Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СБАЛАНСИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ'

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СБАЛАНСИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / сбалансированное развитие / региональная политика / территориальное развитие / региональная экономика / region / balanced development / regional policy / territorial development / regional economy

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — М Р. Хагуров

В статье обосновано то, что сбалансированного развития территорий в концепции пространственного развития государства заключается в обеспечении равномерного и устойчивого развития всех регионов и территорий государства. Целью сбалансированного развития территорий является создание условий для равных возможностей развития всех регионов страны, повышение качества жизни местного населения, укрепление территориальной целостности и устойчивости государства в целом. Автором обоснованы и детально представлены основные принципы сбалансированной региональной экономической политики, которые включают: учет экологической устойчивости, социальная справедливость, экономическая эффективность, межсекторальное взаимодействие, долгосрочное планирование, межрегиональное сотрудничество, образование и информирование. В общем виде сбалансированная региональная экономическая политика является инструментом для достижения равномерного и устойчивого развития различных регионов в стране. Принципы региональной экономической политики позволяют обеспечить равный доступ всех регионов к ресурсам и возможностям развития, а также создать условия для устойчивого экономического роста. Сбалансированная региональная экономическая политика должна учитывать специфические особенности каждого региона, такие как география, климат, культура, история и экология. Модель развития территорий на основе системы сбалансированных показателей с учетом фактора экологичности является подходом, который стремится достичь устойчивого развития, учитывая не только экономические и социальные показатели, но и экологические аспекты. Данная модель предполагает использование комплексного набора показателей, которые охватывают различные аспекты развития территории. Ключевыми показателями в модели являются экономический рост, уровень безработицы, качество жизни, уровень загрязнения воздуха, количество зеленых насаждений и другие экологические показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED DEVELOPMENT OF TERRITORIES BASED ON THE PRINCIPLES OF A BALANCED REGIONAL ECONOMIC POLICY

The article substantiates that the balanced development of territories in the concept of spatial development of the state is to ensure the uniform and sustainable development of all regions and territories of the state. The goal of balanced territorial development is to create conditions for equal opportunities for the development of all regions of the country, improve the quality of life of the local population, strengthen the territorial integrity and stability of the state as a whole. The author substantiates and presents in detail the basic principles of a balanced regional economic policy, which include: consideration of environmental sustainability, social justice, economic efficiency, intersectoral interaction, long-term planning, interregional cooperation, education and information. In general, a balanced regional economic policy is a tool for achieving uniform and sustainable development of various regions in the country. The principles of regional economic policy make it possible to ensure equal access of all regions to resources and development opportunities, as well as to create conditions for sustainable economic growth. A balanced regional economic policy should take into account the specific characteristics of each region, such as geography, climate, culture, history and ecology. The territorial development model based on a system of balanced indicators, taking into account the environmental factor, is an approach that seeks to achieve sustainable development, taking into account not only economic and social indicators, but also environmental aspects. This model assumes the use of a comprehensive set of indicators that cover various aspects of the development of the territory. The key indicators in the model are economic growth, unemployment, quality of life, air pollution, number of green spaces and other environmental indicators.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СБАЛАНСИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»

EDN: KWEBBE

М.Р. Хагуров - аспирант кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,

M.R. Khagurov - postgraduate student of the Department of Monetary Circulation and Credit, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ СБАЛАНСИРОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ INTEGRATED DEVELOPMENT OF TERRITORIES BASED ON THE PRINCIPLES OF A BALANCED

REGIONAL ECONOMIC POLICY

Аннотация. В статье обосновано то, что сбалансированного развития территорий в концепции пространственного развития государства заключается в обеспечении равномерного и устойчивого развития всех регионов и территорий государства. Целью сбалансированного развития территорий является создание условий для равных возможностей развития всех регионов страны, повышение качества жизни местного населения, укрепление территориальной целостности и устойчивости государства в целом. Автором обоснованы и детально представлены основные принципы сбалансированной региональной экономической политики, которые включают: учет экологической устойчивости, социальная справедливость, экономическая эффективность, межсекторальное взаимодействие, долгосрочное планирование, межрегиональное сотрудничество, образование и информирование. В общем виде сбалансированная региональная экономическая политика является инструментом для достижения равномерного и устойчивого развития различных регионов в стране. Принципы региональной экономической политики позволяют обеспечить равный доступ всех регионов к ресурсам и возможностям развития, а также создать условия для устойчивого экономического роста. Сбалансированная региональная экономическая политика должна учитывать специфические особенности каждого региона, такие как география, климат, культура, история и экология. Модель развития территорий на основе системы сбалансированных показателей с учетом фактора экологичности является подходом, который стремится достичь устойчивого развития, учитывая не только экономические и социальные показатели, но и экологические аспекты. Данная модель предполагает использование комплексного набора показателей, которые охватывают различные аспекты развития территории. Ключевыми показателями в модели являются экономический рост, уровень безработицы, качество жизни, уровень загрязнения воздуха, количество зеленых насаждений и другие экологические показатели.

Abstract. The article substantiates that the balanced development of territories in the concept of spatial development of the state is to ensure the uniform and sustainable development of all regions and territories of the state. The goal of balanced territorial development is to create conditions for equal opportunities for the development of all regions of the country, improve the quality of life of the local population, strengthen the territorial integrity and stability of the state as a whole. The author substantiates and presents in detail the basic principles of a balanced regional economic policy, which include: consideration of environmental sustainability, social justice, economic efficiency, intersectoral interaction, long-term planning, interregional cooperation, education and information. In general, a balanced regional economic policy is a tool for achieving uniform and sustainable development of various regions in the country. The principles of regional economic policy make it possible to ensure equal access of all regions to resources and development opportunities, as well as to create conditions for sustainable economic growth. A balanced regional economic policy should take into account the specific characteristics of each region, such as geography, climate, culture, history and ecology. The territorial development model based on a system of balanced indicators, taking into account the environmental factor, is an approach that seeks to achieve sustainable development, taking into account not only economic and social indicators, but also environmental aspects. This model assumes the use of a comprehensive set of indicators that cover various aspects of the development of the territory. The key indicators in the model are economic growth, unemployment, quality of life, air pollution, number of green spaces and other environmental indicators.

Ключевые слова: регион, сбалансированное развитие, региональная политика, территориальное развитие, региональная экономика.

Keywords: region, balanced development, regional policy, territorial development, regional economy.

Сущность сбалансированного развития территорий в концепции пространственного развития государства заключается в обеспечении равномерного и устойчивого развития всех регионов и территорий государства. Главная идея заключается в том, чтобы сократить неравенство и различия между различными регионами страны в плане экономического, социального и инфраструктурного развития. Целью сбалансированного развития территорий является создание условий для равных возможностей развития всех регионов страны, повышение качества жизни местного населения, укрепление территориальной целостности и устойчивости государства в целом [11]. Для достижения сбалансированного развития территорий осуществляются различные меры, такие как:

- создание специальных программ и инвестиций для развития менее развитых регионов с целью стимулирования их экономического роста;

- развитие социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура и т.д.) во всех регионах, чтобы обеспечить равный доступ населения к необходимым услугам;

- укрепление транспортной и коммуникационной инфраструктуры для устойчивого развития и связности между различными регионами страны;

- распределение ресурсов и инвестиций в различные регионы с учетом их потенциальных возможностей и потребностей.

Сбалансированное развитие территорий в концепции пространственного развития государства является важным инструментом для устранения региональных неравенств и создания условий для устойчивого и гармоничного развития всей страны [15]. В тоже время декомпозиция государственной политики в масштабе региональной политики конкретного региона позволяет структурно рассмотреть комплексное развитие отдельных территорий. Для конкретного региона необходимо в рамках публичного управления построение поэтапной модели.

Формирование модели комплексного развития территорий на основе сбалансированной региональной экономической политики предполагает учет экологических, социальных и экономических аспектов развития региона. Она направлена на достижение устойчивого развития, при котором сохраняется баланс между потребностями человека и природой. Основные принципы сбалансированной региональной экономической политики включают:

1) учет экологической устойчивости, так как модель развития территории должна основываться на принципах сохранения природных ресурсов, биологического разнообразия и экосистем;

2) социальная справедливость, то есть развитие должно учитывать потребности и интересы всех слоев населения, обеспечивая равноправный доступ к образованию, здравоохранению, труду и другим ресурсам;

3) экономическая эффективность, предусматривающая то, что региональная экономическая политика должна способствовать росту продуктивности, конкурентоспособности и инновационности региональной экономики;

4) межсекторальное взаимодействие, так как модель развития территорий должна предусматривать сотрудничество различных секторов экономики, государственных и негосударственных организаций, а также общественности;

5) долгосрочное планирование, основанное на том, что развитие территории должно осуществляться на основе долгосрочных стратегий и программ с участием всех заинтересованных сторон;

6) межрегиональное сотрудничество, так как модель развития территорий должна предусматривать сотрудничество и координацию между различными регионами, особенно в сфере природоохранной и экологической политики;

7) образование и информирование, предусматривающие то, что региональная экономическая политика должна предусматривать меры по повышению осведомленности и образованности населения в сфере экологии, экономики, устойчивого развития региона и получения обратной связи на решения органов регионального управления.

Формирование модели комплексного развития территорий на основе сбалансированной региональной экономической политики требует участия государства, бизнеса, местных сообществ и граждан. Она позволяет достичь устойчивого управления ресурсами, экологической эффективности и социальной справедливости в регионе. Рассмотрим подробнее вышеуказанные принципы сбалансированной региональной экономической политики.

Важнейшим принципом является социальная справедливость, то есть социальная инклюзия по отношению любому человеку проживающему и осуществляющему свою социально-хозяйственную деятельность на данной территории. Эффективное развитие региона должно быть основано на принципах социальной инклю-зивности, то есть учета потребностей и интересов всех слоев населения. Это подразумевает создание равных возможностей для всех граждан, независимо от их социального статуса, расы, пола или возраста [3].

Один из ключевых аспектов социальной инклюзии в развитии региона - обеспечение равноправного доступа к образованию. Доступное и качественное образование должно быть доступно каждому гражданину, что позволит создать равные возможности для личностного развития и трудоустройства. Важно также учитывать разные потребности и интересы различных возрастных групп, включая детей с особыми образовательными потребностями, чтобы обеспечить полноценное участие всех граждан в образовательном процессе.

Социальная инклюзия также подразумевает обеспечение доступа к качественной медицинской помощи и здравоохранению для всех граждан. Развитие региона должно предусматривать доступность медицинских услуг, включая профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию, для всех слоев населения. Это включает разработку и реализацию программ по борьбе с заболеваниями, обеспечение достаточного количества квалифицированного медицинского персонала и создание доступной и качественной инфраструктуры здравоохранения.

Кроме того, развитие региона должно предоставить равные возможности для трудоустройства. Это означает развитие экономики, создание новых рабочих мест и стимулирование предпринимательства. При этом важно учитывать разные потребности и интересы различных групп населения, включая молодежь, женщин, мигрантов и лиц с инвалидностью. В целом, социальная инклюзия в развитии региона требует учета и удовлетворения потребностей и интересов всех слоев населения [7]. Это создаст условия для устойчивого и справедливого развития региона в целом.

Также одним из важнейших принципов является экономическая эффективность. Так как региональная экономическая политика должна способствовать росту продуктивности, конкурентоспособности и инноваци-онности региональной экономики для этого необходимо развивать отрасли, в которых регион обладает конкурентными преимуществами и экономическим потенциалом. Для стимулирования инноваций и развития новых отраслей региональная экономическая политика должна сосредоточиться на создании условий для привлечения инвестиций, поддержки научных исследований и разработок, а также образования кадров с высоким уровнем знаний и навыков [4].

Одним из способов достижения этих целей является создание специальных экономических зон, в которых предоставляются налоговые льготы и другие преимущества для инвесторов. Такие зоны позволяют привлечь капитал и технологии, способствуют росту экспорта и созданию новых рабочих мест. Кроме того, региональная экономическая политика должна учитывать особенности местного рынка труда и создавать условия для развития малого и среднего бизнеса. Поддержка предпринимательства и создание благоприятной среды для предпринимательской деятельности помогают стимулировать рост инвестиций, увеличение производства и создание новых рабочих мест. Кроме того, важным аспектом региональной экономической политики является развитие инфраструктуры. Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры позволяет улучшить доступность региона для бизнеса и населения, снизить издержки на транспортировку товаров и услуг, а также создать условия для привлечения новых инвестиций [16].

Отдельно следует рассмотреть принцип экологической устойчивости. Модель развития территории должна основываться на принципах сохранения природных ресурсов, биологического разнообразия и экоси-

стем. Реализация экосбалансированной политики на региональном уровне основывается на нескольких концептуальных основах:

A. Учет экосистемных услуг. Политика должна учитывать все экосистемные услуги, предоставляемые регионом, такие как почвообразование, водоочистка, регуляция климата и др. Эти услуги должны быть измерены и приняты во внимание при разработке политики.

Б. Сохранение биологического разнообразия. Политика должна стремиться сохранить и восстановить биологическое разнообразие региона. Это можно достичь через создание заповедных зон, охраняемых территорий, поддержку устойчивого использования природных ресурсов и др.

B. Участие жителей. Экосбалансированная политика должна быть основана на широком участии жителей региона. Население должно быть вовлечено в процесс принятия решений и иметь возможность выразить свое мнение о политике, которая будет влиять на их жизнь и окружающую среду.

Г. Сотрудничество и партнерство. Реализация экосбалансированной политики требует сотрудничества и партнерства между различными заинтересованными сторонами, такими как государственные органы, местные сообщества, бизнес и неправительственные организации. Только совместные усилия могут привести к достижению результата.

Д. Устойчивое использование природных ресурсов. Политика должна стремиться к устойчивому использованию природных ресурсов, чтобы обеспечить их доступность и сохранение на долгосрочной основе. Необходимо создавать механизмы для учета и контроля использования ресурсов и регулирования экономических деятельностей.

Е. Экономическая эффективность и научное обоснование. Политика должна быть экономически эффективной и иметь научное обоснование. Она должна строиться на основе анализа экологических, экономических и социальных данных, чтобы обеспечить достижение оптимальных результатов.

Ж. Мониторинг и оценка. Необходимо вести систематический мониторинг и оценку реализации экосба-лансированной политики на региональном уровне. Это поможет выявить прогресс, достигнутый в реализации политики, и определить необходимые корректировки и улучшения.

В целом, реализация экосбалансированной политики на региональном уровне требует комплексного подхода, учета экосистемных услуг, сохранения биологического разнообразия, участия жителей, сотрудничества и партнерства, устойчивого использования природных ресурсов, экономической эффективности и научного обоснования, а также систематического мониторинга и оценки.

Рассматривая четвертый принцип межсекторального взаимодействия, следует отметить, что модель развития территорий должна предусматривать сотрудничество различных секторов экономики, государственных и негосударственных организаций, а также общественности. Сотрудничество различных секторов экономики, государственных и негосударственных организаций, а также общественности является ключевым фактором в развитии территорий [1]. Взаимодействие между этими субъектами позволяет создавать устойчивые социально -экономические модели развития, увеличивать эффективность использования ресурсов, повышать качество жизни населения.

Государственные организации играют роль в создании благоприятной законодательной и институциональной среды для развития территорий. Они предоставляют финансовую поддержку, регулируют отношения между различными субъектами и обеспечивают координацию и мониторинг реализации различных программ и проектов [8]. Негосударственные организации вносят свой вклад в развитие территорий через реализацию социальных и экономических проектов. Они могут обладать большей гибкостью и способностью адаптироваться к местным потребностям и условиям, а также могут обладать богатым опытом и знаниями в определенных сферах.

Сотрудничество с общественностью также необходимо для успешного развития территорий. Общественность может предоставить ценную обратную связь, выразить свои потребности и приоритеты, а также активно участвовать в процессе принятия решений. Вовлечение общественности позволяет создать легитимность и поддержку для различных проектов, а также обеспечить участие всех заинтересованных сторон [14]. Таким образом, развитие территорий требует широкого межсекторного сотрудничества. Только совместные усилия государства, бизнеса, некоммерческого сектора и общественности позволят создать устойчивые и прогрессивные модели развития, обеспечивающие благосостояние и качество жизни всех жителей.

Пятый принцип долгосрочного планирования обусловлен тем, что развитие территории должно осуществляться на основе долгосрочных стратегий и программ с участием всех заинтересованных сторон. Это общепринятый принцип развития территории, который гарантирует наиболее эффективное использование ресурсов и принятие всех необходимых мер для достижения устойчивости и процветания. Вовлечение всех заинтересованных сторон позволяет учесть их потребности, предложения и мнения, что способствует более качественному и сбалансированному развитию.

Долгосрочные стратегии и программы имеют целью определить главные приоритеты развития территории на длительный период времени. Они учитывают множество факторов, таких как экономика, экология, социальное развитие, инфраструктура и др. В результате разработки таких стратегий и программ формируется план действий, который определяет цели, задачи, сроки и ресурсы для реализации развития территории [5]. Важно отметить, что участие всех заинтересованных сторон является ключевым фактором успешной реализации стратегий и программ развития территории. Такое участие позволяет обеспечить взаимодействие, обмен информацией, согласование интересов и поиск компромиссных решений. Это создает условия для эффективно-

го управления и мониторинга процесса развития территории. Такой подход к развитию территории позволяет обеспечить устойчивое и уравновешенное развитие, учитывая нужды и интересы широкого круга людей. Он помогает создать условия для достойной жизни всех жителей территории, сохранения природных ресурсов и населения, а также развития экономики и инфраструктуры.

Шестой принцип раскрывающий сущность межрегионального сотрудничества основывается на том, что модель развития территорий должна предусматривать сотрудничество и координацию между различными регионами, особенно в сфере природоохранной и экологической политики, а также экономического взаимодействия приграничных территорий. Сотрудничество и координация между различными регионами являются ключевыми аспектами развития территорий. Взаимодействие и сотрудничество позволяют регионам обмениваться опытом, ресурсами и экспертизой, что способствует ускорению экономического роста, социального развития и общего процветания [2].

Сотрудничество позволяет регионам учиться друг у друга, обмениваться передовыми практиками и инновациями, что способствует повышению эффективности и качества работы. Регионы могут сотрудничать в области развития инфраструктуры, энергетики, транспорта, туризма и других областях, обеспечивая более эффективное использование ресурсов и взаимную выгоду. Сотрудничество между регионами может способствовать созданию благоприятной и привлекательной бизнес-среды, что привлечет инвестиции и способствует развитию предпринимательства.

Совместные проекты и программы помогают регионам эффективно решать общие проблемы, такие как развитие человеческого капитала, повышение качества жизни, создание рабочих мест и сокращение неравенства. Сотрудничество и координация между регионами способствуют укреплению политической стабильности, обеспечивая согласованность в целях развития и улучшения жизни всех жителей. Для реализации сотрудничества и координации между различными регионами могут быть установлены механизмы межрегионального сотрудничества, такие как создание союзов, ассоциаций или партнерств. Кроме того, необходимо наладить обмен информацией и опытом, проводить совместные форумы, конференции и проекты для обмена знаниями и передачи передовых практик [13]. В целом, сотрудничество и координация между различными регионами являются неотъемлемыми элементами успешного развития территорий, поскольку они способствуют синергетическому эффекту, ускоряют рост и ведут к улучшению качества жизни населения.

Седьмой принцип продиктован тем, что региональная экономическая политика должна предусматривать меры по повышению осведомленности и образованности населения в сфере экологии, экономики, устойчивого развития региона и получения обратной связи на решения органов регионального управления. Прежде всего это организация информационных компаний и медиа-кампаний. Необходимо активно использовать средства массовой информации, включая телевидение, радио, газеты, интернет и социальные сети, для информирования населения о важности экологических и экономических вопросов, а также о мерах, принимаемых органами местного и регионального управления. Проведение телевизионных программ, радиоинтервью, выпуск специальных изданий, создание информационных порталов и приложений позволят донести важные сообщения до широкой аудитории [9].

Также особый акцент необходимо сделать на организации образовательных программ и тренингов. Проведение лекций, семинаров, курсов, тренингов и мастер-классов по экологии, экономике, устойчивому развитию региона поможет населению получить более глубокие знания и навыки в этих областях. Образовательные программы могут быть направлены как на рядовое население, так и на основные целевые группы, включая предпринимателей, старшеклассников, студентов и граждан, занимающих ключевые должности в региональном управлении. Организация регулярной рассылки информационных бюллетеней и электронных писем населению региона позволит гарантировать своевременное информирование о важных решениях и мерах, принимаемых органами управления. В бюллетенях можно также включать полезные советы и рекомендации по экологическому и экономическому поведению.

Важнейшее значение в региональной экономической политике должно быть уделено внимание организации общественных слушаний и консультаций. Проведение общественных слушаний и консультаций с участием представителей населения поможет создать пространство для обратной связи и выражения мнений граждан. Такие мероприятия позволяют органам регионального управления получить информацию о потребностях и ожиданиях населения, а также принять во внимание их мнение при принятии решений. Подготовка информационных брошюр, буклетов, плакатов, видеоматериалов и других информационных материалов поможет шире распространить знания о экологии, экономике и устойчивом развитии региона, особенно действенное значение имеет в данном случае применение коммуникационных технологий в интернет пространстве.

Использование всех вышеуказанных принципов сбалансированной региональной экономической политики позволяет провести комплексное развитие территорий (рисунок 1).

Модель развития территорий на основе системы сбалансированных показателей с учетом фактора эколо-гичности является подходом, который стремится достичь устойчивого развития, учитывая не только экономические и социальные показатели, но и экологические аспекты. Данная модель предполагает использование комплексного набора показателей, которые охватывают различные аспекты развития территории. Ключевыми показателями в модели могут быть, например, экономический рост, уровень безработицы, качество жизни, уровень загрязнения воздуха, количество зеленых насаждений и другие экологические показатели [10].

Принципы сбалансированной региональной экономической политики

Учет экологической устойчивости

Межрегиональное сотрудничество

Образование и информирование

Комплекс устойчивого развития региона

Приоритеты

Экологическая сфера

Экономический Благосостояние Сохранение

рост населения экосистемы

Рисунок 1 - Сбалансированной развитие регионов на основе принципов региональной экономической политики

Сбалансированная система позволяет оценить не только экономическое благосостояние территории, но и ее экологическую устойчивость. Например, если территория достигает высоких экономических показателей, но при этом имеет высокий уровень загрязнения воздуха, модель развития может предложить меры по снижению загрязнения и повышению экологической устойчивости.

Фактор экологичности в модели развития территорий может играть важную роль в принятии решений. Например, при планировании новых предприятий или инфраструктуры, учитывается не только их экономическая эффективность, но и потенциальные негативные воздействия на окружающую среду. Таким образом, модель рассматривает вопрос экологической устойчивости в контексте развития и старается найти компромиссное решение, удовлетворяющее как экономическим, так и экологическим потребностям [12].

Для раскрытия содержания внутреннего наполнения модели необходимо пояснить, что современные инструменты и методы оценки развития территорий включают в себя широкий спектр инструментов и подходов, которые позволяют анализировать и оценивать различные аспекты развития территорий. Ниже приведены некоторые из них:

- вШ-технологии: геоинформационные системы (ГИС) позволяют собирать, анализировать и визуализировать геопространственные данные, такие как карты, изображения спутников и другие географические данные. Они могут быть использованы для анализа различных аспектов развития территорий, включая демографию, экономику, транспортную инфраструктуру и окружающую среду.

- системы показателей: разработка систем показателей, которые представляют собой числовые или качественные характеристики развития территорий, позволяет проводить сравнительный анализ разных территорий и оценивать их прогресс в течение времени [6]. Такие системы показателей могут включать финансовые показатели, показатели социального развития, экологические показатели и другие;

- социальные исследования: проведение социальных исследований, включая опросы и интервью, позволяет собрать данные о мнениях и потребностях населения, их уровне жизни, доступности образования и здравоохранения, уровне безработицы и т. д. Эти данные могут быть использованы для оценки развития социальной инфраструктуры и уровня жизни на территории;

- финансовый анализ: анализ финансовых показателей, таких как бюджет, инвестиции, налоги и др., позволяет оценить экономическую состоятельность территории и ее потенциал для привлечения инвестиций и развития предпринимательства;

- экологические оценки: анализ экологического состояния территории, включая климатические изменения, загрязнение окружающей среды, потребление природных ресурсов и др., позволяет оценить устойчивость и экологическую устойчивость территории;

- оценка экономической эффективности проектов: проведение оценки экономической эффективности проектов позволяет оценить и сравнить различные инвестиционные и развитие проекты на территории, включая их степень рентабельности, возможность создания рабочих мест и др.

Эти инструменты и методы могут быть использованы как отдельно, так и в комбинации, для проведения комплексной оценки развития территорий. Результаты такой оценки могут служить основой для принятия решений об улучшении развития и планирования мероприятий на территории.

В общем виде сбалансированная региональная экономическая политика является инструментом для достижения равномерного и устойчивого развития различных регионов в стране. Она основана на принципах равномерного распределения ресурсов, поддержки уязвимых и отсталых регионов, а также стимулирования экономического роста и конкурентоспособности. Основная цель сбалансированной региональной экономической политики - уменьшение разрывов в уровне развития и благосостояния между регионами [10].

Принципы этой политики позволяют обеспечить равный доступ всех регионов к ресурсам и возможностям развития, а также создать условия для устойчивого экономического роста. Таким образом, сбалансированная региональная политика направлена на создание разнообразных и конкурентоспособных отраслей в каждом регионе. Это позволяет снизить зависимость от одной отрасли и развить другие потенциальные ресурсы и возможности. Принципы сбалансированной региональной экономической политики включают развитие образования, науки и культуры в каждом регионе. Такое развитие помогает повысить квалификацию рабочей силы, создать новые рабочие места, привлечь инвестиции и повысить уровень жизни. Сбалансированная региональная политика предусматривает участие региональных и местных органов в процессе разработки и реализации экономической политики. Они должны быть вовлечены в принятие решений о стратегическом планировании, а также в координацию и мониторинг проектов и программ в каждом регионе.

В заключение следует отметить, что сбалансированная региональная экономическая политика должна учитывать специфические особенности каждого региона, такие как география, климат, культура, история и т.д. Это помогает определить потенциальные преимущества и ограничения каждого региона и разработать соответствующие стратегии развития.

Источники:

1. Адаменко А.А. К вопросу о приоритетных направлениях совершенствования региональной экономической политики / Адаменко А.А., Мусостова Д.Ш., Маничкина М.В. // Естественно--гуманитарные исследования. 2021. № 37 (5). С. 10-14.

2. Аношина Ю.Ф. Социальное развитие территорий: тенденции, условия и управление дестабилизирующими факторами / Аношина Ю.Ф., Кулагина Н.А., Купоров Ю.Ю. // Экономические науки. 2022. № 209. С. 235-242.

3. Головина Т.А. Политика цифровой инклюзии в развитии человеческого капитала / Головина Т.А., Хорольская Т.Е., Мусостов З.Р. // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 43 (5). С. 77-83.

4. Докукина И.А. Формирование стратегического управления затратами на инновационное развитие в условиях повышения конкурентоспособности региона / Докукина И.А., Полянин А.В. // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 2 (32). С. 219-225.

5. Еремина И.А. Комплексные региональные проекты развития территорий в ракурсе теории сложности / Еремина И.А., Полянин А.В. // Вестник Академии знаний. 2021. № 42 (1). С. 131-136.

6. Исаева Е.М. Динамика воспроизводимых факторов производства в регионах россии экономический и институциональный аспекты / Исаева Е.М., Никитина Л.М., Трещевский Ю.И. // Регион: системы, экономика, управление. 2013. № 1 (20). С. 21-31.

7. Кулагина Н.А. Совершенствование социальной политики регионов на основе мониторинга деятельности субъектов социального предпринимательства / Кулагина Н.А., Чепикова Е.М., Кособоков А.Ю. // Экономические науки. 2022. № 206. С. 118-124.

8. Лебедев В.М. Формирование институционального поля публичного управления в регионе / Лебедев В.М., Полянин А.В. // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 3-1. С. 161-168.

9. Положенцева Ю.С. Формирование комплексной методики оценки цифрового потенциала социально-экономических систем / Положенцева Ю.С., Непочатых О.Ю., Чэнь Ч. // Вестник Академии знаний. 2022. № 52 (5). С. 222-227.

10. Полянин А.В. Видово-факторная сущность экономического роста региона / Полянин А.В. // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 25. С. 17-21.

11. Рисин И.Е. Ключевые сферы и задачи стратегического управления социально-экономическим развитием регионов / Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. // Регион: системы, экономика, управление. 2016. № 4 (35). С. 17-22.

12. Сураева М.О. Управление инновационным развитием региона: роль проектно-процессного подхода / Сураева М.О., Жабин А.П. // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2023. № 1-2. С. 112-116.

13. Суровнева А.А. Особенности менеджмента некоммерческих организаций / Суровнева А.А., Полянин А.В., Головина Т.А. // Труд и социальные отношения. 2017. Т. 28. № 4. С. 33-48.

14. Третьякова Л.А. Программа повышения конкурентоспособности как инструмент реализации региональной социально-экономической политики / Третьякова Л.А., Глотов Д.С. // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 42-48.

15. Трещевский Ю.И. Пространственные и функциональные особенности эколого-экономической активности и сбалансированности российских регионов / Трещевский Ю.И., Новиков В.А., Папина О.Н. // Регион: системы, экономика, управление. 2020. № 2 (49). С. 34-43.

16. Хмелева Г.А. Региональные отраслевые циклы и устойчивость экономики региона / Хмелева Г.А., Семенычев В.К., Коробецкая А.А. // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2020. Т. 11. № 3. С. 190-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.