Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ'

КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / КУРСАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / МИШЕНЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чобитько Сергей Петрович, Светличный Евгений Григорьевич, Гущин Дмитрий Николаевич

В статье рассматриваются различные аспекты тренировочного спортсменов-стрелков, особенности тактической, технической и физической подготовки спортсменов-стрелков. Также отмечается необходимость развития морально-волевых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чобитько Сергей Петрович, Светличный Евгений Григорьевич, Гущин Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE TRAINING OF SPORT SHOOTERS

The article deals with various aspects of training sportsmen-shooters, peculiarities of tactical, technical and physical training of sportsmen-shooters. The need for the development of moral and volitional qualities is also noted.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ»

Педагогика

УДК 623.5

старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Чобитько Сергей Петрович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Гущин Дмитрий Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский юридический институт МВД России» (г. Ростов-на-Дону)

КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты тренировочного спортсменов-стрелков, особенности тактической, технической и физической подготовки спортсменов-стрелков. Также отмечается необходимость развития морально-волевых качеств.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, физическая подготовка, полицейский, курсант, слушатель, мишень, стрессоустойчивость.

Annоtation. The article deals with various aspects of training sportsmen-shooters, peculiarities of tactical, technical and physical training of sportsmen-shooters. The need for the development of moral and volitional qualities is also noted.

Keywords: firearms, physical training, police officer, cadet, listener, target, stress resistance.

Введение. При подготовке спортсменов-стрелков целесообразно составлять план тренировок, где будет отражено, какие им необходимо выполнять упражнения в стрельбе для развития физических качеств. Важно учитывать, что такая подготовка не должна носить эпизодический характер, то есть при подготовке к соревнованиям, она должна быть регулярной. Примером развития общефизических качеств может служить утренняя зарядка, при которой спортсмен выполняет те необходимые физические упражнения, которые позволяют укрепить свой мышечный аппарат, достичь гибкости тела, освоить правильную постановку дыхания.

Изложение основного материала статьи. Стрелковые упражнения сводятся к однообразным действиям, из-за этого у спортсменов стрелков падает интерес к этому спорту, что приводит к снижению результативности. При подготовке стрелка не следует пренебрегать общефизической подготовкой, которая играет важную роль в становлении спортсмена. Малоподвижность стрелка при работе с нормативами, связанными со стрельбой, не освобождает его от выполнения физических упражнений. В настоящее время, существует тенденция применения физической активности во время проведения различных соревнований по стрельбе. Так, если спортсмен недостаточно подготовлен, то после выполнения стрелковых упражнений будут присутствовать болевые ощущения в мышцах. Преодолеть данную проблему возможно с помощью разумного сочетания и чередования всех видов подготовки. Среди спортсменов-стрелков принято классифицировать группы мышц, которые могут быть задействованы во время выполнения выстрела: непосредственно участвующие при выстреле (мышцы рук); не участвующие в технике выстрела, но оказывающие влияние на стрелка (мышцы ног, шеи, туловища). Остальные группы мышц будут являться второстепенными по отношению к деятельности стрелка. Примером может послужить выполнение упражнения «Стандарт 3x40», при выполнении, которого задействуется большое количество мышц и расходуется большое количество энергии. Суть данного упражнения заключается в том, что в течении 5 часов стрелок большое количество раз должен поднимать винтовку весом 7-8 кг. [7].

Романова Е.И., Носатый Р.И., Морозов Д.А. отмечают, что спортсмен может усовершенствовать свой навык стрельбы с помощью развития отдельных качеств. Во-первых, работа с мышечной системой, где целесообразно прорабатывать мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, а также руки и ноги. Во-вторых, выполнять упражнения на выносливость, чтобы обеспечить возможность производства выстрелов на скорость. В-третьих, заниматься упражнениями на развитие тех групп мышц, которые задействованы при дыхании для выполнения упражнений, связанных с поворотами, прыжками. Также не стоит забывать про необходимость разработки такого навыка, как равновесие [4].

Без физической подготовки невозможно достичь высоких результатов в стрелковом спорте. Это обуславливается тем, что физическая активность стрелка дает ему преимущества в процессе реализации большой стрелковой нагрузки, а также оказывает положительное влияние на развитие стрессоустойчивости. Стрелки, которые постоянно занимаются физическими нагрузками, намного легче переносят статические нагрузки, у них вырабатывается общая выносливость. Необходимо отметить, что такое качество для стрелка, как выносливость имеет весомое значение, поскольку оно позволяет последнему показывать достаточно высокие результаты при выполнении нормативов, связанных с многократным повторением, а также позволяет стрелку избежать быстрого утомления.

Общая физическая подготовка представляет собой набор различных упражнений, которые предназначены для развития функциональных возможностей стрелка. При этом уровень такой подготовки в основном зависит от специфики поставленных стрелком задач. Если говорить о таком физическом качестве, как сила, то стоит отметить, что без него достичь стойкого удержания оружия в руках во время проведения всей тренировки невозможно. Ловкость помогает стрелку намного быстрее и эффективнее проходить полосы препятствий во время работы с упражнениями по стрельбе, где удается более точно удерживать оружие в районе прицеливания для производства выстрела. Развитию опорно-двигательного аппарата и повышению эластичности мышц и связок способствуют упражнения с большой амплитудой движений. Выработать выносливость представляется возможным, используя специальные комплексы изометрических упражнений по методу круговой тренировки.

Такое физическое качество, как «быстрота», необходимо стрелку для осуществления передвижений с одной заданной точки в другую, в ускоренном темпе. Поэтому двигательная реакция должна постоянно развиваться. Также стрелку стоит выполнять различные физические упражнения, которые помогут устранить последствия статических напряжений, улучшить обмен веществ в организме.

Важную роль в подготовке стрелка к соревнованиям играет выполнение разминки перед тренировочным процессом, а также во время выполнения физических упражнений. Основная цель разминки - оказать помощь организму и привести его в функциональное состояние. Стрелок должен выполнить физические упражнения для того, чтобы размять мышцы к

предстоящей тренировке по стрельбе. Также важно обдумать данный процесс мысленно, поскольку, например, при работе с оружием стрелок заранее должен обдумать в какой последовательности он будет выполнять упражнение.

Тренировка выполнения физических упражнений разрабатывается всегда индивидуально под каждого стрелка, в зависимости от уровня его подготовленности. План тренировки содержит конкретный комплекс упражнений, которые стрелок будет выполнять регулярно, на протяжении всего тренировочного года под присмотром соответствующих специалистов.

Что касается технической и тактической подготовки, то следует выделять два метода подготовки стрелков: повторный и соревновательный. Для первого метода характерными будут являться регулярные повторения задач, которые стрелок поставил перед собой в начале тренировки. Данные действия можно назвать моторной персеверацией, под которой следует понимать процесс постоянного повторения конкретных элементов (например, отработку техники стрельбы) либо многократное повторение целых программ движений [1]. Второй же метод представляет собой процесс соревнования стрелка с членами других команд. Это связано с тем, что благодаря такому подходу, возможно в достаточно хорошей мере развить и укрепить волевые качества стрелка, а также подготовить организм к неким раздражителям, способным оказывать негативное воздействие на двигательную реакцию во время выполнения нормативов по стрельбе.

В данном случае стоит использовать методы подготовки стрелков комплексно. Так первый метод улучшает мастерство стрельбы, в то время как второй направлен на воспитание волевых качеств при соревновании. Также стоит учитывать, что каждый человек индивидуален, и при не правильном построении тренировки стрелок может испытывать недомогание, утомление. Если вовремя не снизить нагрузку, это может привести к негативным последствиям.

На тренировках стрелку необходимо следить за своими действиями и учитывать ошибки, задача тренера - принимать во внимание индивидуальные особенности стрелка, рассчитывать его силы на предстоящую тренировку, учитывать его мнение и указывать на недочёты. Перетренированность и переутомление могут являться одной из причин снижения результата. В этом случае, стоит снизить нагрузку, а иногда и прекратить тренировку. Особо важным критерием в подготовке спортсменов является соблюдение времени сна, отдыха, тренировок, рациона. Успешная тренировка зависит от психофизического состояния стрелка.

Для достижения высоких результатов в соревнованиях спортсменам-стрелкам следует выполнять нормативы с достаточно высокими нагрузками, по сравнению с теми, которые будут на самом этапе соревнований.

Одной из важнейших систем тренировки спортсмена-стрелка является сочетание стрельбы с работой "вхолостую". Положительными сторонами данной системы является обнаружение ошибок при стрельбе. Тренировка плавного нажатия спускового крючка, правильное прицеливание, поиск удобной позы для изготовки к стрельбе - это те навыки, которые вырабатываются при такой системе.

Ошибочным мнением считается то, что беспрерывная стрельба поможет достичь положительных результатов. Главным в нашем случае будет являться сосредоточение на отработке определённых навыков по стрельбе, не маловажное место будет занимать психологическая подготовка к выполнению упражнений по стрельбе. Стрелок должен полностью быть сосредоточен во время отработки нормативов, не отвлекаться на посторонние звуки, быть готовым к непредвиденным ситуациям.

Спортсмен-стрелок на каждой тренировке должен работать с полной отдачей, представляя, что он выполняет норматив по стрельбе на соревнованиях.

На практике прослеживается тенденция непринужденного поведения спортсмена-стрелка во время тренировки, так как он знает, что результат не влияет на предстоящий зачет. Напротив, на самом этапе зачета, стрелок резко изменяет свой ритм выполнения стрельбы, появляется некая тревожность из-за волнения. Поэтому во избежание таких типичных ситуаций в будущем, целесообразно организовать тренировочный процесс качественно, условия тренировки должны быть приближенными к условиям соревнований.

Каждый уважающий себя спортсмен-стрелок должен планировать свою тренировку, так как план занимает важное место в подготовке. После планирования следует уделить внимание ведению дневников, в которых спортсмен делает отметки об успешности проведения.

Резкий переход от тренировок к соревнованиям может негативно сказаться на результатах стрелков. Тренировочный процесс, несмотря на то, что содержит в себе разнообразные упражнения по стрельбе, содержит в себе единый важный элемент - динамический стереотип, то есть процесс работы нервных сигналов в центральной нервной системе, что дает стрелку возможность работать с оружием в состоянии покоя, неподвижности, при этом прицеливаясь и своевременно осуществляя плавное нажатие на спусковой крючок.

Эффективность тренировки заключается в выполнении стрелком разных по своему целевому назначению упражнений, которые будут оказывать положительное воздействие на центральную нервную систему, путем появления новых временных связей. Составляя план тренировок для спортсмена-стрелка следует включать дополнительные стрелковые упражнения, приближенные к основным.

Опыт успешных спортсменов-стрелков, подтвержденный практическими исследованиями, показывает, что нагрузки на тренировках, которые значительно выше, чем те требования, которые рекомендуется выполнять, помогают достичь высоких показателей. Так, отмечается, что во время тренировочного процесса при физической и технической подготовке стрелков необходимо уделять должное внимание на двойные и даже тройные нагрузки упражнений своего профиля.

Ряд стрелков и тренеров считают особо важным условием в достижении высоких показателей в стрельбе соблюдение времени сна, отдыха, тренировок, рациона. Успешная тренировка зависит от психофизического состояния стрелка. Для такого спорта также необходимым является выработка морально-волевых качеств, на это и направлен второй метод подготовки стрелка - соревновательный. При тренировке и участии в соревнованиях стрелок испытывает большое напряжение, для преодоления этих трудностей ему необходимо выработать ряд волевых качеств: настойчивость, решительность, выдержку, дисциплинированность. Для достижения успеха стрелку необходимо преодоление усталости, каких-либо болевых ощущений, в какой-то ситуации даже заставлять себя продолжать стрельбу на фоне сильной усталости. При неудачных тренировках стрелок не должен «опускать» руки, ведь только анализ ошибок является одной из важных составляющих достижения успеха.

Большое значение при подготовке стрелков следует придавать выработке моральных качеств. Именно эти качества в напряженный момент помогают достичь успеха. Ведь именно из-за волнения стрелок не всегда может в полной мере контролировать свои действия во время стрельбы, значительно уменьшается возможность контроля, в следствие чего, ухудшается спортивный результат в целом. [3]. Указанные качества также можно выработать в процессе соревнований. Для того чтобы воспитать у стрелка морально-волевые качества, следует создавать соревновательные условия для спортсмена. Так, во время выполнения упражнений по стрельбе как с работой «вхолостую», так и без нее целесообразно выполнять тренировочные нормативы, которые входят в зачет, а также в различные конкурсы, стрелковые турниры. Во-первых, в таких условиях у стрелка появляется возможность выработать у себя волевые качества, которые помогают в соревнованиях.

Во-вторых, стрелок учится быть целеустремленным и вне зависимости от волнения отрабатывать стоящую перед ним задачу на максимально высоком уровне.

Выводы. Всесторонняя подготовка спортсмена-стрелка является важной составляющей в достижении высоких результатов на первенствах различного уровня. Наряду с физическими, техническими и тактическими качествами, следует уделять внимание выработке - морально-волевых, которые также занимают не маловажное место в проведении тренировок и подготовке к соревнованиям.

Определение ряда важных задач, которые необходимо выполнить во время тренировки является одним из правил успешной тренировки. Критический подход к каждому выстрелу - это один из признаков успеха, так как стрелок может самостоятельно проанализировать свои ошибки. Для того, чтобы повысить результативность своей работы, добиться стабильности при выполнении определенных упражнений стрелок должен осознанно и целеустремленно относиться к работе над собой [2].

Литература:

1. Большой психологический словарь // под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - 2003. [Электронный ресурс] // URL: https://www.bestreferat.ru/referat-149239.html

2. Кедяров А.П. Подготовка стрелков по движущимся мишеням. - М.: Издательский дом «Руда и металлы», 2000. - 168 с.

3. Медведев А.В., Ветрова Ю.В., Мясищева Ю.В. Психологическая подготовка курсанта-стрелка [Электронный ресурс] // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30763665_12757241.pdf

4. Романов Е.И., Носатый Р.И., Морозова Д.А. Физическая и специально техническая подготовка в практической стрельбе [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37034949_26050698.pdf

5. Светличный Е.Г., Рабазанов С.И., Кудрявцев Р.А. Формирование правильных стрелковых навыков у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на первоначальном этапе обучения // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 67 (2). - С. 150-153.

6. Чобитько С.П. Комплексная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар. - 2020. - С. 505-507.

7. Юрьев А.А. "Пулевая спортивная стрельба" [Электронный ресурс] // URL:http://www.shooting-ua.com/books/book_111. 10.htm#5.1.2_Физическая_ подготовка_спортсмена-стрелка

Педагогика

УДК 371

аспирант Шиманская Ирина Валерьевна

Красноярский педагогический государственный университет имени В.П. Астафьева (г. Норильск)

КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ТЕОРИЯХ БИХЕВИОРИЗМА,

КОГНИТИВИЗМА, КОНСТРУКТИВИЗМА

Аннотация Представлен обзор концепций, основанных на теоретических практиках изучения инклюзивного образования и вовлечения, обучающихся в образовательный процесс. Рассматриваются американские и английские исследования в сфере инклюзивного образования и педагогики сотрудничества в общеобразовательных школах, актуальность изучения вопроса педагогики сотрудничества и основные проблемы, и позиции специальной педагогики. Охарактеризованы основные концептуальные подходы и реализация инклюзивного обучения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, концепции, подходы, педагогика сотрудничества, английские и американские школы, теоретический аппарат, практическая реализация, дети с особыми образовательными потребностями.

Annotation. An overview of the concepts based on theoretical practices in the study of inclusive education and the involvement of students in the educational process is presented. American and English studies in the field of inclusive education and pedagogy of cooperation in general education schools, the relevance of studying the issue of pedagogy of cooperation and the main problems and positions of special pedagogy are considered. The main conceptual approaches and implementation of inclusive education are characterized.

Keywords: inclusive education, concepts, approaches, pedagogy of cooperation, English and American schools, theoretical apparatus, practical implementation, children with special educational needs.

Введение. Инклюзивное образование - это когда все учащиеся, независимо от любых проблем, с которыми они могут столкнуться, помещаются в соответствующие возрасту общеобразовательные классы, которые находятся в их собственных школах по соседству, чтобы получить высококачественное обучение, вмешательства и поддержку, которые позволят им добиться успеха в основной учебной программе [6; 2].

Школа и классная комната работают исходя из того, что учащиеся с ограниченными возможностями так же фундаментально компетентны, как и учащиеся без особых образовательных потребностей. Таким образом, все учащиеся могут быть полноправными участниками в своих классах и в местном школьном сообществе. Большая часть движения связана с законодательством, согласно которому учащиеся получают образование в наименее ограничительной среде. Это означает, что они находятся со своими сверстниками без инвалидности в максимально возможном контакте, при этом общее образование является местом основного выбора для всех учащихся [2].

Для достижения подлинного долгосрочного успеха необходимо формальное обучение, основанное на эффективных инклюзивных практиках и концепциях. Рассмотрим стратегии, рекомендованные несколькими зарубежными исследованиями и практическим опытом [2]:

1. Использование различные форматы обучения. Необходимо начать с обучения всей группы и перехода к гибким группам, которые могут обучаться небольшими группами, станциями/центрами и парным обучением. Обучение при поддержке сверстников может быть очень эффективным и увлекательным и проходить в форме парной работы, совместной работы, обучения сверстников и демонстраций под руководством учащихся.

2. Обеспечить доступ к содержанию учебной программы. Всем учащимся нужна возможность получить опыт обучения в соответствии с одними и теми же целями обучения.

3. Применение универсальной концепции обучения. Это разнообразные методы, которые удовлетворяют потребности многих учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.