УДК 37.016:811.1 ББК Ш12/8-9
ГСНТИ 14.35.09
Код ВАК 13.00.02; 13.00.01
Яковлева Валентина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионально-ориентированного языкового образования, Институт иностранных языков, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ АУДИРОВАНИЮ: СОВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессионально ориентированное аудирование; аутентичные аудиоматериалы; комплекс упражнений.
АН НОТАЦИЯ. Рассматриваются комплексы упражнений для обучения иноязычному профессионально ориентированному аудированию с использованием аутентичных аудиоматериалов.
Yakovleva Valentina Anatolievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Professionally-oriented Education, Institute of Foreign Languages, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
KEY WORDS: listening comprehension for specific purposes; audio-authentic materials; complex of exercises.
ABSTRACT. The article deals with the problem of using authentic teaching audio-materials. The author focuses on the complex of the listening and comprehension exercises for specific purposes.
П
роблема создания системы упражнений для обучения профессионально ориентированному аудированию является объектом исследования многих ученых, методистов, однако до сих пор этот вопрос остается актуальным.
Комплекс упражнений, предложенный для формирования и совершенствования навыков и умений профессионально ориентированного аудирования, включает упражнения, предназначенные для формирования и развития речевых и языковых навыков. Классификация неречевых и речевых упражнений С. Ф. Шатилова была положена в основу данного комплекса. Типы упражнений были определены согласно последовательности работы над аудиотекстами.
I этап предполагает упражнения на антиципацию, т. е. упражнения на снятие языковых и содержательных трудностей, соответствующие неречевым упражнениям согласно классификации С. Ф. Шатилова [3]. Эти упражнения проводятся до прослушивания аудиотекста и сначала занимают значительное место в процессе работы над текстом, затем их количество постепенно сокращается и постепенно приближается к нулю. II этап нацелен на развитие понимания основного содержания, уточнение деталей, способствует формированию понимания всего текста. По классификации С. Ф. Шатилова условно-речевые упражнения должны включать все, что связано с ситуацией (место, время, действующие лица, описание, образ действия). Согласно терминологии И. М. Ивановой, эти упражнения могут называться формирующими. III
этап предполагает подлинно речевые, или креативные упражнения (С. Ф. Шатилов).
В соответствии с данным подходом нам представляется целесообразным выделить следующие виды упражнений для обучения профессионально ориентированному аудированию [2].
1. Упражнения на антиципацию — языковые - фонетические, лексические, грамматические, содержательные (название, место, время, автор). Языковые упражнения проводятся перед первым прослушиванием аудиотекста. Формирующие упражнения направлены на последующее понимание, а также на запоминание полученной информации (время, место, событие, действующие лица, описания факта или события). Дополнительной информацией являются индивидуальные особенности, например, описание какого-либо прибора, инструкция к его использованию, область применения, стоимость. Формирующие упражнения проводятся после прослушивания текста. В процессе работы над этими упражнениями формируется глобальное, селективное и детальное понимание. Глобальное понимание - это понимание информации в целом, без деталей. Селективное понимание - подразумевает вид профессионально ориентированного понимания, предполагающий умение выбрать нужную профессионально значимую информацию, понять ее, запомнить и использовать в дальнейшей профессиональной деятельности. Рекомендуется задавать более подробные вопросы на понимание текста в упражнениях данного вида.
© Яковлева В. А., 2014
2. Профессионально-деятельностные упражнения (условно-речевые и речевые упражнения по аудиотексту) подготавливают возможность свободного, творческого профессионального общения. Наблюдается прогрессия относительно степени свободы устно-речевого высказывания внутри профессионально-деятельностных упражнений: от более кратких и регламентированных высказываний по прослушанной, понятой и усвоенной информации - к более свободным творческим высказываниям. Профессионально-деятельностные упражнения повторяют ситуации профессионально ориентированного общения. Рекомендуется отразить в них как можно больше ситуаций профессионально ориентированного общения. Профессионально-деятельностные упражнения делятся на оценочные и структурно-функциональные упражнения и являются ведущим видом упражнений.
3. Креативные, или подлинно речевые, упражнения предполагают выход в монологическую и диалогическую речь и умение оценить факт, событие, какое-либо явление в подлинно коммуникативной ситуации. Представляется целесообразным распределять упражнения следующим образом: формирующие упражнения - 5040%; профессионально-деятельностные упражнения - 20-45%; упражнения на антиципацию - 30-10%; креативные - 0-5%.
На основе теоретических исследований В. П. Беспалько, Н. Д. Гвольсковой, Н. И. Гез, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассова, В. П. Фурмановой, А. Е. Чикуновой [1] был разработан специальный комплекс упражнений с использованием аутентичных видеоматериалов на основе принципов совершенствования когнитивной сферы студентов, соблюдения этапов развития социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку, комплексности развития социокультурной компетенции студентов при обучении, преемственности и последовательности упражнений.
Комплекс упражнений с использованием аутентичных видеоматериалов для развития социокультурной компетенции в сфере профессиональной коммуникации должен соответствовать следующим методическим требованиям: быть нацеленным на усвоение социокультурно и профессионально значимых знаний, на формирование навыков и умений социокультурной компетенции, на развитие и совершенствование умений и на-
выков всех видов речевой деятельности, на активизацию взаимодействия студентов в парной и групповой формах работы, на развитие потенциальных творческих способностей в процессе самостоятельной работы, на вовлечение в учебный процесс максимального количества студентов (независимо от уровня подготовки), на соблюдение принципа от простого к сложному.
Для создания комплекса упражнений, направленного на развитие социокультурной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку и отвечающего критерию системности, необходимо следовать перечисленным принципам и требованиям.
Результативность упражнений во многом зависит от методики их проведения.
Многочисленные современные методики работы с аутентичными видеоматериалами рассматривают от 2 до 10 этапов (Н. В. Барышников, Г. Г. Жоглина, В. В. Сафонова, К. Эдельхофф, Л. Я. Яковлева). Тематика и вид видеоматериалов определяют количество этапов, подбор заданий, упражнений. А. Е. Чикунова предлагает 4-х этапную модель работы с аутентичными видеоматериалами, которая включает: предварительный этап (дотекстовый), этап непосредственной работы с видеоматериалом (текстовый), этап обсуждения (послетек-стовый), креативно личностно ориентированный (творческий).
В процессе работы над упражнениями предполагается выполнение следующих видов заданий: перевод заголовка, интерпретация аббревиатур, ознакомление с социокультурным комментарием, создание ассоциативных рядов, группировка слов по смыслу, тематике, формальным признакам, запись ключевых слов, фраз, определение значений слов по словарю, ответы на вопросы, заполнение пробелов, пропусков, ознакомление с пословицами, фразеологизмами, отражающими идею, содержащуюся в материале и подбор соответствия к ним на родном языке, составление предложений с социокультурно маркированными единицами, тестовые задания, интерпретация вспомогательной информации дополнительных материалов (таблицы, графики, статистики, рисунки, фото, вывески, открытки, приглашения).
Предлагаемый комплекс упражнений способствует постоянному обогащению профессиональных знаний с последующим их применением в профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сергеева Н. Н., Чикунова А. Е. Аутентичные видеоматериалы как средство развития социокультурной компетенции студентов неязыкового вуза: классификация, комплекс упражнений, этапы работы // Педагогическое образование в России / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. № 1. С.147-158.
2. Сергеева Н. Н., Яковлева В. А. Иноязычное профессионально-ориентированое аудирование в системе профессионального образования: современные средства и методы : монография ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012.
3. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1986.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. Е. А. Казакова.