Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2786
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНДЕКС ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА ПО СТРАНАМ И ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДЕКС «ЦИФРОВАЯ РОССИЯ» / DIGITALIZATION / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITAL TRANSFORMATION OF BUSINESS / DIGITAL ECONOMY / BUSINESS DIGITALIZATION INDEX BY COUNTRIES AND TYPES OF ECONOMIC ACTIVITY / DIGITAL RUSSIA INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апханова Е.Ю., Бирюкова Л.В.

В статье обозначена роль цифровизации на современном этапе развития общества, изучен уровень цифровизации бизнеса по странам и отдельным видам экономической деятельности, освещён вопрос перехода субъектов РФ на новый путь развития, определены факторы, негативно влияющие на процесс цифровой трансформации, представлен положительный эффект от внедрения цифровых технологий в различные функциональные сферы предприятия.The article describes the role of digitalization at the current stage of society development. The level of digitalization of business by country and individual types of economic activity are examined. The issue of transition of the constituent territories of the Russian Federation to a new path of development is highlighted. The factors that negatively affect the process of digital transformation are defined. The positive effect of the introduction of digital technologies in various functional areas of the enterprise is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ»

УДК 004.9:33

DOI 10.38161/2618-9526-2021-1-021-027

Е.Ю. Апханова,

канд. экон. наук, и.о. завкафедрой экономики предприятия и менеджмента

факультета управления и технологий Хабаровского государственного университета экономики и права

Л.В. Бирюкова,

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики предприятия и менеджмента

факультета управления и технологий Хабаровского государственного университета экономики и права

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

В статье обозначена роль цифровизации на современном этапе развития общества, изучен уровень цифровизации бизнеса по странам и отдельным видам экономической деятельности, освещён вопрос перехода субъектов РФ на новый путь развития, определены факторы, негативно влияющие на процесс цифровой трансформации, представлен положительный эффект от внедрения цифровых технологий в различные функциональные сферы предприятия.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровая трансформация бизнеса, цифровая экономика, индекс цифровизации бизнеса по странам и видам экономической деятельности, индекс «Цифровая Россия».

UDC 004.9:33 DOI 10.38161/2618-9526-2021-1-021-027

E.Y. Apkhanova, Candidate of Economic Sciences, Acting Head of Department of Business Economics and Management, School of

Management and Technology, Khabarovsk State University of Economics and Law

L.V. Biryukova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Business Economics and Management, School of Management and Technology, Khabarovsk State University of Economics and Law

DIGITALIZATION OF BUSINESS IN RUSSIA: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES

The article describes the role of digitalization at the current stage of society development. The level of digi-talization of business by country and individual types of economic activity are examined. The issue of transition of the constituent territories of the Russian Federation to a new path of development is highlighted. The factors that negatively affect the process of digital transformation are defined. The positive effect of the introduction of digital technologies in various functional areas of the enterprise is presented.

Keywords: digitalization, digital technologies, digital transformation of business, digital economy, business digitalization index by countries and types of economic activity, Digital Russia index.

Цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности общества представляет собой необратимый тренд мирового социально-экономического развития. Признавая ценность развития и внедрения информационно -коммуникативных средств и технологий для повышения конкурентоспособности экономики России, президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 4 июня 2019 г. утвердил Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», направленную на цифровизацию страны, создание благоприятных условий для интенсивного развития субъектов предпринимательской деятельности [1].

Четвёртая промышленная революция (Индустрия 4.0), обязательным элементом которой выступает цифровизация, является актуальной темой для бизнеса и экономики многих стран, в том числе и для России. Цифровизация предполагает внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятий. Это не простое обновление оборудования, программного обеспечения, а инновационная концепция управления, вносящая изменения во все сферы деятельности предприятия, в результате которых повышаются производительность труда и уровень удовлетворённости потребителей, сокращается цикл производства и реализации продукции, формируется крепкая и надёжная репутация. Более совершенные информационные технологии позволяют сделать бизнес более эффективным за счёт автоматизации систем рабочих процессов, оптимизации и оцифровки всех операций [8]. Примерами таких технологий являются:

- облачная система Talantix (позволяет решать комплекс вопросов по управлению человеческими ресурсами: сбор и обработка резюме, автоматизация функций оценки персонала, кадрового делопроизводства, обучения и адаптации персонала. Данная система выступает в качестве альтернативы многим отдельным приложениям);

- ERP (планирование производства, ресурсов системы, оптимизация и интеграция процессов управления активами, человеческими ресурсами, финансами);

- ECM (система документационного обеспечения функционирования предприятия, работающая с различными типами, форматами и объёмами информации);

- CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами) и т.д.

Концепция «умного производства» (хайтек-стратегия) сегодня всё больше и больше завоёвывает доверие со стороны крупных предприятий различных отраслей по всему миру, благодаря возможности внедрения в свою деятельность промышленного интернета вещей, объединяющего физическую работу с инновационными цифровыми технологиями, big data и автоматизированным (машинным) обучением. Степень применения цифровых технологий в практике бизнеса отдельных стран значительно разнится. По агрегированной оценке уровня распространения технологий в предпринимательском секторе, определённой на базе показателей использования широкополосного Интернета, RFID-технологий, облачных сервисов, включенности в электронную торговлю, Россия занимает позицию на уровне 31 пункта наряду с Польшей и Грецией (рисунок 1) [6].

Рисунок 1 - Индекс цифровизации бизнеса по странам, 2018 год

Рисунок 2 - Индекс цифровизации бизнеса по видам экономической деятельности в России и странах Евросоюза, 2018 год

Если говорить об отраслях экономики, применяющих информационно-

коммуникационные технологии, то в России ведущими сферами бизнеса, освоившими цифровизацию, являются такие отрасли, как торговля, информация и связь, обрабатывающая промышленность (рисунок 2) [6].

Интенсивность использования цифро-

вых технологий в различных сферах российского бизнеса имеет следующую градацию: на первом месте - применение широкополосного Интернета (обязательного условия цифровизации), на втором -электронные продажи. Менее востребованными стали ERP-системы, RFID - технологии, облачные сервисы [6].

Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления «Сколково» представил полную версию рейтинга «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за первое полугодие 2018 г. (рисунок 3) [2].

Наиболее «умными субъектами» стали г. Москва, республика Татарстан, г. Санкт-Петербург. Позиция лидера обусловлена развитием региональной про-

граммы «Информационный город», активной работой экспертных групп при АНО «Цифровая экономика», тестированием на практике положений, закреплённых в федеральной программе «Цифровая экономика России».

Результаты исследования на уровне федеральных округов показывают ту же тенденцию, что и на уровне субъектов Российской Федерации (рисунок 4) [2].

Субъекты РФ г 1 по и * мести I -ое полугодие 2010 V* 2017

■ 1 пишиш ЗОШ (ии •»ПГЫ

' У У У У У У

Рисунок 3 - Показатели индекса «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации, 2017-2018 гг. (1-10-е места)

Рисунок 4 - Индекс «Цифровая Россия» в разрезе федеральных округов за

первое полугодие 2018 года

Лидерами среди федеральных округов стали Уральский, Центральный и Приволжский федеральные округа.

К негативным факторам, снижающим уровень цифровизации отдельных регионов, можно отнести:

- недостаточный объём финансирования;

- отсутствие или недостаток соответствующих образовательных программ в области IT-технологий и, как следствие, нехватка квалифицированных кадров, обладающих digital skills;

- нехватка «цифровых талантов» (данный термин обозначает «универсальное аналитическое умение в определённой сфере деятельности, позволяющее на основе принятия инновационных решений добиваться высоких результатов» [3]);

- недостаточная оснащённость базовых станций сотовой связи, поддерживающих современные форматы мобильного Интернета;

- незавершённый процесс правового сопровождения и обеспечения новой цифровой среды на федеральном и региональном уровнях.

Помимо вышеперечисленных факторов, на процесс цифровизации также влияет сам настрой руководителей предприятий. Согласно результатам аналитического исследования, проведённого изданием «РБК» совместно с компанией «Сименс», предприятия сталкиваются с такими проблемами [4]:

- трудности при внедрении новых технологий;

- туманная экономическая эффективность от реализации проектов;

- возможная утечка информации;

- недостаток регламентов, технических стандартов и т.д.

Согласно результатам исследования, посвящённого «цифровой готовности», наиболее «готовой» к нововведениям является категория работников от 20 до 35 лет, на втором месте - сотрудники в возрасте от 55 до 74 лет. Категория работников в возрасте от 35 до 55 лет не желает менять устоявшийся уклад хозяйствования и имеет слабое представление о том, как 1Т-технологии могут помочь в развитии предприятий. Такая позиция может быть связана со страхом потерять рабочее место, неготовностью снова учиться чему-то. Более «открытыми» к нововведениям в процессе цифровой трансформации являются крупные предприятия, готовые инвестировать в проекты [7].

По результатам исследования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и компании «Цифра», затраты более половины всех промышленных предприятий России на цифровизацию не превышают 1 % от их бюджета, только 6 % предприятий выделяют на 1Т-инфраструктуру более 5 % от дохода. Соответственно технологический прорыв в результате цифровой трансформации в России не наблюдается [7].

Несмотря на все проблемы, затрудняющие процесс цифровой трансформации

предприятий, цифровизация бизнеса приобретает всё большую актуальность. С целью преодоления данных барьеров многие предприятия разрабатывают стратегию единой цифровой трансформации, предполагающую базовую фундаментальную перестройку всего предприятия: изменение целей, миссии, организационной культуры; реорганизацию структурных подразделений; внедрение новой по-

литики управления и системы отбора и найма, обучения персонала. Многие предприятия при разработке новой digital-стратегии опираются на опыт технологических лидеров: компании «Google, Microsoft», «Лаборатория Касперского», «Сименс». Рассмотрим влияние цифровых технологий на различные функциональные сферы деятельности предприятия (см. таблицу) [5].

Таблица - Влияние цифровых технологий на некоторые сферы деятельности предприятия

Функциональная сфера Проявление технологий цифровизации

Менеджмент предприятия Сбор, обработка и оценка значительного объёма информации, применение экономико-статистических моделей для выработки и принятия управленческих решений, построение оптимальных алгоритмов планирования, организации, мотивации, контроля

Управление персоналом Оптимизация процесса поиска и отбора резюме, потенциальных кандидатов, автоматизация проведения интервью, построение алгоритмов обучения и переобучения персонала, автоматизация кадрового учёта

Производство Повышение скорости и точности производственных операций, автоматизация производственных процессов, оптимизация управления запасами и ресурсами

Маркетинг и продвижение Использование нейронных сетей для определения потенциальных потребностей, автоматизация процессов прогнозирования спроса и предложения, применение интернет-технологий для продвижения товара

Очевидно, что внедрение цифровых технологий в отдельные функциональные сферы оказывает положительное влияние на эффективность деятельности всего предприятия.

Таким образом, цифровая трансформация предусматривает изменение текущей практики ведения бизнеса, обеспечивающее комплексный подход к примене-

нию информационных технологий во всех бизнес-процессах, протекающих не только внутри предприятия, но и при взаимодействии с внешней средой (заказчиками, партнёрами, государством).

Новые технологии высокопроизводительны, быстро адаптируются в новых условиях. За цифровизацией - будущее, и очень важно вовремя осознать необходи-

мость для бизнеса перехода с традиционных платформ управления предприятием на инновационный путь развития.

Список использованных источников

1 «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // URL: http ://www. consultant. ru/ document/cons_doc_ LAW_328854/ (дата обращения 01.06.2020).

2 Вышла полная версия рейтинга регионов по уровню развития цифровиза-ции «Цифровая Россия» // URL: http://d-russia.ru/vyshla-polnaya-versiya-rejtinga-regionov-po-urovnyu-razvitiya-tsifrovizatsii-tsifrovaya-rossiya.html (дата обращения 03.06.2020).

3 Ларионов, В. Г. Цифровой менеджмент : образование и таланты / В. Г. Ларионов, Е. П. Баринова, Е. Н. Шереметьева // Инновации в менеджменте. 2019. № 2 (20). С. 56-63.

4 Русские компании ждут от цифровиза-ции эффективности и прозрачности // URL: https://gisprofi.com/gd/documents/rossijskie-kompanii-zhdut-ot-tsifrovizatsii-effektivnosti-i-prozrachnosti.html (дата обращения 07.06.2020).

5 Садовая, Е. С. Цифровая экономика и новая парадигма рынка труда / Е. С. Садовая // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. №> 12. С. 35-45.

6 Цифровизация бизнеса в России и за рубежом // URL: https://gisprofi.com/gd/do cuments/tsifrovizatsiya-biznesa-v-rossii-i-za-

rubezhom.html (дата обращения 07.06.2020).

7 Цифровизация предприятий - режим ожидания характерен не только для России // URL: https://ecm-

j ournal.ru/post/Cifrovizacij a-predprij atijj --rezhim-ozhidanij a-kharakteren-ne-tolko-dlj a-Rossii.aspx (дата обращения 07.06.2020).

8 Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и Индустрии 4,0 // URL: https://gisprofi.com/ gd/documents/chto-takoe-tsifrovaya-transformatsiya-i-chem-ona-otlichaetsya-ot.html (дата обращения 06.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.