Научная статья на тему 'Комплексная система психосоциальной реабилитации коморбидности неврологических и поведенческих расстройств удетей и подростков в Украине'

Комплексная система психосоциальной реабилитации коморбидности неврологических и поведенческих расстройств удетей и подростков в Украине Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная система психосоциальной реабилитации коморбидности неврологических и поведенческих расстройств удетей и подростков в Украине»

fiNJj

ймовiрнiсть розвитку неврологiчних порушень протя-гом першого року життя. Проблеми, яы зберiгаються протягом перших трьох мiсяцiв життя, швидше за все, прогнозують розвиток неврологiчних порушень в по-дальшому (рiвень доказовостi А).

Патолопчш клiнiчнi симптоми включають: пору-шення тонусу м'язiв; нетипову послгдовшсть розвитку рухових навичок; атиповi моделi руху; якiснi вiдмiнностi в моторному розвитку; порушення якостi руху й пози; наявнють патологiчних рефлексiв (рГвень доказовостi А). Спостереження за невролопчним розвитком ди-тини, особливо в першi 4—5 мiсяцiв життя, можуть на-дати важливу iнформацiю про стан рухового розвитку дитини (рГвень доказовостi А). Вiдеоспостереження може бути корисним для контролю рухового розвитку дитини. Безпосередне вгдеоспостереження дае змогу об'ективно оцiнити спонтанну рухову активнють та iгрову дiяльнiсть дитини в природних умовах. Запис вщео може здшснюватися в рiзних умовах i ситуацiях. Та-кож це може допомогти батькам навчатися спостерiгати за руховим розвитком дитини, збирати й надавати шформацш фамвцям при порушеннях розвитку дитини (рiвень доказовостi А). Важливо визнати, що батьювське занепокоення може бути добрим показником рухово! проблеми в дитини. Коли батьки висловлюють заклопоташсть, необидно стежити за розвитком дитини (рГвень доказовостi В).

Систематичне невролопчне обстеження недоноше-них дггей протягом перших 4—5 мюящв життя дае змогу вчасно дiагностувати затримку розвитку та руховi порушення. Вщсутнють патологiчних змiн м'язового тонусу в певний гестацшний перюд не завжди свiдчить про нормальний розвиток дитини в подальшому. Наприклад, у недоношених дiтей, яю розвивалися з гiпотонiею, може спостерiгатися тдвищення м'язового тонусу в динамiцi, i так! дiти можуть виглядати вщносно здоровими пiд час цього переходу (рГвень доказовостi А).

Недоношенi дпи, у яких були виявленi змши в неврологiчному статусi та ознаки органiчного ураження головного мозку тд час проведення ультразвукового дослiдження, найбгльш схильш до формування затрим-ки розвитку та шших порушень (наприклад, рухових, сенсорних, когштивних). Рання затримка рухового розвитку в немовлят часто асоцшеться Гз затримкою розвитку когштивних функцш (рГвень доказовосп А). Для бгльш зрглих недоношених дггей було б доцгльно застосовувати стандартизоване невролопчне обстеження в перюд новонародженосп з метою виявлення дггей Гз ризиком формування рухових порушень (рГвень доказовосп А).

Таким чином, динамГчне спостереження за дтьми рекомендуеться проводити з штервалом 1—3 мюящ протягом першого року життя (рГвень доказовост А). До-вготривале спостереження дггей Гз факторами ризику та клИчними проявами рухових порушень необхгдне, бо затримка розвитку дитини стае бгльш помггаою до 1

Материалы конференции /Proceedings of the Conference/

року життя. У дггей i3 затримкою рухового розвитку часто спостертаеться затримка псимчного та мовленневого розвитку ^вень доказовостi A). Оцшювати руховий розвиток дитини рекомендуеться з урахуванням основних етапiв формування рухових навичок ^вень доказовостi A).

удк 616.8+616.89-008.447]-06-053.2/.6-036.81:159.9(477)

МИХАЙЛОВ Б.В.1, ВОДКА М.Е.2, АЛИЕВА Т.А.1, ВАШКИТЕ И.Д.1

1 Харьковская медицинская академия последипломного образования

2 Международный благотворительный фонд Александра Фельдмана

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КОМОРБИДНОСТИ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ УДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УКРАИНЕ

Актуальность. Проблема детского и подросткового психического здоровья в Украине — это одна из наиболее актуальных проблем в здравоохранении страны. Именно психические расстройства в детском и подростковом возрасте являются одной из основных причин увеличения общей заболеваемости и, как следствие, смертности детей.

Неуклонный рост и распространенность психических расстройств непсихотического регистра у детей и подростков в мире, и в Украине в частности, способствуют поиску новых способов их ранней диагностики, лечения и психокоррекции.

Особое место занимают расстройства психологического развития, нарушения эмоционального и поведенческого состояния (рубрики Р80-Р90). Дети и подростки с психическими и поведенческими нарушениями неврологического спектра составляют группу риска в социуме, что детерминирует их дальнейшую склонность к социальной дезадаптации, нарушению семейных взаимоотношений, повышению риска пребывания в аддик-тивной среде и употреблению психоактивных веществ.

В настоящее время в Украине актуальна потребность в создании полноценной системы психосоциальной реабилитации детей и подростков с различными нарушениями психического и поведенческого развития, сочетанных с неврологическими расстройствами.

Все вышеизложенное послужило причиной создания принципиально нового подхода к психосоциальной реабилитации детей и подростков. Международным благотворительным фондом Александра Фельдмана на территории Есорагк создан Центр психосоциальной реабилитации для детей и подростков с психологическими, эмоциональными и поведенческими расстройствами. В Центре созданы условия для восстановления биопсихосоциальной гармонии ребенка и семьи в условиях современной урба-

№ 3(65), 2014

www.mif-ua.com

165

Материалы конференции /Proceedings of the Conference/

нистически деформированной среды взаимодействия. Главной задачей Центра является восстановление уровня социального функционирования, повышение качества жизни детей и подростков с гиперкинетическими расстройствами, детским аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна и другими нервно-психическими расстройствами.

Работа специалистов Центра основана на принципе полипрофессиональной команды с применением муль-тимодальных методов.

В работе Центра используются методы анималоте-рапии, ландшафт- и гарден-терапии, игровой психотерапии, арт-терапии (студия для рисования, лепки, песочной терапии, глинотерапии), трудотерапии. При индивидуальной и групповой работе используются различные элементы когнитивно-бихевиорального, рационального, детского аналитического, релаксационного и других методов психотерапии.

В исследовании участвовали 200 семей с детьми, имеющими расстройства психического развития и поведения.

В ходе работы были сформированы 4 группы исследуемых с различными нозологическими формами:

— группу 1 составил 51 ребенок с диагнозом «гиперкинетические расстройства» (Б90);

— группу 2 — 43 ребенка с диагнозом «расстройство социального функционирования» (Б94);

— группу 3 — 52 ребенка с диагнозом «специфические расстройства развития школьных навыков» (Б81);

— группу 4 — 54 ребенка с диагнозом «специфическое расстройство развития двигательных функций» (Б82).

Выводы

1. Основными критериями эффективности работы Центра являлись: стабилизация психоэмоциональной сферы детей и подростков с коморбидными заболеваниями неврологического и поведенческого спектра, их социальная адаптация (взаимодействие со сверстниками, воспитателями, учителями, родителями), формирование конструктивных паттернов поведения.

2. Проведенный анализ состояния проблемы психической патологии непсихотического регистра у детей подтвердил актуальность формирования комплексного медико-психологического сопровождения данного контингента.

3. Определены принципы оказания медико-психологической помощи детям с психическими и поведенческими расстройствами, которые позволили усилить эффективность применяемых методов психокоррекции.

4. Сформирована система медико-психологического сопровождения детей с психическими и поведенческими расстройствами.

5. Выделены основные критерии эффективности медико-психологической коррекции формирования конструктивного типа семейных взаимоотношений и социальной адаптации.

6. Апробация полученных результатов на первичном этапе работы Центра показала свою эффективность у 74,5 % детей с диагнозом Б90, 86,0 % детей с диагно-

_1Ш

зом Б94, 50,0 % детей с диагнозом Б81 и 48,1 % детей с диагнозом Б82, которые получают медико-психологическую коррекцию.

удк 614.2:614.8.067.3-053.3+614.812(477)

моюЕенко р.о.

Национальна медична академя пслядипломно/ освти I'менI П.Л.Шупика МОЗ Укра/ни, м. Кит

РОЗВИТОК в украТн медико-сошальноТ

допомоги д1тям раннього в1ку з обмеженими можливостями ЗДОРОВ'Я

Динамка основних показниыв здоров'я дитячого населення сьогодш вщзначаеться суттевим накопи-ченням хрошчно! патологи з раннього дитячого вшу. Така ситуащя зумовлена щлою низкою причин — вщ суттевого попршення екологи, оточуючого середовища, способу життя батьюв i самих дггей i до значного про-гресу в медициш, що дае можливють вижити бтьшосп малююв, у тому чист iз тяжкою патолопею.

Це накладае на суспшьство вщповщальнють впро-ваджувати ефективш програми, спрямоваш на поси-лення уваги до дггей з особливими потребами з самого раннього вшу.

Укра!на мае багато здобутюв у цш сферг Передушм це стосуеться зниження за останш десятирiччя захворю-ваносп немовлят бгльш як удвiчi завдяки впровадженню сучасних перинатальних технологий, вирiшенню низки питань, спрямованих на попередження вроджено! та спад-ково! патологи, вчасну диагностику хвороб та !х лiкування. Запроваджено сучаснi медико-сощальш реабiлiтацiйнi технологи, удалося створити понад 45 центрiв медико-сощально! реабштаци в системi МОЗ Укра!ни, робота яких перш за все спрямована на надання комплексно! реабштацшно! допомоги дням раннього та дошкольного вку. Функцiонуе 226 центрiв ранньо! медико-сощально! реабштаци в системi Мiнсоцполiтики. Проте кожний iз цих центрiв, виконуючи дуже важливу роботу, мае певш проблеми в наданнi допомоги ам'ям iз такими детьми. На мш погляд, основними з них е вщсутнють комплексностi послуг (медичних, педагопчних, соцiальних, iнших), не-достатня шмейна центрованiсть, а також територiальна вщдалешсть, що значно ускладнюе доступнiсть допомоги.

Сюльки ж дiтей раннього вшу (0—3 роки) за досвщом кра!н, де iснуе стала система надання комплексних ме-дико-сощальних послуг (кра!ни бвропи, США тощо), потребують додаткових програм раннього втручання — реабiлiтацii? Орiентовно зазначаеться цифра близько 15 %, тобто в Укра!ш це близько 200 тисяч дггей.

Найбшьший вплив у ранньому дитячому вiцi, ура-ховуючи пластичнiсть процесiв i можливють реального зменшення патологiчних вщхилень в органiзмi дитини, мае саме втручання медичних технологiй у комплексi з шшими. Проте чи в змозi 45 центрiв системи МОЗ надати таку комплексну допомогу. На жаль, ш. Це центри, яю в

166

Международный неврологический журнал, ISSN 2224-0713 № 3(65), 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.