Научная статья на тему 'Комплексная методика оценки эффективности интеграционных процессов на предприятиях хлебопекарной промышленности'

Комплексная методика оценки эффективности интеграционных процессов на предприятиях хлебопекарной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЦЕСС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмидт Ю.Д., Романова И.М., Михина И.С.

В статье анализируются существующие методы оценки эффективности интеграционных процессов, предлагается авторская методика, основанная на формировании комплексного подхода и учета отраслевой специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная методика оценки эффективности интеграционных процессов на предприятиях хлебопекарной промышленности»

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ

ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ю.Д.ШМИДТ,

доктор экономических наук, профессор, проректор по научно-исследователъскойработе И. М. РОМАНОВА, доктор экономических наук, профессор, директор Экономического института

И. С. МИХИНА, ассистент кафедры мировой экономики Тихоокеанский государственный экономический университет

В статье анализируются существующие методы оценки эффективности интеграционных процессов, предлагается авторская методика, основанная на формировании комплексного подхода и учета отраслевой специфики.

Ключевые слова: эффективность, показатель, интеграция, процесс, взаимодействие, предприятие.

Одним из направлений повышения производства в хлебопекарной промышленности России является развитие интеграционных процессов, которые основываются на установлении экономических, производственных, организационных связей между взаимодействующими предприятиями.

В последнее десятилетие интеграционные процессы в хлебопекарной промышленности получили динамическое развитие. Они оказали влияние на технико-технологический уровень производства и качество хлебобулочной продукции. Продолжается создание отраслевых холдингов и ассоциаций, при этом повышается значимость разработки

комплексной методики оценки их эффективности, основанной на сочетании различных аспектов деятельности хлебопекарных объединений.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что в настоящее время существуют три группы методов оценки эффективности интеграционных процессов.

Одни авторы [2, 5, 6,1 0,1 1, 15, 16] предлагают оценивать эффективность интеграционных процессов с помощью количественного (стоимостного) подхода. Безусловно, такой способ оценки представляет собой однобокий анализ эффективности интеграционных процессов, затрагивающий только ресурсный потенциал компании и не включающий в себя качественные составляющие развития компании.

Между тем ряд других авторов [2, 7, 10, 11, 14, 18] предлагают оценивать эффективность интеграционных процессов с помощью показателей качества продукции, ассортимента, квалификации

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

13

кадров, технологии, диверсификации и так далее. Иными словами, оценка эффективности интеграционных процессов проводится с использованием индикаторов развития компании, которые не отражаются количественными показателями.

Важно отметить, что многие ученые, учитывая опыт других исследователей, разрабатывали методики оценки эффективности интеграционных процессов, которые соединяли в себе качественные и количественные составляющие развития компании, т.е. являлись комплексными [1, 3, 4, 8, 9, И, 13,17]. Однако до настоящего времени не разработаны методы, которые учитывали бы отраслевую специфику деятельности предприятий, например предприятий хлебопекарной промышленности, соединяли бы в себе показатели, определяющие эффективность функционирования каждого подразделения предприятия до и после проведения интеграционных процессов.

В статье предлагается комплексная методика оценки эффективности интеграционных процессов на предприятиях хлебопекарной промышленности.

Методика основывается на сочетании эффектов, возникающих на различных направлениях экономической деятельности хлебопекарных предприятий. При этом акцент был сделан на выборе наиболее приоритетных направлений развития хлебопекарных предприятий. На основе изучения профильной периодической литературы и отчетов по деятельности различных хлебопекарных предприятий определено, что эксперты в сфере хлебопечения считают данные направления решающими для развития хлебопекарной промышленности России.

Оценка эффективности интеграционных процессов осуществляется поэтапно.

На первом этапе оценки эффективности интеграционных процессов анализируются показатели, определяющие целесообразность проведения процессов интеграции в хлебопекарной промышленности (табл. 1).

После анализа показателей, представленных в табл. 1, и проведения интеграционных мероприятий хлебопекарным предприятиям важно оценить их эффективность. В связи с этим вторым этапом

Таблица 1

Показатели целесообразности проведения интеграционных процессов в хлебопекарной промышленности

Показатель Необходимость расчета

1. Доля интегрируемыххлебопекарных предприятий на определенном рынке хлебобулочной продукции: отношение реализованной интегрируемыми предприятиями хлебобулочной продукции к общему объему реализованной хлебобулочной продукции на определенном рынке Если совокупная доля интегрируемых предприятий на определенном рынке варьируется от 35 до65 %, то горизонтальная интеграция нежелательна. Применяется в случае потери предприятиями юридической независимости

2. Удельный вес основного сырья (муки) в производстве хлебобулочной продукции: отношение стоимости основного сырья (муки) к общей стоимости всех компонентов, необходимых для производства хлебобулочных изделий Показатель применяется при проведении вертикальной интеграции для обеспечения гарантированных поставок основного сырья внутри объединения, стабильности цен на сырье и экономии на трансакционных издержках

3. Коэффициент независимости интегрируемых предприятий: отношение собственного капитала предприятия ко всему капиталу предприятия Показатель важен при проведении процессов слияния и поглощения. Преобладание у предприятий заемных средств повышает риск банкротства и увеличивает себестоимость продукции

4. Показатель оценки капитализации интегрируемых предприятий: суммирование стоимости основного и оборотного капиталов интегрируемых предприятий Показатель позволяет выявить разницу между реальной и рыночной стоимостью приобретаемого предприятия. Кроме того, низкая стоимость основных фондов свидетельствует об их моральном и физическом износе, что для хлебопекарной промышленности является крайне важным

5. Уровень обеспеченности предприятий нематериальными активами: отношение стоимости нематериальных активов предприятия к общей стоимости всех активов предприятия Высокая доля нематериальных активов в общей стоимости всех активов интегрируемых предприятий свидетельствует о наличии у хозяйствующих субъектов объектов интеллектуальной собственности. Соответственно объекты интеллектуальной собственности появляются с участием высококвалифицированного персонала

6. Уровень транспортных издержек интегрируемых предприятий во внутрикорпоративных поставках: отношение стоимости транспортных издержек предприятия по внутренним кооперационным поставкам к общей стоимости всех транспортных издержек предприятия Показатель важен при выборе предприятий для включения их в интегрированную структуру. Высокие транспортные затраты на поставку сырья, готовой продукции влекут за собой увеличение себестоимости хлебобулочной продукции, что для социально значимой хлебопекарной отрасли нежелательно

оценки эффективности интеграционных процессов является формирование показателей, учитывающих финансовый, производственный, коммерческий и инвестиционный аспекты деятельности хлебопекарныхпредприятий (табл. 2.).

Приведенные показатели рекомендуется применять хлебопекарным предприятиям после проведения корпоративной интеграции, предполагающей потерю предприятиями юридической самостоятельности.

На третьем этапе после применения методики оценки эффективности интеграционных процессов

в хлебопекарной промышленности, основанной на синергетическом подходе, целесообразно проводить анализ уровня (наличие реальных внутрикорпоративных связей) интеграционных процессов по различным направлениям деятельности взаимодействующих предприятий. Отличительной особенностью предлагаемых нами коэффициентов для оценки уровня интеграционного взаимодействия предприятий хлебопекарной промышленности является то, что они могут быть применены в различных видах исследуемых структур (табл. 3), т. е. как на юридически зависимых предприятиях («жесткие» формы

Таблица 2

Показатели оценки эффективности интеграционных процессов на предприятиях хлебопекарной промышленности

Наименование экономического эффекта Показатель/формула Интерпретация составляющих показателя

Финансовый аспект деятельности хлебопекарных предприятий

1. Увеличение стоимости хлебопекарного предприятия Показатель изменения рыночной стоимости предприятий объединения К, — рыночная стоимость всех предприятий объединения после проведения интеграционных мероприятий; Я0 — рыночная стоимость предприятий до проведения интеграционных мероприятий. Если в данном случае полученный показатель больше единицы, то интеграционные процессы принесли положительный эффект, если меньше, то эффект отсутствует

2. Снижениетрансак-ционных издержек Показатель снижения трансакционных издержек ВТ Т = ВТ- < 1 ВТо БТ1 — сумма трансакционных издержек всех предприятий объединения после проведения интеграционных мероприятий; ВТ0 — сумма трансакционных издержек всех предприятий до начала интеграционных мероприятий

3. Экономия на налоговых платежах Показатель снижения налоговых отчислений * = * < 1 — сумма налоговых отчислений всех предприятий объединения после проведения интеграционных мероприятий; — сумма налоговых отчислений всех предприятий до проведения интеграционных мероприятий

4. Снижение затрат на содержание управленческого персонала Показатель изменения затрат на содержание управленческого персонала и = и < 1 и, и1 — затраты на содержание управленческого аппарата объединения после проведения интеграционных мероприятий; ио — затраты на содержание аппарата управления всех предприятий объединения до проведения интеграционных мероприятий

Производственный аспект деятельности хлебопекарных предприятий

1. Снижение затрат на производство хлебобулочной продукции Показатель изменения себестоимости производства хлебобулочной продукции с с = с < 1 Со С1 — средняя себестоимость единицы продукции всех предприятий объединения после проведения интеграционных мероприятий; С0 — средняя себестоимость единицы продукции всех предприятий до проведения интеграционных мероприятий

2. Улучшение качества хлебобулочных изделий Показатель качества хлебобулочной продукции к = к _ к < о V V Т1 — объем забракованной хлебобулочной продукции, производимой предприятиями объединения после проведения интеграционных мероприятий; ¥1 — общий объем хлебобулочных изделий всех предприятий объединения после проведения интеграционных мероприятий; Т0 — объем забракованной хлебобулочной продукции всех предприятий до проведения интеграционных мероприятий; У0 — общий объем хлебобулочных изделий всех предприятий до проведения интеграционных мероприятий

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'К'ШЪ.Ъ4

15

Продолжение табл. 2

Наименование экономического эффекта Показатель/формула Интерпретация составляющих показателя

3. Расширение ассортимента хлебобулочных изделий Показатель изменения ассортимента хлебобулочных изделий А = N _ N0 > 0 V V Г1 к0 — число новых сортов хлебобулочных изделий, произведенных всеми предприятиями объединения после проведения интеграционных мероприятий; У1 — общее число хлебобулочных изделий, произведенныхвееми предприятиями объединения после проведения интеграционных мероприятий; — число новых сортов хлебобулочных изделий, произведенных всеми предприятиями до проведения интеграционных мероприятий; У0 — общее число видов хлебобулочных изделий, произведенных всеми предприятиями до проведения интеграционных мероприятий

4. Повышение использования основных производственных фондов Показатель интенсивного использования основных производственных фондов В = К - > 0 V: V Кх — фактический объем производства хлебобулочной продукции на оборудовании всех предприятий после проведения интеграционных мероприятий; У1 — паспортный (технически обоснованный) объем производства хлебобулочной продукции на оборудовании всех предприятий после проведения интеграционных мероприятий; Ка — фактический объем производства хлебобулочной продукции на оборудовании всех предприятий до проведения интеграционных мероприятий; У0 — паспортный (технически обоснованный) объем производства хлебобулочной продукции на оборудовании всех предприятий до проведения интеграционных мероприятий

Коммерческий аспект деятельности хлебопекарных предприятий

1. Снижение затрат на рекламные объявления Показатель изменения затрат на рекламные объявления В = В < 1 Во Вх — сумма затрат на рекламные объявления всех предприятий объединения после проведения интеграционных мероприятий; В0 — сумма затрат на рекламные объявления всех предприятий объединения до проведения интеграционных мероприятий

2. Увеличение доли на определенном рынке хлебобулочных изделий Показатель изменения доли предприятий объединения на определенном рынке хлебобулочной продукции р Р = р > 1 Ро Р1 — объем продаж хлебобулочной продукции всеми предприятиями объединения после проведения интеграционных мероприятий; Р0 — объем продаж хлебобулочной продукции всеми предприятиями до объединения

3. Увеличение объемов продаж на новых рынках сбыта Показатель изменения объема хлебобулочной продукции, реализованной на новых рынках сбыта ^ = ^ _ ^ > о V Vо — объем хлебобулочной продукции, реализованной на новых рынках сбыта всеми предприятиями объединения после проведения интеграционных мероприятий; У1 — общий объем реализованной хлебобулочной продукции всеми предприятиями объединения после проведения интеграционных мероприятий; 50 — объем хлебобулочной продукции, реализованной на новых рынках сбыта всеми предприятиями до проведения интеграционных мероприятий; Уд — общий объем реализованной хлебобулочной продукции всеми предприятиями до проведения интеграционных мероприятий

4. Централизация сервисного обслуживания Показатель централизации сервисных услуг на предприятиях хлебопекарной промышленности 2 = Лх. < о Ш: УИо Н1 — численность промышленно-производственного персонала объединения, выполняющая функции сбыта и снабжения в централизованном порядке; УН1 — общая численность про-мышленно-производственного персонала объединения после проведения интеграционных мероприятий; Н0 — численность промышленно-производственного персонала предприятий до объединения, выполняющая функции сбыта и снабжения в централизованном порядке; УН0 — общая численность про-мышленно-производственного персонала предприятий до проведения интеграционных мероприятий

Окончание табл. 2

Наименование экономического эффекта Показатель/формула Интерпретация составляющих показателя

Инвестиционный аспект деятельности хлебопекарных предприятий

1. Рост капиталовложений в перспективные активы Показатель изменения затрат на приобретение хлебопекарных предприятий А = А > 1 А А1 — сумма затрат всех предприятий объединения на покупку профильных активов после проведения интеграционных мероприятий; А0 — сумма затрат всех предприятий на покупку профильных активов (предприятий по производствухлебобулочной продукции) до проведения интеграционных мероприятий

2. Росткапиталовложе-ний в разработку новых видов хлебобулочной продукции Показатель изменения затрат на разработку новых видов хлебобулочных изделий 7 1 = 71 > 1 ¿о — сумма затрат всех предприятий объединения на разработку новых видов хлебобулочной продукции после проведения интеграционных мероприятий; Z0 — сумма затрат всех предприятий на разработку новых видов хлебобулочных изделий до проведения интеграционных мероприятий

3. Росткапиталовложе-ний в новые производственные линии Показатель обновления оборудования для производства хлебобулочной продукции О = 01 - О >0 V V у 1 ко 01 — число новых машин и оборудования для производства хлеба и хлебобулочных изделий на всех предприятиях объединения после проведения интеграционных мероприятий; ¥1 — общее число установленного производственного оборудования на всех предприятиях объединения после проведения интеграционных мероприятий; О0 — число новых машин и оборудования для производства хлеба и хлебобулочных изделий на всех предприятияхдо объединения; К0 — общее число установленного оборудования на всех предприятияхдо проведения интеграционных мероприятий

интеграции), так и на предприятиях, не связанных имущественными отношениями («мягкие» формы интеграции, или «квазиинтеграция»). Оценка уровня интеграционного взаимодействия предприятий позволит получить данные о фактическом наличии интеграционных процессов на предприятиях хлебопекарной промышленности.

Чем более коэффициент приближен к единице, тем уровень интеграционного взаимодействия предприятий выше. Разделение коэффициентов на

блоки позволит определить, в какой сфере экономической деятельности интеграционное взаимодействие предприятий выше, а в каких ниже.

Таким образом, методика оценки эффективности интеграционных процессов на предприятиях хлебопекарной промышленности позволит не только оценить уровень текущего состояния интеграционных процессов на предприятиях отрасли, но и определить возможные направления ихдальнейшего развития.

Коэффициент Формула расчета Интерпретация обозначений

Уровень интеграции предприятий в сфере производства

1. Коэффициентспециализации предприятий хлебопекарной промышленности О у 2--спец.пред. спец - ™ ¿-•пред. бспец пред _ число предприятий структуры, вырабатывающих определенную номенклатурухлебобулочной продукции; К^пред — общее число предприятий исследуемой структуры

2. Коэффициенткомбинирова-ния предприятий К бперераб.х/б.прод. "мб " VQlв бперераб х/б прод _ объем, хлебобулочной продукции, произведенной из сырья, переработанного исследуемой структурой; КСх/б д — общий объем хлебобулочной продукции, произведенной исследуемой структурой

3. Коэффициентконцентрации хлебопекарных предприятий О кощ - ™ ¿-•пред. бкруп пр _ число крупных предприятий (количество работников свыше 500 человек) исследуемой структуры; К^пред — общее число предприятий исследуемой структуры

Уровень интеграции предприятий в сфере реализации продукции

1. Коэффициентреализации продукции через собственные сбытовые сети С К х/б.собс. реал _ VС хУб.прод. 5х/б собс — объем продаж хлебобулочной продукции, реализованной через собственные сбытовые сети структуры; прод — общий объем продаж хлебобулочной продукции исследуемой структуры

Таблица 3

Система коэффициентов для оценки уровня интеграционного взаимодействия предприятий

хлебопекарной промышленности

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шеоРЪЯЪЪРЖЖЪЪ*

17

Окончание табл. 3

2. Коэффициент реализации продукции под маркой компании-франчайзера К Офранч.пред. фрши _ ТО -^пред. Сфранч. пред." число предприятий исследуемой структуры, реализующих продукцию под маркой компании-интегратора (франчайзера); ^Опред ^ общее число предприятий исследуемой структуры

Уровень интеграции предприятий в финансово-инвестиционной сфере

1. Коэффициентобеспеченности собственными финансовыми ресурсами е К собс.фин. обесп. 1д| ^ фин. ^собс фин _ объем собственных (консолидированных) финансовых ресурсов исследуемой структуры; гафин — общий объем финансовых ресурсов исследуемой структуры

2. Коэффициент перекрестного владения акциями К _ Опред.акц. ад. " ^ ¿-•пред. бпред акц _ число предприятий исследуемой структуры, владеющих акциями других предприятий структуры; ^Опред ^ общее число предприятий исследуемой структуры

Уровень интеграции предприятий в сфере снабжения

1. Коэффициенткооперирования К Опред.исп.полуф. коопер. Т/У") х-пред. Спред. исп. полуф." числ0 предприятий исследуемой структуры, использующих в производстве собственной продукции полуфабрикаты, компоненты других участников структуры; ^Опред ^ общее число предприятий исследуемой структуры

2. Коэффициент вовлеченности транспортных средств во внутрикорпоративные поставки К бвнутр.тр. вовл.тр. Т/У) -¿тр.средств. бвнутр тр _ число вовлеченных транспортных средств во внутрикорпоративные поставки исследуемой структуры; ^бтр средств _ общее число транспортных средств исследуемой структуры

Уровень интеграции предприятий в сфере НИОКР

1. Коэффициентсобственно разработанных видов хлебобулочной продукции К Осовм.разр.х/б разр. VQ бсовм раз х/б _ объем хлебобулочной продукции, разработанной общими усилиями предприятий в рамках исследуемой структуры; кех/б прод — общий объем хлебобулочной продукции, выпускаемой предприятиями структуры.

2. Коэффициент совместно созданных нематериальных активов е К сов.нем.ак. сов.нем.ак. нем.ак. 5 — стоимость совместно созданных нематериаль- сов. нем. ак. г ных активов исследуемой структуры; КУ — стоимость всех нематериальных активов, исполь- нем. ак. г ' зуемых предприятиями исследуемой структуры

Уровень интеграции предприятий в сфереуправления

1. Коэффициентуправленческих связей о К _ ^упр.п упр.связ. VQ -2^-уПр.П бупр п _ число работников административно-управленческого персонала, одновременно включенныхв советдирек-торов нескольких предприятий исследуемой структуры; ^бупр п _ общее число работников административно-управленческого персонала исследуемой структуры

2. Коэффициент совместного использования кадровых ресурсов О -у ¿--сов.кад. сов.кад. у^о ¿¿-перс. С сов кад _ число работников промышленно-производс-твенного персонала предприятий исследуемой структуры, совместно занятых в разработке (производстве) хлебобулочной продукции; КСперс — общая численность промышленно-производствен-ного персонала исследуемой структуры.

3. Коэффициент устранения дублирования функций К Ооб.подр. подр. - ^ -2^-подр. С об подр _ число объединенныхподразделений (служб) предприятий исследуемой структуры; КСподр — общее количество подразделений исследуемой структуры

Список литературы

1. Бабенко Р. В. Организационно-экономический механизм взаимодействия участников сферы управления объектами жилой недвижимости: дис... канд. экон. наук: 08.00.05. Ростов-на-Дону.: РГБ, 2003 (из фондов Российской государственной библиотеки).

2. Дмитриевская М. В. Интеграция банковского и промышленного капиталов в современной российской экономике: дис... канд. экон. наук: 08.00.01. М.: РГБ, 2003 (из фондов Российской государственной библиотеки).

18

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0РЪЯ-Ъ.'НР?4?:Ж'иЪ4

3. Звягинцева Е. В. Пути повышения эффективности производства в фарфорово-фаянсовой промышленности (на примере Приморского края): дис... канд. экон. наук: 08.00.05. Владивосток: РГБ, 2007 (из фондов Российской государственной библиотеки).

4. Зуденко В. В, Денисенко М.А. О разработке методики экспресс-анализа эффективности формирования вертикально интегрированных финансово-промышленных структур// Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3. С. 10-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Игнатишин Ю. В. Слияния и поглощения: стратегия, тактика, финансы. СПб.: Питер, 2005. 208 с.

6. Кожин А. Е. Экономическая эффективность вертикальной интеграции лесопромышленных предприятий (на примере Архангельской области): дис... канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2003 (из фондов Российской государственной библиотеки).

7. Куек 3. Н. Основные направления повышения эффективности интеграции хозяйствующих субъектов в агропромышленном комплексе региона: дис... канд. экон. наук: 08.00.05. Майкоп.: РГБ, 2007 (из фондов Российской государственной библиотеки).

8. Маковецкая Т. В. Интеграция в системе отраслей перерабатывающей промышленности в условиях рыночных преобразований: дис... канд. экон. наук: 08.00.01. М.: РГБ, 2003 (из фондов Российской государственной библиотеки).

9. Мезенцева О. Е. Оценка экономической эффективности интеграции промышленных предприятий: дис... канд. экон. наук: 08.00.05. Тюмень: РГБ, 2006 (из фондов Российской государственной библиотеки).

10. Полухин П.Ю. Оценка эффективности корпоративной интеграции в промышленно-производственной сфере: автореферат канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2007 (из фондов Российской государственной библиотеки).

11. Попов А. А. Интеграция хозяйствующих субъектов в рыночной экономике: дис... канд. экон. наук: 08.00.01. М.: РГБ, 2005 (из фондов Российской государственной библиотеки).

12. Пратт Ш. П., ФишманД. Е., Гриффит Д. К., ВилсонД. К. Руководство по оценке бизнеса. М.: Квинто-Консалтинг, 2000. 371 с.

13. Савчук С. В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений //Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 5. С. 41.

14. Тазетдинов М. Ф. Оценка экономической эффективности интеграции предприятий: дис... канд. экон. наук: 08.00.05. Казань.: РГБ, 2006 (из фондов Российской государственной библиотеки).

15. Финансовый менеджмент / Под ред. В. С. Золотарева. 2-е изд., перераб. и доп. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 224 с.

16. Шатраков А. Ю., Комков Н. И., Мерсиянов А. А., Шамин М.А. Стоимость предприятий при интеграционном процессе. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2008. 350 с.

17. Шубин С. А. Разработка механизма формирования и оценки эффективности функционирования вертикально интегрированных структур: автореферат канд. экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2007 (из фондов Российской государственной библиотеки).

18. Якушин Ю.В. Концептуальные подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции // Российский экономическийжурнал. 1998. № 5. С. 71—81.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'КЖЪ.Ъ4

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.