Научная статья на тему 'Комплекс заданий и упражнений, способствующих усвоению методики компонентного анализа слова на занятиях по лексикологии в вузе'

Комплекс заданий и упражнений, способствующих усвоению методики компонентного анализа слова на занятиях по лексикологии в вузе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика компонентного анализа / сема / лексика / изучение лексикологии / семасиология / ономасиология / method of component analysis / sema / vocabulary / study of lexicology / semasiology / onomasiology

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ирина Серафимовна Урманчеева

Статья посвящена описанию разработанного автором комплекса упражнений, направленных на формирование навыка компонентного анализа – метода исследования содержательной стороны лексических единиц языка, имеющего целью разложение значения на минимальные семантические составляющие – семы. Упражнения и задания успешно применяются на занятиях по лексикологии в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина при подготовке специалистов филологической направленности, в том числе учителей-словесников. Статья включает задания, материалы для упражнений, подобранные с использованием толковых словарей русского языка, образцы выполнения заданий, методические рекомендации и необходимый для аудиторной и самостоятельной работы теоретический материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A set of tasks and exercises that contribute to assimilation methods of component analysis of a word in lexicology classes at a university

The article is devoted to the description of the set of exercises developed by the author, aimed at forming the skill of component analysis a method for studying the content side of lexical units of a language, which aims to decompose the value into minimal semantic components semes. Exercises and tasks are successfully used in lexicology classes at the Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin in the training of philological specialists, including word teachers. The article includes tasks, materials for exercises selected using explanatory dictionaries of the Russian language, samples of tasks, guidelines and theoretical material necessary for performing exercises.

Текст научной работы на тему «Комплекс заданий и упражнений, способствующих усвоению методики компонентного анализа слова на занятиях по лексикологии в вузе»

Научная статья /Article УДК 372.881.161.1

https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-3-21

Комплекс заданий и упражнений, способствующих усвоению методики компонентного анализа слова на занятиях по лексикологии в вузе

Ирина Серафимовна Урманчеева

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Сыктывкар, Россия isurman@rambler.ru, http://orcid.org/0000-0001-6376-1059

Аннотация. Статья посвящена описанию разработанного автором комплекса упражнений, направленных на формирование навыка компонентного анализа - метода исследования содержательной стороны лексических единиц языка, имеющего целью разложение значения на минимальные семантические составляющие - семы. Упражнения и задания успешно применяются на занятиях по лексикологии в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина при подготовке специалистов филологической направленности, в том числе учителей-словесников. Статья включает задания, материалы для упражнений, подобранные с использованием толковых словарей русского языка, образцы выполнения заданий, методические рекомендации и необходимый для аудиторной и самостоятельной работы теоретический материал.

Ключевые слова: методика компонентного анализа, сема, лексика, изучение лексикологии, семасиология, ономасиология

Для цитирования: Урманчеева И. С. Комплекс заданий и упражнений, способствующих усвоению методики компонентного анализа слова на занятиях по лексикологии в вузе // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2023. № 3. С. 21-38. https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-3-21

A set of tasks and exercises that contribute to assimilation methods of component analysis of a word in lexicology classes

at a university

Irina S. Urmancheeva

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia isurman@rambler.ru, http://orcid.org/0000-0001-6376-1059

Abstract. The article is devoted to the description of the set of exercises developed by the author, aimed at forming the skill of component analysis - a method for studying the content side of lexical units of a language, which aims to decompose the value into minimal semantic components - semes. Exercises and tasks are successfully used in lexicology classes at the Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin in the training of philological specialists, including word teachers. The article includes tasks, materials for exercises selected using explanatory dictionaries of the Russian language, samples of tasks, guidelines and theoretical material necessary for performing exercises.

Keywords: method of component analysis, sema, vocabulary, study of lexicology, semasiology, onomasiology

For citation: Urmancheeva I. S. A set of tasks and exercises that contribute to assimilation methods of component analysis of a word in lexicology classes at a university. Vestnik Syktyv-karskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk = Bulletin of Syktyvkar University. Humanities Series. 2023, 3:21-38. (In Russ.) https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-3-21

Введение. Студенты-филологи в процессе изучения лексикологии современного русского языка знакомятся с системно-семасиологическим аспектом изучения лексики, наряду с социолингвистическим. По наблюдениям преподавателей вузов, темы, связанные с социолингвистической систематизацией лексики (с характеристикой лексики с точки зрения происхождения, стилистической маркированности и сферы употребления, принадлежности слова к активному или пассивному словарю), характеризуются достаточной разработанностью во многих сборниках упражнений по современному русскому языку, в то время как задания и упражнения по семантике и системным связям в лексике и фразеологии отличаются меньшей представленностью в вузовской учебной литературе [Шумских, 2013, с. 4].

Темы по семантике предполагают знакомство со структурой слова, лексическим значением и его структурой. При рассмотрении структуры слова вводится понятие лексемы - материальной, внешней оболочки слова (план выражения) и семемы - содержательной, внутренней стороны слова (план содержания)1. Современная семасиология рассматривает семему как сложную организацию, имеющую свою структуру. Разработка идеи структурности значения в практическом плане привела к созданию методики компонентного анализа, широко распространенного сейчас в исследованиях семантики слов [Попова, Стернин, 2011, с. 47].

Главной задачей компонентного анализа, по мнению Л. М. Васильева, является структурирование значений, то есть их внутреннее расчленение и упорядочение, а сравнивать (противопоставлять и отождествлять) единицы языка можно только по тем или иным их структурным компонентам - семантическим признакам (семам) [Васильев, 2009, с. 21].

Совокупность сем в их внутренней иерархической организации образует семную структуру лексического значения однозначного слова или лексико-семантического варианта (ЛСВ) многозначного слова.

Учебники по лексикологии для студентов-филологов предлагают разграничивать два состава семного членения: 1) полный состав, включающий семную характеристику лексического и грамматического значений; 2) частичный состав, содержащий лишь семы лексического значения [Современный русский язык, с. 197]. Методика анализа полного состава сем предполагает выявление минимальных компонентов грамматического и лексического характера. Семы грамматического характера не относятся к сфере собственно лексических сем, поэтому, как правило, не требуют специальных заданий для формирования

1

Ср.: «Словарный состав языка следует также рассматривать в двух планах - выражения (лексикология) и содержания (семасиология)». Лексикология рассматривает словарный состав в аспекте лексем, а семасиология - в аспекте семем [Толстой, 1968, с. 339].

навыка их определения. Комплекс заданий и упражнений, который будет представлен в статье, направлен на выявление собственно лексических сем.

Методы исследования, теоретическая база. Описание процедуры компонентного анализа как одного из методов семантических исследований, история появления и становления этой процедуры, терминологический аппарат и научные подходы к методике его проведения представлены в подготовленной к публикации статье автора «Компонентный анализ и методика его проведения на занятиях по лексикологии в вузе». Статья опирается на научные исследования В. Г. Гака, И. А. Стернина, И. В. Арнольд, Л. М. Васильева и др., языковедческие энциклопедические словари и справочники, словари терминов. Там же излагается авторская методика выявления сем в структуре лексического значения слова, опирающаяся на научные теоретические разработки и вузовский опыт преподавания лексикологии современного русского языка. Базой такого исследования послужили учебники и учебные пособия для студентов-филологов И. М. Кобозевой, Е. А. Шумских, З. Д. Поповой и И. А. Стернина, Э. В. Кузнецовой и др. Настоящая публикация носит прикладной характер и содержит конкретные задания и упражнения для формирования навыка проведения компонентного анализа на занятиях по лексикологии в вузе, в научно-исследовательской работе студентов. Приводится необходимый для выполнения заданий справочный теоретический материал, частично - в авторской разработке (например, типы дифференциальных сем). Все задания сопровождаются образцами, комментариями и методическими рекомендациями. Для этого применялся метод изучения вузовского опыта обучения русскому языку; анализ учебных материалов; опытное обучение, связанное с проверкой методических рекомендаций.

Результаты исследования и их обсуждение

I. Полный состав семного членения.

Знакомство с семами лексического характера целесообразно начинать с введения понятия архисема (термин В. Г. Гака). Это самая общая собственно лексическая сема, являющаяся главной, доминирующей, определяющей родовое понятие. Часто семы, которые являются общими для группы сравниваемых слов, называют интегральными. Так, для слов молоток, пила, плоскогубцы, рубанок, топор такой общей семой является семантический компонент 'инструмент', для слов горький, соленый, сладкий, кислый - 'вкус', для лексических единиц (ЛЕ) говорить, произносить, ответить, прошептать, крикнуть, высказать - 'речевая деятельность' и т. д. Для усвоения понятия архисемы предлагается выполнить задания аналитического (проанализировать значение группы слов, выявить общий компонент семантики), синтетического (объединить слова с общим значением в группы, выявить архисему) и аналитико-синтетического типа (распределить слова по разным группам в зависимости от классификационного основания и общего семантического признака). Приведем примеры.

Первое задание. Определить архисему каждой группы слов. Материалы для выполнения задания: 1) тамбурин, банджо, бандура, кимвал, гобой, фисгармо-

ния, фанфара, мандолина; 2) игуанодон, бронтозавр, диплодок, тираннозавр; 3) лангуст, омар, краб, креветка; 4) ампир, барокко, рококо, готика, модерн; 5) аметист, аквамарин, сардоникс, агат, халцедон; 6) сеттер, бульдог, боксер, спаниель, колли, доберман, дог, сенбернар, ротвейлер; 7) лангет, антрекот, ростбиф, эскалоп; 8) мацони, айран, йогурт, кефир, кумыс; 9) камамбер, рокфор, чеддер, бри, сулугуни, пармезан; 10) полонизм, галлицизм, тюркизм, старославянизм; 11) фальцет, тенор, бас, баритон, сопрано; 12) меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик; 13) хариус, белуга, карп, кефаль, хек.

Например, слова хариус, белуга, карп, кефаль, хек объединяются архисемой (интегральной семой) 'рыба'.

Второе задание. Сгруппировать слова вокруг архисемы, предварительно определив ее. Материалы для выполнения задания: буддист, табун, русалка, рубин, васильковый, книжный, бридж, вверх, грустный, сказать, медицина, отара, эльф, христианин, краснеть, купаты, газета, кубрик, вист, бледнеть, печень, шелуха, коралловый, сапфир, назад, счастливый, посудный, сациви, топаз, гном, бормотать, изумруд, мусульманин, лимонный, чернеть, радостный, вправо, журналистика, бельевой, альманах, стая, трахея, бирюзовый, леший, покер, селезенка, иудей, манты, дровяной, синеть, каюта, стадо, журнал, отчаявшийся, ответить, юриспруденция, домовой, преферанс, почки, равиоли, кожура, прошептать, василиск, свора, скорлупа, камбуз.

В качестве образца рассмотрены слова грустный, счастливый, радостный, отчаявшийся, входящие в лексико-семантическую группу (ЛСГ) с архисемой 'эмоциональное состояние'.

Третье задание. Выделить общую архисему, объединяющую данные слова. Разбить слова на подгруппы. Назвать архисему каждой подгруппы. Ответить на вопросы: можно ли сгруппировать слова иначе, объединив их другой архисемой? можно ли разбить подгруппы на микрогруппы или, напротив, укрупнить их? может ли одно слово входить в разные подгруппы? от чего это зависит? Материалы для выполнения задания: шуба, макинтош, пальто, платье, брюки, шинель, свитер, куртка, фрак, тулуп, костюм, дождевик, джинсы, джемпер, френч, сорочка, пуховик, полушубок, шаровары, шорты, плащ, юбка, пуловер, панталоны, мундир, бриджи, пиджак, ветровка, рубашка, бермуды, ватник, китель, сарафан, гимнастерка, леггинсы, блузон, кардиган, телогрейка, пеньюар, бушлат, жакет, галифе, пыльник, кофта, тенниска, жилет, доха, парка, толстовка, капри, манто, рейтузы, халат, пижама, дубленка, джинсовка, туника, штаны, смокинг, косоворотка.

Так, слова пеньюар, халат, пижама можно объединить архисемой 'домашняя одежда, одежда для сна'. Эта группа, в свою очередь, может входить в семантическое множество 'неверхняя одежда' наряду со словами платье, сорочка, рубашка и др. Может входить в другие группы по иным основаниям.

Четвертое задание. Соотнести архисему с глаголом, в котором она выявляется. Материалы для выполнения задания: а) архисемы: 'поступательное

движение', 'непоступательное движение', 'помещение', 'покрытие объекта', 'одевание', 'скрывание объекта', 'открытие', 'прикосновение', 'изменение положения ', 'очищение', 'повреждение', 'разрушение', 'лишение жизни', 'разделение', 'приготовление пищи', 'графическая передача информации', 'восприятие', 'интеллектуальная деятельность', 'речевая деятельность', 'политическая деятельность ', 'профессионально-трудовая деятельность', 'физиологическая деятельность ', 'звучание', 'проявление цветового признака', 'эмоциональное состояние', 'межличностные отношения'; б) глаголы: видеть, любить, маршировать, гладить, поцарапать, кружиться, греметь, смекнуть, печь, укутывать, обезглавить, горевать, поселить, подметать, разбить, малярничать, откупорить, крошить, списывать, белить, наклонить, зеленеть, брюзжать, завтракать, замуровать, митинговать.

Например, архисема 'поступательное движение' выделяется в глаголе маршировать, архисема 'непоступательное движение' - в глаголе кружиться.

На следующем этапе происходит знакомство с дифференциальными семами (ДС) - собственно лексическими, но подчиненными семами, определяющими видовое понятие. Дифференциальные семы (по терминологии В. Г. Гака) подчинены архисеме, они ее уточняют, конкретизируют, что придает семной структуре слова иерархический характер. Так, слова дом, сарай, шалаш, барак, палатка объединены архисемой 'строение на улице'. При этом у каждого слова индивидуальный набор дифференциальных сем: у слова дом ДС 'жилое / для учреждения', 'постоянное', 'основательное', 'отдельное', 'отапливаемое', 'в поселении'; сарай - 'нежилое', 'для хозяйственных нужд', 'постоянное', 'неотапливаемое', 'отдельное', 'в поселении / во дворе'; шалаш - 'жилое', 'легкое', 'из жердей', 'покрытое ветками, соломой, травой', 'временное', 'неотапливаемое', 'отдельное', 'в лесу, поле', 'небольшое'; барак - 'жилое', 'легкое', 'временное', 'неосновательное', 'из нескольких квартир', 'отапливаемое/неотапливаемое'; палатка - 'жилое', 'легкое', 'временное', 'из материала, натянутого на остов', 'неосновательное', 'складное', 'переносное', 'неотапливаемое', 'небольшое'.

Выявлению дифференциальных сем посвящено следующее задание.

Пятое задание. Определить архисему и дифференциальные семы предложенных групп слов. Материалы для выполнения задания: 1) автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро; 2) мыть, стирать, чистить, драить, пылесосить; 3) бочка, кастрюля, бутылка, корзина, кувшин, канистра; 4) сноха, зять, деверь, золовка, шурин, свояченица, свекровь, тесть; 5) гнедой, вороной, сивый, каурый, пегий, буланый.

При выполнении этого задания рекомендуется придерживаться определенного алгоритма выявления дифференциальных сем. Последовательность действий следующая:

1. Саморефлексия, самоанализ - интуитивное определение состава сем на основе собственных знаний о денотате. Например, после определения архисемы

слова автобус ('транспортное средство') студенты, как правило, называют такие ДС: 'общественное', 'многоместное', 'для перевозки пассажиров'.

2. Анализ словарной дефиниции, в том числе применение метода ступенчатой идентификации - обращение к толковым словарям (при необходимости - к специальным словарям) с использованием процедуры поэтапного, последовательного анализа лексикографических материалов с сопоставлением дефиниций тех единиц, которые непосредственно участвуют в семантизации рассматриваемых слов [Шум-ских, 2013, с. 17]. В толковом словаре приводится следующая дефиниция слова автобус: 'многоместный автомобиль для перевозки пассажиров' [СОШ, с. 15]. Для выявления дифференциальных сем слова автобус в словарной дефиниции вычленяется слово автомобиль, которое подвергается дальнейшему анализу: автомобиль -'транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям'. Словарная дефиниция позволяет выявить такие ДС в слове автомобиль, как 'на колесном ходу', 'с собственным двигателем', 'безрельсовое'. А поскольку значение данного слова полностью входит в семантику ЛЕ автобус, значит, все выявленные семы характеризуют семему и этого слова. Так работает метод ступенчатой идентификации.

3. Сопоставление слов одной лексико-семантической группы, объединенных интегральной семой (архисемой) с целью выявления совпадающих и несовпадающих (антонимичных, нулевых) сем. Путем сравнения слова автобус со словами трамвай и троллейбус выявляется сема 'работа на горючем топливе' (трамвай, троллейбус - 'работа на электричестве'), со словом такси - 'движение по маршруту', 'с фиксированной платой за проезд' (такси - 'движение по требованию', 'с оплатой по таксе'), со словом метро - 'наземное' (метро - 'подземное', 'в виде поезда', 'развитая инфраструктура', 'характерно для мегаполисов').

Применение алгоритма выявления дифференциальных сем позволяет определить такой их состав в слове автобус: 'общественное', 'многоместное', 'для перевозки пассажиров', 'на колесном ходу', 'с собственным двигателем', 'безрельсовое', 'работает на горючем топливе', 'движется по маршруту', 'с фиксированной платой за проезд', 'наземное'.

З. Д. Попова и И. А. Стернин выделяют семы бытовые и профессиональные, негативные и позитивные, вероятностные, антонимичные, градуальные и др. Как правило, все эти характеристики относятся к дифференциальным семам. Обобщая работы разных ученых, полагаем, что можно разделить все типы дифференциальных сем на собственно смысловые компоненты, характеризующие денотат, и компоненты, определяющие тип семы по отношению к другим семам. Среди собственно смысловых сем, характеризующих денотат, можно выделить следующие разновидности дифференциальных сем:

1. Описательные семы отражают собственные свойства предмета (размеры, устройство, форму, внешний вид, способ совершения действия) [Попова, Стернин, 2011, с. 51]. Описательные семы называют качественно- или предметно-характеризующие признаки, указывающие на физические свойства предметов

или явлений внешнего мира [Вендина, 1998, с. 206]. Например, в слове плетенка 'продолговатый витой белый хлеб' описательные ДС указывают на форму ('продолговатый'), строение ('витой'), цвет, сорт муки ('белый'). Описательные семы могут называть материал, из которого изготовлен или состоит предмет (пинетки - 'из текстиля/кожи'). Описательные семы характеризуют не только внешний вид предмета, но и другие свойства (душевные, интеллектуальные, двигательные качества человека; вкус, запах, состав; чувства, эмоции, отношения и др.). В слове дружить описательные семы - 'близкие отношения', 'взаимное доверие', 'привязанность', 'общность интересов'.

2. Реляционные семы указывают на отношения родства, половой противоположности, классификационной отнесенности, принадлежности, смежности, подобия. С помощью таких сем описываются, например, различия между словами в семантической группе 'родственники': зять ('по отношению к родственникам жены'), тесть ('по отношению к мужу дочери'). В слове зарянка реляционная сема 'семейства дроздовых' указывает на классификационную отнесенность птицы (эта же сема является научной).

3. Функциональные семы указывают на назначение предмета, явления и т. д. В слове котел можно выявить функциональную сему 'для варки или кипячения', а в слове фара - 'для освещения пути'. Функциональные семы могут указывать также на пригодность/непригодность, приспособленность /неприспособленность предмета. Например, слова бутылка, бочка отличаются от слова кастрюля семой 'непригодны для термической обработки пищи', а слово корзина отличается от всех трех семой 'непригодна для жидкости'.

4. Локативные семы актуализируют аллосемы 'место' и 'направление' (ср. аналогичную терминологию: [Вендина, 1998, с. 207]).

5. Темпоральные семы указывают на время. В слове роса 'водяные капли, осаждающиеся из влажного воздуха на поверхность растений, почвы и различных предметов при их охлаждении в вечерние, ночные и ранние утренние часы' выявляются локативные ДС 'на поверхность растений, почвы и различных предметов', темпоральные ДС 'в вечерние, ночные и ранние утренние часы'.

6. Объектные семы обычно выделяются в глаголах и называют предмет, на который направлено действие. Например, глаголы стирать и драить отличаются семами объекта 'одежда / изделия из ткани и другого текстиля' и 'пол'.

7. Субъектные семы, как правило, тоже характерны для глаголов и называют субъект совершения действия или носителя признака. Глаголы любить и дружить отличаются тем, что в первом слове один субъект действия (действие направлено на объект любви), во втором глаголе два субъекта действия, то есть можно кого-то любить, при этом тот, кого любят, не обязательно отвечает взаимностью, он может даже этого не знать. Но невозможно дружить с кем-то без участия второго субъекта. Семы субъекта могут указывать на принадлежность, например в слове томагавк выделяется субъектная сема 'североамериканские индейцы'.

8. Акциональные семы указывают на действие, совершаемое предметом, в том числе на издаваемый звук, особенности поведения живых существ и т. п. В слове зельц 'колбасное изделие, изготовляемое из предварительно сваренного мяса, свиных или говяжьих голов, ножек, языков' акциональные ДС - 'изготовляемое', 'из предварительно сваренных продуктов'. Можно выделить также экзистенциальные (бытийные) семы: сема 'способность слышать' в слове глухой (при архисеме 'лишенный чего-либо').

9. Инструментальные семы называют инструмент или средство действия. Например, глаголы стирать и чистить отличаются инструментальными семами 'посредством воды', 'моющего средства', 'руками / с помощью стиральной машины' в слове стирать и 'руками', 'обычно без воды', 'обычно без моющих средств', 'специальной щеткой' в слове чистить.

10. Партитивные семы актуализируют значение части или составных частей в семеме слова. Например, слова кольцо и перстень отличаются партитивной семой 'обычно с драгоценным камнем' в слове перстень.

11. Кванторные семы актуализируют значение количества, меры в семантике слова, силу проявления чего-либо, нерасчлененное множество или единичность. В слове смекалистый кванторная сема 'высокие интеллектуальные качества' указывает на степень проявления умственных способностей. В слове молодежь сема 'всеохватность, тотальный характер' указывает на нерасчлененное множество.

12. Обстоятельственные семы указывают на причину, цель, результат. Например, в слове шопинг вычленяется обстоятельственная сема 'с целью совершения покупок'.

13. Генетические семы указывают на происхождение денотата. В слове лиман это сема 'образованный морем', а в слове мед - 'вырабатываемый пчелами'.

14. Исторические / культурные / политические / социально-экономические и др. семы. Семантика таких слов, как орда ('военно-административная организация', 'у тюркских кочевых народов'), коллективизация ('связано с деятельностью коммунистической партии'), перестройка ('процесс изменения экономики', 'развитие демократии и гласности') не может быть описана без выделения сем этого типа.

15. Аксиологические семы. Оценка, заключенная в семантике слова, может быть как эмоциональной, так и рациональной, не связанной с эмоцией. Рациональная, объективная оценка «идет не от сердца, а от разума, от рассудка» [Петрищева, 1984, с. 143]. Подобные слова «называют определенное свойство, признак, либо положительный, либо отрицательный с точки зрения данного социального коллектива; актуализируемая ими оценка передается разумом, т. е. является рациональной, интеллектуальной, или логической, и "фиксируется" в качестве семы денотативной семантики» [Лукьянова, 1986, с. 29]. В слове богема 'слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущий беспорядочную, беспечную жизнь' компонент 'беспорядочная, беспечная жизнь'

передает рациональную, объективную оценку социального коллектива, входит в качестве аксиологической семы в денотативный макрокомпонент значения слова.

Можно выделить и другие семы.

Среди компонентов, определяющих тип семы по отношению к другим семам, можно выделить:

1. Научные/профессиональные семы содержат информацию нефилологического, научного характера. Они могут быть известны только специалистам в данной области и отражать «глубокие существенные признаки денотата, выявленные научным анализом предмета» [Попова, Стернин, 2011, с. 52]. Например, научная сема в слове яблоко 'семейство розоцветных', профессиональная ДС в слове фара - 'снабженный рефлектором'. Научные/профессиональные семы противопоставлены бытовым.

2. Вероятностные семы «отражают признаки, присущие объекту не всегда, а лишь с той или иной степенью вероятности. В словарях вероятностные семы отражаются такими единицами метаязыка, как "большей частью", "как правило", "часто", "чаще", "иногда", "в основном", "большинство"« [Попова, Стернин, 2011, с. 51]. Так, в слове препираться вероятностные ДС 'преимущественно о пустяках' при постоянной семе 'спорить'. В слове бричка 'легкая колесная повозка' вероятностная сема 'иногда крытая'. Вероятностные семы противопоставлены постоянным.

3. Альтернативные семы можно считать разновидностью вероятностных, так как эти компоненты значения указывают на конкурирующие признаки денотата. Например, в слове коттедж 'индивидуальный городской или сельский жилой дом (обычно двухэтажный) с небольшим участком земли' сема 'городской или сельский' является альтернативной, поскольку указывает на то, что коттедж может располагаться либо в городской, либо в сельской местности, но не одновременно в обоих местах. Альтернативные семы тоже можно противопоставить постоянным.

4. Сравнительные семы указывают на сходство предметов. Так, в слове землеройка помимо научной ДС 'насекомоядное млекопитающее' выделяется сравнительная ДС 'похожее на мышь'. В таком случае отдельные семы слова мышь вычленяются в семеме слова землеройка.

5. Отрицательные (негативные) семы. Наличие у денотата некоторых признаков во многих случаях предопределяет обязательное отсутствие некоторых других признаков. В таком случае говорят о негативных семах. «Словари отмечают такие семы обычно при помощи слов "лишенный", "не имеющий", "без", "не включающий", "относящийся не к...", "отсутствие чего-л.", "вне" и т. п.» [Попова, Стернин, 2011, с. 53]. В слове бобыль отрицательная сема 'не имеющий семьи', в слове киви - 'без крыльев', 'без хвоста'. Негативные семы противопоставлены позитивным.

6. Градуальные семы (семы интенсивности) различают семемы нескольких лексем по степени выраженного ими признака [Попова, Стернин, 2011, с. 57].

Градуальными семами различаются семемы слов невзрачный (нулевая интенсивность), непривлекательный (интенсивность +1), некрасивый (+2), безобразный (+3), уродливый (+4).

7. Антонимичные семы способствуют противопоставлению семем по одному признаку [Попова, Стернин, 2011, с. 57]. Например, слова верховье и низовье отличаются антонимичными семами '(расположенное) у начала реки', 'истока', 'на возвышенности' в слове верховье и '(расположенное) в конце реки', 'в устье', 'в низине' в слове низовье.

Лексическое значение слова включает разные виды сем, причем их набор индивидуален в каждом слове. Например, в слове уста при архисеме 'часть тела' дифференциальными семами являются: локативные 'расположена на лице', 'между носом и ртом по вертикали и между щеками по горизонтали', партитивные 'состоит из двух губ', 'край рта', акциональная 'подвижная', 'раскрывающаяся', функциональная 'предназначена для приема пищи и говорения', описательная научная 'кожно-мышечная складка'. Для того чтобы обучить студентов определять тип дифференциальных сем предлагается следующее задание.

Шестое задание. Опираясь на словарные дефиниции слов, вычленить в их лексическом значении разные типы дифференциальных сем (ДС). Выявить ме-таязыковые средства фиксации ДС в словарных дефинициях. Материалы для выполнения задания: арба 'в Средней Азии и на Кавказе: высокая двухколесная повозка; на Украине - четырехколесная'; бобыль 'одинокий, бессемейный человек'; богема 'слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущий беспорядочную, беспечную жизнь'; гордыня 'непомерная гордость'; дроги 'длинная телега без кузова, передок и задок которой соединены продольными брусьями'; дубасить 'сильно бить, колотить'; земля 'третья планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца, орбита которой находится между Венерой и Марсом'; зимородок 'некрупная большеголовая птица с длинным прямым клювом, живущая у воды'; колодец 'глубокая яма с отвесными стенками, обычно защищенная от обвалов срубом, служащая для добывания воды из водоносных слоев земли'; котел 'металлический сосуд округлой формы для варки пищи или кипячения воды'; коттедж 'индивидуальный городской или сельский жилой дом (обычно двухэтажный) с небольшим участком земли'; томагавк 'ударное ручное и метательное оружие североамериканских индейцев в виде топорика с длинной рукояткой'; шхуна 'парусное судно, чаще с двумя или тремя мачтами и косыми парусами' [СТСРЯ, с. 23, 48, 49, 136, 176, 177, 226, 227, 278, 294, 295, 834, 943].

Задание сопровождается образцом: канава 'неглубокий и неширокий ров' -описательные (размер) отрицательные ДС 'неглубокий', 'неширокий'; плацебо 'безвредное вещество, приготовленное в виде лекарственного препарата, но не обладающее лечебными свойствами (применяется для изучения роли внушения в лечебном эффекте)' - реляционные сравнительные ДС 'в виде лекарственного препарата'; описательные отрицательные ДС 'не обладающее лечебными

свойствами'; функциональные научные ДС 'для изучения роли внушения в лечебном эффекте'.

После дифференциальных сем нужно познакомить студентов с потенциальными семами (ПС), которые не осмысливаются в качестве существенных при изолированном рассмотрении слова, но которые могут актуализироваться во вторичных значениях слова или в его отдельных употреблениях. Так, в предложении «Лед прочный: трактор выдержит» актуализированы такие потенциальные семы слова трактор, как 'тяжелый', 'громоздкий'.

Одним из способов выявления потенциальных сем является анализ специфического контекста. Для этого предлагается выполнить следующее задание.

Седьмое задание. Определить, какие потенциальные семы реализованы у слов в данных контекстах. Материалы для выполнения задания: 1. Огромная, как море, толпа собралась на площади. 2. Жара какая, сейчас бы холодного кваску! 3. Разве этим наешься? Сейчас пельмени принесу. 4. Не люблю я эти устрицы да омары, борщ - вот это другое дело! 5. Ты ведешь себя как ребенок. 6. Расплакался, как девчонка! 7. Я вам не какой-нибудь тракторист, я институт закончил. 8. Нет, на самолете мы не полетим, доберемся поездом. 9. Очень чаю хочется!

Задание сопровождается образцом: «У тебя не дом, а барак: грязно, неуютно»; у слова барак в этом контексте актуализированы такие потенциальные семы (ПС), как 'неуютное', 'бедное', 'некомфортабельное жилье'. «Ятаблетки не ем: медом и вареньем лечусь»: ПС слова таблетки - 'вредное', 'неестественное', 'малоэффективное средство'.

К способам выявления потенциальных сем, помимо их актуализации в специфических контекстах, относится анализ семантических и словообразовательных дериватов, устойчивых оборотов. Например, потенциальными семами слова шоколад является компонент 'нечто дорогое, хорошее, ценное', который выявляется с помощью устойчивого оборота в шоколаде (быть, кататься, купаться). Специфический контекст «Этот прокурор все знает!» позволяет выявить ПС слова прокурор - 'осведомленность', 'желание все знать / во все вмешиваться', 'крайнее любопытство'. Словообразовательные дериваты слова кровь (кровные узы, кровный родственник) способствуют выявлению ПС 'родство', 'связь', 'генетическая память'. Семантические дериваты слова звезда позволяют выявить ПС 'уникальность', 'ценность', 'успех, удача'.

Чтобы отработать навык выявления потенциальных сем разными способами предлагается выполнить следующее задание.

Восьмое задание. Актуализировать потенциальные семы (ПС) слов любыми способами (включением слова в специфический контекст; приведением семантических дериватов (переносных значений) или словообразовательных дериватов, основанных на ПС, устойчивых оборотов разных типов). Материалы для выполнения задания: 1) сахар, мед, шоколад; 2) роза, полынь, фиалка, репей; 3) прокурор, колхозница, принцесса; 4) болото, туман, солнце, звезда; 5) самовар, балалайка, лапоть; 6) сердце, зуб, кровь.

На завершающем этапе анализа лексического значения слова выявляются коннотативные семы (КС) - оценочные и эмоциональные компоненты слов. Например, в слове подкаблучник 'муж, находящийся в полном подчинении у жены' вычленяются такие яркие коннотативные семы, как 'отрицательная оценка', 'неодобрение'. В некоторых словах коннотативные семы ярко выражены: голубушка, жадюга, квашня, выкаблучиваться, втемяшить. Однако есть слова, где коннотативные семы скрыты, завуалированы, но ощущаются носителями языка. Так, слова олигарх 'представитель финансово-промышленного капитала', чиновник 'государственный служащий', теща 'мать жены' имеют скрытые коннотативные семы 'отрицательная оценка', 'неодобрение'.

Девятое задание. Выявить коннотативные (яркие и скрытые) семы в структуре лексического значения слов. Назвать слова, которые коннотативных сем не имеют. Материалы для выполнения задания: писака, писанина, агрессивный, шизофреник, холоп, азиаты, умница, айболит, жид, деревенщина, фря, алкоголик, алкаш, кормилец, мизантроп, восхитительный, подкаблучник, легавый.

Семы выявляются в слове последовательно, они образуют своего рода иерархию. Самыми общими семами грамматического плана, характерными для слов одной части речи, являются категориально-грамматические семы. Так, у существительных это 'предмет', у прилагательных - 'признак', у глаголов -'действие', у числительных - 'число' и т. д.

Следующими в семантике слова вычленяются лексико-грамматические семы - семы грамматического характера, присутствующие в лексических значениях слов одной части речи, но не являющиеся одинаковыми для всех этих слов. Например, у существительных выделяются такие лексико-грамматические семы, как 'конкретность', 'абстрактность', 'вещественность', 'собирательность', у прилагательных - 'качественность', 'относительность', 'притяжательность', у глаголов - 'завершенность', 'незавершенность', 'переходность', 'непереходность', 'возвратность', 'невозвратность', у числительных - 'количественность', 'собирательность', 'дробность', 'порядковость' и т. д.

Анализ научной и учебной литературы (см., например: [Кузнецова, 1989, с. 33-35; Современный русский язык, с. 197-198; Шумских, 2013, с. 16-20; Попова, Стернин, 2011, с. 67]) позволил сформировать следующий алгоритм выявления иерархически расположенных сем в лексическом значении слова:

1. Категориально-грамматическая сема (КГС).

2. Лексико-грамматическая сема (ЛГС).

3. Архисема.

4. Дифференциальные семы (ДС), можно также определить тип ДС по смыслу (описательные, реляционные, функциональные, локативные, темпоральные, объектные, субъектные, акциональные, инструментальные, партитивные, кванторные, обстоятельственные, генетические, исторические, культурные, политические, социально-экономические, аксиологические и др.) и по отношению к

другим семам (научные/профессиональные, вероятностные, альтернативные, сравнительные, отрицательные (негативные), градуальные).

5. Потенциальные семы (ПС).

6. Коннотативные семы (КС: яркие, скрытые): аллосема 'оценка' (положительная/отрицательная), аллосема 'эмоция' (ласкательная, одобрительная, эмоция восхищения, уважительная, неодобрительная, пренебрежительная, презрительная, уничижительная, бранная, шутливая, ироническая).

Последовательно выделим все семы в слове молоко:

КГС - 'предмет'.

ЛГС - 'вещество'.

Архисема - 'жидкость'.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДС - 'белая' (описательная - цвет), 'непрозрачная' (описательная негативная - внешний вид), 'продукт питания' (функциональная - пригодность), 'обычно от коров, коз', 'иногда верблюдов' (вероятностные генетические), 'секрет - вещество, вырабатываемое железистыми клетками', 'выделяется грудными железами самок млекопитающих' (генетические научные), 'для вскармливания детенышей' (функциональная), 'после родов' (темпоральная).

ПС - 'дающее жизнь', 'основополагающее' (ср. впитать с молоком матери), 'полезное', 'питательное' (пейте, дети, молоко, будете здоровы; молоко за вредность).

КС нет.

Студентам предлагается выполнить компонентый анализ слов разных частей речи с опорой на представленную выше схему и образцы анализа2.

Десятое задание. Выполнить компонентный анализ основных значений предложенных слов. Материалы для выполнения задания: вода, зайчонок, дружить, смекалистый, лодырь, пинетки, лен, тринадцатый, вдребезги, глухой, уста, молодежь, зарянка, лиман, орда, облако.

Представленные выше задания обеспечивают семасиологический подход к анализу слова. Но, по наблюдениям лингвистов, жесткое противопоставление ономасиологии и семасиологии нецелесообразно, поэтому в анализе ряда явлений правильнее совмещать ономасиологический подход с семантическим [Куб-рякова, 1990, с. 346], что сделано, например, в задании, где студентам предлагается компонентный анализ слова, по которому надо определить само слово. Проверка этого задания осуществляется следующим способом: студент выполняет в

2

1) кляча: КГС - 'предмет'; ЛГС - 'конкретность'; архисема - 'животное'; ДС - 'лошадь' (идентификатор), 'старая', 'плохая', 'изможденная' (описательные, аксиологические ДС); ПС - 'ненужная', 'жалость', 'бедность'; КС яркие - 'отрицательная оценка' + 'пренебрежение'; 2) плюхнуться: КГС - 'действие'; ЛГС - 'завершенность', 'непереходность', 'возвратность'; архисема - 'изменение положения'; ДС - 'однократность'; 'сесть' (акциональная ДС), 'во что-нибудь' (локативная ДС), 'мягкое' / 'сырое' (описательные, альтернативные ДС), 'самому' (субъектная ДС); ПС - 'сопровождающий шум', 'неофициальная обстановка', 'раскованное состояние'; КС яркие - 'шутливое'; 3) зимний: КГС - 'признак'; ЛГС - 'относительность'; архисема - 'временная характеристика'; ДС - 'отношение' (реляционная ДС), 'ко времени года', 'к зиме' (темпоральные ДС); ПС - 'холодное', 'темное', 'белое', 'застывшее', 'отсутствие жизни'; КС нет.

качестве домашнего задания компонентный анализ выбранного им слова, а затем зачитывает его на семинарском занятии. Группа определяет, компонентный анализ какого слова был представлен. Чем более точно был выявлен набор сем, тем быстрее и легче будет определено слово.

Одиннадцатое задание. Определить, компонентный анализ каких слов здесь представлен. Выполнить компонентный анализ любого слова. Материалы для задания3: 1. КГС - 'предмет'; ЛГС - 'конкретность'; Архисема - 'животное'; ДС - 'млекопитающее', 'жвачное', 'травоядное', 'парнокопытное', 'домашнее', 'семейства полорогих', 'с густой волнистой шерстью', 'самец'; ПС -'глупость', 'упрямство'; КС скрытые к ПС - 'отрицательная оценка' + 'пренебрежение '. (Выполнен компонентный анализ слова баран). 2. КГС - 'действие'; ЛГС - 'незавершенность', 'непереходность', 'невозвратность'; Архисема - 'речевая деятельность'; ДС - 'говорить', 'очень быстро', 'много', 'непонятно', 'нелогично', 'о пустяках'; ПС - 'темпераментная речь', 'легкомысленность', 'несвязность', 'чаще о женщине'; КС - 'отрицательная оценка' + 'неодобрение/насмешка'. (Выполнен компонентный анализ слова тараторить). 3. КГС -'признак'; ЛГС - 'качество'; Архисема - 'характеристика холодного оружия / металлического предмета'; ДС - 'отточенный/заточенный', 'хорошо режущий/колющий ', 'суживающийся к концу/краям'; ПС - 'способный ранить/убить', 'требующий внимания/осторожности'; КС нет. (Выполнен компонентный анализ слова острый).

II. Частичный состав семного членения.

Частичный состав сем может приводиться при сопоставлении семантики слов, находящихся между собой в парадигматических отношениях, - омонимических, синонимических, антонимических, гиперо-гипонимических. Например, во время применения семантического критерия разграничения омонимии и полисемии для доказательства омонимичности слов сравнивается их семный состав: донести 1 - 'перемещение', 'объекта', 'из одного места в другое', 'в конечный пункт', 'взять в руки / взвалить на себя', 'завершенность'; донести 2 - 'речевая деятельность', 'сообщение', 'адресату (власть, начальство)', 'что-либо тайное', 'содержащее обвинение кого-либо в чем-либо', 'разглашение секретов'. Делается вывод, что слова-омонимы не имеют общих сем.

При сравнении слов-синонимов выявляются несовпадающие семы. Например, в синонимическом ряду горевать, скорбеть, сокрушаться, убиваться при общих семантических компонентах 'эмоциональное состояние', 'испытывать

3 О бр а з е ц: КГС - 'действие'.

ЛГС - 'незавершенность', 'переходность', 'невозвратность'. Архисема - 'созидательная деятельность'.

ДС - 'создавать', 'сооружение' / 'здание', 'воздвигать', 'стены', 'перекрытия', 'потолок', 'крышу'. ПС - 'полезная деятельность', 'созидание'. КС нет.

Выполнен компонентный анализ слова строить.

чувство', 'горя', 'горести' выявляются несовпадающие семы 'испытывать страдание', 'о чем-то важном, значительном' в глаголе скорбеть, 'по поводу неудачи, ошибки, беды' в глаголе сокрушаться, 'испытывать отчаяние' в глаголе убиваться, а также сема интенсивности во всех глаголах, кроме горевать.

При сопоставлении слов-антонимов важным оказывается выявление общей семы, по которой происходит противопоставление. Например, антонимы альтруизм и эгоизм совпадают в семе 'жизненная позиция, отношение к себе и другим людям' и противопоставляются семами 'направленная на других' - 'направленная на себя', 'деятельность в интересах ближнего' - 'деятельность в собственных интересах'.

Все рассмотренные примеры приведены в образцах к заданиям в учебно-методическом пособии автора [Урманчеева, 2021а] (№ 40, 50, 59).

Л. М. Васильев различает эксплицитные и имплицитные компоненты значения. Эксплицитными (явно выраженными) называют такие компоненты, которые имеют явное формообразовательное, словообразовательное или лексико-семантическое выражение. Имплицитные (скрытые) компоненты значения не имеют самостоятельного явного выражения в формальной лексико-грамматической структуре языка, они выражаются синкретически [Васильев, 2009, с. 98]. В слове бронхит сема 'заболевание' эксплицирована суффиксом -ит, в ЛЕ недожарить сема 'недоведение до нормы' эксплицирована префиксом недо-, а в слове мамуля положительные ласкательные коннотативные семы выражены суффиксом -ул'. Выявлению в словах эксплицитных сем способствует следующее задание.

Двенадцатое задание. Выявить в словах эксплицитные семы, установить корреляцию между семами и аффиксами4. Найти примеры коннотативных сем. Материалы для задания: зазвонить, толстуха, слоненок, королевич, сверхопытный, помидорчик, понятливый, розарий, достроить, перестроить, надстроить, чемпионат, сельчанин, чересседельник, подсвинок, пальтишко, носище, миллиардер, болячка, бабуля, психоз, олимпиада, принцесса, воротца.

Работа по выявлению минимальных компонентов значения способствует, в том числе, усвоению лексических норм русского языка, например, такого явления, как плеоназм. В словосочетании в апреле месяце выявляется избыточная сема 'месяц' благодаря компонентному анализу слова апрель 'четвертый месяц года' (семантика всего словосочетания: <в четвертом месяце года месяце>). В выражении взлететь вверх избыточной является локативная сема направления 'вверх', поскольку взлететь - 'переместиться вверх' (в таком случае значение всего словосочетания следующее: <переместиться вверх вверх>).

Тринадцатое задание. Выявить избыточные семы в данных словосочетаниях. Указать, в каких словосочетаниях наблюдается нарушение лексических норм (явление плеоназма). Материалы для задания: плыть по воде, в определен-

4 О бр а з е ц: зайчатина - суффикс -атин- коррелирует с ДС 'мясо животного', эта сема является эксплицитной.

ный период времени, войти внутрь, своя автобиография, отступить назад, громко крикнуть, старый ветеран, свободная вакансия, памятный сувенир, сильный ливень, дешевые цены, идти ногами, купить за деньги, суп-харчо, самый оптимальный, жестикулировать руками, совместное сотрудничество.

Заключение. Основные выводы и методические рекомендации по выполнению компонентного анализа были сделаны в подготовленной к публикации статье автора «Компонентный анализ и методика его проведения на занятиях по лексикологии в вузе». Настоящая статья имеет целью обеспечить приведенные методические рекомендации конкретным дидактическим материалом с образцами, подробными комментариями и сведениями теоретического характера.

Итак, необходимо разделять полный и частичный составы семного членения и использовать при этом разные процедуры анализа. Полный состав семного членения предполагает последовательное выявление иерархически расположенных сем: категориально-грамматическая сема - лексико-грамматическая сема -архисема - дифференциальные семы - потенциальные семы - коннотативные семы; применяется при полном лексико-семантическом анализе слова. Умение выявлять каждую из обозначенных сем формируется в процессе выполнения пропедевтических, иллюстративных, закрепительных, повторительно-обобщающих и творческих упражнений (задания с первого по одиннадцатое). По преобладающему виду деятельности это в основном аналитические упражнения. При этом специфика процедуры компонентного анализа заключается в том, что необходимо реализовывать как семасиологический (от формы к содержанию), так и ономасиологический подход (от содержания к форме).

Частичный состав семного членения необходим при анализе слов, находящихся в парадигматических отношениях: синонимов, антонимов, омонимов, согипонимов и др. Как правило, в этих случаях выявляются только семы лексического характера -архисема и дифференциальные семы. Анализ экспрессивной лексики требует выявления коннотативных сем. Такие задания приведены в учебно-методическом пособии автора [Урманчеева, 2021а, б], в статье описаны обобщенно.

Изучение любого раздела современного русского языка осуществляется в обеспечении взаимосвязи с другими разделами языкознания. Освоение методики компонентного анализа затрагивает не только собственно лексикологические темы (экспрессивная маркированность слов, фразеология и др.), но и темы, связанные со словообразованием (12-е задание), культурой речи и лексическими нормами (13-е), морфологией (11-е) и шире - с любыми науками, сведения из которых могут быть интерпретированы как научные семы.

Последовательная, систематическая работа по выявлению сем разного типа в процессе изучения лексики русского языка способствует формированию устойчивого навыка компонентного анализа, который необходим не только на занятиях по лексикологии, но и в научно-исследовательской работе студентов как один из методов лексико-семантического анализа слова. Предлагаемый комплекс заданий и упражнений успешно применяется (с регулярными корректировками) на

протяжении 20 лет как одно из оптимальных решений освоения методики компонентного анализа.

Список сокращений

СОШ - Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН; 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.

СТСРЯ - Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. М.: Ридерз Дайджест, 2004. 960 с.

Список источников

1. Васильев, 2009 - Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика : учебное пособие. 2-е изд., доп. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 192 с.

2. Вендина, 1998 - Вендина Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М.: Индрик, 1998. 240 с.

3. Кубрякова, 2000 - Кубрякова Е. С. Ономасиология // Языкознание : большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 688 с.

4. Кузнецова, 1989 - Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка : учебное пособие для филол. фак. ун-тов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1989. 216 с.

5. Лукьянова, 1986 - Лукьянова Н. А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1986. 227 с.

6. Петрищева, 1984 - Петрищева Е. Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. М.: Наука, 1984. 222 с.

7. Попова, Стернин, 2011 - Попова З. Д., Стернин И. А. Лексическая система языка: Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы описания : учебное пособие. 3-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 176 с.

8. Современный русский язык - Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : учебник для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Морфемика. Словообразование / под ред. Е. И. Дибровой. М.: Академия, 2008. 480 с.

9. Толстой, 1968 - Толстой Н. И. Некоторые проблемы сравнительной славянской семасиологии // Славянское языкознание: VI-й Международный съезд славистов : доклады советской делегации. М.: Наука, 1968. С. 339-365.

10. Урманчеева, 2021а - Урманчеева И. С. Лексикология современного русского языка : учебно-методическое пособие : в 2 ч. Ч. 1. Практикум. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2021. 88 с.

11. Урманчеева, 20216 - Урманчеева И. С. Лексикология современного русского языка : учебно-методическое пособие : в 2 ч. Ч. 2. Контрольно-измерительные материалы. Теоретический инструментарий. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2021. 78 с.

12. Шумских, 2013 - Шумских Е. А. Лексика и фразеология современного русского языка : практикум. М.: МИГУ, 2013. 136 с.

List of abbreviations

SOCH - Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory Dictionary of the Russian Language / Russian Academy of Sciences. M.: AZB, 1995. 928 p.

STSRY - Modern Explanatory Dictionary of the Russian Language. M.: Readers Digest, 2004. 960 p.

References

1. Vasil'ev, 2009 - Vasil'ev L. M. Sovremennaya lingvisticheskaya semantika [Modern linguistic semantics]. Moscow: Book House «LIBROCOM», 2009. 192 p. (In Russ.)

2. Vendina, 1998 - Vendina T. I. Russkaya yazykovaya kartina mira skvoz' prizmu slovoobrazovaniya (makrokosm) [Russian language picture of the world through the prism of word formation (macrocosm)]. Moscow: Indrik Publishing House, 1998. 240 p. (In Russ.)

3. Kubryakova, 2000 - Kubryakova E. S. Onomasiology. Yazykoznanie : eol'shoj enci-klopedicheskij slovar' [Linguistics. Great Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Bol'shaya Ros-sijskaya enciklopediya, 2000. 688 p. (In Russ.)

4. Kuznecova, 1989 - Kuznecova E. V. Leksikologiya russkogo yazyka [Lexicology of the Russian language]. Moscow: Higher school Publ., 1989. 216 p. (In Russ.)

5. Luk'yanova, 1986 - Luk'yanova N. A. Ekspressivnaya leksika razgovornogo upotrebleniya [Expressive vocabulary of colloquial use]. Novosibirsk: Science Publ., 1986. 227 p. (In Russ.)

6. Petrishcheva, 1984 - Petrishcheva E. F. Stilisticheski okrashennaya leksika russkogo yazyka [Stylistically colored vocabulary of the Russian language]. Moscow: Nauka Publ., 1984. 222 p. (In Russ.)

7. Popova, Sternin, 2011 - Popova Z. D., Sternin I. A. Leksicheskaya sistema yazyka : Vnutrennyaya organizaciya, kategorial'nyj apparat i priemy opisaniya [Lexical system of language : Internal organization, categorical apparatus and methods of description]. Moscow: Book House «LIBROCOM», 2011. 176 p. (In Russ.)

8. Sovremennyj russkij yazyk - Sovremennyj russkij yazyk. Teoriya. Analiz yazykovyh edinic [Modern Russian. Theory. Language Unit Analysis]. Moscow: Publishing Center «Academy», 2008. 480 p. (In Russ.)

9. Tolstoj, 1968 - Tolstoj N. I. Some problems of comparative Slavic semasiology. Slavyanskoe yazykoznanie: VI-j Mezhdunarodnyj s»ezd slavistov : doklady sovetskoj delegacii [Slavic linguistics. VI International Congress of Slavists: reports of the Soviet delegation]. Moscow: Nauka, 1968. Pp. 339-365. (In Russ.)

10. Urmancheeva, 2021a - Urmancheeva I. S. Leksikologiya sovremennogo russkogo yazyka. CHast' 1. Praktikum [Lexicology of the modern Russian language. Part 1. Workshop]. Syktyvkar: Publishing house of SSU named after Pitirim Sorokin, 2021. 88 p. (In Russ.)

11. Urmancheeva, 2021b - Urmancheeva I. S. Leksikologiya sovremennogo russkogo yazyka. CHast' 2. Kontrol'no-izmeritel'nye materialy. Teoreticheskij instrumentarij [Lexicology of the modern Russian language. Part 2. Control and measuring materials. Theoretical Toolkit]. Syktyvkar: Publishing house of SSU named after Pitirim Sorokin, 2021. 78 p. (In Russ.)

12. Shumskih, 2013 - Shumskih E. A. Leksika i frazeologiya sovremennogo russkogo yazyka. Praktikum [Vocabulary and phraseology of the modern Russian language. Workshop]. Moscow: MPGU, 2013. 136 p. (In Russ.)

Информация об авторе /Information about the author

Урманчеева Ирина Серафимовна

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской филологии, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

167001, Россия, Сыктывкар, Октябрьский пр., 55

Irina S. Urmancheeva

Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian Philology, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University

55, Oktyabrsky Prosp., Syktyvkar, 167001, Russia

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.02.2023

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.03.2023

Принята к публикации / Accepted for publication 27.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.