Научная статья на тему 'Комплексная оценка адаптации студентов в условиях столичного мегаполиса'

Комплексная оценка адаптации студентов в условиях столичного мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС ФАКТОРЫ / STRESS FACTORS / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / МЕГАПОЛИС / MEGALOPOLIS / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайличенко К.Ю.

В статье дана комплексная оценка адаптации студентов в условиях крупного промышленно-культурного центра России. На выборке 245 (124 девушек и 121 юношей возраста от 17 до 26 лет) студентов Российского университета дружбы народов (РУДН) был проведен анализ воздействия комплекса факторов социо-экономической среды (питание, режим труда и отдыха, заболеваемость и т.д.). Отмечается недостаточно высокий среднемесячный доход студентов, который оказывает большое влияние на качестве питания, что сказывается на течении адаптационных процессов учащихся высшей школы. Анализ анкетных данных показал, что только 30,1% студентов каждый день употребляли мясо и рыбу. Большая часть студентов (68,7%) питались однообразно полуфабрикатами, малополезной пищей с огромным содержанием в ней жиров, углеводов и соли. В анкетах учащимися РУДН часто указывалось потребление фаст-фудов и продуктов быстрого приготовления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайличенко К.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX ASSESSMENT OF ADAPTATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF A CAPITAL MEGALOPOLIS

The research concerns a complex assessment of students’ adaptation in conditions of a large industrial cultural center of Russia. The research is based on investigation of 245 students (124 girls and 121 young men of age from 17 to 26 years) of the Peoples’ Friendship University of Russia (PFUR), the researcher analyses a complex impact of factors of the socioeconomic environment (food, work-rest schedule, incidence, etc.). Insufficiently high average monthly income of students, which exerts a great influence on quality of food that affects the course of studentsadaptation processes is noted. The analysis of biographical particulars showed that only 30.1% of students used every day meat and fish. The most part of students (68.7%) ate monotonously semi finished products, low-healthy food with huge content in it of fats, carbohydrates and salts. In questionnaires students of PFUR often specified consumption of fast food and instant products.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка адаптации студентов в условиях столичного мегаполиса»

щихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика это - база электронных рабочих тетрадей и тренажёр по школьной программе. Динамичные рейтинги лидеров класса и школ добавляют обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей [8].

Важным для нашего исследования является положение о том, что применение данных сетевых проектов возможно благодаря интерактивному методу «перевёрнутый класс», смысл которого заключён в смене роли учителя и ученика. Ученик получает задание от учителя с помощью сетевых образовательных ресурсов освоить новую, неизученную тему, став активным участником учебного процесса, где он в большей степени самостоятельно делится и создаёт новое, чем потребляет от учителя.

Кроме того, сетевые образовательные технологии содержат в себе потенциал применения инновационного педагогического явления - «кейс-технологического проектирования», смысл которого в том, чтобы организовать целенаправленную самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся по созданию практико-ориентированного контента, направленного на достижение метапредметных образовательных результатов обучающихся. Под метапредметной группой результатов, соглас-

Библиографический список

но ФГОС, понимаются регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования: в процессе сетевого взаимодействия формируется ИКТ-компетентность учителя и ученика, информационное общение даёт возможность для расширения границ образовательного процесса, создавая благоприятные условия для развития личности ребёнка, а также открывает новые возможности для школьного образовании в виде применения интерактивных форм обучения (кейс-технологическое проектирование, перевёрнутый класс и т.д.) на основе виртуальных площадок.

Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех исследователей в области информатизации в том, что применение сетевых технологий открывает новые возможности для применения интерактивных методов обучения, увеличивает наглядность учебного материала, обеспечивает своевременный контроль полученных результатов, формирует умения работать с виртуальными источниками информации, развивает проек-тно-исследовательские умения, коммуникативные и ИКТ-компе-тентности обучающихся.

1. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации, от 1 ноября 2013 года, № 2036-р: С. 19 - 20.

2. Темербекова А.А. Социальные сети в образовательном процессе как ресурс формирования ИКТ-компетентности личности: монография. Л.А. Алькова, В.А. Чистякова, О.К. Сазонова, О.В. Остапович, В.В. Миллер, И.С. Леушина. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ. 2016.

3. Абалуев РН. Интернет-технологии в образовании: учебно-методическое пособие. Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова и др. Тамбов: Изд-во ТГТУ. 2002; Ч. 3.

4. Демина Е.В. Информационная интерактивная среда школы как средство обеспечения качественных образовательных услуг. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Томск, 2016.

5. Леушина И.С., Темербекова А.А. Проблема организации единого образовательного пространства в современной школе. Современные тенденции развития науки и производства: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (21 - 22 января 2016 г. Западно-Сибирский научный центр). Кемерово. 2016; Т. 1: 84.

6. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения: учебное пособие для системы доп. проф. образования. Москва: Федерация Интернет Образования. 2002: 48.

7. Щетников А., Колчин А. Физика в опытах и экспериментах. Available at: https://www.getaclass.ru/about.html

8. Дробышев И.Я. Класс - образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. Available at: http://www.yaklass. ru/info/about

References

1. Strategiya razvitiya otrasli informacionnyh tehnologij v Rossijskoj Federacii na 2014 - 2020 gody i na perspektivu do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii, ot 1 noyabrya 2013 goda, № 2036-r: S. 19 - 20.

2. Temerbekova A.A. Social'nye seti v obrazovatel'nom processe kak resurs formirovaniya IKT-kompetentnosti lichnosti: monografiya. L.A. Al'kova, V.A. Chistyakova, O.K. Sazonova, O.V. Ostapovich, V.V. Miller, I.S. Leushina. Gorno-Altajsk: RIO GAGU. 2016.

3. Abaluev R.N. Internet-tehnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie. N.G. Astaf'eva, N.I. Baskakova i dr. Tambov: Izd-vo TGTU. 2002; Ch. 3.

4. Demina E.V. Informacionnaya interaktivnaya sreda shkoly kak sredstvo obespecheniya kachestvennyh obrazovatel'nyh uslug. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2016.

5. Leushina I.S., Temerbekova A.A. Problema organizacii edinogo obrazovatel'nogo prostranstva v sovremennoj shkole. Sovremennye tendencii razvitiya naukiiproizvodstva: Sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (21 - 22 yanvarya 2016 g. Zapadno-Sibirskij nauchnyj centr). Kemerovo. 2016; T. 1: 84.

6. Kurova N.N. Proektnaya deyatel'nost' v razvitoj informacionnoj srede obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: uchebnoe posobie dlya sistemy dop. prof. obrazovaniya. Moskva: Federaciya Internet Obrazovaniya. 2002: 48.

7. Schetnikov A., Kolchin A. Fizika v opytah i 'eksperimentah. Available at: https://www.getaclass.ru/about.html

8. Drobyshev I.Ya. Klass - obrazovatel'nyj internet-resurs dlya shkol'nikov, uchitelej i roditelej. Available at: http://www.yaklass.ru/info/about

Статья поступила в редакцию 24.01.17

УДК 57.04

Mikhaylichenko K.Yu., senior lecturer, Department of Judicial Ecology with a Course of Human Ecology, PFUR (Moscow,

Russia), E-mail: ksecofak@yandex.ru

COMPLEX ASSESSMENT OF ADAPTATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF A CAPITAL MEGALOPOLIS. The research concerns a complex assessment of students' adaptation in conditions of a large industrial cultural center of Russia. The research is based on investigation of 245 students (124 girls and 121 young men of age from 17 to 26 years) of the Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), the researcher analyses a complex impact of factors of the socioeconomic environment (food, work-rest schedule, incidence, etc.). Insufficiently high average monthly income of students, which exerts a great influence on quality of food that affects the course of students' adaptation processes is noted. The analysis of biographical particulars showed that only 30.1% of students used every day meat and fish. The most part of students (68.7%) ate monotonously - semi finished products, low-healthy food with huge content in it of fats, carbohydrates and salts. In questionnaires students of PFUR often specified consumption of fast food and instant products.

Key words: stress factors, students, adaptation, megalopolis, mental health.

К.Ю. Михайличенко, доц. каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Экологический факультет РУДН,

Москва, Россия, E-mail: ksecofak@yandex.ru

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА

В статье дана комплексная оценка адаптации студентов в условиях крупного промышленно-культурного центра России. На выборке 245 (124 девушек и 121 юношей возраста от 17 до 26 лет) студентов Российского университета дружбы народов (РУДН) был проведен анализ воздействия комплекса факторов социо-экономической среды (питание, режим труда и отдыха, заболеваемость и т.д.). Отмечается недостаточно высокий среднемесячный доход студентов, который оказывает большое влияние на качестве питания, что сказывается на течении адаптационных процессов учащихся высшей школы. Анализ анкетных данных показал, что только 30,1% студентов каждый день употребляли мясо и рыбу. Большая часть студентов (68,7%) питались однообразно - полуфабрикатами, малополезной пищей с огромным содержанием в ней жиров, углеводов и соли. В анкетах учащимися РУДН часто указывалось потребление фаст-фудов и продуктов быстрого приготовления.

Ключевые слова: стресс факторы, студенты, адаптация, мегаполис, психическое здоровье.

Актуальность исследования. Современное обучение учащихся вузов и колледжей связано с большими интеллектуальными и эмоциональными перегрузками. Высокие психо-э-моциональные нагрузки, мощное воздействие антропогенных факторов, нарушение режима труда и отдыха, некачественное, несбалансированное питание ведут к росту стрессового напряжения, дистрессу и как следствие различным психосоматическим заболеваниям [1 - 6]. В этой связи важным аспектом в оценке общественного здоровья человека является своевременное выявление нарушений психического здоровья и течения адаптационных процессов учащейся молодежи, что стало отправной точкой нашего исследования.

Организация и методы исследования. Оценка качества питания, анализ психического состояния и адаптации учащихся проводили на студентах разных курсов и факультетов РУДН. Для выявления степени воздействия комплекса социо-экономи-ческих факторов была разработана анкета, где были затронуты сведения о доходах и расходах студентов, режиме и труда и отдыха, уровень утомляемости, а также сведения о заболеваемости. В исследовании приняло участие 245 студентов (124 девушек и 121 юношей возраста от 17 до 26 лет).

Полученные результаты и обсуждение. Анализ анкетных данных студентов выявил широкий диапазон среднемесячного дохода учащихся: от 2426 (стипендия + помощь профкома) до 24 тысячи (социальная стипендия +подработки или помощь родителей). Материальная обеспеченность девушек в целом по университету была выше, чем у юношей и в среднем составляла 12345 руб. и 9538 руб. соответственно. На момент исследования (ноябрь 2016 г.) величина прожиточного минимума в расчёте на душу населения в Москве (Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. п 794-пп) составляла - 15307 рублей, а для трудоспособного населения - 17487 рублей [7]. В связи с этим, официально, за чертой бедности, согласно анкетированию, оказались все студенты РУДН.

Сравнительный анализ данных по гендеру показал, что среднемесячные затраты на питание у юношей были выше, чем у девушек (8220 и 7013 руб.). При этом отмечалась следующая тенденция: с увеличением среднемесячного дохода учащейся молодежи РУДН росли и затраты на питание, но в процентном соотношении доля затрат от среднемесячного дохода на питание, наоборот, уменьшалась. Такой вектор направленности как уменьшение доли затрат на питание за счет увеличения доли других расходов (на отдых, развлечения и т.д.) часто присущ для развитых стран Европы, США, Японии, имеющих достаточно высокий уровень жизни.

В целом для большинства студентов РУДН приём пищи составляет 2 - 3 раза в день (за исключением определённых религиозных и этнических событий таких, например, как пост в исламе. Из-за дефицита времени между парами студенты могут питаться только в большой перерыв, вовремя который создаются большие очереди, что, безусловно, отражается на пищевом режиме. В результате такого нерегулярного приёма пищи 84,2 % юношей и 71,9% девушек вынуждены есть поздно вечером (после 22 часов).

Важность сбалансированного приёма пищи по жирам белкам и углеводам является важным аспектом в пищевом режиме человека [8].

Анализ полученных данных по анкетам показывает, что только 30,1% студентов каждый день употребляют мясо и рыбу. Большая часть студентов питались однообразно - полуфабрикатами, малополезной пищей с огромным содержанием в ней жиров, углеводов, соли. Как часто отмечалось в анкетах, учащиеся

РУДН потребляют фаст-фуды и полуфабрикаты быстрого приготовления.

Анализ ответов по анкетам студенчества РУДН, показал высокий процент недовольства своим качеством питания. Так 78,7 % ребят и 89,4 % девушек и считают это следствием нехватки времени и средств. Именно недостатки их питания качества пищи как считают 62,9% студентов, вызывают у них деза-даптивные процессы и сложности в усвоении учебных программ. В результате анкетирования было установлено, что 76,3% исследуемой выборки отмечали дезадаптацию, которая выражалась в нарушениях режима сна и бодрствования, высокой степени утомляемости, низком качестве запоминания, особенно в долговременной памяти, низкой собранности и низким уровнем внимания. Отмечалось, что только 34,3% исследуемой выборки студентов имели нормальное телосложение (нормальное ве-со-ростовое соотношение), 46,8% разные степени ожирения и 18,9% дефицит веса.

Анализ полученных данных показал, что 69,6% студентов имели хронические заболевания, и удельный вес заболеваний пищеварительной системы составил 52,4%. При этом девушек с хроническими заболеваниями в два раза было больше, чем юношей (36,3% и 16,1%).

Известно, что систематическое нарушение качества и режима питания ухудшают общее самочувствие и работоспособность человека, отражающееся на настроении, что наглядно подтверждалось полученными нами данных по самооценке своего психофункционального состояния по тесту САН (самочувствие, активность, настроение). Разные значения показателей по шкалам показывает зависимость уровня психофункционального состояния и динамику перестройки работы организма студентов к новым жизненным условиям, образовательному процессу, питанию и отдыху.

Оценка показателей по шкалам САН показала достоверные отличия по курсам. Так на 1-ом и 2-ом среднегрупповые показатели «самочувствие», «активность», «настроение» составляли: 3,2; 3,4; 3,2 баллов и 3,4; 3,3; 3,3 баллов соответственно. На 3-м и 4-ом курсах отмечался рост показателей: 4,6; 4,5; 4,7 баллов и 5,4; 5,5; 5,6 баллов соответственно. Именно на начальных курсах обучения наблюдаются сложные процессы перестройки, что отражается на функциональных системах организма студента [9 - 11]. Поэтому только к 3-му курсу в целом улучшаются показатели по динамике социально-психологической и психофизиологической адаптации студентов, что демонстрировали полученные результаты теста.

Взаимосвязь между сложностями адаптации и заболеваемостью является очевидным фактом. Анализ данных по заболеваемости в вузе был следующим: на младших курсах (подготовительный факультет и первый курс) преобладали респираторные заболевания, связанные часто с бронхо-ле-гочной симптоматикой и сердечно-сосудистые заболевания (вегетативно-сосудистая дистония) студентов, которые имели непосредственную связь к измененным погодно-климатиче-ским условиям. Большое влияние на заболеваемость также оказывали социально-психологические и культурные условия экологии большого города. У студентов 2 курса отмечалось перенапряжение компенсаторных защитных механизмов адаптации, что увеличивало процент сердечно-сосудистой заболеваемости, рост нервно-психических отклонений, связанных с увеличением информационно-учебной нагрузкой на фоне неблагоприятной экологической ситуации столичного мегаполиса. На старших же курсах преобладала заболеваемость, вызванная длительными воздействиями хронических психоэмоциональных стрессов и общим воздействием комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.