Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ДОВЕРИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ К ПРОДУКТАМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ С УЧЕТОМ КАТЕГОРИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И АДАПТАЦИИ'

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ДОВЕРИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ К ПРОДУКТАМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ С УЧЕТОМ КАТЕГОРИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
32
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ / АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ноакк Н.В., Ларин С.Н., Ларина Т.С.

В статье представлены результаты работы авторов по изучению проблемы использования механизмов доверия и адаптации пользователей к продуктам цифровой экономики. Рассмотрены отдельные структурные характеристики категорий социальных представлений пользователей о продуктах цифровой экономики и их адаптации к условиям цифровой реальности. Обоснована необходимость введения указанных категорий в существующие модели доверия. Это позволит органично развить известную теоретическую модель доверия и разработать на ее основе новую комплексную модель доверия и адаптации пользователей к продуктам цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ноакк Н.В., Ларин С.Н., Ларина Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED MODEL OF USERS CONFIDENCE IN THE PRODUCTS OF THE DIGITAL ECONOMY TAKING INTO ACCOUNT THE CATEGORIES OF SOCIAL REPRESENTATIONS AND ADAPTATION

The article presents the results of the authors' work on studying the problem of using the mechanisms of trust and adaptation of users to the products of the digital economy. Some structural characteristics of the categories of social perceptions of users about the products of the digital economy and their adaptation to the conditions of digital reality are considered. The necessity of introducing these categories into the existing models of trust is substantiated. This will organically develop the well-known theoretical model of trust and develop on its basis a new integrated model of trust and user adaptation to the products of the digital economy.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ДОВЕРИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ К ПРОДУКТАМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ С УЧЕТОМ КАТЕГОРИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И АДАПТАЦИИ»

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ДОВЕРИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ К ПРОДУКТАМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ С УЧЕТОМ КАТЕГОРИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И АДАПТАЦИИ

Н.В. Ноакк1, канд. психол. наук, вед. науч. сотр. С.Н. Ларин1, канд. техн. наук, вед. науч. сотр. Т.С. Ларина2, научный сотр.

Центральный экономико-математический институт РАН

2АНО ДПО Институт стандартов международного учета и управления

(Россия, г. Москва)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-10-2-30-34

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 20-010-00140а.

Аннотация. В статье представлены результаты работы авторов по изучению проблемы использования механизмов доверия и адаптации пользователей к продуктам цифровой экономики. Рассмотрены отдельные структурные характеристики категорий социальных представлений пользователей о продуктах цифровой экономики и их адаптации к условиям цифровой реальности. Обоснована необходимость введения указанных категорий в существующие модели доверия. Это позволит органично развить известную теоретическую модель доверия и разработать на ее основе новую комплексную модель доверия и адаптации пользователей к продуктам цифровой экономики.

Ключевые слова: продукты цифровой экономики, пользователи, адаптация и социальные представления, комплексная модель.

В последнее время проблема доверия стала одной из наиболее исследуемых отечественными и зарубежными специалистами. Вместе с тем, изменение окружающей реальности порождает новые проявления проблемы доверия в жизнедеятельности всех слоев и групп общества. Одним из последних, но, пожалуй, наиболее значимых проявлений этой проблемы стало доверие общества к продуктам и услугам цифровой экономики, позволяющим пользователям реализовывать свои бытовые и производственные потребности через виртуальную реальность. В этом контексте появляется ряд принципиально новых характеристик по сравнению с традиционно и уже давно изучаемыми проявлениями проблемы доверия применительно к реальным цифровым коммуникациям пользователей.

В настоящее время коллектив авторов проводит исследование по изучению механизмов доверия и социальных представлений пользователей к продуктам цифровой экономики.

На первом этапе исследования на основе проведённого теоретического анализа обобщённой теоретической модели доверия был выделен ряд уровней, а именно: фундаментальный уровень - базовое доверие, которое определяется как доверие к миру, к окружающим людям, к себе; уровень доверия непосредственно к предметам, окружающим человека, в том числе и к продуктам цифровой экономики, который включает в себя несколько сегментов.

На следующем этапе анализа, применительно к новым условиям цифрового общества, доверие было предложено рассматривать совместно с такими психологическими категориями, как социальные представления пользователей о продуктах цифровой экономики (в частности, о рисках и угрозах, связанных с новыми условиями их потребления), а также адаптация пользователей к продуктам цифровой экономики.

Результаты исследования

1. Обоснование включения в модель категории социальных представлений

Исследования социальных представлений пользователей о продуктах цифровой экономики в самых разных аспектах достаточно широко представлены в современной литературе. Как известно, основоположником концепции социальных представлений по праву считается С. Московичи и ряд его последователей. Большая часть работ этого коллектива пришлась на вторую половину двадцатого века [1, 2]. Необходимо отметить, что и среди отечественных ученых имеются глубокие исследования и обзоры по данной тематике [3, 4, 5]. В настоящее время проявление интереса к данной концепции обусловлено исследованием возможностей применения ее основных положений применительно к реальной жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом в условиях цифровой экономики.

В дальнейших исследованиях социальных представлений можно выделить несколько научных направлений, из которых для нашего исследования наиболее приемлем подход, разработанный Ж.-К. Абри-ком [6]. Его суть заключается в структурировании понятия социальных представлений на составляющие - центральное ядро (или центральная система) и периферическая часть (или окружающая система). Специфика этого подхода проявляется в поиске соответствия и установке взаимоотношений между ними. Под ядром понимается наиболее стабильная и устойчивая часть социальных представлений, которая формируется под воздействием коллективной памяти, групповых исторических ассоциаций, ценностей и норм. Истоки большей части этих элементов, главным образом, связаны с культурой и бытом конкретных пользователей. Функциональное назначение основных элементов ядра играет определяющую роль в структурировании социальных представлений и их наполнении смысловым содержанием. Ядро не только формирует общее мнение внутри каждой группы, но и выполняет нормативно-регулирующую функцию, которая проявляется в обобщении суждений о тех или иных событиях, а также в суждениях относительно тех или иных действий. Тем самым, можно утверждать, что через

основные структурные элементы ядра реализуется организационная и смыслообра-зующая функция социальных представлений. Основная методологическая особенность этого подхода заключается в том, что определение функционального содержания социальных представлений не дает достаточных оснований для однозначной идентификации их сущности. Для этого необходимо, прежде всего, детально исследовать центральное ядро социальных представлений, поскольку аналогичные по содержанию конструкты могут определять основные функции разных по своей природе социальных представлений. В таком случае четко разграничить сходства или различия основных структурных элементов социальных представлений можно только по результатам их анализа [7].

В некоторых работах, со ссылками на основоположника теории и его последователей, выделяются также такие структурные элементы, как информация, установка и поле представлений [8]. При этом информация обычно трактуется как общий объём знаний об объекте социальных представлений. Установка в большинстве случаев отражает эмоциональное отношение к объекту социальных представлений. А через поле социальных представлений описываются их основные структурные элементы - центральное ядро и периферийная часть, которые описаны выше.

Значительно реже встречаются работы, в которых исследуется динамика социальных представлений [9]. Однако именно эта категория позволяет отслеживать такие стадии их существования как: зарождение, стабилизация и трансформация. Стадия зарождения чаще всего связана с появлением социальных представлений о новом объекте или новой жизненной ситуации (например, появление и стремительное развитие цифрового общества, а также связанных с ним новых цифровых технологий, продуктов и услуг). Стадия стабилизации характеризует выражение социальных представлений через обобщенное знание, которое используется в качестве средства объяснения окружающей реальности. На стадии трансформации социальных представлений становится воз-

можным изменение основных структурных элементов ядра. При этом они могут перемещаться в состав периферической системы, а элементы периферической системы, наоборот, перемещаются в ядро.

Приведенный выше краткий обзор позволил в полной мере обосновать необходимость включения в структуру разрабатываемой комплексной модели категории социальных представлений пользователей о продуктах цифровой экономики. Указанное обстоятельство является новым и, безусловно, важным шагом в дальнейшем развитии процессов формирования доверия пользователей к продуктам цифровой экономики.

2. Обоснование включения в модель категории адаптации

В настоящее время понятие «продукт цифровой экономики» пока не получило глубокого теоретического обоснования. В общем и целом, как отмечают многие исследователи, терминология цифровой экономики на данный момент имеет характер не сложившейся, незавершенной совокупности. Очевидно, что это является следствием нерешенности проблем государственного и законодательного плана. С другой стороны, с точки зрения термино-ведения, очевидно, что термины цифровой экономики отражают фундаментальность и глобальность как происходящих на данный момент, так и грядущих изменений всех сфер человеческой деятельности [9]. В качестве рабочего определения можно принять следующее: продуктом цифровой экономики является некий практический результат реализации цифровых технологий.

В настоящее время к сквозным цифровым технологиям относятся следующие: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, блокчейн, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, ро-ботехника и сенсорика, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальность [10]. В частности, рядовые пользователи имеют дело с продуктами цифровой экономики, когда делают так называемые онлайн-покупки, пользуются интернетом и мобильным телефоном, реализуют свои

бытовые и производственные потребности через виртуальную реальность и т.д. Именно этот конструкт, главным образом, предопределяет целесообразность включения концепта адаптации в комплексную модель доверия пользователей к продуктам цифровой экономики.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что адаптацию (социальную) следует рассматривать как своего рода интегративный показатель, отражающий состояние пользователя и его возможности выполнять определённые биосоциальные функции в самых разных сферах жизнедеятельности. При этом интегративность понимается как системное качество [11]. Адаптацию необходимо рассматривать в качестве системного процесса, охватывающего различные проявления личности на уровне межличностных отношений, поведения, бытовой и производственной деятельности, различных физиологических процессов [12]. Изучение проявления данного феномена в новых условиях цифро-визации общества имеет значительные перспективы в плане понимания процессов, происходящих во всех сферах индивидуальной и общественной жизнедеятельности человека. Применительно к решению проблемы доверия в цифровом обществе, категория адаптации может выступать в нескольких исследовательских контекстах. В любом случае, это некоторая общая призма, через которую и возможно рассматривать изучаемые феномены доверия и связанные с ним социальные представления о продуктах цифровой экономики.

С другой стороны, помимо интегратив-ного показателя адаптированности, исследователи выделяют конструкты, которые могут быть положены в основу моделирования структуры адаптации. Это, в свою очередь, позволяет включить исследуемую категорию в комплексную модель доверия в более детализированном виде. Так, можно рассматривать проявления адаптационных возможностей человека в различных сферах его жизнедеятельности (в домашнем хозяйстве, в отношениях с друзьями и родственниками, на работе).

Представляется целесообразным использовать наработки исследователей, опирающихся на понятие измерения адаптации. В своих исследованиях они указывают на такие измерения адаптации, как уровень самосознания и аутентичное поведение [13]. Вполне возможно, что расширение практики использования продуктов и технологий цифровой экономики будет связано и с уменьшением уровня эмпа-тии. В некоторых работах авторами выделяются и другие измерения адаптации, например, такие как: «Принятие себя», «Принятие других», «Интерналь-ность» [14].

Заключение

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Категория доверие вызывает заслуженный интерес среди отечественных и зарубежных исследователей. Однако, в аспекте проводимого авторами статьи исследования - доверие к продуктам цифровой экономики - она не получила должного теоретического и экспериментального освещения. Новый объект проявления доверия со стороны пользователей к продук-

полнения существующих моделей доверия рядом новых категорий, среди которых -социальные представления пользователей о продуктах цифровой экономики и адаптация пользователей к условиям новой реальности, обусловленной их появлением.

2. Рассмотрены некоторые структурные характеристики указанных категорий, позволяющие органично включить их в известную теоретическую модель доверия. Речь идёт, в частности, о выделении в структуре социальных представлений трёх компонентов - информации, установки и поля представления, а в составе последнего - ядра и периферийной части.

3. Правомерно также рассматривать динамику социальных представлений через понятия зарождения, стабилизации и трансформации. Адаптация может быть включена в комплексную модель доверия к продуктам цифровой экономики в нескольких аспектах, среди которых основной - системное качество адаптации, её интегративность. Это дает возможность ее изучения в разных областях жизнедеятельности пользователей.

там цифровой экономики - потребовал до-

Библиографический список

1. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alterozoom.com/documents/5127.html.

2. Moscovici S. Social Representations. Explorations in Social Psychology. - Cambridge, UK: Polity Press, 2000.

3. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jour.isras.ru/index.php/socjour/ article/view/1155/113.

4. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской социологии. - М.: МГУ, 1987. - 127 c. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// voppsy.ru/issues/1984/841/841147.htm.

5. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Конструирование социальных проблем в СМИ и в представлениях граждан (на примере бедности). Психологические исследования. - 2015. -№8(39), Том 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/ 1085-emelyanova39.html/.

6. Colbert A., Yee N., George G. The digital workforce and the workplace of the future // Academy of Management Journal. - 2016. - №59 (3). - Рp. 731-739.

7. Вербицкий Р.Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии // Вестник ГУУ. - 2015. - №11.

8. Moliner P. Une approche chronologique des représentations sociales // La dynamique des représentations sociales / Ed. by P. Moliner. - Grenoble: Presses Universitaires de Grenoble, 2001. - Pp. 245-268.

9. Милкова М.А. Извлечение ключевых терминов направления «Цифровая экономика»: графоориентированный подход // Цифровая экономика. - 2018. - № 4. - [Электронное издание]. - Режим доступа: http://digital-economy.ru/.

10. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ 9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.

11. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с. (Статья «Адаптация социальная»).

12. Забродин Ю.М. Введение в общую теорию сенсорной чувствительности (Адаптивные особенности сенсорных процессов в задачах исследования порогов чувствительности) // Психофизические исследования. - М., 1977. - С. 31-35.

13. Abric J.-CI. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representations. - 1993. -Vol .2, №2. - Рр. 75-78.

14. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Под ред. Д.Я. Райгородского. ИД «Бахрах-М», 2011. - С. 457-465.

INTEGRATED MODEL OF USERS CONFIDENCE IN THE PRODUCTS OF THE DIGITAL ECONOMY TAKING INTO ACCOUNT THE CATEGORIES OF SOCIAL REPRESENTATIONS AND ADAPTATION

N.V. Noakk1, Candidate of Psychology Sciences, Leading Researcher S.N. Larin1, Candidate of Technical Sciences, Leading Researcher T.S. Larina2, Researcher

1Central Economics and Mathematics Institute RAS

2ANO DPO Institute of International Standards Accounting and Management (Russia, Moscow)

Abstract. The article presents the results of the authors' work on studying the problem of using the mechanisms of trust and adaptation of users to the products of the digital economy. Some structural characteristics of the categories of social perceptions of users about the products of the digital economy and their adaptation to the conditions of digital reality are considered. The necessity of introducing these categories into the existing models of trust is substantiated. This will organically develop the well-known theoretical model of trust and develop on its basis a new integrated model of trust and user adaptation to the products of the digital economy.

Keywords: digital economy products, users, adaptation and social representations, complex model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.