УДК 712.2
А. В. Равино, кандидат экономических наук, доцент (БГТУ) КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛАНДШАФТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Ландшафтное планирование для Беларуси является инновационным направлением хозяйственной деятельности. Объектом исследования в статье выступает ландшафтное планирование, предметом исследования является комплексное обеспечение ландшафтного планирования в стране. Цель исследования - построение схемы, анализ и формулировка предложений по развитию ландшафтного планирования в Беларуси.
Landscape planning is an innovative area of management Belarus. Object of research in the article is landscape planning, research subject is complex elements of landscape planning in the country. The purpose of the research is the construction of schematic diagram, analysis and formulation of proposals for the development of landscape planning in Belarus.
Введение. Ландшафтное планирование сегодня - это ответ на вызов глобализации экономики, возросшей культурной открытости, формирования мирового измерения в политике и потребности принимать совместные решения. Общая направленность ландшафтного планирования заключается в том, чтобы позволить нынешнему поколению удовлетворить свои материальные и нематериальные потребности без угрозы возможностям будущих поколений в поддержании существования и повышения качества жизни.
Ландшафтное планирование для Беларуси является инновационным направлением политики хозяйствования, поэтому целью исследования выступает разработка схемы, анализ состояния и формулировка предложений по комплексному обеспечению ландшафтного планирования в стране. Основные задачи:
- изучить генезис и современную интерпретацию понятий «ландшафт», «ландшафтное планирование»;
- провести анализ отечественного и международного опыта ландшафтного планирования;
- построить схему элементов комплексного обеспечения ландшафтного планирования государства;
- проанализировать комплексное обеспечение ландшафтного планирования в Беларуси;
- сформулировать предложения по ландшафтному планированию в республике.
Основная часть. Анализ генезиса понятия «ландшафт» показал [1], что длительное время (до ХХ в.) термин употреблялся при характеристике рельефа территории как основной объект географического исследования.
В СССР учеными предлагалось несколько определений ландшафта как природного географического комплекса. В силу традиционного понимания ландшафта, сложившегося в географических науках, под ландшафтом понимали любую типологическую или региональную географическую единицу; общий вид местности; однородный участок земной поверхности,
ограниченный естественными рубежами, характеризующийся взаимосвязанной совокупностью поверхностных и горных пород, воды, воздуха, почв, растительного и животного мира. Вместе с тем ландшафт определялся также и как область, в которой характер рельефа, климата, животного, растительного мира, населения и культура человека объединяются в единое целое сложного взаимодействия [2].
Проблемы устойчивого развития конца ХХ в. предопределили иную трактовку понятия «ландшафт». В Европейской конвенции о ландшафтах дано следующее определение: ландшафт - это часть территории, в том смысле как она воспринимается таковой населением, отличительные черты которой являются результатом действия природного и/или человеческого факторов или их взаимодействия [3]. Следовательно, в современной интерпретации, структурную характеристику объекта ландшафтного планирования определяют антропогенные и природные ландшафты, которые в результате взаимодействия социальной, экологической и экономической системы трансформируются в региональную социо-эколого-экономическую систему.
В европейских странах под ландшафтным планированием понимают [4]:
- во-первых, совокупность методических инструментов, используемых для построения пространственной организации деятельности общества в конкретных ландшафтах, которая обеспечивала бы устойчивое природопользование и сохранение основных функций этих ландшафтов как системы поддержания жизни;
- во-вторых, коммуникативный процесс, в который вовлекаются все субъекты природоохранной и хозяйственной деятельности на территории планирования и который обеспечивает выявление интересов природопользователей, проблем природопользования, решение конфликтов и разработку согласованного плана действий и мероприятий.
Системы ландшафтного планирования различных стран определяются историческими, политическими, социокультурными, экономическими, природными особенностями. Но общим для всех стран является то, что ландшафтное планирование способствует насыщению планирования на различных уровнях иерархии природоохранным содержанием [4].
В нашей стране ландшафтное планирование в том смысле, который вкладывают в эту деятельность в Европе, не осуществляется. Проводимое в республике планирование природопользования в большей степени тождественно понятию «ландшафтное планирование». Реалии сегодняшнего дня показывают, что ландшафтное планирование, как совокупность мероприятий по устойчивому развитию природного географического комплекса и сохранению в процессе его хозяйственного использования экологического равновесия территории, должно осуществляться в Беларуси. Наиболее сложная проблема - это структурирование ландшафтного планирования в действующую систему социально-экономического и экологического планирования государства.
Схема элементов комплексного обеспечения ландшафтного планирования государства приведена на рисунке. Проанализируем комплексное обеспечение ландшафтного планирования в Беларуси, то есть действующую систему обеспечения планирования природопользования, в которую может быть интегрировано ландшафтное планирование.
В инфраструктуре управления ландшафтным планированием выделяют:
- субъект управления, представляющий собой систему органов государственной власти, реализующих состав функций по государственному регулированию ландшафтного планирования; негосударственные организации; общественность;
- объект управления, в качестве которого выступает деятельность предприятий, объединений, отдельных людей по ландшафтному планированию.
В сфере природопользования страны проведение единой политики осуществляет Президент и Правительство - Совет Министров Республики Беларусь как центральный орган государственного управления. Органами специального государственного экологического управления являются Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, областные комитеты и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. Ведомственное отраслевое управление земельными ресурсами, лесными ресурсами и особо охраняемыми природными территориями осуществляют соответственно Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство лесного хозяйства и Управление делами Президента Республики Беларусь.
Законодательное и нормативно-правовое обеспечение ландшафтного планирования имеет комплексный характер, так как оно охватывает ряд отраслей законодательства, и включает нормативные акты уровней:
- международные (в том числе Европейская конвенция о ландшафтах [3]);
- законодательные (включающие акты высшей юридической силы - Конституцию и законы страны, а также указы Президента Республики Беларусь);
- подзаконные (включающие правительственные постановления и ведомственные акты -приказы и постановления министерств и ведомств Республики Беларусь);
- локальные (представленные системой актов индивидуального характера - различные гражданско-правовые договоры и административные акты участников ландшафтного планирования, правила, методические рекомендации).
Схема комплексного обеспечения ландшафтного планирования
В настоящее время в Республике Беларусь планирование природопользования и охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с принятыми законами, Указами Президента Республики Беларусь. Конкретные вопросы регулирования природопользования и охраны окружающей среды регламентируются Кодексом Республики о земле, о недрах, Лесным, Водным и Налоговым кодексами Республики Беларусь, нормативными документами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и других отраслевых министерств и ведомств Республики Беларусь.
Систему прогнозирования и планирования природопользования и охраны окружающей среды определяет Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Общими прогнозно-плановыми документами в области природопользования и охраны окружающей среды являются: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, государственные программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на перспективу, программы социально-экономического развития страны на 5 лет, годовые прогнозы социально-экономического развития Беларуси. Для локализации указанных программных документов и решений компетентных государственных органов разрабатываются республиканские, областные, районные, городские, ведомственно-отраслевые и локальные (на предприятиях, организациях) программы рационального природопользования и охраны окружающей среды, а также программы обеспечения экологической безопасности. Имеются схемы, прогнозно-плановые и программные документы рационального использования и охраны отдельных природных комплексов, природных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и объектов Республики Беларусь.
Концептуальные предпосылки ландшафтного планирования интегрируются в основной методологической концепции - Концепции устойчивого развития. Концептуальные основы ландшафтного планирования объединяют методологию различных научных сфер, начиная от естественных, технических, до социальных и философских, так как ландшафтное планирование -это интегрированная деятельность по организации пространственной структуры природопользования в конкретных ландшафтах и устойчивому сохранению социо-эколого-экономического каркаса региона. Например, при управлении лесными ландшафтами, концептуальным содер-
жанием ландшафтного планирования выступает Концепция модельного леса.
Методическое обеспечение ландшафтного планирования обусловлено многофункциональностью ландшафта (как среды обитания и жизнедеятельности человека; как пространственного базиса системы расселения и размещения производительных сил; как источника продуктовых, в т. ч. экологических ресурсов; как фактора сохранения генофонда и видового разнообразия растительного и животного мира) и выражается системой общих и частных оценок состояния биофизических (экологических) и социально-экономических параметров развития ландшафта. При этом определяется: уровень устойчивости природных комплексов, степень удовлетворения потребностей в природных (экологических) ресурсах, величина природного капитала, коэффициент обеспеченности региона в особо охраняемых природных территориях, экономический ущерб природной среде и т. п.
При планировании ландшафтов нами предлагается использовать методический подход, основанный на теории воспроизводственной ренты и определении стоимостной оценки эко-системной продукции и экосистемных услуг, позволяющей выразить интегральную связь между биофизическими и социально-экономическими параметрами природных комплексов.
Предлагаются следующие этапы разработки и применения методики, при этом необходимо учитывать все основные типы ландшафтов региона (например, лесохозяйственные, сельскохозяйственные, охраняемые, водохозяйственные ландшафты и пр.):
1) идентификация биофизических и социально-экономических параметров ландшафта;
2) выражение стоимостной взаимосвязи между экологическими и экономическими параметрами ландшафта;
3) определение направлений использования методики при планировании ландшафтов.
Суммарная стоимостная оценка основных типов ландшафтов выражает природный капитал территории, приращение которого (или убыль) во времени следует обязательно учитывать как интегральный показатель ландшафтного планирования.
Орхусская конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», ратифицированная нашей страной, ставит цель обеспечения и защиты прав человека на доступ к информации, касающейся окружающей среды. Белорусская система информационного обеспечения ландшафтного планирования включает
государственные библиотеки и иные организации, осуществляющие сбор, обработку и распространение информации о количественных и качественных характеристиках ландшафтов. Реестры единиц территорий представлены в стране природными кадастрами.
Вместе с тем основной источник информации в эпоху глобализации хозяйствования -Интернет и его информационные ресурсы, это касается и международной статистики ландшафтов.
Формы финансирования ландшафтного планирования: государственное (из средств госбюджетов различных уровней и внебюджетных государственных фондов развития); банковские кредиты (кредиты мировых банков); гранты, проекты, финансируемые за счет иностранного капитала, средств заинтересованных сторон.
Заключение. Сегодня ландшафтное планирование, как инструмент регионального управления, определяют следующие факторы:
- экологическая безопасность развития антропогенного ландшафта;
- устойчивое продуцирование природного ландшафта;
- трансформация антропогенного ландшафта в культурный;
- оптимальное (рациональное) сочетание природного и антропогенного ландшафта.
Сформированная в республике законодательная, нормативно-правовая база, четко выстроенная система государственной власти и управления, организация планирования и прогнозирования потенциально являются основой комплексного обеспечения ландшафтного планирования: его организации, формирования и развития. Система ландшафтного планирования должна формироваться, прежде всего, на региональном уровне управления с обязательным учетом общественных интересов и интересов местного населения.
Для развития ландшафтного планирования в республике рекомендуется:
- формировать систему ландшафтного планирования на основе территориального и отраслевого планирования, других программных документов, схем и проектов, а также установления функциональных зон использования территорий. Рамочными документами при этом могут стать отраслевые и территориальные планы, прогнозы, лесоустроительные проекты, схемы планирования развития территорий, использования и охраны лесного фонда, водных объектов, развития и размещения особо охраняемых природных территорий и пр.;
- разработать и внести в установленном законодательством порядке проект нормативно-правового акта, на основании которого ландшафтному планированию в Республике Беларусь будет придан системный, масштабный и управляемый характер;
- учитывать зарубежный опыт ландшафтного планирования, его социальные и экономические аспекты;
- максимально учитывать интересы региона ландшафтного планирования как социально-эколого-экономической системы с коррекцией действующих документов проектного, нормативного и планового характера.
Литература
1. Колбовский Е. Ю. Ландшафтоведение. -М.: Издат. центр «Академия», 2008. 480 с.
2. Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.
3. European landscape convention // European Treaty Series. No. 176. Florence, 20.X.2000. 9 s.
4. Ландшафтное планирование: принципы, методы, европейский и российский опыт. Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2002. 141 с.
Поступила 14.03.2014