы. Жизненный индекс у женщин всех возрастных групп достоверно увеличился в среднем на 3,4±0,5 мл/кг (Р<0,05). Увеличение произошло за счет снижения веса женщин и увеличения ЖЕЛ. Силовой индекс увеличился у женщин в среднем на 4,4% (Р<0,05), однако, в третьей и четвертой возрастных группах он остался ниже нормы.

Результаты изучения влияния комплексных оздоровительных физических упражнений на функциональное состояние женщин-преподавателей следующие:

• Частота сердечных сокращений в покое у женщин всех возрастных групп в конце педагогического эксперимента уменьшилась в среднем на 3,9 уд/мин. Достовер-

ное изменение ЧСС зарегистрировано только у женщин четвертой группы. После нагрузки ЧСС у женщин всех возрастных групп уменьшилась в среднем на 6,5 уд/мин. Частота дыхания в покое в конце эксперимента - в среднем на 2,4 цикла меньше у женщин всех возрастных групп.

• Результаты функциональной пробы на задержку дыхания на вдохе (проба Штанге) достоверно увеличились во всех группах в среднем на 7,7 с (Р<0,01). Показатель задержки дыхания на полном выдохе (проба Генчи) у всех женщин в среднем увеличился на 6,9%.

Проведенный анализ динамики функционального состояния женщин-преподавателей всех возрастных групп за период педагогического эксперимента показал влияние комплексной физической нагрузки на все основные функциональные системы организма испытуемых.

Результаты оценки влияния комплексных физкультурно-оздоровительных занятий на развитие физических качеств женщин показали, что сила мышц живота увеличилась в среднем на 38% (Р<0,01). Наибольший прирост был отмечен у женщин четвертой возрастной группы - 61,5%. Сила рук (отжимание) также достоверно увеличилась. Выносливость по 12-минутному плавательному тесту К. Купера у всех женщин увеличилась в среднем на 17%. Наибольшее увеличение - 21% - зафиксировано в четвертой группе. Увеличилась гибкость позвоночного столба у женщин всех групп в среднем на 3,8 см.

Проведенный эксперимент показал положительное влияние занятий на самочувствие, активность и настроение женщин всех возрастных групп. По результатам анкетного опроса (методика САН) до и после эксперимента, у женщин во всех группах достоверно улучшились показатели самочувствия, активности и настроения в среднем на 2,6 балла (55%). Эмоциональный и психический тон (методика Н.Б. Стамбуловой) в конце эксперимента увеличился у женщин во всех возрастных группах в среднем на 50% (Р<0,01), оценка удовлетворенности занятиями оздоровительной физической культурой приближена к максимальной -10 баллов (в среднем 7,8 ± 0,5).

На основе результатов наших исследований можно сделать вывод о том, что занятия физкультурно-оздоровительной направленности в зале и в водной среде с женщинами разного возраста оказали положительное влияние на их физическое развитие, функциональное и психическое состояние, а также на развитие физических качеств и прикладных навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аболина, Л.Н. Разработка и обоснование комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для женщин, работающих в условиях с вынужденным положением тела : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Аболина Л.Н. ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Ленинград, 1982. - 22 с.

2. Адамова, И.В. Технология комплексных занятий оздоровительными видами гимнастики и плавания с женщинами 35-45 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Адамова И.В. ; Рос. гос. акад. физ. культуры ; Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1994. - 24 с.

3. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М. : Наука, 1975. - 447 с.

4. Брег, П.С. Программа по оздоровлению позвоночника. Позвоночник - ключ к здоровью / П.С. Брег ; сост. Попова Л.М. - СПб., 1997. - С. 54-71.

5. Власов, И. С. Оздоровительная физическая культура как средство профилактики и коррекции сколиотических нарушений у допризывной и призывной молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Власов И.С. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2003. -24 с.

6. Зубакова, Е.И. Комплексное применение физических упражнений в воде и на суше для женщин : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зубакова Е.И. - СПб., 1997. -

15 с.

7. Каменев, Ю.Ф. Боль в пояснице при остеохондрозе позвоночника / Ю.Ф. Каменев. - Петрозаводск : Интел. Тек, 2004. - 99 с.

8. Суханов, А.И. Теория и практика управления физическим состоянием человека на основе комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Суханов А.И. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2002. - 46 с.

9. Суханова, Т.Н. Комплексные физкультурно-оздоровительные коррекции физического состояния военнослужащих при структурно-функциональных нарушениях позвоночника : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Суханова Т.Н. ; СПб ГУИТМиО. -СПб., 2005. - 18 с.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ

Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ефременкова, соискатель,

Андрей Игоревич Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье анализируется опыт трансформации высшего физкультурного образования России в контексте Болонских соглашений. С этой целью изучается развитие двухуровневой системы высшего образования (введение бакалавриата и магистратуры), системы зачетных единиц, обеспечение качества образования на примере десяти физкультурных вузов России.

Ключевые слова: трансформация, Болонские соглашения, бакалавриат и магистратура, система зачетных единиц.

TRANSFORMATION OF PHYSICAL EDUCATION HIGHER SCHOOLS OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF BOLOGNA AGREEMENTS

Konstantin Nikolaevich Efremenkov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolevna Efremenkova, applicant,

Andrey Igorevich Sergeev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism

Abstract

The experience of transformation of higher physical education of Russia in the context of Bologna agreements is analyzed. With this purpose the development of two-level system of higher education (introduction of bachelor and magister’s degree), systems of test units and maintenance of quality of education on the example of ten physical culture schools of Russia is studied.

Key words: transformation, Bologna agreements, bachelor and magister’s degree, the system of credit units.

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке образование становится важнейшим инструментом в социальном воспроизводстве человеческого капитала. Специалисты исследуют инновационные приемы преподавания, педагогические интеграции и их влияние на учебный процесс. Происходит интенсивный поиск стимулов развития системы образования в контексте долгосрочной перспективы, а также рассматривается стратегическая программа реформ с целью последующей интеграции отечественной системы высшего физкультурного образования в международное образовательное пространство. Сейчас действует новое законодательство и складывается новая модель управления сферой образования. В соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование», Законом РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования», Концеп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.