Научная статья на тему 'Комплексная методика оценки конкурентоспособности частных медицинских клиник'

Комплексная методика оценки конкурентоспособности частных медицинских клиник Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
969
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ КЛИНИКИ / РЫНОК ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Опарин Э.В.

В статье проведен анализ методов оценки конкурентоспособности. Показано, что в конкурентоспособности синтезируются многие аспекты, стороны, факторы функционирования организаций. Отмечено, что каждая отрасль хозяйствования и вид экономической деятельности накладывают специфические ограничения на оценку конкурентоспособности. В настоящее время сравнение конкурентоспособности медицинских клиник часто проводится на основе их ранжирования по показателю выручки, что, как показало исследование, не в полной мере отражает реальное положение клиник на рынке и их способность конкурировать с другими за пациентов. Произведена оценка конкурентоспособности крупнейших многопрофильных клиник на основе предложенного автором подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Опарин Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная методика оценки конкурентоспособности частных медицинских клиник»

Комплексная методика оценки конкурентоспособности частных медицинских клиник

Опарин Эдуард Валерьевич,

генеральный директор ООО

ферт»,е<иаг<1ораг1п@8сапГе|1.сот

«Скан-

о>

о

см

о

О!

О Ш

т

X

<

т о х

X

В статье проведен анализ методов оценки конкурентоспособности. Показано, что в конкурентоспособности синтезируются многие аспекты, стороны, факторы функционирования организаций. Отмечено, что каждая отрасль хозяйствования и вид экономической деятельности накладывают специфические ограничения на оценку конкурентоспособности. В настоящее время сравнение конкурентоспособности медицинских клиник часто проводится на основе их ранжирования по показателю выручки, что, как показало исследование, не в полной мере отражает реальное положение клиник на рынке и их способность конкурировать с другими за пациентов. Произведена оценка конкурентоспособности крупнейших многопрофильных клиник на основе предложенного автором подхода. Ключевые слова: многопрофильные медицинские клиники, рынок платных медицинских услуг, конкуренция, конкурентоспособность, медицинская услуга, методы оценки конкурентоспособности

Введение

В экономической литературе достаточно широко представлены теоретические разработки и прикладные исследования конкуренции товаров, услуг, предприятий и организаций всех сфер экономической деятельности. Вместе с тем, каждая отрасль хозяйствования и вид экономической деятельности накладывают специфические ограничения при формировании конкурентной среды, либо оценки конкурентоспособности. Это касается, в том числе, и сферы медицинских услуг. В конкурентоспособности синтезируются многие аспекты, стороны и факторы функционирования медицинских организаций.

Конкурентоспособность - это потенциал, который анализируется с точки зрения конкурентного преимущества, ожидаемого и достигнутого организацией. Согласно концепции Майкла Портера, по существу конкурентное преимущество может относиться либо к низкой стоимости продуктов или услуг, либо к их дифференциации в одном или нескольких аспектах по сравнению с продуктами конкурентов. Учитывая специфику рынка, конкурентное преимущество организации здравоохранения заключается в предоставлении более высококачественных медицинских услуг по сравнению с услугами других организаций, которые оцениваются пациентами, общественным мнением и государственным органами. Таким образом, конкурентными преимуществами организаций здравоохранения можно считать: высокое качество предоставляемых медицинских услуг, наличие современного оборудования, использование современных медицинских изделий и новых медицинских процедур, комфортные условия и более низкие цены. Хотя, на первый взгляд, концепция конкурентоспособности кажется достаточно простой, но сложность, трудность и в некоторых случаях невозможность измерения большого количества определяющих ее факторов, специфических характеристик рынка медицинских услуг и факторов окружающей среды затрудняют их включение в модели анализа.

Целью данной статьи стало исследование современного состояния рынка платных медицинских услуг и методик оценки конкурентоспособности частных медицинский клиник.

Обзор литературы

Существующие методы оценки конкурентоспособности отличаются способом проведения исследования, инструментарием, формой представления результатов. Выбор инструментов оценки и применение их в практике зависит от особенностей вида экономической деятельности, характеристик рынка, информационной открытости деятельности предприятий [14].

Однако, рынок медицинских услуг характеризуется рядом особенностей, к которым следует отнести специфичность медицинской услуги: асимметрию информации, которая проявляется в неполноте информации, доступной пациенту в отношении состояния своего здоровья, необходимом объеме и видах лечения, а также значительное государственное регулирование здравоохранения и контроль над деятельностью медицинских учреждений и предоставляемых ими медицинскими услугами [10].

Ряд авторов полагают, что в связи с тем, что медицинские услуги относятся к социальным услугам, для оценки их качества и конкурентоспособности могут быть приняты во внимание результаты исследования конкурентоспособности социальных услуг [8]. В работе Н. Кузнецова и соавт. указано, что в отличие от социальных услуг, от которых потребитель имеет возможность отказаться, медицинские услуги являются абсолютно приоритетными для сохранения его здоровья и жизни, здоровья нации в целом [9]. Иначе говоря, медицинские услуги характеризуются особой общественной значимостью и обязательностью потребления вне зависимости от наличия спроса и уровня доходов граждан [12]. В работе В. Селезнева и С. Волкова конкуренция на рынке медицинских услуг определяется как соперничество поставщиков медицинских услуг, направленное на достижение желаемых результатов деятельности в условиях меняющихся ограничений [15]. С позиции Э. Салиховой конкурентоспособность медицинской организации характеризует возможность и динамику приспособления медицинской клиники к условиям рыночной конкуренции. При этом, ключевую роль в достижении конкурентного преимущества играет способность медицинской клиники оперативно и адекватно реагировать на изменения в потребительских предпочтениях [14].

Методология сбалансированной системы показателей (BSC), разработанная Р. Капланом и Д. Нортоном для целей контроля за ходом реализации стратегий и опубликованная впервые в 1992 году, позднее была адаптирована ими для целей достижения компанией конкурентных преимуществ (см. [22]). В оригинале набор взаимосвязанных показателей состоит из четырех составляющих: финансовой, клиентской, составляющей внутренних бизнес-процессов, а также обучения и развития персонала [6].

Методология BSC обладает неоспоримым достоинством в виде ее универсального характера и возможности ее корректировки, совершенствования и использования для различных стратегических целей компаний, работающих на разных товарных рынках и рынках услуг. Однако с теоретической точки зрения процесс разработки и реализации сбалансированной системы показателей полностью субъективен и не имеет под собой сколь-нибудь обоснованной научной теории. С точки зрения практического применения методология BSC не дает четких рекомендаций.

В настоящее время предприняты ряд попыток ее использования для целей формирования конкурентных преимуществ в сфере здравоохранения. Так, в работе [23] предпринята попытка учесть особенности отрасли здравоохранения на основе интеграции ресурсного подхода в методологию BSC. Как известно, с позиции сторонников ресурсного подхода, потенциал для формирования конкурентного преимущества может быть обеспечен на основе четырех характеристик ресурсов, которыми фирма владеет: ценность, редкость, незаменяемость и некопируемость ресурсов ([21]. По мнению [23], если стоимость компании в основном состоит из нематериальных активов, то и конкурентные стратегии компании также должны основываться на совершенствовании нематериальных активов, поскольку существует тесная зависимость между конкурентоспособностью фирмы, работающей на рынке здравоохранения, и ее способностью управлять своим нематериальными ресурсами, обладающими вышеперечисленными характеристиками.

В работе Т.А. Сибуриной [16] для учреждений здравоохранения на основе выделения четырех источников конкурентных преимуществ в виде 1) наличие ресурсной базы, 2) способности организации здравоохранения эффективно использовать свой ресурсный потенциал в процессе оказания медицинских услуг, 3) наличия эффективных стратегий развития организации, и 4) способности организации внедрять инновации, показаны два аспекта оценки конкурентоспособности: оценка качества и экономической эффективности медицинских услуг; оценка деятельности организации здравоохранения с позиции эффективного использования ресурсов, эффективности управления, динамики развития и др.

В исследовании Габуевой и соавт. [3] предлагается использовать репутационный аудит в оценке конкурентоспособности медицинских клиник, исходя из шести основных факторов конкурентоспособности:

1. Ориентация клиники на интересы пациента;

2. Наличие в штате клиники компетентных специалистов;

3. Уровень оснащённости клиники оборудованием по профилю;

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю О

м о

to

а>

о

сч

0

01

О Ш

m

X

<

m о х

X

4. Эффективный менеджмент;

5. Доступность и достоверность информации о клинике;

6. Применение ИТ-технологий (запись на прием, дистанционное сопровождение пациентов, получение обратной связи).

Рейтинги деловой или профессиональной репутации, составляемые известными независимыми организациями, выступают мерилом оценки качества менеджмента компании, являются базовым показателем, определяющим стоимость бизнеса зарубежных компаний. Так, в США семейство индексов системы здравоохранения (S&P Healthcare Claims Indices), позволяет отслеживать тенденции здравоохранения США, в том числе отражают фактические данные по претензиям и жалобам пациентов в сфере здравоохранения [24].

Однако, в большинстве исследований репута-ционные показатели не заменяют объективные данные, а являются лишь их дополнением.

Основные исследования в области методологии анализа и оценки конкурентоспособности ориентированы на товар. Сфера услуг в подобных исследованиях представлена гораздо меньше. Но главное заключается в том, что специфические черты медицинских услуг не позволяют применять к рынку медицинских услуг научные и практические наработки анализа конкурентоспособности товаров и других услуг.

Методика

Данное исследование опирается на аналитические обзоры крупнейших аналитических центров и специализированных изданий (РБК, Аналитического центра Vademecum, BusinesStat, компании Ernst&Young и других), как наиболее достоверных и полных источниках информации. По мнению аналитиков (см., к примеру [20],), рынок частной медицины характеризуется высокой непрозрачностью, искажением информации, сокрытием реальных показателей, предоставляемых клиниками.

Оценка врачебного состава медицинских клиник в данной статье производилась по показателям квалификации, наличия ученой степени, ученого и почетного звания (табл. 1):

Таблица 1

Критерий Начисляемые баллы

4 3 2

квалификационная категория врач высшей категории врач I категории врач II категории

ученая степень доктор медицинских наук кандидат медицинских наук

ученое звание Профессор Доцент

почетное звание заслуженный врач РФ

Источник: [20]

Оценка количества направлений деятельности медицинских клиник проводилась по бальной системе, где за каждое направление клиникам назначался один балл. Дополнительно в исследовании учтены: наличие у клиники собственной лаборатории: 5 баллов — есть, 0 баллов — нет. При возможности прохождения в клинике инструментальной диагностики начислялось по 5 баллов, в противном случае — 0 баллов. Также многопрофильные клиники оценивались по наличию детских специалистов среди врачебного состава: 5 баллов — есть, 0 баллов — отсутствует. Дополнительным критерием стало наличие электронной очереди (1 балл — да, 0 баллов — нет), наличие дневного стационара (5 баллов — да, 0 баллов — нет) [18 ].

Оценка конкурентоспособности медицинских клиник в данном исследовании произведена по формуле:

С = Ми^^М^Т ,

где С - конкурентоспособность медицинской клиники; Я - доля выручки п-ой клиники в выручке клиники-лидера по выручке; й - отношение балльной оценки врачебного состава п-ой клиники к балльной оценке врачебного состава клиники-лидера по выручке; М - отношение балльной оценки направлений деятельности и спектра услуг п-ой клиники к балльной оценке направлений деятельности и спектра услуг клиники-лидера по выручке; Т - отношение темпа роста выручки пой клиники к темпу роста выручки клиники-лидера по выручке.

Для клиники - лидера по выручке, показатель конкурентоспособности принимает значение равное единице. Для клиник-последователей, показатель конкурентоспособности принимает значение меньше единицы. В случае, если для п-ой клиники, показатель конкурентоспособности принимает значение больше единицы, это означает, что данная клиника более конкурентоспособна, чем лидер, обладает потенциалом роста выручки.

Результаты

Конкуренция на рынке частной медицины Российской Федерации

Согласно исследованиям аналитических компаний, оборот российского рынка медицинских услуг в 2018 году вырос на 11,6% и составил 3063 млрд руб. Рынок легальной коммерческой медицины за этот период вырос на 10,8%. Ключевыми факторами роста рынка платных медицинских услуг, по мнению участников рынка [18], стали готовность россиян оплачивать качественные медицинские услуги из собственного кармана, увеличение среднего чека, развитие внутреннего и внешнего медицинского туризма, вступление в силу закона о телемедицине, что предоставило возможность получать консультацию по общемедицинским вопросам в удаленном режиме. Лиде-

рами рынка являются Москва и Санкт-Петербург, что объясняется большой численностью населения и относительно высокими доходами жителей. В 2018 г стоимость оказанных в Москве медицинских услуг составила 546,1 млрд руб. (29,7% от суммарного рынка исследуемых городов), в Санкт-Петербурге - 193,7 млрд руб. (10,5% исследуемого рынка).

В настоящее время на рынке платных медицинских услуг действуют две разнонаправленные тенденции:

- продолжающееся снижение доступности медицинских услуг в государственном секторе способствует частичному перераспределению пациентов из сектора ОМС в сектор платной медицины, особенно для посещения кардиологов, психиатров, отоларингологов, травматологов и других узких специалистов и проведения дорогостоящей диагностики, в частности МРТ-диагностики - тех видов медицинских услуг, получить которые в государственном здравоохранении по-прежнему сложно;

- снижение реальных располагаемых доходов населения вынуждает россиян сокращать расходы на медицину: переходить на самолечение либо обращаться в теневой сектор платной медицины с более низкой стоимостью и качеством медицинских услуг, что негативно сказывается на посещаемости частных медицинских организаций [5].

Изменения на рынке коммерческой медицины коснулись не только потребительного поведения, но и конкурентной среды. Согласно данным отраслевого опроса, проведенного компанией ЕгпБ1&Уоипд в июне 2017 года, участники рынка отмечают три наиболее существенные тенденции развития рынка платной медицины:

- расширение портфеля услуг (48% ответов);

- усиление ценовой конкуренции (44%), особенно в массовом и бизнес сегментах;

- появление новых конкурентов (41%), в том числе выход на рынок платных услуг государственных медицинских учреждений ([5].

Ключевыми конкурентными преимуществами частных клиник в сравнении с государственной медициной являются высокая квалификация специалистов, строгий контроль качества, медицинское оборудование и технологии от ведущих мировых производителей. По этим позициям муниципальные и государственные клиники проигрывают частным центрам [18]. Кроме того, частные клиники активно внедряют новейшие технологии, научные методики [7]. В настоящее время на рынке коммерческой медицины оказывают услуги свыше 500 многопрофильных медицинских центров частной формы собственности, расположенных в крупных городах с населением свыше 100 тыс. человек, как правило -в центрах федеральных округов

По результатам 2017 г. самая большая доля рынка частных медицинских услуг принадлежит компаниям «Мать и дитя» (2,4%), «Медси» (2,2%)

и Европейскому медицинскому центру (1,8%) (табл. 3).

Таблица 2

№ Название клиники/сети Регионы присутствия Доля стои-мостно-го объема рынка Ценовой сегмент Профиль Выручка, млн рублей Тем п роста вы- ручки, %

2017 г. 2016 г.

1 Мать и дитя М., МО, СПб+ 15 регионов 2,4 Премиум Широкий профиль, фокус: репродукция, педиатрия 13 755 12 179 13

2 Медси М., МО, СПб + 5 регионов 2,2 Бизнес Широкий профиль, развитие по модели центров компетенций 11 670 9 409 24

3 EMC (Европейский медицинский центр) М. 1,8 Премиум+ Специализирован-ные центры компетенций (20 специализаций) 10 732 9 557 12,3

4 СМ-Клиник а М., МО, СПб + 5 регионов 0,7 Эконом+ Широкий профиль 4 993 4 435 12,6

5 Скандинавия (Ава-Петер ) СПб + 2 региона 0,8 Бизнес Широкий профиль, фокус: репродукция, пери-натология 6 1 . 4 351 6,7

Источник: составлено автором по данным [ 1; 4; 5]

Совокупная выручка частных федеральных медицинских холдингов России составила в 2018 г. порядка 90 млрд руб., или 11% от стоимостного объема коммерческой медицины страны. Небольшая совокупная доля федеральных холдингов в общем обороте свидетельствует о низкой степени консолидации рынка [2].

Оценка конкурентоспособности медицинских клиник

Оценка конкурентоспособности проведена на основе крупнейших многопрофильных клиник, присутствующих на рынке платных медицинских услуг г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (табл. 3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Клиникой-лидером по выручке в 2017 году была ГК «Мать и дитя». Показатель конкурентоспособности данной клиники по результатам расчетов принял значение равное единице. Клиника «Медси» отстает по показателю выручки в 2017 г., но является лидером по показателям оценки врачебного состава, направлений деятельности и спектра услуг, а также по темпам роста выручки. В результате, показатель конкурентоспособности клиники «Медси» принял значение большее единицы, что говорит о

х

X

о

го А с.

X

го m

о

ю О

м о

to

конкурентном преимуществе данной клиники и по данным за 2017 год позволили прогнозировать наличии потенциала роста выручки (рис. 1) смену лидера на рынке частной медицины.

Заключение

Разработанный автором подход к оценке конкурентоспособности медицинских клиник позволяет имеет практическую направленность и может быть использован как в научных исследованиях, так и менеджментом медицинских клиник для оценки конкурентоспособности своих компаний и анализа конкуренции на рынке платных медицинских услуг. Апробация авторского подхода показала ее преимущество в виде возможности прогнозирования изменения конкурентных позиций исследуемых клиник.

Литература

1. Аналитический центр Vademecum https://vademec.ru/download/100_2.pdf

2. Businesstat, 2019 https://marketing.rbc.ru/articles/10868/]

3. Габуева Л.А., Павлова Н.Ф., Сорокалетов П.В. (2016). Глобализация задач пациент ориентированности при развитии здравоохранения Европы: опыт Германии и возможности для России / Л.А. Габуева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, М.: , 2016.- М..- 2016.-C. с.79-94.

4. Годовой отчет АО «Группа компаний «Медси» по итогам деятельности в 2017 году. https://medsi.ru/about/medsi/documents/

5. Исследование рынка коммерческой медицины в России 2017. https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-health-care-report-2017-rus/$FILE/ey-health-care-report-2017-rus.pdf

6. Каплан Р., Нортон Д. (2003). Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / ЗАО «Олимп-Бизнес»., Москва, 2003.

7. Кобяков И. (2018). Доктор Google. Главные тренды медицинского рынка https://www.forbes.ru/obshchestvo/371437-doktor-google-glavnye-trendy-medicinskogo-rynka

8. Кружкова Ю.И. (2017). Проблемы конкурентоспособности медицинских услуг в современных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 10. С. 154-159.

9. Кузнецов Н. В., Рулева А. В., Рулев М. В. (2019). Характеристика системы здравоохранения и рынка медицинских услуг в России // Московский экономический журнал. № 6. С. 334-342.

10.Назарова В.В. (2011). Виды ценовой конкуренции на рынке медицинских услуг // Проблемы современной экономики. №4. С. 385-388.

11.На российском рынке многопрофильных частных клиник сменился лидер https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/03/2 5/797306-na-rossiiskom-rinke-smenilsya-lider

Таблица 3

Крупнейшие многопрофильные клиники, присутствующие на рынке платных медицинских услуг г. Санкт-Петербурга и

№ Название клиники/сети Оценка врачебного Оценка направлений Выручка, млн руб- Темп роста

состава деятельности и спектра услуг лей 2017 г. выручки, %

1 Мать и дитя 3080 69 13 755 13

2 Медси 5114 83 11 670 24

3 СМ-Клиника 2517 72 4 993 12,6

4 Скандинавия (Ава-Петер) 1320 70 4 641 6,7

5 Medswiss 1049 66 3 525 21,4

6 Будь здоров 1165 68 3 105 0,5

7 Медицинский центр «XXI век» 1218 65 1 624 13,4

8 Единый медицинский центр 985 58 1 594 -8,2

9 СМТ 506 64 816 22,2

10 Euromed Group 1173 72 740 1,6

Источник: составлено автором по данным [1; 4; 5]

Рис. 1. Конкурентоспособность частных многопрофильных клиник

Источник: рассчитано автором

о>

о

CS

0

01

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

Обсуждения

В условиях непрозрачности рынка платных медицинских услуг, оценка конкурентоспособности медицинских клиник, как правило, проводится по показателю выручки, что, как показало наше исследование, не в полной мере описывает реальную ситуацию.

Сеть медицинских клиник «Медси» в 2018 году заняла первое место в рейтинге по численности врачей. В московских филиалах этой сети работали 1660 врачей, в «СМ-Клинике», которая стала лидером по количеству врачебных специальностей (41), численность врачей составила 791 человек [13].Сеть клиник «Медси» преследует цель лидерства на российском рынке частной медицины по географическому охвату, доле рынка (до 5% к 2021 г.), внедрению достижений современной медицины и максимальной доходности для акционеров [ 11]. В 2018 году выручка ГК «Медси» увеличилась на 52% и составила 17,7 млрд рублей [19]. Полученные результаты оценки конкурентоспособности частных медицинских клиник

12.Николаев И.С. (2011). Проблемы формирования предпринимательства и конкурентной среды в системе здравоохранения // Известия Иркутской государственной экономической академии. №3. С. 76-78

13.Рейтинг частных клиник Москвы по продажам в 2018 г. https://marketing.rbc.ru/research/34058/

14.Салихова, Э.М. (2014). Конкурентоспособность медицинской организации: объективные и субъективные критерии оценки / Э.М. Салихова // Социальная политика и социология. № 1. С. 283291.

15. Селезнев В.Д., Волков С.Д. (2016). Проблемы конкуренции в российском здравоохранении // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2016. №1. С. 112-117.

16.Сибурина Т.А. (2010). Современные технологии обеспечения конкурентного преимущества учреждения здравоохранения на рынке медицинских услуг // Информационно-аналитический вестник «Социальные аспекты здоровья населения» http://vestnik.mednet.ru/content/view/209/30/

18.Топ-100 крупнейших частных медицинских центров России

http://www.yugzdrav.ru/ratings/#!/9182

19.Чистая прибыль ГК «Медси» в 2018 году достигла 1,2 млрд рублей

https://vademec.ru/news/2019/02/28/chistaya-pribyl-gk-medsi-v-2018-godu-dostigla-1-2-mlrd-rubley/

20.Шубина Д., Гончарова О., Синеева О. ТОП 100 частных многопрофильных клиник по выручке в 2017 году. https://vademec.ru/article/top100_chastnykh_mnogopro filnykh_klinik_po_vyruchke_v_2017_g od u/

21.Barney, J. B. (2007), Gaining an Sustainable Competitive Advantage, Pearson Prentice Hall, USA.

22.Kaplan, R. S. and D.P. Norton (2008) The Execution Premium: Linking Strategy to Operations for Competitive Advantage, Boston: HBS Press.

23.Mavlutova I., Babauska S. (2013). The Competitiveness and Balanced Scorecard of Health Care Companies. International Journal of Synergy and Research. Vol. 2, No. 2, p. 107-128.

24.S&P U.S. Indices Methodology (2018) / S&P Dow Jones Indices: Index Methodology file:///Users/z/Downloads/methodology-sp-us-indices.pdf

A comprehensive methodology for assessing the

competitiveness of private medical clinics Oparin E.V.

LLC «Scanfert»

The article analyzes the methods for assessing competitiveness. It is shown that competitiveness synthesizes many aspects, parties and factors of the functioning of organizations. It is noted that each branch of management and the type of economic activity imposes specific restrictions on assessing competitiveness. Currently, the competitiveness of medical clinics is often compared basing on their ranking by revenue, which, as the study showed, does not fully reflect the actual

position of the clinics in the market and their ability to compete with others for patients. The competitiveness of the largest multidisciplinary clinics is estimated on the approach proposed author.

Key words: multidisciplinary medical clinics, paid medical services market, competition, competitiveness, medical service, competitiveness assessment methods

References

1. Vademecum Analytical Center https://vademec.ru/download/100_2.pdf

2. Businesstat, 2019 https://marketing.rbc.ru/articles/10868/]

3. Gabueva L.A., Pavlova N.F., Sorokaletov P.V. (2016). Globalization of patient-oriented tasks in the development of European health care: German experience and opportunities for Russia / L.A. Gabueva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology, M .:, 2016.- M ..-2016.-C. p. 79-94.

4. The annual report of JSC Medsi Group of Companies on the

results of operations in 2017.

https://medsi.ru/about/medsi/documents/

5. Market research of commercial medicine in Russia 2017. https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-health-care-report-2017-rus/$FILE/ey-health-care-report-2017-rus .pdf

6. Kaplan R., Norton D. (2003). Balanced scorecard. From strategy to action / CJSC Olymp-Business., Moscow, 2003.

7. Kobyakov I. (2018). Dr. Google. The main trends of the medical

market https://www.forbes.ru/obshchestvo/371437-doktor-google-glavnye-trendy-medicinskogo-rynka

8. Kruzhkova Yu.I. (2017). Problems of competitiveness of medical

services in modern conditions // International Journal of Humanities and Natural Sciences. No. 10. S. 154-159.

9. Kuznetsov N.V., Ruleva A.V., Rulev M.V. (2019). Description of

the healthcare system and the market for medical services in Russia // Moscow Economic Journal. No. 6. S. 334-342.

10. Nazarova V.V. (2011). Types of price competition in the medical services market // Problems of the modern economy. Number 4. S. 385-388.

11. The leader in the Russian market of multidisciplinary private clinics has changed: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/03/25/797306-na-rossiiskom-rinke-smenilsya-lider

12. Nikolaev I.S. (2011). Problems of the formation of entrepreneurship and the competitive environment in the healthcare system // Bulletin of the Irkutsk State Economic Academy. Number 3. S. 76-78

13. Rating of Moscow private clinics for sales in 2018 https://marketing.rbc.ru/research/34058/

14. Salikhova, E.M. (2014). Competitiveness of a medical organization: objective and subjective assessment criteria / E.M. Salikhova // Social policy and sociology. No. 1. S. 283-291.

15. Seleznev V.D., Volkov S.D. (2016). Problems of competition in Russian healthcare // Scientific journal NRU ITMO. Series "Economics and Environmental Management". 2016. No1. S. 112-117.

16. Siburina T.A. (2010). Modern technologies for ensuring the competitive advantage of a healthcare institution in the market of medical services // Information and analytical bulletin "Social aspects of public health" http://vestnik.mednet.ru/content/view/209/30/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Top 100 largest private medical centers in Russia http://www.yugzdrav.ru/ratings/#!/9182

19. The net profit of GC Medsi in 2018 reached 1.2 billion rubles https://vademec.ru/news/2019/02/28/chistaya-pribyl-gk-medsi-v-2018-godu-dostigla-1 -2-mlrd-rubley /

20. Shubina D., Goncharova O., Sineeva O. TOP 100 private multidisciplinary clinics for revenue in 2017. https://vademec.ru/article/top100_chastnykh_mnogoprofilnykh _klinik_po_vyruchke_v_2017_godu/

21. Barney, J. B. (2007), Gaining an Sustainable Competitive Advantage, Pearson Prentice Hall, USA.

22. Kaplan, R. S. and D.P. Norton (2008) The Execution Premium: Linking Strategy to Operations for Competitive Advantage, Boston: HBS Press.

23. Mavlutova I., Babauska S. (2013). The Competitiveness and Balanced Scorecard of Health Care Companies. International Journal of Synergy and Research. Vol. 2, No. 2, p. 107-128.

24. S&P U.S. Indices Methodology (2018) / S&P Dow Jones Indices: Index Methodology file: ///Users/z/Downloads/methodology-sp-us-indices.pdf

X X О го А С.

X

го m

о

ю 0

м о

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.