ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 10 • Номер 9 • Сентябрь 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
>
Первое
экономическое издательство
комплексная методика оценки уровня цифровизации организаций
Мерзлов И.Ю. 1, Шилова Е.В. 1, Санникова Е.А. 1, Сединин М.А. 1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Цифровая трансформация меняет традиционные бизнес-модели организаций, позволяя им занимать выгодные ниши на мировых рынках, повышая престижность бизнеса и государства в целом. В современных условиях уровень цифровизации иллюстрирует степень конкурентоспособности компаний и является определяющим при разработке стратегии развития. Поэтому для любого бизнеса становится стратегически важным инвестировать в свои цифровые активы и регулярно диагностировать уровень собственной цифровизации. В статье представлен авторский подход к оценке уровня цифровизации организаций в условиях глубокого проникновения цифровых технологий в материальный сектор экономики. Разработанная пошаговая методика позволяет оценить степень использования систем решений на основе современных информационно-коммуникационных технологий при осуществлении различных бизнес-процессов организаций и определить уровень их цифровизации. Определение уровня цифровизации осуществляется по 31 бизнес-процессу путем анкетирования топ-менеджеров. В статье выделены и описаны стадии цифровой трансформации организаций в условиях цифровой экономики, каждая из которых имеет определенный уровень цифровизации. Авторская пирамида процесса цифровизации включает пять уровней: первичную локальную цифровизацию; частичную цифровизацию; комплексную цифровизацию; «умную» организацию; цифровую экосистему. Полученные данные в дальнейшем интегрируются в уровень цифровизации отраслей, регионов, страны. Кроме того, полученные с применением предлагаемой методики данные могут стать основой для построения различных типов рейтингов: рейтинг уровня цифровизации отраслей как на уровне отдельно взятого региона, так и на национальном уровне; рейтинг уровня цифровизации в сегментах «микро- и малый бизнес», «средний бизнес» и «крупный бизнес» как на уровне отдельно взятого региона, так и на национальном уровне и др.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая экономика, цифровая трансформация, цифровизация организаций, уровень цифровизации организаций, методика оценки уровня цифровизации.
Comprehensive methodology for assessing the level of digitalization in the organizations
Merzlov I.Yu. 1, Shilova E.V. 1, Sannikova E.A. 1, Sedinin M.A. 1
1 Perm State University, Russia
введение
Цифровизация как процесс лежит в основе цифровой экономики. И первичной в этом словосочетании является экономика [16], так как именно благоприятная экономическая среда позволяет с успехом внедрять и использовать цифровые технологии. Цифровизация делает
возможным использование новейших технологий для лучшего и более быстрого выполнения операций, а также позволяет использовать технологии для деятельности, которая в прошлом была невозможна [7, с. 11-24] (Akberdina, 2019, р. 11-24). По прогнозам ведущих специалистов в области цифровизации, цифровая трансформация в ближайшие несколько лет затронет четверть мировой экономики. Основной задачей цифровизации выступает повышение эффективности деятельности стран, индустрий, предприятий [10, с. 709-720] (Borkova, Boriskina, Glazkova, 2019, р. 709-720).
Управление цифровой трансформацией - сложный процесс, необходимым условием успешности которого является наличие четкой стратегии цифровой трансформации. Такая стратегия призвана задать направление преобразований, определяющее ассортиментный портфель организаций, взаимодействие с контрагентами по всей цепочке создания ценности и выявить необходимые для этого информационные тех-
ABSTRACT:_
Digital transformation is changing the traditional business models of organizations, allowing them to occupy profitable niches in global markets, increasing the prestige of business and the state as a whole. In modern conditions, the level of digitalization illustrates the degree of competitiveness of companies and is crucial when developing a development strategy. Therefore, it becomes strategically important for any business to invest in its digital assets and regularly diagnose the level of its own digitalization. The article presents the authors' approach to assessing the level of digitalization in the organizations in the conditions of deep penetration of digital technologies in the material sector of the economy. The developed step-by-step method allows to assess the degree of decision systems application based on modern information and communication technologies in the implementation of various business processes in the organizations and determine the level of their digitalization. The level of digitalization is determined by 31 business processes through a survey of top managers. The article highlights and describes the stages of digital transformation of organizations in the digital economy, each of which has a certain level of digitalization. The authors' pyramid of the digitalization process includes five levels. They are as follows: primary local digitalization, partial digitalization, complex digitalization, smart organization, and digital ecosystem. The data obtained will be further integrated into the level of digitalization of industries, regions, and countries. In addition, the data obtained with the proposed methodology can become the basis for various types of rankings, for example, the ranking of the level of digitalization of industries both at the regional and national level, the ranking of the level of digitalization in the segment of micro and small businesses, medium-sized and large businesses both at the regional and national level, etc.
KEYWORDS: digital economy, digital transformation, digitalization in the organizations, level of digitali-zation in the organizations, methodology for assessing the level of digitalization
JEL Classification: с13, L26, o33, p51 Received: 10.09.2020 / published: 30.09.2020
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Merzlov I.Yu. (imerz1ov0yandex.ru)
CITATION:_
Merzlov I.Yu., Shilova E.V., Sannikova E.A., Sedinin M.A. (2020) Kompleksnaya metodika otsenki urovnya tsifrovizatsii organizatsiy [Comprehensive methodology for assessing the level of digitalization in the organizations]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (9). - 2379-2396. doi: 10.18334/epp.10.9.1 10856
нологии. В соответствии со сформированной стратегией определяется целевой уровень цифровой зрелости организации, который необходим для ее успешной реализации. Для преодоления несоответствия между текущим и целевым уровнями цифровой зрелости организации разрабатывается дорожная карта цифровой трансформации, в соответствии с которой формируется портфель проектов, обеспечивающий сбалансированность технологических и нетехнологических инноваций и достижение стратегических целей компании [3; 4; 11, с. 38-52; 17, с. 281-284] (Schumacher, Erol, Sihn, 2016; Gileva, 2019, р. 38-52; Shvayka, Fediova, 2019, р. 281-284).
Кроме того, цифровая трансформация меняет традиционные бизнес-модели организаций, позволяя им занимать выгодные ниши на мировых рынках, повышая престижность бизнеса и государства в целом. В современных условиях уровень циф-ровизации иллюстрирует степень конкурентоспособности компаний и является определяющим при разработке стратегии развития. Поэтому важно инвестировать в цифровые активы организации и регулярно диагностировать уровень его цифровизации.
Целью настоящего исследования явилась разработка комплексной методики оценки уровня цифровизации организаций с последующим определением отраслевых и регионального уровней цифровизации.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
• проведен ретроспективный анализ методик оценки уровня цифровизации социально-экономических систем;
• изучены методики оценки уровня цифровой зрелости организаций;
• разработана комплексная методика определения уровня цифровизации организаций.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработанная авторами методика в отличие от предложенных ранее позволяет провести комплексное ковровое исследование высокой точности с максимальным проникновением до отдельных хозяйствующих субъектов.
Авторская гипотеза основывается на том, что предлагаемая методика является универсальной - одинаково применимой к организациям любой сферы деятельности и любого масштаба.
ОБ АВТОРАХ:_
Мерзлов Игорь Юрьевич, доцент кафедры менеджмента, доктор экономических наук, доцент (imerz1ov0 yandex.ru)
Шилова Елена Валерьевна, доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук, доцент (e[ena-77OO0mai[.ru)
Санникова Елизавета Алексеевна, студент ( 1issa.sannikova0yandex.ru) Сединин Максим Алексеевич, студент (sedininm@yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Мерзлов И.Ю., Шилова Е.В., Санникова Е.А., Сединин М.А. Комплексная методика оценки уровня цифровизации организаций // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 9. - С. 23792396. doi: 10.18334/epp.10.9.1 10856
В процессе исследования использовались методы сравнительного и ретроспективного анализа.
Оценка уровня цифровизации социально-экономических систем
Степень цифровизации можно рассматривать на национальном [5], региональном, отраслевом и организационном уровнях (рис. 1). На сегодняшнийдень отечественными и зарубежными учеными предложено множество методик для определения уцовня цифровизации.
f УРОВЕНЬ
ЦИФРОВИЗАЦИИ
СТРАНЫ
/ \
/ УРОВЕНЬ
ЦИФРОВИЗАЦИИ
РЕГИОНА
/ \
( УРОВЕНЬ
ЦИФРОВИЗАЦИИ
к ОТРАСЛИ J
УРОВЕНЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Разработчики методики
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, ИЦ Сколково
Фонд «Цифровое развитие»
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
Deloitte, Arthur D. Little, KPMG, Ionology, НАФИ, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ и др.
Рисунок 1. Уровни цифровзиацсс социсльно-экономическсх ссстем Источник: составлено авторами.
Большинство методик основаны на анализе статистических данных, связанных с оценкой уровня информатизации, автоматизации и цифровой зрелости, а статистика не всегда точна, и многие ученые соглашаются, что основная проблема - сбор правдоподобных,: данных [13,с. 28-34] (Кирптапоуа, 2019, р. 28-34).
В последние два года предложено множество методик оценки уровня цифровиза-ции исключительно предприятий (табв. 1), отличие к оторых заключается в наборе групп показателей, формировании оценки (либо простая сумма баллов, либо выделение оценочных уровней), способах проведения оценки (самооценка, экспертное оценивание, сралнттель ная оценка).
Согласао программе «Цифровая экономика Российской! Федерации» [14], утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1632-р 27 июля 2017 г., основными сквозными цифровыми технологиямо являются: большие данныи, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты
Таблица 1
сравнительная характеристика методик оценки степени цифровизации
предприятия
название методики Авторы методики Группы показателей оценки / общее количество показателей
Оценка уровня цифровизации промышленного предприятия Бабкин А.В., Пестова А.Ю. (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) Трудовые ресурсы, материально-техническое обеспечение, цифровая инфраструктура предприятия, программное обеспечение, финансовые ресурсы, организационно-управленческие показатели / 19 показателей
Оценка цифровой трансформации Центр цифрового бизнеса MIT (MIT Center for Digital Business) и Capgemini Consulting Клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели / 9 показателей
Модель цифровой зрелости Компания Deloitte Потребители, стратегия, технологии, производство, структура и культура организации / 179 показателей
Индекс цифровой трансформации Аналитическое агентство Arthur D. Little Стратегия и руководство; продукты и сервисы; управление клиентами; операции и цепочки поставок; корпоративные сервисы и контроль; информационные технологии; рабочее место и культура / 23 показателя
Модель оценки цифровых способностей Компания KPMG Видение и стратегия, цифровые таланты, ключевые цифровые процессы, гибкие источники и технологии, руководство/ нд
Цифровое пианино Глобальный центр трансформации цифрового бизнеса Бизнес-модель, организационная структура, сотрудники, процессы, ИТ-возможности, предложения, модель взаимодействия / нд
Цифровые преобразования Компания Ionology Стратегия и культура, персонал и клиенты, процессы и инновации, технологии, данные и аналитика/ нд
Индекс зрелости Индустрии 4.0 Acatech Национальная академия наук и техники Германии Ресурсы, информационные системы, культура и организационная структура
Оценка стратегических преобразований в процессе цифровой трансформации Компания Команда-А (KMDA) Клиентоцентричность, коллаборации, данные, инновации, ценность, люди
Источник: составлено авторами на основании [1; 2; 6; 8, с. 683-680; 9, с. 38-41; 12, 15] (Babkin, Pestova, 2019, р. 683-680; Babkin, Pestova, 2019, р. 38-41).
робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей. Предприятиям необходимо использовать имеющиеся возможности данных технологий и стремиться повышать эффективность деятельности посредством цифровизации бизнес-процессов.
Методика оценки уровня цифровизации организаций
Для оценки уровня цифровизации организаций рабочей группой кафедры менеджмента экономического факультета ПГНИУ была разработана пошаговая методика (рис. 2), позволяющая оценить степень использования систем решений (сервисов, услуг, приложений и пр.) на основе современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) при осуществлении различных бизнес-процессов организаций и определить уровень цифровизации организаций. Бизнес-процессы можно конкретизировать подпроцессами, которые, в свою очередь, могут выполняться с помощью специализированного программного обеспечения и специальных сервисов.
Методика предполагает участие организаций различных форм собственности, размеров [18] и сфер деятельности, так как без цифровых технологий в настоящее время не может развиваться ни одна компания.
Авторами методики было выделено шесть укрупненных бизнес-процессов, каждый из которых уточнен рядом подпроцессов (управление персоналом, производство / выполнение работ / оказание услуг, маркетинг, логистика, финансы и бухгалтерия, общехозяйственная деятельность) - графа 1 в таблице 2. Распределение бигнес-про-цессов на основные, управленческие и вспомогательные не осуществлялось, так как целью исследования была оценка степени цифровизации всего объема выполняемых в организации процессов и подпроцессов.
Так, например, бизн ес-процес с «Управление персоналом» раз бивается н а восемь подпроцессов (планированиг потребности о персонале; подбор персонала; адаптация персонала; кадровый документооПорот, оценка/аттестация персонала; сформирование
рассылка анкет
консультирование по заполнению
обработка результатов анкетирования
определение общего уровгг цифровизации организации
анализ текущего уровгг цифровизации
сравнение текущего уровня цифровизации с целевло уровнем цифровизации
составление дорожной карты по устранению несоответствий оежду текущим и целевым уровнями цифровизации
Рисунок 2. Алгоритм оценки уровня цифровизации организации Источник: составлено авторами.
кадрового резерва (планирование карьерного развития); повышение квалификации персонала и переподготовка кадров (обучение сотрудников); разработка и внедрение системы стимулирования персонала, управление вовлеченностью), которые в дальнейшем оцениваются на предмет использования средств ИКТ.
Как видно из рисунка 2, логика исследования заключается в выполнении трех последовательных этапов.
Этап 1. Топ-менеджменту предлагается заполнить анкету (табл. 2) и получить возможность провести самодиагностику уровня цифровизации своей организации.
Таблица2
Шаблон анкеты для оценки уровня цифровизации организаций
I. Управление персоналом
наименование бизнес-процесса данный бизнес-процесс реализован в вашей компании? используется ли в данном бизнес-процессе специализированное по / облачные сервисы? наименование используемого по / облачных сервисов (1с: зарплата и управление персоналом, Босс-кадровик, компас Управление персоналом, мираполис и т. д.)
1.1. Планирование потребности в персонале Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
1.2. Подбор персонала Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
1.3. Адаптация персонала Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
1.4. Кадровый документооборот Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
1.5. Оценка/аттестация персонала Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
1.6. Формирование кадрового резерва (планирование карьерного развития) Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
1.7. Повышение квалификации персонала, переподготовка кадров (обучение сотрудников) Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
Продолжение табл. 2
1 2 3 4
1.8. Разработка и внедрение системы стимулирования персонала, управление вовлеченностью Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
Является ли хотя бы одно ПО / облачный сервис из указанных Вами в пунктах 1.1. - 1.8. интегрированным модулем единой системы управления Компанией (например, ЕРР-системы)? Варианты ответа: да/нет
Обеспечивает ли хотя бы одно ПО / облачный сервис из указанных Вами в пунктах 1.1. - 1.8. взаимодействие (обмен данными) хотя бы с одним внешним контрагентом (служба занятости, кадровые агентства, платформы для подбора персонала (HH.ru, БирефЬ, Работа.ги и др.) и т. д.)? Варианты ответа: да/нет
II. Производство / выполнение работ / оказание услуг
Наименование бизнес-процесса Данный бизнес-процесс реализован в вашей компании? Используется ли в данном бизнес-процессе специализированное ПО/облачные сервисы? Укажите наименование используемого ПО/облачных сервисов (например, 1C:MES Оперативное управление производством, Галактика MES, СПРУТ-ОКП, MES ФОБОС и т.д.)
2.1. Производственное проектирование и НИОКР Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
2.2. Производственное планирование, включая планирование запасов и готовой продукции Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
2.3. Контроль и анализ хода производства/ выполнения работ/оказания услуг Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
Продолжение табл. 2
1 2 3 4
2.4. Производственный учет (сбор, регистрация, обобщение и анализ информации о затратах компании и их влиянии на формирование себестоимости продукции (работ, услуг) Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
Является ли хотя бы одно ПО / облачный сервис из указанных Вами в пунктах 2.1. - 2.4. интегрированным модулем единой системы управления Компанией (например, ЕРР-системы)? Варианты ответа: да/нет
Обеспечивает ли хотя бы одно ПО/ облачный сервис из указанных Вами в пунктах 2.1. - 2.4. взаимодействие (обмен данными) хотя бы с одним внешним контрагентом? (поставщики, заказчики и т.д.)? Варианты ответа: да/нет
III. Маркетинг
Наименование бизнес-процесса Данный бизнес-процесс реализован в вашей компании? Используется ли в данном бизнес-процессе специализированное ПО/облачные сервисы? Укажите наименование используемого ПО/облачных сервисов (например, Битрикс24^М, 1C:CRM, amoCRM, Монолит: CRM, АРМ и т. д.)
3.1. Анализ рынка Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
3.2. Товарная/ продуктовая политика Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
3.3. Ценовая политика Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
3.4. Сбытовая политика/продажи Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
3.5. Коммуникационная политика/продвижение Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
Продолжение табл. 2
1 2 3 4
3.6. Клиентский сервис (включая работу с рекламациями, гарантийное и послегарантийное обслуживание и т.д.) Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
Является ли хотя бы одно ПО/ облачный сервис из указанных Вами в пунктах 3.1. - 3.6. интегрированным модулем единой системы управления Компанией (например, ЕРР-системы)? Варианты ответа: да/нет
Обеспечивает ли хотя бы одно ПО / облачный сервис из указанных Вами в пунктах 3.1. - 3.6. взаимодействие (обмен данными) хотя бы с одним внешним контрагентом (клиенты, рекламные агентства и т. д.)? Варианты ответа: да/нет
IV. Логистика
Наименование бизнес-процесса Данный бизнес-процесс реализован в вашей компании? Используется ли в данном бизнес-процессе специализированное ПО/облачные сервисы? Укажите наименование используемого ПО/облачных сервисов (например, КО-РУС Управление запасами, Oracle SCM, 1С:Транспортная логистика, Global-SCM, Infor SCM и т.д.)
4.1. Управление закупками Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
4.2. Управление сбытом (продажами) Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
4.3. Управление перемещением товарно-материальных ценностей внутри Компании Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
4.4. Транспортировка товарно-материальных ценностей (в Компанию/из Компании) Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
Продолжение табл. 2
1 2 3 4
4.5. Складирование Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
Является ли хотя бы одно ПО/ облачный сервис из указанных Вами в пунктах 4.1. - 4.5. интегрированным модулем единой системы управления Компанией (например, ЕРР-системы)? Варианты ответа: да/нет
Обеспечивает ли хотя бы одно ПО / облачный сервис из указанных Вами в пунктах 4.1. - 4.5. взаимодействие (обмен данными) хотя бы с одним внешним контрагентом (поставщики, покупатели., транспортные компании, РЖД и т. д.)? Варианты ответа: да/нет
V. Финансы и бухгалтерия
Наименование бизнес-процесса Данный бизнес-процесс реализован в вашей компании? Используется ли в данном бизнес-процессе специализированное ПО /облачные сервисы? Укажите наименование используемого ПО / облачных сервисов (например, 1С: Бухгалтерия, Инфо-Бухгалтер, Palo, СКИБ, Microsoft Power BI, Tableau Desktop и т.д.)
5.1. Ведение бухгалтерского учета Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
5.2. Финансовое планирование, бюджетирование Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
5.3. Финансово-экономическая аналитика и формирование отчетов Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
Является ли хотя бы одно ПО / облачный сервис из указанных Вами в пунктах 5.1. - 5.3. интегрированным модулем единой системы управления Компанией (например, ЕРР-системы)? Варианты ответа: да/нет
Обеспечивает ли хотя бы одно ПО / облачный сервис из указанных Вами в пунктах 5.1. - 5.3. взаимодействие (обмен данными) хотя бы с одним внешним контрагентом (налоговая, банки и т.д.)? Варианты ответа: да/нет
Окончание табл. 2
1 2 3 4
VI. Общехозяйственная деятельность
Наименование бизнес-процесса Данный бизнес-процесс реализован в вашей компании? Используется ли в данном бизнес-процессе специализированное ПО/облачные сервисы? Укажите наименование используемого ПО / облачных сервисов (например, 1С: Документооборот, Documentum, Microsoft SharePoint, 1С: Производственная безопасность, Kaspersky Endpoint Security )
6.1. Документооборот Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
6.2. Информационная безопасность Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
6.3. Физическая охрана и режим Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
6.4. Юридическое сопровождение Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
6.5. Клининг Варианты ответа: да/нет Варианты ответа: да/нет Если в столбцах 2 и 3 ответ «да», то заполняется данное поле. В противном случае - «-»
Является ли хотя бы одно ПО / облачный сервис из указанных Вами в пунктах 6.1. - 6.5. интегрированным модулем единой системы управления Компанией (например, ЕРР-системы)? Варианты ответа: да/нет
Обеспечивает ли хотя бы одно ПО / облачный сервис из указанных Вами в пунктах 6.1. - 6.5. взаимодействие (обмен данными) хотя бы с одним внешним контрагентом? (налоговая, банки и т. д.) Варианты ответа: да/нет
Укажите иные бизнес-процессы (которые не нашли отражения выше), для реализации которых используется специализированной ПО / облачные сервисы (кроме текстовых редакторов, электронных таблиц и (или) почтовых агентов (например, Word, Excel, Outlook))
Наименование бизнес-процесса Укажите наименование используемого ПО / облачных сервисов
1. ...
2. ...
3. ...
N. ...
Источник: составлено авторами.
Заполняя анкету, респондент отмечает степень реализации бизнес-процесса (да/ нет) - графа 2 в таблице. В случае если бизнес-процесс находится на аутсорсинге, указывается «нет». Далее указывается использование в реализуемых бизнес-процессах специализированного программного обеспечения и сервисов (да/нет) - графа 3 в таблице. Использование текстовых редакторов, электронных таблиц и (или) почтовых агентов (например, Word, Excel, Outlook) не рассматривается как элемент цифровиза-ции, и в соответствующей строке указывается «нет». Данные инструменты используются в организациях повсеместно и уже не формируют конкурентных преимуществ. Кроме того, респондент указывает, какое именно средство ИКТ реализовано в компании для этого бизнес-процесса, - графа 4 в таблице.
Этап 2. Процедуры сбора данных и обработки результатов анкетирования предприятий были автоматизированы в программе MS Excel. Для большего охвата исследуемой аудитории был разработан сайт (http://digital-index.ru), информирующий потенциальных респондентов о проводимом исследовании. По окончании заполнения анкеты топ-менеджмент имеет возможность увидеть уровень цифровизации своей организации (рис. 3).
Так, если только 30% бизнес-процессов организации работают на основе современных информационно-коммуникационн ых технологий, то предприятие имеет 1-й уровень цифров ого разв ития - «Локальная цифровизация». В том случае, еили 80% бизнес-процессов используют в своей работе ИКТ, организации присваивается второй уровень - «Ч астичная цифровизация». Уровень 3 - «Комплексная цифрови-зация» - определяется организациям, которые перевели 100% бизнес-процессов на
/
5-й уровень
Цифровая экосистема (комплексная цифровизация+икт
\ взаимодействие а 60-100% контрагентов) /
4-й уровень
«Умная» организация (комплексная цифровизация+икт
взаимодействие а 50% контрагентов)
/ V
3-й уровень
Комплексная цифровизация (100% бизнес-процессов
организации)
/ \
/ 2-й уровень
Частичная цифровизация (до 80% бизнес-процессов
V организации)
/ 1-й уровень \
Локальная цифровизация (до 30% бизнес-процессов
организации)
Рисунок 3. Уровни цифровизации организации Источник: составлено авторами.
Рейтинг цифровизации стран
Рейтинг цифровизации регионов
Рейтинг цифровизации отраслей
Уровень цифровизации организации
L_
Рисунок 4. Иерархия рейтингов цифровизации, основанных на оценке уровня цифровизации
организации Источник: составлено авторами.
современные ИКТ. В современных условиях возникает необходимость и возможность взаимодействия с контрагентами в цифровом пространстве, поэтому в случае комплексной цифровизации исследуемой организации и реализации процессов взаимодействия с 50% контрагентов организацию можно отнести к 4-му уровню цифровизации - «Умная» организация». Уровень 5 авторами назван как «Цифровая экосистема» и предполагает комплексную цифровизацию и реализацию процессов взаимодействия с 60-100% контрагентов.
Этап 3. Определив текущий уровень цифровизации организации, ее менеджменту предстоит задуматься о разработке или корректировке стратегии цифровизации. Сравнение текущего уровня с целевым - определенным стратегией цифровизации предприятия - или максимально возможным (по методике - 100%-ная цифровизация бизнес-процессов предприятия) позволит выявить отставания в цифровой трансформации и своевременно их устранить.
При обеспечении репрезентативности выборки исследованных организаций по видам деятельности, их размеру (крупный/средний/малый бизнес) и региону могут быть построены соответствующие рейтинги (рис. 4):
• рейтинг уровня цифровизации отраслей как на уровне отдельно взятого региона, так и на национальном уровне;
• рейтинг уровня цифровизации в сегменте «микро- и малый бизнес» как на уровне отдельно взятого региона, так и на национальном уровне;
• рейтинг уровня цифровизации в сегменте «средний бизнес» как на уровне отдельно взятого региона, так и на национальном уровне;
• рейтинг уровня цифровизации в сегменте «крупный бизнес» как на уровне отдельно взятого региона, так и на национальном уровне;
• рейтинг уровня цифровизации регионов.
Заключение
Предлагаемая авторами методика оценки уровня цифровизации отличается от существующих простотой работы с анкетой, малыми затратами времени на заполнение (до 30 минут), точностью результатов, так как респондентами являются менеджеры предприятий, владеющие необходимой информацией. Рассмотренная методика, основанная на использовании достоверной информации, позволяет получить обобщенную оценку степени цифровизации отдельно взятой организации и отрасли в целом, контролировать измерения в области цифровизации, выявлять и развивать перспективные точки роста, а также определять ближайшие перспективы цифровой трансформации от отдельного бизнес-процесса до отрасли и региона в целом. Полученные результаты также могут лечь в основу разработки целевых программ и проектов по развитию цифровой экономики и поддержке организаций в ходе развития цифровизации бизнес-процессов.
ИСТОЧНИКИ:
1. Digital Transformation - How to Become Digital Leader // Arthur D. Little. [Электронный ресурс]. URL: https://www.adlittle.com/sites/default/files/viewpoints/ ADL_HowtoBecomeDigitalLeader_02.pdf (дата обращения: 04.09.2020).
2. Measuring Your Digital Business Aptitude. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.
kpmg/content/dam/kpmg/ pdf/2016/04/ measuring-digital-businessaptitude.pdf (дата обращения: 02.09.2020).
3. Remane G., Hanelt A., Wiesboeck F. Digital maturity in traditional industries - an ex-
ploratory analysis. Twenty-Fifth European Conference on Information Systems (ECIS), Guimaraes,Portugal, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/ publication/316687803 (дата обращения: 02.09.2020).
4. Schumacher A., Erol S., Sihn W. A maturity model for assessing Industry 4.0 readiness and
maturity of manufacturing enterprises // Procedia CIRP 52. - 2016. - p. 161 - 166. - doi: DOI: 10.1016/j.procir.2016.07.040.
5. Skolkovo Digital Russia Methodology 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.
skolkovo.ru/ (дата обращения: 03.09.2020).
6. The Digital Advantage: How digital leaders outperform their peers in every industry. [Электронный ресурс]. URL: https://www.capgemini. com/wp-con-tent/up-
loads/2017/07/the_digital_ advantage__how_digital_leaders_outperform_ their_peers_
in_every_industry.pdf (дата обращения: 04.09.2020).
7. Акбердина В.В. Цифровая трансформация промышленного комплекса России. / Сборник докладов Санкт-Петербургского Международного Экономического
Конгресса (СПЭК-2018) «Форсайт «Россия»: новое индустриальное общество. Будущее». - Санкт-Петербург, 2019. - 11-24 с.
8. Бабкин А.В., Пестова А.Ю. Алгоритм оценки уровня цифровизации промышленного
предприятия. / Цифровая трансформация экономики и промышленности: сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием, 20-22 июня 2019 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - 683-680 с.
9. Бабкин А.В., Пестова А.Ю. Показатели для оценки уровня цифровизации промыш-
ленного предприятия // Всероссийское общество научно-исследовательских разработок: сборник трудов XIV международной научно-практической конференции 01-02 июня 2019. 2019. - с. 38-41.
10. Боркова Е.А., Борискина Е.В., Глазкова А.О. Уровень цифровизации экономики стран Европейского союза и Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 3. - с. 709-720. - doi: 10.18334/vinec.9.3.40906.
11. Гилева Т. А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2019. - № 1. -с. 38-52.
12. Индекс зрелости Индустрии 4.0. Управление цифровым преобразованием Компаний. Исследование acatech. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.acatech. de/wp-œntent/uploads /2018/03/ acatech_STUDIE_rus_Maturity_Index_WEB. pdf (дата обращения: 04.09.2020).
13. Куприянова М.В. Методологические подходы к оценке уровня цифровизации промышленного производства // Право, экономика и управление: актуальные вопросы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. - с. 28-34.
14. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http:// static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 01.09.2020).
15. Цифровая трансформация в России — 2020. Аналитический отчет на базе опроса представителей российских компаний. [Электронный ресурс]. URL: https:// komanda-a.pro/projects/dtr_2020 (дата обращения: 04.09.2020).
16. Цифровая экономика - глобальные тренды и практика российского бизнеса // Официальный сайт Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ (ИМИ НИУ ВШЭ). [Электронный ресурс]. URL: https://imi.hse.ru/pr2017_1 (дата обращения: 14.05.2020).
17. Швайка О.И., Федиова Е.В. Цифровизация экономики в российских компаниях. / Цифровизация экономики и общества: проблемы, перспективы, безопасность: материалы Международной научно-практической конференции (29 марта 2019 года, ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия»): в 2-х т. Т. 1: Publishing house
«Sreda» 9 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-
BY 4.0) Секция 1: Цифровизация экономики и общества: институциональное,
правовое, техническое и финансовое обеспечение / отв. ред. И.П. Подмаркова. -
Донецк: Цифровая типография, 2019. - 281-284 с.
REFERENCES:
Akberdina V.V. (2019). Tsifrovaya transformatsiya promyshlennogo kompleksa Rossii [Digital transformation of the Russian industrial complex] (in Russian).
Babkin A.V., Pestova A.Yu. (2019). Algoritm otsenki urovnya tsifrovizatsii promyshlennogo predpriyatiya [Algorithm for evaluating the level of digitalization of an industrial enterprise] (in Russian).
Babkin A.V., Pestova A.Yu. (2019). Pokazateli dlya otsenki urovnya tsifrovizatsii promyshlennogo predpriyatiya [Indicators for assessing the level of digitalization of an industrial enterprise] All-Russian society for research and development. 38-41. (in Russian).
Borkova E.A., Boriskina E.V., Glazkova A.O. (2019). Uroven tsifrovizatsii ekonomiki stran Evropeyskogo soyuza i Rossiyskoy Federatsii [Level of digitalization of the economy of the countries of the European Union and the Russian Federation]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 709-720. (in Russian). doi: 10.18334/ vinec.9.3.40906.
Digital Transformation - How to Become Digital Leader // Arthur D. Little. Retrieved September 04, 2020, from https://www.adlittle.com/sites/default/files/viewpoints/ ADL_HowtoBecomeDigitalLeader_02.pdf
Gileva T. A. (2019). Tsifrovaya zrelost predpriyatiya: metody otsenki i upravleniya [Digital maturity of an enterprise: methods of evaluation and management]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya ekonomika. (1). 38-52. (in Russian).
Kupriyanova M.V. (2019). Metodologicheskiepodkhody k otsenke urovnya tsifrovizatsii promyshlennogo proizvodstva [Methodological approaches to assessing the level of digitalization of industrial production] Law, Economics and management: current issues. 28-34. (in Russian).
Measuring Your Digital Business Aptitude. Retrieved September 02, 2020, from https:// assets.kpmg/content/dam/kpmg/ pdf/2016/04/ measuring-digital-businessaptitude. pdf
Remane G., Hanelt A., Wiesboeck F. Digital maturity in traditional industries - an exploratory analysisTwenty-Fifth European Conference on Information Systems (ECIS), Guimaraes,Portugal, 2017. Retrieved September 02, 2020, from https:// www.researchgate.net/publication/316687803
Schumacher A., Erol S., Sihn W. (2016). A maturity model for assessing Industry 4.0 readiness and maturity of manufacturing enterprises Procedia CIRP 52. 161 - 166. doi: DOI: 10.1016/j.procir.2016.07.040 .
Shvayka O.I., Fediova E.V. (2019). Tsifrovizatsiya ekonomiki v rossiyskikh kompaniyakh [Digitalization of the economy in Russian companies] (in Russian).
Skolkovo Digital Russia Methodology 2019. Retrieved September 03, 2020, from https:// finance.skolkovo.ru/
The Digital Advantage: How digital leaders outperform their peers in every industry. Retrieved September 04, 2020, from https://www.capgemini. com/wp-con-tent/
uploads/2017/07/the_digital_ advantage_how_digital_leaders_outperform_ their_
peers_in_every_industry.pdf