Научная статья на тему 'Комплексная оценка региональной системы здравоохранения: данные официальной статистики и социологических опросов населения'

Комплексная оценка региональной системы здравоохранения: данные официальной статистики и социологических опросов населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / CASE STUDY / ОТЗЫВЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / THE RESPONSIVENESS OF THE HEALTH SYSTEM / EVALUATION OF HEALTH SYSTEM PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цыганова Ольга Альбертовна, Шульгина С.В.

Данные социологических опросов в оценке деятельности сис темы здравоохранения все чаще используются при проведении реформирования отрасли. Проанализированы данные офици альной статистики за период с 1998 по 2014 гг. Проведено со циологическое исследование на территории Архангельской об ласти в 2013 г. Полученные результаты анализа мнения насе ления только частично совпадают с данными официальной статистики. Подтверждена необходимость использования результатов социологического исследования при оценке систе мы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE EVALUATION OF REGIONAL HEALTH SYSTEM: OFFICIAL STATISTICS AND PUBLIC OPINION POLL

Data from polls in assessing health system performance is increas ingly being used in conducting the reform of the sector. Official sta tistics for the period from 1998 to 2014 was analyzed. A sociological study in the Arkhangelsk region in 2013 was conducted. The results of analysis of public opinion is only partly coincide with the data of of ficial statistics. It reaffirmed the need to use the results of sociological research in the evaluation of the health care system.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка региональной системы здравоохранения: данные официальной статистики и социологических опросов населения»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ДАННЫЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ

О.А. Цыганова, С.В. Шульгина

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

COMPREHENSIVE EVALUATION OF REGIONAL HEALTH SYSTEM: OFFICIAL STATISTICS AND PUBLIC OPINION POLL

O.A. Cyganova, S.V. Shulgina

Northern State Medical University, Arkhangelsk

В последнее время государство уделяет большое внимание развитию системы здравоохранения. Проводимые программы реформирования здравоохранения направлены на повышение доступности и эффективности работы системы в целом [5]. На этом фоне анализ результатов проводимых мероприятий становится особенно актуальным. Медико-социальная оценка деятельности медицинских учреждений и связанного с ним уровня медицинского обслуживания во многом зависит от применяемых способов оценки, адекватности и оптимальности используемых показателей [2, 9]. Эффективность деятельности системы оказания медицинской помощи населению традиционно оценивается на основании данных официальной статистики. Вместе с тем использование для управленческого анализа только статистических показателей может привести к неправильным выводам и к принятию в дальнейшем ошибочных решений [4]. Дополнительные данные, полученные в результате опросов населения, позволяют оценить обратную связь на основе самооценки населением своего здоровья и качества работы медицинских организаций, расширяют данные официальной статистики и более полно раскрывают картину деятельности системы в целом [8]. Наиболее показательным является анализ результатов социологических опросов вместе со статистическими показателями.

Цель исследования — проанализировать возможность оценки деятельности региональной системы здравоохранения, используя результаты социологического опроса и данные официальной статистики.

ровые обходы. В нем приняли участие 1416 человек, это превысило полученный в результате расчета теоретический объем выборки на 18%. Выборочная совокупность формировалась из жителей Архангельской области. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением пропорций между городским и сельским населением, количеством населения в городах и районах области. Включение респондентов в выборочную совокупность осуществлялось методом кластерной выборки. Анкетирование проводилось в период с октября 2012 по январь 2013 г. Для сравнительного анализа самооценки населением своего здоровья использовались данные обследования качества жизни населения регионов СевероЗападного федерального округа (СЗФО), выполненные в 2008 г. [8]. При анализе ресурсной базы и деятельности системы здравоохранения Архангельской области использовались статистические данные Федеральной службы государственной статистики Архангельской области за 1998—2014 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Уровень здоровья населения является общим результатом деятельности системы здравоохранения [4]. В результате статистического анализа показателей, характеризующих состояние общественного здоровья, отмечается ухудшение практически по всем показателям (рис. 1).

Результат анализа самооценок здоровья населения показал, что с 2008 г. на 12,3 % уменьшилась доля жителей области, оценивающих свое здоровье как «хорошее, очень хорошее»; на 1,1% выросло число лиц, оценивающих свое здоровье как «плохое, очень плохое»; и на 11 % выросла оценка «удовлетворительное» (табл. 1).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для анализа общественного мнения использовались результаты социологического исследования, отражающие мнение населения Архангельской области о медицинском обслуживании и деятельности системы в целом. Объем выборочной совокупности в популяции численностью 1 202 295 человек при максимальной абсолютной ошибке 5%, 95% доверительном уровне и ожидаемой распространенности 50% составил 600 человек. С учетом коррекции на кластерный подход к формированию выборки ее расчетный объем был увеличен на 25% и составил 750 человек. С учетом ожидаемого отклика на уровне 60% объем выборки составил 1200 человек. Расчет объема выборки проводился с использованием ЕрПпЮ 7.

Сбор статистического материала проводился методом анкетирования. Форма проведения — подво-

Ожидаемая продолжительность жизни

Инвалидность

Общая заболеваемость Первичная заболеваемость Смертность населения Численность населения

50,

] 129,6 ] 133,8

100,0

□ 2014 □ 1998

150,0

Рис. 1. Темп роста (снижения) показателей общественного здоровья населения Архангельской области, 1998—2014 гг., %

Таблица 1

Оценка состояния собственного здоровья жителями Архангельской области (в % от числа опрошенных)

Связь между показателями состояния общественного здоровья и результатами самооценки здоровья населением несомненна. Анализ показал, что с ухудшением показателей общественного здоровья оценка населением своего здоровья также снижается.

Самооценка населением своего здоровья — это субъективное восприятие, и на данный показатель могут влиять различные факторы [3, 6]. Но в качестве исследований пилотного характера значение исследования самооценки здоровья огромно. При анализе статистических показателей и результатов социологических опросов можно получать не только данные, характеризующие состояние общественного здоровья на определенный момент времени, но и выявлять динамику состояния здоровья в регионе в целом и в различных социальных группах населения [4]. Расширяя область исследования можно раскрыть особенности взаимодействия населения с системой здравоохранения, оценить группы факторов риска для здоровья, рассмотреть связь здоровья с элементами внешней среды. Результаты таких исследований позволяют провести более детальную оценку социальной эффективности здравоохранения, а также создают основу для разработки долгосрочных социально ориентированных программ в сфере охраны здоровья населения.

Для оценки деятельности системы здравоохранения проанализированы показатели, характеризующие доступность медицинской помощи и уровень удовлетворенности населения медицинским обслуживанием. Анализ данных официальной статистики о деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих стационарную помощь, показал, что снизилось общее число больничных учреждений (—51,0%) и обеспеченность населения койками ( — 12,8%), при этом вырос оборот койки (48,6%) при незначительном изменении уровня госпитализации (1,3%) (рис. 2). Деятельность учреждений, оказываю-

щих первичную медико-санитарную помощь, характеризуется как увеличением их числа (6,1%), так и мощности (38,1%). Среднее число посещений на человека в год выросло на 8% к уровню 1998 г. Динамика показателей является результатом реструктуризации системы, которая имела цель повышение эффективности работы стационаров и перенос основных объемов медицинской помощи из госпитального сектора в амбулаторный.

При проведении социологического исследования проанализировано мнение населения о желании сменить медицинскую организацию для получения медицинской помощи. По результатам оценки критерия «выбор медицинской организации» доля лиц, не имеющих желание поменять учреждение здравоохранения (46,4%), превышает удельный вес желающих лишь на 5,8% (40,6%). Вместе с тем респонденты, занявшие нейтральную позицию (13%), подчеркивали, что объективно не имеют такой возможности из-за территориальной отдаленности места жительства от других медицинских организаций.

Результаты анализа показателя «транспортная доступность» медицинской организации характеризуется самым высоким уровнем субъективизма. Даже при расположении городских поликлиник в шаговой доступности многие пожилые люди оценивали транспортную доступность как низкую. В целом доля высоких оценок составила 54,3%, уровень средних и низких оценок различаются незначительно (23,8 и 21,9% соответственно).

Основной показатель социальной эффективности — удовлетворенность населения полученной медицинской помощью. Доля лиц полностью (18,7%) и частично удовлетворенных (59,0%) медицинской помощью по результатам исследо-

Число Обеспеченность Уровень Обороткойки

больничных койками госпитализации учреждений населения населения

Рис. 2. Темп роста (падение) показателей деятельности медицинских организаций Архангельской области, 1998—2014 гг., %

Оценка здоровья

Год хорошее, удовлетво- плохое,

очень хорошее рительное очень плохое

2008 42,4 46,9 10,7

2013 30,1 58,1 11,8

130 -

30

124,9 132,1 141,2 138,7 -■- 136,7 139,2 -■- ^138,9

■- _ и -

46,5 50,4 --- - 53,2 56,6 56,6 54,8 54,5 55,8

1998 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014

♦ — Врачи ■ Средние медицинские работники

Рис. 3. Обеспеченность населения медицинским персоналом на 10 000 населения в Архангельской области с 1998 по 2014 гг.

вания составляет 77,7%. Повышению уровня удовлетворенности пациентов медицинской помощью будет способствовать изменение стереотипов представления населения об условиях получения медицинской помощи и прежде всего о необходимости регулярного получения стационарной медицинской помощи. Изменение общественного мнения потребует значительных усилий по информированию пациентов и созданию условий для адекватной замены столь распространенного в советский период длительного стационарного лечения. Усиление роли первичной медико-санитарной помощи возможно лишь при реализации ряда задач. Во-первых, это укомплектованность поликлиник высококвалифицированными специалистами, что повлечет за собой передачу ключевых медицинских манипуляций на амбулаторный уровень. Во-вторых, разработка алгоритмов действий населения в различных ситуациях взаимодействия с системой здравоохранения и широкое информирование пациентов и медицинских работников об этих алгоритмах. В-третьих, активная пропаганда здорового образа жизни и создание системы личной заинтересованности пациента в профилактических мероприятиях. Вместе эти мероприятия приведут к улучшению качества оказания первичной медико-санитарной помощи.

Реформы здравоохранения должны осуществляться не только в сфере управления здравоохранением, но и на уровне первого контакта пациента с медицинским работником. Анализ кадровых ресурсов медицинских организаций показал возросшую обеспеченность населения Архангельской области медицинскими кадрами к 2014 г. (рис. 3).

Несмотря на рост показателей, результаты социологического исследования выявили, что в целом не доверяют своему врачу 64,3 % респонден-

тов (частично доверяют 43,7 % и не доверяют полностью 20,6 %).

Показательно, что больше половины респондентов (61,9%) охарактеризовали уровень профессионализма врача как средний. Лишь каждый четвертый (26,5%) оценил его высоко, а каждый десятый (11,6%) считает уровень подготовки своего врача низким.

Уважительное отношение медицинских работников к себе во время посещения поликлиник отметили лишь 40,2% опрошенных. Настораживает тот факт, что частичную оценку уважительного отношения к себе дала половина (49,6%) респондентов. Каждый десятый (10,5%) отмечает частые проявления грубости медицинских работников в свой адрес. Неудивительно, что некоторые люди с нежеланием обращаются в медицинские учреждения, что усугубляет хрониза-цию заболеваний, рост запущенных форм.

Получение от врачебного персонала достаточного количества информации о заболевании и других личных сведений высоко оценили только треть (33,2%) респондентов. Каждый четвертый (23,6%) не получает никакой информации о своем заболевании и состоянии и менее половины (43,2%) получают ее частично. Результаты исследования показывают, что полностью понимает объяснения врача лишь каждый третий (37,4%). Объяснения врача не доступны для понимания 12,7% опрошенных, а 49,9% указывают на недостаточно полный и исчерпывающий характер предоставляемой информации.

Для исправления сложившейся ситуации необходимо вспомнить о нравственных ориентирах при оказании медицинской помощи. Опорными точками для установления плодотворного контакта должна стать ориентация медицинских работников на немедицинские потребности пациентов (сохранение достоинства, коммуника-

бельность медицинского персонала, конфиденциальность и участие пациента в ходе лечения).

Основные показатели, которые в основном используются в России для оценки социальной эффективности системы здравоохранения — удовлетворенность населения медицинской помощью (в процентах от числа опрошенных) и количество обоснованных жалоб, в полной мере не отражают социальные потребности населения [1]. Наряду с этим регионы и медицинские организации используют разные методики для оценки данных показателей, что не обеспечивает единообразия и возможность их использования в сравнительном анализе. По нашему мнению, использование в оценке социальной эффективности показателя «отзывчивость системы здравоохранения к нуждам населения» исключает недостатки применяемых показателей. Суть данного показателя заключается в оценке населением деятельности системы через призму своих потребностей и реализованных ожиданий [7]. К плюсам показателя «отзывчивость» можно отнести использование одних и тех же критериев оценки оказания медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях. Применение основных восьми критериев отзывчивости не исключает возможность использования дополнительных критериев для отображения региональных особенностей оказания медицинской помощи [10]. Результаты оценки каждого из критериев отзывчивости системы могут быть использованы не только для планирования направлений развития здравоохранения и совершенствованию организации медицинской помощи, но и для изменения подходов к работе с пациентами.

Таким образом, результаты исследования подтвердили, что при оценке деятельности системы здравоохранения использование данных социологических опросов наряду с данными официальной статистики дает более полную картину существующего положения. Это может помочь определить проблемные участки деятельности

системы и наметить мероприятия по их устранению. Конечно, на сегодняшний день еще рано подводить итоги реформирования отрасли, так как реформа продолжается. Однако при ее продолжении необходимо учитывать те положительные и отрицательные результаты, которые уже получены. Также необходимо учитывать специфику региона при планировании мероприятий реформ, так как это повысит шансы построения эффективного здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Камалиев М.А. Методические основы мониторинга и оценки системы здравоохранения [Электронный ресурс] // Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова. URL: http:// ksmumpf.ru/publ/konferencija_aktualnye_voprosy_vede_ nija_sgm_quot/prinjatye_k_publikacii_materialy/kamalie v_m_a/22-1-0-291 (дата обращения 15.01.2016).

2. Короткова А.В., Сон И.М., Леонов С.А. Методологические подходы к оценке результатов деятельности системы здравоохранения в целом и поставщиков услуг. ЦНИИОИЗ Росздрава. 2008. URL: vestnik.mednet.ru (дата обращения 15.01.2016).

3. Лебедева-Несевря Н.А. Социальные факторы риска здоровью как объект управления. Вестник Пермского университета. 2010; 3: 36—41.

4. Медик В.А., Осипов А.М. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ. М: РИОР; ИНФА-М. 2012. 358.

5. Модернизация здравоохранения и экономические стандарты для больничных учреждений. Интервью с проф. Ю.М. Комаровым. Здравоохранение. 2011; 5: 49—60.

6. Назарова, И.Б. Здоровье российского населения: факторы и характеристики (90-е годы). Социологические исследования. 2003; 11: 57—69.

7. Оценка систем здравоохранения с позиций Всемирной организации здравоохранения. Здравоохранение. 2009; 11: 17.

8. Шабунова А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 408.

9. Шамшурина Н.Г. Показатели социально-экономической эффективности в здравоохранении. М.: МЦФЭР. 2005: 318.

10. Rashidian A. Assessing health system responsiveness: a household survey in 17th district of Tehran [PubMed]. Iran Red Crescent Med J. 2011; 13(5): 302-308. Epub 2011 May 1. Published online 2011 May 1. PMCID: PMC3371967.

Сведения об авторах

Цыганова Ольга Альбертовна — д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы СГМУ; г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51. Тел.: (818-2) 28-57-84. E-mail: s.shulgina@list.ru

About the author

Cyganova Olga Albertovna — PhD, MD, professor of public health, health and social work of SSMU; Arkhangelsk, 51 Troitskyi pr. Tel.: (818-2) 28-57-84. E-mail: s.shulgina@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.