Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №4, 2012 том 14
КОМПЛЕКСНАЯ ТЕРАПИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА. Мерденова Л.А., Хетагурова Л.Г.
Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Институт биомедицинских исследований ВНЦ РАН и РСО-А, Владикавказ, Россия.
Рассогласование ритмов физиологических систем организма сопровождает фактически все патологические процессы, являясь одной из причин выраженной или скрытой патологии в организме, ее патогенетической основой и эндогенным механизмом развития нарушений в работе биосистемы -десинхроноза. Диагностика этих состояний основывается на оценке степени напряжения регуляторных механизмов и их функционального резерва до возникновения гомеостатических нарушений, обусловленных поломом механизмов адаптации, включая их временные кодовые связи - хроноадаптация. Это подтверждает положение о том, что в реализации реакции здорового и больного организма участвуют одни и те же системы - управления (ЦНС, гормональная, иммунная, временная), ССС, дыхательная, пищеварения, выделения, а также структурные образования органного, тканевого, клеточного, субклеточного уровней с их биоритмами. Целью нашего исследования явилось изучение эффективности использования препарата мелатонина («Мелаксен») в комплексной терапии подростков с хронической патологией желудочно-кишечного тракта и сопутствующим дисбиозом. Обследовано 50 подростков 15 -18 лет, страдающих хронической гастродуоденальной патологией, вызванной Н.ру1оп, осложненные дисбиозом.
Хроническую гастродуоденальную патологию диагностировали на основании жалоб, клиникоанамнестических, лабораторных и инструментальных данных. При изучении временной организации физиологических функций помимо общеклинического исследования, проведена хронодиагностика параметров физиологических функций (САД п/л, ДАД п/л, срАД п/л, ПД п/л, ^ п/л, ЧСС, ИМ через каждые 4 часа с перерывом на ночной сон в течение 3-х суток с последующей обработкой полученных результатов на ЭВМ по программе «Косинор - анализ» оценивающей 5 параметров синусоидальных ритмов - мезор, амплитуда, акрофаза, период и достоверность. Определение хронотипа провели по анкете Эстберга. Согласно анкете Эстберга 28 детей (62,8%) представляли собой слабо выраженый утрений хронотип, 22 (38,2%) - индифферентный. Кроме того, учитывали ритм освобождения кишечника. Результаты исследования: При исследовании состояния биоритмов физиологических функций у больных детей установлено нарушение временной организации физиологических систем в форме патологического десинхроноза: на фоне резкого увеличения доли недостоверных ритмов на 23% выявлено снижение числа достоверных циркадианных ритмов до 38%, повышение числа ультра-(28%) и инфрадианных (34%) частот; асинфазность сопряженных ритмов сердечно-сосудистой системы и ^°, снижение мезора и амплитуды ритма температуры на фоне укорочения длительности «индивидуальной минуты» на 15-17сек. У здоровых детей в контрольной группе доля циркадианных ритмов составила 72%, преобладание ультрадианных частот (18%) над инфрадианными (10%), в то время как у больных детей наоборот. Доля инфрадианных ритмов возросла более чем в три раза (34%), нарушился ритм опорожнения кишечника. Больные были разделены на 2 группы: I группа - 25 человек получили курс эрадикационной терапии в стандартных возрастных дозировках, II группа - 25 человек, получили курс сочетанной хронотерапии: общепринятое лечение и 2-х недельный курс терапии «Мелаксеном» в суточной дозировке 1,5 мг. Препарат назначали 1 раз в сутки с учетом хронотипа пациентов. Сопоставив данные хрономедицинского обследования детей с хронической гастродуоденальной патологией после проведенного лечения, выявили чёткие признаки восстановления временной организации основных параметров физиологических функций. На фоне существенного возрастания достоверных ритмов (61,3%) в их спектре у больных после сочетанной хронотерапии (СХТ) увеличилась доля циркадианных частот с (52%), нормализовались доли ультра- (20%) и инфрадианных ритмов (18%), на 10 дней раньше восстановился ритм опорожнения кишечника, чем у больных с ОПТ.
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
Стр. [389]