Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙЛЕТ И ОЦЕНКА РИСКОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ. СООБЩЕНИЕ I'

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙЛЕТ И ОЦЕНКА РИСКОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ. СООБЩЕНИЕ I Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
761
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ / РЕЧЕВОЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РИСКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С.

В статье описана комплексная методика диагностики развития дошкольников 6-7 лет, которая позволяет определить уровень социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического и физического развития, необходимый для успешной адаптации к школе и формирования базовых школьных навыков: чтения и письма. Показана важность проведения диагностики за год до начала обучения в школе для выявления рисков дезадаптации и школьных трудностей. Анализ результатов диагностики позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития, необходимую каждому ребенку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX DIAGNOSTICS THE DEVELOPMENT OF CHILDREN 6-7 YEARS AND ASSESSMENT THE RISKS OF FAILURE OF ADAPTATION. MESSAGE I.

The article describes the complex method of diagnosing the development of children 6-7 years, which allows to determine the level of socio-communicative, cognitive, speech, artistic and physical development necessary for successful adaptation to school and the formation of basic school skills: reading and writing. The importance of diagnostics for the year before the start of school to determine the risks of maladjustment and school difficulties. The article shows the importance of diagnostics for the year before the start of school to determine the risks of failure of adaptation and school difficulties. Analysis of the diagnostic results allows adult to build an individual trajectory of development necessary for each child.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙЛЕТ И ОЦЕНКА РИСКОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ. СООБЩЕНИЕ I»

МЕТОДИКА

УДК 611.81.013+159.922.736.3

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ И ОЦЕНКА РИСКОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ.

СООБЩЕНИЕ I

М.М. Безруких, Т.А. Филиппова1, А.С. Верба ФГБНУ «Института возрастной физиологии РАО», Москва, Россия

В статье описана комплексная методика диагностики развития дошкольников 6-7 лет, которая позволяет определить уровень социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического и физического развития, необходимый для успешной адаптации к школе и формирования базовых школьных навыков: чтения и письма. Показана важность проведения диагностики за год до начала обучения в школе для выявления рисков дезадаптации и школьных трудностей. Анализ результатов диагностики позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития, необходимую каждому ребенку.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, эмоциональный интеллект; познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие; риски дезадаптации к школе.

Complex diagnostics the development of children 6-7 years and assessment the risks of failure of adaptation. Message I. The article describes the complex method of diagnosing the development of children 6-7 years, which allows to determine the level of socio-communicative, cognitive, speech, artistic and physical development necessary for successful adaptation to school and the formation of basic school skills: reading and writing. The importance of diagnostics for the year before the start of school to determine the risks of maladjustment and school difficulties. The article shows the importance of diagnostics for the year before the start of school to determine the risks of failure of adaptation and school difficulties. Analysis of the diagnostic results allows adult to build an individual trajectory of development necessary for each child.

Keywords: social and communicative development; emotional intelligence; cognitive, speech, artistic and aesthetic and physical development, risks of disadaptation to school.

DOI:10.46742/2072-8840-2021-65-l-78-100

«Методика комплексной диагностики развития детей 6-7 лет» была разработана в 2006 г. и модифицирована в соответствии с направлениями развития дошкольников и целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного детства, предусмотренными Федеральным государственным стандартом дошкольного образования [ФГОС ДО] в 2018 г. [7]. В статье представлен модифицированный ва-

Контакты: 1 Филиппова Т.А. - E-mail: <tafmoscow@yandex.ru>

риант методики с подробной балльной оценкой выполнения заданий в соответствии с задачами популяционного изучения «портрета» современного дошкольника, позволяющего выявить сильные и слабые стороны развития ребенка и определить формы и методы работы с детьми в системе дошкольного образования или в семье. По мнению Д.Б. Эльконина при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода» [16]. Ранняя диагностика (прогнозирования) факторов риска в развитии, способных вызвать дезадаптацию и школьные трудности - актуальная задача современного образования [4; 12]. Выделение (диагностика) факторов риска на этапе завершения дошкольного детства (за год до школы) позволяет выстроить адекватную систему дошкольного образования, охватывающую все стороны развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В основе данной методики - представление Л.С. Выготского об основных принципах диагностики развития - «разделение добывания фактов и их толкования; максимальная специализация методов исследования отдельных функций и типологическое толкование добытых при исследовании данных в диагностических целях» [8].

Комплексная диагностика включает оценку: I. Социально-коммуникативного развития, II. Познавательного развития, III. Речевого развития, IV. Художественно-эстетического и V. Физического развития. Социально-коммуникативное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребёнка к школе. Значимым показателем коммуникативного развития является адекватное выражение своих и понимание чужих эмоций, а произвольное регулирование эмоционального состояния является важным показателем социально-личностного развития. Важность диагностики эмоциональной сферы дошкольников определяется особой ролью эмоций в формировании познавательных процессов и возможности коммуникаций и социальной адаптации на этом этапе развития. В исследованиях последних лет [17; 18; 19; 22; 23] установлена тесная взаимосвязь социально-коммуникативного развития и эмоционального интеллекта с познавательным развитием.

I. Для оценки социально-коммуникативного развития и эмоционального статуса ребенка предлагаются 5 заданий, которые позволяют определить способность ребенка правильно определять и различать эмоции на схематических рисунках (задание 1, рис. 1А), адекватно реагировать на предлагаемые ситуации, понимать изображенные на рисунках ситуации и подбирать (рисунки лиц) к ситуациям (задание 2, рис. 1Б), умение общаться с ровесниками и другими взрослыми, используя речевые формулы и обращаться за помощью (задание 3, рис. 1В и задание 4, рис. 1Г, задание 5).

Задание 1. Инструкция (рис. 1А). Взрослый показывает на первое графическое изображение лица и спрашивает: «Как ты думаешь, какое настроение у человека с таким выражением лица?» Если ребенок затрудняется и не может ответить, взрослый может задать наводящий вопрос: «Когда ты улыбаешься, какое у тебя настроение?». Далее взрослый показывает второе графическое изображение лица и т.д.

Задание 2. Инструкция (рис. 1Б): Посмотри на картинки и скажи, какое выражение лица может быть у каждого ребенка (весёлое, грустное, испуганное, злое, удивлённое).

Рис. 1. Диагностика социально-коммуникативного развития.

Задание 3. Инструкция (рис. 1В): Покажи на картинках, как ты любишь играть? Вместе с ребятами или один (одна)? Ребенок выбирает и показывает один из рисунков игры с железной дорогой, и один из рисунков игры в магазин.

Задание 4. Инструкция (рис. 1Г): Посмотри на картинки и расскажи, что делают и говорят дети (что произошло)? (Поздравление, просьба, знакомство, извинение). Взрослый показывает картинку, а ребенок рассказывает, что делают дети или какие они говорят слова в каждой ситуации.

Задание 5. Инструкция: Закончи предложения. Взрослый читает предложение, ребёнок заканчивает предложение.

1. Когда я встречаюсь с другими, я говорю ... .

2. Я говорю «Спасибо», когда ... .

3. Если у меня что-то не получается, я говорю ... .

Понимание важности социально-коммуникативного развития, эмоционального интеллекта дает возможность педагогам и родителям не просто констатировать уровень развития по результату диагностики, но и своевременно уделить внимание развитию этого компонента.

Балльная оценка социально-коммуникативного развития

1 балл 2 балла | 3 балла | 4 балла 5 баллов

Задание 1

Не может Самостоятельно Правильно Правильно Правильно и

определить ни не может опреде- определяет все определяет самостоя-

одного выра- лить эмоции. По- выражения все выраже- тельно назы-

жения лица сле приведения лиц. В качестве ния лиц. В вает все вы-

(или непра- примеров и наво- помощи воз- качестве по- ражения лиц

вильно опре- дящих вопросов можны приме- мощи возмо- и настроение.

деляет) даже с правильно опре- ры и наводя- жен один

помощью. деляет 1-2 выра- щие вопросы. пример быто-

жения лица и вой ситуации.

настроения.

Задание 2 (рис. 1б)

Не может Правильно назы- Правильно Правильно Правильно и

назвать выра- вает одно или называет вы- называет вы- самостоя-

жение лиц ни к несколько выра- ражение лица ражение лиц к тельно назы-

одной ситуа- жений лиц только по одной кар- двум ситуа- вает выраже-

ции даже с с помощью. тинке, по циям, либо ко ние лиц ко

помощью. остальным всем, но тре- всем ситуа-

требуется по- буется по- циям и объ-

мощь. мощь. ясняет свой

выбор.

Задание 3 (рис. 1в)

Выбирает си- Выбирает одну Выбирает две

туации с изоб- ситуацию с ситуации с

ражением игр изображением изображени-

в одиночестве. совместных игр ем совмест-

с детьми. ных игр с

детьми.

Задание 4 (рис. 1г)

Не может по- Правильно и са- Правильно и Правильно и Понимает все

нять изобра- мостоятельно самостоятельно самостоятель- изображен-

женные на описывает одну определяет, и но определяет ные ситуации

рисунках ситу- ситуацию, описывает две три ситуации. и рассказы-

ации, расска- остальные с по- ситуации, вает, что бы

зать, что бы мощью или все остальные с сделал(а) на

сделал(а) и только с помо- помощью. месте героев.

сказал(а) на щью.

месте героев.

Задание 5

Не владеет Самостоятельно Может адек- Заканчивает Владеет ре-

речевыми не может закон- ватно самосто- самостоятель- чевыми фор-

формулами, не чить ни одну фра- ятельно закон- но две фразы, мулами, мо-

может закон- зу, справляется с чить одну фра- остальные с жет закон-

чить фразы. заданием с помо- зу, остальные с помощью чить фразы.

Помощь не щью. помощью.

эффективна.

II. Познавательное развитие ребенка - это комплексная характеристика развития познавательной сферы, которая включает диагностику внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, организации деятельности и вербально-логического мышления. Все компоненты познавательного развития являются школьно-значимыми, т.е. от степени их сформированности в значительной мере зависит успешность обучения навыкам чтения и письма.

Исследования последних десятилетий убедительно доказали, что структурно-функциональная организация мозга совершенствуется с возрастом, определяя повышение эффективности произвольной деятельности [3; 9; 13; 15]. В 6-7-летнем возрасте интенсивно развиваются практически все когнитивные функции, и в первую очередь качественные изменения претерпевают произвольная регуляция и память. Зависимость успешности обучения в начальной школе от уровня сформированности произвольной организации деятельности достоверно установлена исследователями еще более 20 лет назад и подтверждается в последние годы [1; 10; 20; 21]. Именно поэтому определение сформированное™ базовых познавательных функций за год или два до начала обучения позволяет прогнозировать риски дезадаптации на начальных этапах обучения и возникновение трудностей обучения базовым учебным навыкам: письму, чтению, счету и спланировать индивидуальную работу для эффективного развития выявленных дефицитов [2; 12].

II. 1 Развитие внимания и памяти свидетельствуют об уровне сформиро-ванности ведущих процессов когнитивной деятельности ребенка, тесно связанных со зрелостью регуляторных структур головного мозга [3; 15]. Корректурная проба (рис. 2А) позволяет оценить концентрацию внимания и темп деятельности ребенка, что особенно важно, т.к. индивидуальный темп деятельности генетически предопределен и не может существенно измениться. Уровень развития слуховой памяти оценивается с помощью заданий на запоминание цепочки слов, предложений различной длины, изображений предметов (рис. 2 Б и В). Отдельно оценивается способность работать без отвлечений, а также способность к переключению и удержанию внимания.

|ИА О 01 О О □ Л

О ОА С ОД А □ О Д О О О ОДОАО ОА□О Од П 00ДОД А О □ О АО О О О А О □ О П А О А О О О А □ О А А □ О Д О0 О□АОДО

«1 пП т

< & /¥1

1 ш

%

ь 1 •

А

Б

В

Рис. 2. Диагностика внимания и зрительной памяти.

Задание 1. Инструкция (рис. 2А): Посмотри внимательно на верхние фигуры. В трёх фигурах нарисован свой значок: в квадратике - точка, в треугольнике -вертикальная палочка, в ромбике - горизонтальная палочка. А в кружочке - ничего. Ниже расположены те же фигуры, но без значков. Поставь значки в фигуры по образцу. Заполняй все фигуры по порядку, слева направо. Потренируйся на первой строке, а затем выполни задание.

Читая инструкцию, взрослый одновременно показывает соответствующие фигуры и значки, а также направление выполнения задания. При выполнении задания отмечайте минутные отрезки. Заранее предупредите, что Вы тоже будете ставить свои значки. Ребенок не должен видеть, что Вы смотрите на часы или секундомер.

Задание 2. Инструкция. Запомни и повтори слова: слон, день, гриб, мыло, кот, чай, шум, ваза, стул, плащ. Взрослый зачитывает все слова четко, делая паузы между словами (1-2 сек), затем ребенок повторяет те слова, которые запомнил, в это время педагог ставит + под каждым правильно названным словом. Затем слова зачитываются второй раз, после ответа ребенка педагог отмечает знаком + все правильно названные слова. Затем слова читаются третий раз, выставляются +. Балльная оценка выставляется после третьего раза.

Задание 3. Инструкция. Запомни и повтори предложение: «ПОД СТАРОЙ ЕЛЬЮ ДЕТИ НАШЛИ БОЛЬШОЙ БЕЛЫЙ ГРИБ». Взрослый произносит все слова четко, делая паузы между словами (1 -2 сек), затем ребенок повторяет те слова, которые запомнил. Предложение предъявляется трижды. Балльная оценка выставляется после последнего раза.

Задание 4. Инструкция (рис. 2Б и В). Посмотри на картинки и запомни предметы. Взрослый показывает рисунок 2Б в течение 10 секунд. После чего взрослый показывает рис. 2В и просит показать те предметы, которые он запомнил. Рис. 2Б предъявляется один раз.

Задание 5. Графический диктант (для выполнения задания нужен тетрадный лист в клетку). Инструкция. Сейчас мы будем рисовать фигуры по клеточкам. Поставь карандаш в точку (педагог показывает первую точку). Давай попробуем сначала провести линию по одной клеточке вниз, вправо, вверх, влево. Молодец, правильно. Теперь поставь карандаш во вторую точку и рисуй: «Две клетки вправо, две вниз, одну вправо, две вверх, две вправо».

Таблица 2

Балльная оценка внимания и памяти

1 балл 2 балла 3 балла | 4 балла 5 баллов

Задание 1

3 и более Пропущена 1-2 ошибки, исправ- 1-2 ошибки, Задание

ошибок и строка или 3- ленные самостоя- исправленные выполнено

пропуще- 4 неисправ- тельно по ходу вы- самостоятель- без ошибок,

на строка. ленные ошиб- полнения задания и но по ходу пропусков и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ки. 1-2 неисправленные выполнения исправле-

ошибки. задания. ний.

Задание 2

Запомина- Запоминает 5- Запоминает 7-8 Запоминает и Запоминает и

ет и по- 6 слов, воз- слов с привнесени- может повто- может повто-

вторяет 4 можны 2-3 ем (новых слов) рить 7-8 слов рить 9-10 слов

или мень- замены или или заменой 1-2 после трех после трех

ше слов привнесения слов после трех предъявлений. предъявлений.

после 3-х после трех предъявлений

предъяв- предъявлений

лений

Задание 3

Не может Воспроизво- Воспроизводит с 1 Воспроизводит Запоминает и

воспроиз- дит предло- пропуском или без ошибок повторяет

вести и жение с 2 и заменой после 3 после 2 предъ- предложение

повторить более ошиб- предъявлений. явлений. после 1 предъ-

после 3 ками (пере- явления.

предъявле- становка слов

нии. или не все слова).

Задание 4

Не запом- Запомнил и Запомнил и пока- Запомнил и Запомнил и

нил ни показал 1 зал 2 предмета. показал 3 показал

одного предмет. предмета. изображе-

предмета. ние всех предметов.

Задание 5

Рисунок Задание выполнено Задание выпол- Задание вы-

выполнен с двумя ошибками нено с одной полнено без

непра- ошибкой. ошибок.

вильно.

11.2. Зрительно-пространственное восприятие тесно связанно со зрелостью коры головного мозга и регуляторных структур мозга, определяющих сформированность интегративной функции зрительного и пространственного восприятия, которые являются базовой основой формирования навыков письма и чтения [3; 11; 14]. Зрительно-моторные интеграции (координации) отражают зрелость нервно-мышечной и произвольной регуляции деятельности, характеризующих координацию функций зрительного восприятия и моторных функций (координация глаз-рука), необходимых для формирования навыков письма.

Оценка уровня развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является необходимым компонентом комплексной диагностики. Результаты многолетних исследований сотрудников и докторантов Института возрастной физиологии [4; 5; 6; 11; 14] свидетельствуют о том, что больше 50 % 6-7-летних детей имеют трудности зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, что может стать причиной трудности формирования навыков чтения и письма. Своевременная диагностика таких дефицитов в развитии и целенаправленные занятия позволяют совершенствовать эти функции, а, следовательно, минимизировать трудности в дальнейшем.

Для оценки развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций такие параметры как помехоустойчивость (умение дифференцировать фигуры в сложном рисунке) (рис. 3А), различать расположение в пространстве и на плоскости, дорисовывать простые фигуры в соответствии с образцом (рис. 3 Б, 3В и 3Г), копировать простые фигуры и сочетание фигур, соблюдая размеры и соотношение (рис. 3Д).

Рис. 3. Диагностика зрительно-пространственного восприятия и зрительно-

моторных координаций.

Задание 1. Инструкция (Рис. 3А). Найди и покажи все квадраты на картинке, квадраты на рисунке могут быть разного размера.

Задание 2. Инструкция (рис. 3Б): Заштрихуй кораблик, как показано на рисунке.

Задание 3. Инструкция (рис. 3В): Дорисуй домики так, как показано на первом рисунке (взрослый обращает внимание ребенка, какой рисунок является образцом).

Задание 4. Инструкция (рис. 3Г): Дорисуй конверты так, как показано на образце (взрослый обращает внимание ребенка, какой рисунок является образцом).

Задание 5. Инструкция (Рис. 3Д). Срисуй фигуры, цифры и буквы. Взрослый показывает, в каком пустом «окошке» надо рисовать.

Таблица 3

Балльная оценка зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Задание 1

Не находит ни Находит 1 -2 Находит 3-4 Находит 5-6 Находит

одного квадра- квадрата квадрата квадратов все 7

та квадратов

Задание 2

Линии волни- Линии неров- Линии ровные, Линии ровные, Выполняет

стые, преры- ные, непарал- параллельные, параллельные, штриховку,

вистые, выхо- лельные, но выходят за нажим слабый линии ров-

дят за контур, нажим слабый контур, нажим ные, нажим

нажим слабый слабый сильный.

Задание 3

Не может вы- Правильно Отсутствуют 3- Отсутствуют 1 - Выполняет

полнить зада- дорисованы 1 4 детали, пра- 2 детали во все задание

ния в соответ- или 2 домика. вильно нарисо- всем задании. правильно.

ствии с образ- ваны 2-3 доми-

цом. ка.

Задание 4

Не может пра- Правильно Правильно до- Допускает 1-2 Выполняет

вильно дори- дорисованы 1 - рисованы 3 -4 ошибки во всем все задание

совать ни одну 2 конверта конверта или 3- задании (про- правильно.

фигуру (все 4 ошибки во пускает линии

фигуры с всем задании или проводит

ошибками) лишние)

Задание 5

Все фигуры Правильно Правильно Допускает 1 -2 Выполняет

скопированы с скопированы скопированы 5- ошибки (размер все задание

ошибками или 3-4 фигуры 6 фигур. или взаимное правильно.

правильно расположение

скопированы фигур, цифр и

1-2 фигуры букв не соот-

ветствует об-

разцу).

11.3 При обследовании уровня развития логического мышления оценивается умение классифицировать и обобщать (рис. 4А и 4Б), устанавливать причинно-следственные связи (рис. 4В), понимать смысл и последовательность событий, делать простые логические выводы (рис. 4Г).

Рис. 4. Диагностика логического мышления.

Задание 1. Инструкция (рис. 4А). Покажи, как можно разделить предметы по группам. Если ребенок затрудняется, взрослый говорит ребенку, что групп может быть три. Если и в этом случае ребенок не справляется с заданием, необходимо убедиться, что ребенок узнает все картинки.

Задание 2. Инструкция (рис. 4Б). Покажи, назови диких и домашних животных. Посчитай и скажи, кого больше и на сколько. Взрослый просит показать и назвать сначала домашних животных (собака, корова, коза, лошадь, кошка), потом диких животных (зебра, тигр, пингвин, мышь, медведь, лев, обезьяна).

Задание 3. Инструкция (рис. 4В). Рассмотри картинки. Покажи ту, которая нарисована неправильно, и объясни, почему.

Задание 4. Инструкция. Закончи предложения.

1. Весной снег тает, потому что ... .

2. Вечером на улице зажигаются фонари, потому что ... .

3. Если принести сосульку домой, то ... .

4. Летом можно бегать босиком, потому что ... .

Взрослый читает предложение на карточке, ребёнок продолжает предложение.

Задание 5. Инструкция (рис. 4Г). Рассмотри рисунки, покажи «Какая картинка должна быть первой, какая второй и какая третьей.

Балльная оценка логического мышления

1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов

Задание 1

Не может классифицировать, обобщать даже с дополнительными разъяснениями Классифицирует и обобщает все предметы только с помощью (на протяжении всего выполнения задания). Называет овощи, фрукты и ягоды. Но для правильной классификации и обобщения требуются дополнительные разъяснения. Может классифицировать и обобщать предметы. Но допускает 1 ошибку или неточность. Умеет самостоятельно классифицировать и обобщать предметы.

Задание 2

Не может классифицировать и правильно сосчитать животных даже с дополнительными разъяснениями. Называет животных с ошибками. Классифицирует и считает только с помощью. Правильно называет домашних и диких животных, но допускает 2 -3 ошибки в классификации или счете. Умеет классифицировать и обобщать. Допускает 1 ошибку в классификации или количественном сравнении. Умеет классифицировать и обобщать. Может правильно назвать и посчитать домашних и диких животных. Сказать кого больше и на сколько.

Задание 3

Не может понять, какой рисунок правильный даже с помощью наводящих вопросов. Понимает, какой рисунок правильный только после наводящих вопросов или дополнительных разъяснений. Понимает и показывает правильный рисунок, объясняет свой выбор.

Задание 4

Не может закончить больше 2 предложений. Не может закончить 2 предложения даже с помощью наводящих вопросов. Не может закончить 1 предложение даже с помощью наводящих вопросов. Может закончить все предложения, но требуется помощь к продолжению одного из предложений. Может правильно закончить все предложения.

Задание 5

Не понимает смысл и последовательность событий. Наводящие вопросы не помогают. Затрудняется в определении последовательности событий. Требуется помощь взрослого. Допускает ошибку. Исправляет с помощью взрослого. Может допустить ошибку в последовательности событий, но исправляет самостоятельно. Понимает смысл событий. Правильно определяет последователь-ность событий.

III. Актуальный уровень речевого развития является базовой основой формирования учебной деятельности [1; 2; 4; 18; 20], поэтому определение речевого развития присутствует практически во всех диагностиках, используемых специалистами. Данная методика включает обследование звуко-буквенного анализа (задание 1), грамматического строя речи, словарного запаса, а также оценки умения составить рассказ по последовательным картинкам. Задания, представленные в данной диагностике, может дать не только логопед, но и воспитатель. Однако оценить правильность и четкость звукопроизношения должен логопед. Перенести данные из логопедической карты ребенка может логопед, психолог или воспитатель.

Рис. 5. Диагностика речевого развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание 1. Инструкция. Слушай внимательно. Какой звук первый в слове «АИСТ»? Какой звук последний в слове «ЗОНТ»? Какой звук в середине в слове «СОК»? Посчитай сколько звуков в слове «МАК»? в слове «СТУЛ»?

Важно все слова произносить четко.

Задание 2. Инструкция. Составь предложение из слов. Например: «СЕГОДНЯ, ИДТИ, ДОЖДЬ» - «Сегодня идёт дождь».

1. Надевать, пальто, девочка. 2. Бабушка, книжка, читать, внук. 3. Стоять, на, стол, с, цветы, ваза.

Взрослый приводит пример составления предложения из слов. Задание выполняется после того, как ребенок понял, как составлять предложение.

Задание 3. Инструкция (рис. 5А). Задай вопросы и самостоятельно ответь, что делают дети на рисунке, где они находятся.

Задание 4. Инструкция (рис. 5Б). Рассмотри картинки и скажи, какая картинка должна быть первой, какая второй, какая третьей, чтобы получилась история. Расскажи историю. Посмотри, котёнок испортил бабушкину работу. Тебе жалко бабушку? Как ты думаешь, какой конец у этой истории? Придумай и расскажи.

В этом задании также оценивается умение самостоятельно придумывать окончание истории (Художественно-эстетическое развитие, Задание 3).

Задание 5. Инструкция. На протяжении всего обследования оценить насколько у ребенка правильное звукопроизношение, чёткая артикуляция речи.

Балльная оценка речевого развития

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Задание 1

Не может Делает много- Делает 2-3 ошибки Делает 1 -2 ошиб- Может самостоя-

выделить численные во всем задании, с ки во всем зада- тельно выделить

звуки в нача- ошибки, по- заданием справля- нии. Ошибки звуки в начале, сере-

ле, середине и мощь требует- ется с помощью. исправляет само- дине и конце слова, а

конце слова, а ся практиче- стоятельно. также определить

также не мо- ски в каждом количество звуков во

жет опреде- слове. всех словах.

лить количе-

ство звуков в

слове даже с

помощью.

Задание 2

Не может Составляет Составляет первые Составляет пред- Грамматически

составить ни одно предло- два предложения, ложения с ис- правильно составля-

одного пред- жение, третье предложе- правлениями, ет все 3 предложе-

ложения даже остальные ние с предлогами либо допускает ния.

с помощью предложения вызывает затруд- одну незначи-

(приведение вызывают нения, но с помо- тельную ошибку

взрослым затруднения, щью справляется. (например, «Ба-

двух приме- даже с помо- Либо допускает бушка читает

ров). щью. ошибки во всех предложениях, справляется после дополнительных разъяснений. книжку внука»).

Задание 3

Не может Составляет Составляет один Может самостоя- Может составить 2-3

составить ни вопрос(ы) вопрос с помо- тельно составить вопроса самостоя-

одного вопро- только с по- щью, один само- 1-2 вопроса (мо- тельно, используя

са, даже с мощью. Отве- стоятельно,отве- жет потребовать- предлоги и развер-

помощью. чает на них чает на вопросы ся помощь для нуто отвечать на

коротко, одно- коротко, набором одного вопроса), них.

сложно. слов. отвечать на них развернуто.

Задание 4

Не может Рассказ не Составляет рассказ Составляет само- Может составить

составить получается по картинкам, ис- стоятельно связ- связный, разверну-

связный рас- связным, про- пользуя короткие ный рассказ по тый рассказ по кар-

сказ по кар- сто перечисля- описательные картинкам. Мо- тинкам, использует

тинкам, даже ет, что нари- предложения. Тре- жет придумать предлоги, описывает

с помощью. совано на кар- буются наводящие конец истории. дополнительные

тинках. вопросы. Но рассказ нельзя назвать развернутым. моменты, не изображенные на картинках. Придумывает окончание исто-

рии, развернуто отвечает на вопросы.

Задание 5

Речь смазанная («каша во рту») Нарушено звукопроиз-ношение более 3-х звуков, артику-ляция нечеткая, переставляет слоги в словах Нарушено звуко-произношение 2-3 звуков, нечеткая артикуляция. Не автоматизированы 1-2 звука. Правильно и четко произносит все звуки.

IV. Важность художественно-эстетического развития, включающего продуктивную деятельность, развитие воображения и творческого мышления в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Именно в возрасте 5-7 лет дети не только приобщаются к разным видам творчества, но уже в достаточной степени умеют рисовать, лепить, конструировать.

В методике представлены задания позволяющие оценить развитие творческого мышления и воображения (задание 1), умения подобрать рифму (задание 2), умение придумать продолжения истории (задание 3), знакомство с предметами, предназначенными для продуктивной деятельности дошкольников (задание 4) и знание произведений детской литературы (задание 5).

т 1м , . 1 ••••• •••• ••••••

V. Ш-

А

Б

Рис. 6. Диагностика художественно-эстетического развития.

Задание 1 . Инструкция. Дорисуй каждый квадрат так, чтобы получился какой-нибудь предмет. После прочтения инструкции в качестве примера можно показать, как, дорисовав и раскрасив круги, можно превратить их: в монету, тарелку, мяч, яблоко, воздушный шарик.

Задание 2. Инструкция. Послушай, как можно подобрать рифму к словам, например: «ёлка-иголка», «картина-корзина». Придумай рифму словам: «ШИШКА», «ВЕТКА», «ДОМ».

Задание 3. Инструкция (Рис. 5Б). Как ты думаешь, какой конец у этой истории? Придумай и расскажи.

Данное задание выполняется и оценивается в задании 4 в блоке Речевого развития.

Задание 4. Инструкция (рис. 6А). Скажи, как называются эти предметы и для чего они используются.

Задание 5. Инструкция (рис. 6Б): Скажи, как зовут героев сказок. Из каких сказок эти герои?

Таблица 6

Балльная оценка художественно-эстетического развития

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Задание 1

Не может при- Придумывает Придумывает Придумывает Придумывает 5

думать ни од- одинаковые 3 разных 4 разных вари- разных вариан-

ного изображе- изображения. варианта анта изобра- тов изображения

ния, не понима- изображения жения из из квадрата.

ет задачу. из квадрата. квадрата.

Задание 2

Не может при- Может приду- Может при- Может приду- Может приду-

думать рифму мать рифму к думать риф- мать по одной мать больше

ни к одному из одному слову. му к 2 сло- рифме к каж- одной рифмы к

трех слов. вам. дому из трех каждому из трех

слов. слов.

Задание 3

Не может при- Может приду- Может при- Может приду- Может приду-

думать оконча- мать только думать два мать самосто- мать самостоя-

ние истории одно оконча- варианта ятельно один тельно более

даже с наводя- ние истории с окончания вариант окон- одного варианта

щими вопроса- помощью истории с чания истории окончания исто-

ми. наводящих помощью и один вари- рии.

вопросов. наводящих ант с помо-

вопросов. щью.

Задание 4

Может само- Может само- Знает и мо- Знает и назы- Называет все

стоятельно стоятельно жет объяс- вает 7-8 пред- предметы и

объяснить объяснить нить предна- метов и может может объяс-

предназначе- предназначе- значение 5-6 объяснить их нить для чего

ние не более 3 ние не более 4 предметов. предназначе- они предна-

предметов предметов ние. значены

Задание 5

Знает 1 -2 произведения детской литературы и/или героев. Знает 3 -5 произведения детской литературы или героев. Знает больше 6 произведений детской литературы, представленных на рисунках. Затрудняется в определении 1-2 произведения детской литературы или героев. Знает и называет все представленные произведения детской литературы и/или героев.

V. Данная методика включает определение биологического возраста и физического развития, в отличие от большинства существующих методик диагностики готовности к школе, в которых оцениваются преимущественно внешние проявления и отдельные характеристики когнитивного или психологического развития без учета темпа индивидуального развития ребенка.

Современные данные возрастной физиологии и психофизиологии свидетельствуют о том, что рост и развитие детей протекает неравномерно и зависит как от генетических, так и от средовых факторов. Следует отметить, что темпы развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом, учебной нагрузки и других. Некоторые дети растут и развиваются быстрее, другие - медленнее, даже находясь в одинаковых условиях. Даже в одной семье темпы развития детей могут различаться на полтора года. Для характеристики темпов роста и развития важно оценивать биологический возраст, реальный уровень созревания организма, вне зависимости от времени, прошедшего со дня рождения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее просто оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. В дошкольном возрасте (обычно в 6-7 лет) происходит так называемый «полуростовой скачок роста». Полуростовой скачок заключается в существенном удлинении конечностей - рук и ног. Установить, произошел он уже или еще нет, можно с помощью так называемого «филиппинского теста» (рис. 7В). Результат этого теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто уровень развития скелета, а гораздо более важную характеристику - степень мор-фофункциональной зрелости организма. По этой причине филиппинский тест рассматривают как один из главных критериев "школьной зрелости", то есть готовности организма ребенка к процессу обучения в школе. Тест Ромберга (рис. 7Б) позволяет оценить статическую устойчивость. Трудность удержания статической позы в течение нескольких секунд свидетельствует о низком уровне общего моторного развития, и, как следствие, о трудности удержания статической позы, сидя за партой в дальнейшем.

Рис. 7. Диагностика физического развития

Задание 1. Инструкция (рис. 7А). Давай покажем, как «пальчики здороваются», повторяй за мной. Теперь покажи «зайчика» и «козочку».

Взрослому необходимо показывать все фигуры. Все движения выполняются сначала одной рукой, потом другой, а затем двумя руками.

Задание 2. Инструкция (рис. 7Б). Посмотри и повтори упражнение.

Взрослый подробно объясняет и показывает правильное выполнение задания. Руки должны быть подняты вперёд, пальцы разведены, глаза закрыты. Тест выполняется без обуви. Ступни находятся одна за другой на одной линии, большой палец задней ноги касается пятки передней. Регистрируется время удержания позы в секундах.

Задание 3. Инструкция. Взрослый просит ребенка попрыгать на месте как мячик (произвольно). А потом говорит: «Попробуй прыгать быстро-быстро. Начинай прыгать после команды «Начали», пока не скажу «Стоп». Взрослый может показать прыжки в быстром темпе. После команды «Начали» взрослый засекает 5 секунд и считает количество прыжков.

Задание 4. Инструкция (рис.7В). Посмотри, как я делаю. Сделай как я.

Взрослый кладет руку на голову и говорит: «Сделай как я». Голову надо держать прямо, не наклоняя, рука лежит свободно, руку не надо прижимать к уху.

Задание 5. Инструкция. Отмечается, началась ли смена молочных зубов (заполняет воспитатель или медицинский работник).

Балльная оценка физического развития

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Задание 1

Не может воспроизвести фигуры.

При выполнении движений помогает себе другой рукой.

Выполняет движения правильно каждой рукой. Выполнение движений двумя руками не получается.

Выполняет движения правильно, с затруднениями одной и двумя руками.

Выполняет движения правильно, без усилий одной и двумя руками.

Задание 2, 3

^^ возраст 6 лет 3 месяца - 6 лет 10 меся- 6 лет 11 месяцев- 7 лет 6 месяцев и

цев старше

пол ^ч. Задание 2. Балльная оценка позы Ромберга

1 балл 3 балла 5 баллов 1 балл 3 балла 5 баллов

М < 8 9-14 > 15 < 15 16-18 > 19

Д < 8 9-14 > 15 < 15 16- 18 > 19

Задание 3. Балльная оценка количества прыжков на месте

М < 11 12-17 > 18 13 < 14-20 > 21

д < 10 11-16 > 17 11 < 12-19 > 20

Задание 4

Ребёнок не достаёт до верхушки уха.

Ребёнок не достает до верхушки уха 1-2 см.

Ребенок достаёт до верхушки уха.

Задание 5

Смена молочных зубов не началась.

Смена молочных зубов началась (есть 1 постоянный резец)._

Смена молочных зубов началась (2-4 постоянных резца)._

VI. Уровень сформированности организации деятельности (произвольной организации деятельности) оценивается в ходе всей диагностики по следующим показателям: способность ребенка понять инструкцию, работать в соответствии с ней), умение планировать и контролировать (или корректировать) свою деятельность, доводить работу до конца, способность принимать помощь. При несформированности организации деятельности возможны трудности адаптации к школе.

Балльная оценка организации

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Задание 1 (понимание инструкции)

Не понимает инструкцию даже после дополнительных разъяснений.

Требуется многократное (2 и больше) повторение или объяснение инструкции, или приведение примера._

Требуется дополнительное объяснение, после которого выполняет задание.

Понимает инструкцию и выполняет задание в соответствии с ней. Задает уточняющие вопросы.

Понимает инструкцию и выполняет задание в соответствии с ней.

Задание 2 (планирование своей деятельности)

Деятельность хаотичная, не может выполнить ни одного задания даже с поддержкой взрослого(«по-смотри внимательно», «продолжай» и т.д.). Не умеет планировать, но принимает помощь и работает по инструкции взрослого. Умеет планировать свою деятельность, но задания выполняет только при постоянной поддержке взрослого. Умеет планировать свою деятельность. Изредка нужна поддержка взрослого(«про-должай», «посмотри внимательно», «молодец» и т.д.). Умеет планировать свою деятельность и доводит работу до конца.

Задание 3 (способность работать без отвлечений)

При выполнении заданий часто отвлекается, не может довести работу до конца. При выполнении заданий требуется внешнее подкрепление (одобрение) со стороны взрослого. При выполнении заданий отвлекается, но может довести работу до конца Умеет работать без отвлечений при выполнении заданий, но использует внешнюю речь. Умеет работать без отвлечений.

Задание 4 (коррекция по ходу выполнения задания)

Коррекцию по ходу выполнения задания не вносит, ошибки не находит даже с помощью взрослого. Коррекцию по ходу выполнения задания не вносит, ошибки находит только с помощью взрослого. Коррекцию по ходу выполнения задания не вносит, самостоятельно находит часть ошибок. Коррекцию по ходу выполнения задания не вносит, самостоятельно находит все ошибки при проверке. Самостоятельно видит свои ошибки и вносит коррекцию (исправляет ошибки) по ходу выполнения задания.

Задание 5 (реакция на неудачу и принятие помощи взрослого)

Бурно реагирует на неудачу или отказывается от продолжения работы. Помощь не принимает.

После неудачи или ошибки не хочет продолжать работу, обижается. Но после стимуляции взрослого выполняет только часть задания.

Может расстраиваться или бурно реагировать на неудачу, но с помощью взрослого продолжает выполнять все задания

Может бурно реагировать на ошибку или неудачу, но самостоятельно продолжает выполнять задание. Принимает помощь, умеет ее использовать

Адекватно реагирует на неудачу и замечания, продолжает выполнять задание. Принимает помощь, умеет ее использовать.

Результаты проведенной диагностики позволяют оценить уровень развития ребенка с учетом целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства и дать обоснованные рекомендации родителям о том, в каком возрасте ребенку стоит начинать систематическое обучение в школе.

Рекомендации по итогам проведения диагностики

Низкий уро- Уровень разви- Средний уро- Уровень раз- Высокий

вень развития тия школьно- вень развития вития уровень

школьно- значимых школьно- школьно- развития

значимых функций ниже значимых значимых школьно-

функций среднего функций функций выше среднего значимых функций

Сумма баллов по всем блокам

40-79 баллов 80-119 баллов 120-159 баллов 160-179 баллов 180-200 баллов

Высокая веро- Вероятность При адаптации Адаптация к Адаптация к

ятность труд- трудностей к школе и при школе может школе может

ностей адапта- адаптации к формировании быть успеш- быть успешной.

ции к школе и школе и труд- навыков чтения ной. В случае появ-

трудностей ностей форми- и письма могут Следует уде- ления трудно-

формирования рования навы- возникнуть лить внима- стей при фор-

навыков чтения ков чтения и трудности. Не ние дальней- мировании

и письма. Не письма доста- рекомендуется шему разви- навыков чтения

рекомендуется точно высока. начинать обу- тию отдель- или письма,

начинать обу- Не рекоменду- чение в теку- ных функций, они будут лег-

чение в теку- ется начинать щем календар- показатели ко преодолимы.

щем календар- обучение в ном году. которых 3 или

ном году. текущем календарном году. 4 балла.

Если сумма баллов по одному из блоков ниже 15 баллов, не рекомендуется начи-

нать обучение в школе в текущем календарном году.

Обследование рекомендуется проводить в два этапа по 30 минут. В процессе первичного обследования ребенка рекомендуется сосредоточить внимание на анализе речевого и социально-коммуникативного развития, а также физического развития и организации деятельности. В ходе второго этапа рекомендуется сосредоточить внимание на оценке развития внимания и памяти, моторики и графических умений, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, художественно-эстетического развития и организации деятельности.

Данная методика позволяет не только проводить индивидуальную комплексную оценку развития каждого ребёнка, выделять сильные и слабые стороны его развития и прогнозировать риски дезадаптации, но и осуществлять мониторинг развития детей с учетом влияния экзогенных и эндогенных факторов, вести динамическое наблюдение за развитием детей старшего дошкольного возраста. Многолетний опыт использования «Комплексная диагностика развития детей 6-7 лет и оценка рисков дезадаптации к школе» в процессе динамического наблюдения за

развитием детей разных регионов России подтвердил ее эффективность в прикладных и теоретических исследованиях Института возрастной физиологии РАО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму / Т.В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. СПб., 2001. С. 195-213.

2. Ахутина Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса: [монография]. 2-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 213 с.

3. Безруких М.М. Развитие мозга ребенка и формирование познавательной деятельности ребенка /Под. ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. 432 с.

4. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с.

5. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет // Физиология человека. 2009. Т. 35, № 6. С. 37-42.

6. Безруких М.М., Хрянин А.В., Теребова Н.Н. Возрастные и половые особенности психофизиологической структуры зрительного восприятия у детей 5 - 7 лет // Новые исследования, 2013. № 4 (37). С. 20 - 36.

7. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. М.: Дрофа, 2018. 100 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства// Собр. Соч. в 6 т, Т.5.М.,1983 . С. 274.

9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000. 144 с.

10. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Педагогическое общество России. 2002. 160 с.

11. Морозова Л.В. Психофизиологическая структура внутрисистемного взаимодействия компонентов зрительного восприятия у детей 6-8 лет // Новые исследования. 2011. №2. С. 16-23.

12. Семенова О.А., Мачинская Р.И. Нейропсихологический и нейрофизиологический анализ возрастных преобразований познавательных функций и рисков учебной дезадаптации в предшкольном возрасте // Новые исследования. 2012. №1. С.45-73.

13. Фарбер Д.А., Анисимова И.О. Функциональная организация коры больших полушарий при выполнении произвольных движений. Возрастной аспект. // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 5. С.35-43.

14. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека. 2005. Т. 31, № 5. С. 26 -36.

15. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии /Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. 768 с.

16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560с.

17. Ardila A. Development of metacognitive and emotional executive functions in children // Appl Neuropsychol Child. 2013. 2(2):82-7.

18. Clegg J., Law J., Rush R., et al. The contribution of early language development to children's emotional and behavioral functioning at 6 years: an analysis of data from the Children in Focus sample from the ALSPAC birth cohort // J.ChildPsychol Psychiatry. 2015. Jan. 56(1):67-75.

19. Halligan S.L., Cooper P.J., Fearon P. The longitudinal development of emotion regulation capacities in children at risk for externalizing disorders // Dev Psychopathol. 2013. May. 25(2):391-406.

20. Helland T., Asbjornsen A. Executive Functions in Dislexia // Child Neuropsychology. 2000. Vol. 6. No. 1. P. 37-48.

21. Kirkwood M.W., Weiler M.D., Holmes-Bernstein J. et al. Sources of Poor Performance on the Rey-Osterrieth Complex Figure Test among Children With Learning Difficulties: A Dynamic Assessment Approach. The Clinical Neuropsychologist, 2001, Vol. 15., No. 3, pp. 345-356.

22. Kromm H, Färber M, Felt or false smiles? Volitional regulation of emotional expression in 4-, 6-, and 8-year-old children // Child Dev. 2015. Mar-Apr. 86(2):579-97.

23. Rosenqvist J., Lahti-Nuuttila P, Laasonen M., et al. Preschoolers recognition of emotional expressions: Relationships with other neurocognitive capacities. Sourcea Institute of Behavioural Sciences // Child Neuropsychol. University of Helsinki, Helsinki , Finland. 2013. Apr.

REFERENCES

1. Axutina T.V. Nejropsixologicheskij podxod k diagnostike i korrekcii trudnostej obucheniya pis'mu // Sovremenny'e podxody' k diagnostike i korrekcii rechevy'x ras-strojstv. SPb., 2001. S. 195-213.

2. Axutina T.V. Porozhdenie rechi: nejrolingvisticheskij analiz sintaksisa: [monografiya]. 2-e izd. M.: Izd-vo LKI, 2007. 213 s.

3. Bezrukix M.M. Razvitie mozga rebenka i formirovanie poznavatel'noj deyateFnosti rebenka /Pod. red. D.A. Farber, M.M. Bezrukix. M.: IzdateFstvo Mos-kovskogo psixologo-sotiaTnogo instituta; Voronezh: IzdateFstvo NPO «MODE'K», 2009. 432 s.

4. Bezrukix M.M. Trudnosti obucheniya v nachal'noj shkole. Prichiny', diagnos-tika, kompleksnaya pomoshh'. M.: E'ksmo, 2009. 464 s.

5. Bezrukix M.M., Terebova N.N. Osobennosti razvitiya zritel'nogo vospriyatiya u detej 5-7 let // Fiziologiya cheloveka. 2009. T. 35, № 6. S. 37-42.

6. Bezrukix M.M., Xryanin A.V., Terebova N.N. Vozrastny'e i polovy'e osobennosti psixofiziologicheskoj struktury' zritel'nogo vospriyatiya u detej 5 - 7 let // Novy'e issledovaniya, 2013. № 4 (37). S. 20 - 36.

7. Bezrukix M.M., Filippova T.A. Stupen'ki k shkole. Obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya, M.: Drofa, 2018. 100 s.

8. Vy'gotskij L. S. Diagnostika razvitiya i pedologicheskaya klinika trudnogo detstva// Sobr. Soch. v 6 t, T.5.M.,1983. S. 274.

9. Dubrovinskaya N.V., Farber D.A., Bezrukix M.M. Psixofiziologiya rebenka. M.: Vlados, 2000. 144 s.

10. Korsakova N.K., Mikadze Yu.V., Balashova E.Yu. Neuspevayushhie deti: nejropsixologicheskaya diagnostika trudnostej v obuchenii mladshix shkol'nikov. M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii. 2002. 160 s.

11. Morozova L.V. Psixofiziologicheskaya struktura vnutrisistemnogo vzai-modejstviya komponentov zriteFnogo vospriyatiya u detej 6-8 let // Novy'e issledo-vaniya. M., 2011. №2. S. 16-23.

12. Semenova O.A., Machinskaya R.I. Nejropsixologicheskij i nejrofiziologicheskij analiz vozrastny'x preobrazovanij poznavatel'ny'x funkcij i riskov uchebnoj dezadapta-cii v predshkoFnom vozraste // Novy'e issledovaniya. M., 2012. №1. S.45-73.

13. Farber D.A., Anisimova I.O. Funkcional'naya organizaciya kory' bol'shix polusharij pri vy'polnenii proizvol'ny'x dvizhenij. Vozrastnoj aspekt. // Fiziologiya cheloveka. 2000.T. 26, № 5. S.35-43.

14. Farber D.A., Beteleva T.G. Formirovanie sistemy' zriteFnogo vospriyatiya v ontogeneze // Fiziologiya cheloveka. 2005. T. 31, № 5. S. 26-36.

15. Fiziologiya razvitiya rebenka: Rukovodstvo po vozrastnoj fiziologii /Pod red. M.M. Bezrukix, D.A. Farber. M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: Izd-vo NPO «MODE'K», 2010. 768 s.

16. E'l'konin D.B. Izbranny'e psixologicheskie trudy'. M.: Pedagogika, 1989. 560s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.