Научная статья на тему 'Комплексная оценка торговой инфраструктуры рынка товаров производственного назначения Хабаровского края'

Комплексная оценка торговой инфраструктуры рынка товаров производственного назначения Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герасименко Наталья Михайловна, Пиханова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка торговой инфраструктуры рынка товаров производственного назначения Хабаровского края»

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 7 (77). 2003

Наталья ГЕРАСИМЕНКО, Светлана ПИХАНОВА

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТОРГОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ТОВАРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

В даннойспштъе представлены результаты исследования по проекту «Анализ современного состояния регионального рынка товаров производственного назначения и определение приоритетных направлений его развития (на примере Хабаровского края)», выполненного по заданию Министерства образования РФ и Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края в рамках программы «Государствтная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала».

Современная экономика Хабаровского края характеризуется высокой степенью открытости. Регион является частью экономической системы страны, что обусловливает его взаимозависимость и взаимосвязанность с другими регионами. В этой связи участие региона в территориальном и международном разделении труда в последние десятилетия становится все более важным фактором развития рынка товаров Хабаровского края. Практически ни на одном рынке товаров производственного назначения местные предприятия не могут обеспечить свои потребности в средствах производства только за счет продукции хабаровских производителей, и соответственно рынок сбыта собственной гото-

вой продукции также не ограничивается территорией края. Ресурсы данного рынка формируются преимущественно за счет межрегиональных связей. Так, в 2001 г. из 24 рынков важнейших видов товаров производственного назначения только на 8 спрос полностью удовлетворялся за счет регионального производства. В частности, местные товаропроизводители в полном объеме обеспечивали потребности края в дизельном топливе, автомобильном бензине, деловой древесине, пиломатериалах, прокате черных металлов, дизелях и дизель-генераторах, топочном мазуте, металлорежущих станках.

В условиях активизации межрегиональных и внешнеэкономических связей обеспечение потребностей предприятий края и сбыт их продукции в значительной степени зависит от состояния региональной торговой инфраструктуры. Уровень развития последней влияет на повышение рентабельности деятельности предприятий региона, а также на состояние региональной экономики в целом за счет рационализации процесса товародвижения, ускорения оборачиваемости капитала, снижения трансакционных издержек. Поэтому целью исследования явилась оценка современного состояния региональной торговой

инфраструктуры и выявление наиболее экономичных форм деятельности оптовопосреднических организаций, обслуживающих рынки товаров производственного назначения Хабаровского края.

Методика, по которой была произведена оценка состояния торговой инфраструктуры и деятельности посредников, в структурированном виде представлена ниже (табл. 1).

Данная методика оценки деятельности оптовых посредников основана на логистическом подходе к управлению товародвижением. Если рассматривать оптовое предприятие как элемент логистической цепи, то следует обратить внимание на следующее положение. Логистический подход предполагает оптимизацию операций с целью сокращения издержек как внутри предприятия оптовой торговли, так и во взаимосвязях с поставщиками и покупателями товаров. В современных условиях цель маркетинговой логистики заключается в удовлетворении запросов потребителей с наименьшими затратами. Посредник должен координировать функции закупок и продаж с функциями организации складского хранения

товаров, погрузки и разгрузки транспортных средств, управления товарными запасами. Это необходимо, чтобы обеспечить наличие требуемого товара в необходимом месте в нужное время при оптимальных издержках на его доведение. Соответственно прибыль предприятия оптовой торговли как посреднической структуры должна создаваться не за счет высокой торговой надбавки, а путем сокращения издержек при прохождении товара через это предприятие. Поэтому в данном исследовании в качестве обобщающего показателя оценки деятельности посредника используется уровень совокупных затрат, который определяется как сумма всех затрат посредника на рубль валовой прибыли. При сравнительной оценке деятельности посредников лучшим признается то предприятие, у которого обобщающий показатель экономич-

ности имеет наименьшее значение.

Исследование деятельности предприятий оптовой торговли на рынке товаров производственного назначения Хабаровского края проводилось на выборочной совокупности. Объем выборки составил 44 предприятия. Для обеспечения репрезентативности выборки ее состав формировался на квотной основе с учетом форм собственности предприятий. Для обеспечения возможности сравнения результатов деятельности посредников в различные периоды времени, а также выявления тенденций и закономерностей развития торговой инфраструктуры рынка товаров производственного назначения применен панельный метод обследования.

В качестве источников вторичной информации, необходимой для проведения исследования, использовались формы статистической отчет-

ности 1-МТС, 1-ОТ, МП опт, бухгалтерские балансы предприятий. Первичная информация собиралась путем экспертных опросов руководителей оптовых предприятий частной формы собственности. Период обследования — 1990-2001 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ динамики численности и объемов деятельности оптовых посредников на рынке товаров производственного назначения Хабаровского края показал, что в период до 1998 г. наблюдался значительный рост числа предприятий. Их количество увеличилось более чем в 2 раза, при одновременном резком сокращении объемов деятельности посредников почти в 30 раз (табл. 2).

Снижение объемов деятельности посредников происходило в первую очередь

Таблица 1

Направления исследования Параметры оценки

Анализ институциональных аспектов функционирования системы оптовых посредников 1. Динамика количества хозяйствующих субъектов и структуры предприятий оптовой торговли в разрезе форм собственности. 2. Динамика объемов реализации предприятий оптовой торговли различных форм собственности.

Анализ организационных аспектов деятельности оптово-посреднических предприятий 1. Динамика численности и структуры посредников в разрезе размеров предприятий. 2. Динамика объемов реализации предприятий оптовой торговли различных размеров.

Сравнительный анализ экономических показателей деятельности оптовых посредников различных форм собственности и размеров 1. Валовая прибыль - (ВП). 2. Издержки обращения (ИО). 3. Стоимость основных фондов (Фо). 4. Величина оборотных средств в товарных запасах (Оз). 5. Уровень издержек обращения (Уио). 6. Фондоемкость (Фе). 7. Запасоемкость (З). 8. Производительность труда (ПТ).

Оценка экономичности функционирования предприятий оптовой торговли различных форм собственности и размеров (численности персонала) Э _ ИО + Е~ у'°- + Е• хФ° _ ИО + е[ О• + Фо ]илиЭ -У +Е(З + Ф) ВП ВП ВП ВП \ ВП ВП) ио Эопо - обобщающий показатель экономичности деятельности оптовопосреднического предприятия, коп/руб. Ен - коэффициент эффективности капитальных вложений, 0,23.

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 7 (77). 2003

под влиянием сужения регионального рынка. По оценкам экспертов, существовали и другие факторы экономического и неэкономического характера, затрудняющие деятельность оптовых предприятий, в качестве которых можно выделить:

♦ уменьшение числа обслуживаемых промышленных предприятий из-за заинтересованности последних в осуществлении поставок материальных ресурсов по прямым связям;

♦ увеличение затрат предприятий оптовой торговли на складские операции, транспортные расходы и другие оказываемые услуги;

♦ отсутствие информированности руководства промышленных предприятий о действующих на рынке оптово-посреднических организаций, их специализации, возможностях удов-

летворения потребностей

и ряд других.

В период после 1998 г. при сокращении численности посредников на рынке товаров производственного назначения (почти вдвое), объемы их деятельности возросли в 6 раз. Экономический кризис явился своеобразной «лакмусовой бумажкой» для субъектов регионального рынка. В настоящее время в сфере обращения товарами производственного назначения остались работать лишь те оптово-посреднические организации, которые за годы реформ адаптировались к условиям рынка, смогли сформировать постоянную клиентуру, обеспечивают комплексное обслуживание потребителей. Но совокупный оборот данных предприятий все же не достиг уровня 1990 г.

Пореформенный период характеризуется институци-

ональной трансформацией сферы обращения. Исследование структуры оптовых посредников, обслуживающих рынок товаров производственного назначения Хабаровского края, показало, что в настоящее время система посредников представлена хозяйствующими субъектами различных форм собственности: государственной, муниципальной*, частной и смешанной (табл. 3). За годы реформ отмечено резкое сокращение доли государственных предприятий как в количестве действующих оптовиков (до 11% в 2001 г.), так и в объемах реализации продукции (до 8%). Эта тенденция связана с процессом разгосударствления сферы обращения, начавшимся в 90-е годы ХХ столетия и формированием посредников нового типа. Государство сохранило в собственности предприятия, специа-

ТАБЛИЦА 2

ДинамикаЧисленности и объемов деятельности оптовых предприятий в Хабаровском крае

1990 1994 199S ' 2001

Количество предприятий, ед. S9 1S0 201 125

Объем реализации (в сопоставимых ценах), млн руб. 2 196,S 174,1 79,7 474,5

Таблица 3

Группировка предприятий оптовой торговли товарами производственного назна'-Ения по формам собственности

Форма собственности Удельный вес, %

в количестве в объеме реализации

1994 199S 2001 1994 199S 2001

Государственная 4б 32 11 бв 25 S

Муниципальная 4 4 4 7 7 0,2

Частная 30 42 бб 15 27 30,2

Смешанная (без иностранного участия) 20 22 19 10 41 б1,б

Итого 100 100 100 100 100 100

Источник. Рассчитано по данным Комитета государственной статистики Хабаровского края.

* Муниципальная форма собственности выделена в связи со спецификой обслуживаемого сегмента рынка — рынка предприятий коммунального хозяйства.

лизирующиеся на поставках топлива как жизненно важного для региона сырья, а также ряд предприятий, обеспечивающих потребности регионального промышленного комплекса в запасных частях и комплектующих (ГУП «Ха-баровскзапчастьоптторг», ГКП «Регионснаб).

Количество муниципальных предприятий, обслуживающих рынок края, весьма незначительно. Они специализируются на обеспечении потребностей предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Возможно, этим объясняются самые низкие в отрасли объемы деятельности «муниципалов» и соответственно их доля в оптовом обороте посредников (0,2%).

В настоящее время на рынке края по числу организаций лидируют предприятия частной формы собственности. Их доля в секторе оптовой торговли товарами производственного назначения составляет 66% и за период с 1994 по 2001 гг. она возросла более чем в 2 раза. Это связано в первую очередь с либерализацией экономики, которая способствовала количественному росту посреднических предприятий в сфере оптовой торговли за счет формирования новых фирм. И это вполне объяснимо. Минимальный стартовый капитал, быстрая оборачиваемость средств, возможность накопления в кратчайшие сроки ресурсов для реализации в других сферах бизнеса — все это способствовало

вовлечению предпринимателей в торговлю средствами производства и стимулировало развитие оптовых структур нового типа (товарных бирж, торговых домов, коммерческих центров, выставок). Но доля частников в оптовом обороте посредников, работающих на рынке товаров производственного назначения, по данным государственной статистики, невысока, в 2001 г. она составила чуть более 30%, несмотря на то, что по численности они преобладают на рынке. Данную величину следует рассматривать как достаточно приблизительную, так как в круг обследованных краевым комитетом по статистике предприятий не включаются индивидуальные частные предприниматели, работающие без образования юридического лица. А объемы их деятельности, по оценкам экспертов, существенны. Кроме того, в сфере частного бизнеса значительно легче скрыть реальные доходы. Несмотря на небольшой удельный вес частного сектора в объемах деятельности на деловом рынке, значение частного бизнеса для экономики края велико. Его возрождение и развитие влияет на формирование конкурентной среды на региональных рынках, повышение спроса на рынках рабочей силы, обеспечение трудоустройства лиц, высвобождаемых в результате структурной перестройки экономики, увеличение доходов местных

бюджетов за счет налогов, выплачиваемых частным сектором.

Наиболее значимую роль в насыщении регионального рынка товарами производственного назначения играют предприятия, находящиеся в смешанной собственности. В настоящее время в секторе оптовой торговли они обеспечивают более 60% поставок продукции на рынок края. Но удельный вес этих предприятий в численности посредников невелик и составляет всего 19%.

Практически все смешанные предприятия образованы путем разгосударствления бывших снабженческо-сбытовых организаций, принадлежавших системе Госснаба СССР и ведомственным системам. Государство сохранило свое присутствие в форме контроля их деятельности через владение пакетом акций. В период реформ посредники, находящиеся в смешанной собственности, постоянно и более ускоренными темпами по сравнению с другими группами оптовиков наращивали оптовый оборот. С 1998 по 2001 г. рост объема продаж у смешанных предприятий составил 300%, у государственных предприятий — 156%, у частников — 127,6%. И если в 1994 г. средний объем реализации смешанного предприятия составил 50,8 % к средней величине в сфере оптовой торговли, то в 1998 — 183,8%, а в 2001 г. — 338,8%, что значительно превосходит дан-

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 7 (77). 2003

ныи показатель у других групп посредников (табл. 4).

По-видимому, сохранение доли государства в собственности указанных оптовиков является стабилизирующим фактором их деятельности. На рост оптового оборота смешанных предприятии серьезно повлиял накопленный опыт работы в сфере обращения, сформировавшиеся хо-зяиственные связи с поставщиками и потребителями, наличие более квалифициро-ваннои рабочеи силы и необ-ходимои материально-технической базы. Однако наличие достаточно мощнои материально-технической базы одновременно является и негативным фактором, т. к. складские мощности в настоящее время загружены не в полном объе-

ме, что отрицательно отражается на эффективности деятельности смешанных предприятий.

Исследование торговой инфраструктуры, с точки зрения размеров функционирующих предприятий, показало, что за годы реформ оптовики всех форм собственности сократили численность своего персонала и соответственно стали меньшими по размерам (табл. 5).

Современная конкурентная среда рынка товаров производственного назначения Хабаровского края включает предприятия средних и малых размеров. Их удельные веса в численности региональных посредников составляют 18 и 82% соответственно. Крупных предпри-

ятий среди посредников не выявлено. Предприятия малого бизнеса, с количеством работающих до 50 человек, формируют большую часть товарооборота в секторе оптовой торговли (табл. 6). Они оказались более устойчивыми к изменениям рыночной конъюнктуры по сравнению со средними и крупными предприятиями. Во время кризиса 1998 г. малый бизнес продемонстрировал, что имеет большой внутренний потенциал, показал способность достаточно большого числа предпринимателей обеспечить свою экономическую самостоятельность.

Об этом свидетельствует постоянный рост объемов деятельности малых предприятий за обследуемый период.

Таблица 4

Средние объемы реализации предприятий оптовой торговли

Форма собственности 1994 199S 1999 2GG1

тыс. руб. в % к среднему тыс. руб. в % к среднему тыс. руб. в % к среднему тыс. руб. в % к среднему

Государственная б бЮ,4 14Э,Э б 2G4,G SG,6 11 S79,G бЭ,б 17 6G9,4 7G,G

Муниципальная б 530,8 1бб,9 9 S49,1 1б2,б 1 S9G,5 1G,1 1 2GЭ,б 4,8

Смешанная 1 9SS,6 5G,S 11 S65 18Э,8 бЭ бЭЭ,2 2S7,G 8б 279,б ЭЭ8,8

Частная 1 952,G 49,S 4 1бб,9 б4,б 4 ЭЭб,8 2Э,2 11 б47,1 4б,9

В среднем одного предприятия Э 912,S б 4б2,б 18 б98,б 2б 171,8

Источник. Рассчитано по данным Комитета государственной статистики Хабаровского края.

Таблица 5

Группировка предприятий оптовой торговли товарами производственного назна^ния по размерам

Год Крупные и средние, ед. Малые, ед.* Удельный вес малых предприятий, %

1991 6G 29 ЭЭ

1994 112 68 Э8

1998 9б Ю6 бЭ

2001 2Э Ю2 82

Темпы роста 2001 к 1991, % Э8 Э52

* Источник. Хабаровский край. 60 лет. Стат. сборник. Юбил. выпуск. — Хабаровск, 1998. Основные показатели деятельности малых предприятий в 1998 г. Стат. сборник, Хабаровск, 1999, данные Краевого комитета государственной статистики.

Изучение качественных показателей деятельности малых и средних предприятий за период 1994—2001 гг. позволил выявить положительную динамику всех анализируемых параметров (табл. 7). Но сравнительный анализ уровневых по-

казателей свидетельствует о более эффективной работе в настоящее время малых предприятий. Это привело к тому, что приведенные затраты (экономичность) малых предприятий сократились в три раза, а средних лишь на 31%.

На следующем этапе исследования проведен сравнительный анализ основных экономических показателей деятельности оптовых предприятий различных форм собственности (табл. 8, 9). Для этого были определены

Таблица 6

Динамика доли и объемов реализации оптовых предприятий разлитых размеров

Размер предприятия Удельный вес в объеме реализации, % Объем реализации в среднем предприятия, тыс. руб. Темп роста объемов реализации, %

1994 1998 2001 1994 1998* 2001* 1998г. к 1994 г. 2001г. к 1998 2001 г. к 1994

Малое 12 41 65 1 258,7 1 259,2 2 333,0 100 185,3 185,4

Среднее 88 59 35 5 584,0 2 014,0 5 035,8 36 250,0 90,2

* В сопоставимых ценах.

Таблица 7

Показатели эффективности деятельности малых и средних предприятий оптовой торговли, коп/руб.

1994 1998 2001 1998 к 1994, % 2001 к 1998, %

МП СП МП СП МП СП МП СП МП СП

Уровень издержек обращения 1,16 0,79 1,09 1,15 0,64 0,74 94 146 58,7 64,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запасоемкость 0,39 0,65 0,26 0,53 0,22 0,39 67 82 84,6 73,6

Фондоемкость 8,44 4,2 4,82 4,86 0,54 0,97 65 116 11,2 19,9

Экономичность деятельности 2,48 1,51 1,85 1,96 0,81 1,05 125,5 70,2 43,8 53,6

Условные обозначения: МП — малые предприятия; СП — средние по размерам предприятия.

Таблица 8

Группировка оптово-посредниЧских организаций по формам собственности и показатели, характеризующие результаты их деятельности

Формы собственности Удельный вес в общем итоге, % В % к средней величине Средняя величина валовой прибыли, тыс. руб. Экономичность деятельности, коп/руб.

Число организаций Валовая прибыль Издержки обращения Товарные запасы Основные фонды Численность персонала Прибыль ОТ реализации, убыток Число убыточных предприятий Производительность труда Уровень издержек обращения Запасоемкость Фондоемкость

1994 ГОД

Государственная 46 64 66,5 78 63,3 62,2 +52,1 33,3 102,9 103,6 122,9 98,9 2 247,7 1,67

Муниципальная 4 6 5,5 7,4 6,5 6,5 +16,1 8,3 104,9 74,6 109,8 95,7 2 537,1 1,39

Смешанная 20 13,5 12,7 6,9 21,6 13,4 +17,4 25,1 101,9 95,1 50,8 162,7 1 236,0 1,97

Частная 30 16,5 15,3 7,7 8,6 17,9 +14,4 33,3 87 102,4 49,1 54,2 883,4 1,27

1998 год

Государственная 32 24,9 24,5 31,8 44,9 34,6 -20,5 33,3 60,5 99,1 129,2 182,9 2 521,0 2,50

Муниципальная 4 4,5 3,8 4,7 4,3 3,7 + 100 3,3 120,5 83,9 102,4 93,7 3 250,0 1,67

Смешанная 22 50,2 49,7 32,3 35,1 28,5 -44,1 23,3 176,4 99,1 63 70,2 7 153,2 1,65

Частная 42 20,4 22 31,2 15,7 33,2 -35,4 40,1 61,4 108,9 156,0 78,1 1 521,2 1,87

2001 год

Государственная 11 16,7 16,3 17,9 8,4 15,4 +17,7 11,1 109,4 97,1 103,2 48,5 7 050,4 0,84

Муниципальная 4 0,1 0,4 0,1 5,2 2,7 -100,0 11,1 5,4 200,0 51,0 2 392,4 219,0 5,78

Частная 66 26,2 26,6 45,9 27,0 44,6 +25,0 66,7 58,0 108,6 174,1 99,6 1 896,8 1,05

Смешанная 19 57,0 56,7 36,1 59,4 37,3 +57,3 11,1 153,1 97,1 62,9 100,2 14 909,1 0,92

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 7 (77). 2003

Таблица 9

ЭкономиЧюсть деятельности посредников разлитых форм собственности и размеров предприятия (2001 Г.)

Среднесписочная численность работников 1 предприятия, чел. Количество организаций Количество работающих, чел. Валовая прибыль, тыс. руб. Издержки обращения, тыс. руб. Прибыль от реализации, тыс. руб. Товарные запасы, тыс. руб. Основные фонды, тыс. руб. Уровень издержек обращения, коп/руб Запасоемкость, коп/руб. Фондоемкость, коп/руб. Экономичность деятельности, коп/руб.

Государственная собственность

До 50 чел. 4 112 23 G95 15 G69 е G26 4 234 1G 969 G,65 G,18 G,47 G,8G

51-100 чел. 1 е2 12 157 е 77G 3 3е7 7 33е 2 51е G,72 G,6G G,21 G,91

Всего: 5 194 35 252 23 е39 11 413 11 572 13 4е7 G,68 G,33 G,39 G,84

Муниципальная собственность

До 5G чел. 2 34 43е 612 -174 69 е 2е9 1,4G G,16 1 е,93 5,79

Смешанная собственность

До 50 чел. 3 5е 42 632 24 794 17 е3е 137е е 1G7 G,58 G,G3 G,19 G,63

51-100 чел. 5 411 76 641 57 499 19 142 21 94е е7 23G G,75 G,29 1,14 1,G8

Всего: е 469 119 273 е2 293 36 98G 23 326 95 337 G,69 G,2G G,8G G,92

Частная собственность

До 50 чел. 27 417 34 259 23 531 1G 72е 16 G75 27 294 G,69 G,47 G,8 G,98

51-100 чел. 2 145 2G 74е 15 329 5 419 13 65G 15 9е6 G,74 G,66 G,77 1,G7

Всего: 29 562 55 GG7 33 86G 16 147 29 725 43 28G G,71 G,54 G,77 1,G1

средние величины по анализируемым показателям. Далее, результаты, достигнутые в группах, сравнивались со средней величиной.

Анализ позволил сделать вывод о более успешном функционировании в настоящее время оптовиков, находящихся в смешанной форме собственности, и государственных предприятий. Но если у смешанных предприятий положительные результаты деятельности были зафиксированы еще в 1998 г. и они уже тогда работали более экономично, чем другие посредники, то для государственных предприятий 90-е годы были не лучшим периодом в работе. В 2001 г. в государственном секторе оптовой торговли произошли по-

зитивные изменения. Ими достигнуты лучшие результаты по сравнению с предыдущим периодом по показателям валовая прибыль и прибыль от реализации. В 2001 г. средняя величина валовой прибыли государственного предприятия составила

7 050,4 тыс. руб. Это ниже, чем у смешанных предприятий, но выше, чем у частников в 3,7 раза и в 32 раза превышает показатель муниципального предприятия. Качественные показатели деятельности посредников также свидетельствуют о повышении эффективности их функционирования. Положительная динамика отмечается по следующим показателям: уровень издержек—у государственных предприятий

составил 97,1% к средней величине, производительность труда — 109,4%, фондоемкость — всего 48,5%. Лишь величина запасоемкости у посредников этой группы превышает средний уровень. Это связано в первую очередь с более продолжительным периодом оборота запасов, чем у оптовиков других форм собственности. В результате приведенные затраты (экономичность) у государственных предприятий составили 0,84 коп./руб. и это самый низкий, а следовательно, лучший обобщающий показатель в сфере оптовой торговли товарами производственного назначения.

В 2001 г., также как и в 1998 г., самая высокая величина валовой прибыли

(в 3 раза выше среднего уровня) была зафиксирована у предприятий смешанной формы собственности. Одновременно уровень издержек обращения ниже среднего по отрасли на 2,9% пункта. Показатель оборачиваемости запасов у оптовиков, находящихся в смешанной собственности также один из лучших в отрасли (62,9% к среднему уровню). Так, если период оборота запасов у частных предприятий составляет 32 дня, у государственных — 38, то у предприятий смешанной формы собственности всего 12 дней. Посредники, находящиеся в смешанной собственности, также имеют самые высокие показатели производительности труда (более чем в 1,5 раза превышают средние по отрасли). Рассматриваемая группа оптовиков работала достаточно экономично. Приведенные затраты у них составили 0,93 коп/руб. валовой прибыли.

Полученные результаты исследования подтверждают мировую практику в том, что развитие рыночных отношений стимулирует процессы перехода к акционерной организации фирм как одной из наиболее эффективных. Неслучайно процесс акционерной организации фирм оптовой торговли поддерживается государством во всех развитых странах.

Частный бизнес, как уже отмечалось, преобладает в сфере оптовой торговли товарами производственного назначения по числу организаций,

но, по официальным данным, вносит достаточно скромный вклад в насыщение регионального рынка, что вызывает сомнения. Соответственно, его доля в объеме валовой прибыли сектора оптовой торговли составляет лишь 26,6%. Эти предприятия располагают достаточно большими запасами (45,9% в общем итоге), но не эффективно ими распоряжаются. Об этом свидетельствует величина показателя запасоемкости, которая превышает средний уровень на 74,1%. Кроме того, уровень издержек обращения превышает средний показатель на 8,6%. Это привело к тому, что величина обобщающего показателя экономичности их деятельности выше по сравнению с государственными и смешанными предприятиями. Однако следует отметить, что предприятия частного бизнеса вносят существенный вклад в стабилизацию социальной среды, создавая рабочие места. Так, в 2001 году доля работающих на этих предприятиях составила 44,6% от занятых в сфере обращения товарами производственного назначения.

Худшие показатели деятельности отмечены в 2001 г. у предприятий муниципальной собственности. Это единственная категория посредников, в которой в целом по группе в 2001 г. получены убытки. Естественно, что приведенные затраты у муниципальных предприятий были самыми высокими в отрасли. Обобщающий показа-

тель экономичности деятельности составил 5,78 коп/руб. валовой прибыли.

В ходе исследования была выявлена явная зависимость экономичности деятельности посредников разных форм собственности от численности занятых на предприятии. С ростом среднесписочного числа работников всех форм собственности она снижается. Более детальная группировка оптово-посреднических предприятий по размерам в разрезе форм собственности, представленная в таблице 8, выявила интересную особенность. Приведенные затраты малых предприятий, находящихся в смешанной и государственной собственности, ниже, чем у аналогичных по размерам частных посредников. У оптовиков, находящихся в смешанной собственности, они составили 0,63 коп./руб., у государственных — 0,8 коп./руб., а у частных — 0,98 коп./руб.

ВЫВОДЫ

1. Региональная система оптовых посредников представлена предприятиями различных форм собственности с преобладанием посредников, имеющих статус частной собственности (66%). 2.Значительный вклад в насыщение регионального рынка товарами производственного назначения вносят смешанные предприятия. Доля в объеме реализации в 2001 г. составила 61,6%. Кроме того, у них зафиксированы самые высо-

Тел./факс редакции: (095) 168 3093, 956 7027, e-mail: bcimarketing@mtu-net.ru, www.bci-marketing.aha.ru ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ № 7 (77). 2003

кие количественные и качественные показатели деятельности.

3. Увеличение и преобладание в настоящее время сектора малого бизнеса в составе торговой инфраструктуры на рынке товаров производственного назначения (82%). На долю малых предприятий приходится 65% в объеме реализации посредников на рынке товаров производственного назначения.

4. Наиболее экономично функционирующие в настоящее время предприятия сферы обращения — малые предприятия, находящиеся в смешанной собственности. Обобщающий показатель экономичности их деятельности составил 0,63 коп/руб. На втором месте государственные

предприятия — 0,8 коп/ руб., далее следуют частные — 0,98 коп/руб. Указанные формы организации оптовых компаний, обеспечивают экономию общественного труда и способствуют повышению эффективности функционирования региональной экономики.

Полученные результаты, на наш взгляд, должны представлять интерес для государственных структур, курирующих деятельность субъектов оптового рынка. Представляется целесообразным на уровне регионального управления территорией создать специальное подразделение, которое наряду с рядом других функций, формировало бы базы данных о существующих предприятиях-посредниках,

проводило оценку эффективности их работы, вовлекало лучшие из них в проводимые тендеры на закупки товаров для государственных нужд, предоставляло сведения об эффективно функционирующих посредниках предприя-тиям-производителям, которые ищут партнеров по закупкам и сбыту своей продукции.

Авторы:

Герасименко Наталья Михайловна, к. э. н., доцент;

Пиханова Светлана Анатольевна, к. э. н., доцент;

Хабаровская государственная академия экономики и права.

E-mail: natalia_gerasime@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.