сборник тезисов v юбилейного евразийского конгресса кардиологов book of abstracts of the v Eurasian congress of cardiologists
ны является совершенствование подходов к диагностике, лечению, профилактике артериальной гипертензии (АГ), включая поиск предикторов риска внезапной сердечной смерти. Существенную помощь в разрешении этой проблемы может оказать метод холтеровского мониторирования (ХМ), позволяющий оценить вариабельность и турбулентность сердечного ритма, которые являются независимыми предикторами риска внезапной смерти. Целью нашего исследования явилось проведение комплексной оценки временных показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР) и параметров турбулентности сердечного ритма (TCP) у пациентов с артериальной гипертензией ii степени в разных возрастных подгруппах. материал и методы:
Обследовано 214 пациентов (средний возраст 57,7 ± 7,6). Из них 121 женщина (56,5 %) и 93 мужчины (43,5 %). В программе ХМ оценивались временные (time domain) показатели ВСР: SDNN (мс), SDNN-i (мс), SDANN-i (мс), RMSSD (мс), pNN50 (%). У 173 (80,8 %) пациентов были зарегистрированы желудочковые нарушения ритма, позволяющие рассчитать и оценить параметры турбулентности. Оценивались параметры ТО («onset»-»начало» турбулентности, показатель, отражающий период тахикардии) и TS («slope» -»наклон» турбулентности, отражающий период брадикардии). Статистическая обработка результатов выполнялась с помощью программного обеспечения «Statistica «, 10.0. Достоверным считался уровень значимости p < 0,05. результаты:
В возрасте 35-39 лет зарегистрированы преимущественно нормальные и повышенные значения показателей ВСР. В ответ на повышение уровня артериального давления (АД) у большинства зарегистрировано повышение SDNN и RMSSD, свидетельствующее о компенсаторном преобладании тонуса парасимпатической нервной системы. Снижение показателей имеет место преимущественно у женщин. У пациентов 40-49 лет зарегистрированы преимущественно нормальные значения показателей (SDNN - 70,8%; RMSSD - 54,2%; pNN50 - 75%). Повышение SDNN и RMSSD зарегистрировано в меньшем проценте случаев, что свидетельствует об уменьшении компенсаторного преобладания тонуса парасимпатической нервной системы при повышении уровня АД. В 50-59 лет нормальные значения показателей зарегистрированы у большинства пациентов (SDNN - 55,7%; RMSSD - 46,6%; pNN50 — 68,2%). Повышение показателей зарегистрировано преимущественно у женщин (компенсаторный механизм преобладания парасимпатических влияний в ответ на повышение уровня АД), снижение — преимущественно у мужчин. У пациентов 60-70 лет нормальные значения SDNN зарегистрированы в 60% случаев, RMSSD - 30,5%, pNN50 — 54,8%. Зарегистрированное повышение RMSSD в 61,1% свидетельствует о снижении концентрации сердечного ритма вследствие возрастного изменения реактивности вегетативной нервной системы. Повышение показателей имеет место преимущественно у женщин, снижение - у мужчин. Нормальные значения параметров ТСР зарегистрированы у 52,8% пациентов всех возрастных подгрупп. С увеличением возраста пациентов отмечается повышение ТО и снижение TS, таким образом, увеличивается количество пациентов, имеющих редукцию одного или тотальную редукцию параметров ТСР. Проведен анализ корреляций показателей «time domain» анализа ВСР и параметров ТСР. Выявлены корреляции с высокой статистической значимостью между SDNN и ЦИ (r = 0,531; p < 0,0001); SDNN и TS (r = 0,447; p < 0,0001), RMSSD и TO (r =0,42; p < 0,0001), RMSSD и TS (r = 0,359; p <0,0001); pNN50 и ТО (r = 0,38; p < 0,0001), pNN50 и TS (r = 0,345; p < 0,0001). Выявлена статистически значимая отрица-
тельная корреляция между параметром «time domain» анализа SDNN и возрастом пациенто (r = -0,2; p = 0,008). Заключение:
Большинство пациентов с АГ II степени имеют нормальные значения показателей вариабельности и турбулентности сердечного ритма. В молодом возрасте отмечается преимущественное повышение показателей вариабельности, свидетельствующее о компенсаторном преобладании тонуса парасимпатической нервной системы в ответ на повышение уровня АД. У мужчин старше 40 лет чаще отмечается преобладание тонуса симпатической нервной системы, что способствует более быстрому срыву компенсаторных возможностей и прогрессирующему повышению уровня АД.
КОМПЛЕКСНАЯ РАДИОНУКЛИДНАЯ ДИАГНОСТИКА АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ
Исмаилова г. Н.
АО Национальный научный центр хирургии имени А.Н. Сызганова
введение (цели/ задачи):
Появление новых методов диагностики и технологий, не является основанием для отказа от безопасной радионуклидной диагностики (РНД) в оценке функционального состояния почек, что подтверждается широким применением РНД в педиатрии и в антенатальной диагностике и мониторинге патологий почек плода. Известно, что патологии почек являются причиной или следствием различных форм артериальных гипертензия (АГ). Хотя в современные диагностические тесты позволяют быстро идентифицировать патологию и провести надлежащее лечение, но проблема прогнозирования эффективности лечения АГ сохраняет свою актуальность. Кроме того, представляет интерес тема персонализированных подходов в лечении АГ, которая должна основываться не только на дорогостоящих молекулярно-гене-тических исследованиях. Цель: Комплексная РНД заболеваний почек у больных АГ позволяет поставить точно диагноз и оценить эффективность проводимого лечения. Задача: Методами динамической сцинтиграфии почек (ДСП) и радиоиммунного анализа (РИА) активности и реактивности ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС) на фармакологические пробы определить и оценить эффективность лечения АГ. материал и методы:
ДСП выполнена на однофотонном эмиссионном компьютерном томографе «Genesys Epic», ADAC Lab (США) с программным обеспечением «Pegasys». РИА наборами iMMUNOTECH (Прага) меченый ¡125, с активностью в пределах 0.074-0.37 Мбк и гамма счетчиком Wizard-1470, «Wallac» для определения реактивности РААС на фармакологические пробы: активность ренина плазмы (АРП), концентрацию альдостерона плазмы (КАП) и и Ангиотензин-i. Функциональное состояние почек оценивались параметрами Тмах и T?, а также рассчитывались Т? и AS, где Т? - время (в мин.), отражающее удержание радиофармпрепарата (РФП) почкой и рассчитывалось по формуле: Т? = [Тмах - Ta]/60 сек., где Ta - время (в сек.), прохождения болюса от места инъекции РФП до супраренальной области аорты, по кривой ре-нограммы, а также AS (average slope) - коэффициент наклона кривой выведения от точки максимального накопления РФП до точки равной ? от максимума. Комплексная РНД выполнена 23 (83±1.6%) пациентам, а также 36 (11.5±1.8%) больным только анализ активности и реактивности РААС на фармакологические пробы с гипотензивными препаратами, из них у 14(60.9%) симптоматическая АГ и у 9(391%) эссенциальная АГ.
евразийский кардиологический журнал
EURASIAN HEART JOURNAL
результаты:
У больных наблюдались следующие изменения: гипертрофия левого желудочка, стенокардия миокарда, протеинурия и повышение уровня креатинина до 170ммоль/л. Базальный уровень РААС составил: АРП - 0.12-20.34 (нг/мл)/час, в среднем 1.87±0.52 (нг/мл)/час, активность А-i - 0.2-2.5 (нг/мл)/час в среднем 1.03±0.26 (нг/мл)/час, КАП - 14.6-184.5 пг/мл в среднем 72.7±7.87 пг/мл при (n=59). Размах величин АД в пределах от 140/90 мм.рт.ст. до 220/120 мм.рт.ст. Средние значения давления составили: САД - 185.7±3.9 мм.рт.ст, ДАД - 99.6±2.1 ммрт.ст при (n=59). Согласно современной классификации активности РААС, по базальному АРП позволили выделить: низко-рениновую АГ - 37(62.7±62%); нормо-рениновую АГ -3(5.1±2.8%); высоко-рениновую АГ - 19(32.2±61%). Средние значения показателей ДСП у 23 обследованных страдающих АГ, составили: Тмах - 3.87±0.89 мин. Т? 15.59±0.77 мин., Т? -3.4±0.28 мин. и AS - (-277.33)±(-52.52), при (n=46). У пациентов с нарушениями параметров ДСП в одной почке и больным, с сочетанным поражением фильтрационной функции и нарушением гемодинамики обеих почек анализ реактивности РААС выполнен с кардипином. У 9 больных с удовлетворительной выделительной функцией почек, по параметру Т?, но с нарушенной общей гемодинамикой по параметрам Тмах и Т? и со сниженной фракцией выброса, анализ РААС выполнен пробой с тензиомином. Лицам, со сниженной фильтрацией почек, на фоне удовлетворительной общей гемодинамики, анализ реактивности РААС выполнен с атеналолом. Полученные данные отличаются от литературных данных, так как преобладали участники с низко-рениновым типом АГ; больные старше 50 лет (81.3±2.2%), известно, что с возрастом АРП снижается; больные со стабильной АГ, как правило, с длительно существующим повышенным давлением крови (более 5 лет у 52.5±6.5%), что приводит к снижению активности клеток юкстагломерулярного аппарата почек и их истощением. Заключение:
Комплексный подход в диагностике артериальной гипертензии позволяет выполнить более точную диагностику и назначить корректное лечение.
КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТА МАГНИЯ В ЛЕЧЕНИИ ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ В СОЧЕТАНИИ С ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕГКИХ
Коломиец в. в., Панчишко А. С.
донецкий национальный медицинский университет
им. М. Горького
введение (цели/ задачи):
Известно значение избытка ионов кальция в истощении синтеза оксида азота, развитии дисфункции эндотелия и снижении способности стенки бронхов реагировать расслаблением в ответ на бронходилятирующие стимулы. Оценка влияния приема препарата магния, являющегося природным антагонистом кальция, препятствующим его трансмембранному транспорту, на степень дисфункции эндотелия, суточный профиль артериального давления (АД) и степень бронхиальной обструкции у больных эссенциальной гипертензией (ЭГ) в сочетании с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). материал и методы:
До и через три недели приема 0,15 ммоль/кг массы тела лак-тата магния в сутки на фоне адекватной антигипертензивной терапии амлодипином и лозартаном у 30 больных ЭГ Н стадии с
ХОБЛ II ст. вне обострения и 30 больных ЭГ ii стадии оценивали состояние обмена магния по динамике магниемии в течение 240 мин. в условиях перорального магнийтолерантного теста с приемом оротата магния в дозе 0,15 ммоль на кг массы тела, уровень АД при его суточном мониторировании (СМАД), функцию внешнего дыхания на компьютерном спирографе, дисфункцию эндотелия сосудов допплерографически по изменению диаметра плечевой артерии (ПА) на фоне реактивной гиперемии (РГ) и по концентрации нитритов в плазме крови. результаты:
Дополнительный прием магния коррегировал состояние его обмена - скорость элиминации нагрузочной магниемии возросла (p<0,05) почти вдвое, особенно значительно (p<0,05) у больных с ритмом АД "night-peaker", отличавшихся ее наименьшим уровнем. Антигипертензивная эффективность амлодипина и лозартана не снижалась, суточный ритм АД не ухудшался. Претерпели достоверные изменения среднесуточные уровни АД (на 6,1?1,5%), степень ночного снижения систолического АД (4,2?1,4 мм рт. ст.). Более выраженные изменения показателей СМАД отмечались у больных с большей степенью дисфункции эндотелия: Уменьшилось число пациентов с нарушенным суточным профилем АД non-dipper (р<0,01). одновременно вариабельность АД уменьшилась в результате улучшения регуляции АД, в частности, на фоне гипоксии вследствие бронхиальной обструкции. В результате приема магния увеличился прирост диаметра ПА - на 29,0% (p<0,05) и увеличилась концентрация нитритов в плазме крови с 48,1±2,9 до 68,2±2,5 мкмоль/л (p<0,01). Более выраженные изменения показателей СМАД отмечались у больных с большей степенью уменьшения степени дисфункции эндотелия: среднесуточный показатель систолического АД у больных с уровнем дилатации ПА на фоне РГ более 5% снизился на 7,1±0,6 мм рт.ст., вариабельность систолического АД снизилась на 7,9±0,4 мм рт.ст., а у больных с уровнем дилатации ПА на фоне РГ менее 3%, - соответственно, на 4,1±0,5 мм рт.ст. (р<0,05) и на 4,3±0,3 мм рт.ст. (р<0,05). Степень бронхиальной обструкции достоверно уменьшилась. После лечения магнием объем форсированного выдоха за первую секунду увеличился на 19,0% (p<0,001), индекс Тиффно - на 18,1% (p<0,001). При ЭГ в сочетании с ХОБЛ скоростные параметры выдоха были значительно меньшими, чем у больных ЭГ. Так, величина максимальной объемной скорости в момент выдоха 50% ФЖЕЛ (М0С50%) была ниже (р<0,05) аналогичной величины в Группе обследованных больных с ЭГ без ХОБЛ в 1,8 раза, МОС75% -в 2,1 раза. У больных с сочетанием ЭГ и ХОБЛ бронхиальная обструкция характеризовалась нарушением проходимости не столько мелких бронхов, сколько воздухоносных путей крупного калибра, на что указывало уменьшение МОС25% на 53,5% от должной величины и в 2 раза от аналогичного показателя у пациентов с ЭГ (р<0,05), у которых показатель МОС25% был лишь на 4,6% меньше его средней должной величины. Между уровнем АД и величиной МОС25% у больных ЭГ в сочетании с ХОБЛ выявлена умеренная, но достоверная корреляционная связь (r=-0,51; p<0,05), у больных с ЭГ такой связи не прослежено. Между величинами ?ДПА на фоне РГ и МОС25% также выявлена достоверная связь (r=+0,347; p<0,05). После курса приема магния улучшение бронхиальной проходимости произошло преимущественно за счет дилатации крупных бронхов. Величина МОС25% возросла на 13,3% (p<0,001), МОС50% - на 7,9%, (p<0,05), МОС75% - всего на 7,1% (p<0,001). Заключение:
У больных ЭГ с сопутствующей ХОБЛ прием препарата магния, нормализуя обмен магния путем устранения его дефицита,