Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНО ПРИМЕНЯЯ ТРЕНАЖЁРЫ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АРТИЛЛЕРИИ НА НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ'

КОМПЛЕКСНО ПРИМЕНЯЯ ТРЕНАЖЁРЫ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АРТИЛЛЕРИИ НА НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕПОДГОТОВКА / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ АРТИЛЛЕРИИ / НОВЫЙ ОБРАЗЕЦ ВВСТ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРЕНАЖЁР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Владимир Александрович

В статье проведён анализ применения современных технических средств обучения (тренажёров и информационно-коммуникационных технологий) в процессе переподготовки военных специалистов артиллерии на новые образцы вооружения и рассмотрены перспективные направления совершенствования системы организации рассматриваемой переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE USE OF SIMULATORS DIRECTIONS FOR IMPROVING THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF RETRAINING OF MILITARY ARTILLERY SPECIALISTS FOR NEW TYPES OF WEAPONS, MILITARY AND SPECIAL EQUIPMENT

The article analyzes the use of modern technical means of training (simulators and information and communication technologies) in the process of retraining military artillery specialists for new types of weapons and considers promising areas for improving the organization of the retraining in question.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНО ПРИМЕНЯЯ ТРЕНАЖЁРЫ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АРТИЛЛЕРИИ НА НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

В.А. ПОПОВ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

V.A. POPOV

КОМПЛЕКСНО ПРИМЕНЯЯ ТРЕНАЖЁРЫ

COMPREHENSIVE USE OF SIMULATORS

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АРТИЛЛЕРИИ НА НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

DIRECTIONS FOR IMPROVING THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF RETRAINING OF MILITARY ARTILLERY SPECIALISTS FOR NEW TYPES OF WEAPONS, MILITARY AND SPECIAL EQUIPMENT

Сведения об авторе. Попов Владимир Александрович - докторант Михайловской военной артиллерийской академии, подполковник, кандидат военных наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: popov.v.a.mbaa@mail.ru).

Аннотация. В статье проведён анализ применения современных технических средств обучения (тренажёров и информационно-коммуникационных технологий) в процессе переподготовки военных специалистов артиллерии на новые образцы вооружения и рассмотрены перспективные направления совершенствования системы организации рассматриваемой переподготовки.

Ключевые слова: переподготовка, военный специалист артиллерии, новый образец ВВСТ, технические средства обучения, информационно-коммуникационные технологии, тренажёр.

Information about the author. Vladimir Popov - Doctoral student of the Mikhailovsky Military Artillery Academy, Lieutenant Colonel, Candidate of Military Sciences (St. Petersburg. E-mail: popov.v.a.mbaa@mail.ru).

Summary. The article analyzes the use of modern technical means of training (simulators and information and communication technologies) in the process of retraining military artillery specialists for new types of weapons and considers promising areas for improving the organization of the retraining in question.

Keywords: retraining, military artillery specialist, new model of the VVST, technical means of training, information and communication technologies, simulator.

Организацию переподготовки военных специалистов артиллерии на новые образцы вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) важно рассматривать как сложную организационно-техническую систему, что согласуется с системным подходом исследования, при котором фундаментальное понятие «система» - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, объединённых единой целью.

Таким образом, системой организации переподготовки военных

специалистов ракетной артиллерии на новые образцы ВВСТ является сложная целеустремлённая система, главной целью функционирования которой является обеспечение качественной подготовленности и готовности артиллеристов к эффективному выполнению задач по эксплуатации и применению современной ВВСТ в операции (бою). А так как для обучаемых в настоящее время появилась возможность и на учебных занятиях, и в ходе самостоятельной подготовки активнее использовать возможности

информационно-коммуникационных технологий, общаться с профессорско-преподавательским составом, представителями военно-промышленного комплекса по различным средствам коммуникации, дистанционно участвовать в тренировках, то именно эта система занимает по сложности и объёму особое место в системе переподготовки, основные элементы которой представлены на схеме.

В настоящее время переподготовка военных специалистов артиллерии на новые образцы воо-

' ................лииитарг кч^ггсиюьктг йоени ийготштнетоп

] Lih.it нчл<; м! 1 Ьденяали! Йпдоктсма 1 ХОДЁНЕ^СМ а

|[.'Ш1ГфО!Н1ША иилаывиш зацач «и .'шсоштм кеетороивдгО

чсртфнятиЛ Щт.н. ¡11 ГС и сгидллр<ж:ш1ш\ || 0(>есггеч£н11 *

(Герепрдгйтовкн >м~>учин мнимся 1 чи^апцинтт! псртищпжткп !

Схема. Система организации переподготовки военных специалистов артиллерии на новые образцы ВВСТ

ружения в основном осуществляется с использованием традиционных форм и методов обучения. Однако реалии образовательного процесса, активное совершенствование учебно-материальной базы высших военных учебных заведений, внедрение в практику подготовки специалистов современных технических средств обучения (ТСО) требуют существенной корректировки подходов к организации профессиональной переподготовки военных специалистов на новые образцы ВВСТ.

В составе артиллерийских частей и подразделений проводятся ежемесячные тренировки и контрольные занятия по освоению конкретных образцов ВВСТ. В связи с возрастанием ответственности офицеров за выполнение поставленных задач занятия проводятся в основном на технике, что делает такой процесс обучения дорогостоящим.

На тренажёрах стоимость обучения значительно дешевле и составляет от 4 до 15 процентов от стоимости часа обучения на реальном образце техники. Подготовка специалистов на тренажёрах обеспечивает высокую степень готовности к самостоятельной работе на реальных образцах военной техники. Опытные образцы тренажёров отличаются наглядностью, автоматизированным контролем действий обучаемых, моментальной демонстрацией результатов.

Современные реалии, опыт последних вооружённых конфликтов показывают, что в настоящее время существенно возрастают требования к повышению качества переподготовки военных специалистов на новые образцы ВВСТ путём применения в образовательном процессе всё более совершенных технических средств обучения, технологий обучения (классическое очное обучение, электронное обучение с дистанционными образовательными технологиями и применение обучающимися тренажёров изделий военного назначения), развития форм и методов использования.

В сложившейся ситуации возрастает необходимость интеграции данных форм и средств (тренажёров и информационно-коммуникационных технологий) в единые системы с целью повышения эффективности процесса переподготовки военных специалистов артиллерии.

Всё это указывает на перспективы в развитии системы переподготовки военных специалистов на новые образцы ВВСТ и главным образом на совершенствование подходов к оптимальной её организации.

Достижение цели повышения качества обучения напрямую зависит от интенсификации образовательного процесса. Ресурсной базой для решения этой задачи как раз и являются современные и перспективные тренажёры, а также информационно-коммуникативные технологии (включая дистанционное обучение).

Тренажёрные комплексы артиллерии (особенно разрабатываемые) должны обеспечивать возможность проведения занятий и тренировок по всем предметам обучения (боевая работа, стрельба из всех образцов вооружения, изучение требований и соблюдение мер безопасности, работа на средствах связи, обучение и проведение тренировок по вопросам организации взаимодействия с мотострелковыми и другими подразделениями, включая и обслуживающие, проведение маскировки и инженерной разведки, выполнение всех мероприятий организации стрельбы и управления огнём, устранение неисправностей техники и вооружения).

Следует отметить, что в странах НАТО повсеместное

распространение получили моделирующие обучающие системы. Командование сухопутных войск США утвердило программу «Рациональная подготовка», которая предусматривает разумное сочетание полевых выходов с проведением занятий и учений с использованием компьютеров. Для этих целей в войсках созданы учебные компьютерные базы и компьютерные центры. В ФРГ в гарнизоне Айнзидлерхоф функционирует компьютерный центр по моделированию и имитации боевых действий полевой артиллерии вооружённых сил США и стран НАТО в масштабах европейских театров военных действий.

В настоящее время существует видение, при котором в качестве учебно-тренировочных средств нового поколения предлагается создание комплекса тактических тренажёров, состоящих из унифицированных комплексных учебно-тренировочных средств, объединённых в единую автоматизированную систему взаимосвязанных программно-аппаратных средств для обеспечения слажива-ния подразделений, подготовки органов военного управления (штабов) к выполнению боевых задач.

Создание таких тренажёрных систем и комплексов позволит: • перейти к новым комплексным принципам комплектования учебно-тренировочных средств (УТС) соединений и воинских частей артиллерии (один унифицированный комплект тренажёрных средств - одна воинская часть), при этом тренажёрные средства одиночной

подготовки сконцентрировать в учебных центрах и вузах, занимающихся подготовкой специалистов для артиллерии, создать в интересах артиллерии мобильные центры боевой подготовки;

• обеспечить подготовку органов военного управления и подразделений со встроенной обучающей информационно-справочной системой, с реализацией трёхмерного пространства и баллистических параметров стрельбы в реальном масштабе времени для отработки слаженности и развития навыков коллективных действий органов управления (штабов) и командиров подразделений в ходе выполнения групповых упражнений, командно-штабных учений и тренировок, в том числе с использованием лазерных имитаторов стрельбы и поражения;

• интенсифицировать использование унифицированных комплектов тренажёрных средств в процессе боевой подготовки, обеспечить их максимальную загруженность;

• повысить качество подготовки соединений и воинских частей артиллерии до уровня, позволяющего реализовать все свои возможности, за счёт применения новых компьютерных форм обучения;

• усовершенствовать автоматизированную систему управления процессом боевой подготовки (учебным процессом), позволяющую осуществлять постоянный контроль за

ходом боевой подготовки воинских частей и соединений артиллерии; • создать научно-технический задел и основу формирования дальнейшей перспективы развития УТС артиллерии.

В артиллерии подготовка специалистов должна проводиться на специализированных тренажёрных комплексах - виртуальных полигонах, предназначенных только для артиллерии. В связи с появлением новых артиллерийских образцов вооружения для сокращения сроков и повышения качества подготовки специалистов необходимо создание современных учебно-тренировочных средств нового поколения с повышенными возможностями. Они должны быть объединены в автоматизированные тренажёрные комплексы (виртуальные полигоны), приближенные по своему функционалу к условиям реального применения боевой техники артиллерии.

Кроме этого, в настоящее время существует объективная возможность успешного использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Анализ научных трудов позволяет сделать вывод о результативности дистанционного обучения в образовательной деятельности.

Следует отметить, что законодательно понятия «дистанционное обучение» не существует. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Фе-

дерации» оперирует такими понятиями, как «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Современное дистанционное обучение с применением соответствующих технологий строится на использовании следующих основных элементов: среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети); методов обработки информации, зависимых от технической среды обмена.

Преимуществами технологий дистанционного обучения являются: гибкость (возможность заниматься в удобное для обучаемого время, в удобном месте и темпе); модульность и вариативность (возможность из набора независимых учебных курсов (модулей) формировать программу обучения, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям); параллельность (обучение параллельное с профессиональной деятельностью); многообразие источников информации (одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации: электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.); технологичность (использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных технологий); модифицируемость (относительная лёгкость обновления содержания учебного материала, возможности архивации старого материала); доступность (любой учебный материал остаётся у обучаемого фиксированным в виде компьютерных лекций и может быть в любой момент востребован); повышение

Виртуальный тренажёр технической подготовки к боевому применению самоходного орудия 2С19М2 «Дилемма»

учебной мотивации (стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели); экономичность (эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижающие затраты на подготовку специалистов).

Анализ современной научно-педагогической литературы показывает, что ряд специалистов высказывают сомнения относительно эффективности электронного (дистанционного) обучения. Однако основные усилия преподавателей образовательных организаций, в том числе военных, направлены на обеспечение высокого качества профессиональной подготовки будущих кадров, и внедрение современных технических средств обучения не только не должно отвлекать их от этих задач, но и дополнять педагогический инструментарий для повышения эффективности подготовки специалистов. Важной особенностью, присущей электронной форме обучения, является интерактивность, способствующая практической реализации информационно-коммуникативных технологий.

Исследования показывают, что как минимум 80% обучаемых могут эффективно воспринимать учебные материалы в электронной форме. То есть большинство военных специалистов способны эффективно обучаться с помощью дистанционного обучения.

Приведённые примеры свидетельствуют о целесообразности использования технологий дистанционного обучения при организации переподготовки военных специалистов артиллерии на новые образцы ВВСТ в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. При этом понятно, что технологии дистанционного обучения не являются исключающей

альтернативой традиционного обучения, а, наоборот, должны органично встраиваться в существующую образовательную систему.

В связи с вышеизложенным следует сделать вывод, что внедрение элементов дистанционного обучения в образовательный процесс напрямую зависит от состояния информационно-образовательной среды (ИОС) вуза, то есть специальной среды и условий, позволяющих максимально использовать все потенциальные возможности военного образования с использованием дистанционных технологий обучения.

Локальные сети, базы данных, экспертные системы, автоматизированные рабочие места обучающихся и преподавателей, объединённые в единый комплекс, выступают как техническая основа ИОС (ИКТ). Но выделяют также программный, предметный и методический компоненты информационно-коммуникационных технологий.

Новые информационно-коммуникативные технологии сегодня - технологии мирового уровня. Это технологии компьютеров нового поколения, в том числе бортовых компьютеров (компьютерные технологии); информационно-телекоммуникационные технологии; технологии создания современных систем (сетей) и цифровых средств связи; CASE-технологии; нанотех-нологии; технологии искусственного интеллекта; технологии создания электронных документов; технологии распределённой обработки информации; технологии развитых мультимедиа и др.

Компьютерные (в частности, мультимедийные) средства передачи информации имеют нелинейную структуру, в основе которой лежит модель узнавания. Многие достоинства компьютера объясняются именно возможностью применения этих нелинейных технологий, которые способствуют формированию лич-ностно ориентированной системы образования, внедрению активных методов обучения.

Так, мультимедийные технологии позволяют интегрировать в процесс познания метод визуализации, который, в свою очередь, способствует формированию профессионального мышления за счёт систематизации и выделения наиболее значимых элементов обучения. Процесс визуализации представляет собой свёртывание мыслительных содержаний в наглядный образ, который может быть развёрнут и может служить опорой для адекватных мыслительных и практических действий.

Соблюдение естественного порядка восприятия и обработки информации ведёт к экономии времени в учебном процессе. Когда учебный материал представляется с помощью компьютера, в процесс восприятия вовлекаются различные каналы (слух, зрение и др.). Это позволяет заложить учебную информацию в долговременную память, ключом извлечения её служит любой из сигналов, направленных в мозг (например, слово или образ).

Активное внедрение ресурсов и возможностей современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс вузов МО РФ, рекомендации по их использованию, наряду с обеспечением необходимых организационных, методических, педагогических, социальных, индивидуально-психологических, материально-технических условий, определяют направления обеспечения качественной переподготовки военных специалистов артиллерии на новые образцы ВВСТ.

Подводя итоги проведённому анализу, следует отметить, что в результате информатизации образовательного процесса и развития технических средств обучения для улучшения качества переподготовки на новые образцы ВВСТ целесообразно акцентировать внимание на повышении эффективности организации (управления) комплексного применения тренажёров и информационно-коммуникационных технологий на процесс подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.