Научная статья на тему 'Комплекс виртуальных лабораторных работ по преобразовательной технике'

Комплекс виртуальных лабораторных работ по преобразовательной технике Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
290
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Гельман М. В., Брылина О. Г., Дудкин М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс виртуальных лабораторных работ по преобразовательной технике»

резервирования может быть повышена за счет увеличения числа релейных элементов МРП и каналов «ТРН-ТЭН».

Таким образом, в предлагаемой системе управления достигается автоматическое включение ТЭН и повышается надежность работы технологической установки в целом. Это обусловлено тем, что Л1-Л3 обеспечивают «введение» ТРН1 -3 в прямой канал замкнутого контура МРП по логической функции «ИЛИ», характеризующей степень готовности (или аварийного состояния) элементов системы, первоначально находящихся вне этого замкнутого канала регулирования. В результате система приобретает свойства адаптации к аварийным отключениям не только элементов МРП, но и силового оборудования «ТРН-ТЭН». Реализация основных законов регулирования на основе МРП, например, интегральн6ого, пропорционально-интегрального и др. рассмотрены в работе [2].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Осипов О.И. Техническое диагностирование автоматизированного электропривода постоянного тока: Дис. докт. техн. наук.- Челябинск: ЧПИ, 1995.- 405 с.

2. Терещина О.Г. Электроприводы с параллельными каналами регулирования на основе многозонных интегрирующих развертывающих преобразователей. Дис. к.т.н., Челябинск: ЮУрГУ, 2007, - 235с.

3. Цытович Л.И. Многозонный развертывающий преобразователь с адаптируемой в функции неисправности активных компонентов структурой // Приборы и техника эксперимента. - М.: АН СССР , 1988.- №1.-С.81-85.

4. А.с. № 1336039 СССР, 00607/12. Многозонный развертывающий преобразователь / Л.И. Цытович. - № 4058307/24; заявл. 19.02.86; опубл. 03.04.87, Бюл. №25.

УДК 621.314(07)

М.В. Гельман, О.Г. Брылина, М.М. Дудкин

(Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected])

КОМПЛЕКС ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ

На кафедре «Электропривода и автоматизации промышленных установок» Южно-Уральского государственного университета при изучении курса «Преобразовательная техника» используется автоматизированный лабораторный комплекс, разработанный совместно кафедрой и

ООО НПП «Учтех-Профи». Он охватывает практически все типы устройств преобразовательной техники. Достаточное количество стендов обеспечивает фронтальное проведение работ.

Безусловное преимущество физических моделей - обучение студентов работе с электротехническими устройствами. Однако физические модели имеют ряд недостатков:

1) при малых мощностях современных стендов практически невозможно обеспечить соотношения, справедливые для мощных преобразователей;

2) опасно изучать аварийные режимы;

3) невозможно обеспечить доступ к любому узлу схемы, ограничено число датчиков и каналов измерения;

4) трудно или невозможно развивать лабораторные работы;

5) ограничены возможности исследования при применении промышленного оборудования и т.п.

Полезно дополнить физическое моделирование виртуальным (имитационным) моделированием [1, 2, 3].

Поэтому на кафедре «Электропривод и автоматизация промышленных установок» в рамках курсов «Физические основы электроники» и «Преобразовательная техника» цикл лабораторных работ на физических стендах дополнен идущим параллельно циклом с использованием математических моделей, созданных в среде Ма^аЬ+ЭтиПпк [3-5].

Достоинства виртуального моделирования:

1) возможность исследования преобразователей с параметрами, соответствующими любой мощности, что обеспечивает возможность получения реальных характеристик;

2) возможность изменения параметров исследуемых систем в широких пределах, включая аварийные режимы работы;

3) доступность измерения параметров практически любого узла схемы;

4) простота реализации любых сложных измерений (спектрального состава, составляющих мощности, коэффициентов несинусоидальности, гармоник, КПД);

5) гибкая, легко изменяемая структура;

6) возможность индивидуализации обучения (большое число вариантов любой сложности);

7) простота и дешевизна развития лабораторных работ после начальных вложений.

Наличие физических моделей позволяет легко проверить адекватность виртуальных.

Лабораторный комплекс включает в себя работы посвященные исследованию: однофазных и трехфазных управляемых и неуправляемых выпрямителей, ведомых инверторов, реверсивных преобразователей,

преобразователей постоянного напряжения, автономных инверторов напряжения, преобразователей частоты, обратимых преобразователей напряжения (активных выпрямителей).

Проведение виртуальной лабораторной работы подразумевает наличие двух этапов:

1. Выполнение предварительного домашнего задания:

а) изучение теоретического материала по соответствующей теме курса;

б) расчет основных параметров изучаемой системы и построение характеристик (регулировочных, внешних или энергетических) по приближенным формулам, полученным при общепринятых допущениях [6].

2. Экспериментальное исследование на базе виртуальных моделей.

Таким образом, виртуальные работы значительно расширяют возможности исследования.

Например, существенные трудности при знакомстве с трехфазными автономными инверторами напряжения (АИН) вызывает изучение способов ШИМ, особенно самого применяемого на сегодняшний день -с формированием фазных напряжений с помощью пространственного вектора. Соответствующая виртуальная лабораторная работа на базе одной силовой схемы трехфазного АИН, знакомит студентов c тремя способами импульсной модуляции [6]:

1 способ - с формированием напряжений на выводах по отношению к средней точке источника питания;

2 способ - с формированием фазных токов на основе релейного регулирования (ЧШИМ);

3 способ - с формированием фазных напряжений с помощью пространственного вектора.

Структуры созданных моделей при различных способах импульсной модуляции отличаются, прежде всего, системами управления. На рис. 1 приведена модель для случая моделирования АИН с формированием фазных напряжений с помощью пространственного вектора (3 способ).

Вентильный блок УВ(кот), имитирует работу трехфазного моста (на базе ЮВТ-транзисторов, шунтированных встречными диодами). На основе применения понятия эквивалентных противо-ЭДС он позволяет учесть коммутационные потери в транзисторах без существенного увеличения времени расчета.

L

Ud.id.Pd

id. idi

IA

(JW.Urt(l).Ku

Pr.

KPD. Cw Fi

Lpt1)

Ü.A lHl)

- PD

«1.® CM FI

DHpfay

Lr4-;--| I ri;-

U0

CMFIrTdr.iU)

Рис. 1. Виртуальная модель для исследования трехфазного АИН с формированием фазных напряжений с помощью пространственного

вектора и ШИМ

Основные параметры блоков входящих в состав АИН, представленного на рис. 1, а также для двух других способов формирования импульсной модуляции представлены в табл. 1.

В табл. 1 приняты следующие условные обозначения:

- параметры управления:

ц - коэффициент модуляции (0 < ц < 1); 1нес, кГц - несущая частота; AI - ширина токового коридора; Ilm, A - амплитуда тока на входе АИН;

- параметры силовой схемы:

Ed, B - ЭДС источника питания (IP);

R, Ом - внутреннее сопротивление источника питания (IP);

Cf, мкФ - емкость входного фильтра;

f, Гц - частота выходного напряжения;

Rh, Ом; Lh, Гн - параметры активно-индуктивной нагрузки.

Осцилограммы токов и напряжений, иллюстрирующие работу АИН, полученные при трех описанных выше способах импульсной модуляции, приведены на рис. 2 - рис. 4. Для лучшего рассмотрения протекающих процессов, осциллограммы были сняты при пониженной несущей частоте (fmrnvi = 500 Гц) или расширенном токовом коридоре.

Основные параметры трехфазного АИН

Таблица 1

Способ правления 1 способ 2 способ 3 способ

Наименование^^

з § 0.9 - 0.9

I £ fнЕc,кГц 5 - 5

Д! - 0.01 -

с ^ 11т, А - 2.14 -

о Еа, В 200

¡5 I -0 ш О- X Р Ом 1

С^ мкФ 1000

н о f, Гц 50

(Рн, Ом 25

с Ьн, Гн 0.1

¡а,¡а1

11 тт _1_ ы # _ у ри иу И #1 \ щ

., 1 -м. ГШ 1 У 1 , и_АЕ 5, и_АВ Ш: 1) ЕНЯ ^ппг ■ ии

ыъ Л в и г ш и_А, и_А(1 МГт ии <4 И I- щ и:......1...._

¡А

Рис. 2. Осциллограммы работы трехфазного АИН с формированием напряжений на выводах по отношению к средней точке источника питания

¡а,¡а1

1 Г5 ;гг Л Л. Л

Рис. 3. Осциллограммы работы трехфазного АИН с формированием фазных токов на основе релейного регулирования

¡С|, ¡С11

__I_1_I_11_I_11_I_5_

и_АВ, и_АВ(1)

_I_I_I_I_I_I_I_I_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и_А, и_А(1)

I -

Рис. 4. Осциллограммы работы трехфазного АИН с формированием фазных напряжений с помощью пространственного вектора

На осциллограммах (рис. 2 - рис. 4) приняты следующие условные обозначения:

¡с1, ¡с11 - ток, потребляемый от источника питания и ток на входе АИН

после конденсатора (С1); иу - напряжение на вентиле;

и_АВ, и_АВ(1) - линейное напряжение и его 1-я гармоника;

и_А, и_А(1) - фазное напряжение и его 1-я гармоника; ¡А - ток фазы А.

Для возможности сравнения (численного) полученных результатов в табл. 2 приведены основные показания, снятые с дисплеев моделей АИН при трех способах импульсной модуляции.

Таблица 2

Результаты исследования АИН при 3 способах импульсной модуляции

—-^^Вид ШИМ * Параметры^ — 1 способ 2 способ 3 способ

ис, В 199.07 199.07 198.7

1С, А 0.91 0.93 1.28

РС, Вт 185.31 184.9 250.2

1п, А 1.516 1.506 1.781

1п(1), А 1.515 1.506 1.78

Ю 0.00737 0.00502 0.00582

ип!, В 113.19 155.001 138.2

ип!(1), В 105.32 104.702 123.8

Ки 0.83 1.05 0.6582

Рп, Вт 172.2 170.1 237.8

п 0.92 0.915 0.9466

СОБ ф 0.62 0.62 0.6227

пвкл 4997 7501 3295

В табл. 2 приняты следующие условные обозначения: Ш, В, И, А - напряжение и ток, потребляемый от источника питания; Рс1, Вт - мощность потребляемая от источника питания; 1п, А, 1п (1), А - действующее значение тока, протекающего через нагрузку, и его первой гармоники; К - результирующий коэффициент гармоник тока; ип1, В, 0п!(1), В - действующее значение линейного напряжения на нагрузке и его первой гармоники;

Ки - коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения; Рп, Вт - активная мощность на выходе АИН; П - коэффициент полезного действия АИН; Соб ф - косинус угла сдвига;

пВкл - количество включений транзистора (п_ук!, в соответствии с рис. 1).

На рис. 5 и рис. 6, приведены внешние и энергетические характеристики АИН, построенные с помощью графопостроителей при двух способах модуляции: АИН с формированием напряжений на выводах по отношению к средней точке источника питания (рис. 5) и с формированием фазных напряжений с помощью пространственного вектора (рис. 6).

Из табл. 2 видно, что при одинаковой несущей частоте самая низ-

кая частота коммутации транзисторов характерна для третьего способа управления работой АИН, следовательно, КПД в этом случае будет также максимальным.

0.6

01-.-■-.-] 0.5-'-'-'-

0 0.5 1 1.5 2 о 0.5 1 1.5 2 1п(1),А |П(1)

Рис. 5. Внешние 1_1л(1)=фл(1)) и энергетические КПД=фл(1)) характеристики АИН с формированием напряжений на выводах по отношению к средней точке источника питания (1 способ) и АИН с формированием фазных напряжений с помощью пространственного вектора (3 способ)

В соответствии с табл. 2 и рис. 5 у трехфазного АИН при формировании фазных напряжений с помощью пространственного вектора обеспечивается наибольшая величина выходного напряжения, наивысший КПД (из-за минимальной частоты коммутаций транзисторов) при высокой синусоидальности тока и минимальном содержании гармоник в напряжении.

Таким образом, полученные результаты, представленные в виде осциллограмм (рис. 2 - рис. 4), численных значений (табл. 2) и характеристик (рис. 5) наглядно убеждают студентов в преимуществах формирования фазных напряжений с помощью пространственного вектора, а также помогают осмыслить критерии сравнения.

В заключении следует отметить, что виртуальные лабораторные работы проводятся фронтально.

Как показала практика, проведение виртуальных лабораторных работ превращает общение преподавателя со студентами в творческий процесс, появляется возможность оперативного обмена мнениями и удобного общения сразу со всеми участниками группы (1015 человек). Виртуальное моделирование также дает возможность легко изменять ход работы, например, преподаватель или сами студенты ставят вопросы и отвечают на них, проведя эксперименты, если не могут ответить на них на основе своих знаний.

Возможность сочетания виртуальных лабораторных работ и лабораторных работ, выполняемых на физических стендах [4, 5], позволяет повысить качество обучения, а также развить интерес у учащихся.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

5. Герман-Галкин С.Г. Силовая электроника: лабораторные работы на ПК. СПб.: КОРОНА принт, 2007. - 300с.

6. Герман-Галкин С.Г. МаАаЬ & 81ти!1пк. Проектирование механо-тронных систем на ПК. - СПб.: КОРОНА-Век, 2008. - 368 с.

7. Гельман М.В., Хроменков М.А. «Комплекс лабораторных работ по курсу Преобразовательная техника на основе компьютерного моделирования» // Электротехнические системы и комплексы: МежВУЗовский сборник научных трудов. Выпуск 6 / Под. Ред. А.С. Сарварова, К.Э. Одинцова. - Магнитогорск: МГТУ, 2001. - С. 221 - 225.

8. Гельман М.В., Хусаинов Р.З., Дудкин М.М., Терещина О.Г. Комплексный автоматизированный стенд для изучения физических основ электроники и преобразовательной техники // Вестник ЮУрГУ. Серия «Энергетика». - 2007. - Вып.7. №12(84). - С. 19-24.

9. Гельман М.В., Хусаинов Р.З., Дудкин М.М., Терещина О.Г. Совместное применение физического и виртуального моделирования при изучении устройств преобразовательной техники // Электромеханика. Известия вузов. вып. 5. Новочеркасск 2007. - С.62-65.

10. Электротехника: учеб. пособие для вузов: в 3 кн. Кн. II. Электрические машины. Промышленная электроника. Теория автоматического управления / под ред. П.А. Бутырина, Р.Х. Гафиятуллина, А.Л. Шестакова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. -711с.

УДК 62-83:621.313.333

Вечёркин М.В., Сарваров А.С., Елисеева Е.Е. (Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова [email protected])

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПУСКА ВЫСОКОВОЛЬТНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ПОМОЩЬЮ ТРАНСФОРМАТОРНО-ТИРИСТОРНОГНО ПУСКОВОГО УСТРОЙСТВА

В работе [1] показана возможность применения трансформаторно-тиристорного пускателя для плавного пуска высоковольтных асинхронных электроприводов.

Создание опытного образца высоковольтного пускателя требует предварительной оценки характеристик и возможностей устройства. Эффективным инструментом такой оценки является пакет МаАаЬ и его расширение 81тиНпк.

В этом пакете была создана модель системы «трансформаторно-тиристорный пускатель - двигатель», показанной на рис. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.